Научная статья на тему 'Исследование жизненной компетентности личности молодых людей'

Исследование жизненной компетентности личности молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LIFE COMPETENCE / ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / МОЛОДОСТЬ / YOUTH / DEVELOPMENTAL AGE TASKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванкова Дарья Леонидовна

Статья посвящена исследованию психологического содержания жизненной компетентности молодых людей в возрасте от 23 до 26 лет. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает в себя 4 компонента: когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к возрастным задачам), мотивационный (ценности, мотивы, потребности и устремления, связанные с возрастными задачами) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач). Были использованы данные, полученные от 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет с использованием авторских методик. Качественный анализ данных проводился с помощью контент-анализа, статистическая обработка данных с использованием коэффициента согласованности Альфа Кронбаха, критерия ранговой корреляции Спирмена и критерия Фридмана. В результате исследования мы выявили следующее: 1) жизненная компетентность молодых людей актуализируется при решении возрастных задач, преимущественно её когнитивный и поведенческий компоненты; 2) в наименьшей степени актуализирован аффективный компонент; 3) в совокупности все выделенные компоненты связаны между собой и образуют единую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF LIFE COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE PERSONALITY

The article is devoted to the psychological content of life competence of young people aged 23 to 26 years. Hypothesis of the research is the supposition that the psychological content of life competence includes four components: cognitive (autobiographical knowledge and knowledge of age-related tasks), affective (emotions and feelings in relation to the age tasks), motivational (values, motives, needs and aspirations associated with the age tasks), and behavioral (strategies for solving the age tasks). The sample consisted of data obtained from 40 people aged 23 to 26 years old using the developed method. Qualitative data analysis was conducted using content analysis, statistical data processing using the consistency coefficient Cronbach's alpha, criterion the Spearman's rank correlation and Friedman's criterion. As a result of the study we have identified the following: 1) life competence of young people is actualized when solving age problems, mainly its cognitive and behavioral components; 2) the affective component is actualized least of all; 3) the totality of all the selected components are interrelated and form a single structure.

Текст научной работы на тему «Исследование жизненной компетентности личности молодых людей»

УДК 159. 922

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕИНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Иванкова Дарья Леонидовна — аспирант кафедры психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный университет», г. Тула, пр. Ленина, 92, e-mail: lazs@inbox.ru

Введение

Жизненная компетентность личности представляет собой актуальную, стремительно набирающую популярность предметную область научных исследований.

В современной психологии жизненная компетентность рассмотрена как «воедино связанная совокупность внутренних условий» [5, с. 269] и «психическое орудие практической реализации» [2] развития личности. Её основное назначение, равно как и любого личностного свойства заключается в том, что она «включается в жизнь человека в качестве и обусловленной его обстоятельствами жизни, и обуславливающей его деятельность, посредством которой, он эти обстоятельства изменяет», как отмечает С.Л. Рубинштейн [5, с. 291].

Вслед за А. Крузе, Э. Деси и Р. Рай-ном, М. Уайтом, С.Л. Рубинштейном, Т.М. Назаренко-Матвеевой, под жизненной компетентностью (ЖК) личности мы подразумеваем понимание, постановку и решение возрастных задач посредством использования стратегий и способов разрешения противоречий между требованиями окружающей действительности и собственной инди-

видуальностью с ориентацией на достижение результата, субъективно оцениваемого как эффективный. Источником жизненной компетентности выступает систематизированный и обобщённый жизненный опыт, накопленные знания, эмоциональное отношение к происходящим событиям и учёт потенциальных возможностей развития.

Под возрастными задачами развития мы, вслед за П. Балтесом, А. Крузе, Ю.И. Фроловым, Р. Хевигхерстом и другими исследователями, рассматриваем базовое противоречие возраста, разрешение которого приведёт к появлению новой ситуации развития, смене ведущего вида деятельности и появлению новообразованию возраста. Использование данной категории в исследовании закономерностей развития в молодости демонстрирует работа Л.Е. Тарасовой [7]. Наш анализ показал, что в периоде молодости авторы (Г. Шихи, Л.Е. Тарасова, Э. Эриксон, Е.Л. Солдатова) выделяют следующие важнейшие возрастные задачи: построение жизненных планов в социальной, профессиональной, личностной и эмоциональных сферах, а также самореализация личности в рамках каждой из них, создание семьи, осмыс-

ление своего «Я» как уникального, учёт собственных возможностей в противовес желаниям.

Психологическому исследованию ЖК посвящены работы А. Крузе, Т.М. На-заренко-Матвеевой, М.Д. Степаненко, Н.Н. Быстровой и других авторов. Она выступает как совокупность знаний, умений и навыков, свойство личности, системно характеризующее реальную возможность их адекватного применения в различных жизненных ситуациях, как наличных, так и предполагаемых, возможных [6]. Подобный ракурс в её определении, с одной стороны, акцентирует инструментальное значение, лежащее в основе — жизненная компетентность затрагивает процессуальный и результативный аспекты жизнедеятельности взрослого человека, связанной с решением возрастных задач развития. С другой стороны, позволяет дифференцировать ЖК от смежных понятий, таких как: мудрость [9; 11], автобиографическая память [5], биографическая рефлексия [3] и др.

И хотя собственно жизненной компетентности посвящено небольшое количество работ, вопросы компетентност-ного отношения личности к собственной

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена исследованию психологического содержания жизненной компетентности молодых людей в возрасте от 23 до 26 лет. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает в себя 4 компонента: когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к возрастным задачам), мотивационный (ценности, мотивы, потребности и устремления, связанные с возрастными задачами) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач). Были использованы данные, полученные от 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет с использованием авторских методик. Качественный анализ данных проводился с помощью контент-анализа, статистическая обработка данных — с использованием коэффициента согласованности Альфа Кронбаха, критерия ранговой корреляции Спирмена и критерия Фридмана. В результате исследования мы выявили следующее: 1) жизненная компетентность молодых людей актуализируется при решении возрастных задач, преимущественно её когнитивный и поведенческий компоненты; 2) в наименьшей степени актуализирован аффективный компонент; 3) в совокупности все выделенные компоненты связаны между собой и образуют единую структуру.

Ключевые слова: личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость.

жизни, к себе, своим отношениям затрагиваются во многих теориях, концепциях, подходах.

Психологическое изучение жизненной компетентности опирается на представления о её структурных компонентах.

Когнитивный компонент ЖК, связанный с автобиографическими знаниями и знаниями человеком возрастных задач, рассмотрен в рамках всевозраст-ного и субъектного подходов (А. Крузе, С.Л. Рубинштейн, П. Балтес, К.А. Абуль-ханова), концепции автобиографической памяти В.В. Нурковой. Его актуализация предполагает обращение личности при решении возрастных задач к имеющимся у неё биографическим знаниям, знаниям о жизни, о мире, представлениям о себе [9; 10].

Поведенческий компонент ЖК предполагает актуализацию способностей и умений, обеспечивающих эффективность деятельности, поведенческих стратегий и действий личности в решении возрастных задач и, как следствие, достижение ею результата субъективно оцениваемого как продуктивный. Он был также рассмотрен в рамках все-возрастного, акмеологического и субъектного подходов (А. Крузе, И.А. Потапова, С.Л. Рубинштейн, И.В. Арендачук).

Аффективный компонент ЖК, связанный с эмоциями и чувствами, сопровождающими деятельность, связанную с решением возрастных задач, оценкой происходящих событий, а также построением прогноза развития, рассмотрен в рамках субъектного и нарративного подходов (К.А. Абульханова, А.В. Бруш-линский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, М. Уайт, Д. Эпстон, Д.П. МакАдамс).

Мотивационный компонент ЖК, рассмотренный в рамках всевозраст-ного, субъектного и акмеологического подходов (К.А. Абульханова, А.А. Дергач, А.К. Маркова, Е.М. Бородулина, А.Г. Портнова, Е.С. Каган, Д.П. МакАдамс), представляет собой совокупность мотивов и ценностей, побуждающих к решению возрастных задач, рефлексии, саморазвитию и самопониманию посредством обращения к потенциальным линиям развития [1; 8].

Проблемное поле представляет собой собственно психологическое содержание жизненной компетентности и её структурных компонентов, способствующих достижению личностью максимальной результативности и эффективности в процессе разрешения возрастных задач в молодости.

Цель исследования — изучить психологическое содержание жизненной компетентности личности у молодых людей в процессе решения возрастных задач.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает в себя когнитивный (значения, смыслы, знания о жизни, о себе, о мире, стратегий решения задач), аффективный (эмоции и чувства), мотивационный (ценности, мотивы, потребности и устремления) и поведенческий (действия, использование стратегий решения задач) компоненты.

Объект исследования — жизненная компетентность личности.

Предмет исследования — структура жизненной компетентности личности молодых людей.

Методика, организация и выборка исследования

В исследовании приняли участие 40 человек (мужчины и женщины) в возрасте от 23 до 26 лет, имеющих оконченное или незаконченное высшее образование.

Была использована авторская методика «Истории из жизни». Испытуемым предлагались 16 заданий, представляющих собой дилеммы жизненных ситуаций, описывающих характерные для данного возрастного периода задачи, которые требуют принятия решения. Например, для оценки актуализации жизненной компетентности при решении возрастной задачи «поиск своего призвания и становление личности профессионала» была использована следующая дилемма: «Вы чувствуете, что ритм жизни изнуряет — времени и сил не хватает для того, чтобы совмещать работу, не связанную с выбранной специальностью, и учёбу. Необходимо делать выбор и решить, что важнее». Испытуемым было необходимо аргументировать свои выборы и решения, требуемые ресурсы, а также оценить, насколько каждая история типична для их жизни. Следующий блок заданий представлял собой незаконченные предложения, касающиеся различных аспектов понимания, постановки и решения возрастных задач, например: «Вы знаете, что вы взрослый, потому что...», «Понимание различий между идеалом и реальностью позволяет вам.» (всего 26 суждений).

Обработка данных осуществлялась с использованием контент-анализа. В качестве К-переменных были использо-

ваны языковые репрезентанты (слова и словосочетания), соответствующие структурным компонентам ЖК: знание возрастных задач (когнитивный компонент), эмоции и чувства (аффективный компонент), действия (поведенческий компонент), стремления, мотивы, ценности (мотивационный компонент), связанные с решением возрастных задач молодости: 1) обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты; 2) создание жизненных проектов своего развития; 3) стремление к идентификации реальности и идеала; 4) создание семьи и освоение семейной жизни, поиск союза обусловленного такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчёт, психологическое соответствие и моральные соображения; 5) поиск своего призвания и становление личности как профессионала; 6) активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной.

Контент-анализ текстов осуществлялся 4 экспертами, имеющими высшее психологическое образование.

Последующий статистический анализ осуществлялся в SPSS (версия 21). Надёжность и согласованность предложенной компонентной структуры ЖК оценивалась с помощью коэффициента надёжности Альфа Кронбаха, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) и сравнительного анализа (критерий Фридмана).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных показал, что все участники справились с заданиями. Мы получили по 16 текстов от каждого респондента.

Количественный и качественный анализ данных позволил выделить ряд закономерностей.

Во-первых, психологическое содержание когнитивного компонента жизненной компетентности личности образовано знаниями и представлениями личности о мире, жизни и собственно биографическими знаниями, которые позволяют достигать желаемого, субъективно значимого результата в решении возрастных задач. Именно к ним человек обращается, когда сталкивается с ситуацией, решение которой не может проходить по уже отработанной стратегии, и когда необходимо задействовать имеющиеся знания для создания новой, ориентированной на перспективы развития и саморазвития личности.

Эти знания также выступают в качестве основы для реализации прогностической функции жизненной компетентности. Среднее значение К-переменных, соответствующих когнитивному компоненту, составило 6,68. Оно отражает обращение личности к накопленным знаниям, человек как бы говорит себе: «Я знаю, что делать, какие стратегии использовать, я понимаю ситуацию, осознаю происходящее ». Таким образом, психологическое содержание когнитивного компонента жизненной компетентности молодых людей раскрывалось в таких языковых репрезентантах как: «осознание однообразия помогает мне решить...»; «я знаю, что для решения мне необходимо...»; «я понимаю жизнь»; «я знаю, как достичь профессионального роста»; «я знаю, что в идеале, моя жизнь ...»; «я понимаю, чего от меня ожидают ...»; «уже сейчас я понимаю, что не смогу ...»; «именно знание жизни позволяет мне предугадать ...»; «потому что это моя жизнь и я чётко осознаю то, к чему хочу стремиться»; «я знаю, поэтому нет необходимости выбирать»; «не понимаю, как можно хотеть быть матерью»; «я знаю, что так будет лучше»; «мои знания и мой опыт»; «я понимаю, что некоторые цели ... навязаны обществом»; «понимаю, что поглощена трудом и развитием» и т.д.

Во-вторых, психологическое содержание аффективного компонента ЖК образовано эмоциями, чувствами и реакциями, сопровождающими решение возрастных задач, отражающими отношение личности к происходящим событиям, позволяющими оценить актуальное развитие ситуации и соотнести его с прогнозируемым и желаемым, внести необходимые коррективы. Среднее значение К-переменных, соответствующих аффективному компоненту, составило 3,52. Оно отражает, что человек чувствует, о чём переживает в ходе разрешения возрастных задач. Таким образом, психологическое содержание аффективного компонента жизненной компетентности

молодых людей включало в себя такие языковые репрезентанты, как: «моральное удовлетворение», «радость», «одиночество», «большая печалька», «уверенность», «удовольствие», «интерес», «счастье», «страх», «отчаяние», «любовь», «душевный подъём», «ощущение света» и т.д.

В-третьих, психологическое содержание поведенческого компонента ЖК представляет собой способности и умения личности, поведенческие стратегии и действия, направленные на решение возрастных задач, достижение субъективно значимого и наиболее продуктивного результата. Это сознательно направляемая субъектом активность, реальная деятельность в ситуации, требующей преодоления возникающего противоречия. Среднее значение К-переменных для поведенческого компонента составило 6,74. Оно выражается в ответе на вопрос: «Что я делаю для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие стратегии поведения я использую?» Таким образом, психологическое содержание поведенческого компонента жизненной компетентности молодых людей определяли такие языковые репрезентанты, как: «сделаю всё возможное», «учился и жил.», «я бы поговорила ... и объяснила.», «доказала своей успеваемостью», «я несу за себя ответственность», «продумывать всё наперёд», «я двигаюсь постоянно вперёд и тогда достигаю результата», «объясню, что смогу обеспечить себя», «взвешу все "за" и "против", «работать над собой», «получить диплом» и т. д.

В-четвёртых, психологическое содержание мотивационного компонента ЖК представляет собой совокупность мотивов и ценностей, побуждающих к решению возрастных задач, рефлексии, саморазвитию и самопониманию, а также наделяет ситуацию решения возрастного противоречия личностным смыслом, делает её личностно значимой. Среднее значение К-переменных для мотивационного компонента со-

ставило 5,04. К-переменные, насыщающие данный компонент, представлены в виде ответа на вопросы: «Чего я хочу? Что я ценю? Чего хочу достигнуть? Что я желаю?» Таким образом, психологическое содержание мотивационного компонента ЖК молодых людей включало в себя такие языковые репрезентанты, как: «я хочу настоящую свадьбу», «я ценю своих родителей», «стремлюсь к стабильности и комфорту», «для меня важно становиться лучше, чем вчера», «устремление должны стать реальностью», «то, что ценно и важно для меня», «мне есть к чему стремиться», «планы для меня важны» и т.д.

В-пятых, выявлены значимые различия в показателях компонентов ЖК. Когнитивный и поведенческий компоненты являются более выраженными, а наименее выражен аффективный компонент (значимость рангового критерия Фридмана при р < 0,001). Это может говорить о том, что при решении возрастных задач молодые люди ориентированы в наибольшей степени на рационализацию, опору на знания о жизненной ситуации и о стратегиях её преодоления, которые претворяются в жизнь в поведении, целенаправленно организованной, сознательно направляемой активности. В наименьшей же степени они ориентированы на эмоциональную оценку. Эмоции и чувства является неотделимым содержанием жизнедеятельности, но сами по себе не выступают значимыми и направляющим в решении возрастных задач. Желаемый результат (решение жизненной дилеммы) связано с противоречием между значением и личностным смыслом задачи, решая которое личность приобретает жизненную компетентность.

В-шестых, между когнитивным, аффективным, поведенческим и моти-вационным компонентами ЖК выявлены значимые положительные взаимосвязи (табл. 1), что позволяет говорить о том, что компоненты взаимно влияют друг на друга, их изменения происходят

Таблица 1

Корреляционный анализ

Когнитивный Аффективный Поведенческий Мотивационный

Когнитивный 1,00 0,86** 0,58** 0,80**

Аффективный 0,86** 1,00 0,76** 0,81**

Поведенческий 0,58** 0,76** 1,00 0,77**

Мотивационный 0,80** 0,81** 0,77** 1,00

** Корреляция значима на уровне 0,01.

согласовано и однонаправленно. Те связи, которые выявлены внутри ЖК, образуют единую систему.

Коэффициент надёжности-согласованности Альфа Кронбаха для показателей ЖК составил 0,89, что позволяет говорить о хорошей согласованности компонентов ЖК, которые описывают её психологическое содержание в период молодости при решении возникающих возрастных задач.

В-седьмых, сравнительный анализ наполненности компонентов ЖК относительно содержания возрастных задач позволяет говорить о том, что для молодых людей наиболее значимыми возрастными задачами выступают следующие: создание семьи, освоение семейной жизни и становление личности как профессионала, равно как и осмысление собственной жизни, ориентация на проживание жизни в соответствии с собственными мотивами, ценностями, идеалами, планами в противовес жизни под эгидой сильного наставника, подражания ему. Получение образование на данном этапе относится к наименее значимым возрастным задачам. Сравнение средних значений компонентов ЖК для каждой возрастной задачи представлено в табл. 2.

Анализируя данные, представленные в табл. 2, можно отметить, что решая возрастные задачи 3, 4 и 7, молодые люди актуализируют, главным образом, когнитивный компонент ЖК, т.е. обращаются к имеющемуся у них опыту и биографическому знанию. Наличие прошлого опыта в контексте решения этих задач выступает фундаментом в до-

стижении желаемого результата, понимании того, каким он должен быть с субъективной позиции.

При решении задач 1, 2, 5 и 6 молодые люди опираются на поведенческий компонент ЖК, они реализуют конкретные стратегии поведения, направляют собственную активность на достижение субъективно эффективного результата. Это может быть связано с открывающимися перед ними возможностями, индивидуальной системой ценностей, а также с приоритетами в развитии отдельных жизненных сфер.

Выводы

Таким образом, жизненная компетентность молодых людей в возрасте от 23 до 26 лет образована четырьмя компонентами, которые определяют её психологическое содержание: когнитивным, аффективным, поведенческим, мотивационным, которые актуализируются в ходе решения возрастных задач. Вместе они образуют единую согласованную структуру. Когнитивный компонент, представляющий собой знания о себе, о мире, о жизни, о стратегиях поведения, наиболее выражен в структуре ЖК при решении молодыми людьми возрастных задач. Именно к нему они обращаются чаще. В наименьшей степени актуализируется аффективный компонент, что может говорить о том, что эмоции и чувства скорее сопровождают процесс решения возрастной задачи, но не способствуют собственно принятию решения. При решении таких задач, как получение образования, становление личности как профессионала, обрете-

ние самостоятельности и ответственности, создание жизненных проектов своего развития, в наибольшей степени актуализируется поведенческий компонент. Для молодых людей наиболее значимыми выступают решения таких задач, как создание семьи и освоение семейной жизни, а также становление собственной личности как профессионала, решение которых актуализирует когнитивный и поведенческий компоненты.

Заключение

Полученные результаты исследования могут стать основой как для дальнейшей разработки проблемы, так и для построения практических рекомендаций для молодых людей, решающих возрастные задачи.

Исследование психологического содержания жизненной компетентности молодых людей позволяет говорить о ней не только как о совокупности знаний, умений, навыков, способностей, но и как о ценном ресурсе, способствующем развитию личности.

Благодарности

Автор выражает благодарность научному руководителю Клементьевой Марине Владимировне, кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии Института гуманитарных и социальных наук, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», и кафедре психологии Института гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет».

Таблица 2

Сравнение средних значений К-переменных

Возрастные задачи Среднее значение К-переменных

Когнитивный компонент Аффективный компонент Поведенческий компонент Мотивационный компонент

1. Обретение самостоятельности и ответственности 8,98 4,1 11,25 7,2

2. Создание жизненных проектов своего развития 7,60 5,05 8,225 6,4

3. Стремление к идентификации реальности и идеала 9,1 5,075 8,05 6,275

4. Создание семьи и освоение семейной жизни 15,45 8,45 13,675 10,875

5. Получение образования 1,30 0,475 2,225 1,15

6. Поиск своего призвания и становление личности как профессионала 10,13 5,375 11,325 8,275

7. Активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной 10,73 4,875 9,25 6,175

ССЫЛКИ

[1]. Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под ред. Е.Б. Старовой-тенко, В.Д. Шадрикова. — М.: НОУ ВПО МПСИ. 2009. — C. 14-63.

[3]. Клементьева М.В. Амплификация биографической рефлексии студентов — психологов // Акмеология, 2015. № 4. — С. 96-102.

[4]. Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология, 2008. — № 1. — С. 17-25.

[5]. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер. 2003. — 269 с.

[6]. Ситников А.П., Деркач А.А., Ел-шина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. — М.: Изд-во «Луч». 1994. — 225 с.

[7]. Тарасова Л.Е. Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. — С. 18-21.

[8]. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под. ред. И.Т. Фролова. — М.: Эдиториал УРСС. 1999. — С. 9.

[9]. Ardelt M. Antecedents and Effects of Wisdom in Old Age: A Longitudinal Perspective on Aging Well. Research on Aging. 2000. Vol. 22. — P. 360-394.

[10]. Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter/ Aufgaben der Prävention und Rehabilitation. In Alhoff P.J., Leidel J., Ollenschlager G., Voigt P. (Hrsg) Handbuch der Praventiv-medizin. — NY: Springer, Berlin Heidelberg. — S. 601-628.

[11]. Staudinger Ursula M. Psychologische Produktivität und Selbstentfaltung im Alter // Produktives Leben im Alter / Margret Baltes; Leo Montada(Hg.). — Frankfurt/Main; NY: Campus Verlag 1996 (Schriftenreihe / ADIA-Stiftung zur Erforschung Neuer Wege for Arbeit und soziales Leben. Bd. 3).

REFERENCES

[1]. Abul'hanova K.A. Problema individual'nosti v psihologii // Psihologija individual'nosti: Novye modeli i koncepcii / pod red. E.B. Starovojtenko, V.D. Shad-rikova. M.: NOU VPO MPSI. — 2009. — s. 14-63. — s. 38.

[2]. Vygotskij L.S. Orudie i znak v razvitii rebenka. Sobranie sochinenij, tom 6. — M.: Pedagogika. — 1984. — 455 s.

[3]. Karpinskij K.V. Smysl zhizni i resursy ego realizacii: k ponimaniju meh-anizmov lichnostnogo krizisa // Psihologija. Zhurnal VShJe. — 2012. — № 4. — s. 3-33.

[4]. Klement'evaM.V. Amplifikacija bi-ograficheskoj refleksii studentov — psihol-ogov // Akmeologija. — № 4. — 2015. — s. 96-102.

[5]. Nurkova V.V. Analiz fenomen-ov avtobiograficheskoj pamjati s pozicij kul'turno-istoricheskogo podhoda //

Kul'turno-istoricheskaja psihologija. — 2008. — № 1. — s. 17-25.

[6]. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. — SPb.: Piter. — 2003. — 269 s.

[7]. Sitnikov A.P., Derkach A.A., Elshi-na I.V. Autopsihologicheskaja kom-petentnost' rukovoditelej: prikladnye tehnologii. — M.: Izd-vo Luch. — 1994. — 225 s.

[8]. Tarasova L.E. Projavlenie krizisa rannej vzroslosti v gruppah s raznoj struk-turoj social'noj situacii razvitija // Izvesti-ja Saratovskogo universiteta. Novaja seri-ja. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. — 2012. — T.1. — № 3. — s. 18-21.

[9]. Chelovecheskij potencial: opyt kom-pleksnogo podhoda / pod.red. I.T. Frol-ova. M.: Jeditorial URSS. — 1999. — 176s. — s.9.

[10]. Ardelt M. Antecedents and Effects of Wisdom in Old Age: A Longitudinal Perspective on Aging Well. Research on Aging. 2000. — Vol. 22. — P. 360-394.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11]. Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter/ Aufgaben der Pravention und Rehabilitation. In Alhoff P.J, Leidel J., Ollenschlager G., Voigt P. (Hrsg) Handbuch der Praventivmedizin. NY: Springer, Berlin Heidelberg. S. 601-628.

[12]. Staudinger Ursula M. Psychologische Produktivität und Selbstentfaltung im Alter. // Produktives Leben im Alter / Margret Baltes; Leo Montada(Hg.). — Frankfurt/Main; New York: Campus Verlag 1996 (Schriftenreihe / ADIA-Stiftung zur Erforschung Neuer Wege ftr Arbeit und soziales Leben; Bd. 3).

RESEARCH OF LIFE COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE PERSONALITY

Dariya L. Ivankova — Post-Graduate Student, Department of Psychology, Federal State Budget Educational Institution «Tula State University», Lenina Prospect, 92, Tula, Russia; e-mail: lazs@inbox.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the psychological content of life competence of young people aged 23 to 26 years. Hypothesis of the research is the supposition that the psychological content of life competence includes four components: cognitive (autobiographical knowledge and knowledge of age-related tasks), affective (emotions and feelings in relation to the age tasks), motivational (values, motives, needs and aspirations associated with the age tasks), and behavioral (strategies for solving the age tasks). The sample consisted of data obtained from 40 people aged 23 to 26 years old using the developed method. Qualitative data analysis was conducted using content analysis, statistical data processing — using the consistency coefficient Cronbach's alpha, criterion the Spearman's rank correlation and Friedman's criterion. As a result of the study we have identified the following: 1) life competence of young people is actualized when solving age problems, mainly its cognitive and behavioral components; 2) the affective component is actualized least of all; 3) the totality of all the selected components are interrelated and form a single structure.

Keywords: personality, life competence, developmental age tasks, development, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.