Научная статья на тему 'Социально-когнитивные аспекты к пониманию внутриличностных конфликтов'

Социально-когнитивные аспекты к пониманию внутриличностных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1576
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ / КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-когнитивные аспекты к пониманию внутриличностных конфликтов»

5. Фань Сяоцзянь Ведущая роль общин по борьбе с нищетой // URL: http://www. sourcejuice.com/1272373/2009/10/30 /ru/

6. Официальный веб-сайт китайского правительства: Всекитайское собрание народных представителей об отмене сельскохозяйственного налогового законодательства КНР. 01 января 2006 г. // URL: http://www.yandu.gov.cn/Article/ ShowArticle.asp?ArticleID=4122 (на кит. языке*).

7. Китай: новый прогресс в освоении сельской местности и избавлении её от бедности // Жэньминь жибао, 16 марта 2012 г. (на кит. языке).

8. Доклад об исполении центрального и местных бюджетов за 2010 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2011 год // Жэньминь жибао, 15 марта 2011 г. (на кит. языке).

9. Вэнь Цзябао Доклад о работе правительства // Жэньминь жибао, 16 марта 2012 г. // URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2012-03/16/ nw.D110000renmrb_20120316_2-01.htm?div=-1 (на кит. языке).

10. Официальный веб-сайт китайского правительства: Новый прогресс борьбы с бедностью в сельских районах и их развитие // URL: http://www.gov.cn/gzdt/2011-11/16/content_1994683.htm (на кит. языке).

11. В Китае опубликована Белая книга о сокращении бедности на селе // Жэньминь жибао, 17 ноября 2011 г. (на кит. языке).

12. Официальный веб-сайт китайского правительства: Новый прогресс борьбы с бедностью в сельских районах и их развитие // URL: http://www.gov.cn/gzdt/2011-11/16/content_1994683.htm (на кит. языке).

13. Главное управление Министерства сельского хозяйства: «Практические программы работы для фермеров в 2011 году» // Жэньминь жибао, 16 апреля 2012 г. (на кит. языке).

14. Агенство Синхуа: С 2011 года в провинции Хэнань осуществляется выполнение «Плана борьбы с бедностью на селе» 24 января 2011 г. // URL: http://active.zgjrw. com/News/2011124/website/055162158500.html (на кит. языке).

* Переводы с китайского языка на русский сделаны автором статьи.

И.А. Красильников

социально-когнитивные аспекты к пониманию

внутриличностных конфликтов

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, когнитивный диссонанс, когнитивная оценка ситуации, контроль поведения.

Когнитивные теории отражают признание того, что когнитивная оценка ситуации формирует психологическую реальность: мотивацию, эмоции, смыслы. Когнитивные процессы обеспечивают способность предвидения (антиципации) угрожающих стимулов, что служит фактором возникновения психологического конфликта [1]. За рубежом, главным образом в американской школе, широкое развитие получили когнитивная психология и психотерапия внутриличностных конфликтов (Л. Фестингер, А. Лазарус, С. Фолькман, А. Эллис, А. Бек и др.). П. Макрейнолдс рассматривает внутренний конфликт

© И.А. Красильников, 2013.

как проблемную ситуацию, в которой имеет два конкурентных и взаимоисключающих альтернативных когнитивных решения [24].

Один из представителей когнитивно-ориентированного направления в социальной психологии Л. Фестингер, предложивший концепцию когнитивного диссонанса, считал, что в основе внутреннего конфликта лежит столкновение несовместимых взаимоисключающих представлений, знаний, взглядов (когниций) личности. Два релевантных когнитивных элемента могут находиться в состоянии либо согласованности (консонанса), либо рассогласованности (диссонанса). Если диссонанс порождает у личности сверхсильное напряжение и беспокойство, то один когнитивный элемент должен быть изменён. Все диссонантные отношения имеют различную степень интенсивности. По его мнению, человек всегда стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней психологической системы убеждений, ценностей уменьшению состояний эмоциональной напряженности и фрустрации, дискомфорта. В результате когнитивного диссонанса (КД) автоматически срабатывают механизмы психологической защиты (рационализация, фильтрация внешней информации, самокоррекция и др.). Если поведение личности не соответствовало ее установкам, то подсознательно индивид пытается изменить установку, привести в соответствие с поведением. Рассогласование между убеждениями и реальным поведением вызывают когнитивный диссонанс [8].

Л. Фестингер полагает, что КД можно субъективно уменьшить двумя способами: за счет уменьшения числа и значимости диссонантных элементов и увеличением консонантных элементов. Любой когнитивный элемент может быть изменен субъектом путем постановки под сомнение. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, личность способна изменить свою самооценку и тем самым развиваться. Каждый человек стремится к сохранению внутренней когнитивной согласованности. Противоречие в системе знаний ведет к психологическому дискомфорту. В случае возникновения КД личность помимо стремления к его уменьшению будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию. Фактически уменьшение КД связано с изменением информации. Значимость информации зависит от значимости лица, предоставляющего эту информацию. Получая позитивную информацию о ком-то или о чем-то, для человека необходима дополнительная информация, поддерживающая полученную когницию о реальном поведении. КД мотивирует личность к поиску дополнительной информации. Человек стремится получить социальную поддержку для уменьшения КД. Когнитивные элементы могут оказывать сопротивление изменению. Когнитивный диссонанс может возникнуть вследствие принятого решения, если человек испытывает неуверенность в его правильности. После принятия решения отвергаемая альтернатива может становиться более привлекательной (феномен маятника).

КД возможен как следствие вынужденной уступчивости: информационные знания об ожидаемых поощрениях или наказаниях должны быть достаточно весомыми для того, чтобы человек сделал выбор в пользу уступчивого поведения. Чем больше награда или отсутствие наказания вследствие уступчивого поведения, тем менее выражен диссонанс. Факт вынужденного согласия (награды или угроза наказания за неуступчивость) делает человека более уязвимым для чужого влияния, которое может изменить его систему убеждений и следовательно, устранить возникший КД. Если КД превышает сопротивление к изменению собственного поведения, то поведение изменится [8].

В теории когнитивного диссонанса и социального сравнения личность стремится поддерживать мотивацию положительного представления о себе. В тех ситуациях, когда самооценка будет подвергаться серьезной угрозе, человек может осуществлять

нисходящие формы сравнения для снижения эмоционального напряжения. Люди стремятся к сохранению внутренней гармонии, сохранению положительной самооценки. Чем сильнее мотивация к превосходству, тем сильнее страдает самооценка. Индивид может активно избегать ситуаций, где он может получить негативную информацию о себе, которые могут вызывать когнитивный диссонанс, вести к его возрастанию. КД - это всегда фрустрация какой-либо социальной потребности, связанной с самооценкой.

КД может также возникнуть по причине авторитарной культуры, социального давления, которая требует позиции внешнего согласия (конформности). Поэтому часто реальными действиями невозможно уменьшить КД. Реальность, считает Л. Фестингер, сильный источник КД. Полученная противоречивая информация о ком-то или о чем-то усиливает стремление найти дополнительную информацию, которая будет поддерживать потребность по-прежнему воспринимать объект или себя на позитивном уровне. Это необходимо для снижения восприятия угрозы, опасности.

Развитие теории когнитивного диссонанса получило в работах Дж. Купера и Р. Фазио. Они пришли к выводу, что достаточным основанием для появления когнитивного диссонанса является наличие двух факторов: признание человеком собственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения и факт реальных нежелательных последствий за собственные действия. С одной стороны, человек осознаёт свою ответственность за случившееся, а с другой, - самосознание не допускает представление о себе как о человеке, способном вызвать эти негативные последствия. Этот конфликт интерпретируется, как невозможность смириться с чувством вины, нежелательным образом «Я» [7].

В когнитивной психологии М. Шериф рассматривает внутренний конфликт через систему формирования решения о принятии и отвержения имеющейся информации. Исследователь вводит три понятия:

1. Сфера принятия, когда нет противоречий между собственными установками и имеющейся информацией; личность уверенно принимает информацию;

2. Сфера отторжения, когда имеются противоречия между суждениями и установками, но личность уверенно отклоняет эти суждения;

3. Сфера неопределённости, когда личность не уверенна в том, что имеющиеся суждения правильны. Это зона между «да» (принятие) и «нет» (отторжение). Попадая в зону когнитивной неопределённости личности существенно повышается риск возникновения внутреннего конфликта. В соответствии с теорией социальных суждений М. Шериф говорит, что существуют различия в «ширине» этих зон у каждой личности. Так есть личности с широкой сферой отвержения и узкой сферой неопределённости. Следует отметить, что теория социальных суждений нашла поддержку у многих авторов

[7]. '

По мнению когнитивно-ориентированного психолога С. Альберта, КД как противоречие в системе знаний представляет собой широко распространенное явление, а степень возникающего диссонанса является функцией значимости личных убеждений под воздействием навязанной идеи: обещание награды за согласие, и угроза наказания за неуступчивость. Если КД создает мотивацию, превышающее сопротивление к изменению когниций, то возникнет поведение по устранению КД. Он разработал теорию социального сравнения во времени: человек сравнивает свою идентичность не только с идентичностью других, но и с самим собой в разные промежутки времени своего жизненного пути. Поводом сравнения могут быть кризисы, смена социальных ролей, вступление в новые взаимоотношения с людьми, изменение профессионального статуса.

У человека имеется потребность поддерживать собственную идентичность воизбежании

КД [11].

Э. Джансен, У Иврард рассматривают когнитивные дерминанты эмоциональных реакций, которые включают в себя процессы оценки, интерпретации или смыслового анализа (когнитивная деятельность). Ввиду того, что связь между стимулами и эмоциональной реакцией изменчивая, не жёсткая, то она осуществляется при участии посредников (когнитивных процессов). Эти процессы играют центральную роль в трансформации стимулов сообщения и обработки информации. В данном аспекте авторы используют теорию обработки информации. Информация вводится в психическую систему, а затем изнутри она оказывает воздействие. Исследователи различают два вида когнитивной обработки информации: автоматическая (неосознаваемая) и контролируемая (сознательная). Сознательный контроль связан с волевыми усилиями человека, а неосознаваемым реакциям присуща спонтанность. По их мнению, изучение автоматических (неконтролируемых) и контролируемых реакций может помочь разобраться в феномене когнитивного диссонанса: дисфункции связаны с механизмами автоматической обработки негативной информации [3].

В рамках когнитивной психологии А. Праткинс и А. Гривальд ввели понятия монополярных и биполярных установок личности. При биполярных установках личность пытается избегать односторонней информации. Эта амбивалентность когнитивно-смысловых установок характеризует ведущий уровень внутриличностных конфликтов

[7].

В рационально-эмотивной концепции психотерапии А. Эллиса внутриличностные конфликты рассматриваются через призму имеющихся у личности ключевых иррациональных идей, убеждений, установок. В качестве ключевых он выделил установки «долженствования», «максималистские требования к себе и другим». Эти личностные установки, очевидно, служат фактором, влияющим на дезадаптивные процессы. А. Эллис считал задачей психокоррекции - рационально показать человеку нелогичность его идей, установок, интернализованных предрассудков своей культуры, которые самоподрывают субъективное благополучие [10].

Разновидностью когнитивного подхода к исследованию внутриличностных конфликтов является концепция депрессивной триады А. Бэка: негативное отношение к собственнойперсоне,негативнаяинтерпретациясвоеготекущегоопыта,пессимистическое отношение к своему будущему. По его мнению, внутренний конфликт и депрессия появляются в силу неправильной обработки информации: включаются автоматические дезадаптивные умозаключения при отсутствии реальных фактов; избирательный акцент на вырванном фрагменте ситуации; генерализация проблемы; переоценка или недооценка важности фактов, склонность соотносить негативные события со своим существованием, абсолютизм и дихотомическое мышление. Это, в свою очередь, ведёт к ошибочной интерпретации событий и искажению восприятия ситуации. У А. Бэка депрессия как неразрешимый конфликт проявляется в специфических формах коммуникации: использование жесткого когнитивного стиля, что сопровождается чувством изоляции, отчужденности и потери контакта с окружающими [2].

В. Лаутербах при помощи интервью о жизненных целях, связанных с контролированием стресса, всесторонне исследовал связь между эмоциями и внутриличностными конфликтами. Определяя конфликт в терминах когнитивной несовместимости между позициями, убеждениями, он нашел прямую корреляцию между когнитивным конфликтом и депрессией напряжением, утомлением [19].

А. Лазарус рассматривает внутренний конфликт как рассогласование когниций, эмоций и мотивации. Психика как система должна иметь единство и быть в разумном соприкосновении с условиями окружения, а действия человека должны проистекать из этой гармонии. А. Лазарус разработал теорию когнитивных факторов стресса. Когнитивная оценка индивидом событий играет важную роль в силе стресса и выработки соответствующего копинга. В его концепции оценка осуществляется в два этапа: первичная оценка - оценка угрозы, и вторичная оценка - определение копинга и собственных ресурсов. Копинг как поведение, направленное на управление стрессом, может быть сфокусировано на проблеме или на эмоциях. Виды копинга зависят от того насколько ситуация контролируется, т.к. некоторые ситуации могут быть не подвластны контролю. Некоторые ситуации, по его мнению, могут восприниматься не только как угроза, но и как личностный вызов. А. Лазарус рассматривает также противоречивые амбивалентные чувства угрозы, опираясь на понятие информационной неопределенности, связанные с оценкой повышенных требований со стороны других. Социально-психологическое давление приводит, в свою очередь, к неадаптивному поведению [5, 20, 21, 22, 23].

Некоторые исследователи пытаются осмыслить конфликт через когнитивные процессы, связанные с идентичностью. Согласно А. Тессеру, у каждого человека есть определенная сфера жизни, в которой он стремится достигнуть совершенства. Идентичность человека состоит из сфер значимых Я, которые могут быть в конфликтных отношениях. При угрозе самооценки, субъект может умственно уменьшить психологическую близость между значимыми Я, либо понизить степень релевантности собственной идентичности деятельности, либо улучшить собственные результаты [26, 27, 28].

Процесс преодоления жизненных трудностей и конфликтов Х. Ремшмидт описал через следующие этапы, в которых участвуют когнитивные процессы [6]:

а) происходит «первичная оценка» ситуации;

б) оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружения;

в) на основе неудач или новой информации появляется третичная оценка проблемы, включая постановку новой задачи и нового альтернативного поведения.

С. Эпштейн описал пять форм когнитивного конфликта, которые могут переживаться как стрессогенные [14, 15, 16]:

а) несовместимость между убеждениями человека и происходящими событиями, не согласующими с этими убеждениями;

б) несовместимость между идеальным Я и реальным Я;

в) несовместимость между сознаваемыми человеком представлениями;

г) несовместимость между мнением о том, что есть и о том, что должно быть;

д) несовместимость между убеждениями разной степени осознанности.

Исследователь попытался описать внутренний конфликт через систему

представлений, связанных с образом Я.

Существует достаточно большой класс когнитивных теорий внутренних конфликтов, опирающихся на понятие «контроль». Так в концепции выученной беспомощности М. Селигман и др. обнаружили, что субъект с низким уровнем когнитивного контроля над своими действиями в трудных ситуациях может выучиться бездействию, т.е. беспомощности, что приводит к психическим расстройствам, депрессиям [25].

В русле интеракционизма Дж. Роттер рассматривает когнитивные механизмы как важнейший фактор, определяющий деятельность по разрешению внутренних конфликтов. Человек взаимодействует со значимой для них окружающей средой и способен предвидеть события. Он считает, что ожидания относительно будущего существенно оказывают влияние на переживания человека. Ожидания представляют собой когнитивный механизм, связанный с субъективной вероятностью появления события. Эти ожидания определяются «локусом контроля» [9]. На наш взгляд, высокий уровень внутреннего локуса контроля не всегда является желательным, т.е. человек принимает на себя много ответственности за все, что с ним происходит (несчастные случаи, неудачи в работе и т.д.). Желательным для личности является скорее средний уровень локуса внутреннего контроля.

Ф. Зимбардо и Дж. Бойд считают, что попытка когнитивного контроля над настоящим необходима для того, чтобы достигнуть контроля над прошлыми и будущими событиями. Важно суметь когнитивно реинтерпретировать прошлые травмирующие события, что обеспечивает восстановление контроля над жизнью в целом. Они считают, что чем сильнее люди ориентированы на фатальность, тем они более агрессивны, тревожны, депрессивны, обладают слабым Эго-контролем и низким самоуважением. По их данным, лица с повышенной когнитивной ориентацией на настоящее имели больше вредных привычек, были менее оптимистичны и более агрессивны, депрессивны, тревожны, чем лица с ориентацией на будущее. Контроль и предсказуемость, по их мнению, являются двумя важнейшими факторами разрешения внутренних конфликтов, стресса и снижения его влияния на развитие психосоматических заболеваний; когнитивный контроль на будущем обеспечивает больше свободы в принятии решения в настоящем [4].

В понятиях контроля поведения С.С. Карвер развивает свои взгляды на саморегуляцию при негативных эмоциях. Он различают разные уровни в иерархии системы когнитивного контроля поведения. Возможен конфликт между различными уровнями контроля (разный уровень ценностной значимости). Так, высокий уровень контроля над значимой мотивацией может вызвать перегрузку систем действия более низкого уровня контроля, что приводит к устойчивым негативным эмоциям [12, 13].

Прикладные исследования П. Кэроли, Д. Маккиман показали, что трудность оставить вредные привычки связана с наличием конфликтующих личных целей. По их мнению, конфликтующие мотивационные системы могут быть источником неудачи личного когнитивного контроля над ситуацией [17, 18]. Мы считаем, что понятие «контроля ситуации» должно вскрыть когнитивные механизмы преодоления жизненных трудностей.

Выводы.

1. В зарубежной когнитивной социальной психологии личности внутренний конфликт обозначается понятием «когнитивный диссонанс», который рассматривается главным образом как рассогласование между социальными установками в отношении Я-образа или других объектов и собственным поведением, которое противоречит данным установкам. Такое поведение возможно в силу влияния «социального давления». Каждый человек пытается сохранить внутреннюю согласованность, для чего прибегает к определенным формам рационализации.

2. Существуют дезадаптивные установки личности (абсолютизм, бинарность и др.), которые могут привести к когнитивному диссонансу и эмоциональным расстройствам: депрессии, тревожности, трудным жизненным ситуациям.

3. Важными факторами возникновения внутреннего конфликта является когнитивная оценка ситуации как угрожающей и низкий когнитивный контроль поведения над ситуацией. Существуют противоречивые точки зрения на высокий уровень внутреннего локуса контроля как детерминанты, с одной стороны, эмоционального благополучия (внутренней конфликтности), а с другой, как детерминанты конфликта вины. Эти взгляды требуют дальнейшей эмпирической проверки.

Литература

1. Бодров В.А. Состояние и перспективы исследований психологического стресса // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. с. 25 - 44.

2. Бэк А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. Спб.: Питер, 2003. 304 с.

3. Джансен Э., Иврард У. // Сексология / Под науч. ред. Д.Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. с. 49 - 56.

4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Спб.: Речь, 2010. 352 с.

5. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Спб.: Речь, 2001. 256 с.

6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.

7. Семечкин Н.И. Социальная психология. Спб.: Питер, 2004. 376 с.

8. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: Речь, 2000. 320 с.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

10. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. Спб.: Изд-во Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.

11. Albert S. Temporal comparison theory // Psychological review. 1977. 84 (6). р. 485 -503.

12. Carver C.S., Scheier M.F. Control Processes and Self-Organization as Complementary Principles Underlying Behavior // Personality and Social Psychology Review. 2002. V. 6. № 4. p. 304 - 315.

13. Carver, C.S., White, T.L. Behavioral inhibition, behavioral activation, and affective responses to impending reward and punishment: The B1S/BAS scales // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. V. 67. p. 319 - 333.

14. Epstein S. (1982). Conflict and stress // Handbook of stress / Eds. L. Goldberger, S. Breznitz. New York: Free Press. p. 49-68.

15. Epstein S. (1991). The self-concept, the traumatic neurosis, and the structure of personality // Perspectives in personality / Eds. D.J. Ozer, J.M. Healy, Jr. A.J. Stewart. London: Kingsley. V.34. p. 63 - 98.

16. Epstein, S. Integration of the cognitive and psychodynamic unconscious // American Psychologist. 1994. V. 49. p. 709 - 724.

17. Karoly P., McKeeman, D. Interpersonal and intrapsychic goal-related conflict reported by cigarette smokers, unaided quitters, and relapsers // Addictive Behaviors, 1991. V. 16. p. 543-548.

18. Karoly P., Ruehlman, L.S. Motivational implications of pain: Chronicity, psychological distress, and work goal construal in a national sample of adults // Health Psychology, 1996, V. 15. p. 383 - 390.

19. Lauterbach W. Intrapersonal conflict, life stress, and emotion // C.D. Stress and anxiety. / Eds. I.G. Spielberger, J. Sarason, J. Strelau, M.T. Brebner. New York: Hemisphere. V. 3. p. 85 - 92.

20. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality. 1987. — V. 1. p. 141 - 169.

21. Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future // Psychosomatic Medicine. 1993. V. 55. p. 234 - 247.

22. Lazarus R.S. Emotion and adaptation // Handbook of personality: Theory and Research / Ed. L. A. Pervin. New York: Oxford University Press. 1991. p. 609 - 637.

23. Lazarus R.S. Emotion and adaptation // Handbook of personality: Theory and Research / Ed. L A. Pervin. New York: Oxford University Press. 1991. p. 609 - 637.

24. McReynolds P. The nature and logic of intrapsychic conflicts // In CD. Stress and anxiety / Eds. I.G. Spielberger, J. Sarason, J. Strelau. New York: Hemisphere. V. 3. 1990. p. 73-83.

25. Seligman M.E., Maier S.F., Solomon R.L. Unprediotable and uncontrollable aversive events. // Aversive conditioning and learning / Ed. F.R. Brush. New York: Academic Press, 1971. p. 576 - 577.

26. Tesser A. Emotion in social comparison and reflection processes // Social comparison contemporary theory and research / Ed. J. Suls and A. Wills. New York, Lawrence Erlbaum. 1991. p. 115 - 145.

27. Tesser A. Toward a self-evaluation maintenance model of social behavior // The self in Social Psychology / Eds. R. F. Baumeister. Edwards Brother, ML, 1999. p. 446 - 460.

28. Tesser A., Campbell J. Self-evaluation maintenance and the perception of friends and strangers // Journal of personality. 1982. V. 50. p. 261-296.

А.В. Козлов А.А. Бударников

теоретико-методические аспекты управления процессом физического образования в высшей школе

Ключевые слова: управление, этапы, управленческие действия, физическая культура личности, содержание управленческой деятельности.

Сложный процесс формирования столь масштабного личностного состояния, каким является физическая культура личности, обусловливает возникновение противоречия между социальной и личностной (со стороны преподавателя) потребности в упорядоченности образовательного процесса, направленного использования ценностей физической культуры и недостаточной разработанностью основных управленческих действий вузовского педагога, сопровождающих процесс формирования личности студента и её физической культуры. Данное положение, изучение научной литературы, исследовательская работа по проблеме управления процессом физкультурного образования в практике профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (было проведены наблюдения, анкетирование, тестирование) позволили определить

© А.В. Козлов, А.А. Бударников, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.