Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ (1917-1920-Е ГГ.)'

РОЛЬ ВОННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ (1917-1920-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Климко Марина Константиновна

В статье рассматривается система подготовки военных специалистов в период становления БССР. Раскрывается значение партийных организаций, исполкомов Советов, военных комиссариатов, Всеобуча в подготовке военных специалистов. Обосновывается необходимость организации допризывной подготовки на базе техникумов, вузов. Военно-патриотическое воспитание определено как важнейшая составляющая оборонной мощи страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF TRAINING MILITARY SPECIALISTS IN BELARUS (1917-1920S)

This article is about the creation of the system for training military specialists during the period of BSSR. Here we will get to know more about party organizations, the executive committee of the Soviets, military commissariats, Vseobuch of military specialists and ect. It is justified by the need to organise a pre-conscription training on the basis of higher technical education. Military-patriotic education is absolutely the most important part of the country's defensive power.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ (1917-1920-Е ГГ.)»

32

Труды БГТУ, 2022, серия 6, № 2, с. 32-36

УДК 355.233.233.1:378

М. К. Климко

Белорусский национальный технический университет

РОЛЬ ВОННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ (1917-1920-Е ГГ.)

В статье рассматривается система подготовки военных специалистов в период становления БССР. Раскрывается значение партийных организаций, исполкомов Советов, военных комиссариатов, Всеобуча в подготовке военных специалистов. Обосновывается необходимость организации допризывной подготовки на базе техникумов, вузов. Военно-патриотическое воспитание определено как важнейшая составляющая оборонной мощи страны.

Ключевые слова: армия, допризывная подготовка, военно-патриотическое воспитание.

Для цитирования: Климко М. К. Роль военно-патриотического воспитания в системе подготовки военных кадров Беларуси (1917-1920-е г.) // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2022. № 2 (263). С. 32-36.

M. K. Klimko

Belarusian National Technical University

THE ROLE OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF TRAINING MILITARY SPECIALISTS IN BELARUS (1917-1920S)

This article is about the creation of the system for training military specialists during the period of BSSR. Here we will get to know more about party organizations, the executive committee of the Soviets, military commissariats, Vseobuch of military specialists and ect. It is justified by the need to organise a pre-conscription training on the basis of higher technical education. Military-patriotic education is absolutely the most important part of the country's defensive power.

Keywords: army, pre-conscription training, military-patriotic education.

For citation: Klimko M. K. The role of military-patriotic education in the system of training military specialists in Belarus (1917-1920s). Proceedings of BSTU, Lssne 6, History, Philosophy, 2022, no. 2 (263), pp. 32-36 (In Russian).

Введение. С приходом к власти партии большевиков декларируется классовый подход к сущности государства. Претерпевает изменения и армия. СНК РСФСР издаются декреты и постановления, которыми декларируется отказ от кадровой армии и производится частичный перевод ее на милиционно-территориальную. Но продолжающаяся борьба за сохранение политической власти, гражданская и первая мировая война вскоре изменили отношение лидеров большевиков к армии. Более того, армия стала надежным инструментом в формировании у солдат твердых гражданско-патриотических позиций. Вскоре был организован Всеобуч при военных комиссариатах, который на плановой основе проводил допризывную военную и спортивную подготовку среди рабочей, крестьянской и студенческой молодежи.

Вопросы строительства, реформирования Красной Армии, создания системы подготовки кадров и военно-патриотического воспитания с 1917 г. по 1920-е гг. в отечественной историографии частично раскрыты в диссертационных исследованиях, монографиях, коллективных трудах. Так, вопросам реорганизации армии,

организации военно-патриотического воспитания и идеологической работы среди студенческой молодежи посвящены диссертации В. Ф. Кушнера [1] и Е. В. Пиульского [2], работы П. А. Селиванова [3, 4], П. Г. Чигринова [5], Н. Е. Мусиной [6], Р. П. Платонова [7] и В. В. Даниловича [8].

Основная часть. После Октябрьской революции 1917 г. большевики, придерживаясь идей К. Маркса и Ф. Энгельса о «милиционной армии», считали, что постоянная армия не нужна [8]. Так, 29 октября 1917 г. на совещании полковых представителей петроградского гарнизона В. Ленин заявил: «Наша задача, которую мы ни на минуту не должны упускать из виду - всеобщее вооружение народа и отмена постоянной армии» [3, с. 4]. Однако под влиянием внутренней и внешней политики 15 января 1918 г. появился Декрет Совета Народных Комиссаров «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (РККА).

Уже 8 апреля 1918 г. появился декрет о волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам. Ответственность за их создание легла на местные Советы.

Повсеместно были организованы уездные и волостные военные комиссариаты, которые в первую очередь занимались учетом военнообязанных, военным обучением, мобилизацией, снабжением. Так, только за этот период в Беларуси было проведено «более 45 мобилизаций различных категорий военнообязанных трудящихся, по которым в Красную Армию призвано около 300 тыс. рабочих и крестьян» [4, с. 288].

Потребность в подготовке кадров для армии вызвала необходимость создать систему всеобщего военного обучения. В марте 1918 г. было принято решение о создании Всеобуча. ВЦИК 22 апреля 1918 г. принял Декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Все трудящиеся в возрасте от 18 до 40 лет должны были пройти военное обучение без отрыва от производства по программе Всеобуча. После обучения они становились военнообязанными. В январе 1919 г. в Беларуси было создано и начало функционировать Управление Всеобуча Западного военного округа.

В марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) обсудил вопрос военного положения и принял программу партии, в которой указал на необходимость укрепления Красной Армии, улучшения «организации обучения и политического воспитания красноармейцев» [3, с. 34], подчеркнул значение школ красных командиров и необходимость изучения всеми трудящимися военного дела.

Политбюро ЦК РКП(б) 1 июня 1919 г. принят декрет «Об объединении советских республик - России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии - для борьбы с мировым империализмом». Таким образом, летом 1919 г. был создан «военно-политический союз советских республик» [3, с. 99]. Тем не менее в 1919-1920 гг. часть территории Беларуси попала в зону польской оккупации и на некоторое время была выведена из советской системы.

ЦК РКП(б) 3 июня 1920 г. принял постановление об обязательном изучении военного дела всеми коммунистами. К концу 1920 г. на территории Беларуси действовало 13 различных курсов и школ по подготовке красных командиров с различными сроками обучения.

Важно отметить, что в 1920 г. в рамках групп Всеобуча изучался курс допризывной подготовки и спорта студентами допризывного возраста. Так, в сентябре 1920 г. проходили подготовку во Всеобуче 60 студентов Белорусского государственного политехнического института (БГПИ) допризывного возраста. А в ноябре 1920 г. военная подготовка красных командиров была организована в рамках учебного процесса в БГПИ [10].

В 1920 г. Всеобуч активно занимался ликвидацией неграмотности, так как их задача заключалась не только в обучении военному делу, но и воспитании будущего гражданина, способного не только защищать, но и строить свое Отечество. Благодаря этому за 1921-1925 гг. более «11 тыс. допризывников ликвидировали свою неграмотность» [1, с. 17]. А за период гражданской войны и военной интервенции в Беларуси в рамках Всеобуча было обучено военному делу более 100 тыс. рабочих и крестьян. Это способствовало укреплению физического и морально-патриотического духа Красной Армии. Всеобуч стал «подлинной школой массовой подготовки трудящихся к защите Советской страны» [4, с. 259].

К концу гражданской войны в РККА находилось семнадцать призывных возрастов (1885- 1901 гг.) и насчитывалось 5,3 млн. человек [9, с. 39]. На VIII Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 22-29 декабря 1920 г. было принято решение о сокращении численности Красной Армии. В РККА была начата демобилизация, которую провели с декабря 1920 г. по февраль 1923 г. тремя этапами. За данный период времени численность армии сократилась в десять раз - с 5,3 млн до 562 тыс. человек.

После гражданской войны Всеобуч был реорганизован. Основной задачей допризывной подготовки стало «готовить кадры сознательных бойцов за дело революции еще до вступления в ряды Красной армии и содействовать оздоровлению подрастающего поколения трудящихся масс». Сроки допризывной подготовки были сокращены с двух лет - 420 часов обучения, до одного года - 280 часов [11, с. 5].

Допризывную подготовку в СССР проводили в несколько этапов. Так, в школах в учебную нагрузку были включены обязательные занятия по физическому развитию. Считалось, что именно школа формирует «первые зачатки физического воспитания будущего гражданина». Следующим этапом стала «преддопризывная подготовка» юношей и девушек 16-18 лет. Она проводилась «в ВУЗах, на заводах, фабриках, в различных спортивных кружках, ячейках». Следующим этапом была допризывная подготовка юношей в возрасте от 19 лет и «до момента призыва в армию». Подготовка была рассчитана на 1 год обучения, 280 учебных часов. Допризывная подготовка проводилась «вневойсковым порядком» и не требовала значительных расходов из государственных средств. После обучения по 280-часовой программе допризывник проходил еще трехмесячную «специальную подготовку войскового порядка в качестве новобранца» [11, с. 4, 8].

Военной допризывной подготовкой молодежи в Беларуси занимались части особого назначения (далее - ЧОН). Они входили в состав Западного военного округа и осуществляли борьбу с бандитизмом. ЧОН проводили как групповые, так и индивидуальные занятия по военной подготовке, «казарменные и лагерные сборы, тактические занятия, маневры». С 1918 по 1924 г. в ЧОН Беларуси военную подготовку прошли около 20 тыс. человек [1, с.15]. ЧОН просуществовали до 1924 г. [12].

23-28 декабря 1921 г. на IX Всероссийском съезде Советов заслушан доклад о Красной Армии. Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном и Беларусью, как союзными республиками, было сделано «Заявление Союзных Республик на IX Всероссийском съезде Советов по докладу о Красной Армии», в котором призывалось предпринять меры, направленные на «укрепление мощи Красной Армии, поднятие ее техники, улучшение материального положения как рядовых красноармейцев, так и командно-комиссарского состава» [13].

В 1921 г. М. Фрунзе в работе «Единая военная доктрина и Красная армия» поднимает вопрос о создании военной доктрины. На XI съезде РКП(б) 22 марта - 2 апреля 1922 г. был сделан специальный доклад о состоянии Красной Армии, о единой военной доктрине. Съезд принял постановление о дальнейшем «повышении боеспособности» Красной Армии, указал на то, что одной из важных мер по укреплению армии является «усиление и укрепление ее коммунистического ядра», подтвердил принятое в декабре 1921 г. ЦК партии решение «о поголовном призыве в ряды армии всех коммунистов призывного возраста (1899-1901 гг.)» [9, с. 45].

Усилению коммунистического ядра РККА уделяли должное внимание в Беларуси. Так, 16 ноября 1922 г. 75 курсантов 21-х кавалерийских командных курсов г. Минска вступили в ряды Коммунистической партии. Все курсанты были выходцами из рабочих и крестьян, участниками Гражданской войны. Будущие командиры Красной Армии, став коммунистами, пополняли коммунистическую ячейку данных курсов. Они занимались всесторонним воспитанием курсантов и «развитием их классового самосознания». Основой партийной работы стало «парткрестничество», когда каждый член партии или достойный кандидат партии «прикрепляется к определенной группе (4-5 человек) беспартийных курсантов и, беспрерывно находится среди них» [14].

Происходящие события, обсуждаемые на съездах вопросы не только очертили круг проблем, но и определили основные направления, стратегию военного строительства. В августе

1923 г. ЦИК и СНК СССР приняли декрет «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся». В декрете были прописаны механизмы формирования территориальных и сохранение кадровых частей, проведение допризывной и военной подготовки.

В Красной Армии начали создаваться «территориально-милиционные» формирования. Реформирование Красной Армии в 20-х гг. позволило сделать вывод о том, что «территориально-милиционное» положение армии выгодно экономически, но в современных условиях государству необходима кадровая армия [12, с.11]. В связи с переходом на территориально-милиционный принцип комплектования и учебы Красной Армии в 1923 г. Всеобуч был отменен. Допризывную подготовку проводили военные структуры и общественные организации (комсомол, профсоюзы) [8, с. 680].

18 сентября 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли Закон «Об обязательной военной службе». Все трудящиеся лица мужского пола в возрасте 19-40 лет были обязаны проходить военную службу, которая состояла из допризывной подготовки - с 19 лет, осуществлялась в течение двух лет; действительной военной службы -с 21 года, продолжительностью в пять лет, и зачисления в запас. Впоследствии Закон редактировался 08.08.1928 и 13.08.1930.

20 августа 1926 г. постановлением ЦИК и СНК СССР вводится высшая допризывная военная подготовка (с 1926 / 1927 учебного года), которая осуществлялась на базе ВУЗов, техникумов и других специальных учебных заведений. Она состояла из 180 часов теоретической и двух месяцев практической подготовки на сборах в военных лагерях. После окончания учебного заведения выпускники служили 9 месяцев в армии или 12 месяцев на флоте.

В ноябре 1926 г. в БГУ была создана военная кафедра. Военруком назначен полковник Петров М. М. В 1926-1931 гг. курс «Высшая допризывная военная подготовка студентов» преподавал командир 39-го Мелекесско-Пугачев-ского кавалерийского полка Г. К. Жуков [15].

Важную роль в подготовке резерва Красной Армии сыграл Осоавиахим, созданный в 1927 г. Он стал ярким примером успешной работы оборонных обществ.

13 августа 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Закона "Об обязательной военной службе" в новой редакции» вместо высшей допризывной военной подготовки была введена высшая вневойсковая подготовка.

Заключение. Таким образом, в 19171920-х гг. шел процесс создания и реформирования

Красной Армии. Острая нехватка специалистов вызвала необходимость организовать подготовку военных кадров рядового состава и красных командиров. Требовались не только военная подготовка, но и усиление агитационной, воспитательной, образовательной и идеологической работы. Советской властью был создан Всеобуч, организованы и успешно работали курсы подготовки

красных командиров, кадров политпросветра-боты, введена допризывная военная подготовка в техникумах и вузах Беларуси. Складывающаяся система подготовки кадров способствовала успешному строительству Красной Армии, внесла важный вклад в процесс массовой подготовки трудящихся к защите БССР и развития спортивно-массового движения.

Список литературы

1. Кушнер В. Ф. Военно-патриотическое воспитание и подготовка трудящихся Белоруссии к защите Родины (1921 - 1925 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Минск, 1976. 25 с.

2. Пиульский Е. В. Деятельность комсомола Белоруссии по военно-патриотическому воспитанию молодежи в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Минск, 1975. 26 с.

3. Селиванов П. А. Военное строительство Белоруссии в период разгрома походов Антанты. Минск: Наука и техника, 1973. 208 с.

4. Селиванов П. А. Военная деятельность Советов Белоруссии 1917-1920 гг. Минск: Наука и техника, 1980. 294 с.

5. Чигринов П. Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся: из опыта работы Компартии Белоруссии (1926-1941 гг.). Минск: Беларусь, 1981. 207 с.

6. Мусина Н. Е. Государственная молодежная политика в БССР в 1920-е годы. Витебск: ВГМУ, 2015. 146 с.

7. Перед крутым поворотом: Тенденции в политической и духовной жизни Беларуси (19251928 гг.): Отражение времени в архивных документах / под ред. Р. П. Платонова. Минск: БелНИИДАД, 2001. 312 с.

8. Данiловiч В. В. Моладзь у грамадянска-пал^ычным, сацыяльна-эканамiчным i культурным будаунщтве Савецкай Беларус (1921-1939 гг.). Мшск: Беларуская навука, 2020. 730 с.

9. Берхин И. Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 гг.). М.: Военное изд-во М-ва обороны Союза ССР, 1958. 460 с.

10. Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 210. Оп. 1. Д. 7.

11. В помощь комсомольцу-политруку (сборник материалов политико-просветительной работы среди допризывников). Минск: ЦКЛКСМБ Политсекретариат бел. воен. комиссариата, 1924.162 с.

12. Армия белорусского народа: к 100-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь / А. Н. Гура [и др.]. Минск: Беларусь, 2018. 262 с.

13. Известия. 1921. № 292 (1435). 27 декабря.

14. Звезда. 1922. № 271 (1272). 16 ноября.

15. Новиков И. А., Пушенко Е. Н. Становление военного факультета в БГУ: история и современность // Весшк БДУ. Сер. 3, Псторыя. Эканомша. Права. 2011. № 3. С. 28-31.

References

1. Kushner V. F. Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye i podgotovka trudyashchikhsya Belorussii к zashchite Rodiny (1921-1925 gg.). Avtoreferat dissertatsii kandidata istoricheskikh nauk [Military-patriotic education and preparation of the workers of Belarus for the defense of the Motherland (1921-1925). Ab-sctract of thesis PhD (History)]. Minsk, 1976. 25 p. (In Russian).

2. Piulsky E. V. Deyatel'nost' komsomola Belorussii po voyenno-patrioticheskomu vospitaniyu mo-lodezhi v gody pervoy pyatiletki (1928 - 1932 gg.). Avtoreferat dissertatsii kandidata istoricheskikh nauk [Activity of the Komsomol of Belarus on military-patriotic education of youth during the first five-year plan (1928-1932). Abstract of thesis PhD (Historiy)]. Minsk, 1975. 26 p. (In Russian).

3. Selivanov P. A. Voyennoye stroitel'stvo Belorussii v period razgroma pokhodov Antanty [Military construction of Belarus during the defeat campaigns of the Entente]. Minsk, Hauka i tekhnika Publ., 1973. 208 p. (In Russian).

4. Selivanov P. A. Voyennaya deyatel'nost' Sovetov Belorussii 1917-1920 gg. [Military activity of the Soviets of Belarus 1917-1920]. Minsk, Hauka i tekhnika Publ., 1980. 294 p. (In Russian).

5. Chigrinov P. G. Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye trudyashchiksya: iz opyta raboty Kompartii Belorussii (1926-1941 gg.) [Military-patriotic education of workers: from the experience of the Communist Party of Belarus (1926-1941)]. Minsk, Belarus Publ., 1981. 207 p. (In Russian).

6. Musina N. E. Gosudarstvennaya molodezhnayapolitika v BSSR v 1920-e gody [State youth policy in the BSSR in the 1920s]. Vitebsk, VGMU Publ., 2015. 146 p. (In Russian).

7. Platonov R. P., Adamushko V. I., Selemenev V. D., Faley Y. S. Peredkrutympovorotom: Tendentsii v politicheskoy i dukhovnoy zhini Belarusi (1925-1928gg.): Otrazheniye vremeni v arkhivnykh dokumentakh [Before a sharp turn: Trends in the political and spiritual life of Belarus (1925-1928): Reflection of time in archival documents]. Minsk, BelNIIDAD Publ., 2001. 312 p. (In Russian).

8. Danilovich V. V. Moladz' u gramadyanska-palitychnym, satsyyal'na-ekanamichnym i kul'turnym budaunitstve Savetskay Belarusi (1921-1939 gg.) [Youth in the socio-political, socio-economic and cultural construction of Soviet Belarus (1921-1939)]. Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 2020. 730 p. (In Belarussian).

9. Berkhin I. B. Voyennaya reforma v SSSR (1924-1925 gg.). [Military reform in the USSR (19241925)]. M., Voyennoye izdatel'stvo Ministerstva oborony Soyuza SSR Publ., 1958. 460 p. (In Russian).

10. National Archive of the Republic of Belarus. Fund 210. I.1. F. 7.

11. V pomoshch' komsomol 'tsu-politruku (sbornik materialov politiko-prosvetitel 'noy raboty sredi doprizyvnikov) [To help the Komsomol member-political instructor (collection of materials of political and educational work among pre-conscripts)]. Minsk, TSKLKSMB Politsekretariat bel. voyen. komissariata Publ., 1924. 162 p. (In Russian).

12. Gura A. N., Buzin N. E., Danilo A. M., Dolgotovich B. D., Makarov V. M., Sobolevskiy A. M., Fedorov D. A. Armiya belorusskogo naroda: k 100-letiyu Vooruzhennykh Sil Respubliki Belarus' [The Army of the Belarusian people: to the 100th anniversary of the Armed Forces of the Republic of Belarus]. Minsk, Belarus Publ., 2018. 262 p. (In Russian).

13. Izvestiya, 1921, no. 292 (1435), December 27 (In Russian).

14. Zvezda, 1922, no. 271 (1272), November 16 (In Russian).

15. Novikov I. A., Pushenko E. N. Formation of the military faculty at BSU: history and modernity. VesnikBDU [Bulletin of BSU], series 3, History. Economy. Right, 2011, no. 3, pp. 28-31 (In Russian).

Информация об авторе

Климко Марина Константиновна - старший преподаватель кафедры социального управления. Белорусский национальный технический университет, Минск (220013, г. Минск, пр-т Независимости, 65, Республика Беларусь). E-mail: kmkminsk@mail.ru

Information about theauthor

Klimko Marina Konstantinovna - Senior Lecturer, the Department of Social Management. Belarusian National Technical University (65, Nezavisimosti Ave., Minsk, 220013, Republic of Belarus). E-mail: kmkminsk@mail.ru

Поступила 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.