ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ю.В. Рысева
Ryseva Y.V. Methodical provision of the creative position forming among young teachers in comprehensive schools. The article emphasizes the need for forming the creative position of young teachers. For this purpose the author worked out the pedagogical model of the programme «The school of young teachers» and arranged training courses.
Современное состояние нашего общества характеризуется кризисными явлениями, неопределенностью, нестабильностью, что особенно сказывается на деятельности молодых педагогов в процессе их профессионального становления. К сожалению, конечной целью педагогического образования до сих пор считается подготовка учителя-предметника (т. е. преобладает знаниевая парадигма). Таким образом, мысль о творческом характере педагогической деятельности только декларируется, реально же учебный процесс в вузе строится как деятельность воспроизводящего типа, и будущему педагогу отводится роль пассивного субъекта. Однако педагогическая деятельность требует от учителя наличия творческой позиции, смелости, постоянной работы над собой и самоопределения ценностей.
В связи с данными трудностями проблема формирования творческой позиции начинающего учителя как системы современных взглядов на мир педагогических явлений и отношений с участниками педагогического процесса является одной из важнейших проблем профессиональной подготовки. Однако творческая позиция почти не рассматривается в исследованиях профессиональных позиций педагогов, хотя и существуют данные, косвенно затрагивающие эту проблему. Например, в современной психолого-педаго-гической литературе уделяется внимание общим вопросам развития педагогического творчества [1, 2], рассматриваются психологические аспекты проблемы подготовки к педагогической деятельности [3-7]. В ряде работ определяются различные структурные элементы позиции: педагогическое мировоззрение, индивидуальный стиль деятельности,
убеждения, установки, идеалы, активность и Т. д. [6, 8, 9].
Большое значение приобретают исследования об изучении содержания профессиональной позиции, в которых говорится о важности собственной обоснованной позиции в конкретной профессиональной деятельности [7, 10-12].
Так как в условиях интенсивного преобразования школы, динамичного формирования передовых технологий и новейших информационных коммуникаций этих данных для подготовки молодого педагога к творческой педагогической деятельности не достаточно, представляется чрезвычайно важным сформулировать теоретическое и практическое обоснование психолого-педагогических путей, обеспечивающих эффективное формирование творческой позиции начинающего учителя, а также разработать программнометодическое обеспечение по ее сохранению и дальнейшему развитию.
Конструируя программу работы по формированию творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы, мы заметили ее соответствие нормативной модели, предложенной В.Н. Козиевым [13]. Для формирования творческой позиции начинающего учителя необходимо было определить: а) ценностную проблему; б) мотивационную проблему (образ желаемого будущего); в) технологическую проблему.
В нашем случае под ценностной проблемой мы подразумевали теоретическое обоснование основных понятий исследования, оценку уровня сформированное™ творческой позиции, приобретенный практический опыт работы в образовательных учреждениях. Мотивационная проблема была воплощена в осмысленных и сформулированных це-
лях, задачах, гипотезе, объекте и предмете исследования, идеальном конструктанте учителя. Решение технологической проблемы было представлено в программе тренинга-семинара «Эффективные методики формирования творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы» и в педагогической модели программы «Школа начинающего учителя».
Таким образом, программно-методическое обеспечение формирования творческой позиции начинающего учителя включает в себя: диагностику возможностей, способностей начинающих учителей к педагогическому творчеству (рефлексия начинающим учителем своей педагогической деятельности, потребности в творческом саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании); поддержку и помощь начинающим учителям в выборе индивидуальной траектории развития (согласование целей участников образовательного процесса, приоритетных проблем развития школы и педагогов, учет факторов, влияющих на формирование творческой позиции, расширение системы внутренней и внешней мотивации); помощь в формировании, развитии и сохранении творческой позиции молодых педагогов (совместная творческая и исследовательская деятельность, рефлексивный анализ педагогической деятельности, совместное конструирование процесса дальнейшего развития творческой позиции начинающих учителей в условиях общеобразовательной школы).
Нами выделены три уровня сформированное™ творческой позиции начинающих учителей: оптимальный, удовлетворитель-
ный, неудовлетворительный. При определении уровня сформированное™ творческой позиции молодых педагогов целесообразно использование следующих критериев: деятельностный, интеллектуальный и критерий отношений.
В связи с необходимостью и возможностью целенаправленного формирования творческой позиции в условиях общеобразовательной школы была разработана трехгодичная программа «Школа начинающего учителя». Цель программы заключается в постепенном осознании начинающим учителем возможности работать по-новому. При этом особое значение придавалось не адаптивной активности начинающего учителя
(выполнение деятельности по жестким схемам, слепое копирование методических разработок и т. д.), а осознанию возможности реализации личностного творчества. Чтобы обучение было мотивированным, его необходимо строить с учетом реальных потребностей молодых педагогов. Таким образом, программа не определяет жестко предметного содержания - оно строится совместными усилиями, принимая во внимание меняющиеся потребности и затруднения молодых педагогов.
Мы предлагаем следующую тематику:
Первый год обучения - Презентация программы «Школа начинающего учителя»», тренинг-семинар «Эффективные методики формирования творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы», «Воспитательная работа в школе», «Урок», «Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учеников», конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».
Второй год обучения - «Творческая и нравственная целенаправленность педагогического процесса», «Методы творческой деятельности», «Учитель и организация творчества учеников», «Коммуникация в современном образовании», «Конфликты: причины, пути разрешения», «Коллектив и личность», «Оптимизация и управление успехом на уроке», конкурс «Самый творческий урок».
Третий год обучения - «Три стороны труда учителя: педагогическая направленность, эмоциональная гибкость, психологопедагогическая компетентность», «Технология обучения в сотрудничестве», «Метод проектов», «Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования», итоговый конкурс «Профессиональное мастерство начинающего учителя», круглый стол (подведение итогов).
В работе с молодыми учителями используются различные формы: игры, лекции, дискуссии, обмен опытом, самообразование, конференции, тренинг-семинар, творческие проекты, круглый стол, микроисследования, конкурсы, разработка методических пособий, создание временных творческих групп. Нельзя требовать от начинающих учителей высокого результата, если не научили, не объяснили, не помогли.
Программа «Школа начинающего учителя» показала, что в рамках общеобразовательной школы может быть организовано разнообразное по содержанию и воспитательным функциям общение молодых педагогов, их коллег и учеников, способствующее обогащению профессиональной и гуманитарной культуры и ориентированное на развитие творческой позиции.
Практическое значение состоит в том, что разработанные тренинг-семинар «Эффективные методики формирования творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы» и программа «Школа начинающего учителя», могут служить основанием для «карты престижа», оценок эффективности деятельности школ, выявления резервных возможностей учителей. Результаты исследования открывают возможности для использования методик формирования творческой позиции при разработке учебных программ на курсах повышения квалификации учителей.
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
3. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
4. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1982.
5. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя. М., 1990.
6. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.
7. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной. М., 1982.
8. Маркова А.К. Психология труда в школе. М., 1993.
9. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989.
10. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
13. Козиев В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. Л., 1987.
Поступила в редакцию 11.12.2006 г.
РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
В.Н. Марков, Н.М. Пухов
Markov V.N., Pukhov N.M. The role of fundamental science in formation of learner’s world outlook potential. The article is devoted to the problem of including fundamental knowledge, connected with some factors of cosmological science into contemporary pedagogical learning developing paradigm. The following work shows the way of introducing quantum-relativity physics in school course through conceptual world outlook aspect and informative overview of main achievements and discoveries in contemporary cosmology.
Данная статья имеет определенную дидактическую и методическую направленность, затрагивая концептуально-мировоззренческие аспекты изучения современной физики в общеобразовательной школе. Она посвящена проблеме включения новейших фундаментальных знаний, касающихся некоторых факторов космологической науки, в современную педагогическую парадигму развивающего обучения. А. Эйнштейн в статье «Существует ли наука ради самой нау-
ки?» [1] поднял актуальный и педагогически значимый как для своего, так и для нынешнего времени вопрос - какую роль должна играть фундаментальная наука в жизни человеческого общества. Он полагает, что Наука и Человечество должны активно взаимодействовать, чтобы не впасть в застой и упадок. Это касается не только научно-технического прогресса, но и интеллектуального и духовного развития общества. Фундаментальная наука, по выражению Эйнштейна, вырабаты-