Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АЛИШЕРА НАВОИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АЛИШЕРА НАВОИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тимуриды / поэзия / детство / Хусейн Байкара / «Пятерица». / Timurids / poetry / childhood / Khuseyn Baykara / “Hamsa”.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Х.Н. Исмаилова

В статье рассматривается детство и становление Алишера Навои как великого поэта тюркского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GREAT GENIUS OF UZBEK LITERATURE ALISHER NAVOI

The article considers childhood and Alisher Navoi’s formation as a great poet of the turkic nation.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АЛИШЕРА НАВОИ»

Google scholar ISSN:2181-2454

www.carjis.org VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АЛИШЕРА НАВОИ

Х.Н. Исмаилова

Преподаватель кафедры русского языка и литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается детство и становление Алишера Навои как великого поэта тюркского народа.

Ключевые слова: Тимуриды, поэзия, детство, Хусейн Байкара, «Пятерица».

FORMATION OF THE GREAT GENIUS OF UZBEK LITERATURE

ALISHER NAVOI

ABSTRACT

The article considers childhood and Alisher Navoi's formation as a great poet of the turkic nation.

Keywords: Timurids, poetry, childhood, Khuseyn Baykara, "Hamsa".

ВВЕДЕНИЕ

Навои родился в год, когда исполнилось 35 лет со времени смерти Тимура. В течении тридцати пяти лет великая держава, именуемая империей Тимура успела и возникнуть и распасться.

Навои, как писатель и человек мыслящий, отыскивал в государственной деятельности Тимура такие качества, которые служили культурному развитию страны. По мнению Навои, приход к власти Тимура и тимуридов, т.е. аристократов из местных тюркских народов-явился причиной интенсивного развития в Хорасане и Мавераннахре литературы на тюркском (староузбекском языке). Художественная литература в эпоху господства арабской знати, развивавшаяся на арабском языке, дала миру крупных писателей и «царей слова». После того как в некоторых странах власть перешла в руки сартов, т.е.народов, говорящих на персидско-таджикском языке, появились поэты персоязычные, многие из которых сделались классиками. Когда же власть от

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

арабов и сартов перешла к тюркским султанам, появились поэты, пишущие на «языке тюрок».

Таким образом, процесс перехода власти тюркским феодалам, начавшийся при Хулагу и завершившийся при Тимуре и тимуридах, сыграл по мысли Навои, решающую роль в судьбах узбекской литературы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Навои считал, что у Тимура и тимуридов внимание к литературе и искусству сделалось традицией.

Одним словом, для периода истории Хорасана и Мавераннахра, именуемого «эпохой Тимура и тимуридов», были характерны три важные тенденции: попытки народа высвободиться из-под власти феодалов, стремление тюркских феодалов захватить власть и удержать ее в своих руках, стремление тюркской интеллигенции к широкому развитию литературы и культуры на своем родном языке.

Перечисленные три тенденции нашли отображение в судьбе Алишера Навои, в его исторической миссии.

В 1444-ом году Алишер Навои в первый раз заучивает стихи, читает в кругу «любимых», за что удостаивается их одобрения. Об этом в «Собрании избранных» он пишет:

«Гуляки мы и, влюблены, готовы сжечь весь свет,

В печали мы себе верны, а все иное-бред!»

«Это первые стихи, которые ничтожный выучил, вот этот приведенный матла. Когда мне шел всего четвертый год, любимые предложили мне декламировать их и выразили одобрение».1

Этот матла - первые строки газели из написанного двустишиями дастана «Друг возлюбленных», а также поэтического дивана персоязычного поэта Амира Касыма Анвора.

Алишер не случайно затвердил именно эти стихи. Касым Анвор был суфийским поэтои и философом, чьё творчество в детские годы Алишера было в Герате наиболее известным. Он не видел Касыма Анвора, однако очень почитал его поэзию.

Таким образом, Навои уже с детских лет под влиянием литературной среды начал задаваться вопросами о жизни, её смысле, её политических и социальных проблемах. Одарённость мальчика была причиной того, что его

1 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Т.12 «Собрание избранных» Ташкент. 1963-1968, -8-9с.

77

Google scholar ISSN:2181-2454

www.carjis.org VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

старшие друзья и воспитатели хвалили его, выражали ему одобрение. Алишер Навои всего лишь трех-четырех лет от роду, сумел заучить стихи поэта -философа, столь глубокие и смелые по смыслу.

В 1445-ом году его отдали в школу. В «Бабур-наме» сказано, что «Алишер-бек и Хусейн Байкара ...в детстве учились в одной школе».

Оценка, которую даёт Навои своим учителям в разделе своего труда «Возлюбленный сердец», который озаглавлен «О людях школы», безусловно, во многих отношениях основывается на воспоминаниях поэта о его детстве: «Учитель-безвинных и чистых мучитель. Он склонен детей наказывать и стремится их поучать. По натуре он беспощаден, лоб его-сталь, сердце-камень. От гнева меж бровей у него морщина, злоба и ненависть против невинных... Что они делают человеку не исполнить, где там человек!-сам дэв не исполнит! Воспитание даже одного ребенка-сильного ослабляет, а он-погляди-хоть бы что, сразу многих и учит, и наставляет. Всяческого почета от учеников достоин учитель, угождать ему обязан даже повелитель».

В сочинении «Язык птиц» Навои приводит воспоминания о своих детских годах. Каждый из учеников, стараясь выучить свой урок, громко читал его вслух. Учитель заставлял их читать стихи таким образом, чтобы звучало гладко. У Навои в то время пробудился интерес к поэме «Речи птиц»

«Речи птиц» - книга, которую Алишер читал одновременно с «Гулистаном» и «Бустаном», творениями Саади Ширази, и которая его очаровала, - это философский дастан Фаридиддина Аттара, одного из классиков персидской литературы. Сам Навои брал уроки у него при посредстве Абдурахмана Джами.

Несмотря на то, что «Речь птиц» - одно из глубочайших по смыслу пантеистических философских произведений Средневековья, Навои еще в юности сумел его постичь.

Тот факт, что Навои сумел глубоко постичь произведение такого крупного поэта, как Аттар, проникнуться его духом, всею душой отдаться чтению его дастана, делает основание утверждать: знакомство Навои с произведением Аттара «Речи птиц» прособствовало пробуждению гения.

Период времени, когда Навои полностью отдался поэзии, сам он связывает с пробуждением у него любовного чувства. По его мнению, это чувство пробуждается у человека в пятнадцатилетнем возрасте и человек

2 Захириддин Мухаммад Бабур. «Бабур-наме». Издательство АН Уз., Ташкент, 1960, -233с.

3 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Т.13 «Возлюбленный сердец» Ташкент. 1963-1968, -22-23с.

78

Google scholar ISSN:2181-2454

www.carjis.org VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

предается любви до сорока лет. И вот в это удивительное время он испытывает потребность выразить волнующие его чувства, писать стихи, либо у него появляется не менее сильная потребность читать и заучивать чьи-нибудь произведения.

Алишер Навои, с младенческого возраста начавший заучивать наизусть стихи, достиг замечательного результата-заучил пятьдесят тысяч бейтов. При этом с возрастом для Алишера такое запоминание приобретало характер не только эстетического любования, но и глубокого познания, извлечения определенных выводов. Об этом он пишет в «Суждении о двух языках»:

«Во времена моего отрочества и в пору молодости я хранил в памяти более пятидесяти тысяч двустиший сладостных стихов и цветистых бейтов тех поэтов, которые были волшебниками стихотворства и чародеями

4

поэзии».

Именно в 1457-1469 года Алишер Навои навек связал свою судьбу с поэзией, ибо уже в старости он вспоминает, что рано понял: поэзия, творческая деятельность - его судьба «написанное на челе», отказаться, отвернуться от которой - дело для него непосильное. Об этом он пишет в «Пятерице» следующее:

Кому какой сужден судьбой удел,-О чём и как ты разумом радел? Летит в огонь безумный мотылек-Как он найти в себе решимость смог? Безумца детвора камнями бьет-Как претерпеть ему всю боль невзгод? Стихи и честь бесчисленных похвал Как пламень тот и камень я принял. Что делать?-Я свершил, что суждено Менять судьбу нам воли не дано!5

С тех пор Навои «вершил то, что суждено» - ценил поэзию превыше всего на свете, считал ее делом всей своей жизни.

Начиная со времени, когда он стал писать стихи, Навои творил «тюркскою речью» и, хотя писал стихи также по-персидски, с того периода, когда его сочинения стали распространяться в народе, принял тахаллус «Навои». Вот что говорится об этом в поэме «Язык птиц»:

4 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Т.12 «Суждения о двух языках», Ташкент. 1963-1968, 126с.

5 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Ташкент. 1963-1968, -50а.

79

Google scholar www.carjis.org

С малых лет уготовано было мне роком Устремляться к стихам в помышленье высоком, И сложенью стихов положил я начало, И напевность их тюркскою речью звучала, Если ж дело творят. Уж положено так: У создавшего что-либо должен быть знак, Стал по-тюрски писать я строку за строкою, Создавая стихи и душой и рукою. Как облака, сыпались перлы мои, И стихам моим послан был знак «Навои».6

Для стихов, которые писал по-персидски, Алишер Навои избрал тахаллус

Фани:

Но стремил я перо и к персидскому слову, Я различным стихам дал и строй и основу, Многих помыслов благо приняли они,

п

И была им дарована мета «Фани».

Таким образом, у Навои было два тахаллуса, которые имеют глубокий смысл. Об их глубоком смысле Иззат Султан утверждает, что «тахаллус «Навои» был взят в смысле «вдохновенно поющий», «воспевающий счастье». Второй тахаллус «Фани» означает «земной», «смертный». В этих двух тахаллусах отразились две стороны мировоззрения и творчества поэта-то, что он любит и воспевает «сей мир», и то, что, согласно взглядам своего времени, признает: человек уйдет в «тот мир»».8

Мечтою всей жизни Алишера Навои было создание «Пятерицы». Хотя Навои освободился от официальной службы при дворе в 1476 году, еще целых шесть лет не мог приняться за его создание.

Алишер Навои перед тем, как приступить к созданию «Пятерицы» собственной, познакомился с теми «Пятерицами», которые существовали в его время. Но после этого его охватил страх, так как каждая из «Пятериц», написанных до него являлись прекрасным миром. Поэтому создать новую «Пятерицу» для него было опасным. Об этом он пишет следующее: Мне быть везде владыкою мечталось, Владеть страной великою мечталось.

6 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Т.11 «Язык птиц» Ташкент. 1963-1968, -241-242с.

7 Там же. -242с.

8 Иззат Султан. «Книга признаний Навои».Ташкент,издательство литературы и искусства Г.Гуляма, 1985, -67с.

80

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

Google scholar

www.carjis.org VOLUME

И дума зрела в сердце:мало, мало!-К двум «Пятерицам» сердце прилежало.9 Навои считал, что создание «Пятерицы» для него было одной задач, возложенных историей, и в конце концов отваживается выполнить. Об этом он пишет следующее: Но бог тебе послал большую милость: С тех пор, как слово тюрок в мир явилось, И строй стихов дарован был народу, Таких, как ты, народ не видел сроду. И что же отступил с того пути ты, И к «Пятерице» путь не смог найти ты? Смири в душе сомненья и тревоги, Верши свой труд, ступай по той дороге!10 В 1483 году Навои решил приступить к созданию «Пятерицы». Для совета он отправляется к своему духовному наставнику Джами, который призывает его безбоязненно приступить к делу. Своему ученику и другу Алишеру великий поэт предрекает победу: Мне был указан путь благой десницей, Чтоб пятерню проверить «Пятерицей»... Но даже взором не объять сокровищ: Не зря ведь в «Пятерице» пять сокровищ! Сверкают в ней пять перлов драгоценных, В ней-солнце, что согреет пять вселенных! И не любой, кто силы к ней приложит, Сил не лишаясь, осилить ее сможет.11

Первую «Пятерицу» создал Ильяс Низами из Гянджи. Амир Хосров из Дели повторил творческий подвиг Низами и на основе свободной переработки сюжетов, вошедших в первую «Пятерицу», написал «Пятерицу» новую. Основой обеих «Пятериц» были сюжеты, передаваемые в народе из уст в уста. Поэтому создание крупных произведений путем свободного истолкования входящих в «Пятерицы» сюжетов в эпоху Навои стало своего рода традицией.

ISSN:2181-2454 1 | ISSUE 2 | 2021

из великих эту задачу

9 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.

10 Там же.

11 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.

81

Google scholar ISSN:2181-2454

www.carjis.org VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

Работа над «Пятерицей» поначалу пошла с неожиданной легкостью. И Навои был очень доволен. Свое удовольствие он выразил в следующих стихах(из дастана «Стена Искандера»):

Даровала судьба мне и рвенье и пыл-«Пятерицу» слагать я перо навострил. Приступил я к тому, что задумал давно, И желанному было свершиться дано, Вел перо по бумаге узорами строк

12

И с диковин немало завес я совлек.

Созданием «Пятерицы», Навои преследовал две цели. Первая это создание его на «тюркском» (староузбекском) языке. Об этом он пишет в поэме «Смятение праведных» следующее:

Когда ж прочел я этих песен много, Вступила в сердце думою тревога: О, если б мне свою стезю найти На верном и проложенном пути, И там, где по-персидски речь звучала,

13

Мне бы тюркской речи положить начало!

Но Навои не хотел переводить на «тюркский» язык созданные прежде него «Пятерицы». Он хотел создать новые оригинальные произведения, которые могли бы равняться предшествующим образцам. Такой была вторая его цель. Навои считал, что нельзя повторяться истинному поэту. Об этом он пишет в дастане «Фархад и Ширин»:

Создай стихи и дай им новый стройНа строй, любезным людям, их настрой! А старому повторный лоск придать-Какая будет людям благодать?14

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Навои работал очень упорно и быстро. В 1483 году он завершил философско-нравоучительный дастан «Смятение праведных». Этим дастаном Навои произвел на читателей сильное впечатление и получил широкую популярность. Этот успех воодушевил поэта.

12 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах.Т. 10 «Стена Искандера» Ташкент. 1963-1968, -315-316с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.6 «Смятение праведных» 1963-1968, -12-13 с.

14 Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.7 «Фархад и Ширин» 1963-1968, -23 с.

82

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

В 1484 году поэт завершил дастан «Фархад и Ширин». Навои в том же году завершил два дастана - «Лейли и Меджнун» и «Семь планет».

Навои с легкостью закончил четыре дастана, но перед созданием пятого-«Стена Искандера» ощутил некоторые трудности. Трудности эти заключались в том, что сведения, которые поэт добывал из исторических источников об Искандере, нередко оказывались противоречащими одно другому. Из этой ситуации Навои смог высвободиться с помощью своего учителя Абдурахмана Джами, который в то время также работал над дастаном об Искандере. Он преимущественное внимание обращал не на факты биографии реального Александра Македонского, а на мудрые слова, которые следовало передать посредством его образа. Такой метод пришелся и Алишеру Навои.

Навои завершил дастан «Стена Искандера» и всю «Пятерицу» в 1485 году. Завершив «Пятерицу», Навои хотел, чтобы он был оценен людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, завершение «Пятерицы» явилось внесением в сокровищницу мировой литературы значительного необходимого вклада. Благодаря «Пятерице» Навои навечно останется в одном ряду с величайшими классиками мировой литературы.

REFERENCES

1. И.А.Каримов. Высокая духовность-непобедимая сила. Ташкент. 2008.

2. Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Т.10 «Смятение праведных», Ташкент. 1963-1968

3. Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Т.10 «Стена Искандера», Ташкент. 1963-1968

4. Алишер Навои. Мукаммал асарлар туплами. Т.5 «Девони Фоний» Ташкент, 1989

5. Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. - Л., 1948.

6. Иззат Султан. Книга признаний Навои. Ташкент. Издательство Гафура Гуляма. 1985.

7. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.