Научная статья на тему 'Развитие культуры в восточном Казахстане в 1980-е гг. '

Развитие культуры в восточном Казахстане в 1980-е гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ескендиров М. Г.

Представлена история развития различных областей культурной жизни Восточного Казахстана в 80-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CULTURE IN THE EAST KAZAHSTAN IN 80-th YEARS

In the paper the histore of development in different fields of cultural life in the Eastern Kazachstan in 1980s is given.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры в восточном Казахстане в 1980-е гг. »

М.Г. Ескендиров

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ В 1980-е гг.

Представлена история развития различных областей культурной жизни Восточного Казахстана в 80-е гг. XX в.

Во второй половине 1980-х гт. в Восточно-Казахстанской области достаточно стабильно развивалась библиотечная сеть: в 1985 г. насчитывалось 596 библиотек; книжно-журнальный фонд составил в 1987 г. 7748,4 тыс. ед. (максимальный показатель) [1]. Однако с начала 1990-х гг. в связи с сокращением средств, отпускаемых на культурные нужды, особенно после распада СССР, состояние библиотечного дела резко ухудшается. В период с 1990 по 1995 г. было закрыто 136 библиотек, 27 библиотек переведены в здания школ (с сохранением статуса государственных), 33 полностью переданы школьным библиотекам, часть объединена с клубными учреждениями, некоторые перенесены в худшие помещения, известны случаи приватизации библиотечных зданий малыми предприятиями. Около 50% библиотечных помещений нуждались в ремонте (особенно в Тар-багатайском, Зайсанском, Курчумском районах). По сравнению с 1987 г. книжно-журнальные фонды сократились в 1995 г. на 2064,9 тыс. ед. (т.е. на 26,6%), при этом часть фонда передана в НРБ, часть распродана населению или просто уничтожена. В 1994 г. число посетителей библиотек уменьшилось в 3,3 раза по сравнению с 1988 г., на который приходится пик посещений [2]. В результате сокращения штатов были уволены 679 человек, широко практиковались административные отпуска, библиотеки переводились на неполный рабочий день; в связи с уменьшением объема поступления новой литературы сокращаются отделы и т.д. Кризисные тенденции затронули и наиболее крупную областную универсальную библиотеку им. A.C. Пушкина (отметившую в 1986 г. свое 90-летие), располагающую самым значительным фондом (около 0,5 млн томов, включая раритетные издания) и обслуживающую около 24 тыс. постоянных читателей. Но и в условиях кризиса библиотеки продолжали выполнять свои культурнопросветительские функции: проводились читательские конференции, обзоры и просмотры новых книг («Недели педагога» в областной библиотеке), для учащихся устраивались викторины, игры-путешествия, создавались литературно-музыкальные композиции, в Центральной городской библиотеке действовали молодежная гостиная, клуб «Собеседник», была создана библиотека семейного чтения в г. Усть-Каменогорске с родительским лекторием, библиотеки принимали участие в праздновании Дней славянской письменности и культуры и т.д.

Во второй половине 1980-х гг. музейное дело в Восточно-Казахстанском регионе продолжает плодотворно развиваться. Активно функционирует старейший в области историко-краеведческий музей, относящийся к комплексным музеям (широкого профиля), а также городские краеведческие музеи. В то же время возрастает роль узкопрофильных музеев, среди которых выделялся прежде всего областной этнографический музей, рас-

ширившии свои экспозиционные площади за счет двух дополнительных выставочных залов.

Наметилась тенденция к расширению сети государственных музейных учреждений Усть-Каменогорска. С конца 1980-х гг. сотрудники музея этнографии под руководством его директора H.A. Зайцева проводят работу по созданию первого в республике музея-ансамбля под открытым небом (музея народной архитектуры и быта), основным содержанием деятельности которого определялось отражение быта, традиций, архитектуры, ремесел наций, народностей и этнографических групп Восточного Казахстана. С этой целью в музейном комплексе были представлены характерные типы жилищ и иных сооружений (в их оригинальном, первозданном виде либо с частичной заменой деталей). Для полного воссоздания интерьера собраны уникальные предметы быта; восстановлены также естественные условия жизнедеятельности. Открытие музея состоялось 14 июня 1992 г. [3]. В мае 1993 г. был открыт дом известного писателя П.П. Бажова.

Еще в 1970-е гг. представители интеллигенции поднимали вопрос о необходимости создания в области художественного музея. Практические мероприятия по его организации начались во второй половине 80-х гг. Фондовую базу Восточно-Казахстанского областного музея искусств, основанного в 1990 г., составили произведения известного живописца и графика, члена Союза художников СССР Л .Е. Агейкина, переданные после его смерти в дар городу. Однако затянувшиеся работы по реставрации здания, предназначенного для музея, позволили открыть первый выставочный зал в собственном помещении и создать надежное фондохранилище только в январе 1995 г. Приоритетным направлением деятельности музея становится история современного изобразительного искусства края, как профессионального, так и самодеятельного.

В то же время в кругах научной общественности города обсуждался вопрос о создании на основе коллекций отдела природы краеведческого музея самостоятельного естественно-научного музея, но в силу ряда причин практической реализации данная идея не получила.

В процессе своей деятельности музеи осуществляли научно-исследовательские и культурно-просветительские функции, выполнение которых обеспечивалось внутренними структурными подразделениями музеев.

Музеи регулярно обновляли действующие экспозиции, вводили дополнительные разделы и новые экспозиционные комплексы. Заметную роль играли выставки новых поступлений, тематические выставки, посвященные определенным историческим событиям, праздничным датам и др. При этом проведение стационарных выставок сочеталось с организацией выставок мобильных, передвижных. В историко-краеведческом музее ежегодно насчитывалось от 40 до 50 выставок, од-

ной из наиболее заметных стала «Усть-Каменогорск дореволюционный», посвященная 270-летию города (1990 г.), на которой экспонировалось более 1 тыс. подлинных предметов и документов; подготовлены выставки «Культура Восточного Казахстана: история и современность», «Республика Казахстан: годы независимости», «Казахстан: реформы и реалии» и др. В этнографическом музее сформированы экспозиции: «Материальная и духовная культура русского и казахского населения XIX в.» по немецкой, украинской, белорусской, корейской культуре и т.д.; огромный интерес посетителей вызвали выставки «Культура русских старообрядцев» и «Эпоха Абая», а также выставка детского рисунка «Мир глазами детей». В музее искусств проводились выставки «Свет вдохновения, свет благой...», «Природы дар, природе посвященный» и др. В этнографическом музее в 1980-е гг. проходили обменные выставки из музеев других республик СССР. В музее искусств в 1995 г. организована выставка репродукций из Нью-Йоркского музея Н.К. Рериха «Этот блистающий мир».

В 1980-е гг. музеи Восточного Казахстана проводили регулярные выставки не только в пределах республики, но и за ее границами: так, экспонаты этнографического музея демонстрировались в Армении, Латвии, Туве, в Крыму, Москве, что способствовало росту его известности в СССР. Достаточно высоким становится статус историко-краеведческого музея, который в 1985-1989 гг. признавался одним из лучших музеев Союза, а в 1989 г. был внесен в Международный каталог «Музеи мира», издаваемый в Мюнхене.

В рассматриваемый период музейные фонды постоянно расширялись, причем наибольшее число экспонатов (около 120 тыс.) приходилось на областной краеведческий музей (около 60% всех музейных собраний области), в том числе около 43 тыс. археологического и около 18 тыс. этнографического характера; собраны значительные коллекции по палеонтологии и минералогии, создан обширный фотодокументальный фонд [4]. В то же время около 30% материалов составляют копии и новоделы. В этнографическом музее насчитывалось около 25 тыс. экспонатов, в музее искусств - около 3 тыс. Из периферийных музеев наибольший интерес (как в количественном, так и в качественном отношении) вызывают Лениногорский (около 23 тыс.) и Зай-санский (около 6 тыс.) краеведческие музеи. Сельские музеи еще не вышли на достаточно высокий профессиональный уровень. Вместе с тем недостаток экспозиционных площадей не позволяет представить коллекционные собрания во всей их полноте: например, в областном краеведческом музее экспонируется лишь 10-12% от общего объема фонда, а в Лениногорском краеведческом музее только около 3,5%.

Основным источником комплектования музейных фондов оставались научные экспедиции. Сотрудники историко-краеведческого музея (Г. Кущ, Г. Суворова и др.) участвовали в археологических раскопках в области и за ее пределами. В 1993 г. обнаружены ценные документы, относящиеся к жизни декабриста A.A. Фока. В села Восточного Казахстана (Кур-чум, Катон-Карагай, Быструха, Александровна и др.) направлялись этнографические экспедиции, целью

которых был не только поиск предметов материальной культуры и быта, но и собирание русского и казахского фольклора, изучение приемов декоративноприкладного искусства. В 1990-е гг. исследовались быт и культура репатриантов из Монголии. Однако регулярно экспедиции проводились лишь до 1990 г., а с 1994 г. программы полевого изучения истории края практически свернуты. Одновременно заметно ослаб и второй важный источник комплектации фондов -приобретение экспонатов у населения. В прошлом музеи получали в дар ценные предметы не только от местных жителей, но и от организаций союзного значения: Советского фонда культуры, Ленинградского Эрмитажа и др. После распада Союза этот источник иссяк, правда, музей искусств получает произведения, переданные из республиканского Союза художников и Художественного фонда Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

Характерной тенденцией в развитии музейного дела явилось расширение профиля узкоспециализированных музеев. В этнографическом музее в 1989 г. подготовлена выставка «Редкая книга», представляющая издания ХУШ-ХХ вв. К празднованию 1000-летия принятия христианства на Руси приурочена выставка иконописи. Экспонировался русский фарфор и фаянс «всех времен и заводов», созданы выставки по нумизматике и фалеристике. Оформлена экспозиция парковой скульптуры и ландшафта «Летний сад». Подготовлена выставка «Русский костюм».

Сотрудниками музеев активно проводилась культурно-просветительная и воспитательная работа, в том числе массовая, в самых разнообразных формах: экскурсии, лекции, уроки, вечера и утренники в школах, встречи («Осенние грезы»), музыкальные гостиные (камерная музыка ХУШ-ХХ вв.), ярмарки идр.В1988г. при этнографическом музее возник фольклорный коллектив «Бас-теньки». Музеи участвовали в праздновании Дней славянской письменности и культуры, организации и проведении областных фольклорных фестивалей, гражданских и духовных праздников (Наурыз, Пасха, Троица, Рождество, вечерки, новогодние посиделки и пр.), на которых демонстрировались старинные обряды, пропагандировались народные песни, танцы, игры. При музее искусств с момента основания функционирует отдел детского творчества, организующий работу по эстетическому воспитанию дошкольников и младших школьников посредством сказочных, кукольных представлений.

В историко-краеведческом музее установилась традиция в Международный день музеев 18 мая приглашать школьников и знакомить их с музейными собраниями. В 1993 г. в музее состоялся конкурс знатоков истории края среди старшеклассников, участники которого демонстрировали знания истории города, его памятников и умения описать вещественный и письменный источник, обнаружить ошибку в документе. В 1995 г. при участии музея и Общества славянской культуры проведен смотр-конкурс творческих работ учащихся старших классов и ПТУ, посвященный 50-летию Победы и 275-летию Усть-Каменогорска, приуроченный к юбилею славянской письменности и культуры.

В Лениногорском краеведческом музее организованы циклы театрализованных представлений из серии «Экспонаты рассказывают», «Страницы прошлого», праздник «Дорогами детства» и др. Шемонаихин-ский музей принимал участие в организации ставших традиционными Гребенщиковских чтений. Сотрудники этнографического, краеведческого музеев (Г. Щер-бик и др.) выступали с многочисленными публикациями на страницах периодической печати. Заметную роль в подготовке учителей истории сыграли занятия, проводимые для студентов УКПИ (затем ВКГУ) в рамках курсов «Историческое краеведение», «Археология», «Этнография», «История края», «Музееведение».

В этнографическом музее велась работа по возрождению прикладного искусства и народных промыслов: проводились «Дни мастера», посвященные ознакомлению с секретами ремесла (резьба по дереву, флористика, художественное литье и обработка металлов, керамика, ковроткачество, плетение корзин, изготовление гобеленов, макраме, изделий из бисера, вееров и др.), устраивались выставки творчества современных умельцев П. Никулина («Солнечная береста»), Е. Очкиной и др. В 1991 г. при содействии музея был открыт в СПТУ-2 факультет художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, отнесенный впоследствии к разряду некоммерческих. Из-за отсутствия финансовых средств работа по возрождению народных промыслов замедляется.

В целом обвал экономики и оптимизация социаль-но-культурной сферы негативно отразились на функционировании музеев в 1990-е гг. Резкое сокращение бюджетных ассигнований, отсутствие льгот при налогообложении, незначительность спонсорской поддержки предопределили нарастание трудностей в реконструкции музейных помещений, реставрации уникальных экспонатов, научной обработке поступающих материалов, отказ от приобретения ценных коллекций, сокращение штатов, рост задолженности перед коммунальными службами и др. В подобных условиях музеи вынуждены прибегать к коммерциализации своей деятельности: в этнографическом музее еще в 1991 г. создан сектор платных услуг, производилась распродажа коллекционных марок и монет, произведений прикладного искусства. В историкокраеведческом музее проведена деловая игра «Бизнес-шанс» и др. Тем не менее, в том же музее за счет платных услуг покрывалось лишь около 10% расходов. Однако, несмотря на кризисные условия, система музейных учреждений области была сохранена.

В областном драматическом театре им. Джамбула в период с 1985 по 1990 г. были открыты актерская студия, театральная гостиная (встречи, капустники). Программа была самой разнообразной, и все это было для одной цели - агитации за театр. В 1990 г. новым в работе театра стало открытие театральной гостиной. Это явилось возрождением в театре малой сцены. В феврале 1990 г. зрители впервые увидели спектакль-концерт по мотивам произведений И.А. Бунина «Строки любви». Камерность его миниатюр о любви предполагала и камерность постановки, когда в зале 5-6 десятков мест, а актеры не отгорожены от зрителя рампой. Малая сце-

на - самая взыскательная сцена театрального масі сгва. Прекрасные актеры театра, такие как О. Маци ло, О. Ефремова, В. Бутаков, Г. Глазкова, Л. Илюх< и др., радовали своим талантом зрителя.

В области работала фольклорная экспедиция у ных, аспирантов Казахского национального униві ситета им. Аль-Фараби, которая собрала и подго: вила исследовательские материалы русского фолі лора. В 1991 г. ими был издан научный сборн: (М.М. Багизбаева «Русский фольклор Восточного К захстана»), который является уникальным исследов нием и учебным пособием для студентов-филологс Сборник включает 25 текстов календарно-обрядов< поэзии: рождественские и новогодние колядки, ще ровки, колядки-меланки и весенние песни-закличі весны. Фольклорные материалы, записанные экспед цией, отражают процессы, происходящие в совремеї ном народном творчестве: затухание жанра истор] ческой песни, но трансформация её в лирическую.

Возрождение этого музыкального жанра являете частью общей музыкальной культуры Восточно-Кс захстанской области. В этом направлении с 1988 ] работает созданный на базе музыкально-педагогичес кого факультета ВКГУ студенческий фольклорны ансамбль «Ульбиночка», художественным руководи телем которого является доцент Людмила Павлова Попова. Она рассказывает, что главная задача ансам бля - это возрождение интереса к корневой ОСНОВІ народного творчества - фольклору, в ансамбле озву чены песни старообрядческие, казачьи, украинские < сохранением местного диалекта. Национальные костюмы придают особый колорит исполнителям.

Центром изобразительного искусства области стал Дом художника в г. Усть-Каменогорске, открытый в 1979 г., главной задачей которого являлись создание фонда художественной мастерской, выполнение заказов для оформления города, оказание помощи художникам в приобретении необходимых материалов для работы (кисти, краски, полотна и т.д.). Но одним из главных его назначений был «Выставочный зал», директором которого в течение десяти лет (1979-1989 гг.) была Надежда Тимофеевна Савакова, ныне преподаватель Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева, разработавшая курс истории искусства, архитектуры и дизайна. В 1985-1989 гг. Дом художника нес культуру изобразительного искусства населению города и области. Выставлялись картины художников г. Алма-Аты и др. городов республики, а также раз в год выставлялись картины художников Москвы и других городов СССР. Богатства природы нашей области - горы, и реки, и степь, и озера, и сами люди, их труд - все это нашло отражение в картинах таких замечательных художников нашего края, как Л.Е. Агейкин, Э.В. Чубук, А. Коробков, А. Климов, О. Тренкле, С. Мартиросов, А. Куклин, а также в работах художника и скульптора B.C. Раппопорта. К сожалению, сегодня некоторые из них уехали за границу, как в дальнее, так и ближнее зарубежье (О. Тренкле, В. Раппопорт, А. Куклин). В память о замечательном художнике Леониде Ефимовиче Агейкине, рано ушедшем из жизни, создан музей искусств, который носит его имя.

На базе Дома художника в начале 1980-х гг. была впервые организована областная выставка детского творчества, главной задачей которой было выявление юных талантов. Как рассказывает организатор этой выставки Н.Т. Савакова, это было такое количество работ, с разнообразной тематикой, что вызывало восторг и восхищение детским творчеством. Выступая по итогам выставки, она предложила создать специальную художественную школу для одаренных детей. Результатом работы выставки стала организация детской художественной школы, которая функционирует до сих пор под руководством влюбленного в свое дело Петра Николаевича Тельманова. Но уже позже, в 1990-е гг.,

резко ухудшилась экономическая ситуация и Дом художника прекратил свое существование.

Таким образом, в 1980-е гг. в Восточном Казахстане достаточно стабильно развивалась культура. Расширялась библиотечная сеть. В 1985 г. насчитывалось 596 библиотек. В рассматриваемый период продолжало плодотворно развиваться музейное дело. Характерной тенденцией в развитии музейного дела стало расширение профиля узкоспециализированных музеев. Положение резко ухудшилось в начале 1990-х гг., когда распад мощной социокультурной системы, оптимизация культурной сферы привели к общему кризису культуры в области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив Восточно-Казахстанского управления статистики. Ф. 41. Оп. 21. Д. 410. Л. 17.

2. Архив Восточно-Казахстанского управления статистики. Ф. 41. Оп. 21. Д. 412. Л. 9.

Ъ. Доценко А. Музей открылся на Троицу II Рудный Алтай. 1992. 18 июня.

4. Михеева Н. Рандеву с музеем на фоне истории // Рудный Алтай. 1997. 12 июля.

Статья представлена Семипалатинским государственным университетом, поступила в научную редакцию «Философские науки» 16 мая 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.