Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЛЮДСКИХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1921-1939 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ'

ПОДГОТОВКА ЛЮДСКИХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1921-1939 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ОБОРОННО-МАССОВАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОДГОТОВКА ПАРТИЗАНСКИХ ДЕЙСТВИЙ / MILITARY CONSTRUCTION / HUMAN RESERVES / MILITARY TRAINING / MASS DEFENSE WORK / PUBLIC ORGANIZATIONS / PREPARATION OF GUERRILLA ACTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комар Е.В.

Рассматриваются отдельные направления деятельности советского военно-политического руководства по строительству военной организации государства, а также комплекс мероприятий военного строительства в межвоенный период (1921-1939 гг.), направленный на подготовку на территории республики военно-обученного резерва вооруженных сил. Раскрывается эволюция форм военного обучения, процесс пропаганды и вооружения белорусского населения теоретическими знаниями и практическими навыками военного дела в системе народного образования и просвещения, а также в результате деятельности общественных, оборонно-массовых и физкультурных организаций. Прослеживается динамика роста численности оборонно-массовых организаций и результативности проводимых ими мероприятий. Выявлена взаимосвязь расширения масштабов и повышения качества военной подготовки гражданского контингента с изменениями уровня напряженности международной обстановки. На основе анализа архивных документов и научной литературы сделаны выводы о ходе и особенностях подготовки людских резервов для действий в регулярных и партизанских формированиях в приграничной БССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF HUMAN RESERVES FOR THE RED ARMY IN THE PERIOD 1921-1939: ON THE EXAMPLE OF BELARUS

The article is devoted to specific areas of activity of the Soviet military-political leadership in the construction of the military organization of the State. The complex of measures of military construction in the interwar period (1921-1939) aimed at training on the territory of the republic of a military-trained reserve of the armed forces, is considered. It reveals the evolution of military training forms, the process of propaganda and the arming of the belarusian population with theoretical knowledge and practical skills of military affairs in the system of soviet public education, as well as in the result of the activities of public, mass defense and physical education organizations. The dynamics of growth in the number of mass defense organizations and the effectiveness of their activities is traced. The interrelation of the expansion and improvement of the quality of military training of civilians with changes in the level of tension in the political situation has been revealed. Based on the analysis of archival documents and scientific literature, conclusions are drawn on the progress and characteristics of the preparation of human reserves for action in regular and partisan formations in the border BSSR.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЛЮДСКИХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1921-1939 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ»

УДК [355.02+355/359.08]:94(476)

ПОДГОТОВКА ЛЮДСКИХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1921-1939 гг.:

НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ

Е.В. КОМАР

(Институт истории Национальной академии наук Беларуси, Минск)

Рассматриваются отдельные направления деятельности советского военно-политического руководства по строительству военной организации государства, а также комплекс мероприятий военного строительства в межвоенный период (1921-1939 гг.), направленный на подготовку на территории республики военно-обученного резерва вооруженных сил. Раскрывается эволюция форм военного обучения, процесс пропаганды и вооружения белорусского населения теоретическими знаниями и практическими навыками военного дела в системе народного образования и просвещения, а также в результате деятельности общественных, оборонно-массовых и физкультурных организаций. Прослеживается динамика роста численности оборонно-массовых организаций и результативности проводимых ими мероприятий. Выявлена взаимосвязь расширения масштабов и повышения качества военной подготовки гражданского контингента с изменениями уровня напряженности международной обстановки. На основе анализа архивных документов и научной литературы сделаны выводы о ходе и особенностях подготовки людских резервов для действий в регулярных и партизанских формированиях в приграничной БССР.

Ключевые слова: военное строительство, людские резервы, военная подготовка, оборонно-массовая работа, общественные организации, подготовка партизанских действий.

Одной из основных задач укрепления обороноспособности советского государства в период между двумя мировыми войнами была всесторонняя подготовка трудящихся масс к его защите. Актуальность ее диктовалась характером будущих войн и военной опасностью, исходившей от империалистического окружения. Тотальный характер минувших войн, бурное развитие вооружения и военной техники, перенос борьбы в глубокие тылы, стирание грани между фронтом и тылом свидетельствовали о том, что времена, когда вооруженные противостояния велись только армиями, - канули в Лету. Советское военно-политическое руководство прекрасно осознавало, что в грядущей войне в боевые действия будут втянуты не только кадровые армии, не только способные носить оружие, но и все население воюющих стран. «В ходе Первой мировой войны полуторамиллионная русская армия только на одну четверть состояла из кадрового состава, на исходе первого года противостояния соотношение составило 1:7, а к концу конфликта - 1:15 - 1:25 в пользу мобилизационных народных масс», - подчеркивалось в докладной записке №12810 Главного управления Рабоче-крестьянской Красной Армии за 1924 г. [1, л. 1-5].

К началу 20-х гг. сложилась трудная ситуация, когда с одной стороны продолжавшая накаляться международная обстановка требовала создания действенной системы обеспечения безопасности страны, а с другой - низкие экономические возможности не позволяли создать нормальные условия функционирования и развития военной организации. Указанные противоречия предопределили стратегические ориентиры политики государства в области военного строительства. Перед руководством страны стояла сложная задача - найти оптимальный баланс между необходимостью обеспечения военных потребностей и возможностями экономики.

В начале 20-х гг. в сложившихся, объективных условиях экономической реальности правительство вынужденно пошло на серьезное сокращение армии.

Немногочисленные вооруженные силы были не в состоянии основательно и прочно сдержать агрессию вероятного противника, поэтому выходом из создавшейся ситуации виделась широкомасштабная военизация1 (оборонно-массовая работа) населения, создание массовых резервов, так называемых трудовых армий.

Военная подготовка белорусского населения началась еще с 1918 г., когда был образован Всеобуч -отдел по всеобщему военному обучению при Военно-учебном управлении Наркомата по военным делам. Задачей Всеобуча, как отмечалось на IV съезде компартии Беларуси, было «поголовное обучение трудящихся военному делу» [3, с. 81]. Курс обучения включал занятия по огневой и строевой подготовке, политграмоте и пр., составлял 96 часов, и пройти его обязан был каждый трудящийся [4, л. 158].

В приграничной Беларуси вопросам военной подготовки населения придавалось особое значение. В архивных документах начала 20-х гг. отчетливо прослеживается, что руководство республики

1 Под термином «военизация» понималось как непосредственное военное обучение масс, так и воспитание у них понимания необходимости защиты Советской Родины, вовлечение в разностороннюю практическую работу по укреплению ее обороноспособности [2, с. 18].

выдвигало военизацию на одно из важнейших мест в системе военного строительства и требовало оказания органам Всеобуча всемерной поддержки [4, л. 32]. С 1921 по 1923 гг. военную подготовку в системе Всеобуча прошли 100 тыс. призывников БССР, Витебской и Гомельской губерний [5, с. 15].

Следует отметить, что темпы и качество оборонно-массовой работы в 20-х гг. были невысокими ввиду слабой материально-технической базы, нежелания граждан отрываться от трудовой деятельности и ряда других факторов.

В середине 20-х гг. Красная Армия перешла на территориально-милиционный принцип комплектования, когда часть военнослужащих проходила военную службу без отрыва от основной трудовой деятельности. В этот период Всеобуч сменила допризывная подготовка граждан. Допризывное обучение охватывало два возраста, предшествующих призыву, осуществлялось в целях военной, военно-политической и физической подготовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил. Срок обучения допризывников составлял 2 месяца в зимний период и во время лагерных сборов летом, где закреплялись полученные ранее знания и навыки [6, с. 9-17].

Постепенно советская республика превращалась в военный лагерь.

Военная подготовка молодежи также проводилась в ходе обучения в техникумах, совпартшколах, рабфаках, школах фабрично-заводского ученичества. В учреждениях среднего звена с 1932 г. в пределах учебных планов устанавливался 120-часовой курс военного дела. Программа включала занятия по физической культуре с военно-прикладным уклоном, по стрелковому делу, противовоздушной и противохимической обороне, военной топографии, строевой и тактической подготовке. Учащиеся, усвоившие курс, считались прошедшими допризывную подготовку [7, л. 10, 11; 8, с. 11].

Подготовка резервов армии осуществлялась и в вузах. С 1925 г. для студентов вводился теоретический и практический курсы военного дела (180 часов и летняя двухмесячная практика), после усвоения которых срок действительной военной службы вузовецев сокращался и проходил при наличии вакансий на должностях младшего комсостава [9, л. 105-120].

Существенную роль в повышении качества подготовки студенческой молодежи сыграло развитие законодательства в военной сфере. Так, в 1930 г. был утвержден более совершенный «Закон об обязательной военной службе». Документом устанавливалась высшая вневойсковая подготовка, которая охватывала теоретический курс (430-580 часов) в учебном заведении и прохождение в течении 3-4 месяцев учебных сборов в воинских частях. По окончании вуза обучающиеся сдавали испытание на звание среднего начальствующего состава запаса и освобождались от действительной военной службы [10, с. 32-37].

В связи с резким обострением международной обстановки 1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял новый «Закон о всеобщей воинской обязанности». Согласно закону студенты вузов обязаны были проходить допризывную подготовку (2 часа в неделю), а вневойсковая подготовка упразднялась, так как в сложившихся условиях диктовалась необходимость массовой подготовки рядового резерва к грозящей войне [11, с. 16].

Военная подготовка женщин в высших и средних учебных заведениях охватывалась специальными кружками - санитарными, связи, противовоздушной обороны и др. [12, л. 11].

В рассматриваемый период государство готовило будущих защитников начиная со школьной скамьи. С 1927 г. в общеобразовательных школах проводился еженедельный военный час, начиная с 5-го класса [13, с. 13]. Обучение военному делу учеников старших классов было введено в БССР в 1930 г. Учащиеся приобретали знания о характере современной войны, структуре вооруженных сил, изучали военную литературу, знакомились с основами топографии и стрелкового дела [9, л. 50; 14, с. 15]. С началом Второй мировой войны в школах была введена начальная военная подготовка для учащихся 5-7 классов. В учебных планах на нее отводилось 2 часа в шестидневку. Школьники трех старших классов (8, 9, 10) начали проходить допризывную военную подготовку [11, с. 16].

Важным элементом военной подготовки белорусского населения стали мероприятия по созданию условий для ведения масштабной партизанской борьбы. В БССР в период с 1930 по 1936 гг. Специальным бюро Государственного политического управления был предпринят целый комплекс мер по подготовке к партизанской войне [15, с. 86, 87].

С гражданским населением проводились теоретические и практические занятия по подготовке к действиям непосредственно в полосе боевых операций. В ходе обучения отрабатывались вопросы поведения в зоне конфликта, техники проведения разведки и составления донесений, ведения партизанской борьбы [16, с. 134].

Обучение партизанских кадров проводилось в спецшколах, обычно составляло от 3 до 6 месяцев и велось по группам специалистов: диверсанты, снайперы, минеры, радисты и т.д. До 10% занятий проводилось в ночное время. По учебным дисциплинам сдавались экзамены и зачеты, после сдачи которых группы выводились в лагеря для проведения практических занятий в обстановке, максимально приближенной к боевой. Качество подготовки и возможности диверсионных отрядов контролировались в ходе проведения специальных и общевойсковых учений [17, с. 30, 31].

В 1932 г. В Беларуси были сформированы 6 отрядов (Минский, Бобруйский, Борисовский, Мо-зырьский, Полоцкий и Слуцкий) по 300-500 человек, прошедших подготовку в спецшколах [18, с. 71]. Кроме того, в 1934 г. по приказу начальника штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии в приграничных округах, во всех стрелковых и кавалерийских дивизиях создавались саперно-маскировочные взводы, в которых военнослужащие проходили спецподготовку и после увольнения расселялись в приграничной полосе. В случае вооруженного конфликта, они должны были прибыть в ближайшую воинскую часть, получить вооружение, имущество и приступить к диверсионной деятельности и развертыванию партизанского движения [19, с. 33-38].

В конце 30-х гг. мероприятия по подготовке к партизанским действиям были свернуты, а отряды партизан расформированы, часть кадров репрессирована [20].

Важным инструментом осуществления оборонно-массовой работы являлись добровольные общественные организации. Одним из таких объединений стало военно-научное общество (далее - ВНО), созданное в 1920 г. Первоначально ВНО представляло собой сугубо армейскую организацию, действующую в воинских частях через военно-научные кружки и кружки военных знаний (военно-исторические, изучения опыта гражданской войны, стрелковые, технические, административно-организационные, военно-политические, санитарно-гигиенические, спортивные и др.) [21, л. 75; 22, с. 12, 13].

Постепенно начала разворачиваться работа и среди гражданского населения. Пропагандировались идеи общества через печать, проводились агитационные мероприятия, оборудовались военные кабинеты и библиотеки, уголки военных знаний на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, в деревнях и селах. Рабочие, колхозники, студенты прикреплялись к военно-научным кружкам воинских частей округа.

Со временем ВНО стало превращаться в массовую организацию. В республике в 1926 г. общество объединяло около 6 тыс. военнослужащих и 13 тыс. гражданских членов [22, с. 17].

В 1926 г. ВНО было реорганизовано в Общество содействия обороне СССР (далее - ОСО), в 1927 г. в рядах объединения состояло 18 тыс. граждан БССР [22, с. 19; 23, л. 109-113].

На равных правах с ОСО в 1923 г. развернуло свою деятельность Общество друзей воздушного флота (далее - ОДВФ) и его белорусское отделение [13, с. 14]. Организация пропагандировала знания об авиации среди населения и оказывала помощь государству в строительстве и укреплении воздушного флота. В губерниях и уездах создавались ячейки общества, которые проводили агитационную работу, осуществляли добровольный сбор средств на постройку самолетов, аэродромов, посадочных площадок и развитие авиационного спорта, создание авиационных уголков, секций и кружков.

О росте популярности ОДВФ в Беларуси красноречиво говорят следующие цифры: по состоянию на 15 февраля 1924 г. в организации состояло более 15 тыс. человек, а ровно через год количество членов составляло уже более 56 тыс.; на строительство воздушного флота было собрано 125 тыс. рублей, закуплено три самолета и два агитационных самолета, организована Белорусская эскадрилья, оборудовано 2 аэродрома и две посадочные площадки [24, л. 25-31; 25, л. 636, 637].

Военная подготовка населения также проводилась в рамках Добровольного общества друзей химической обороны и химической промышленности СССР (далее - Доброхим), основанного в 1924 г. Членами организации собирались денежные средства, выпускалась литература, создавались химуголки, закупались учебники, средства защиты, проводились лекции, беседы, тематические вечера по вопросам использования химической продукции в мирных целях и занятия по изучению основ применения химического оружия и защиты от него. За год деятельности общества в республике было создано около 300 ячеек, объединявших более 21 тыс. членов [25, л. 639].

Для выхода на более качественный уровень и консолидации усилий двух оборонно-массовых обществ в 1925 г. ОДВФ и Доброхим были объединены в единую общественную организацию - Авиахим. К началу 1927 г. в состав Авиахима и ОСО БССР входило около 100 тыс. человек, функционировало свыше 500 стрелковых, 500 сельскохозяйственных, более 300 военно-научных и других кружков, действовало более 50 авиахимкоманд и постов воздушного наблюдения [22, с. 29, 33; 26, л. 45, 48, 50].

В начале 1927 г. ОСО и Авиахим была реорганизована в «Союз обществ друзей обороны и авиа-ционно-химического строительства СССР» (далее - Осоавиахим) [27].

Создание нового общества увеличило размах оборонно-массовой работы, разнообразило их формы и методы. К I Всебелорусскому съезду Осоавиахима (май 1928 г.) в Республике действовало 2500 ячеек, насчитывавших 135 тыс. членов [22, с. 42]. Серьезное значение придавалось вовлечению женщин в оборонно-массовую работу. Если в начале 20-х гг. слабый пол посещал в основном химические и санитарные кружки, то в дальнейшем тысячи девушек и женщин проходили обучение в качестве снайперов, связисток, пулеметчиц и т.д.

Не меньшее внимание уделялось военной подготовке школьников. Воспитание детей осуществлялось на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. В осоавиахимовских кружках изучались действия солдата в бою, строевая подготовка, топография, связь и сигналы, санитарное дело, проводились военизированные эстафеты и походы [28].

Ко II съезду Осоавиахима БССР (февраль 1931 г.) в республике насчитывалась 4051 ячейка, 8 Домов обороны, 1962 военных уголка, объединявших 268 250 осоавиахимовца [22, с. 47].

Осоавиахимом массово развивался стрелковый спорт, так как он был одним из наиболее доступных и популярных, да и умение метко стрелять было одним из наиболее важных навыков резерва армии, основу которой составляли стрелковые части. Для повышения стрелкового мастерства в 1932 г. было утверждено звание «Ворошиловский стрелок». Только, за 1934-1935 гг. в республике было подготовлено 46 тыс. ворошиловских стрелков [2, с. 34; 29, с. 94], а за 1936 г. 45 950 юных ворошиловца [30].

Развитие авиации, создание воздушно-десантных подразделений и потребности военно-воздушных сил Красной Армии диктовали необходимость массовой подготовки летчиков, планеристов и парашютистов. В республике расширяется сеть аэроклубов, функцианируют планерная школа, школа авиамоделизма и парашютные станции. В 1936 г. в 45 районах имелись планеры и парашютные вышки, аэрокулубы распологали самолетами, аэродромами и планерами. Только за 1935 г. органами Осоавиахима в БССР без отрыва от производства было подготовлено 98 пилотов, 120 парашютистов и около 2 тыс. планеристов, а в 1937 г. 557 летчиков, 765 планеристов, 460 авиатехников и мотористов, 1110 парашютистов и эти цифры продолжали расти [29, с. 118, 119]. В 1939 г. белорусскими аэроклубами было подготовлено 1 112 летчика [22, с. 71].

Большое военно-прикладное значение имел конный спорт. В начале 30-х гг. на территории БССР дислоцировались 3-й кавалерийский корпус и восемь отдельных кавалерийских эскадронов в составе стрелковых дивизий, для которых также требовалась подготовка резервов. Органами Осоавиахима развивался конный спорт, на предприятиях и в учреждениях создавались кавалерийские кружки. Для увеличения размаха кавалерийской подготовки молодежи в 1936 г. утверждаются нормы комплекса и знак «Ворошиловский всадник». В этом же году в республике открывается кавалерийская школа, действуют 153 кружка [22, с. 66, 67].

Приграничное положение Республики, усиленная подготовка капиталистических стран к войне против СССР, вооружение их армий мощной бомбардировочной авиацией, оснащенной разрушающими, зажигательными и химическими средствами поражения, все это обуславливало повышение внимания в республике к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях и в учреждениях создавались команды противовоздушной обороны, пожарные, противохимические и санитарные дружины [31, л. 1-7]. В 1927 г. в БССР действовало 200 авиахимкоманд, в которых прошли обучение 6 тыс. человек [29, с. 81].

Важной формой военной подготовки населения являлось выполнение комплекса и сдача норм на знак «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (далее - ГПВХО), введенного в 1935 г. для повышения практических навыков населения. В 1936 г. принимаются нормы комплекса второй ступени, а через год - нормы на коллективный знак ГПВХО [13, с. 88]. Государственными и осо-авиахимовскими органами в трудовых коллективах проводятся учения, тренировки, соревнования, походы, практикуются работы в противогазах, в школах и на предприятиях строятся газоубежища, подвалы специального назначения. В 1936 г. нормы ГПВХО в республике выполнили около 100 тыс. человек, был открыт первый в стране клуб ПВХО (Орша) [29, с. 99].

III съезд Осоавиахима БССР (1937 г.) подвел итоги работы организации и определил пути дальнейшего развития. В республике увеличилось количество первичных организаций общества, качество военной подготовки, работало 8 домов и 112 хат обороны, 5 клубов ПВХО, 8 аэроклубов, 9 стрелковых клубов, 194 военных кабинета и 1426 военных уголков, 89 военно-учебных пунктов, 6 военно-учебных автопунктов, а также кавалерийская, стрелковая и планерная школы [29, с. 100].

Подготовка резерва армии проводилась и структурами Всероссийского добровольного общества содействия развитию автомобилизации и улучшению дорог «Автодор», созданного в 1927 г. с целью организации общественного содействия внедрению автомобильного транспорта и строительству дорог. Белорусское отделение «Автодор» начало свою деятельность в начале 1928 г., которая заключалась в подготовке спецкадров для войск округа, привлечении населения к дорожному строительству, создании ячеек по распространению знаний об автомобилях, обучении правилам их эксплуатации и вождения [32, л. 173].

В конце 1935 г. общество было ликвидировано, а ряд его функции и полномочии делегировались на местные советы физической культуры и органы Осоавиахима, при которых были созданы автомобильные секции. По линии Осоавиахима в Беларуси в 1938 г. автомотоделу было обучено 1429 человек, а за 5 месяцев 1939 г. 1025 шоферов и мотоциклистов, а еще 3965 - продолжали учебу [22, с. 72].

Еще одним общественным объединением, осуществляющим оборонно-массовую работу, было Белорусское общество Красного Креста. Организация была создана в 1921 г. для решения социальных проблем, помощи жертвам вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, пропаганды международного гуманитарного права [33, с. 274].

С 1927 г. в БССР при содействии общества стали создаваться военно-санитарные курсы, кружки первой помощи для подготовки резерва медсестер, формироваться санитарные дружины. С 30-х гг. основные усилия Белорусского общества Красного Креста сосредотачиваются на санитарно-оборонной работе. К этому времени в Республике действовало 1235 кружков первой помощи, в которых обучалось 25 тыс. человек [29, с. 86].

В целях содействия лучшему усвоению военно-санитарных знаний в 1934 г. был учрежден комплекс и значок «Готов к санитарной обороне страны» (ГСО), а в 1935 г. вторая степень комплекса. Школьники сдавали испытания на значок «Будь готов к санитарной обороне СССР» [34, с. 108]. Введение на практике комплексов придавало военно-санитарной подготовке более практическую направленность. Итогом проведенных мероприятий стали высокие результаты. В 1935 г. в республике состоялась олимпиада медсестер, нормы комплекса ГСО в 1936 г. сдало 23 тыс. девушек и женщин [29, с. 97], а в 1939 г. - 32 тыс. [22, с. 73].

Деятельность по подготовке резерва для войск связи осуществляла добровольная общественная организация Общество друзей радио. В его задачи входила пропаганда идей радиовещания, популяризация радиотехнических знаний, содействие развитию радиолюбительства, помощь государственным органам в радиофикации страны. В 1932 г. в БССР насчитывалось 467 ячеек общества, объединявших 16 600 членов. С 1935 г. к подготовке радистов-коротковолновиков приступил Осоавиахим. В учреждениях и на предприятиях создавались кружки и клубы радиолюбителей [13, с. 98, 99].

Усилия, предпринимаемые добровольными оборонно-массовыми организациями по подготовке населения к защите Отечества, давали высокие результаты. За 1939-1940 гг. в республике было подготовлено более 750 тыс. человек, сдавших нормы ГТО, ГСО, ПВХО, «Ворошиловский стрелок», а также 6350 пулеметчиков, 500 снайперов [29, с. 106; 35, с. 255].

Подготовка людских резервов к специфике военной службы требовала выработки быстрой реакции, выносливости и других физических качеств, а темпы социалистического строительства высокой работоспособности, поэтому физическая подготовка стала составной, обязательной частью всеобщего воинского обучения населения и проводилась в целях подготовки к трудовой деятельности и вооруженной защите страны. С первых дней существования советской власти физическая культура получила государственное признание. Истоком зарождения и становления массового «красного спорта» являлся Всевобуч. На фабриках, заводах, в школах, воинских частях и других государственных и общественных учреждениях строились спортплощадки, городки, организовывались кружки, физкультячейки, а из молодежи допризывного возраста - звенья, отделения, взводы. Ячейки объединялись в районные и участковые центры физкультуры [36, л. 5-7; 37, л. 15, 16].

Граждане приписывались к ближайшим спортплощадкам и посещали занятия, проводимые инструкторами, подготовка которых проводилась в единственной на то время в республике военно-окружной школе инструкторов физического образования (Смоленск) [38, л. 15].

В начале 20-х гг. спортивная активность белорусского населения была не слишком высокой, однако проведение агитационных мероприятий, Общесоюзных с 1923 г. [39, л. 11, 11 (об)] и Всебелорусских с 1924 г. [40, с. 7] праздников физкультуры и других соревновательных форм продемонстрировало большие возможности использования спорта в воспитательном процессе. Постепенно у граждан пробуждался интерес к физической культуре, открывавшей пути к самовыражению личности.

Физкультурное движение в БССР принимало все больший размах. С 1924 г. физическая культура вводится в средних и высших учебных заведениях [41, с. 57]. В 1926 г. в Республике насчитывалось 102 тыс. физкультурников, была проведена вторая Всебелорусская олимпиада, в 1928 г. - первая Всебе-лорусская спартакиада по зимним видам спорта, в 1929 г. - военизированный лыжный пробег (150 км), первый Всебелорусский лыжный пробег, первый Всебелорусский велопробег, Всебелорусская сельская и пионерская спартакиады, двухнедельник физкультуры [29, с. 110; 42, л. 8, 31]. В Минске в 1929 г. начал деятельность Белорусский техникум физической культуры, в стенах которого велась подготовка инструкторов [41, с. 67]. В 1933 г. ряды физкультурников насчитывали 600 тыс. человек [29, с. 114].

В целях дальнейшей популяризации физкультурного движения руководством республики принимались все возможные меры. Проводилась агитационно-пропагандистская работа, совершенствовались формы и методы физвоспитания, интенсивно развивались различные виды спорта (легкая атлетика, бокс, лыжный спорт, борьба, поднятие тяжестей и др.).

Учитывая геостратегическое положение Беларуси и обострение международной обстановки, руководством СССР, республики и округа целенаправленно проводились мероприятия по сближению физкультурного движения с задачами обороны. В 1930 г. ЦК КП(б)Б принял специальное постановление об оборонной работе среди населения, которым ставились задачи по военно-физической подготовке молодежи. В этом же году в программу физподготовки учебных заведений были включены упражнения военно-прикладного характера, в приграничных районах создавались военизированные спортивно-физкультурные группы, осуществлявшие помощь в охране государственной границы, увеличивались ассигнования на развитие физкультуры [29, с. 111, 112; 43, л. 1-3].

Уже развернувшейся работе в значительной степени поспособствовало принятие в 1931 и 1933 гг. новой формы внедрения элементов военизации в физкультурное движение - комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) первой и второй ступени. Мероприятия по пропаганде и подготовке граждан к сдаче норм комплекса в одночасье становятся основным направлением деятельности государственных органов и общественных организаций в области физкультуры. Принятые меры дали ощутимые результаты. Уже в 1931 г. в республике нормы комплекса выполнило 2,5 тыс. человек, а в следующем году -50 тыс. Беларусь в 1932-1934 гг. занимала первое место в СССР по подготовке значкистов ГТО.

Активно вовлекались в спортивную жизнь республики учащиеся школ и молодежь. Увеличивалось количество кружков, проводились школьные спартакиады, в 1934 г. были введены нормы юношеской ступени ГТО - «Будь готов к труду и обороне», которые в 1935 г. выполнили 14 тыс. белорусских юношей и девушек [41, с. 71-78].

Быстрый рост популярности физкультурного движения привел к созданию добровольных физкультурных обществ «Спартак», «Динамо» и др., придавших более организованный характер спортивно-массовой работе.

Высокой эффективности достигла пропаганда оборонного значения физкультуры и спорта, проводимая всеми средствами массовой информации. Все больший упор делался на массовые формы военно-прикладного характера: военизированные переходы, эстафеты, кроссы, в том числе вдоль границы, военно-спортивные игры и др. Динамично развивались военно-технические виды спорта: авиа, авто, конный, стрелковый, парашютный, планерный.

С каждым годом увеличивались масштабы физической подготовки населения в республике, возрастали финансовые отчисления на физкультурную работу (в 1931 г. 620 тыс. рублей, в 1939 г. - 8347 тыс.), совершенствовалась материально-техническая база, значительно выросло количество спортивных состязаний. В 1939 г. в БССР проведено 1876 соревнований, 35 первенств Республики в которых приняло участие 146 тыс. спортсменов. В течении года 30 тыс. человек выполнили нормы ГТО [29, с. 113, 125, 127].

Как видно, массовое физкультурное движение в Беларуси стало одним из действенных каналов военно-патриотического и морально-волевого воспитания граждан, а также эффективным средством формирования готовности к воинской службе, высокой личной ответственности за защиту Родины, развития военно-прикладных навыков и физических качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

Важное место в подготовке населения к будущим войнам, наряду с физическим воспитанием, принадлежало здравоохранению. В БССР система медицинского обслуживания постепенно развивалась, со временем были сняты острые эпидемиологические последствия вооруженных конфликтов, успешно проходила борьба с социальными болезнями (туберкулез, сифилис, трахома), возрастало количество подготовленного медперсонала [32, л. 382], осуществлялось добровольное обучение гражданского населения, на предприятиях и в учреждениях создавалась широкая сеть санитарных постов и дружин, школы оборудовались под госпиталя [44, л. 45]. Повышалось финансирование [45, л. 255], доступность и качество контроля за состоянием здоровья, лечебно-оздоровительных мероприятий, увеличивалась культура личной, общественной гигиены и питания. Эти качественные сдвиги приносили неплохие результаты в масштабах страны и республики. О снижении процента негодных к военной службе в Советском союзе говорят следующие цифры Центрального статистического управления СССР: в 1924 г. -19,4%, в 1935 г. - 12,38%, в 1938 г. - 4%. Кроме того, уменьшалось количество физически недоразвитых призывников с 3,9% в 1928 г. до 1,08%. в 1935 г. В свою очередь, повышались физические данные призывников. Если в 1923 г. средний рост и вес составляли 162,4 см и 59-60 кг, то в 1936 г. - уже 168, и 64-65 кг [46, с. 45]. В 1938 г. в БССР по состоянию физического здоровья более 80% призывников были годными к военной службе. По минскому призывному пункту все новобранцы имели средний вес -8085 кг, рост - 170-175 см [47]. Сомнения вызывают такие габариты белорусских богатырей, опубликованные в газете «Советская Белоруссия», и наводят на мысль о завышении веса военнослужащих.

Анализ архивных документов и опубликованных научных источников показывает, что военная подготовка гражданского населения была одним из ключевых элементов военного строительства страны в целом и республики. Она отвечала требованиям времени, экономической, внешне и внутриполитической ситуациям.

Подготовка резервов проводилась в массовом масштабе и в тесной связи с учебно-воспитательным процессом, при активном участии органов народного образования и просвещения БССР и других государственных организаций и учреждений. Большой объем работ был проведен по мобилизации населения на овладение военными знаниями, укрепление обороны республики и страны, значительную роль в которых сыграли общественные организации: осоавиахимовские, комсомольские, физкультурные, профсоюзные. В межвоенные годы через военно-учебные пункты, военные лагеря, занятия в системе военной подготовки в учебных заведениях прошли сотни тысяч призывников, военнообязанных, студентов, которые получили базовые военные знания и навыки.

Военное обучение осуществлялось со всеми категориями граждан, но особый акцент руководством республики делался на работе с молодежью как наиболее активной и передовой частью общества. Резервисты проходили обучение по основным направлениям военного дела и готовились для различных родов войск.

Оборонно-массовой работе в приграничной Беларуси уделялось повышенное внимание. Воспитание и обучение велось в духе высокой бдительности, готовности немедленно вступить на защиту Родины, умения владеть вооружением и военной техникой, поддержания высокого уровня физической готовности.

Таким образом, комплекс целенаправленного воздействия, проведенный государственными, партийными, профсоюзными, общественными органами, организациями и учреждениями, сформировал идеологически, морально и физически мощную трудовую армию, способную к ведению вооруженной борьбы как в действующей армии, так и в партизанских формированиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный военный архив. - Ф. 54. Оп. 3. Д. 165.

2. Чигринов, П.Г. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию трудящихся в период построения и упрочения социализма : 1926-июнь 1941 г. : (на материалах Компартии Белоруссии) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.01 / П.Г. Чигринов / Ин-т истории партии при ЦК КП Белоруссии - филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - Минск, 1985. - 43 с.

3. Коммунистическая партия Белоруссии в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК : в 6 т. / под общ. ред. В.И. Бровикова (пред. ред. колл.). - Минск : Беларусь, 1983. - Т. 1 : 1918-1927. - 527 с.

4. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.13.

5. Кушнер, В.Ф. Военно-патриотическое воспитание и подготовка трудящихся Белоруссии к защите Родины (1921 - 1925 гг.) : автореф. дис. ... канд ист. наук : 07.00.02 / В.Ф. Кушнер / Минский гос. пед. инст. им. А.М. Горького. - Минск, 1976. - 25 с.

6. Ивашов, Л.Г. Опыт военной реформы 1924-1925 годов / Л.Г. Ивашов, А.С. Емелин // Военная мысль. - 1991. -№ 4. - С. 9-17.

7. Российский государственный военный архив. - Ф. 54. Оп. 10. Д.3.

8. Праграма ваеннай падрыхтоую для ФЗС i ШКМ : праект / Народны камюарыят асветы БССР, Дзяржауны вучо-ны савет ; распрацавау В.А. Кароцю. - Менск : Дзяржаунае выдавецтва Беларуа, Вучпедсектар, 1932. - 57 с.

9. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.675.

10. Об обязательной военной службе. Закон Союза сов. соц. респ. от 13 августа 1930 г. : с изм. до 5 августа 1931 г. -М. : Советское законодательство, 1931. - 64 с.

11. О всеобщей воинской обязанности : Закон Союза сов. соц. респ. от 1 сентября 1939 г. - М. : Воениздат, 1940. -32 с.

12. Российский государственный военный архив. - Ф. 54. Оп. 10. Д.5.

13. Хромченко, Д.Н. Оборонно-массовая работа общественных организаций Беларуси в 1920-1940-е годы / Д.Н. Хромченко. - Минск: БНТУ, 2017. - 204 с.

14. Санникова, А.В. Военно-патриотическое воспитание учащихся в школах Советской Белоруссии (1931-1941 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.В. Санникова : Минский гос. пед. инст. им. А.М. Горького. -Минск, 1973. - 23 с.

15. Боярский, В.И. Партизанство вчера, сегодня, завтра : историко-документальный очерк / В.И. Боярский. -М. : изд. дом «Граница», 2003. - 448 с.

16. Верхауской, Б.К. Грамадскае насельнщтва i вайна : што рабщь рабочаму i селяншу у часе вайны у паласе бая-вых дзеянняу / Б.К. Верхауской. - Выд. 20-е, выпр. i паш. - Менск : выд. аргаптпрапсекцп ЦС Асавiяхiму БССР, 1929. - 134 с.

17. Попов, А.Ю. НКВД и партизанское движение / А.Ю. Попов. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 383 с.

18. Басюк, 1.А. Пачатковы перыяд Вялкай Айчыннай вайны на тэррыторьн Беларуа / 1.А. Басюк. - Гродна : ГрДУ, 2003. - 237 с.

19. Князьков, А.С. Подготовка к партизанским действиям в СССР в 1920-1930 гг. / А.С. Князьков // Военно-исторический журнал. - 2016. - № 4. - С. 33-38.

20. Ваупшасов, С.А. На тревожных перекрестках: записки чекиста / С.А. Ваупшасов. - М. : Политиздат, 1971. -464 с.

21. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.205.

22. Школа мужества и патриотизма : крат. очерк истории ДОСААФ Белорус. ССР / С.А. Аслезов [и др.]. - М инск : Беларусь, 1976. - 285.

23. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.2308.

24. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.2345.

25. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.1759.

26. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.2881.

27. Статут прыхшьшкау абароны i авiяцыйна-хiмiчнага будаунщтва БССР (Асаавiахiм БССР) // Збор Законау i Загадау Рабоча-Сялянскага урада БССР 19 верасня 1931 г. - № 29. - 348 с.

28. Дз^рых, Г. Ваешзащя у тянератрадзе : пер. з рус. мовы / Г. Дз^рых. - Мшск : Белдзяржвыд., 1930. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Чигринов, П.Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся : из опыта Компартии Белоруссии (1926-1941 гг.) / П.Г. Чигринов. - Минск : Беларусь, 1981. - 205 с.

30. «5 год работы комсамола Беларуа» : справаздачны даклад сакратара ЦК ЛКСМБ тав. Аугустайщса XI з'езду / Чырв. змена. - 1936. - 17 сак. - С. 5.

31. Российский государственный военный архив. - Ф. 23. Оп. 1. Д.77.

32. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.6217.

33. Республика Беларусь : энцикл. : в 6 т. / редкол.: Г. П. Пашков (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БелЭн, 2007. - Т. 4. - 768 с.

34. Барсуков, М.И. Красный Крест и Красный Полумесяц СССР : крат. ист. очерк / М.И. Барсуков. - М. : Медгиз, 1946. - 156 с.

35. Комсомол нашей доблестной партии сын : из истории Ленин. коммунист. Союза молодежи Белоруссии / ред.: А.К. Зинин, А.А. Маркевич. - Минск : Госиздат БССР, 1960. - 491 с.

36. Российский государственный военный архив. - Ф. 65. Оп. 13. Д.50.

37. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.115.

38. Российский государственный военный архив. - Ф. 65. Оп. 3. Д.5.

39. Российский государственный военный архив. - Ф. 25883. Оп. 5. Д.2263.

40. Кулинкович, Е.К. Становление и развитие массовых форм физической культуры как средство коммунистического воспитания трудящихся : (на примере БССР) : автореф. дис. ... канд пед. наук : 13.00.04 / Е.К. Кулинкович / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1985. - 20 с.

41. Кулинкович, К.А. Развитие физической культуры и спорта в БССР / К.А. Кулинкович. - Минск : Беларусь, 1969. - 166.

42. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.1929.

43. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 6. Оп. 1. Д.2316.

44. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 611. Оп. 1. Д.4.

45. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. Оп. 1. Д.4762.

46. Прилуцкий, В.В. Деятельность государственных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию населения СССР (1922 - июнь 1941 гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / В.В. Прилуцкий / Военный университет. - М., 2001. - 50 с.

47. Ровесники Октября призываются в Красную Армию / Сов. Белоруссия. - 1938. - 8 сент. - С. 1.

Поступила 10.09.2018

PREPARATION OF HUMAN RESERVES FOR THE RED ARMY IN THE PERIOD 1921-1939:

ON THE EXAMPLE OF BELARUS

Y. KAMAR

The article is devoted to specific areas of activity of the Soviet military-political leadership in the construction of the military organization of the State. The complex of measures of military construction in the inter-war period (1921-1939) aimed at training on the territory of the republic of a military-trained reserve of the armed forces, is considered. It reveals the evolution of military training forms, the process of propaganda and the arming of the belarusian population with theoretical knowledge and practical skills of military affairs in the system of soviet public education, as well as in the result of the activities of public, mass defense and physical education organizations. The dynamics of growth in the number of mass defense organizations and the effectiveness of their activities is traced. The interrelation of the expansion and improvement of the quality of military training of civilians with changes in the level of tension in the political situation has been revealed. Based on the analysis of archival documents and scientific literature, conclusions are drawn on the progress and characteristics of the preparation of human reserves for action in regular and partisan formations in the border BSSR.

Keywords: military construction, human reserves, military training, mass defense work, public organizations, preparation of guerrilla actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.