Научная статья на тему 'Рефлексия личностных конструктов как условие коррекции диссонантных психических состояний'

Рефлексия личностных конструктов как условие коррекции диссонантных психических состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ДИССОНАНТНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ / REFLECTION / DISSONANT STATE / SUBJECTIVE PROCESS / INTERNAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Собольников В. В.

В статье рассматривается рефлексия диссонантных состояний как активный субъектный процесс, преобразующий содержание сознания и самосознания и создающий условия порождения новых смысловых образований. Такой процесс актуализируется в ходе вербализованного внутреннего диалога. Диалогический, ценностный уровень обладает отличительной чертой вербализованного внутреннего диалога. Выявлена статистически значимая степень активности, смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Собольников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION PERSONAL CONSTRUCTS AS CORRECTION CONDITIONS DISSONANT MENTAL STATE

The article deals with the reflection dissonant Subjective states as active process that is the content of consciousness and self-awareness, updated in verbalized internal dialogue. They enable the generation of new semantic structures. Dialogical, value level has a distinctive feature of verbalized internal dialogue. A statistically significant level of activity, meanings.

Текст научной работы на тему «Рефлексия личностных конструктов как условие коррекции диссонантных психических состояний»

Библиографический список

1. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И.Образцов,

О.Ю.Иванова. - Орел, 2005.

2. Казакова, О.П. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам // Известия Южного федерального ун-та. Педагогические науки. - 2011. - № 6.

3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.

4. ICAO Doc 4444. «Air Traffic Management», Fifteenth Edition, 2007.

Bibliography

1. Obrazcov, P.I. Professionaljno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazihku na neyazihkovihkh fakuljtetakh vuzov / P.I.Obrazcov,

O.Yu.Ivanova. - Orel, 2005.

2. Kazakova, O.P. Professionaljno orientirovannoe obuchenie inostrannihm yazihkam // Izvestiya Yuzhnogo federaljnogo un-ta. Pedagogicheskie nauki. - 2011. - № 6.

3. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2004.

4. ICAO Doc 4444. «Air Traffic Management», Fifteenth Edition, 2007.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 159

Sobolnikov К V. REFLECTION PERSONAL CONSTRUCTS AS CORRECTION CONDITIONS DISSONANT MENTAL STATE. The article deals with the reflection dissonant Subjective states as active process that is the content of consciousness and self-awareness, updated in verbalized internal dialogue. They enable the generation of new semantic structures. Dialogical, value level has a distinctive feature of verbalized internal dialogue. A statistically significant level of activity, meanings.

Key words: reflection, dissonant state, subjective process, internal dialogue.

В.В. Собольников, д-р психол. наук, проф. ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ДИССОНАНТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

В статье рассматривается рефлексия диссонантных состояний как активный субъектный процесс, преобразующий содержание сознания и самосознания и создающий условия порождения новых смысловых образований. Такой процесс актуализируется в ходе вербализованного внутреннего диалога. Диалогический, ценностный уровень обладает отличительной чертой вербализованного внутреннего диалога. Выявлена статистически значимая степень активности, смыслы.

Ключевые слова: рефлексия, диссонантные состояния, субъективный процесс, внутренний диалог.

Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется кризисным состоянием в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Современный человек находится под системным воздействием стрессовых факторов, обусловленных неопределенностью его пребывания в системе социально-экономических и личностных координат, трансформации ценностных ориентаций и т.д. Потребность обретения иного смысла жизни и выбора ее стратегии становится вызовом времени и условием выживания человека. В результате, кризисные явления с одной стороны и констатация сложности обретения личностной перспективы - с другой, создает внутриличностное противоречие. Состояние диссонанса, как следствие этого, порождает психологический дискомфорт, формирует психическое неблагополучие, а затем и давление (по Л. Фестингеру) [1. с. 1552]. Изложенное с очевидностью актуализирует проблему психической устойчивости личности и гармонизации внутренних состояний и внешнего поведения индивида в современных условиях.

В таком контексте основополагающей проблемой становится психологическая коррекция диссонантных психических состояний и поведения человека в условиях современного общества. Известно, что в рамках определенной когнитивной сферы личности складывается совокупность установок, представлений, стереотипов мышления, восприятия пространства и т.д., которые не только не осознаются, но и проявляются у личности нео-сознано и в виде реакции. Поэтому вполне понятно, что большинство различного рода конфликтов как внутриличностного, так и межличностного плана, появление разногласий и непонимания имеют когнитивную обусловленность. В этой связи, изучение диссонантных состояний и поведения человека и их корреляцию следует проводить с помощью средств психологической коррекции и формирования у личности психической устойчивости.

Анализ проблем диссонантных психических состояний и дезадаптивного поведения человека в зарубежной литературе

позволяет выделить различные причины внутреннего дисбаланса и модели коррекционного процесса. Так, в работах представителей глубинной психокоррекции (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.) рассматривают психические травмы, внутренние конфликты, переживания, комплексы через проработку бессознательных паттернов, используя различные методы и приемы коррекции. В исследованиях бихевиорального направления (Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон) выделяются т.н. оперантные методы, где используются определенные условия для изменения поведения индивида, посредством стимулов, внешнего пространства и окружения, а также мультимодального программирования (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.). Определенный интерес представляет гештальт-психология, в рамках которой, Ф. Перле [2] на основе работ гештальт-психологии (К. Левин, М. Вертгеймер и др.) разработал основу воздействия на выявленные у человека ключевые незавершенные гештальты, противоречий, психологических защит через интегральный принцип «здесь и сейчас». Исследования гуманистического коррекционного направления (К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривают возможность выхода личности на творческий уровень. Близкое к этому обнаруживается в экзистенциальном подходе В. Франкла, Р. Ассаджи-оли, У. Джеймса, С. Грофа. По сути, последние предполагают обращение человека к духовному через перинатальные и трансперсональные переживания на пути к осознанию смысла жизни; постижения высшего «Я». В контексте исследования оптимальным представляется коррекция когнитивно-поведенческого характера (А. Бек, В. Глассер, Д. Миченбаум, А. Эллис и др.), в основе которой стоит трансформация ментального мира личности через выявление ошибочных паттернов мировоззрения, представлений, восприятия.

Анализ данных работ связанных с коррекцией личности убеждает в некотором постоянстве выбора средств при противоположности подходов к пониманию процесса ее изменения. В этом плане более предпочтительным является концептуальный подход Джоржа Келли, которым личность рассматривается

через «личные конструкты», биполярные перцептивные ориентиры, используемые для истолкования («конструирования») окружающего мира и предвидения последствий совершаемых действий. Идея Дж. Келли [3] о том, что конструкты, по причине порождения ошибочных предсказаний, периодически могут подвергаться пересмотру на основе жизненного опыта и рефлексивного процесса, была положена в основу исследования. В сущности, личностный конструкт - это мыслительный шаблон, через который человек воспринимает себя и окружающий мир. Следовательно, на основе личностных конструктов, индивид формирует соответствующую когнитивную модель мира посредством взаимодействия мышления и языка. Содержательные аспекты конструктов строятся на понятиях, созданных индивидуальным семантическим пространством человека и вплетенных в канву общесоциального семантического пространства. Оба вида семантических пространств взаимно пересекаются, оказывая влияние на сознание индивида, ее когнитивную модель. Большинство отечественных исследователей (В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, А.А. Анистратов, А.Г Шмелев и др.) справедливо полагают, что человеческое восприятие и осознание мира, процессы памяти, мышления, воображения вооружены и одновременно ограничены той конкретно-исторической системой значений, несущей в себе совокупный общественный опыт, культурное наследие определенной социальной общности. В частности, В.Ф. Петренко [4] упоминает о так называемой «категориальной сетке» сознания. Подобные мысли встречаются в теории парадигм Т. Куна, «социальном характере» Э. Фромма и «стереотипном культуральном поведении» Ц.П. Короленко. В итоге, можно полагать, что индивидуальная и социокультурная репрезентация задает личностным конструктам некую двойственность.

В результате, личностные конструкты имеют двойственную природу, базирующуюся на индивидуальной и социокультурной репрезентации мира. Не случайно, Дж. Келли, характеризуя свойства конструктов, выделил два диапазона их применимости. Так, узкий спектр применимости основан на конструктах фиксированного и ригидного характера, в то время как широкий - включает конструкты, обеспечивающие в сознании личности более многогранную, когнитивную «систему координат». Очевидно, фиксированная, а с другой стороны неосознаваемая когнитивная модель находятся в основе диссонантных психических состояний и дезадаптивного поведения человека. В тоже время, такое состояние и понимание необходимости его коррекции подготавливает основу для использования адекватных методов в осуществлении процесса рефлексии.

В процессе подготовительной работы были отобраны средства по раскрытию личностных конструктов. Наш выбор пал на метод мета-модели Дж. Гриндера [5]. Он позволял обеспечить «вскрытие» внутренних противоречий, конфликтов личности через вербальное взаимодействие психолога с клиентом. Моделирование реальности и организация рефлексии на основе обобщения, исключения, искажения опьтимизировала процесс. В целях психодиагностики испытуемых была составлена батарея тестов: тест «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку (выявление тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности), тест «Самооценка» по Р. Кеттеллу (выявление самооценки личности); комплексная программа рефлексивной коррекции тест Спилбергера-Ханина (выявление личностной тревожности); методика «ТиД» по Т.И. Бачашовой (выявление состояний тревожности и депрессии).

Экспериментальная проверка научной гипотезы была проведена на базе Научно-исследовательского центра «Исследо-

Библиографический список

вание евроазиатских проблем» (г. Новосибирск). Формирование и проведение эксперимента проходило в течении 2011 -2012 г.г.. Выборка испытуемых проводилась из числа генеральной выборки контингента, предполагаемых для отправки для работ в северных широтах и обратившихся в центр с определенными проблемами.

В экспериментальную выборку попадали именно те испытуемые, которые имели высокий уровень измеряемых диссонантных психических состояний, а также неадекватную самооценку В процессе предварительного взаимодействия, которое носило качественный характер, было отобрано 67 мужчин, возраст которых колебался в пределах 35-50 лет. Репрезентативность выборки определялась, главным образом, таким внешним критерием как возраст и внутренним, суть которого - это психологическая готовность человека к рефлексии и следующей за этим трансформации своей личности. 71% испытуемых, принимавших участие в исследовании, состояли в браке, имели высшее образование. Применяемые диагностические методы играли роль определенного индикатора изменения личности, исследуемой в процессе когнитивно- новедепческой коррекции.

После того, как экспериментальная группа была сформирована, следующий шаг эксперимента заключался в разработке, составлении и практической реализации психокоррекционной программы с рефлексивной составляющей. Цель программы состояла в том, чтобы нормализовать уровень тревожности, депрессии, фрустрации, агрессивности, ригидности испытуемых и сбалансировать самооценку личности. Психологическая коррекция состояла из трех последовательных этапов. Первый этап коррекции был основан на применении соответствующих методов вербального взаимодействия психолога с клиентов для выявления психологический диссонанс, отражаясь на состоянии и поведении. Второй этап коррекции был связан с более углубленной рефлексивной работой с испытуемыми над повышением уровня осознания личностных конструктов. Третий этап коррекции был заключительным и касался практического закрепления результатов работы с учетом рефлексивного анализа и обратной связи.

Общие дисгармонические факторы испытуемых подвергались измерению при помощи количественных методов психодиагностики в начале и конце экспериментального исследования. Результаты измерения подтверждены математической статистикой. Итоги проведенной экспериментальной работы убеждают:

1. Психические состояния человека, такие как тревожность, депрессивность, фрустрация, агрессивность, ригидность при неадекватной самооценке обусловлены когнитивной составляющей в зависимости от установок, стереотипов, ценностных ориентаций, представлений, ориентированных на когнитивную модель.

2. Система неосознанности личностных конструктов, формируют в сознании человека когнитивную модель. Зависимость (независимость) человека от данной модели определяет степень конфликта между идеальным и реальным, порождая в одном случае агрессию, негативные чувства, диссонант.

3. Осознание личностных конструктов через процесс рефлексии ведет к гармонизации поведения и психического здоровья человека Мужские конструкты определяются уровнем социального статуса, материального положения и профессиональной востребованности.

Исходя из результатов проведенной работы следует констатировать, что решение поставленных проблем привело к их разрешению, а одновременно породив множество новых требующих дальнейшего научного осмысления.

1. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999.

2. Левин, К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / К. Левин, А. Бандура. - М., 2007.

3. Келли, Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.

4. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -

М., 1983.

5. Гриндер, Дж. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий. - М., 2003.

Bibliography

1. Festinger, L. Teoriya kognitivnogo dissonansa. - SPb., 1999.

2. Levin, K. Geshtaljt-psikhologiya i socialjno-kognitivnaya teoriya lichnosti / K. Levin, A. Bandura. - M., 2007.

3. Kelli, Dzh. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.

4. Petrenko, V.F. Vvedenie v ehksperimentaljnuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentacii v obihdennom soznanii. - M., 1983.

5. Grinder, Dzh. Refreyjming. Orientaciya lichnosti s pomothjyu rechevihkh strategiyj. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.