СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
© Савицкая Т.В.*
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
Статья посвящена исследованию процесса становления теории когнитивного диссонанса в социально-гуманитарных науках. Автор анализирует понятие когнитивного диссонанса, его сущность, выявляет основные направления изучения когнитивного диссонанса,
Ключевые слова: когнитивный диссонанс, когнитивные элементы, противоречие, психологический дискомфорт, направления исследования когнитивного диссонанса.
Обыденное сознание, обладающее уверенностью в истинности своих знаний и мнений, сталкиваясь с другой субъективной или объективной действительностью, зачастую вступает в область противоречий, которые вынуждено разрешать. Данного рода противоречия характеризуются как когнитивный диссонанс.
Теория когнитивного диссонанса была разработана Л. Фестингером в 1957 г [3] в период становления когнитивной психологии на основе теории когнитивного (структурного) баланса Ф. Хайдера, постулирующей стремление поведения человека к сбалансированности.
Основу теории когнитивного диссонанса составляет положение о том, что появление противоречивых отношений между отдельными элементами в системе знаний вызывает психологический дискомфорт, который был назван Фестингером «когнитивным диссонансом».
Природа возникновения когнитивного диссонанса лежит, с точки зрения Фестингера, исключительно в самой человеческой природе. Так, элементы знаний, отражающих какие-либо реалии, формируют индивидуальную картину действительности. Но эти когнитивные элементы достаточно часто не соответствуют действительности, поэтому реальность будет оказывать определенное давление на индивида с целью приведения данных когнитивных элементов в соответствие с реальностью. При этом человек пытается рационализировать появившиеся противоречия в силу характерного для человеческой психики стремления к согласованности когнитивных элементов. Если попытки достичь согласованности оказываются неудачными, то возникшее противоречие в системе знаний вызывает психологический дискомфорт, мотивирующий человека на уменьшение степени когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс возникает между парой или множеством элементов. Фестингер выделил два вида отношений между элементами:
* Ведущий библиограф.
- нерелевантные отношения - два когнитивных элемента не имеют между собой никаких пересечений;
- релевантные отношения (диссонанс и консонанс) - диссонантные отношения возникают, если отрицание одного элемента следует из другого, а консонантные - если один из элементов приводит к подтверждению значения другого.
Фестингер выделил следующие причины возникновения диссонантных отношений:
- педагогическая несовместимость - отрицание когнитивного элемента следует на основании элементарной логики;
- культурные обычаи - два элемента, консонантные в одной культуре, могут оказаться диссонантными в другой;
- вхождение одного конкретного мнения в состав более общего мнения;
- прошлый опыт.
Консонантные и диссонантные отношения отличаются различной силой и интенсивностью. Чем выше их значимость для индивида, тем выше степень диссонантного отношения между ними.
Степень диссонанса также связана со стремлением его уменьшить: чем выше степень диссонантных отношений, тем выше стремление уменьшить диссонанс.
Уменьшение диссонанса имеет широкую вариативность, поэтому Фес-тингер в своей работе сделал упор на ситуациях, когда диссонанс возникает между когнитивным элементом окружающей среды и поведенческим когнитивным элементом. Фестингер приводит следующие способы изменения диссонантных отношений:
1. Изменение поведенческих когнитивных элементов - изменение действий или чувств, представляющих диссонантный когнитивный элемент, изменяет и сам когнитивный элемент. Но Фестингер отмечает, что уменьшение диссонанса при этом происходит не по следующим причинам:
- если изменение будет болезненным для индивида или нести с собой какого-то рода потерю для него;
- поведение, требующее изменения, несет какие-то удовлетворительные для индивида моменты;
- существует объективная невозможность изменения поведения.
2. Изменение когнитивных элементов окружающей среды - изменяя поведение, представляющее диссонантные отношения, можно изменить когнитивные элементы окружающей среды. Механизм этого процесса Фестин-гер видел во взаимозависимости силы диссонанса и силы элементов, находящихся в диссонантном отношении. Максимум диссонанса определяется величиной сопротивления менее стойкого элемента. Если диссонанс достигает своего максимума, то слабый элемент сам начинает изменяться, то есть какой-то элемент не изменяется не потому, что это невозможно, а потому что сила диссонанса еще недостаточна для изменения.
3. Добавление новых когнитивных элементов - добавление новых когнитивных элементов в систему знаний индивида, которые в некотором роде «примиряют» два диссонантных элемента. При этом человек будет искать ту информацию, которая добавляет консонантные элементы, и избегать информации, которая увеличивает диссонанс.
Можно выделить ряд направлений исследований когнитивного диссонанса:
1. Исследование выбора альтернатив и свободы выбора - Брем Коэн и Брем, Дэвис и Джонс, Фестингер и Джекер, Линдер и др., Купер, Занна и Го-талс, Бекман и Куль [5, 6].
- Свободный выбор. При свободе выбора альтернатив диссонанс возникает от самого факта необходимости выбора, снижение диссонанса при этом достигается путем обесценивания отвергнутой альтернативы и увеличением значимости выбранной альтернативы. Если альтернативы являются идентичными, то выбор становится конфликтным и порождает когнитивный диссонанс, снижаемый за счет отказа от ситуации выбора, тем самым устраняя необходимость когнитивной работы. При сильном внешнем стимуле диссонанс увеличивается, так как стимул начинает подменять собой волеизъявление человека.
- Несвободный выбор. Если присутствует сильный внешний стимул, то диссонанс уменьшается за счет переноса ответственности за поступок на внешний фактор, отяжеленный некой значимостью. Ожидаемый негативный результат повышает диссонанс, как бы утяжеляя ответственность, на которую мы согласились. Если негативный результат является неожиданным, то диссонанс не возникает, так как, в силу случайности результата, наша ответственность за поступок на него не распространяется.
2. Исследования атрибуции - Дэвис и Джонс, Занна и Купер, Купер и Фа-зио [6]. К уменьшению диссонанса ведет перекладывание ответственности за факт возникновения диссонанса с собственных противоречивых поступков и установок на внешние стимулы. Если же не удается обосновать «вину» внешнего источника, то либо поведение обесценивается, либо происходит рассмотрение поведения и последовавшего когнитивного диссонанса как несвязанных.
3. Исследования отношения - Купер, Занна и Тэйвз, Родволт и Комер, Стоун и Купер [6]. При нехарактерном, противоречивом поведении увеличение диссонанса ведет к увеличению изменения отношения к этому поведению. То есть, человек вынужден для снижения уровня напряженности оправдывать свое поведение, вызвавшее диссонанс. Причем, чем больше диссонанс, тем больше изменяется отношение. Если же при этом возникают положительные эмоции, то они устраняют необходимость изменения отношения, так как, скорее всего, они на физиологическом уровне уменьшают
возбуждение, вызванное отрицательными эмоциями, характерными для диссонантного возбуждения.
4. Исследования влияния усилий - Аронсон и Карлсмит, Коэн, Лоуренс и Фестингер [1, 2, 7]. При ожидании наказания или сильной угрозе, а также неполучения ожидаемого результата при повышенной затрате усилий диссонанс от поступка снижается за счет повышения значимости самого поступка. И чем больше усилий при этом будет затрачено, тем ценнее будет осознаваться поступок. При невысокой угрозе диссонанс снижается за счет уменьшения притягательности запрещенного предмета.
5. Исследования изменения знания - Лоуин, Зайонц [5]. При снижении когнитивного диссонанса противоречивую информацию необходимо: либо игнорировать, либо обесценить, либо добавить новое знание, усиливая или изменяя значимость когнитивных элементов, либо поменять само мнение. Предпочтительно изменять трудно опровергаемую консонантную информацию и легко опровергаемую диссонантную информацию.
6. Исследования самооправдания - Аронсон [1, 2], Виклунд и Голлуиту-ер [1], Стил и Лью [6], Тессер и др., Хиггинс и др. [1], Хармон-Джонс, Рабин и Шраг [3]. Неоправдание ожиданий относительно себя ведет к увеличению диссонанса, по отношению к другому человеку такого эффекта не возникает. Зачастую уменьшение диссонанса при этом происходит за счет улучшения самооценки в более успешной для нас деятельности. Если диссонанс начинает угрожать я-концепции или нашей идентичности, то на помощь призывается социальное признание. Если же наша самооценка негативно изменяется вследствие действий другого человека, то мы можем уменьшить значимость для нас или данного человека или самого действия, вызывающего диссонанс, либо начать совершенствовать себя в этом деле.
Резюмируя исследования в области когнитивного диссонанса, можно сделать следующие выводы:
1. Когнитивный диссонанс - это несоответствие между двумя или более когнитивными элементами. Такими когнитивными элементами могут являться только элементы, взаимоисключающие друг друга.
2. В основе функционирования когнитивного диссонанса лежит стремление человеческого сознания к согласованности, непротиворечивости его когнитивных элементов.
3. Противоречие, возникшее между когнитивными элементами, вызывает психологический дискомфорт, проявляющийся возникновением возбуждения на физиологическом уровне. Данный психологический дискомфорт мотивирует человека на поиск решений, уменьшающих когнитивный диссонанс или устраняющих его.
4. Так как когнитивный диссонанс возможен между одним или несколькими когнитивными элементами, то для его устранения необходимо изменить один из элементов, входящих в диссонантные отношения.
Список литературы:
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. -5 изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.
2. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 83-93.
3. Drees B. Asset Mispricing Due to Cognitive Dissonance / Burkhard Drees and Bernhard Eckwert // IMF Working Paper. - 2005. - January. - 30 р.
4. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Леон Фестингер. -СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Хайнц Хекхаузен. - 2-еизд. -СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
6. Cooper J. Cognitive Dissonance. Fifty Years of a Classic Theory // Joel Cooper. Los Angeles-London-New Delhi-Singapore: SAGE Publications, 2007. -197 с.
7. Wicklund R.A. Perspectives on Cognitive Dissonance / Robert A. Wick-lund, Jack W. Brehm. - Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1976. - 348 с.