Научная статья на тему 'Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве. На примере музея «Разночинный Петербург»'

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве. На примере музея «Разночинный Петербург» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1066
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОЧИННЫЙ ПЕТЕРБУРГ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / НЕДЕЛЯ «КУЛЬТУРА ДЕТЯМ» / «МУЗЫКА В МУЗЕЕ» / МУЗЕЙ + ТЕАТР / СВОБОДНЫЙ ДОСТУП / DIFF ERENT RANKS ST. PETERSBURG / WEEK «CULTURE TO CHILDREN» / «MUSIC IN MUSEUM» / MUSEUM+THEATRE / MEMORIAL MUSEUM / FREE ENTRANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хрустова Елена Владимировна

В статье представлен обзор специальных событий музея, в контексте экспозиций отражающих историческую память ушедших реалий. Автором рассматривается рекреационно-образовательная деятельность музея, которая предоставляет возможность создания для посетителей культурно-исторической среды и ощущений духа былых времен через путешествие во времени. Особенное внимание в статье уделяется социальным проектам музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of special museum events contextually refl ecting historical remembrance of past periods is presented in the article. Author considers recreational and educational activity of museum that provides opportunities for formation of cultural and historical environment and feeling of yesterdays aura by means of time travel for visitors. Particular attention is paid to social projects of museum.

Текст научной работы на тему «Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве. На примере музея «Разночинный Петербург»»

В статье представлен обзор специальных событий музея, в контексте экспозиций отражающих историческую память ушедших реалий. Автором рассматривается рекреационно-образовательная деятельность музея, которая предоставляет возможность создания для посетителей культурно-исторической среды и ощущений духа былых времен через путешествие во времени. Особенное внимание в статье уделяется социальным проектам музея.

Ключевые слова: разночинный Петербург, мемориальный музей, неделя «Культура — детям», «Музыка в музее», Музей + Театр, свободный доступ

Review of special museum events contextually reflecting historical remembrance of past periods is presented in the article. Author considers recreational and educational activity of museum that provides opportunities for formation of cultural and historical environment and feeling of yesterdays aura by means of time travel for visitors. Particular attention is paid to social projects of museum.

Keywords: different ranks St. Petersburg,

memorial museum, week «Culture to children», «Music in museum», museum+theatre, free entrance

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве.

На примере музея «Разночинный Петербург».

Хрустова Е. В.

Все сферы духовной деятельности человека сохраняют материальные памятники как современной так и прошлых цивилизаций, а также отражают исторический уровень развития общества. Искусство существенно влияет на формирование культуры, но, прежде всего, культура формирует повседневные связи людей, их отношение друг к другу и к той среде, в которой они обитают. Поэтому исторические музеи имеют не меньшее значение для формирования отношений личности к окружающему миру, чем музеи художественные, технические и естественнонаучные [1. С. 128].

Более того, сегодня мемориальные музеи органично соединяют бытовой пласт повседневной жизни, интересный и понятный практически каждому, и творчество художников, писателей, актеров, политических деятелей, которым посвящен музей. Соответственно, деятельность такого музея не может быть ограничена только экскурсионными программами, так как смысл его посещения не только информационный, направленный на сообщение чего-то нового, а, скорее, эмоциональный, ориентированный на погружение в мир живших здесь когда-то людей.

Как нельзя лучше иллюстрируют этот тезис событийные мероприятия, проводи-

Пути формирования событийного туристского пространства

35

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

мые в стенах Мемориального музея «Разночинный Петербург». К ним можно отнести: «Ночь музеев», «День Достоевского», «Неделя «культура — детям», и проекты — «Музыка в музее», Музей + Театр.

Все они раскрывают тему истории становления социального класса разночинцев, как правило, официально непризнанного. Эти люди были всегда и всем чужими, потому что по роду своей деятельности им приходилось переходить из класса в класс. В экспозиции музея представлены такие случаи, например, можно привести судьбу отца Владимира Ульянова — выходца из крестьян ставшего инспектором симбирских училищ и получившего государственные награды за заслуги перед отечеством. Есть и другие примеры. Например Путилов, не сумевший своевременно доказать наличие положенного капитала, становится мещанином. При этом оставаясь, какое-то время разночинцем. Так происходит и в современных условиях, волею обстоятельств в группе риска может оказаться любой человек. Связывая историю прошлых событий с существующей реальностью, раскрывается образ разночинцев.

Работая в этом направлении, необходимо конкретизировать формы деятельности, учитывать тип музея, его индивидуальные особенности и категорию посетителей. Вместе с тем важно определить, зачем посетители приходят в мемориальный музей? Так как именно это понимание определяет выбор форм работы с посетителями, предлагаемые досуговые программы.

В российских музеях процесс сохранения нематериального наследия становится все более активным, и связано это с тем, что музеи стали больше уделять внимание истинной цели своей деятельности — распространению знания о культурном наследии. Началось изучение, а затем и возрождение старинных

ремесел, традиций, обрядов на основе их активного материального воплощения.

Есть музеи, в которых материальное и нематериальное наследие сосуществуют неразрывно, и это предопределено их типом — исторический дом-музей, или квартира-музей.

Музейные экспозиции дают представление о стиле, эпохе, образе жизни того или иного исторического персонажа. Эти музеи сохраняют и воссоздают подлинную атмосферу исторического дома, района, манипулировать которой невозможно. В таких музеях главным является ценность не одного предмета, а целых комплексов и их взаимодействие с духовной жизнью обитателей дома [3. С. 126].

К описываемому типу относится «Мемориальный музей «Разночинный Петербург», который ведет отсчет времени своего существования с 1924 г., когда после смерти В. И. Ленина в Большом Казачьем переулке был открыт красный уголок в память о пребывании здесь в 1894—1895 гг. основателя и руководителя первого в мире социалистического государства. После реставрации квартиры, где жил В. И. Ленин, 6 октября 1938 г. отрылся музей-квартира Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

C 1991 г. это историко-мемориальный «Музей истории революционного демо-

Мемориальная комната В. И. Ульянова-Ленина

36

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве

Экспозиция «Вокруг Семеновского плаца»

кратического движения 1880—1890 гг. » Расположен он в историческом центре Петербурга, бывшей Московской части, ныне Адмиралтейском районе. История этого района начиналась с размещения здесь гвардейских полков в первой трети XVIII века. Территорию, занимаемую ротами Семеновского полка, петербуржцы называли Се-менцами [4].

На территории этого района сосредоточено большое количество памятных мест, связанных с крупными историческими и военными событиями, с жизнью и творчеством выдающихся российских деятелей культуры, видных участников революционного движения, а также с историей отечественной науки и техники. Все это предопределило расширение границ новой экспозиции. В 2007 году была открыта экспозиция «Вокруг Семеновского плаца», со-

вместившая в себе мемориальную и историческую зоны. В основе экспозиции был положен тематико-хронологический принцип. Сегодня на Большой Казачий посетители приходят в мемориальный музей «Разночинный Петербург», где можно получить комплексное представление о Петербурге В. И. Ульянова.

В настоящее время значительный интерес у посетителей получили исторические реконструкции нематериального наследия XIX и начала XX веков с привлечением членов Клуба военно-исторической реконструкции, что позволило приглашать чле-

Музейные проекты: Музейный аттракцион акции «Ночь музеев», лекция-концерт «Частушки городской окраины» во время празднования широкой Масленицы, реконструкции событий

Пути формирования событийного туристского пространства

37

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Музейное занятие для бездомных

нов клуба на мероприятия, связанные с новыми музейными программами.

Музей также разработал специальную театрализованную игру-представление «Путешествие во времени», которая проходила в рамках городской программы «Неделя «Культура-детям», для детей школьного возраста, в целях знакомства с традициями петербургской культуры.

Целью игры является определение бытового названия местности, где расположен музей. Следуя указаниям путеводителя, а в нем содержатся подсказки, и с их помощью посетители разгадывают название местности одного из районов Петербурга. Участники игры на протяжении всего маршрута встречаются с героями, которые помогают воспроизвести данную эпоху и знакомят с историческими традициями. Погружение в историческую атмосферу происходит обычно на подступах к музею. Задействовано около музейное

Лицевая и внутренняя

Встреча посетителей игры-путешествия

пространство — двор-колодец и вход в арку, участников удивляет появление живых персонажей доходных домов — «дворника», «уличного музыканта» и «квартирной хозяйки» и др.

В залах музея посетителей ожидает встреча с гвардейцами егерского полка, расквартированного когда-то в Семеновской слободе, которые демонстрируют военную форму и рассказывают об особенностях несения службы в царской армии. Диалоги, традиционные действия и речь людей XVIII—XIX вв. составлялись на основе исторических источников, воспоминаний и исследований. Костюмы реконструировались по гравюрам, эскизам, описаниям и фотографиям. Старинный крой, детали костюмов, подбор цвета, фактуры тканей приближены к подлинным образцам, так что повседневная жизнь обывателей этого района воспроизводится с максимальной достоверностью.

игры «Путешествие во времени»

38

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве

Театрализованный игровой элемент, проявление тайнописи

Костюмированные представления все чаще становятся неотъемлемой частью тематических театрализованных экскурсий. Такие экскурсии в музее вызывают у посетителей наибольший интерес. Также необходимо отметить, что для образного восприятие экспозиции во время проведения игры «Путешествие во времени» демонстрируются в действии вышедшие из употребления механические экспонаты — граммофон, клаксон, дверной звонок, сохранившийся со времен пребывания в доме № 7 В. Ульянова. Все это помогает «погружению» посетителей в мир прошлого [2. С. 138].

Комплексное восприятие прошедшего времени позволяет не только увидеть оживших персонажей в интерьерах музея, но и услышать речь исторических героев, а также отведать блюда, приготовленные по старинным рецептам. Посетителей угощают гречневой кашей со шкварками из солдатского котелка и квасом. В ходе реализации програмы также уделяется

внимание знакомству с традициями гостеприимства и культурой подарка. Театрализованная игра-представление заканчивается викториной.

Таким образом «Путешествие во времени» наглядно демонстрирует связь времен и поколений, дает посетителям новые эмоциональные переживания и ощущения, одновременно знакомя с традициями городской культуры, что, несомненно, способствует повышению исторической грамотности населения.

К использованию опыта «театрализации» в нашем музее подтолкнула работа с детской аудиторией и особенно с младшими школьниками.

При активном участии посетителей разыгрываются разнообразные исторические ситуации. Например, на музейном занятии «Тайны марксистского подполья» они не только ощущают себя участниками тайной марксистской организации, но овладевают техникой тайнописи, приходя к пониманию, каким образом проявляется невидимое послание.

Вместе с тем нельзя не отметить, что отношение к театрализации в музейном сообществе противоречиво. Сторонники рассматривают элементы «театральности» как способ интегрирования музея с другими социо-культурными институтами. Противники же опасаются превращения музея в некий развлекательный центр, нарушающий принципы демонстрации музейных предметов. Анализ ситуации, проведенный на основе собранной информации, позволяет сделать следующий вывод: Музей должен быть максимально доступным для всей музейной аудитории. При этом следует учитывать интересы и запросы всех целевых групп современных посетителей и именно интерактивные формы работы определяют степень востребованности музея, формируют его имидж. Сегодня современный музей активно пытается занять свое место в ряду других учреждений

Пути формирования событийного туристского пространства

39

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

индустрии культуры и досуга. Музейное дело по-прежнему играет значительную роль в образовательной, воспитательной и культурно-просветительной сферах.

Большинство музеев — это некоммерческие организации и их основной целью является не получение прибыли, а сохранение социо-культурной информации и передача ее посредством музейных предметов. Однако в условиях рыночной экономики возникает необходимость уделять особое внимание коммерциализации их деятельности.

Происходит смена приоритетов: если раньше основное внимание уделялось музейным предметам, то в последнее время объектом пристального внимания становится музейный посетитель и его интересы, что требует активизации всех направлений деятельности музея.

В этом новом понимании перед музеем возникает необходимость создания актуальных культурных проектов исходя из предпочтений посетителя, но в соответствии с главным тезисом музея, заключающимся в том, что прошлое должно стать отправной точкой будущего.

В этой связи музеи из хранилищ объектов искусства и предметов прошлого стали все более активно превращаться в культурные центры. Становится очевидным, что современный музей должен искать новые коммуникативные формы и методы взаимодействия с обществом.

Одной из коммуникативных форм работы музея «Разночинный Петербург », является программа «Музей + Театр» [6].

В этой программе была предпринята попытка совместить театральную подвижность среды с решением разнообразных творческих задач. Подобный подход предполагает включение театра в музейное мемориальное пространство.

Экспозиционная практика современного музея все больше отдаляется от статичной демонстрации коллекций

и все явственнее приближается к сценической интерпретации экспозиций, превращая их в место действия. Сегодня направление этой деятельности активно набирает обороты в музеях. Театрализация жизни — это идея серебряного века, приложенная к современным реалиям, может дать колоссальный эффект.

Новый этап деятельности музея связан с постановкой театрализованных спектаклей театра «Алые паруса» в рамках тем, отражающих содержание музейных экспозиций «Разночинного Петербурга». Театрально-исторические композиции ориентированы на широкий круг посетителей и в особенности на туристов. Спектакли проходят в интерактивной форме с использованием диалога со зрителем.

К числу наиболее популярных у посетителей относится спектакль «Чеховские сюжеты», включающий в себя беседу-экскурсию и одновременно театрализацию рассказов А. П. Чехова. Экскурсия знакомит посетителей с экспонатами музея через сюжеты произведений Чехова, раскрывает забытые реалии прошлого, знакомит с петербуржскими страницами в биографии писателя.

«Мемориальный музей «Разночинный Петербург» совместно с театром «Алые паруса» проводит цикл представлений и постановок рассказов А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Братец», «Размазня», «Канитель», «Забыл», «Месть», «Конь и трепетная лань».

Одной из популярных форм просветительской деятельности также является цикл «Музыка в музее». Помимо организованных концертно-исполнительских вечеров, посвященных историческим датам в контексте музейных экспозиций, проводятся мастер-классы и по хоровому пению, позволяющие охватить всех участников. В рамках цикла «Музыка в музее», специально к памятным дням, посвященным Победе в Великой Отечественной

40

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве

Спектакль « Чеховские сюжеты»

в экспозиционном пространстве музея

войне и прорыву Блокады Ленинграда, разработан ряд музыкально-исторических лекций. Так например, музыкальноисторические лекции «Песни, рожденные войной» и «Блокадная симфония» традиционно проводятся музеем в Доме Книги на Невском проспекте.

Для посетителей (преимущественно туристов) такие мероприятия становятся настоящим откровением, позволяющим стать сопричастным к великим событиям и датам, что способствует знакомству не только с историей Санкт-Петербурга, но и с отдельно взятыми выставками и экспозициями. Далеко не каждый знает об имеющейся в музее экспозиции «Блокадная комната семьи Агте», подаренной музею потомками этой семьи, пережившей тяжелые дни ленинградской блокады.

Можно отметить, что чем больше времени отделяет нас от победного майского салюта, тем дороже становятся мельчайшие детали, повествующие нам о происхождении фронтовых песен. И поэтому посетители с интересом и вниманием относятся к истории возникновения песен военной поры.

Излюбленной можно назвать и такую тему: «Забытые песни борьбы и труда», рассказывающую о подлинной истории создания революционных песен, таких как: «Варшавянка», «Марсельеза», «Смело, товарищи в ногу» и др. Посетите-

ли с удовольствием включаются в процесс исполнения этих легендарных песен. После чего активно дискутируют, выражают свое мнение, что свидетельствует о неравнодушии к событиям прошлого и единовременно происходящей социализации, чего так активно добиваются социальные работники в своей профессиональной сфере.

Приобщение разных социальных и возрастных групп к шедеврам отечественной культуры становится важнейшим направлением в массово-просветительной работе Мемориальных музеев, которые все больше обращаются к ресурсам креативного освоения пространства. Выдумывать, творчески и оригинально мыслить, работать во имя идеи, значит быть креативным и современным.

Во многих городах предпринимаются попытки решить проблему рационального освоения публичного городского пространства. В этой связи можно эффективно использовать первые этажи домов, дворы-колодцы, примыкающие к музеям. На этих территориях можно реализовать креативные идеи, предлагая посетителям активные формы умного досуга, предполагающего живое общение людей.

Наглядный пример того, как музей осваивает пространство места и времени, являющегося в сознании музейных работников, посетителей, а также жильцов дома-музея, отражением исторической памяти ушедшего Петербурга, проявляется в ежегодном участии в акции «Ночь музеев» [5].

Музей открывает свои двери в неурочное время, демонстрируя свое собрание и свои коллекции в нетрадиционной форме. Посетителям предоставляется возможность окунуться в мир историй, о которых мало кто помнит. Жизнь и быт непарадного Петербурга — бывшей имперской столицы, не имеющих ничего общего с современностью, вовлекают гостей в происходящее посредством художественных

Пути формирования событийного туристского пространства

41

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

образов исторических персоналий: дворника, сестры милосердия, присяжного поверенного, студента-технолога и др.

Повстречавшись с персонажами, населявшими когда-то район старого Петербурга, посетители в процессе интерактива переходят к традиционному освоению музейного пространства в экскурсионном изложении.

Сегодня существует огромное количество видов творческой деятельности. Если хорошо присмотреться, то можно в любой деятельности выделить креативную составляющую. В принципе все, что делает человек, в результате сводится к творчеству и это нужно использовать в музейной практике. Вместе с тем необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной потребности, а также деятельности музея как социо-культурного института.

Так, Мемориальный музей «Разночинный Петербург» известен сре-

ди учреждений, выполняющих социальные функции не только своей историей, но и различными формами музейной работы и в том числе адаптационными программами и проектами, предназначенными для социально незащищенных групп населения. При участии музея в городских акциях, проектах и программах при составлении сценария всегда учитывается возможность присутствия в них посетителей с ограниченными возможностями.

Вот и сегодня продолжается работа над проектом «Свободный доступ», который ориентирован на развитие творческих способностей людей с ограниченными возможностями. Необходимо отметить, что реализация проекта проходила с участием партнеров, организаций социальной защиты населения, учреждений культуры, а также волонтеров.

Целевой группой проекта стали люди с ограниченными возможностями, проживающие в приютах Санкт-Петербурга. Был

Участие музея в ежегодной акции «Ночь музеев»

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве

Занятие «Мозаичные домики» с бездомными в приюте Сестер Матери Терезы

разработан цикл мероприятий: экскурсии, лекции, мастер-классы, спектакли, выставки, имеющие своей целью вовлечение людей с ограниченными возможностями в культурные и социальные процессы.

Еще на ранних этапах реализации этот проект привлек внимание общественности и был широко освещен в СМИ. А также стал номинантом премии Межведомственного музейного совета «Музейный Олимп-2011».

Данный опыт привел к пониманию, что и в дальнейшем необходимо разрабатывать и внедрять в практику социальноориентированные проекты, направленные на раннюю профилактику и реабилитацию социально-уязвимых групп населения. Основой подобного рода проектов является принцип обратной связи, когда участникам целевой группы предоставляется возможность не только получить свободный доступ к культурным ценностям, но и творить самим, при этом быть востребованными и услышанными.

Интенсивность проектов позволяет с большей вероятностью вовлечь людей в социально-культурные процессы, реализуя тем самым главнейшую человеческую потребность — потребность в общении и самовыражении, где самым ярким универсальным языком становится творчество.

Важнейшей задачей для коллектива музея в этой связи является разработка и реализация мероприятий по вовлечению людей с ограниченными возможностями в культурную жизнь социума, а также обеспечение постоянного воспроизводства и преемственности этих мероприятий.

Подводя итоги, можно заключить, что современный музей в своих проектах и специальных мероприятиях несет социальные установки свободной коммуникации, сохраняя при этом традиционную культурно-историческую среду. Воплотить оригинальную идею в созидательном творческом процессе есть непременное условие организации музейной деятельности.

Литература

1. Иксанова И. В., Наумов Г. Б., Черненко В. В. Естественноисторический музей в структуре современной культуры // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков. ГИМ, 2001.

С. 128.

2. Максимов Р. И., Максимова И. Э. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научнообразовательной деятельности музеев. ГИМ, 2001. С. 138.

3. Шуцкая Г. К., Игнатьева Т. М. Особенности реконструкции нематериального наследия в музее «Зарядье». ГИМ, 2001.С. 126.

4. www.museum.ru/M175 (дата обращения: 02.05.2012 г.)

5. http://www.a rtnight.ru/prog ra m/m uzei-raznochinnyi-peterburg/program-12 (дата обращения: 04.05.2012 г.)

6. http://vk.com/club21175462-группа ВКОНТАКТЕ «Музей «Разночинный Петербург» (дата обращения: 05.05.2012 г.)

Пути формирования событийного туристского пространства

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.