йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-36-40 УДК 159. 922
Иванкова Дарья Леонидовна
Тульский государственный университет [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ
Статья посвящена изучению возрастных особенностей становления жизненной компетентности молодых людей. Жизненная компетентность рассмотрена как системное свойство личности, интегрирующее автобиографические знания и связанные с ними стратегии решения задач развития, а также стремления и оценки, возникающие в ходе их принятия и решения. На эмпирическом уровне обосновано, что жизненная компетентность в период вхождения во взрослость изменяется в части увеличения объема автобиографических знаний, освоения и приращения репертуара стратегий решения задач развития, повышения внутренней мотивированности. Впервые психологическое содержание и генез жизненной компетентности изучены в контексте принятия и решения возрастных задач развития молодыми людьми в период вхождения во взрослость. Теоретическая значимость материалов заключается в изучении жизненной компетентности как фактора личностного развития молодых людей, а практическое значение - в апробации инструмента диагностики уровня развития жизненной компетентности в период вхождения во взрослость.
Ключевые слова: жизненная компетентность, период вхождения во взрослость, задачи развития, личность.
Позитивное развитие личности в период вхождения во взрослость традиционно связывают с готовностью и способностью успешно решать возрастные задачи развития, как: 1) получение образования; 2) выбор профессии и становление личности как профессионала; 3) самоосуществление в семье (формирование близости в отношениях и создание семьи); 4) поиск баланса между профессиональным и семейным самоопределением; 5) осмысление своего «Я» как уникального; 6) выработка жизненного проекта и построение конкретных жизненных планов; 7) осознание себя в статусе взрослого; 8) рационализация и операционализация мечтаний, идеалов и фактических целей.
Возрастные задачи развития представляют собой особый вид задачи, сознательно поставленной самой личностью на конкретном возрастном этапе, решение которых связано с ее продвижением в развитии и самопонимании, как отмечали Б. Ливехуд [10], Р. Хевигхорст [16], Ю.И. Фролов [1]. В результате решения возрастной задачи личность приобретает качественно новые индивидуально-психологические особенности (жизненного знания и опыта, стратегии поведения, мировоззрения и т.п.), желаемые, доступные, ранее не имеющиеся в ее распоряжении, как отмечает М.В. Клементьева [8; 9].
Возрастные задачи развития в период вхождения во взрослость отличает социокультурная обусловленность, с одной стороны, и осознанность и самостоятельность в формулировании задач и инициации их решения, с другой.
Успешность решения возрастных задач, а значит психологически благополучное развитие личности, зависит от множества факторов, одним из которых является жизненная компетентность личности, которая позволяет личности максимально эффективно достигать субъективно значимого результата в решении возрастных задач.
Под жизненной компетентностью (ЖК) мы понимаем системное свойство личности, интегрирующее автобиографические знания и связанные с ними стратегии решения задач развития, а также стремления и оценки, возникающие в ходе их принятия и решения.
В современной психологии жизненная компетентность преимущественно изучена в поздней взрослости. Так, в русле всевозрастного подхода A. Kruse [15] рассматривает ЖК как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых стареющим людям для сохранения самостоятельности в решении вопросов, сопряженных с бытовым обеспечением и социальным взаимодействием. В компетентностном подходе Т. С. Назаренко-Матвеевой [11], В.В. Быстровой [4] и других исследователей основополагающим положением для понимания ЖК выступает определение показателей, позволяющих судить о сформированности / несформированности. Существенным представляется положение о механизмах ее становления, связанными с сознательно направляемой активностью, ответственностью и самостоятельностью личности, выдвинутое в работах С.Л. Рубинштейна [12], К.А. Абульхановой [1], Л.И. Анцыферо-вой [2] и других исследователей.
Вместе с тем, становление ЖК охватывает более ранние периоды жизни человека в первую очередь молодость, период вхождения во взрослость. Как отмечает Е.Е. Сапогова [12], развитие в этом возрасте существенно зависит от способности личности выстроить жизненный замысел, поставить цели, определить стратегии развития. Для молодых людей характерно стремление к поставке жизненных целей и задач, а также движение к их реализации, достижению желаемого с учетом актуализации потенциальных возможностей, предъявляемых ожиданий и индивидуальных устремлений, как отмечали М.В. Клементьева [9],
36
Вестник КГУ 2019
© Иванкова Дарья Леонидовна, 2019
Е.Л. Солдатова [14] и другие исследователи. В молодости личность инициирует сознательную активность на изменение себя и мира вокруг себя, определения направления своего развития, отвечающего ее представлениям о желаемом. Это становится возможным при обращении к накопленным автобиографическим знаниям в условиях решения актуальных задач развития, открытии эффективной стратегии поведения и прогнозировании возможного исхода. В данном контексте, как мы полагаем, проявляется ресурсность - в качественном преобразовании жизненного пути посредством повышения продуктивности в решении задач развития и претворения в реальность желаемых изменений, касающихся как социальной ситуации, так и саморазвития личности в целом.
Таким образом, необходимость психологического изучения механизмов становления ЖК и отсутствие системных исследований, объясняющих генез и функции ЖК в молодости, делают актуальной постановку проблемы становления ЖК период вхождения во взрослость.
Базируясь на общепсихологических принципах системности, интегративности, субъектности, развития, наше исследование психологического содержания и механизмов становления ЖК опирается на представления о ее структурных компонентах. Ранее, в наших работах [7], в русле интеграции культурно-исторического и субъектного подходов к исследованию развития личности во взрослых возрастах нами разработана и описана четырехкомпонентная модель ЖК, включающая когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты.
Однако осталась нерешенной задача выявления динамики становления ЖК в период вхождения во взрослость. Целью нашего исследования выступило эмпирическое изучение изменения психологического содержания ЖК в период вхождения во взрослость при решении актуальных возрастных задач развития.
Мы предположили, что жизненная компетентность в период вхождения во взрослость изменяется в части увеличения объема автобиографических знаний, освоения и приращения репертуара стратегий решения задач развития, повышения внутренней мотивированности и эмоциональной вовлеченности в процесс решения задач развития.
В исследовании приняли участие 274 человека (мужчины и женщины) в возрасте от 17 до 22 лет, получающих высшее образование.
Использована авторская проективная методика «Истории из жизни» [9], позволяющая изучить пси-
хологическое содержание ЖК в контексте решения возрастных задач. Она является валидным инструментом оценки уровня развития ЖК, соответствует современным требованиям, предъявляемым к проективным методикам. Шкалы методики «Истории из жизни» обнаруживают близость к конструктам, рассматривающим ЖК как показатель личностной зрелости, например, биографической рефлексией, мудростью, смысложизненными ориентациями, исполненностью жизни [6; 8].
Обработка результатов осуществлялась с помощью контент-анализа 4 экспертами, имеющими высшее психологическое образование. В качестве К-переменных выступали языковые репрезентанты компонентов ЖК, представленные в текстах: слова и словосочетания, описывающие знание возрастных задач, эмоции и чувства, действия, стремления, мотивы, ценности в процессе их решения. Полученные данные были преобразованы в стандартизированные посредством Z-преобразования с последующим переводом в стены.
Последующий статистический анализ осуществлялся в SPSS (версия 21) с использованием следующих методов: сравнение средних показателей в группах осуществлялось с использованием U-критерия Манна-Уитни и Н-критерия Краскала-Уоллеса.
Анализ данных показал, что все участники справились с заданиями. Мы получили по 18 текстов от каждого респондента. Общее количество анализируемых текстов составило 4932. Незаполненных граф не было.
Сравнительный анализ показателей компонентов ЖК позволил выявить, что для решения задач развития молодые люди в возрасте 17-20 лет актуализируют аффективный и мотивационный компоненты ЖК, в то время как для 21-22-летних -это когнитивный, аффективный и поведенческий, а для 23-24-летних - когнитивный, мотивацион-ный и поведенческий (р < 0,01). Это может говорить о перестройке соотношения компонентов ЖК. Формирование аффективного и мотивационного компонентов вначале позволяет личности эмоционально включиться в решение задачи развития, наделить ее личностным смыслом. Постепенное увеличение объема автобиографических знаний и освоение новых стратегий поведения в решении возрастной задачи основывается на эмоциональном отношении личности к процессу и ее ориентации на стремление достичь желаемого результата, на что указывает дальнейшая актуализация когнитивного и поведенческого компонентов. Отдельно стоит отметить, что эмоции и чувства сменяются устремлениями и внутренней мотивационной направленностью личности на результат.
Сравнительный анализ значений общего показателя ЖК позволил выявить те задачи, для решения которых молодые люди обращаются к ЖК (р < 0,01).
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
37
Для молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет это задачи:
1) получение образования (например, «получить образование - залог моего будущего», «пока я учусь, мне есть к чему стремиться», «получить высшее образование - было правильным шагом»);
2) поиск партнера и формирование близких отношений (например, «я почувствую, что это тот человек», «если этот человек будет внимателен, нежен, заботлив, я смогу строить с ним отношения», «мы будим единым целым» и т.д.);
3) поиск баланса между профессиональным и семейным самоопределением (например, «семья - это мой тыл»; «я не смогу предпочесть работу семье»; «сначала нужно найти того, для кого зарабатывать» и т.д.);
4) рационализация и операционализация мечтаний, идеалов и фактических целей (например, «я знаю, что мечты все чаще остаются мечтами, а тут простая жизнь», «мои мечты - это и есть мои цели», «приятно, когда все случается так, как я хочу» и т.д.).
В возрасте 21-22 появляется задача, связанная с построением конкретных жизненных планов (например, «я планирую продвинуться дальше по карьерной лестнице, для этого я продолжаю обучение», «для того, чтобы строить нормальные отношения нужно разобраться в себе, найти приличную работу и жить своей жизнью», «Я знаю, что многого смогу достичь, если прекращу распыляться, сконцентрируюсь на учебе... личная жизнь -это лишнее сейчас» и т.д.).
23-24-летние используют ЖК для решения таких задач, как:
1) выбор профессии и становление личности как профессионала (например, «я знал, кем я стану», «сейчас это одна из ступеней в моей карьере...», «все деньги мира не заработать, а вот заниматься любимым делом очень важно» и т.д.);
2) создание семьи («я уже нашла свою половинку, пусть у нас не все гладко, но мы семья», «невозможно создавать семью без любви», «семья - основа общества, а моя еще и «носитель» традиций» и т.д.);
3) осмысление своего «Я» как уникального (например, «я еще ощущаю некую спутанность в представлениях о себе, но понимаю, что творю свою жизнь сама», «я уникален, как и моя жизнь», «зачем мне чужие советы, если есть свою голова на плечах?» и т.д.);
4) выработка жизненного проекта, построение конкретных жизненных планов (например, «сейчас только начало моего пути, но без четкого плана сложно достичь того, что я хочу», «я всегда сначала думаю, как что-то сделать, а потом делаю» и т.д.);
5) осознание себя в статусе взрослого (например, «я живу одна уже не первый год, сама себя обеспечиваю и не прошу помощи у родных», «те-
перь я помогаю родителям, а не они мне», «я сама решаю, как строить свою жизнь, мне не нужна помощь родителей» и т.д.).
Для молодых людей 23-24 лет характерно снижение общего показателя ЖК в ситуации принятия и решении задач, актуальных для 21-22-летних. Статистика различий р < 0,01. Это указывает на востребованность ЖК лишь в условиях попытки решить те задачи, которые еще не решены, но уже сформулированы личностью.
Сравнительный анализ возрастных задач по показателю «актуальность» выявил динамику актуальных задач развития для молодых людей (при р < 0,01): 1) получение образования (17-20 лет); 2) выбор профессии и становление личности как профессионала (19-20 лет); 3) формирование близости в отношениях (17-24 года); 4) создание семьи (19-22 года); 4) поиск баланса между профессиональным и семейным самоопределением (17-24 года); 5) осмысление своего «Я» как уникального (17-18 лет и 23-24 года); 6) выработка жизненного проекта и построение конкретных жизненных планов (19-22 года); 7) осознание себя в статусе взрослого (23-24 года); 8) рационализация и операционализация мечтаний, идеалов и фактических целей (23-24 года).
Мы можем наблюдать преемственность перехода от задач значимых, но не решённых, к задачам, для решения которых личность обладает достаточным ресурсом ЖК. Наиболее важными направлениями развития ЖК личности в период вхождения во взрослость являются направления, формируемые следующими задачами возрастного развития: построение конкретных жизненных планов, создание семьи, осмысление своего «Я» как уникального, поиск баланса между профессиональным и семейным самоопределением. Они становятся актуальными в начале молодости, но к их решению молодой человек переходит только к концу периода молодости. Данный факт мы можем с осторожностью проинтерпретировать в контексте положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: зону актуального развития составляют возрастные задачи, для решения которых молодые люди используют ЖК, а зону ближайшего развития - возрастные задачи, сформулированные актуальные, но еще не решенные. Так, мы обнаруживаем в этих сформулированных самой личностью задачах потенции саморазвития.
Таким образом, становление жизненной компетентности в период вхождения во взрослость сопряжено с увеличением объема автобиографических знаний и формирования новых стратегий решения задач развития. Эмоциональная оценка лишь на начальных этапах принятия возрастной задачи высока, но постепенно снижается в процессе решения задачи. Напротив, в процессе решения задачи повышается уровень мотивированности
Вестник КГУ А 2019
38
и личностной включенности, благодаря которой возрастные задачи наполняются личностным смыслом. ЖК используется личностью как ресурс в решении актуальных задач развития, определяющих социокультурное поле для поиска недостающих знаний и стратегий поведения, что определяет направление для ее саморазвития.
Библиографический список
1. Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. - С. 14-63.
2. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№ 2. - С. 3-16.
3. Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению структуры психологического возраста и их объяснительно описательный потенциал по отношению к старости // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 3. - С. 50-60.
4. Быстрова Н.Н. Видовая структура жизненной компетентности человека [Электронный ресурс] // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 9. - Режим доступа: Шр://суЬег1ешпка.ги/агис1е/пМ^уауа-51гик1ига-7Ы7пеппоу-котре1еп1по811-сйе1оуека (дата обращения 15.01.2019).
5. Иванкова Д.Л. Изучение жизненной компетентности молодых людей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIII Международного симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельнико-вой, Т. А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. - С. 324-327.
6. Иванкова Д.Л. Исследование взаимосвязи жизненной компетентности и толерантности к неопределенности в молодости // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. трудов в 2-х т. / под общ. и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - Т. 1. - С. 56-60.
7. Иванкова Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета: Психология. - 2018. - Т. 8. - Вып. 4. - С. 381-395.
8. Клементьева М. В. Теоретико-методологический смысл понятия «Ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ: Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 326-336.
9. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс личностного развития взрослого человека. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. - 518 с.
10. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.
11. Назаренко-Матвеева Т.М. Социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения 15.01.2019).
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
13. Сапогова Е.Е. Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте. - М.: Генезис, 2016. - 312 с.
14. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2005. - 281 с.
15. Kruse A. Geriatre - Gesundheit und Kompetenzim Alter: Aufgaben der Pravention und Rehabilitation // InAlhoffPJ, Leidel J, Ollenschlager G, Voigt P (Hrsg) Handbuch der Praventivmedizin. -N.Y.: Springer, Berlin Heidelberg, 2007. - S. 601-628.
16. Havigherst R.J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. - N. Y., 1972. - 119 p.
References
1. Abul'hanova K.A. Problema individual'nosti v psihologii // Psihologiya individual'nosti: Novye modeli i koncepcii / pod red. E.B. Starovojtenko, V.D. SHadrikova. - M.: NOU VPO MPSI, 2009. -S. 14-63.
2. Ancyferova L.I. Psihologiya povsednevnosti: zhiznennyj mir lichnosti i «tekhniki» ee bytiya // Psihologicheskij zhurnal. - 1993. - T. 14. - № 2. -S. 3-16.
3. Belorusec A.S., Frolov YU.I. Podhody k vydeleniyu struktury psihologicheskogo vozrasta i ih ob"yasnitel'no opisatel'nyj potencial po otnosheniyu k starosti // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. -2011. - № 3. - S. 50-60.
4. Bystrova N.N. Vidovaya struktura zhiznennoj kompetentnosti cheloveka [Elektronnyj resurs] // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. -2010. - № 9. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka. ru/article/n/vidovaya-struktura-zhiznennoy-kompetentnosti-cheloveka (data obrashcheniya 15.01.2019).
5. Ivankova D.L. Izuchenie zhiznennoj kompetentnosti molodyh lyudej // Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyj sbornik materialov XXIII Mezhdunarodnogo simpoziuma / pod red. G.A. Vajzer, N.V. Kisel'nikovoj, T.A. Popovoj. -M.: FGBNU «Psihologicheskij institut RAO», 2018. -S. 324-327.
6. Ivankova D.L. Issledovanie vzaimosvyazi zhiznennoj kompetentnosti i tolerantnosti k neopredelennosti v molodosti // CHelovek v usloviyah neopredelennosti: sb. nauch. trudov v 2-h t. / pod obshch. i nauch. red. E.V. Bakshutovoj,
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
39
O.V. YUsupovoj, E.YU. Dvojnikovoj. - Samara: Samar. gos. tekhn. un-t, 2018. - T. 1. - S. 56-60.
7. Ivankova D.L. Psihologicheskoe soderzhanie zhiznennoj kompetentnosti v kontekste resheniya vozrastnyh zadach v period rannej vzroslosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta: Psihologiya. -2018. - T. 8. - Vyp. 4. - S. 381-395.
8. Klement'eva M. V Teoretiko-metodologicheskij smysl ponyatiya «Resurs razvitiya» vzroslogo cheloveka // Izvestiya TulGU: Gumanitarnye nauki. -2012. - № 2. - S. 326-336.
9. Klement'eva M.V. Biograficheskaya refleksiya kak resurs lichnostnogo razvitiya vzroslogo cheloveka. - Tula: Izd-vo TulGU, 2016. - 518 s.
10. Livekhud B. Krizisy zhizni - shansy zhizni. -Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1994. - 224 s.
11. Nazarenko-Matveeva T.M. Social'noe proektirovanie kak sredstvo formirovaniya zhiznennoj kompetentnosti obuchayushchihsya [Elektronnyj resurs] // Vestnik RMAT. - 2015. - № 3. - Rezhim
dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (data obrashcheniya 15.01.2019).
12. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. CHelovek i mir. - SPb.: Piter, 2003. - 512 s.
13. Sapogova E.E. Territoriya vzroslosti: gorizonty samorazvitiya vo vzroslom vozraste. - M.: Genezis, 2016. - 312 s.
14. Soldatova E.L. Psihologiya normativnyh krizisov vzroslosti. - CHelyabinsk: Izd-vo YUUrGU, 2005. - 281 s.
15. Kruse A. Geriatre - Gesundheit und Kompetenzim Alter: Aufgaben der Pravention und Rehabilitation // In Alhoff PJ, Leidel J, Ollenschlager G, Voigt P (Hrsg) Handbuch der Praventivmedizin. -N.Y.: Springer, Berlin Heidelberg, 2007. - S. 601-628.
16. Havigherst R.J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. - N. Y., 1972. - 119 p.
40
Вестник КГУ 2019