№ 3 (50), 2013
жизнь Юга России" ^
И. А. АГАЖАНОВА
СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Автор исследует историю музыкального образования в контексте формирования и развития семейного ансамблевого исполнительства.
Ключевые слова: семейное музыкальное исполнительство и образование, древнеславянские, церковные, светские традиции.
Изучая исторический аспект проблемы семейного ансамблевого музицирования, следует рассмотреть две ветви музыкальной культуры - религиозную и светскую; обратиться к различным эпохам -дохристианской (древнеславянской, родовой), православной (опирающейся на опыт Византии), послепетровской (зарождение светского музыкального искусства и становлениие системы музыкального образования в Российской Империи).
О музыкальной и других сторонах ритуала древних славян свидетельствуют исторические документы, артефакты (большое количество разнообразных музыкальных инструментов) и богатейший фольклор этносов, проживающих на европейской территории России: песни, танцы, наигрыши, музыкально оформленные обряды, ритуалы, игры. Родовой уклад обусловливал тесную взаимосвязь поколений -совместный труд, быт и досуг. Вокально-хоровое и инструментальное исполнительство в тот период было неотъемлемой частью жизни семьи.
Христианизация Руси изменила течение социально-культурных процессов. С одной стороны, православие укрепляло семейные традиции как основу нравственного духовного воспитания человека. С другой стороны, новая религия не признавала язычество и его музыкальное наследие. Она утверждала в качестве единственно допустимого вида исполнительского искусства церковное хоровое пение. Об изменении роли музыки в домашнем образовании, а следовательно, - ее места в системе духовных ценностей В. В. Смирнов говорил: «В XI веке на Руси сложилась система воспитания, типичная для западноевропейских стран, получившая название "семи свободных искусств". Изучение философии, астрономии, геометрии, грамматики, диалектики, риторики, музыки позволяло детям княжеских родов, боярства и воеводства получать всестороннее образование, что не противоречило православным основам семейного воспитания» [1].
Православная музыка, став позже предметом преподавания в различных учебных заведениях, со становлением системы светского образования постепенно утратила свои позиции как объект теоретического изучения и практического освоения. Она перешла в разряд факультативных дисциплин наряду с рисованием и рукоделием, освободив место для точных, естественных и общественных наук (физика, геометрия, география, история). В числе обязательных осталось церковное пение, которое, бесспорно, способствовало формированию музыкальной грамотности, однако не пред-
полагало развития интереса к инструментальному исполнительству: оно оценивалось священнослужителями неоднозначно. С появлением первых структур музыкального образования, на фоне активизации интеллектуального и эстетического воспитания, данная сфера деятельности вновь стала частью жизни большинства населения. Этому способствовала актуализация национальных традиций прошлых поколений.
Среди представителей привилегированных сословий стало престижным получение домашнего образования (гувернерство). Наряду с традициями светского салона появлялись домашние крепостные театры и оркестры. В русле освоения достижений западноевропейского искусства, в котором на тот момент достигло расцвета камерное исполнительство, шло «усиление домашней концертной и камерной направленности любительского музицирования» [2]. Сложилась плеяда отечественных композиторов, создававших первые светские сольные и ансамблевые вокальные или инструментальные произведения.
Любительское исполнительство проявлялось в различных жанрах, определившихся под воздействием социально-культурных и организационных факторов. Театральное и оркестровое музицирование первоначально сформировалось как крепостное, из этой среды вышли первые прославленные отечественные актеры и музыканты.
В высшем обществе развитие данной сферы шло по пути создания семейных ансамблей, организации вечеров и салонов, в которых непосредственное участие принимали музыканты-любители из богатых семей. Домашнее музицирование, в частности фортепианное, осваивали преимущественно представители дворянства, в том числе члены правящей династии: известно, что Петр II играл на виолончели, Петр III - на скрипке; дочери Павла I и Марии Федоровны обучались под руководством известных европейских музыкантов и принимали участие в театральных постановках при дворе [3]. Отмечена и значимость непосредственного участия образованных дилетантов (например, аристократов Нарышкиных, Всеволж-ских, Трубецких, Голицыных и многих других) «в различного рода придворных, салонных, семейных концертах» [4]. Подобные увлечения привели к утверждению моды на музицирование, способствовали развитию музыкального образования на профессиональном уровне.
В целом ситуация характеризовалась социальной неоднородностью. Детей знати обучали как
80 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (50), 2013
любителей, подготовка представителей низших сословий, напротив, была профессиональной, однако роль последних сводилась к развлечению и обучению музыке, пению и танцам представителей высшего общества. О подобной двойственности сказано: «Музыкальное образование в ХУШ веке утратило свое единство: оно стало различаться по условиям, целям и содержанию в зависимости от имущественного состояния различных слоев российского общества <...> Умение петь и музицировать признавалось неотъемлемой принадлежностью благовоспитанной дворянки. Целевое назначение музыкального образования <... > лиц других сословий было ограничено профессиональной направленностью: подготовкой учителей для домашнего обучения детей» [5].
Как подчеркивает Г. А. Праслова, игравшие значимую роль в становлении и развитии семейного музыкального воспитания иностранные педагоги-музыканты первоначально занимали низкое социальное положение [6]. Спустя столетие, в первой половине XIX века, ситуация кардинально изменилась: благодаря развитию общего, педагогического и профессионального музыкального образования повысился статус учителей музыки, а сама музыкально-исполнительская деятельность была признана как высококультурная, высокоинтеллектуальная и социально-значимая. По этой причине к преподаванию стали привлекать видных представителей сферы музыкального искусства (К. А. Кавос, Д. Фильд, Ш. Майер, И. Ф. Гугель, Ф. Бём). Характерной тенденцией стало повышение требований к учителям музыки, чему способствовали рост качества профессионального музыкального образования и переход к его институциональной форме с установленными определенными теоретико-методическими и практическими стандартами.
С распространением в дворянской среде гуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического домашнего образования увеличивалась потребность и в отечественных педагогах-гувернерах. Менталитет и мировоззрение (культурная идентичность), опыт, знания и умения таких людей должны были соответствовать поставленным задачам - воспитывать патриотически настроенных, образованных граждан, тем самым способствуя укреплению российских традиций. С середины XIX столетия в России появились профессиональные образовательные заведения, готовившие выпускников к педагогической деятельности в домашних условиях (обучение детей всех сословий - от дворянства до купцов, мещан и духовенства). Подобная система способствовала «развитию инструментального музицирования во всех слоях населения», - пишет исследователь любительского музицирования И. А. Хвостова [7]. В итоге «музыкальная жизнь России становилась все оживленнее, интерес к музыке рос, проявлялись талантливые к музыке люди. Несомненно,
это было обусловлено, в первую очередь, домашними занятиями детей с родителями, гувернантками и учителями и, кроме того, их подготовкой и участием в концертной деятельности» [8].
О том, что насыщенная музыкальная атмосфера отчего дома сформировала многих русских композиторов той эпохи, свидетельствуют воспоминания М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и др. Так, домашнее музицирование в кругу семьи князя Н. Б. Голицына способствовало становлению таланта его сына - Ю. Н. Голицына, раскрыло гениальность С. В. Рахманинова.
Первые уроки музыки в семье обычно давала детям мать. О роли матерей в музыкальном воспитании - организации благоприятной музыкально-эстетической среды и гармоничном формировании личности русский философ и педагог В. П. Острогорский писал: «Особая миссия по приобщению детей к музыке, особенно в семье, принадлежит матери. Успех ее деятельности на этом поприще определяется уровнем понимания ею роли музыки в духовном развитии ребенка и разносторонностью ее музыкальной образованности» [9].
Ретроспективный анализ зарождения и развития ансамблевой формы художественной деятельности позволяет выявить педагогический потенциал коллективного музицирования как способа внутрисемейного взаимодействия на фоне основных социальных институтов, которые формируют личность ребенка.
Литература
1. Смирнов В. В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. С. 66.
2. Кириллов В. А. Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVШ-XIX веков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. С. 39.
3. Там же. С. 49.
4. Прокопчук А. В. Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи: дис. ... канд. искусствоведения. Владивосток, 2006. С. 18.
5. Праслова Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. С. 128-129.
6. Там же. С. 144.
7. Хвостова Е. В. Любительское музицирование: теория, история, практика. Тамбов, 2004. С. 76.
8. Смирнов В. В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. ... С. 58.
9. Острогорский В. П. Необыкновенный ребенок: детство Гёте по Льюису. СПб., 1869. С. 54.
i. а. agazhanova. formation of family musical education traditions: historical retrospective review
The author researches the history of musical education in the context of formation and development of family ensemble performance.
Key words: family music performance and education, Old Slavonic, Church, secular traditions.