Научная статья на тему 'Слово о профессоре Тарасевиче Леониде Степановиче'

Слово о профессоре Тарасевиче Леониде Степановиче Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР ТАРАСЕВИЧ ЛЕОНИД СТЕПАНОВИЧ / PROFESSOR TARASEVICH LEONID STEPANOVICH / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / SOCIAL ASSESSMENT OF THE PERSON / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / VECTOR OF THE UNIVERSITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасенко И.Д.

В статье рассмотрен вклад профессора Тарасевича Леонида Степановича в развитие Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Акцент сделан на нравственные основы, правила и убеждения, по которым он жил. Историческая память позволяет университету выстоять в сложных условиях реструктуризации вузов. Система, прочность которой проверена опытом многих поколений, выдержала и это испытание. СПбГЭУ избран новый девиз: «Объединяя лучшее». Он в полной мере соответствует новому вектору развития Университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORD ABOUT PROFESSOR TARASEVICH LEONID STEPANOVICH

The article deals with the contribution of Professor Leonid Stepanovich Tarasevich in development of St. Petersburg State University of economics. Emphasis is placed on moral foundations, rules and beliefs on which he lived. Historical memory allows the University to survive in difficult conditions of the restructuring of universities. System strength tested experience of many generations and has stood the test. SPbGEU elected a new motto: "Combining the Best". It fully corresponds to the new vector of development of the University.

Текст научной работы на тему «Слово о профессоре Тарасевиче Леониде Степановиче»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Афанасенко И. Д.

СЛОВО О ПРОФЕССОРЕ ТАРАСЕВИЧЕ ЛЕОНИДЕ СТЕПАНОВИЧЕ

Аннотация. В статье рассмотрен вклад профессора Тарасевича Леонида Степановича в развитие Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Акцент сделан на нравственные основы, правила и убеждения, по которым он жил. Историческая память позволяет университету выстоять в сложных условиях реструктуризации вузов. Система, прочность которой проверена опытом многих поколений, выдержала и это испытание. СПбГЭУ избран новый девиз: «Объединяя лучшее». Он в полной мере соответствует новому вектору развития Университета.

Ключевые слова. Профессор Тарасевич Леонид Степанович, историческая память, социальная оценка личности, вектор развития университета.

Afanasenko I.D.

THE WORD ABOUT PROFESSOR TARASEVICH LEONID STEPANOVICH

Abstract. The article deals with the contribution of Professor Leonid Stepanovich Tarasevich in development of St. Petersburg State University of economics. Emphasis is placed on moral foundations, rules and beliefs on which he lived. Historical memory allows the University to survive in difficult conditions of the restructuring of universities. System strength tested experience of many generations and has stood the test. SPbGEU elected a new motto: "Combining the Best". It fully corresponds to the new vector of development of the University.

Keywords. Professor Tarasevich Leonid Stepanovich, historical memory, social assessment of the person, vector of the university development.

Сегодня, видимо, настала пора перейти к научному обобщению роли и вклада профессора Тарасевича Леонида Степановича в развитие нашего Университета.

С необходимостью социальной оценки личности Л.С. Тарасевича я впервые столкнулся, работая над посвящённой ему статьёй «Человек во времени», в 2005 году, двенадцать лет тому назад [1]. Позже статья была включена в книгу «Грани личности» [2].

Акцент я сделал на нравственные основы, правила и убеждения, по которым он жил.

Сам человек состоит из двух начал: «духовного и плотского»; «духовное же из умственного и нравственного».

Жизненный опыт свидетельствует: то, что в человеке заложено от рождения и развивается, в дальнейшем обязательно проявится. При этом, каждый человек сам творит свой психический мир.

Важно изначально иметь доброе начало, хранить чистоту своих помыслов: «В ком начала искажены, тот не может возродиться». Доброе начало стало источником, корнем всей жизни Л.С. Тарасевича.

С юных лет социальная жизнь стала для него всеобъемлющей средой, в которую он был погружён всем своим участием в общем деле. Этим делом стал Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ).

Общественная жизнь формирует социальную память сообщества. Человек может войти в социальную память или она окажется для него недоступной. Это зависит от его социальной активности. Но не только от неё.

В социальной памяти сохраняется лишь то, что по значимости выходит за пределы текущего времени. Чтобы конкретный человек сохранился в социальной (исторической) памяти, в его жизни и его деяниях должно быть нечто такое, что выходит за границы своего времени и своим благотворным действием охватывает последующую жизнь сообщества.

Теперь, когда его нет среди нас, стало очевидным, что дело, которому Л. С. Тарасевич посвятил свою жизнь, вышло за пределы его биологического времени. И слилось с исторической памятью. Предстоит выяснить, что таилось под этим «нечто» и как из исторического факта оно превратилось в идею, стало заповедью, заветом.

Годы спустя, когда я работал над очерком об историческом пути СПбГЭУ [3], мне казалось, что я смогу сформулировать истоки идеи, которая стала заповедью и для Л.С. Тарасевича, и для его единомышленников.

Через всю историю нашего вуза красной нитью проходят два основополагающих момента:

первое. Уверенность в том, что необходимость в профессиональном экономическом образовании объективна, она обусловлена потребностью хозяйственной деятельности и нуждается в постоянном совершенствовании. А это означает: такому делу можно посвятить свою жизнь;

второе. Высшее профессиональное экономическое образование в России изначально формировалось на платформе университетского образования.

Это дело и стало содержанием гражданского служения Л.С. Тарасевича. Ему удалось воплотить данные идеи в жизнь. ЛФЭИ действительно превратился не только в крупнейший экономический вуз, но и стал методическим центром всех экономических вузов страны.

В обстановке всеобщего творческого вдохновения впервые на официальном уровне была озвучена идея превращения ЛФЭИ в университет. Эта изначальная идея на новом витке развития обрела уже конкретные очертания: институт из узкопрофильного учебного заведения превратился в реальный учебно-научный комплекс. Руководили данным процессом комплексного преобразования вуза ректор института профессор Ю.А. Лавриков, проректор по учебной работе профессор Г.Н. Черкасов и проректор по научной работе профессор А.Н. Молчанов.

Активную роль в преобразовательном процессе сыграли заведующие кафедрами и деканы факультетов. Л.С. Тарасевич был тогда деканом финансово-экономического факультета. История распорядилась так, что именно ему суждено было стать во главе этого общего движения. В 1975 году его назначили первым проректором, а в 1991 году ЛФЭИ был преобразован в Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, первым в России. И произойдёт такое при новом ректоре - Тарасевиче Леониде Степановиче.

Началась новая эпоха - эпоха университета.

Коллектив Университета как социум живёт по законам социальных систем. Такие системы относятся к системам с памятью, где важное место занимает предыстория. Это означает, что их развитием управляет не только внешнее воздействие, но и внутренний источник - историческая память.

В движении социальной системы во времени бывают моменты, когда судьба коллектива и дела, которому он предан, целиком зависит от выбора лидера. Самоорганизация системы возможна только на устойчивых участках траектории. На развилках истории, когда система выбирает среди равновероятных продолжений единственно возможную траекторию своей дальнейшей эволюции, господствует случайность.

Вот тут и проверяется лидер: он должен, опираясь лишь на историческую память, которую хранит система, из возможных состояний выбрать единственно правильное.

Коллектив осознаёт многовариантность развития созданной им системы не на начальном этапе пути, а когда движение приближается к точкам разветвления. Такое состояние является подходящим моментом для противников направления развития, избранного лидером. Они пытаются, используя любое благовидное прикрытие, перевести разнообразие мнений в социальный конфликт. У лидера остаётся единственная опора - заручиться поддержкой большинства.

Любая сложная система подвержена таким испытаниям. История ЛФЭИ и новая история СПбГЭУ уже познали нечто подобное.

Первая кризисная ситуация сложилась в начале 1980-х годов, когда ЛФЭИ превращался в многопрофильный вуз и готовился обрести принципиально иное качество. Ректора института Лаврикова Ю.А. упрекали в том, что он превратил «маленький и уютный специализированный институт в

огромный и, как утверждали критики, плохо управляемый учебно-научный центр, открыл новые кафедры и факультеты».

Второй кризис возник в 2005 году, в разгар реформы высшего образования. СПбГЭУ, ставший лидером среди экономических вузов страны, получивший широкое признание за рубежом, прочно удерживающий все эти непростые годы самый высокий рейтинг, мог остаться либо государственным, либо пойти по пути приватизации в свободное рыночное плавание. Ректор университета профессор Тарасевич Л.С., следуя исторической традиции вуза, стремился сохранить университет как государственное учреждение.

Кстати, пройдут годы, и на Х съезде ректоров вузов РФ президент страны В.В. Путин заявит: «ВУЗ создаётся не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить... Главная задача высшего учебного заведения - подготовка специалистов».

Это сейчас кажется всё ясным, а тогда обстоятельства побуждали лидеров ставить вопрос о доверии. В обоих случаях, Учёный совет вуза поддержал курс ректора как единственно правильный и подтвердил своё доверие лидеру.

В те дни мы думали, что университет, наконец, обрёл своё истинное содержание и может спокойно приращивать свои возможности. Действительность готовила университету новые испытания: начался процесс бездумного объединения вузов. Предстояло принять очень трудное решение: объединиться самому или ждать, когда тебя объединят.

Новую кризисную ситуацию пришлось решать уже новому ректору - профессору Максимце-ву И.А. И вновь возобладала историческая память. Учёный совет поддержал ректора, высказался за сохранение инициативы в процессе реструктуризации.

Система, прочность которой проверена опытом многих поколений, выдержала и это испытание. Для объединенного университета избран новый девиз: «Объединяя лучшее». Он в полной мере соответствует новому вектору развития Университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.Д. Человек во времени // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. № 3 (43). С. 22-32.

2. Грани личности / под ред. И.А. Максимцева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 151 с.

3. Афанасенко И.Д. Страницы истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4 (100). С. 7-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.