Библиографический список
1. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И.Образцов,
О.Ю.Иванова. - Орел, 2005.
2. Казакова, О.П. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам // Известия Южного федерального ун-та. Педагогические науки. - 2011. - № 6.
3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.
4. ICAO Doc 4444. «Air Traffic Management», Fifteenth Edition, 2007.
Bibliography
1. Obrazcov, P.I. Professionaljno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazihku na neyazihkovihkh fakuljtetakh vuzov / P.I.Obrazcov,
O.Yu.Ivanova. - Orel, 2005.
2. Kazakova, O.P. Professionaljno orientirovannoe obuchenie inostrannihm yazihkam // Izvestiya Yuzhnogo federaljnogo un-ta. Pedagogicheskie nauki. - 2011. - № 6.
3. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2004.
4. ICAO Doc 4444. «Air Traffic Management», Fifteenth Edition, 2007.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 159
Sobolnikov К V. REFLECTION PERSONAL CONSTRUCTS AS CORRECTION CONDITIONS DISSONANT MENTAL STATE. The article deals with the reflection dissonant Subjective states as active process that is the content of consciousness and self-awareness, updated in verbalized internal dialogue. They enable the generation of new semantic structures. Dialogical, value level has a distinctive feature of verbalized internal dialogue. A statistically significant level of activity, meanings.
Key words: reflection, dissonant state, subjective process, internal dialogue.
В.В. Собольников, д-р психол. наук, проф. ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ДИССОНАНТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
В статье рассматривается рефлексия диссонантных состояний как активный субъектный процесс, преобразующий содержание сознания и самосознания и создающий условия порождения новых смысловых образований. Такой процесс актуализируется в ходе вербализованного внутреннего диалога. Диалогический, ценностный уровень обладает отличительной чертой вербализованного внутреннего диалога. Выявлена статистически значимая степень активности, смыслы.
Ключевые слова: рефлексия, диссонантные состояния, субъективный процесс, внутренний диалог.
Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется кризисным состоянием в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Современный человек находится под системным воздействием стрессовых факторов, обусловленных неопределенностью его пребывания в системе социально-экономических и личностных координат, трансформации ценностных ориентаций и т.д. Потребность обретения иного смысла жизни и выбора ее стратегии становится вызовом времени и условием выживания человека. В результате, кризисные явления с одной стороны и констатация сложности обретения личностной перспективы - с другой, создает внутриличностное противоречие. Состояние диссонанса, как следствие этого, порождает психологический дискомфорт, формирует психическое неблагополучие, а затем и давление (по Л. Фестингеру) [1. с. 1552]. Изложенное с очевидностью актуализирует проблему психической устойчивости личности и гармонизации внутренних состояний и внешнего поведения индивида в современных условиях.
В таком контексте основополагающей проблемой становится психологическая коррекция диссонантных психических состояний и поведения человека в условиях современного общества. Известно, что в рамках определенной когнитивной сферы личности складывается совокупность установок, представлений, стереотипов мышления, восприятия пространства и т.д., которые не только не осознаются, но и проявляются у личности нео-сознано и в виде реакции. Поэтому вполне понятно, что большинство различного рода конфликтов как внутриличностного, так и межличностного плана, появление разногласий и непонимания имеют когнитивную обусловленность. В этой связи, изучение диссонантных состояний и поведения человека и их корреляцию следует проводить с помощью средств психологической коррекции и формирования у личности психической устойчивости.
Анализ проблем диссонантных психических состояний и дезадаптивного поведения человека в зарубежной литературе
позволяет выделить различные причины внутреннего дисбаланса и модели коррекционного процесса. Так, в работах представителей глубинной психокоррекции (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.) рассматривают психические травмы, внутренние конфликты, переживания, комплексы через проработку бессознательных паттернов, используя различные методы и приемы коррекции. В исследованиях бихевиорального направления (Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон) выделяются т.н. оперантные методы, где используются определенные условия для изменения поведения индивида, посредством стимулов, внешнего пространства и окружения, а также мультимодального программирования (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.). Определенный интерес представляет гештальт-психология, в рамках которой, Ф. Перле [2] на основе работ гештальт-психологии (К. Левин, М. Вертгеймер и др.) разработал основу воздействия на выявленные у человека ключевые незавершенные гештальты, противоречий, психологических защит через интегральный принцип «здесь и сейчас». Исследования гуманистического коррекционного направления (К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривают возможность выхода личности на творческий уровень. Близкое к этому обнаруживается в экзистенциальном подходе В. Франкла, Р. Ассаджи-оли, У. Джеймса, С. Грофа. По сути, последние предполагают обращение человека к духовному через перинатальные и трансперсональные переживания на пути к осознанию смысла жизни; постижения высшего «Я». В контексте исследования оптимальным представляется коррекция когнитивно-поведенческого характера (А. Бек, В. Глассер, Д. Миченбаум, А. Эллис и др.), в основе которой стоит трансформация ментального мира личности через выявление ошибочных паттернов мировоззрения, представлений, восприятия.
Анализ данных работ связанных с коррекцией личности убеждает в некотором постоянстве выбора средств при противоположности подходов к пониманию процесса ее изменения. В этом плане более предпочтительным является концептуальный подход Джоржа Келли, которым личность рассматривается
через «личные конструкты», биполярные перцептивные ориентиры, используемые для истолкования («конструирования») окружающего мира и предвидения последствий совершаемых действий. Идея Дж. Келли [3] о том, что конструкты, по причине порождения ошибочных предсказаний, периодически могут подвергаться пересмотру на основе жизненного опыта и рефлексивного процесса, была положена в основу исследования. В сущности, личностный конструкт - это мыслительный шаблон, через который человек воспринимает себя и окружающий мир. Следовательно, на основе личностных конструктов, индивид формирует соответствующую когнитивную модель мира посредством взаимодействия мышления и языка. Содержательные аспекты конструктов строятся на понятиях, созданных индивидуальным семантическим пространством человека и вплетенных в канву общесоциального семантического пространства. Оба вида семантических пространств взаимно пересекаются, оказывая влияние на сознание индивида, ее когнитивную модель. Большинство отечественных исследователей (В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, А.А. Анистратов, А.Г Шмелев и др.) справедливо полагают, что человеческое восприятие и осознание мира, процессы памяти, мышления, воображения вооружены и одновременно ограничены той конкретно-исторической системой значений, несущей в себе совокупный общественный опыт, культурное наследие определенной социальной общности. В частности, В.Ф. Петренко [4] упоминает о так называемой «категориальной сетке» сознания. Подобные мысли встречаются в теории парадигм Т. Куна, «социальном характере» Э. Фромма и «стереотипном культуральном поведении» Ц.П. Короленко. В итоге, можно полагать, что индивидуальная и социокультурная репрезентация задает личностным конструктам некую двойственность.
В результате, личностные конструкты имеют двойственную природу, базирующуюся на индивидуальной и социокультурной репрезентации мира. Не случайно, Дж. Келли, характеризуя свойства конструктов, выделил два диапазона их применимости. Так, узкий спектр применимости основан на конструктах фиксированного и ригидного характера, в то время как широкий - включает конструкты, обеспечивающие в сознании личности более многогранную, когнитивную «систему координат». Очевидно, фиксированная, а с другой стороны неосознаваемая когнитивная модель находятся в основе диссонантных психических состояний и дезадаптивного поведения человека. В тоже время, такое состояние и понимание необходимости его коррекции подготавливает основу для использования адекватных методов в осуществлении процесса рефлексии.
В процессе подготовительной работы были отобраны средства по раскрытию личностных конструктов. Наш выбор пал на метод мета-модели Дж. Гриндера [5]. Он позволял обеспечить «вскрытие» внутренних противоречий, конфликтов личности через вербальное взаимодействие психолога с клиентом. Моделирование реальности и организация рефлексии на основе обобщения, исключения, искажения опьтимизировала процесс. В целях психодиагностики испытуемых была составлена батарея тестов: тест «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку (выявление тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности), тест «Самооценка» по Р. Кеттеллу (выявление самооценки личности); комплексная программа рефлексивной коррекции тест Спилбергера-Ханина (выявление личностной тревожности); методика «ТиД» по Т.И. Бачашовой (выявление состояний тревожности и депрессии).
Экспериментальная проверка научной гипотезы была проведена на базе Научно-исследовательского центра «Исследо-
Библиографический список
вание евроазиатских проблем» (г. Новосибирск). Формирование и проведение эксперимента проходило в течении 2011 -2012 г.г.. Выборка испытуемых проводилась из числа генеральной выборки контингента, предполагаемых для отправки для работ в северных широтах и обратившихся в центр с определенными проблемами.
В экспериментальную выборку попадали именно те испытуемые, которые имели высокий уровень измеряемых диссонантных психических состояний, а также неадекватную самооценку В процессе предварительного взаимодействия, которое носило качественный характер, было отобрано 67 мужчин, возраст которых колебался в пределах 35-50 лет. Репрезентативность выборки определялась, главным образом, таким внешним критерием как возраст и внутренним, суть которого - это психологическая готовность человека к рефлексии и следующей за этим трансформации своей личности. 71% испытуемых, принимавших участие в исследовании, состояли в браке, имели высшее образование. Применяемые диагностические методы играли роль определенного индикатора изменения личности, исследуемой в процессе когнитивно- новедепческой коррекции.
После того, как экспериментальная группа была сформирована, следующий шаг эксперимента заключался в разработке, составлении и практической реализации психокоррекционной программы с рефлексивной составляющей. Цель программы состояла в том, чтобы нормализовать уровень тревожности, депрессии, фрустрации, агрессивности, ригидности испытуемых и сбалансировать самооценку личности. Психологическая коррекция состояла из трех последовательных этапов. Первый этап коррекции был основан на применении соответствующих методов вербального взаимодействия психолога с клиентов для выявления психологический диссонанс, отражаясь на состоянии и поведении. Второй этап коррекции был связан с более углубленной рефлексивной работой с испытуемыми над повышением уровня осознания личностных конструктов. Третий этап коррекции был заключительным и касался практического закрепления результатов работы с учетом рефлексивного анализа и обратной связи.
Общие дисгармонические факторы испытуемых подвергались измерению при помощи количественных методов психодиагностики в начале и конце экспериментального исследования. Результаты измерения подтверждены математической статистикой. Итоги проведенной экспериментальной работы убеждают:
1. Психические состояния человека, такие как тревожность, депрессивность, фрустрация, агрессивность, ригидность при неадекватной самооценке обусловлены когнитивной составляющей в зависимости от установок, стереотипов, ценностных ориентаций, представлений, ориентированных на когнитивную модель.
2. Система неосознанности личностных конструктов, формируют в сознании человека когнитивную модель. Зависимость (независимость) человека от данной модели определяет степень конфликта между идеальным и реальным, порождая в одном случае агрессию, негативные чувства, диссонант.
3. Осознание личностных конструктов через процесс рефлексии ведет к гармонизации поведения и психического здоровья человека Мужские конструкты определяются уровнем социального статуса, материального положения и профессиональной востребованности.
Исходя из результатов проведенной работы следует констатировать, что решение поставленных проблем привело к их разрешению, а одновременно породив множество новых требующих дальнейшего научного осмысления.
1. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999.
2. Левин, К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / К. Левин, А. Бандура. - М., 2007.
3. Келли, Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.
4. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -
М., 1983.
5. Гриндер, Дж. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий. - М., 2003.
Bibliography
1. Festinger, L. Teoriya kognitivnogo dissonansa. - SPb., 1999.
2. Levin, K. Geshtaljt-psikhologiya i socialjno-kognitivnaya teoriya lichnosti / K. Levin, A. Bandura. - M., 2007.
3. Kelli, Dzh. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.
4. Petrenko, V.F. Vvedenie v ehksperimentaljnuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentacii v obihdennom soznanii. - M., 1983.
5. Grinder, Dzh. Refreyjming. Orientaciya lichnosti s pomothjyu rechevihkh strategiyj. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 30.01.13