Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРЛИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРЛИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федерализм / автономия / национально-территориальная автономия / советский период / принципы национально-территориальной автономии. / federalism / autonomy / national-territorial autonomy / Soviet period / principles of national-territorial autonomy.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Винкерт Владислав Вячеславович, Жегалова Анна Андреевна

в данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием федерализма и национально-территориальных автономий в советский период. Анализируются основные нормативные акты, касающиеся административно территориального устройства советского государства, дается оценка роли советского периода в развитии российского федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF FEDERALISM AND NATIONAL-TERRITORIAL AUTONOMIES IN THE SOVIET PERIOD

this scientific article deals with the issues related to the formation and development of federalism and national-territorial autonomies in the Soviet period. The main normative acts concerning the administrative and territorial structure of the Soviet state are analyzed, and the role of the Soviet period in the development of Russian federalism is assessed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРЛИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

VII Международная научно-практическая конференция

УДК 342.24

Винкерт Владислав Вячеславович Vinkert Vladislav Vyacheslavovich

Студент Student

Научный руководитель: Жегалова Анна Андреевна Scientific supervisor: Zhigalova Anna Andreevna

Ассистент кафедры конституционного и муниципального права Assistant of the Department of Constitutional and Municipal Law Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

Rostov State University of Economics (RINH)

СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРЛИЗМА И НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

THE FORMATION OF FEDERALISM AND NATIONAL-TERRITORIAL AUTONOMIES IN THE SOVIET PERIOD

Аннотация, в данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием федерализма и национально-территориальных автономий в советский период. Анализируются основные нормативные акты, касающиеся административно территориального устройства советского государства, дается оценка роли советского периода в развитии российского федерализма.

Abstract: this scientific article deals with the issues related to the formation and development of federalism and national-territorial autonomies in the Soviet period. The main normative acts concerning the administrative and territorial structure of the Soviet state are analyzed, and the role of the Soviet period in the development of Russian federalism is assessed.

Ключевые слова, федерализм, автономия, национально-территориальная автономия, советский период, принципы национально-территориальной автономии.

Keywords: federalism, autonomy, national-territorial autonomy, Soviet period, principles of national-territorial autonomy.

Вопросы, связанные с федеративным устройством нашего государства и национально-территориальной автономией, в частности, является весьма актуальными. Во многом это обусловлено национально-культурным многообразием нашей страны, и историческим развитием российского

VII Международная научно-практическая конференция государства. Несомненно, для глубокого и всестороннего рассмотрения вопросов, связанных с российским федерализмом необходимо проанализировать его исторический генезис. Важнейшим его этапом является советский период. В данный промежуток времени произошло становление и оформление основных принципов и способов построения федеративного государственного устройства в России. Именно после Октябрьской революции, впервые было официально закреплено федеративное государственное устройство в России. Стоит упомянуть, что в Советской России, а затем и в СССР была выбрана федеративная модель, основанная именно по национальному признаку, что во многом предопределило современное административно-территориальное устройство нашего государства. Отметим, что большинство принципов советского федерализма существуют по сей день в Российской Федерации.

Федеративный принцип построения государства, а так же принцип права наций на самоопределения были одними из важнейших пунктов политики большевиков. Однако следует отметить, что федерализация не была целью большевиков, а лишь временной мерой и переходной формой к добровольному унитаризму и полному единству [1; 2, с.359; 3].

Принципы федерализма и национальной автономии, были юридически зафиксированы уже в нормативных первых актах большевистского правительства, а именно в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики». Данные акты затем вошли в Конституцию РСФСР 1918 года [4, с.42]. В первой советской Конституции идея национальной автономии получила еще большее развитие. Во второй её главе указывалось, что светы тех областей, которые отличаются особым бытом и национальным составом, и имеют право объединяться в автономные областные союзы, которые в свою очередь входят на федеративных началах в РСФСР [3].

Воспользовавшись большевицким принципом права наций на самоопределение и положениями Конституции 1918 года на территории РСФСР образуется множество национально-территориальных автономий. На начальном

VII Международная научно-практическая конференция этапе становление советского федерализма возникновение автономий носило стихийный характер. В 1918 году возникла Коммуна немцев Поволжья, в феврале 1918 года - Терская автономная социалистическая республика на Северном Кавказе, в 1919 в состав РСФСР вошла Башкирская автономная социалистическая республика и т.д. В 1919 году была выдвинута идея дать право малым национальным группам создавать дробные территориальные автономии - уезды, волости и даже отдельные сельсоветы, однако в дальнейшем эти образования были признаны искусственно созданными и ликвидированы в 1930-х [3; 5]. К 1923 в РСФСР существовало 10 автономных республик и 11 автономных областей. Для слаборазвитых народов в 1920-х - 1930-х в составе отдельных областей было создано ряд национальных округов, а для малых народов и этнических групп около 250 национальных районов [6, с. 111; 3]. Таким образом, основы советского федерализма были заложены уже в первые году советской власти. Важнейшим событием стало формирование автономий именно по национальному принципу, что положило официальное начало национально-территориальной автономии в России.

Знаменательным событием стало подписание в 1922 году «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР [6, с. 113]. Данные документы регулировали основные вопросы организации нового государства, в них отмечалась добровольность объединения народов в рамках СССР, а так же право выхода из союза его членов [2, с. 359; 5]. С созданием Союза ССР структура национально-государственного устройства стала более сложной и многоступенчатой.

В Конституции СССР 1924 года данные положения получили своё продолжения. В ней регулировались принципы создания нового объединения, статус и права союзных республик, конструкция центральных органов власти, порядок их образования и деятельности. В первой советской Конституции было подтверждено право выходы союзных республик из союза, а так же закреплен суверенитет каждой из союзных республик [1]. Принцип национальной автономии получил так же своё развитие в положение о равноправии союзных

VII Международная научно-практическая конференция республик, вне зависимости от численности их населения, уровня

экономического развития, территории [7]. Принцип федеративного

государственного устройства по национальному принципу был закреплён в

структуре и порядке образования центральных органов власти. Так, высшим

органов власти в государстве был Всесоюзный съезд Советов, а в период между

его съездами - Центральный исполнительный комитет. Последний состоял из

двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В последнюю избирались

определённое число делегатов от каждой союзной республики и национальных

автономных образований в составе республик. Число делегатов от равных по

статусу автономных образований было одинаковым. Данный принцип

комплектации высших органов власти в государстве ещё раз подтверждал

принцип равноправия [4, с. 42; 8]. Таким образом, Конституция 1924 года

развила принцип федеративного устройства по национальному принципу,

зафиксировав участие субъектов федерации в построении центральных органов

исполнительной власти, а также утвердила одинаковый статус союзных

республик.

В Конституции 1936 года принципы федеративного устройства, равноправия и суверенитета союзных республик так же нашли свое отражение и получили дальнейшее развитие. Кроме того, была изменена структура центральных органов власти. Например, статья 18а Конституции 1936 года закрепляла право союзных республик вступать в дипломатические связи с другими государствами, заключать соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. Данное положение увеличивало суверенитет республик Советского Союза. Что касается изменения структуры центральных органов государственной власти, то верховным органов власти в союзе теперь объявлялся Верховный Совет СССР, состоящей из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В Совет Национальностей делегаты избирались по-старому принципу. Важным так же является тот факт, что заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР избирались по числу союзных республик из представителей этих республик. Таким образов,

VII Международная научно-практическая конференция положения Конституции 1936 года подтвердили и развили принципы

федерализма по национальному принципу, равенства и широкой автономии

союзных республик. В Конституции 1977 года так же были подтверждены

данные принципы и основы устройства советской федерации [7].

Можно заключить, что советский период стал отправной точкой официального российского федерализма. Важным аспектом является тот факт, что в Советской России, а затем и в СССР, были выбрана национально-территориальная модель автономии. Начиная с первых нормативных актов большевистского правительства в советском государстве провозглашались принципы федерализма, национально-территориальный принцип административного устройства, а также широкая автономия субъектов советской федерации. Принципы и основы построения федеративных отношений, выработанные в советское время, в большинстве своём действуют и в сегодняшней России. Принцип национально-территориальной автономии, реализованный в советский период, способствовал развитию культуры и становлению национального самосознания у народов СССР. Однако, нельзя не отметить и негативные последствия: именно наличие широких национальных автономий, во многом способствовало развалу Советского Союза и росту националистических настроений в бывших союзных республиках.

Библиографический список:

1. Исаев М.С., Суркова О.Е. Проблемы принципов советского федерализма // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-yurisprudentsii-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo/problemy-printsipov-sovetskogo-federalizma/ (дата обращения 01.06.2021).

2. Тимофеева А.А. Федерализм в истории Советской России: этапы и итоги // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. №3(20). - С. 358-360.

VII Международная научно-практическая конференция

3. Перепелкин Л.С. Национальная политика Советского Союза на начальном этапе // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cr-journal.ru/ ШеБ/Ше/12_2018_14_45_3 5_154402113 5.pdf (дата обращения 27.05.2021).

4. Грудинин Н.С., Майорова М.С. История развития федерализма в России // Научный вестник. Юридические науки. 2015. № 1(3). - С.36-46.

5. Бахлов И. В. Политико-правовая конструкция советской федерации // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://regionsar.ru/ru/node/13 (дата обращения 31.05.2021).

6. Некрасов С.И. Автономия и национальный вопрос в советском государственном праве (1917-1940 гг. ) // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. №2. - С.106-126.

7. Хованских А.Ю Принципы федерализма в Конституциях СССР // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3196 (дата обращения 30.05.2021).

8. Алексеев Н. Советский Федерализм // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/689/204/1217/13_Nikolaj_ALEKSEEV.pdf (дата обращения 29.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.