Научная статья на тему 'Нелинейная модель психосоциального диссонанса'

Нелинейная модель психосоциального диссонанса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диссонанс / психосоциальный диссонанс / общество / кризисное состояние. / dissonance / psycho-sociological dissonance / society / crisis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Р Г. Халитов, И М. Юсупов

Кризисному состоянию общества сопутствуют несоответствия индивидуальных представлений устоявшимся групповым нормам, приводящие к разладу, общественному диссонансу. Введенное Л. Фестингером понятие когнитивного диссонанса не учитывает многообразия факторов социального взаимодействия. В статье предложено обобщенное понятие «психосоциальный диссонанс» и нелинейная модель диссонанса, позволяющая при помощи формул связать психосоциальные характеристики личности, социальных групп, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonlinear model of psycho-sociological dissonance

Crisis in society accompanies with discrepancy between individual notions and established group’s norms, and that forms discord, social dissonance. The term «cognitive dissonance», suggested by L. Festinger, leaves out of account all factors’ variety in process of social interaction. In this article are suggested the term «psychosociological dissonance» and the nonlinear model of psycho-sociological dissonance, that lets, with a help of formulae to connect psycho-sociological characteristics of a person and of society, social groups.

Текст научной работы на тему «Нелинейная модель психосоциального диссонанса»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Р. Г. Халитов, И. М. Юсупов Нелинейная модель психосоциального диссонанса

Кризисному состоянию общества сопутствуют несоответствия индивидуальных представлений устоявшимся групповым нормам, приводящие к разладу, общественному диссонансу. Введенное Л. Фестингером понятие когнитивного диссонанса не учитывает многообразия факторов социального взаимодействия. В статье предложено обобщенное понятие «психосоциальный диссонанс» и нелинейная модель диссонанса, позволяющая при помощи формул связать психосоциальные характеристики личности, социальных групп, общества.

Crisis in society accompanies with discrepancy between individual notions and established group's norms, and that forms discord, social dissonance. The term «cognitive dissonance», suggested by L. Festinger, leaves out of account all factors' variety in process of social interaction. In this article are suggested the term «psycho-sociological dissonance» and the nonlinear model of psycho-sociological dissonance, that lets, with a help of formulae to connect psycho-sociological characteristics of a person and of society, social groups.

Ключевые слова: диссонанс, психосоциальный диссонанс, общество, кризисное состояние.

Key words: dissonance; psycho-sociological dissonance; society; crisis.

Изменения в окружающем социальном мире сегодня происходят быстрее изменений в представлениях человека о нем. Возникают несоответствия индивидуальных представлений устоявшимся групповым нормам. Как следствие, это приводит к психическому конфликту, дискомфорту, психосоматическим нарушениям, девиациям или же, напротив, существующее несоответствие стимулирует личность к выходу через кризис на новый виток своего развития. Аналогичные процессы происходят для любых субъектов социального взаимодействия: личностей, социальных групп и сообществ. Несоответствие представлений разных социальных групп между собой и обществом вызывает психосоциальную напряженность в обществе в целом.

Невротические изменения личности, деформации социальных групп, возникновение субкультур, несоответствие представлений различных народов с представлениями о них других национальностей, финансово-экономические проблемы

государств, - все это кризисы общества, преломляющиеся в индивидуально-групповом сознании.

Одна из распространенных концепций когнитивной психологии -теория когнитивного диссонанса американского психолога Леона Фестингера (1957) [3], согласно которой в когнитивной структуре человека присутствующие, одновременно противоречивые знания об одном объекте переживаются им как дискомфорт, от которого человек пытается избавиться путем трансформации одного из компонентов диссонирующих знаний. В.П. Трусов, проведя критический анализ теории когнитивного диссонанса, указал только на одну детерминанту условий возникновения когнитивного диссонанса: на недостаточное оправдание своего поведения. Хотя практически в экспериментальных ситуациях «присутствовали все детерминанты, но сами экспериментаторы этого еще не осознавали» [1, с. 26], что нашло подтверждение в последующих экспериментальных исследованиях. Измерения социальных установок не предсказывают поведение во многом из-за недооценки «социальных сил» любой ситуации и переоценки контролирующего влияния внутренних, личностных ресурсов индивида. Под социальными силами понимаются различного рода групповые давления к единодушию, стремление быть привлекательным, быть принятым в группе, влияние последствий поступка и т. п. Все эти силы действуют только в реальной ситуации, сильно изменяя поведение, что подтверждают многочисленные эксперименты (например, эксперименты С. Аша - конформность, С. Милгрэма -подчинение авторитету, Л. Фестингера - когнитивный диссонанс, Ф. Зимбардо - роль анонимности в поведении) [1].

Исходя из этих позиций, с учетом различных побудительных причин, социальных сил и противоречий, мы ввели понятие психосоциального диссонанса.

Любые нормативные требования социальных групп, общностей, общества создают напряженность для личности, групп, общностей, общества. Требования связаны с социальным сравнением, оценкой, соблюдением нормативной деятельности, с нормами (формальными и неформальными) в социальных группах. При совпадении нормативных характеристик личности и групп происходит идентификация по этой характеристике, в противном случае при несовпадении представлений о нормах (формальных и неформальных) возникает диссонанс представлений и восприятий. По определению, психосоциальный диссонанс представлений субъекта взаимодействия (личности или социальной группы) -несоответствие значений индивидуальных (или групповых) представлений нормам социальной эталонной группы (общества),

приводящее к психическому конфликту, дискомфорту, напряженности, которые могут привести к психосоматическим нарушениям, девиациям личности (или группы) либо к развитию личности (или социальной группы). В качестве субъекта взаимодействия и эталона могут выступать личность или группа. В качестве меры диссонанса выступают коэффициенты диссонанса (К/), представленные аналитическими моделями по средним значениям и стандартным отклонениям исследуемой психологической конструкции. В случае межгруппового диссонанса мерой диссонанса является интегральная характеристика (Рй) с параметрами средних значений и стандартных отклонений значений рассматриваемых характеристик социальных групп [2].

Множество значений внутри интервала [Хср- ст, Хср + ст] -нормообразующие, описывающие свойства социальной группы, так как это наиболее вероятные, стабильные и чаще всего встречающиеся значения (68 %). Предложена и описана математическая модель психосоциального диссонанса. Коэффициент психосоциального диссонанса для каждой / шкалы описывается математическим выражением К = (Х/ - Х/ср) / ст/, которое количественно определяет отношение к статистической норме (норме большинства). Если -1 < К < +1, то представление Х/ находится в границах нормы. В иных случаях X/ интерпретируется как выход за границы нормы. Это дает нам возможность разделить психосоциальный диссонанс на классы. С точки зрения гуманитарного подхода, существуют несколько классов диссонанса: нет диссонанса (-1 < К < +1), диссонанс существует (1 < аЬэ(К/) < 2), сильный диссонанс (аЬэ(К/) > 2). С точки зрения естественнонаучного подхода, диссонанс существует везде и всегда и количественная мера его равна К или [2].

Модель может быть построена для разных социальных групп: от малой группы (например, семьи) до общества в целом (популяции). В данном случае средние величины наших переменных могут быть определены посредством измерения значения переменной для каждого субъекта по статистическим показателям репрезентативной выборки в социальной группе.

При моделировании взаимодействия социальной группы в обществе (популяции) введем коэффициент группового психосоциального диссонанса между социальными группами, в частности, между социальной группой и эталонной группой (обществом, популяцией). По определению, коэффициент психосоциального диссонанса для социальных групп: Кгр = (Хср.гр -

Хср.поп) / СТпоп.

Диссонансные области правее точки (Хср + Ст/)п0п, где Кгр > 1, и левее точки (Х1ср - ст/)п0п , где Кгр < -1, заштрихованные на рис.1, - это области, где значения по шкале Х/ субъектов из социальной группы находятся в диссонансе с психосоциальными показателями в эталонной группе (популяции). Групповой психосоциальный диссонанс есть сумма всех вероятностей в диссонансной области, эта интегральная вероятность, характеризует группу в целом.

Р(Х/)

Рис. 1. Сравнение распределений вероятности представления в обществе (популяции) и социальной группе:

Х/ - значения / представления, Хср - средние значения, а -стандартные отклонения. Множество значений внутри интервала [Хср- а, Хср + а,] - нормальные значения представления. Множество {Ху< Хср- а/} : ниже нормы, а {Х/> Хср + а /} : выше нормы.

Для нормального закона распределения аналитическое выражение имеет вид Р(х) = 1/(а(2л)1/2) ехр(-(Х-Хср)2/(2а2)). Чтобы получить интегральную вероятность психосоциального диссонанса в группе по отношению к популяции, проинтегрируем от Х1=(Хср+а)поп до +¥ (рис. 1) для Кгр > 1 («положительного диссонанса»): + ¥ +¥

Р+ = | Р(х) с1х = 1/(а(2р)1/2) | ехр(-(Х-ХсР)2/(2а2)) с1х.

Х1=(Хср+а)поп (Хср+а)поп

Проделав ряд математических преобразований, получим: Р+ = 1 - Ф (11),

где: 11 = п (1 - Кгр); (1)

п = апоп/а;

Ф(^) = 1/((2р)1/2) | ехр(-12/2) С1, интегрируется в интервале (-м,

Ф(1) - табличная функция «гаусовский интеграл ошибок».

Для Кгр < -1 («отрицательного диссонанса»), проинтегрировав от -¥ до Х2 = (Хср - а)поп, получим:

Р = Ф(Ь), (2)

где: 12 = -п (1 + Кгр).

Суммарный психосоциальный диссонанс складывается из Р+ и Р- т. е.

Рс = Р+ + Р- (3).

Формулы (1), (2) и (3) описывают межгрупповой интегральный диссонанс и являются нелинейной моделью межгруппового психосоциального диссонанса и показывают не только суммарный диссонанс, но и его направленность: Р+ в сторону больших значений

V 1—к V

исследуемых показателей, Р. в сторону меньших значений исследуемых показателей. Коэффициент психосоциального диссонанса для каждой социальной группы (возрастной, гендерной, криминальной, этнической, профессиональной, студенческой и т. д.) имеет свой диапазон изменений, определяемый возможностями психодиагностического инструментария и изменяемых показателей. Нормализация измеренных показателей проводится по усредненным значениям Хуср и стандартным отклонениям ст у для группы у. Коэффициент психосоциального диссонанса позволяет выяснить, насколько комфортно чувствует себя субъект в группе у по диагностированному показателю /. Это открывает возможность коррекции предварительно диагностированной /-ой психической характеристики субъекта при психологическом консультировании и в психотерапии. Применительно к социальным группам открывается перспектива превентивного моделирования возможного развития событий в кризисных ситуациях общества.

Построенная нелинейная модель психосоциального диссонанса позволяет при помощи формул связать психосоциальные характеристики личности, социальных групп, общества и появляется возможность экстраполировать формулу на неизученные области. Математическая модель позволяет объединить через вероятностное представление два методологических подхода: естественно-научный и гуманитарный.

В 2003-2009 гг. нами проводились исследования по данной модели для коммуникативно-волевых компонентов психики, мотиваций, стратегий поведения, эмоциональной направленности людей с высшим и незаконченным высшим (студенты) образованием (842 человека). Рассмотрим результаты исследования в рамках гуманитарного подхода.

При изучении структуры диссонанса в зависимости от интенсивности проявления диссонанса (I - ось ординат) и от длительности нахождения в состоянии диссонанса (Т - ось абсцисс), мы разделили пространство диссонанса на квадранты, кратко описали состояния испытуемых в них, выделили группы с проявлением диссонанса различной интенсивности и длительности (рис. 2).

I группа: 1|Т| - личности, имеющие творческий, эмоциональный «всплеск», подъем, воодушевление, вдохновение, озарение. Долго находиться в таком состоянии просто невозможно. Креативы даже ждут этих моментов, формируют и приближают их, не определяя их как отрицательные, мешающие, хотя высокая интенсивность диссонанса - это и очень низкие и очень высокие показатели относительно нормы по отдельным компонентам.

| Интенсивность I. 1|Т|

Интенсивность высокая |К|> 2 Длительность короткая

Состояние потенциальной

возможности изменить свои представления, т. е.

потенциальная

предрасположенность к творчеству, инсайту, вплоть до гениальных (прогностических) открытий и идей. Невротичность. Опасность «маргинальности» в социуме._

II. 1|Т|

Интенсивность высокая |К|> 2

Длительность

продолжительная

Большая вероятность перехода в болезненные состояния: неврозы, психозы, психосоматические расстройства и т. д.

Всевозможные варианты

разрушения личности,

присутствие форм

иррационального поведения.

III. I|T|

Интенсивность низкая 2 >|К| > 1 Длительность короткая

Скоротечное рассогласование когнитивной и коммуникативно-волевой сферы развития. Периодическое раздражение, варианты импульсивного

несбалансированного поведения, отсутствие навыков

своевременной регуляции.

IV. ЦТ|

Интенсивность низкая 2 >|К| >1 Длительность продолжительная

«Привыкание» и переход к хроническому диссонансному состоянию, которое может длиться годами. Диссонансное состояние может выражаться в акцентуациях характера, в хронических психосоматических нарушениях и т.д.

Длительность ^

Рис. 2. Структура диссонанса по интенсивности и длительности

II группа: !|Т| - личности, которым требуется профессиональная психотерапевтическая помощь (для минимизации диссонанса). При длительном пребывании в диссонансном состоянии большой интенсивности их личностные характеристики деформируются и приводят к заболеваниям. Общительность субъектов может быть минимальной (до замкнутости) или максимально активной (на противоположном полюсе), болезненной для окружающих, а самоконтроль может варьироваться от максимальной зажатости до неконтролируемой свободы, даже опасной для жизни.

III группа: ЦТ| - личности, которые за однообразием повседневной жизни скорее всего забывают о том, что они еще что-то умеют. Повышение интенсивности диссонанса в жизненной ситуации может стимулировать субъекта к раскрытию его потенциальных способностей. У субъектов этого квадранта проявления диссонанса незначительные, порой незаметные. Кратковременные воздействия приводит к уменьшению диссонансных показателей и возможному переходу субъекта к бездиссонансному состоянию.

^группа: ЦТ| - личности, находящиеся в длительном (постоянном) диссонансе, привыкают к нему, т. е. находятся в постоянном напряжении, состоянии дискомфорта, и это приводит к постепенному разрушению психики, длительным хроническим заболеваниям, у них пропадает интерес к жизни.

По нашим экспериментальным данным в ! и !!! квадрантах чаще оказываются одаренные взрослые. Часть опрошенных свое диссонансное состояние не чувствуют, не считают «ненормальным», не хотят изменять, т. е. адаптированы, и можно предположить, что они попадают в квадрант IV. Хотя на подсознательном уровне это, видимо, создает определенное напряжение. Определение диссонансных шкал и интенсивности диссонанса может помочь специалистам в выборе адекватных методов психологической помощи.

Рассмотрим подробнее отдельно квадрант !! - квадрант высокого и длительного напряжения, в котором оказываются люди, подвергавшиеся различным природным и социальным катаклизмам, военным действиям на длительном отрезке времени, а также их близкие с разного рода психическими расстройствами.

Оставаясь длительно в квадранте !!, человек либо приобретает серьезные психосоматические заболевания, либо умирает. По мере разрешения психосоциальных проблем состояние личности переходит в другой квадрант:

1. При снижении интенсивности и сохранении длительности диссонанса состояние личности перемещается в квадрант IV - состояние стабилизируется как хроническое, если не была оказана

своевременная психологическая помощь. К такому состоянию спонтанно приходит большинство субъектов.

2. При снижении длительности и интенсивности (переход в квадрант III) состояние диссонанса отличается незначительно от нормы, периодически получая непродолжительные и небольшие встряски, которые необходимы для поддержания тонуса жизни. Диссонанс минимизируется.

3. При уменьшении длительности, но высокой интенсивности (квадрант I) возможны инсайт, озарение, откровение, соответственно, возникновение новых позитивных представлений, решений, которые приводят к развитию личности, творчеству. Ценности жизни меняются, перенесенный кризис кардинально изменяет отношение к жизни.

4. При снижении длительности и интенсивности значение рассматриваемой переменной психического явления Х смещается в сторону среднего значения в сообществе Хср и попадает в диапазон [Хср-а, Хср+а], т. е. исчезает состояние диссонанса, и личность пребывает в норме большинства соответствующего сообщества.

Для устранения диссонансного состояния клиента психологу рекомендуется учитывать особенности личности и особенности диссонанса в их целостности, индивидуально направляя личность к творческому саморазвитию или в сторону минимизации психосоциальной дезадаптивности.

При анализе экспериментальных данных психосоциального диссонанса сопоставлялись результаты экспериментального обследования разными методами:

• статистической обработкой каждого обследованного на психосоциальный диссонанс субъекта с вычислением суммарного психосоциального диссонанса для выбранных социальных групп;

• определением группового психосоциального диссонанса по вычисленным коэффициентам психосоциального диссонанса для каждой группы;

• определением интегрального группового психосоциального диссонанса по аналитически выведенной формуле.

Сравнение результатов, вычисленных вышеупомянутыми методами, статистически не отличаются друг от друга. Кроме того результаты исследования в пилотажной выборке (143 чел.) и качественный анализ по основным психометрическим характеристикам (Х/ср, а,) имеют одинаковые тенденции в различиях групповых психосоциальных диссонансов.

Таким образом, выведенная аналитическая запись психосоциального диссонанса, упрощает его вычисления без набора статистического массива, а интегральное значение психосоциального диссонанса определяется коэффициентами,

которые вычисляются только психометрическими характеристиками социальных групп: Х/ср, ст,.

Своевременно диагностируемый групповой психосоциальный диссонанс позволяет прогнозировать социальные процессы в обществе и на этом основании выстраивать стратегию предупреждения социальных кризисов.

Основные выводы исследования.

1. Для социальных групп норма большинства является психосоциальной характеристикой групп, а несоответствие представлений (психосоциальных характеристик) субъекта взаимодействия (индивида, социальной группы, общества) нормам большинства эталонной социальной группы приводит к психосоциальному диссонансу.

2. Чем больше интегральный психосоциальный диссонанс социальной группы, тем выше вероятность, что эта группа будет в конфронтации с «эталонной» социальной группой (популяцией) по этой психосоциальной характеристике.

3. Пространство психосоциального диссонанса определяется коэффициентами, которые задаются только двумя показателями: средним значением и стандартным отклонением значений психосоциальных характеристик.

4. Предложенные аналитические записи психосоциального диссонанса (коэффициенты психосоциального диссонанса и интегральный психосоциальный диссонанс) позволяют без набора статистической совокупности данных определить с требуемой достоверностью психосоциальный диссонанс субъектов в социальной группе или межгрупповой диссонанс в обществе.

Психосоциальный диссонанс выступает как социально-психологический барьер для субъектов взаимодействия: личности или социальной группы, при преодолении которого общество выходит на иную ступень своего развития (при апоп > s) или стабилизируется. Сам факт существования диссонанса предопределяет имплицитный потенциал развития личности или социальной группы.

Список литературы

1. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: по материалам зарубежных экспериментальных работ. - Л., 1980. -120 с.

2. Халитов Р. Г. Нелинейная модель диссонанса в больших социальных группах // Казанский пед. журн. - Казань: 2007. - № 2 (50). - С. 98-101.

3. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. - Stanford, 1957. (В пер. с англ.: Фестингер Леон. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.