Научная статья на тему 'Становление цифрового правительства в современной России'

Становление цифрового правительства в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ (ЭЛЕКТРОННОЕ) ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КОРРУПЦИЯ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильников О.Ю.

В статье рассматриваются понятие и модели цифрового (электронного) правительства. Автор анализирует стандартный набор государственных услуг в рамках концепции цифрового правительства, реализуемых в Евросоюзе и России. Предлагается метод оценки эффективности внедрения программы «цифрового правительства» на основе сравнения затрат и результатов. К экономическим результатам относится, прежде всего, экономия трансакционных издержек функционирования административно-чиновничьего аппарата, а также снижение его коррупциогенности. Делается вывод о больших перспективах развития цифрового правительства в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление цифрового правительства в современной России»

«Гуманитарный научный журнал» Электронный

2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал

УДК 351/354, 332.025.1

Красильников О.Ю.

ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Саратов, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и модели цифрового (электронного) правительства. Автор анализирует стандартный набор государственных услуг в рамках концепции цифрового правительства, реализуемых в Евросоюзе и России. Предлагается метод оценки эффективности внедрения программы «цифрового правительства» на основе сравнения затрат и результатов. К экономическим результатам относится, прежде всего, экономия трансакционных издержек функционирования административно-чиновничьего аппарата, а также снижение его коррупциогенности. Делается вывод о больших перспективах развития цифрового правительства в Российской Федерации

Ключевые слова: цифровое (электронное) правительство, информационно-компьютерные технологии, трансакционные издержки, коррупция, цифровое неравенство.

Понятие цифрового правительства подразумевает, прежде всего, оказание необходимых административных услуг физическим и юридическим лицам в электронной форме посредством глобальной сети Интернет. В более широком смысле цифровое правительство представляет собой пакет информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и набор сопутствующих организационных мер нормативно-правового обеспечения для организации электронного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами, организации и другими субъектами экономики. Цифровое правительство предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственного управления, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти, при котором личное взаимодействие между чиновником и заявителем минимизировано, зато максимально используются возможности, предоставляемые ИКТ и мобильными технологиями на основе Интернет.

Впервые концепция цифрового или электронного правительства (англ. е-Ооуетшеп1:) была законодательно закреплена в федеральной целевой программе «Электронная Россия» [1]. Существуют различные модели, или стадии развития цифровых услуг. В частности, С. Бхатнагар говорит о трех таких моделях. Первая модель, или стадия, предполагает оказание государственных услуг в подразделении органа государственной власти. Второй стадией развития электронных услуг можно считать физическое перемещение служб работы с гражданами различных органов

научный журнал

государственной власти в одно здание и создание так называемых центров оказания государственных услуг - многофункциональных центров (МФЦ). Наконец, третья стадия развития электронных услуг состоит в получении государственной услуги на портале органа государственной власти в сети Интернет [2].

Электронные услуги на сегодняшний день являются одним из приоритетных направлений развития цифрового правительства. Об этом свидетельствует, например, инициатива Европейского Союза, который ввел систему постоянного мониторинга 20 основных услуг оказываемых гражданам (табл. 1).

Таблица 1

Список базовых услуг для граждан и бизнеса в рамках концепции «цифрового правительства» Европейского Союза [3]_

Базовые услуги для граждан Базовые услуги для бизнеса

1) подоходный налог: декларирование и пр. 2) поиск работы через службу занятости; 3) социальная помощь: - пособия по безработице; - пособия на ребенка; - возмещение затрат на медицинские услуги; - оплата учебы; 4) персональные документы (паспорт, водительские права) 5) регистрация автомобиля 6) подача заявлений на строительство; 7) информирование полиции (например, в случае кражи); 8) публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); 9) свидетельства (о рождении, браке): запрос и предоставление; 10) подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения; 11) информирование о смене места жительства; 12) услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных госпиталях, заявка на лечение в конкретном госпитале и др.) 1) социальные отчисления на служащих; 2) корпоративные налоги: декларирование и пр.; 3) налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления, возврат; 4) регистрация нового юридического лица; 5) подача статистических данных; 6) таможенное декларирование; 7) получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды; 8) государственные закупки.

научный журнал

По нашему мнению организация оказания государственных услуг должна происходить в соответствие с основными событиями в жизни индивида или предприятия, такими как рождение (регистрация), приобретение собственности, уплата налогов и т.д.

Российский портал Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru) в рамках концепции цифрового правительства предоставляет услуги, отраженные в таблице 2.

Таблица 2

Виды услуг предоставляемых порталом Госуслуги РФ

Сфера обслуживания Вид услуги

Семья и дети - регистрация рождения - регистрация брака - распоряжение материнским капиталом

Регистрационные услуги - получение паспорта гражданина РФ - получение загранпаспорта - регистрация по месту жительства

Образование - запись в детский сад - предоставление предварительных результатов ЕГЭ - признание иностранных документов об образовании

Здоровье - запись к врачу, вызов врача на дом - сведения о прикреплении мед. организации - сведения о полисе ОМС

Квартира, строительство, ЖКХ - приобретение жилой недвижимости - получение сведений и регистрация прав на недвижимость в Росреестре - разрешение на строительство - оплата ЖКХ

Транспорт и вождение - получение водительского удостоверения - регистрация транспортного средства - автоштрафы (сведения и оплата)

Работа и занятость - консультации по трудовому праву - содействие в поиске работы и сотрудников

Безопасность и правопорядок, справки - судебная задолженность - разрешение на хранение и ношение оружия - справка об отсутствии судимости - предоставление адресно-справочной информации - выдача охотничьих билетов единого образца

Бизнес и производство - регистрация юридических лиц и предпринимателей - уведомления Роспотребнадзора - информация о соблюдении тех. регламентов - сведения о добровольной сертификации

Налоги и финансы - налоговая задолженность (сведения и оплата) - налоговый учет физических лиц (ИНН и т.д.) - прием налоговых деклараций

Пенсия и пособия - извещение о состоянии лицевого счета в ПФР - установление пенсии - выписка о предоставлении социальной помощи

научный журнал

Кроме указанного портала государственных услуг в системе цифрового правительства действует несколько смежных Интернет-площадок:

- сайт Единой информационной системы в сфере госзакупок (http: //www.zakupki. gov .ru);

- сайт Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии - Росреестр (https://rosreestr.ru);

- сайт Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru);

- сайт Пенсионного фонда РФ (http: //www.pfrf.ru) и др.

Можно сделать вывод о том, что развитие системы цифровых госуслуг России происходит в русле общемировых тенденций и в целом соответствует стандартному перечню Евросоюза, хотя и несколько отстает от него в плане предоставления услуг корпоративным клиентам.

Оценить эффективность внедрения концепции «цифрового правительства» можно традиционным способом, сопоставив экономические издержки, необходимые для его создания, и экономические результаты, получаемые в процессе его функционирования.

К экономическим издержкам следует отнести затраты на компьютеризацию населения и органов государственной власти (включая обучение пользователей), издержки на подключение к сети Интернет и оплату трафика, а также затраты на периодическое регламентное обслуживание электронного оборудования.

К экономическим результатам относится, прежде всего, снижение трансакционных издержек: уменьшение количества уровней управления в государственных организациях; переход от классической пирамидальной структуры к сетевым формам; существенное снижение издержек на осуществление административных процедур; снижение затрат на интерактивные формы взаимодействия с гражданами.

Так, общий объем финансирования программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы был заложен на уровне 21237,902 млн. рублей. Внедрение программы позволило бы снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан и дало бы ежегодную экономию до 10 млрд. рублей. Таким образом, несложные подсчеты показывают, что срок окупаемости программы составлял бы чуть более двух лет [1].

Однако в реальности все оказалось иначе. Средства, выделенные на реализацию программы «Электронная Россия», к 2008 году были освоены лишь на 38%. В отчете Минэкономразвития РФ об исполнении федеральных целевых программ, направленном в правительство России, говорится, что хуже всего в 2008 году исполнялась программа «Электронная Россия», профинансированная на 9,1%. [4].

«Гуманитарный научный журнал» Электронный

2018, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

Еще одним важным результатом внедрения концепции цифрового правительства должно стать общее снижение коррупционной нагрузки на экономику вследствие изменения роли, которую играют рядовые государственные служащие. В условиях, когда государственные услуги оказываются не в представительстве органа государственной власти, а в сети Интернет, чиновники автоматически утрачивают монопольный контроль над информационными потоками.

Позитивные последствия перевода государственных услуг в электронный вид очевидны. Однако при этом возникают и существенные трудности. В первую очередь, ограничения внедрения электронных услуг связаны с цифровым неравенством - далеко не все граждане имеют возможность использовать компьютер и сеть Интернет, а поскольку государство, в отличие от организации частного сектора, не может ориентироваться лишь на часть граждан, возникает необходимость поддержания дублирующих форм оказания государственных услуг -личного посещения государственных органов, телефонных звонков, почтовых отправлений и т.п.

Деперсонализация процесса оказания государственных услуг имеет очевидные преимущества, которые связаны с экономией ресурсов органами государственной власти, сокращением административных полномочий чиновников низового уровня, оказанием услуг в режиме 24/7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю). В электронном государстве законопослушный гражданин практически не встречается с представителями государства, поскольку все основные транзакции можно осуществить через Интернет. Таким образом, эффективная реализация стратегии развития цифрового правительства в Российской Федерации, может способствовать решению многих социальных проблем.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 - 2010 годы). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

2. Bhatnagar S. E-Government: from Vision to Implementation, Sage Publications, New Delhi / Thousand Oaks / London, 2005. P. 29-30.

3. Отчет «Электронная Европа: сравнительные показатели». URL: http://www.microsoft.com/Rus/Goverment/newsletters/issue19/03.mspx (дата обращения: 14.04.2018).

4. «Электронная Россия»: выделенные средства освоены на 38% // ПЛАС-daily. -17.12.2008. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml72008/12/16/332041 (дата обращения: 16.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.