Научная статья на тему 'Становление творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования'

Становление творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CREATIVE ATTITUDE / МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / YOUNG TEACHER / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ТРЕНИНГ СЕМИНАР / TRAINING SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысева Ю.В., Ганиева Г.Р.

Статья рассматривает проблему становления творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования, структуру и механизмы развития творческой позиции; дается краткий обзор программы разработанного тренинга-семинара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the issue of the young teachers’ creative position formation in the technical university in terms of continuing professional education, the structure and the mechanism of developing a creative position; provides a brief overview of the training program.

Текст научной работы на тему «Становление творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования»

УДК 371.134

Ю. В. Рысева, Г. Р. Ганиева

СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: творческая позиция, молодой преподаватель, творческая деятельность, тренинг - семинар.

Статья рассматривает проблему становления творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования, структуру и механизмы развития творческой позиции; дается краткий обзор программы разработанного тренинга-семинара.

Keywords: creative attitude, young teacher, creative activity, training seminar

The article examines the issue of the young teachers' creative position formation in the technical university in terms of continuing professional education, the structure and the mechanism of developing a creative position; provides a brief overview of the training program.

Введение

В условиях технологических, экономических и социальных преобразований, происходящих в российском обществе, все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Требования к современному преподавателю технического вуза возрастают в связи с тем, что стратегия модернизации содержания образования предполагает не только передачу системы знаний, умений и навыков, но и формирование определенных профессионально-значимых качеств, развитие ключевых компетенций будущих специалистов в интеллектуальной, информационной, исследовательской и других сферах. Чтобы в полной мере решить проблемы, связанные с современным производством, требуются квалифицированные, инициативные выпускники технических вузов, успешно решающие профессиональные задачи в условиях современной экономики. Подготовить будущих специалистов и помочь студентам технического вуза в развитии профессиональных качеств, навыков и компетенций может только высокообразованный специалист, способный творчески мыслить, оперативно перестраивать сформировавшиеся стереотипы и непрерывно самосовершенствоваться, осознавая собственную ответственность за результаты педагогической деятельности, создавать

обстоятельства, наиболее полно способствующие реализации дидактических целей обучения [1].

В связи с этим, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 г.г. предполагает реализацию таких стратегических целей как создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров с учетом инновационного характера российского образования [2]. М. Уаллес справедливо отмечает, что: «Образовательный процесс настолько динамичен, изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действовало сегодня, уже завтра может оказаться недостаточным или даже непригодным. По этой причине преподавательская деятельность по природе своей является творческой, а учитель -

рефлексирующим профессионалом, непрерывно анализирующим свою работу». [3, с.73].

Становится очевидным то, что одной из ключевых задач технического вуза должно стать формирование у молодых преподавателей установки на профессиональное творчество, становление творческой позиции как своеобразного способа существования человека, формы его саморазвития и самоутверждения.

Что касается определения «позиция педагога», то однозначного его понимания в современной психолого-педагогической литературе нет.

По определению Энциклопедического словаря: «позиция - это точка зрения, отношение к чему-либо; действие, поведение, обусловленные этим отношением» [4, с. 1020].

По мнению философа Л.М. Лопатина, отличительная особенность человека - это наличие внутренней позиции по отношению к внешним влияниям, что проявляется в способности отнестись к чему-либо согласно внутренним мотивам, а не внешним обстоятельствам [5, с.57].

Д.Б. Эльконин характеризует позицию как способ видения, заданный через

противопоставление реальной и условной точки зрения со своей точки зрения. Для того, чтобы позиция не редуцировалась в правила, необходимо создать условия, при которых человек будет соотносить с позицией не только свои действия, но и деятельность другого человека, начнет понимать действия другого как выполненные или не выполненные с определенной точки зрения. Позиция - это всегда взгляд, соотнесенный со своим видением и, таким образом, форма включения видения Другого в собственное действие [6, с.81].

В теории педагогического образования позицию рассматривают как неотъемлемую часть педагогической культуры (Е.В. Бондаревская) [7], профессиональной компетенции (С.Г. Вершловский, А.К. Маркова) [8,9], как необходимое условие осуществления педагогической деятельности (А.К. Абульханова - Славская) [10].

Г.С. Абрамова, Л.И. Божович подчеркивают, что позиция - это характеристика, определяющая выбор субъектом своего профессионального пути,

осуществления педагогической деятельности, поведения и общения [11,12].

Б.Г. Ананьев предполагает, что связь определения «позиция личности» с такими многообразными терминами как ценностная ориентация, жизненная направленность, мотивация поведения людей, система отношений, взаимопроникновение смысла и значения, динамика устойчивости указывает на то, что речь идет об одном общем центре духовного развития личности [13].

Одним из основных механизмов развития позиции ученые (С.Г.Вершловский) называют переосмысление собственных действий [8]. То есть процесс гуманизации в современном техническом вузе предполагает становление профессиональной позиции каждого преподавателя, при этом осознанность выступает как одна из важнейших характеристик позиции педагога.

Субъектность педагогической позиции как реализация предмета педагогики, когда человек есть созидатель человека, рассматривается в работах Ш.А. Амонашвили, В.В. Серикова [14,15]. Они считают, что субъектная позиция педагога обеспечивает образование человека в целом, а не только его отдельных сторон.

Позиция как ролевое положение (И. С. Кон) [16] и как интеграция доминирующих избирательных отношений (А. К. Маркова) [9] формируется через индивидуальный и групповой поиск, «переживания» и «проживание» значимых смыслов.

Позиция также рассматривается в контексте такого понятия как статус, т.к. именно многообразные позиции личности преобразуют его и вместе с тем строятся на основе статуса (Б.Г. Ананьев) [13].

С обсуждением вопросов творчества созвучны слова ученого В.И.Андреева о том, что когда мы говорим о педагогическом творчестве, то имеем в виду человечность и гуманность, которые определяются прежде всего жизненной позицией преподавателя, личной творческой концепцией [18].

Анализ результатов многолетних

исследований Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и других показал, что измерять истинную ценность позиции нужно творческим вкладом в общественное развитие[12, 17]. Такую позицию мы обозначаем как творческую.

Анализ работы творческих, начинающих преподавателей показывает, что главное в их опыте не столько технология (при всей ее значимости), сколько особая личностная позиция, своеобразная педагогическая философия, детерминирующая поведение и деятельность молодого педагога, так как без изменения позиций, чтобы снять чувство психологической защиты от новых подходов (А. К. Маркова) [8], без перестройки типа мышления (А.Г.Асмолов) [19], мы не сможем способствовать обновлению вуза.

Предпринятый анализ теоретических подходов позволяет нам трактовать становление позиции как индивидуальное самоопределение,

включающее в себя не только самопознание (нахождение молодым педагогом своей меры бытия, своего профессионального предназначения, осознание роли в целом), но и самооценку (направленность на объекты, требующие корректировки потенциальных резервов своего творческого роста), самопрогнозирование (способ психологической, творческой самоориентации), саморефлексию (осмысление своей

профессиональной деятельности) как

взаимосвязанные предпосылки динамики творческой позиции.

Сущность творческой позиции заключается в реализации творческих замыслов. Данный процесс будет тем результативнее, чем полнее и успешнее начинающий преподаватель овладел технологией формирования творческой позиции: самопознанием, самооценкой, самопрогнозированием,

саморефлексией [20].

Под творческой позицией мы понимаем сложное личностное образование, выражающее систему творческих, интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, обществу, людям, самому себе, к нормам, предписаниям, правилам, в частности, к педагогической действительности и педагогической деятельности, - всему, что составляет сферу творческого взаимодействия преподавателя с социальным и природным пространством и является источником его творческой активности.

Таким образом, структура творческой позиции молодого педагога включает следующие компоненты:

а) творческое отношение начинающего преподавателя к себе, предполагающее его готовность и способность к постоянному творческому, духовному, интеллектуальному, физическому самосовершенствованию и к профессиональному развитию, в частности;

б) творческие отношения с другими людьми, обеспечивающие готовность и способность к субъект-субъектному творческому взаимодействию со студентами, коллегами, представителями социума;

в) творческое отношение к педагогической деятельности на принципах активности, единства практической и исследовательской деятельности, творчества.

Творческая позиция определяется нами не как совокупность этих компонентов, а как открытая система, в которой они находятся в тесном единстве, взаимообусловленности и

взаимодетерминации, обеспечивая эволюционный характер системы как целостности.

Проведенный анализ позволил сделать нам вывод о том, что творческая позиция молодого преподавателя - это особое внутреннее многомерное образование, состояние личностной включенности начинающего специалиста в многообразие форм интерсоциального и межличностного общения и отношений, обусловленных уровнем развития гуманистической направленности личности, эмоциональной гибкости,

профессиональной компетентности, дающее возможность начинающему педагогу осознать себя интерпретатором социально-педагогических

явлений, посредником, участником, организатором творческого общения, а также в других профессиональных ролях, способствующих глубокому, последовательному, целенаправленному, системному и всестороннему осознанию творческого смысла профессионального труда.

Нами был разработан тренинг-семинар «Эффективные методики формирования творческой позиции молодых преподавателей в условиях непрерывного профессионального образования», который состоит из взаимосвязанных блоков, каждый из которых содержит лекционную часть и игровые упражнения.

Программа тренинга-семинара включает в себя шесть блоков:

1. Методы психолого-педагогической диагностики формирования и развития творческой позиции начинающих преподавателей. В рамках данной темы разбираются проблемы творчества и его роль в педагогике; понятие «творческая позиция»; виды непродуктивных и творческих позиций педагогов.

2. Введение в тренинг-семинар (мотивационные и «разогревающие» процедуры) включает определение содержания, целей и задач тренинга-семинара, правила работы в группе.

3. Блок «Осознание личностных особенностей и оптимизация отношений к себе» посвящен работе над содержанием своего «я-образа», выработке позитивного самоотношения и повышения уровня саморегуляции и самосознания, как условия становления творческой позиции. Одной из главных задач этого блока является расширение диапазона позиций, отказ от ограниченного репертуара привычных ролей, которые не всегда бывают продуктивными.

4. Особое внимание в блоке «Осознание себя в педагогическом общении и оптимизация отношения к участникам образовательного процесса» уделяется функциям и средствам педагогического общения; моделям поведения начинающих преподавателей, осознанию трудностей и ошибок в межличностном общении; отработке умений эффективного общения со студентами; получению обратной связи, апробированию коммуникативных позиций, изучению конструктивных способов взаимодействия.

5. В блоке «Осознание себя в педагогической деятельности и оптимизация отношения к творческой педагогической деятельности» основной упор делается на анализ начинающим преподавателем своей педагогической деятельности, на работу по развитию умений саморегуляции, эмоциональной гибкости, саморефлексии, осознанию и раскрытию творческого потенциала.

6. Заключительный блок тренинга-семинара включает творческий итоговый игровой проект группы, требующий опоры на изученные методики формирования и становления творческой позиции,

позволяющий судить о происшедших изменениях в позиции участников, о том, насколько им удалось раскрыть свое творческое Я.

Концепция нашего тренинга-семинара основывается на становлении творческой позиции путем активного творческого взаимодействия и интеграции достижений психолого-педагогической науки и опыта профессиональной деятельности. Выступая с гуманистических позиций, мы усматриваем основной недостаток обучения творчеству в чрезмерном стремлении «пересадить» в сознание начинающего преподавателя, выхваченные из живого потока педагогической реальности, готовые образцы решения профессионально значимых задач. Центральная проблема, на наш взгляд, состоит в изменении профессионального самосознания, которое, будучи главной характеристикой творческой позиции, заключается в изменении отношения к себе, к профессиональной деятельности, к трудностям.

Коррекционный эффект упражнений состоит в том, что они создают предпосылки для «раскачивания» привычно предпочитаемых позиций, для «размягчения» устойчивых представлений друг о друге и о собственных «я глазами других». Создание возможности для членов группы получить сведения о том, какое впечатление они производят на окружающих, а также реализация их собственных желаний сообщить свое мнение об остальных, ощущение гармонии в межличностных отношениях не только продвигает молодого преподавателя по пути разрешения его проблем общения со студентами и коллегами, но корректирует его образ себя, его самоотношение, его систему оценок.

Таким образом, появляется возможность для рефлексии, самоанализа, поиска и освоения индивидуальных путей расширения

профессиональных позиций, личностного ролевого репертуара. А результатом профессионального общения в процессе тренинга-семинара является формирование активной личностной позиции у участников, позиции, которая становится основной самовоспитания.

Литература

1. Т.Г. Макусева Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казан. технол. унта, 2012. - №12. - С. 327-331.

2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 08.10.2012).

3. В.Б. Гаргай, Педагогика, 2, С. 73 (2004)

4. А.М. Прохоров, В кн. Советский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия, Москва, 1981. С.1020.

5. И.С. Беганцова, В сб. Пятая Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. ИПФ РАН, Ниж.Новгород, 2001. С. 57.

6. Е.А. Бугрименко, Вопросы психологии, 1, С. 81 (2004)

7. Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/ Д, 1999.560 с.

8. С.Г. Вершловский, Психолого - педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Знание, Ленинград, 1983. 32 с.

9. А.К. Маркова, Психология труда в школе. Просвещение, Москва, 1993. 192 с.

10. К.А. Абульханова - Славская, Стратегия жизни. Мысль, Москва, 1991. 299 с.

11. Г.С. Абрамова, Введение в практическую психологию. АСАБЕМЬА, Москва, 1995. 224 с.

12. Л.И. Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте. Просвещение, Москва, 1968. 464 с.

13. Б.Г. Ананьев, Человек как предмет познания. Питер, СПб., 2001. 288 с.

14. Ш.А. Амонашвили, Личностно - гуманная основа педагогического процесса. Университетское, Минск, 1990. 559 с.

15. В.В. Сериков, Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. Логос, Москва, 1999. 272 с.

16. И. С. Кон, В поисках себя: Личность и ее самосознание. Политиздат, Москва, 1984. 335 с.

17. В.И. Андреев, Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 247 с.

18. А.В. Брушлинский, Психология мышления и проблемное обучение. Знание, Москва, 1983. 96 с.

19. А.Г. Асмолов, Психология личности. МГУ, Москва. 1990. 367с.

20. Г.Р. Ганиева, К вопросу о преподавании иностранного языка в техническом вузе (культурологический аспект) // Вестник Казан. технол. ун-та. 2014, т.17, №1, с. 287-290.

© Ю. В. Рысева - канд. пед. наук, доц. каф. ИЯ Набережночелнинского института КФУ; Г. Р. Ганиева - канд. филолог. наук, доц. каф. ИЯ НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», nara-81@mail.ru.

© Y. V. Ryseva - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of foreign languages the Naberezhnye Chelny institute of the Kazan federal university; G. R. Ganiyeva - candidate of philology, the associate professor of foreign languages of NCHTI KNRTU", nara-81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.