Б. А. СТАРКОВ
Борис Анатольевич СТАРКОВ - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и зарубежных стран СПбГУЭФ.
Автор более чем 140 научных трудов, в т. ч. 20 монографий. Почетный доктор истории Абердинского университета (Шотландия), руководитель рабочей группы по изучению политических процессов в советской России в Институте социальной истории (Амстердам).
Сфера научных интересов - политическая история России ХХ века.
СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: УРОКИ ЛФЭИ - СПбГУЭФ
Становление высшего экономического профессионального образования в России неразрывно связано с развитием самого производства и системы образования. В дореволюционной России профессии экономиста не было. Экономические знания получали в средних учебных заведениях - коммерческих училищах и коммерческих институтах, в которых обучалось к 1914 году менее 3 тысяч студентов. Основную нагрузку в экономическом образовании несли университеты, из которых только в Киевском был экономический факультет, в Московском экономистов готовили на юридическом, а в Петербургском - на историко-филологическом факультете.
В середине XVIII в. торговый и деловой центр столицы Российской империи Санкт-Петербурга размещался в районе Садовой улицы. Ранее здесь размещались переведенские слободы, где проживали «переведенные» в Петербург на «вечное жилье» мастеровые - «работные люди». В этом месте располагались Апраксин, Сенной, Щукин, Александровский, Никольский, Рыбный и Новый Морской рынки, склады, лавки, лабазы и трактиры. Здесь велась торговля съестными припасами, дровами, одеждой и домашней утварью. Большая скученность деревянных строений часто приводила к пожарам. После одного из них в 1736 году сгорел знаменитый Рыбный рынок и на его месте был построен новый Морской рынок, который, в свою очередь, тоже сгорел в 1782 году. На его месте указом Екатерины II от 8 августа 1782 года было решено построить здание Ассигнационного банка.
Ассигнации в ту пору только еще входили в обращение. Купцы, торговцы, промышленники и все население быстро оценило достоинство бумажных денег, предпочитая их неудобной тяжеловесной медной монете. В мае 1783 года был утвержден проект здания Ассигнационного
ГРНТИ 06.09.91 © Б. А. Старков, 2010
банка, представленный знаменитым итальянским зодчим Джакомо Кваренги. Он оставил после себя ряд зданий: Эрмитажный театр, здание Смольного института, Александровский дворец, - по праву вошедших в коллекцию лучших архитектурных шедевров нашего города. Ассигнационный банк не уступал этим творениям и был выстроен в виде огромной подковы. Двухэтажный корпус, предназначенный для денежных кладовых, был обращен фасадом на Екатерининский канал, по которому монеты на баржах доставлялись прямо к дверям банка. Торцы «подковы» выходили на Садовую улицу и соединялись оградой, выполненной также по проекту Кваренги. За оградой, в центре участка, фасадом на Садовую, был сооружен главный трехэтажный корпус, украшенный шестиколонным портиком коринфского ордера.
В 1826 году по проекту инженера Г. Треттера через канал был построен Банковский мост, декорированный четырьмя фигурами грифонов с золотыми крыльями. По древнегреческой мифологии именно они считались охранителями золота. В золотых кладовых глубоко под землей за бетонными и стальными дверями хранились запасы золота в слитках и монетах. Помещения были спроектированы так, чтобы быть надежным укрытием для любых ценностей.
В середине XIX в. была предпринята перестройка денежно-кредитной системы. В 1860 году был основан Государственный банк Российской империи. Его первым управляющим стал придворный банкир А. Л. Штиглиц. В начале XX столетия позиции банковского капитала и банковского дела в России настолько укрепились, что это настоятельно потребовало создания системы специального образования. В 1902 году в Петербурге был основан Политехнический институт. В его составе был экономический факультет, впоследствии ставший основой для создания первого финансово-экономического института в Советской России.
Политехнический институт находился в ведении Министерства промышленности и торговли и был тесно связан с правящей российской элитой. Преподавание в нём заметно отличалось от университетского, кроме курса «Финансовое право» студентам-экономистам читали лекции по товароведению, бухгалтерскому учету и анализу, денежному обращению и кредиту, налоговому праву. В соответствии с учебным планом студенты в течение пяти семестров овладевали общетеоретическими экономическими, юридическими, историческими и техническими дисциплинами. Здесь работал выдающийся теоретик статистики А А. Чупров, историю России читал знаменитый историк академик С. Ф. Платонов, курс финансов вёл приват-доцент В. Н. Твердохлебов, который продолжил работу в системе образования после революции, а в 1930 году стал заведовать кафедрой финансов в только что созданном ЛФЭИ.
Государственный банк Российской империи стал одним из первых объектов Октябрьского переворота в 1917 году и был захвачен в первый же день вооруженного восстания. Общий размер золотого запаса в сей-
фах и кладовых банка составлял 1 260 000 000 рублей. Это был эмиссионный банк, и новая советская государственность получила возможность распоряжаться эмиссионными ресурсами страны. 14 декабря 1917 года Государственный банк прекратил свое существование. Он был объединен с национализированными коммерческими банками. Банковское дело было объявлено монополией государства, и в России создан Народный банк Советской Республики. После переезда правительства в Москву туда же было переведено Правление банка, а здание передано в распоряжение городских и областных финансовых учреждений. В 1930 году часть помещений была занята вновь созданным Финансово-экономическим институтом.
Экономическая политика новой российской государственности советского типа складывалась непросто. На ее формирование оказывали влияние многие факторы. Прежде всего, такие как многоукладность самой экономики, традиции, внешние экономические отношения, представления о путях развития государства и общества. Поэтому в экономической политике советской государственности значительной составляющей долгое время оставалось внеэкономическое принуждение или «чрезвычайщина». Однако любой поворот или изменение экономической политики требовали изменения хозяйственного механизма. В частности, кредитно-денежной, финансовой системы. Во второй половине 1920-х годов это выразилось в отказе от новой экономической политики и переходе к командно- административным методам управления.
Реорганизация управления промышленностью, налоговая и кредитная реформы представляли собой очередную попытку политического руководства создать принципиально новую систему финансирования, кредитования и расчетов. Для этого требовались подготовленные кадры. В ноябре 1929 года Пленум ЦК ВКП (б) специально рассмотрел вопрос «О кадрах народного хозяйства». В его решениях предлагалось «коренным образом улучшить дело подготовки экономистов как для промышленности, так и для торговых, финансовых, плановых и статистических органов, упорядочить систему и направления экономических вузов, придать соответствующим вузам, факультетам, отделениям более определенное целевое назначение в связи с потребностями народного хозяйства».
В 1930 году была создана сеть отраслевых вузов. В частности, были основаны 8 финансово-экономических вузов. Именно тогда был расформирован экономический факультет Ленинградского политехнического института, а на его базе и на базе учетно-финансового отделения Института народного хозяйства им. Ф. Энгельса приказом № 219 от 24 мая 1930 г. был создан Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ). Первым директором института стал заведующий финансовым отделением экономического факультета политехнического института Ф. М. Малиновский.
Для того, чтобы обеспечить приём к новому учебному году, в Ленинграде, Калинине и Горьком были открыты подготовительные курсы, которые комплектовались рабочими и колхозниками. Причем немалая часть командировалась партийными и профсоюзными организациями, а также по направлениям Наркомфина и Госбанка СССР. Всего на 1 курс было принято 500 человек. На 2 и 3 курсы было передано из ЛПИ 170 человек, из ЛИНХ 23 и из Ленинградского государственного университета - 31 человек. Среди поступивших на 1 курс многие были участниками гражданской войны и революции, не имевшие среднего образования, но с опытом практической работы в финансовых органах, госбанках и на предприятиях. Всех объединяло желание получить высшее образование, чувство долга и высокой ответственности.
В 1930 году в стенах института было создано 2 отделения и 15 кафедр. В первые годы было много трудностей, связанных с частым пересмотром учебных программ. В конечном итоге, в учебном плане сформировалось два блока дисциплин общеобразовательного и экономического цикла. В приложении к диплому выставлялась оценка «зачтено», а в конце обучения защищалась дипломная работа. Кадры первых преподавателей института составляли выходцы из ЛПИ. Среди них были видные ученые профессора В. К. Райхер, В. В. Новожилов, В. Н. Твердохлебов, А И. Буковецкий и другие. Заведующим кабинетом статистики стал Б. Г. Плошко, ассистент кафедры статистики.
Между профессорами и преподавателями в эти годы нередко возникали расхождения по идеологическим вопросам. Однако было бы неверным считать, что это были только противоречия марксистов и их противников. К этому времени в правящей коммунистической партии заканчивался период борьбы за власть, и уже четко обозначилась победа группы И. Сталина. Очевидно, поэтому на занятиях по общественным наукам шла постоянная борьба «за чистоту марксистско-ленинской теории» против враждебных социализму «правых» и «левых» оппортунистов, различных уклонистов и примиренцев. Без активного участия в критике этих явлений не мыслилась подготовка высококвалифицированных кадров экономистов, финансистов, статистиков. Дискуссии нередко заканчивались в духе времени увольнением инакомыслящих. В частности, уволены были профессор А. И. Буковецкий и первый заведующий кафедрой финансов профессор В. Н. Твердохлебов. Справедливости ради следует заметить, что политическим репрессиям преподаватели ЛФЭИ не подвергались, а уволенные в скором времени были восстановлены на работе. Примечательно, что когда Ученый совет получил право проведения защит и присуждения степени доктора экономических наук, то одной из первых трех рассмотренных диссертаций была работа А. И. Буковецкого «Очерки по истории финансовых взаимоотношений царской России и Турции».
В дискуссиях между учеными старого и нового поколения в институте шла разработка курсов теории финансов, денег и кредита. Актив-
ное участие в ней принимал заведующий кафедрой политэкономии Дементьев. В 1934 году произошло слияние ЛФЭИ и МФЭИ и была проведена существенная перестройка кафедры финансов и кафедры денег и кредита. В это время из Москвы на работу в институт приехали крупные ученые: профессора В. П. Дьяченко (будущий член-корреспондент Академии наук, директор Института экономики АН СССР) и Н. Н. Ровинский (в дальнейшем ректор МФЭИ, восстановленного в 1951 году). До войны было создано три новых кафедры - государственного бюджета, денег, кредита и финансов СССР и отдельно кафедра денег, кредита и финансов капиталистических государств. В 1938 году был издан первый учебник по курсу «Финансы и кредит СССР» (автор - проф. В. П. Дьяченко). В том же году вышел учебник «Финансы капиталистических государств» Н. В. Орлова и А. М. Александрова и учебник «Государственный бюджет СССР» Н. Н. Ровинского.
Сложно шло становление кафедр общественных наук, особенно -политической экономии. Она еще не сложилась как система законов и категорий, не сформировалась как предмет преподавания, отсутствовали единые учебные программы и пособия для высшей школы. Ее заменял курс «Теория советского хозяйства», а с 1932 года - «Экономическая политика». В 1936 году этот курс исчез из учебных программ, а на смену ему появился курс Политической экономии, в заключительном разделе которого шла речь о социалистической экономике. В это время по решению Политбюро ЦК ВКП (б) создается специальная Комиссия по подготовке учебника Политэкономии. В состав коллектива был включен научный сотрудник ЛФЭИ А. Пальцев, который был специально откомандирован в Москву для работы над учебником. С проектом учебника он приезжал в институт, а наработки и замечания, сделанные учеными ЛФЭИ, были переданы авторскому коллективу.
К концу 1930-х годов в институте сложилось несколько своих научных школ, в которых за коллективом ученых удерживался прочный авторитет. Так свое направление сложилось у кафедры финансов, где были сосредоточены крупные силы - Твердохлебов, Дьяченко, Буковецкий, Александров, Орлов и другие. Одной из самых сильных и авторитетных кафедр в стране по праву считалась кафедра статистики, которую возглавляла профессор В. А. Лосиевская, а с 1932 года в течение 40 лет -видный ученый, создатель промышленной статистики А. И. Ротштейн. Уже в середине 1930-х гг. он выпустил уникальный учебник «Основы статистики социалистической промышленности». На работах А. И. Ротштейна выросло не одно поколение отечественных статистиков, а его воспитанники возглавили кафедры в различных вузах страны. Широко известная и авторитетная научная школа сформировалась на кафедре экономической географии. Ее возглавлял профессор М. С. Клупт. На блестящей защите кандидатской диссертации ему в 1 939 году диссертационный совет ЛГУ решил присвоить степень доктора наук. Кафедра экономической географии была одной из самых активных в
научной работе. Одной из ценнейших научных работ коллектива стал «Статистический справочник по экономической географии капиталистического мира», выдержавший в довоенное время 3 издания.
В довоенное время кафедры института работали в известной степени изолированно. Межкафедральные связи носили эпизодический характер. Руководители института всецело полагались на компетентность ученых и доверяли им самостоятельно решать вопросы по закрепленным направлениям работы. Такая научная обособленность объясняется неразработанностью многих направлений экономической науки. Подготовленный Комиссией ЦК ВКП (б) учебник политэкономии так и остался в виде макета и до войны не был издан. Очевидно, на это влияло также отсутствие у политического руководства страны четких представлений о перспективах и задачах развития социалистической экономики. Ученым-экономистам приходилось «осваивать целину» сразу во многих областях молодой экономической науки.
В целом, довоенный период для коллектива института был очень плодотворным. Даже узкоспециальные, кафедральные исследования, в которые активно включались студенты, способствовали подготовке финансистов, бухгалтеров, статистиков, кредитников, прекрасно владеющих своей профессией.
В 1940 году был принят ряд мер по дальнейшему совершенствованию экономического образования в стране. К ЛФЭИ присоединили два высших учебных заведения, которые действовали в Ленинграде - Высший финансово-экономический институт и Высшую финансовую академию. Вуз сразу же стал крупнейшим в Ленинграде. Студенческий состав практически удвоился и составлял 1100 студентов. Численность профессорско-преподавательского состава достигла 137 человек. За десять лет существования ЛФЭИ подготовил более 3 тысяч дипломированных специалистов для финансовых, плановых и кредитных органов страны.
Однако уже ясно ощущалось приближение большой войны. Многие студенты были мобилизованы в действующую армию и участвовали в советско-финляндской войне. Девушки записывались на курсы медсестер. В мае 1941 года после производственной практики будущие выпускники вернулись в институт. Шла интенсивная подготовка к выпускным государственным экзаменам. Комиссия по распределению уже вынесла решение: куда кого направить после окончания института, а приехавший из Москвы председатель Государственной комиссии В. П. Дьяченко приступил к работе. Однако 22 июня 1941 года началась война, и всему коллективу ЛФЭИ предстоял самый сложный и трудный экзамен.
В отличие от политического руководства государства, нападение Германии на СССР для большинства населения страны было действительно неожиданным, внезапным и вероломным. К этому времени, после окончания гражданской войны, традиционное российское общество бесповоротно шло по пути трансформации в индустриальное: активно
формировались новая социальная структура, новый менталитет и традиции. Авторитет высшего политического руководства страны, опирающийся на силу государства и реальные достижения в социальной и экономической областях был велик, но 22 июня 1941 г. он впервые пошатнулся. В этот день никто не вызывал и не назначал собраний, однако практически все студенты, преподаватели и работники приехали в институт. Е. Н. Фадеева, выпускница 1941 года, вспоминает, что «стояло молчание и кто-то спросил: "А надо сдавать последний экзамен?" Последовал твердый ответ директора института С. А. Антонова: "Надо! И дипломы получите 25 июня 1941 года"». В этот день на всех кафедрах и в подразделениях института стихийно прошли собрания и, несмотря на то, что масштабы нависшей беды были совсем неясны, все выражали готовность встать на защиту Отечества.
Уже на следующий день институт преобразился: шла запись добровольцев на фронт, преподаватели, аспиранты и студенты одели военную форму. В институте было установлено дежурство, созданы отряды для защиты города, рытья окопов, защиты от зажигательных бомб, помощи в эвакуации детей и стариков. На фронт ушло 414 студентов, 38 преподавателей, 22 аспиранта , 44 рабочих и служащих ЛФЭИ. Среди них были директор института С. А. Антонов, преподаватели Г. Л. Власенко, Д. Д. Кузьмин, С. И. Бородицкий, П. Р. Сыромятников, аспиранты Г. Г. Бро, А. П. Самойлов, Н. М. Сахаров, А. Н. Молчанов, студенты В. С. Алхимов,
A. П. Семченко, М. В. Ермолин, И. Денисенко и многие другие. Свыше 70 из них погибли и пропали без вести. Среди них политрук артдивизиона
B. Сметанкин, участник советско-финляндской войны С. Андреев, смертью храбрых в боях с фашистами погибли Г. Гусев, С. Васильев, Н. Ульянов.
Несмотря на блокаду Ленинграда, в сентябре 1941 года в институте возобновились занятия. Преподаватели читали лекции, проводили семинары, студенты старших курсов сдавали государственные экзамены. Их принимали в специально оборудованной комнате в подвале главного здания института. Практически все сотрудники института принимали участие в строительстве оборонительных сооружений города, трудились в госпиталях, поэтому учебная часть ввела сменное расписание. Положение блокированного города оставалось очень тяжелым: хлебный паек снизился до 125 граммов, не прекращались артобстрелы, в здании института на втором этаже расположился госпиталь, но большое помещение трудно было отапливать. За время блокады от артобстрелов, голода и холода погибло 44 человека.
Весной 1942 года закончилась самая страшная зима блокированного города. Положение стабилизировалось, и политическое руководство страны разрешило эвакуацию жителей и учреждений блокированного города. В марте 1942 года по распоряжению Наркомфина СССР началась эвакуация института в Казань. По приказу директора ЛФЭИ Н. В. Орлова 19 марта 1942 года была отправлена основная группа пре-
подавателей, студентов и членов их семей. Оно составила 457 человек, уполномоченным по эвакуации был назначен доцент В. М. Романовский, а начальником эшелона стал зав. кафедрой бухучета Кошкин. Однако общая военно-политическая ситуация привела к тому, что конечный пункт эвакуации был изменен, и вместо Казани сотрудники и студенты ЛФЭИ прибыли на Северный Кавказ в Ессентуки. Все вопросы с размещением и питанием были решены при помощи местных властей и уже летом 1942 начались занятия.
2 августа 1942 года выпускникам были вручены дипломы. Однако внезапный прорыв группировки немецких войск на Северный Кавказ потребовал новой эвакуации института. Она проводилась в спешном порядке и была не так хорошо организована. В городе осталось 40 студентов и 8 преподавателей. Основная группа студентов и преподавателей во главе с В. С. Клуптом совершила переход через перевалы Кавказского хребта и оказалась в Баку. Позднее часть из них продолжили обучение в вузах Казани и Ташкента.
Уже осенью 1943 года началась подготовка института к возобновлению научно-педагогической деятельности. Жизнь института поддерживала группа сотрудников: М. Хомякова, А. Пашкова, Н. Мисник, Т. Мельдер. Именно они обеспечивали сохранность здания, а имущество - от расхищения. 16 ноября 1943 года директором института был назначен вернувшийся в институт после ранения доцент Н. А. Иванов. ЛФЭИ разрешили реэвакуировать часть студентов и преподавателей и начать новый учебный год с осени 1944 года в Ленинграде. В декабре 1943 года начался процесс восстановления исторического здания Ассигнационного банка. Студенты и преподаватели трудились не только на восстановлении аудиторий и общежития родного института, но и на восстановительных работах в городе. У каждого ленинградца была трудовая книжка, в которую заносились часы, отработанные на восстановлении города.
Окончательное решение о возобновлении деятельности института было оформлено приказом Наркомата финансов и Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР от 22 марта 1944 года. Согласно этому решению было разрешено принять на обучение 300 человек и реэвакуировать в город 200 студентов со старших курсов. Институту разрешили открыть два факультета: финансовый и учетно-экономический. Учебные занятия должны были начаться с 1 октября 1944 года. К этой дате необходимо было подготовить учебное здание, общежития, восстановить библиотеку, вызвать из эвакуации преподавателей и решить вопрос о снабжении преподавателей и персонала продуктами.
Сложности и конфликты возникали из-за нехватки жилой площади. Дело в том, что во время войны в помещениях, принадлежащих институту, управление делами Наркомфина разместило различные организации, а помещения лестниц № 7 и № 8 была заняты под госпиталь.
Для организации питания предприятия и учреждения пытались создавать свои подсобные хозяйства. Однако в первое послевоенное время организовать его в ЛФЭИ не удалось.
Летом 1944 года прошли первые вступительные экзамены. Они были выездные и проходили в Вологде, Кирове, Горьком, Казани, Уфе, Ярославле Ташкенте и Ленинграде. Этим занимались специальные уполномоченные из числа преподавателей института. Они обеспечивали публикацию объявлений в местной прессе, устанавливали связи с местными финансовыми органами, принимали заявления от абитуриентов и организовывали проведение экзаменов. Летом 1944 года первые послевоенные экзамены закончились. На первый курс было принято 243 студента, 53 - на второй, 69 - на третий и на старшие курсы - 95. Однако, к началу учебного года не все преподаватели и студенты смогли попасть в город, поскольку еще действовало запрещение на въезд в Ленинград. Попытка организовать продолжение обучения в Казанском финансово-экономическом институте столкнулась с настолько тяжелыми бытовыми условиями, что студенты отказывались от обучения и предпочитали взять академический отпуск, чтобы дожидаться вызова в Ленинград. У института не было права самостоятельного ввоза студентов и сотрудников, и его включили во вторую очередь окончательно реэвакуированных вузов.
Полное возвращение ЛФЭИ в Ленинград завершилось в марте 1945 года. Оно совпало с празднованием 15-летия его создания. В ходе этого было проведено заседание Ученого совета, научная сессия, выпуск двух сборников «Трудов ЛФЭИ». В октябре 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск. Окончивших вуз было всего 16 человек. 12 выпустил финансовый факультет и 4 - педагогический. К этому моменту в ЛФЭИ обучалось уже 1052 студента.
Учеба в послевоенном ЛФЭИ шла не столь успешно, как до войны. Серьезные пробелы в знаниях были как у первокурсников, так и студентов старших курсов. Многие забыли пройденный материал и утратили навыки обучения. Тем не менее, правила приема экзаменов были жесткими. Приказы министерства высшего образования в 1946 году указывали на недопустимость необъективных оценок на экзаменах, студентов, не сдавших два экзамена, отчисляли из института без права восстановления. В первую зимнюю сессию оценки «хорошо» и «отлично» составили 47,6 %. Для того, чтобы поднять успеваемость, в эти годы было организовано шефство отличников над отстающими студентами; существовали разные программы обучения, профессорско-преподавательский состав широко привлекал студентов к подготовке теоретических конференций. Они были посвящены теоретическим проблемам национального вопроса, 50-летию со дня смерти Фридриха Энгельса, а третья, проведенная исключительно силами студентов, называлась «Великая Отечественная война Советского Союза». Постепенно возобновляли работу студенческие научные кружки, и уже в 1946 году
был издан первый сборник студенческих научных работ. В 1948 году студенческие кружки были объединены в Студенческое научное общество (СНО), а его руководителем стал доцент А. М. Александров. Он не оставил своего общественного поручения даже тогда, когда стал заместителем директора института.
В первый послевоенный год заработала художественная самодеятельность института. Большим энтузиастом и талантливым организатором ее выступала преподаватель кафедры иностранных языков В. В. Левина. В институте успешно работали драмкружок, оркестр народных инструментов и хореографический коллектив. Все торжественные мероприятия традиционно завершались концертом самодеятельности и танцами. Танцевали тогда вальс-бостон, танго, фокстрот, фигурные танцы. Все это открывало «второе дыхание» для учебы и давало весьма ценный навык беречь и экономно расходовать время.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в стране наметились серьезные политические и социально-экономические перемены. «Опьянение» Великой Победой привело к известному игнорированию тенденции демократического обновления общества. Феномен послевоенного сталинизма заключался в том, что в духовно-идеологической сфере окончательно оформился культ личности Сталина. Начался новый этап репрессивной политики. Центральное место среди политических процессов этого периода занимает т. н. «Ленинградское дело». Среди необоснованно репрессированных оказалось большое число работников Госплана во главе с Н. А. Вознесенским, а также бывшие и настоящие руководители Ленинграда. В это время отдельные преподаватели и сотрудники ЛФЭИ были также исключены из коммунистической партии и уволены с работы. Гонениям подвергся П. М. Павлов. Это отрицательно сказывалось на развитии отечественной экономической науки. Однако попытки создания проектов новой Программы коммунистической партии и Конституции СССР, предпринятые в послевоенные годы, настоятельно потребовали дальнейшей разработки экономической, финансово-кредитной политики. Одновременно постоянно возрастала потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов-экономистов.
В 1950 году численность студентов ЛФЭИ превысила довоенный уровень и составила 1419 студентов. Стала расти аспирантура. Она появилась на кафедрах политической экономии и советского права. Наиболее подготовленные аспиранты А. Н. Молчанов, А. П. Семченко, М. В. Ермолин привлекались к преподаванию. К 1950 году четвертую часть преподавателей (23 из 95) составляли молодые ученые. На научных сессиях наряду с маститыми учеными - профессорами В. П. Дьяченко, В. К. Райхером, А. В. Венедиктовым, Я. С. Розенфельдом, В. Н. Твердохлебовым, В. С. Клуптом, А М. Александровым - трибуна всё чаще представлялась молодым ученым. Они получили широкую возможность публиковать свои результаты научной деятельности в периодическом издании «Труды ЛФЭИ». С 1946 по 1950 год было опубликова-
но рекордное количество фундаментальных работ, общим объемом 514 авторских листов. Смелым научным поиском и новаторством отличались научные труды В. К. Райхера, посвященные общественно-историческим типам страхования, В. Н. Твердохлебова по истории государственного кредита капиталистических стран, П. М. Павлова по плановым, хозяйственным рычагам социалистического государства. Фундаментальный библиографический указатель с 1917 по 1940 «Финансы СССР» подготовил П. Р. Сыромятников. Вузовский учебник А М. Александрова по финансам и кредиту выдержал в 1950-е годы четыре издания.
Для устранения параллелизма в подготовке специалистов было принято решение объединить ряд вузов. Так, объединились в одно учебное заведение Плановый и Финансово-экономический институты в Ленинграде. Научно-педагогический потенциал вуза сразу же резко увеличился. ЛФЭИ делился отныне на 4 факультета: финансово-экономический, планово-экономический, учетно-статистический и вечерний. В новом институте работало 18 кафедр. Их перечень позволяет оценить, насколько многоплановой теперь становилась подготовка высококвалифицированных специалистов. В ЛФЭИ обучалось более 3300 студентов и свыше 50 аспирантов; численность профессорско-преподавательского состава составила без малого 200 человек. С осени 1955 года широко развернули свою работу ученые советы, которым было предоставлено право приема к защите докторских и кандидатских диссертаций. Директором ЛФЭИ оставался И. М. Гречко, а его заместителем по науке был назначен профессор А. М. Александров, по учебной работе - доцент П. Р. Сыромятников.
После XX съезда КПСС морально-психологическая атмосфера в стране начала меняться Раскованность и инициативность людей значительно активизировали всю общественную жизнь. В 1956 году в институте был сформирован первый отряд целинников, командиром которого стала секретарь комитета ВЛКСМ О. П. Дроздова, а в следующем году студенческий отряд ЛФЭИ возглавил Л. С. Тарасевич. Самостоятельность, умение использовать и реализовывать свои возможности, инициативность - таковы были отличительные черты студенческого самоуправления в середине 1950-х гг.
В начале 1960-х годов началась коренная ломка сложившийся системы высшего образования. В первую очередь, речь шла о более четкой организации учебного процесса, повышении качества подготовки специалистов. Эти процессы были напрямую связаны с ощутимыми изменениями в экономике. В декабре 1963 года постановлением Совета Министров РСФСР Ленинградскому финансово-экономическому институту было присвоено имя видного государственного деятеля, ученого-экономиста, академика Н. А. Вознесенского. Начинался новый этап в истории вуза.
1960-е годы вошли в историю ЛФЭИ как, во многом, переломный этап становления качественно нового учебного заведения университетского типа. Прежде всего, это было вызвано экономической реформой 1965 года. Именно тогда была предпринята смелая попытка реформировать сложившуюся социалистическую государственность на основе модернизации экономики, не затрагивая при этом её политических и идеологических основ. Такая попытка была обречена на заведомое поражение. Однако её организаторы и вдохновители не задумывались над этим. Они были воспитаны в жестких рамках командно-административной системы и свято верили в возможность построения социализма «с человеческим лицом».
Для реализации грандиозных планов коренного преобразования экономики всей страны нужны были новаторски мыслящие, не обремененные грузом устаревших взглядов и представлений кадры инженеров и экономистов. Они должны были обладать глубокими знаниями экономики производства, научной организации труда и управления предприятием. Однако подготовка таких специалистов резко отставала от требований времени. Студенты оказывались не столь хорошо подготовленными, как этого требовала современная экономика. Сказывалось резкое увеличение выпуска специалистов, подготовленных с помощью вечерних и заочных форм обучения. Набор студентов вечернего отделения в начале 1960-х гг. в ЛФЭИ вырос почти в три раза, а заочников - в два раза по сравнению с 1954 годом. Вместе с тем, сократился прием студентов дневного отделения. Он составил 225 вместо 650 человек в год.
Это было связано с тем, что в послевоенные годы и в период знаменитой хрущевской «оттепели» ставка делалась на экономию затрат при обучении. Это была глубокая ошибка, стратегический просчет тогдашнего политического руководства страны. Исторический опыт учит, что экономия в образовании всегда оборачивается потерями во всех сферах жизни общества. Скороспелые выпускники вечернего и заочного факультетов оказывались дипломированными только на бумаге, не потому что их плохо учили, а, прежде всего, в силу того, что в институт принимались люди, явно не готовые к напряженной учебе. Умалению авторитета и значения экономического образования во многом способствовали решения XXII съезда КПСС, провозгласившего переход страны к коммунизму уже в 1980 году. Ликвидация товарно-денежных отношений, а именно так виделся многим теоретикам и политикам коммунизм, не предполагала ни расширения, ни улучшения подготовки специалистов-экономистов. Престиж экономических служб был низким, а их работники традиционно относились к низкооплачиваемым категориям служащих. ЛФЭИ в это время оставался «девичьим» вузом.
В этих условиях авторитет института несколько упал. Однако руководство института, прежде всего - ректор И. М. Гречко, сумело в этот сложный период сохранить кадровый потенциал, материально-
техническую базу, а главное - выдержать общую стратегию, направленную на высококачественное учебно-методическое обеспечение экономического образования. В этом он опирался на сложившуюся команду единомышленников: И. С. Судеревского, А. И. Ротштейна,
A. И. Кропотова, Л. Г. Зыкова, А. Н. Молчанова, А. М. Александрова и других. Они не противодействовали, а умело корректировали на практике многочисленные указания «сверху». В институте того времени отчетливо просматривались лучшие традиции российского образования.
Экстенсивное развитие экономики резко обостряло многие хозяйственные проблемы: неудовлетворительными были система кредитования и ценообразования, серьезные провалы были в планировании, которое во многом страдало от административного нажима и волюнтаризма. В июле 1965 года состоялось Всесоюзное совещание экономистов, в котором принимали участие ведущие ученые вуза А. Н. Молчанов и А. М. Александров. На совещании была сформулирована концепция хозяйственной реформы, важной составной частью которой стало улучшение качества подготовки специалистов-экономистов.
Наступление нового отношения к экономическому образованию и экономической науке совпало с приходом в ЛФЭИ молодого, смелого и энергичного руководителя. Это был Юрий Александрович Лавриков. Он являлся в полном смысле харизматической личностью. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, и получивший высшее юридическое образование после войны. В середине 1950-х годов, после окончания аспирантуры, он защитил кандидатскую диссертацию. Новый ректор пришел в институт с ответственной партийной работы. Ранее он работал в Ленинградском горкоме КПСС, учился в Академии Общественных наук при ЦК КПСС. По своим взглядам и убеждениям Ю. А. Лавриков принадлежал к типичным «шестидесятникам» и пришел в институт с запасом научных идей, сочетая пытливую, смелую мысль ученого с глубоким пониманием необходимости перемен в области экономического образования и экономической науки. Ректором он стал в неполные 40 лет. Тогда это было отнюдь не исключением, а скорее правилом.
В самое короткое время он сумел создать коллектив единомышленников, куда наряду со «старой гвардией», привлек из других вузов, НИИ, хозяйственной практики немало интересных, талантливых людей. Это были профессора И. М. Сыроежин, Г. Н. Черкасов, А. И. Добрынин,
B. Я. Феодоритов, О. И. Шкаратан, С. А. Кугель, Я. Я. Кожурин, О. А. Поздняков, С. Э. Пивоваров, В. Е. Есипов. Они возглавили новые подразделения института и новые направления в отечественной экономической науке.
Основное внимание руководства института было переключено на учебный процесс. В практике подготовки экономистов в то время отсутствовала целенаправленность, и в ректорате родилась смелая идея разработки модели специалиста. С этой целью ученые института обратились ко всем министерствам и ведомствам, в распоряжение которых
распределялись его воспитанники, к руководителям крупнейших промышленных предприятий, финансовых и банковских органов с запросом: каких качеств не хватает молодым специалистам. Все ответы были внимательно изучены. Для коллективного обсуждения разрабатываемой модели было проведено несколько научно-методических конференций. Конечный вывод делался следующий: экономист высшей квалификации - это специалист широкого профиля, готовый к работе в одном из управленческих звеньев народного хозяйства, сочетающий глубокую специальную и гуманитарную подготовку. Он должен владеть экономическими законами, способами регулирования хозяйственных процессов, уметь использовать методы количественного анализа, экономического моделирования и программирования. Экономист обязан владеть экономической теорией, знать современное производство, свободно владеть информационными технологиями. Это должен быть человек высокой культуры и эрудиции.
Впервые в институте предпринимаются меры по изучению зарубежного опыта подготовки экономических кадров. В 1960-е годы растет контингент иностранных студентов из ГДР, Чехословакии, Вьетнама, Кубы, Болгарии, Монголии. Одновременно с этим руководство института выступило с инициативой, суть которой состояла в том, чтобы работать не по обычным, а по экспериментальным учебным планам, учитывающим требования времени. С 1967 года такое право было получено, а в 1969 году для обобщения и распространения нового опыта на базе института был создан Головной совет по экономическим наукам Минвуза РСФСР. В учебные планы были включены не изучавшиеся ранее дисциплины, такие как основы промышленной социологии, научные основы управления производством, обработка экономической информации, организации управленческого труда, основы экономической кибернетики, экономика научно-исследовательских работ.
Все вводимые дисциплины и предметы имели четкую направленность на модернизацию и повышение качества подготовки студентов. Впервые были исключены из учебного плана изжившие себя предметы, а для увеличения самостоятельной работы студентов пошли даже на сокращение общего количества аудиторных часов. Экспериментальные учебные планы были ориентированы на преемственность и последовательность предметных циклов, системность и логику овладения новыми знаниями. Активную позицию в этом вопросе занимал проректор по учебной работе Г. Н. Черкасов, а затем - сменивший его в 1975 году профессор Л. С. Тарасевич.
В это время в ЛФЭИ появляются новые кафедры: экономики социалистической промышленности, экономики промышленного предприятия, анализа хозяйственной деятельности, экономической кибернетики, управления, материально-технического снабжения, научной организации труда. Тогда же в институте были созданы новые факультеты: промышленно-экономический, научной организации труда, матери-
ально-технического снабжения. Принципиально новым подразделением института стал научно-исследовательский сектор, который очень быстро стал набирать авторитет и влияние в городе и в стране. Весьма авторитетным научно-исследовательским подразделением стала Проблемная научно-исследовательская лаборатория региональных экономических исследований. Долгое время ее бессменным научным руководителем оставался доктор экономических наук, профессор В. Я. Феодоритов, а затем - сменивший его выпускник ЛФЭИ А. И. Леусский. Многие известные ныне ученые и политики прошли в ее стенах хорошую научную школу.
В 1967 году была создана первая отраслевая лаборатория экономических проблем совместно с Минлегпищемашем. Она сразу же оказала серьезную практическую помощь 17 предприятиям города, выдав им рекомендации по организации внутризаводского хозрасчета, нормированию оборотных средств, программированию производственных заданий. Необходимость оказания научной помощи в разработке планов экономического и социального развития городов и регионов страны подтолкнула к созданию в институте, совместно с Институтом этнографии АН СССР, лаборатории социологических исследований. Одновременно эти лаборатории становились экспериментальной базой, как для научно-исследовательских работ, так и для преподавания. Коллектив института руководствовался формулой: «Нет образования вне науки, нет науки вне образования».
Естественно, большое внимание уделялось подбору руководящих кадров и, прежде всего, деканскому корпусу. К этой работе наряду со старыми кадрами стали активно привлекаться молодые силы. Так, деканом ведущего финансового факультета в неполные 30 лет стал молодой и энергичный ученый Л. С. Тарасевич. В деканский корпус вошли авторитетные ученые, талантливые организаторы учебного процесса Н. А. Горелов, И. Д. Афанасенко, Л. Г. Зыков, К. X. Нинциев, А. С. Павлов, М. М. Чистяков, М. В. Романовский, А. М. Лайков, В. В. Медников, А Г. Столбов, Е. П. Муравьев и другие. Большая ставка делалась на выдвижение молодежи. Очень много способных молодых людей проходило подготовку для будущей ответственной работы в качестве заместителей деканов. Среди них были будущие деканы А. М. Игнатьев, Б. А. Еремин, директор Высшей Экономической Школы профессор В. П. Галенко. Хорошую школу руководства общественными организациями прошли советник ректора доцент О. П. Дроздова, профессора А И. Леусский, В. В. Круглов, А. Н. Петров.
К началу 1970-х годов ЛФЭИ заметно изменил свое лицо. Он стал вести обучение по 8 специальностям. В его составе действовало 5 факультетов, а количество кафедр увеличилось с 16 до 24. В их составе работало более 200 докторов и кандидатов наук. Возросший творческий потенциал позволял выполнять солидный объем научных исследований. С 1968 года в составе института начал работать факультет повы-
шения квалификации кадров. Первоначально его основной задачей ставилось расширение общетеоретического кругозора, овладение новейшими достижениями экономической науки, наиболее эффективными методами планирования и стимулирования, научной организации труда и управления производством. Основная масса слушателей состояла из руководящих работников системы Минфина СССР, Госплана РСФСР, Госкомтруда РСФСР, Ленгорисполкома. За первые три года в новом подразделении института прошло переподготовку 1500 слушателей. Они учились с отрывом от производства в течение 1 месяца, либо без отрыва по 6 месяцев. Первым деканом факультета был профессор В. П. Семченко, а затем его сменил М. В. Ермолин, проработавший на этом посту в течение 10 ле т.
Интересным начинанием в 1971 году была организация в институте совместно с Ленинградским обкомом ВЛКСМ школы молодых ученых. В ней приняло участие более 200 начинающих руководителей лабораторий и групп, сотрудников НИИ, КБ, Научно-производственных объединений. Они изучали принципы современного подхода к решению управленческих задач, наиболее эффективной организации научных учреждений, финансовые вопросы. Особое внимание уделялось проблемам работы с коллективом, опыту решения социальных задач. Школа работала на принципах вечернего обучения два раза в месяц в течение полугода. Подобное обучение молодых организаторов науки было признано перспективным и получило поддержку со стороны руководства города.
В 1970-е годы резко возросло внимание к определению наиболее эффективных путей развития отраслей народного хозяйства и промышленных предприятий, а это требовало углубленной аналитической работы экономистов, тесной увязки использования информации первичного учета с рассмотрением обобщающих показателей эффективности. Необходимость обеспечения в учебно-научной работе комплексного изучения вопросов анализа хозяйственной деятельности привела к созданию в 1971 году кафедры экономического анализа и эффективности производства. Ее первым заведующим стал доктор экономических наук, профессор Л. М. Чистов, а в 1975 году руководство кафедрой было поручено доктору экономических наук, профессору А. И. Муравьеву. Талантливый организатор и признанный специалист в вопросах повышения экономической эффективности капитальных вложений и использования основных фондов, он в короткий срок сумел сплотить коллектив и органически слить в едином учебном курсе вопросы экономического анализа и эффективности производства.
Аналитика выделилась из кафедры бухгалтерского учета, которая по праву относилась к наиболее сильным кафедрам института. Она имела свою школу, формирование которой было связано с именем заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора экономических наук, профессора П. И. Савичева. Крупный практический работник, он пришел в институт в 1944 году и кафедра под его руководством постоянно набирала силы
как авторитетный научный коллектив. Он и его преемник - профессор А. С. Наринский - сумели убедительно доказать, что для их специализации необходимо перейти от четырехлетнего к пятилетнему сроку обучения. Они сумели внести в учебный план специальности много нового и разработать перспективы подготовки бухгалтеров широкого профиля.
Процесс освоения новых научных «территорий», так будущие историки института, вероятно, с полным правом назовут период 1960-1970-х годов. Он был характерен для всех подразделений ЛФЭИ. Так, кафедра советского права в 1972 году была преобразована в кафедру советского права и социальных проблем труда. Впервые в стране был введен курс «Трудовое право» для студентов факультета экономики и организации труда. Научные публикации по проблемам банковского права, правового регулирования хозяйственных отношений составили основу учебного пособия «Трудовое право», не имевшего аналогов в стране и за рубежом.
Очень быстро наращивала свой творческий потенциал секция социальных проблем труда. Во многом здесь задавал тон заведующий кафедрой, проректор института по учебной работе, доктор экономических наук, профессор Г. Н. Черкасов. Впервые в практике экономических вузов преподаватели разработали и начали читать курсы по инженерной психологии, социологическим проблемам научно-исследовательской работы студентов, по методике и технике конкретных социальных исследований. Ученые кафедры провели немало специальных исследований по заданиям руководства института, для более точной оценки освоения экспериментальных и индивидуальных учебных планов, влияния их на студенческую среду, на профессорско-преподавательский состав. Утверждению научного авторитета кафедры в значительной степени способствовали публикации коллективных монографий «Социология и научная организация труда» и «Теория и практика научной организации труда в промышленности», которые впервые поставили проблемы комплексного использования принципов и методов различных научных дисциплин. В институте начинали закладываться основы междисциплинарного подхода, как в научных исследованиях, так и в преподавательской деятельности.
В первой половине 1970-х годов стало очевидным, что хозяйственная реформа забуксовала из-за серьезных управленческих и организационных неполадок в хозяйственном механизме. В этих условиях резко возрастает актуальность изучения науки управления. Именно тогда и была создана кафедра управления, которую возглавил ректор ЛФЭИ профессор Ю. А. Лавриков. Усилия ее коллектива сосредоточились в области изучения методологических проблем управления, фундаментальных проблем теории, закономерностей комплексного системного подхода к решению управленческих задач. Научные труды коллектива кафедры с каждым годом получали все большую известность в нашей стране и за рубежом. Эти исследования являлись не работами-однодневками, а про-
кладывали дорогу к новым знаниям и перспективным исследованиям. В таком стиле трудились практически все кафедры института.
Так, кафедра финансов по праву удерживала за собой роль научного лидера не только в ЛФЭИ, но также в стране и за рубежом. Ее руководитель - профессор Э. А. Вознесенский - был яркой личностью. Племянник видного государственного деятеля Н. А. Вознесенского, в детстве он прошел через жернова репрессивного аппарата, как «член семьи изменника Родины» был репрессирован по «Ленинградскому делу». Его работы в области теории финансов отличались новизной, смелой постановкой и способом решения поставленных задач. Они, как правило, раскрывали малоизученные или спорные научные проблемы. Э. А. Вознесенский с уважением относился к старшему поколению ученых. Однако даже авторитет его учителя А. М. Александрова не помешал ему вступить с ним в аргументированный спор по сложным проблемам теории финансов. Высокая культура научной полемики становилась своеобразной визитной карточкой научных школ ЛФЭИ.
Одной из принципиальных отличительных особенностей научных школ, сложившихся в ЛФЭИ к началу 1970-х годов, было стремление ученых рассматривать проблемы в связи с общими экономическими процессами. Это вело к тесному сотрудничеству со специалистами в смежных отраслях экономической науки. Поэтому финансисты часто выполняли работы с плановиками и управленцами, управленцы - с кибернетиками, кибернетики - с исследователями в области информационных технологий. Инициаторами подобной координации были ведущие ученые вуза. Ярким примером такой деятельности являются работы П. М. Павлова, который смело привлекал к совместным исследованиям проблем воспроизводства основных фондов крупного специалиста в области ценообразования профессора Л. М. Кантора. А работая над учебным пособием для преподавателей политической экономии, обратился к авторитету в области денежного обращения и кредита профессору М. М. Серебрянному. Комплексный подход к сложным научным и методическим проблемам позволял в предельно сжатой и лаконичной форме излагать четкую систему овладения большой и разносторонней суммой знаний. Не менее плодотворным было сотрудничество видного политэконома и крупного отечественного статистика А. И. Ротштейна. Постепенно координация специалистов различных кафедр и факультетов становилась непременным элементом общеинститутской научно-исследовательской работы. Более того, ЛФЭИ стал активным участником разработки подобных планов на уровне Минвуза СССР и Минвуза РСФСР и определен головным для работ по проблемам НОТ, управления производством, отраслевых экономик.
Приоритетными направлениями во второй половине 70-х гг. и в 80-е гг. ХХв. становятся социальные проблемы НОТ, научная организация труда ИТР и служащих, отраслевое планирование народного хозяйства, финансы предприятий и объединений, финансирование и кредитование
капитальных вложений. Научными руководителями этих направлений были доктора наук, профессора Г. Н. Черкасов, М. Х. Лапидус, В. А. Минеев, П. Н. Жевтяк, И. С. Мангутов. В рамках ЛФЭИ был создан ряд отраслевых, межведомственных и внутризаводских научно-исследовательских и учебно-методических лабораторий. Ученые института успешно решали сложные задачи по созданию единой методологической основы для совместных научно-исследовательских планов с вузами страны. На координационных совещаниях в других городах вузы-соисполнители знакомились с методологией и договаривались о дальнейшей совместной работе. Особенно активно в это время сотрудничали с учеными Саратовского экономического, Куйбышевского планового, Казанского финансово-экономического, Тартусского и Латвийского университетов.
К концу 70-х - началу 80-х гг. ХХ в. практически каждая кафедра ЛФЭИ превратилась в научно-учебное подразделение с собственной лабораторией или сектором. Лаборатория социологических проблем действовала в тесной связи с Институтом социологических исследований Академии наук. Большой коллектив ученых ЛФЭИ работал над планом социального развития города Альметьевска Татарской АССР, включился в разработку нескольких разделов плана социально-экономического развития Ленинграда и области. В научно-производственных объединениях Ленинграда проводили свои научные исследования К. Х. Нинциев, О. П. Дроздова, А. К. Назимова, В. А. Петров, В. М. Маневич. Многие из этих ученых плодотворно работали над повышением своей квалификации.
Огромная организаторская работа позволила в значительной степени обеспечить условия для интенсификации учебного процесса, для расширения его универсальности. В конечном итоге, узкопрофильный институт превратился в универсальный учебно-научный центр. Коллегия Минвуза РСФСР рекомендовала родственным вузам изучить опыт ЛФЭИ и использовать его в своей учебной практике.
В существующей системе подготовки специалистов высшей квалификации большое внимание уделялось общественной работе. По общепринятому тогда мнению «общественная работа определяет нравственные и научные ориентиры, учит находить «сверхзадачу» творчества, помогает яснее понимать, во имя чего ты мучаешься поисками наилучших решений, не считаясь со временем». С этой целью в институте значительно повысилось роль профсоюзной, комсомольской, партийной и других общественных организаций. Они во многом определяли ритм жизни вуза и особенно то, что называлось собственно студенческой жизнью. Подготовка студентов к будущей общественной деятельности проводилась в рамках специально созданного Факультета общественных профессий и Школы молодого лектора. Выпускники ФОП и ШМЛ на старших курсах института уже активно выступали с пропагандой научных, прежде всего - экономических, знаний перед населением города и области, а во время трудового «третьего семестра» - на местах дислока-
ции студенческих строительных отрядов. За год члены ШМЛ в среднем читали по 800-900 лекций. Выпускники ФОП давали консультации по трудовым спорам, НОТ, различным экономическим вопросам.
С приходом Ю. А. Лаврикова значительно оживилась международная деятельность ЛФЭИ. В то время все вопросы международного сотрудничества решались исключительно на уровне Управления международного сотрудничества Министерства высшего образования СССР. Оно определяло условия партнерства, количественные объемы обмена студентами и преподавателями, оплачивало зарубежные поездки, выдавало загранпаспорта и требовало отчетов по поездкам.
В 1970-е гг. резко вырос контингент иностранных учащихся. В первую очередь это были студенты из Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши, Вьетнама, Кубы и африканских стран. В 1974 году их число перевалило за 100 человек. В ЛФЭИ был создан деканат по работе с иностранными учащимися. Первым деканом стала доцент А. С. Ершова, а затем ее сменил В. В. Круглов. После его ухода на выборную партийную работу деканат непродолжительное время возглавляли доцент В. Е. Коронкевич и доцент В. А. Скляров, а затем в течение длительного времени - нынешний Главный ученый секретарь университета доцент В. П. Силинский. Международные связи института явились весьма весомым фактором в достижении высокого рейтинга ЛФЭИ, наших выпускников и ученых.
Резкое расширение вуза, рост студенческого контингента, численности профессорско-преподавательского состава, образование новых структурных подразделений привело к перманентному кризису материально-технической базы. В 1960-1970-х гг. в самом здании ЛФЭИ находилось много других организаций. Здесь размещался Горфинотдел, факультет повышения квалификации преподавателей общественных наук, типография им. Котлякова и ряд других учреждений. Xронически не хватало мест в общежитиях, аудиторного фонда; исключительно острым оставалась жилищная проблема для преподавателей, научных сотрудников и служащих. В это время вуз получил территорию для студенческого спортивно-оздоровительного лагеря на Карельском перешейке. Решение этих и многих, многих других вопросов и проблем ложилось на плечи Ю. А. Лаврикова.
В декабре 1980 года в актовом зале института началась юбилейная научная сессия, посвященная пятидесятилетию ЛФЭИ. Темы представленных докладов свидетельствовали о широте научных интересов и желании ученых наметить перспективы дальнейшей работы. Здесь был представлен вклад ученых института в развитие экономической теории и разработку теоретических проблем народнохозяйственного планирования, развитие теории финансов, денежного обращения и кредита, в решение проблем разработки теории хозяйственных систем, разработку проблем экономики и хозяйственного расчета в промышленности.
Другим важным событием в дни юбилея было открытие институтского музея, а 13 февраля 1981 года во Дворце молодежи состоялось торжественное собрание трудового коллектива, студентов и аспирантов, посвященное награждению института орденом Трудового Красного Знамени. Его вручал министр Высшего образования РСФСР И. Ф. Образцов. Указ Президиума Верховного Совета СССР состоялся 26 ноября 1980 года. В соответствии с ним «за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитии научных исследований» ЛФЭИ удостаивался высокой правительственной награды. Одновременно, в связи с юбилеем института, большая группа сотрудников была награждена орденами и медалями СССР.
К этому времени в ЛФЭИ работало более половины всех ленинградских докторов экономических наук и свыше трети кандидатов экономических наук. За пять десятилетий институт дал народному хозяйству более 40 тысяч специалистов. В аудиториях стало учиться почти 11 тысяч студентов, а число сотрудников достигло 1650 человек, из них 789 составляли представители научно-педагогического персонала. Они работали более чем по 50 творческим договорам о содружестве с промышленными предприятиями. Выполняли хоздоговорные научно-исследовательские работы на сумму более 2,3 миллиона рублей. Вуз уверенно вступал во второе пятидесятилетие своего существования.
Начало 1980-х годов было многообещающим в плане перспектив дальнейшего развития института. Ректорат успешно начал действия по преобразованию финансово-экономического института в государственный экономический университет. В эти годы происходит увязка научной деятельности института с тематикой Государственного плана научных исследований по естественным и общественным наукам АН СССР, ГКНТ и Госплана СССР. Именно в эти годы появились комплексные программы и координационные планы Минвуза СССР и Минвуза РСФСР, в которых было отведено достойное место и работам ЛФЭИ.
За институтом было закреплено сорок бюджетных тем. Заданием особой важности стало участие ученых в разработке Целевой комплексной программы сокращения применения ручного труда в отраслях народного хозяйства РСФСР. Коллективу предстояло выполнить роль головной организации по разработке научно-методического обеспечения создававшийся программы. Типовые методические указания были разработаны сотрудниками Проблемной лаборатории региональных экономических исследований совместно с учеными Горького, Воронежа, Ростова-на-Дону, Саратова и Красноярска.
Однако в это время страна вступила в период длительного системного кризиса. Противоречия между идеологией, политикой и экономикой оказались непреодолимым препятствием для дальнейшего развития. Тогдашнее политическое руководство СССР оказалось не в состоянии решить накопившиеся проблемы. Наступила эпоха перестройки, и вместе с ней в руководстве ЛФЭИ зрело понимание неизбежности новых
задач экономической науки и экономического образования. Институт начинал готовиться к новому совершенно непрогнозируемому этапу развития страны. В этих условиях ректорат выработал стратегию развития, составными частями которой стало следующее:
- готовиться к широким международным контактам. Максимально усилить подготовку по иностранным языкам; искать и находить современные методики обучения;
- нужно готовиться к созданию новых учебных подразделений, новых специальностей, к пересмотру перечня существующих учебных и научных специальностей;
- следует максимально расширить спектр научных исследований, чтобы затем можно было бы отобрать самые жизнеспособные и перспективные направления. В эти сложные переломные годы в институте создается кафедра международных отношений, во главе которой стал проректор по международным связям В. В. Круглов. Ставится конкретная задача: развивать международные контакты, чтобы больше узнать о рыночной экономике, о принципах ее функционирования, реальных достижениях и недостатках. В те годы немногие вузы осмеливались широким фронтом выходить на международные связи по всем направлениям вузовской жизни;
- стабильность работы вуза могут обеспечить только стабильные кадры и слаженная команда.
В 1991 году страна вступила в новую стадию развития. Начался переход от индустриального к информационному обществу. В этих условиях системной трансформации и смены российской государственности профессорско-преподавательскому коллективу предстояло коренным образом перестроить весь учебный процесс для подготовки специалистов, востребованных рыночной экономикой. Необходимость реформирования гуманитарного и специального высшего образования стала объективной реальностью нашего времени. Вопрос стоял достаточно жестко и радикально: «Если мы потеряем высшее образование, то потеряем страну».
Вся нелегкая ноша перемен и испытаний в новых условиях постсоветской России легла на плечи уже преемника Ю. А. Лаврикова на посту ректора института - Леонида Степановича Тарасевича, который был избран ректором института в июне 1991 года. 16 лет он проработал Первым проректором, отвечая за самый сложный участок - учебную работу. Л. С. Тарасевич явился одним из главных архитекторов будущего университета. Он не только активно поддерживал и был проводником идей Ю. А Лаврикова, но и сам внес весьма существенный вклад в создание образовательного учреждения нового типа, научно-образовательного комплекса. Ему предстояло решить, пожалуй, самую трудную задачу; сохранить и преумножить все лучшие достижения и традиции ЛФЭИ. Сделать это в условиях политической нестабильности, отсутствия государственной идеологии, острейшего экономического кризиса было практи-
чески невозможно. Оглядываясь назад, сегодня всё-таки заметим, что Л. С. Тарасевич сделал невозможное, и свое 80-летие СПбГУЭФ встречает первым в рейтинге экономических вузов страны.
В конце августа 1991 года на базе ЛФЭИ должен был состояться Международный конгресс государственных финансов. Однако в связи с политической ситуацией в стране конгресс срочно отменили. Несмотря на различия в политических взглядах и убеждениях, общим чувством всего коллектива оставалось стремление отстоять и укрепить авторитет ЛФЭИ. В сентябре 1991 года ЛФЭИ получил статус университета и стал официально именоваться Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов. Началась новая страница истории вуза.
В сентябре 1991 года, выступая на заседании Ученого совета, новый ректор ознакомил коллектив с концепцией развития института. Он говорил, что «институт в своих стенах должен воспитывать человека-гуманиста, гражданина, лишенного классовых, национальных, расовых чувств и соответствующих действий». По его мнению, в современных условиях, «вуз может называться высшим учебным заведением только в том случае, если в нем господствует дух высокой требовательности к себе и терпимости к другим, дух уважения к студентам как к младшим коллегам, и наоборот уважения студентов к Учителю».
Коллективу вуза предстояло учить студентов тому, что в недалеком прошлом в корне отвергалось и жестко критиковалось. Многие преподаватели имели весьма смутное и поверхностное представление о теории и практике рыночной экономики или вообще ее не знали. Русскоязычных учебников и учебных пособий не существовало, поэтому на первых порах приходилось руководствоваться только несколькими иностранными книгами, поспешно и плохо переведенными на русский язык.
Реализация новой концепции потребовала создания новых кафедр и факультетов, подготовки специалистов по новым направлениям в экономике и новым специальностям «Экономическая теория» и «Маркетинг», появились новые специализации подготовка кадров по ценным бумагам, страхованию, логистике, управлению персоналом и другим направлениям. Постоянно модернизировалась учебно-методическая база университета, разрабатывались новые учебные планы и программы, создавались новые учебники и учебные пособия. Ректор лично принимал участие в подготовке новых учебников и учебных пособий. Под его руководством началась энергичная перестройка всей научно-исследовательской работы. Он выступил поборником философии хозяйства, которой, по его мнению, является глубоко и адекватно разработанная экономическая теория. Это положение легло в основу научной и методической работы. В основании экономической теории должен стоять человек. В методологию научных исследований стали закладываться основы цивилизационного подхода.
К этому времени постепенно начали проявляться кризисные черты в системе высшего образования. В 1992 году было отменено плановое распределение выпускников вуза. Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, резкие изменения в экономике страны потребовали структурных изменений в вузе и, прежде всего, в структурах управления. Предметом бурных дебатов в это время стали вопросы финансовой деятельности вуза. В частности, высказывалось мнение, что СПбГУЭФ должен стать акционерным коммерческим предприятием, приносящим доход за счет образовательных услуг. При этом идея внут-ривузовского хозрасчета доводилась до абсурда: поднимался вопрос о приватизации университета, выживания за счет сдачи в аренду помещений и даже продажи зданий и сооружений, находящихся на балансе вуза.
Коренной методологический порок подобных планов заключался в том, что сторонники этой точки зрения рассматривали образование как исключительно экономическую категорию. Команда Л. С. Тарасевича в составе А. И. Муравьева, К. X. Нинциева, В. В. Круглова, В. В. Медникова безоговорочно отвергла идею тотальной коммерциализации вуза. Процесс реформирования высшего образования затянулся и осложнился в связи с политической нестабильностью в стране, распадом СССР и всей тоталитарной системы, поспешного, по своей сути, революционного отказа от плановой экономики, разгула «дикого рынка», «бешеной» инфляции и стремительного расслоения российского общества на бедных и богатых.
Главной опорой и инструментарием в процессах реформирования стал высокий интеллектуальный потенциал вуза, накопленный в предшествующие годы. Безусловной заслугой руководства университета и, прежде всего, Л. С. Тарасевича является сохранение основных профессорско-преподавательских кадров. Именно они позволили в предельно сжатые сроки перейти к серьезному и системному обучению студентов новым знаниям, необходимым современным специалистам
В конце ХХ- начале XXI столетия существенно изменилась система повышения квалификации. В 1999 году Высшая экономическая школа получила статус одного из базовых учреждений высшего профессионального образования, реализующих Президентскую программу по подготовке управленческих кадров для Российской Федерации. Руководитель Высшей экономической школы В. П. Галенко получил высокий статус проректора СПбГУЭФ. Высокий авторитет ВЭШ был подтвержден расширением делового партнерства с вузами Финляндии, Германии, Швеции, США, Франции, Китая и других стран.
На пороге ХХ столетия университет авторитетно заявляет о себе в международном сотрудничестве с зарубежными вузами. В 2009-2010 гг. университет успешно развивал сотрудничество со 100 зарубежными вузами. В 2009-2010 гг. в университете успешно обучалось более 1000 иностранных студентов. Более 400 студентов получили два диплома -
французского университета Париж - Дофин и СПбГУЭФ, Гамбургского университета и СПбГУЭФ. Значительное число преподавателей выезжали в зарубежные вузы для научных стажировок, чтения лекций и проведения занятий.
Высокий статус университета постоянно требует реализации новых идей в развитии вуза. В 2001 году университет получил лицензию и начал подготовку по направлению «Лингвистика и межкультурные коммуникации», «Юриспруденция» со специализацией по экономическому праву и правовому регулированию экономики, «Регионоведение», «Социально-культурный сервис и туризм», «Прикладная информатика в экономике».
Сегодня идет активная модернизация системы образования. Актуальной становится задача перехода сферы образования в режим инновационного развития, что требует качественно новых характеристик, принципиально отличающихся от тех, которые существовали ранее. В декабре 2006 года новым ректором СПбГУЭФ был избран Игорь Анатольевич Максимцев, доктор экономических наук. Президентом университета стал Л. С. Тарасевич. Новый ректор прошел хорошую жизненную школу. Выпускник Ленинградского механического института, он долгое время курировал внешние экономические связи, а с 2002 был проректором СПбГУЭФ. Свою главную задачу он формулировал предельно четко и просто - переход к современному этапу в подготовке специалистов нового поколения. Сложившийся тандем во многом обеспечил продолжение стратегического курса в условиях формирования международного образовательного пространства при сохранении и преумножении традиций глубокой фундаментальной экономической подготовки и высокого профессионализма выпускников СПбГУЭФ.
Подготовка современных высококвалифицированных специалистов невозможно без современных информационных технологий. Гордостью университета является научная библиотека, которая по праву считается крупнейшей и старейшей из экономических библиотек России. Сегодня ее фонды насчитывают свыше 1,5 млн единиц хранения Она входит в число лидеров по внедрению автоматизированных библиотечных технологий. Широко представлена дореволюционная и современная учебная, научная, иностранная и художественная литература. Большую ценность для исследователей-экономистов представляет часть редкого фонда, в которой представлены издания из библиотеки Государственного Банка, Министерства финансов Российской Империи и личные коллекции видных ученых-экономистов.
Общий стратегический курс на фундаментальную экономическую подготовку потребовал углубленного изучения иностранных языков. Сегодня в университете преподаются английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, китайский, финский, шведский, японский и польский языки. Ежегодно языковую подготовку проходит 6500 студентов и аспирантов. Ректор университета д.э.н., проф. И. А. Максимцев
является членом российско-китайской межправительственной комиссии по вопросам гуманитарного и научного сотрудничества. В университете сформулирована и действует стратегия долгосрочного образовательного и научного сотрудничества с университетами КНР. В 2006 году на факультете Лингвистики был открыт Институт экономического востоковедения. Президент университета Л. С. Тарасевич является почетным доктором Университета Цинхуа (Пекин).
СПбГУЭФ является членом Российской Ассоциации Бизнес-образования, включающей более 150 участников: ведущих бизнес-школ России и зарубежных бизнес-школ и корпораций. С 2007 года университет является членом Университетского Агентства Франкофонии. Представитель СПбГУЭФ входит в состав Международного Комитета по реализации Болонского процесса в Центральной и Восточной Европе. Университет выступает организатором различных международных семинаров и других мероприятий с участием зарубежных партнеров, проводимой Ассоциацией проректоров по международным связям вузов Санкт-Петербурга, председателем которой является ректор И. А. Максимцев.
Значительную трансформацию в современных условиях переживают традиционные гуманитарные дисциплины: история, экономика, философия и политология. Курс истории предполагает осмысление истории России через призму уроков исторического опыта, политология -через обществознание. Курс экономики абсорбировал общую экономическую теорию, макроэкономику и микроэкономику. В качестве методологической основы начали разрабатываться философия хозяйства, философия науки и экономическая психология.
Научные труды ученых университета получили заслуженное признание в нашей стране и за рубежом. В 1999-2009 гг. ими было опубликовано 360 учебников с грифом Министерства образования Российской Федерации. Учебники микроэкономики и макроэкономики удостоены премии Правительства Российской Федерации. С 1991 года по настоящее время университет занимает первое место в рейтинге ведущих экономических вузов России. Научная деятельность преподавателей СПбГУЭФ получила законное признание в стране и за рубежами Российской Федерации. Указом президента Российской Федерации 17 преподавателям присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» носят 9 преподавателей университета. Звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» с гордостью носят 3 человека. Почетными работниками высшего профессионального образования являются 83 человека, почетными профессорами СПбГУЭФ - 23 человека, 5 человек имеют звание заслуженных работников культуры, физической культуры, заслуженного юриста Российской Федерации.
В. В. Окрепилов и И. И. Елисеева стали членами-корреспондентами Российской академии наук. 11 человек награждены государственными
наградами Российской Федерации, 3 отмечены орденами иностранных государств. Так, орденами были награждены профессора И. И. Елисеева, А Д. Ларионов, доцент О. П. Дроздова и многие другие. В 2004 году президент СПбГУЭФ профессор Л. С. Тарасевич был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». Многие преподаватели и профессора отмечены знаками отличия Российской Федерации и зарубежных стран (Франции, Германии, Италии, Греции), стали почетными профессорами вузов дальнего и ближнего зарубежья.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов преподаватели и профессора широко используют новейшие методики и современные технические средства, лучший отечественный и зарубежный опыт. Сегодня 35 % выпускников получают дипломы с отличием.
По-прежнему интересной и разнообразной остается студенческая жизнь за пределами аудиторий. Это участие в работе интеллектуальных клубов по интересам (КВН «ФИНЭК», «Что? Где? Когда?», «Клуб интеллектуальных игр», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Мой Петербург»), участие в работе Круглых столов по злободневным проблемам, это экскурсии и турпоходы, участие в шахматных турнирах, спортивные соревнования по бадминтону, греко-римской борьбе и плаванию, спортивная стрельба, прыжки с парашютом и многое, многое другое. Спортивные достижения студентов и преподавателей СПбГУЭФ неоднократно отмечались наградами Государственного Комитета по физической культуре и спорту. 3 человека стали Заслуженными работниками физической культуры Российской федерации. Высокое звание «Мастер спорта Российской Федерации» заслужили 14 человек.
Гордостью СПбГУЭФ являются его выпускники, во многом преумножающие экономический и интеллектуальный потенциал Российской Федерации. Многие из них достойно представляют его на поприще государственной, политической и общественной деятельности. Высокие посты в этих структурах занимают 112 человек. Более 70 человек успешно реализуют свой высокий потенциал в сфере образования и науки в Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. В бизнес-сообществе значительных успехов достигли более 140 выпускников Финэка. Они на практике реализуют свои знания в финансовой и экономической областях и во многом способствуют выходу нашей страны из глубокого экономического кризиса.
Сегодня одной из главных составляющих стратегии деятельности СПбГУЭФ по прежнему остается органическое единство учебной, научной и воспитательной работы. Современный университет готовит не только высококвалифицированных специалистов-экономистов, но и воспитывает патриота, гражданина с активной жизненной позицией. Необходимость бережного отношения и преумножения лучших традиций российского гуманитарного образования органично вписалась в повседневную жизнь СПбГУЭФ. Всё это требует внимательного отношения к опыту прошлого. Ведь прошлое, настоящее и будущее органически
связаны между собой и составляют суть мирового цивилизационного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЛФЭИ. История Ленинградского финансово-экономического института им. Н. А. Вознесенского. Л.: Лениздат, 1989.
2. Дроздова О. П. Вуз в довоенные годы // Экономист. 2005. № 5 (апрель).
3. Дроздова О. П. Вуз в военные годы // Экономист. 2005. № 6 (май).
Примечание. При подготовке данной статьи были использованы документы архива СПбГУЭФ, материалы личных архивов В. В. Круглова, а также автора статьи.