Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1921–1991 ГГ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1921–1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная подготовка / образование / университет / факультет / кафедра / military training / education / university / faculty / department

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронюк Артём Васильевич

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии военной подготовки в Белорусском государственном университете, причинах как внутреннего, так и внешнего характера, поспособствовавших образованию военной кафедры, а впоследствии на ее основе и военного факультета. Исходя из анализа литературы и нормативно-правовых актов представлен исторический обзор процесса становления и развития военной подготовки в учебных заведениях Беларуси. Сделан акцент на истории создания военного факультета в БГУ: рассмотрен порядок прохождения учащимися допризывной военной подготовки и отбывания ими по окончании обучения действительной военной службы, дана характеристика преподавательского состава военной кафедры, организации учебного процесса, материально-технической базы обучения и др., а также рассмотрена реорганизация на современном этапе военной кафедры в военный факультет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MILITARY EDUCATION IN BELARUSIAN STATE UNIVERSITY (1921–1991)

The article examines the issue of the formation and development of military training at the Belarusian State University, the reasons of both internal and external nature that contributed to the formation of the military department, and subsequently, on it’s basis, the military faculty. Based on an analysis of literature and legal acts, a historical overview of the process of formation and development of military training in educational institutions of Belarus is presented. Emphasis is placed on the history of the creation of the military department at BSU: the procedure for students undergoing pre-conscription military training and serving after completing active military service is considered, characteristics are given to the teaching staff of the military department, the organization of the educational process, the material and technical base of training, etc., as well as the reorganization at the present stage of the military department into a military faculty.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1921–1991 ГГ.)»

УДК 355.23(476)

А. В. Миронюк

Белорусский государственный технологический университет

СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1921-1991 ГГ.)

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии военной подготовки в Белорусском государственном университете, причинах как внутреннего, так и внешнего характера, поспособствовавших образованию военной кафедры, а впоследствии на ее основе и военного факультета. Исходя из анализа литературы и нормативно-правовых актов представлен исторический обзор процесса становления и развития военной подготовки в учебных заведениях Беларуси. Сделан акцент на истории создания военного факультета в БГУ: рассмотрен порядок прохождения учащимися допризывной военной подготовки и отбывания ими по окончании обучения действительной военной службы, дана характеристика преподавательского состава военной кафедры, организации учебного процесса, материально-технической базы обучения и др., а также рассмотрена реорганизация на современном этапе военной кафедры в военный факультет.

Ключевые слова: военная подготовка, образование, университет, факультет, кафедра.

Для цитирования: Миронюк А. В. Становление военного образования в Белорусском государственном университете (1921-1991 гг.) // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 60-65. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-11.

A. V. Mironyuk

Belarusian State Technological University

THE FORMATION OF MILITARY EDUCATION IN BELARUSIAN STATE UNIVERSITY (1921-1991)

The article examines the issue of the formation and development of military training at the Belarusian State University, the reasons of both internal and external nature that contributed to the formation of the military department, and subsequently, on it's basis, the military faculty. Based on an analysis of literature and legal acts, a historical overview of the process of formation and development of military training in educational institutions of Belarus is presented. Emphasis is placed on the history of the creation of the military department at BSU: the procedure for students undergoing pre-conscription military training and serving after completing active military service is considered, characteristics are given to the teaching staff of the military department, the organization of the educational process, the material and technical base of training, etc., as well as the reorganization at the present stage of the military department into a military faculty.

Keywords: military training; education; university; faculty; department.

For citation: Mironyuk A. V. The formation of military education in Belarusian State University (1921-1991). Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2023, no. 2 (275), pp. 60-65. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-11 (In Russian).

Введение. Возникновение систематической военной подготовки в гражданских учебных заведениях было обусловлено необходимостью наличия у государств многочисленных армий в связи с увеличением масштабов войн. Даже экономически сильные страны были не в состоянии содержать их в мирное время. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью участия в войне большого количества сил и средств и экономической невозможностью государств содержать их в мирное время для потребности урегулирования крупномасштабных военных конфликтов. Для разрешения этого противоречия со 2-й половины ХУШ в. большинство европейских государств были вынуждены

создавать запас (резерв) людей, провианта, техники и амуниции, которые затем использовались при увеличении армии накануне войны и в ходе нее. Одним из путей создания военно-обучен-ного резерва стала со временем и военная подготовка специалистов в гражданских высших учебных заведениях, в частности Белорусском государственном университете (БГУ). Эта проблема малоизучена, является актуальной и представляет несомненный научный интерес.

Основная часть. После победы Октябрьской революции 1917 г. действующая система подготовки военно-обученного резерва была разрушена, и ее пришлось создавать заново. 22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязательном

обучении трудящихся военному делу», который обязывал граждан от 18 до 40 лет без отрыва от основной работы к прохождению 96-часового курса обучения военному делу. После завершения обучения трудящийся брался на учет как военнообязанный и в случае военной угрозы должен был влиться в ряды Красной Армии [1, с. 8].

После окончания гражданской войны в соответствии с военной реформой 1924-1925 гг. численность армии сократилась с 5,5 млн до 560 тыс. человек. Это вызвало необходимость иметь военно-обученный резерв, в том числе и командные кадры. На основе предложения, подготовленного М. В. Фрунзе в 1926 г., в вузах и техникумах была введена высшая допризывная подготовка студентов, которые обучались по программам, рассчитанным на четыре года обучения. Учебный план включал 180 часов занятий с обязательным лагерным сбором. В программах определялась основная цель высшей допризывной подготовки студентов: «подготовить из них командира запаса или знающего военное дело работника военной промышленности» [2]. В этот период осуществлялся поиск новых методов и форм обучения, приоритет отдавался тем, которые обеспечивали учебно-познавательную самостоятельность и исследовательскую активность обучающихся. В обучении использовались демонстрационный, лабораторный, и исследовательский методы, не приветствовались в процессе обучения механическое заучивание учебного материала, зубрежка, муштра.

Важной особенностью учебного процесса являлся его практико-ориентированный характер: студенты проходили лагерный сбор в действующих воинских частях, после первого года обучения привлекались к показным и совместным учениям, решали практические управленческие и расчетные задачи в контексте будущей военно-профессиональной деятельности [3, с. 18]. Качество высшей допризывной подготовки характеризует тот факт, что студенты, желающие поступить на учебу в военные училища (до 1930 г. включительно), зачислялись в них без экзаменов.

Закон «Об обязательной военной службе», принятый в 1925 г., обусловил введение высшей вневойсковой подготовки в университетах, институтах и техникумах. Это явилось качественно новым этапом в военной подготовке студентов учебных заведений, имеющим большое значение для накопления командных кадров запаса в предвоенные годы.

Приказом Реввоенсовета СССР № 670 от 4 ноября 1926 г. введена в действие Инструкция о порядке прохождения учащимися высших учебных заведений высшей допризывной военной подготовки и отбывания ими по окончании вуза действительной военной службы,

на основании которой был образован единый военный кабинет, именно такое название кафедра имела в то время (в начале 1930-х гг. военный кабинет был преобразован в военную кафедру Белорусского государственного университета). Приказ был подписан заместителем наркома по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета СССР Уншлихтом И. С.

Инструкция включала две части: «О прохождении высшей допризывной военной подготовки»; «О прохождении действительной военной службы лицами, успешно прошедшими допризывную военную подготовку».

Положения первой части определяли задачи допризывной военной подготовки, предварительную подготовку учащихся высших учебных заведений для замещения должностей начального состава запаса Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА); военно-промышленных предприятий - квалифицированными рабочими. Допризывная военная подготовка включала теорию военного дела, изучаемую в зимний период в течение 4 учебных курсов и 2-месячную летнюю практику, проводимую в период специальных лагерных сборов. Высшую допризывную военную подготовку обязаны были пройти все учащиеся, включая лиц женского пола.

В процессе теоретической подготовки изучались тактика, материальная часть оружия и ряд специальных предметов в зависимости от профиля высшего учебного заведения.

Необходимо отметить, что в БГУ фактически сразу после его открытия в 1921 г. появилась штатная единица «военного руководителя». Самым первым университетским военруком, а именно военруком медицинского факультета, стал его студент Боркусевич С. И., работавший до 1925 г. [4].

5 декабря 1925 г. в газете «Савецкая Беларусь» была размещена небольшая заметка, в которой сообщалось, что «с 1925-1926 академического года в Белорусском государственном университете начнется военизация. Для всех студентов обязательно будут читаться общие лекции, а также будут функционировать кружки по войсковому делу» [5, с. 271].

В сентябре 1926 г. приказом Реввоенсовета СССР № 565 военным руководителем БГУ по проведению военного обучения пролетарского студенчества в соответствии с декретом СНК и ЦИК СССР от 20 августа 1926 г. был назначен полковник Петров М. И., имевший опыт службы в царской армии, участник Первой мировой войны. В 1924 г. он был назначен помощником начальника Объединенной Белорусской военной школы им. ЦИК БССР (ОБВШ). М. М. Петров стал первым руководителем военной кафедры Белорусского государственного университета и

трудился в этой должности до 1934 г. В связи с тем, что штатных преподавателей военной подготовки не имелось, для проведения занятий приглашались педагоги из ОБВШ и офицеры местных воинских частей [6, с. 138]. М. М. Петров активно занимался созданием и оборудованием при военной кафедре оружейной комнаты, которая начала действовать с 1931 г. Ему также принадлежит заслуга в открытии тира для стрелкового оружия, оружейной мастерской и складов боеприпасов [7, с. 254]. При военном кабинете был организован даже специальный военно-морской уголок.

С 1927 г. после ознакомления с обучением в военном лагере «Советская Беларусь» на станции Дретунь в Полоцком районе выявились явные недостатки в подготовке будущих командиров РККА, что подтолкнуло руководство университета к корректировке учебных планов, и большое внимание стало уделяться физической подготовке. Был построен гимнастический зал [4]. В результате в 1927/28 учебном году на рабфаке в перечне предметов в разделе «Вайсковыя прадметы» значился и «Спартыуны гурток». Занятия со студентами I—II курсов вел преподаватель Петров М. М. [8, с. 116].

В 1926-1931 гг. курс «Высшая допризывная военная подготовка студентов» вел, будучи нештатным преподавателем, командир 39-го Ме-лекесско-Пугачёвского кавалерийского полка (впоследствии четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза) Жуков Г. К., который служил в то время в Белорусском военном округе. По воспоминаниям его бывших студентов «К новым обязанностям молодой преподаватель отнесся с присущей ему ответственностью. Он появлялся перед студентами минута в минуту, в тщательно отутюженном обмундировании, начищенных до блеска сапогах. Как лектор говорил четко, в конспект старался не заглядывать, темы излагал просто и доступно, приводя примеры из опыта своей службы» [5, с. 272].

Приказом ректора БГУ от 4 июня 1928 г. на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. и приказа Реввоенсовета СССР от 15 октября 1926 г. студенты II и III курсов были обязаны пройти «высшую допризывную военную подготовку». Студенты II курса БГУ направлялись на двухмесячный лагерный сбор в военный лагерь «Большевик», а студенты III курса - на «трехнедельные выходы в поле при университете». Основной задачей сборов и занятий в поле определялось «получение навыков, а также познаний и навыков младшего командира РККА» [8, с. 116]. С 1 марта 1932 г. военная кафедра перешла на шестидневное обу-

чение. По окончании обучения студенты для прохождения аттестации должны были сдать зачет по основным предметам.

В середине 1934 г. название военной кафедры было скорректировано - она стала называться кафедрой военных дисциплин.

С 1936 г. кафедра военных дисциплин вновь стала именоваться военной кафедрой Белорусского государственного университета. Начиная с 1936 г. основной формой работы со студентами были практические занятия в поле, а также в учебных аудиториях и стрелковом тире. При военной кафедре БГУ действовала библиотека. Регулярно проводились стрельбы из различных видов оружия, в зависимости от специализации студентов. В парках воинских частей проводились практические занятия по вождению и применению военной техники.

В 1937 г. ее непродолжительное время возглавлял С. И. Спегальский. В этот период на кафедре велась подготовка по трем специальностям: офицеры запаса артиллерии, офицеры запаса пехоты, а также медицинские сестры запаса.

В 1939 г. по итогам оборонной работы университет занял 1-е место среди вузов республики. В этом же году на всех факультетах было создано множество кружков по подготовке ворошиловских стрелков, значкистов ГТО 1-й и 2-й ступени, парашютистов, планеристов, мотоциклистов. Планировалось занять 1-е место среди вузов Советского Союза, для чего ставилась задача набрать 8000 очков [8, с. 118].

С началом Великой Отечественной войны занятия по военной подготовке были приостановлены. Многие выпускники военной кафедры Белорусского государственного университета применяли полученные знания и навыки в борьбе с врагом.

С осени 1943 г. вместе с началом деятельности университета на станции Сходня под Москвой возобновилась работа военной кафедры. Вначале военное дело стал преподавать всего только один человек - старший преподаватель по военному делу Шейнеман М. А. Можно предположить, что в 1943 г. быстрее всего была возобновлена не полноценная военная кафедра, а создано что-то вроде военного кабинета БГУ. Дело в том, что условия тогда просто не позволяли возобновить всю кафедру целиком, но к преподаванию присоединялись студенты-фронтовики. Например, известно, что будущий народный писатель Беларуси Иван Мележ как раз занимался этим и даже считался руководителем всего военного дела [7, с. 255].

Осенью 1944 г. Белорусский государственный университет из эвакуации вернулся в Минск [9]. Деятельность кафедры военной подготовки

была возобновлена. Ее преподавательский состав насчитывал, всего 9 человек, но сам факт работы кафедры практически сразу же после освобождения Минска свидетельствует о том, насколько серьезным было отношение к военной подготовке в то время [10]. Сохранившиеся документы позволяют назвать имена преподавателей кафедры военной подготовки на 1944/1945 учебный год: подполковник Н. Л. Макаревич, начальник кафедры, преподаватель военного дела с 1931 г., во время войны командир артиллерийского полка; капитан С. А. Капитонов, начальник учебной части кафедры, преподаватель военного дела с 1945 г.; Н. М. Большаков, старший преподаватель военного дела с 1944 г.; Ф. Р. Кра-сильщикова, преподаватель физвоспитания с 1935 г., на кафедре с 1945 г.; Д. С. Каракоз, старший преподаватель, преподаватель анатомии и физиологии человека с 1945 г., кандидат медицинских наук; В. И. Подоплелов, старший преподаватель, артиллерист; Н. В. Адаменка, преподаватель общевоенной дисциплины с 1945 г.; Р. М. Алексеенко, преподаватель анатомии и физиологии человека с 1945 г. [7, с. 255-256].

С 1946 г. кафедра военной подготовки стала называться военной кафедрой. По всему Советскому Союзу количество военных кафедр в гражданских вузах продолжает расти, как следствие, растет и количество военно-учетных специальностей, по которым осуществлялась подготовка студентов. На военной кафедре БГУ численность преподавательского состава увеличилась до 13 человек. Кроме упомянутых выше сотрудников были приняты на работу на военную кафедру офицеры, участники Великой Отечественной войны: майор В. М. Устинович, старший преподаватель, артиллерист; А. А. Шарбатович, старший преподаватель медицинской дисциплины; майор А. Ф. Четвёра, старший преподаватель общевойсковой подготовки; А. Х. Тонхилевич и Х. Л. Бланштейн, преподаватели медицинской дисциплины. Кроме них на кафедре трудились К. Т. Демидович, преподаватель физической подготовки; И. А. Хейнеман, преподаватель медицинской дисциплины, кандидат медицинских наук; Ф. А. Веренштейн, преподаватель физической подготовки [7, с. 256-257].

В 1946-1947 гг. были разработаны новые учебные планы, которые соответствовали реалиям того времени. В 1948 г. военная кафедра университета получила название специальной, которое сохранялось до 1952 г. Среди ее преподавателей числились: начальник кафедры с 1949 г., участник Великой Отечественной войны полковник Ф. Ф. Терешонок, выпускник ОБВШ (до войны он преподавал и был командиром батареи Рязанского артиллерийского училища);

В. М. Устинович, старший преподаватель; П. В. Сухов, старший преподаватель кафедры с 1950 г.; Г. Л. Адамчик, преподаватель кафедры с 1951 г.; С. К. Исаков, преподаватель кафедры с 1950 г.; Ф. Л. Пасько, начальник специальной части.

Стоит подчеркнуть, что в 1948 г. на базе курса физической подготовки военной кафедры была создана кафедра физического воспитания БГУ, которую возглавил М. А. Шейнеман [8, с. 118].

Отметим, что на военной кафедре Белорусского государственного университета проходили службу Герои Советского Союза: полковник Патрин А. Ф., со 2 октября 1952 г. по 14 июля 1955 г. - начальник учебной части и преподаватель курса артиллерии; генерал-майор Кирсанов А. В. - начальник кафедры с 1955 по 1960 г., до этого начальник Центральных курсов усовершенствования офицерского состава ВДВ. Впоследствии с 1960 по 1974 г. он работал проректором БГУ по хозяйственной части.

В 1967 г. принятие Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» определило новый этап в развитии военной подготовки студентов гражданских вузов. В соответствии со статьей 66-й этого Закона офицер запаса, не достигший 30 лет, в том числе выпускник гражданского учебного заведения, мог призываться на действительную военную службу в мирное время сроком на 2-3 года. Для того чтобы офицеры запаса не теряли свою квалификацию, Закон определял им обязательное прохождение сборов в войсках [11, с. 23].

В это время активно продолжает развиваться учебно-материальная база военной кафедры БГУ. В учебный процесс активно внедряются технические средства обучения: кино, телевидение, автоматизированные устройства, тренажеры. Особое место в этом ряду занимают программированное и алгоритмическое обучение, внедрение которых способствовало повышению качества военной подготовки. Так, в 1987 г. на базе военной кафедры Белорусского государственного университета проходили показательные занятия с начальниками военных кафедр высших учебных заведений Советского Союза, руководителем которых был заместитель министра обороны СССР, Герой Советского Союза генерал-полковник Науменко В. М. [7, с. 256-257]. За отличную организацию и проведение занятий многие офицеры военной кафедры были отмечены в приказе министра обороны СССР, а старший преподаватель полковник Кошевой А. К. был награжден орденом «Знак Почета».

В различные годы на военной кафедре, а позже и на военном факультете БГУ работали ветераны не только Великой Отечественной

войны, но и ветераны войны в Афганистане: подполковник Головцов Ю. А., братья подполковники Жолнеркевичи Виктор Алексеевич и Василий Алексеевич, полковник Заяц И. И., полковник Сурмач М. М., полковник Лашук А. В., полковник Шкуров А. Р. Кроме ветеранов войн на военной кафедре работали участники в ликвидации последствий аварии на Черно-

быльской АЭС: полковники Чистяков А. М. и Элькин Э. М.

Заключение. Таким образом, в течение 19261991 гг. шел активный процесс становления и развития военной кафедры БГУ. За это время был накоплен огромный опыт учебной и воспитательной работы в сфере подготовки будущих офицеров, сформирован преподавательский корпус.

Список литературы

1. Программа всеобщего обучения военному делу: руководство для инструкторов / Отд-ние всеобщ. обучения. М., 1918. 32 с.

2. Воробьев И. Н. Отечественная военная школа: история и современность // Военная мысль. 2010. № 3. С. 43-49.

3. Программа по высшей допризывной военной подготовке в гражданских высших учебных заведениях: артиллерийский уклон. [Н. К. В. М.]. 1927. 39 с.

4. Ншалаева Н. Як ва ушверсгоцюх сценах рыхтавалюя даць адпор кашталютычнаму свету // Звязда. 20.08.2021. URL: https://zviazda.by/be/node/226177 (дата звароту 10.08.2023).

5. Интеллектуальная элита Беларуси. Основоположники белорусской науки и высшего образования (1919-1941) / С. В. Абламейко [и др.]. Минск: БГУ, 2017. 303 с.

6. Острога В. А. Развитие научных и образовательных центров по Новой и Новейшей истории в Белорусской ССР. 1919-1991 гг. Минск: РИВШ, 2016. 428 с.

7. Белорусский государственный университет: очерки истории и современное состояние / под общ. ред. А. Д. Короля. Минск: БГУ, 2021. 504 с.

8. Кафедра физического воспитания и спорта. История и современность. К 70-летию / редкол.: В. А. Коледа (пред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2018. 151 с.

9. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 205. Оп. 6. Д. 2. Л. 122.

10. НАРБ. Ф. 205. Оп. 6. Д. 2. Л. 128.

11. Закон СССР о всеобщей воинской обязанности: принят третьей сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 окт. 1967 г. М., 1986. 31 с.

References

1. Programma vseobshchego obucheniya voyennomu delu: rukovodstvo dlya instruktorov [Program for general military training: a guide for instructors]. Moscow, 1918. 32 p. (In Russian).

2. Vorobyov I. N. Domestic military school: history and modernity. Voyennaya mysl' [Military Thought], 2010, no. 3, pp. 43-49 (In Russian).

3. Programma po vysshey doprizyvnoy voyennoy podgotovke v grazhdanskikh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: artilleriyskiy uklon [Program for higher pre-conscription military training in civilian higher educational institutions: artillery bias]. [N. K.V.M.], 1927. 39 p. (In Russian).

4. Nikalaeva N. How in the university walls they were preparing to fight back against the capitalist world [Zviazda], 2021, August 20. Available at: https://zviazda.by/be/node/226177 (accessed 10.08.2023) (In Belarusian).

5. Ablameiko S. V. Intellektual'naya elita Belarusi. Osnovopolozhniki belorusskoy nauki i vysshego obrazovaniya (1919-1941) [The intellectual elite of Belarus. The founders of Belarusian science and higher education]. Minsk, BGU Publ., 2017. 303 p. (In Russian).

6. Ostroga V. A. Razvitiye nauchnykh i obrazovatel'nykh tsentrov po Novoy i Noveyshey istorii v Belorusskoy SSR 1919-1991 gg. [Development of scientific and educational centers on New and Contemporary history in the Belarusian SSR. 1919-1991]. RIVSh Publ., 2016. 428 p. (In Russian).

7. Karol A. D. Belorusskiy gosudarstvennyy universitet: ocherki istorii i sovremennoye sostoyaniye [Belarusian State University: essays on history and current state]. Minsk, BGU Publ., 2021. 504 p. (In Russian).

8. Kafedra fizicheskogo vospitaniya i sporta. Istoriya i sovremennost'. K 70-letiyu [Department of Physical Education and Sports. History and modernity. To the 70th anniversary]. Ed. by: V. A. Koleda [et al.]. Minsk, BGU Publ., 2018. 151 p. (In Russian).

9. National Archives of the Republic of Belarus. Fund 205. I. 6. F. 2. S. 122.

10. NARB. Fund 205. I. 6. F. 2. S. 128.

11. USSR Law on General Military Duty: adopted by the third session of the Supreme Soviet of the USSR of the seventh convocation on October 12. 1967. Moscow, 1986. 31 p. (In Russian).

Информация об авторе

Миронюк Артём Васильевич - магистр, преподаватель военной кафедры. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: mironyuk.art@mail.ru

Information about the author

Mironyuk Artyom Vasilievich - Master of Sciences, Lecturer, the Military Department. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: mironyuk. art@mail. ru

Поступила 14.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.