Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / теоретико-методологические подходы к организации проектной деятельности / этапы развития методологических идей к организации проектной деятельности в образовании. / project training / theoretical and methodological approaches to the organization of project activities / stages of development of methodological ideas for the organization of project activities in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Папуткова Галина Александровна, Медведева Татьяна Юрьевна, Вотинцев Андрей Владимирович, Демидова Наталья Николаевна

На основе ретроспективного анализа рассматривается проблема становления ведущих теоретико-методологические подходов к организации проектной деятельности с целью их эффективного применения в системе современного образования. Выделены этапы развития методологических идей по становлению и развитию проектной деятельности в образовании, их обусловленность и сопряженность с общими тенденциями развития теории управления проектной деятельностью и доминирующими образовательными стратегиями конкретного временного периода. Обосновано, что на этапе оформления идей включения проектной деятельности в процессы образования (первая половина XX века) ведущее значение имел прагматический подход; этап развития проектной деятельности в образовании (вторая половина XX века) актуализировал системно-деятельностный, технологический, проблемный, личностно ориентированный, компетентностный подходы; на этапе расширения возможностей проектной деятельности в образовании (начало XXI века) педагогический отклик получили идеи синергетического, средового, интегрального подходов. Проведенное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории и методики современного проектного обучения, его результаты будут интересны учителям, педагогам высшей школы, студентам педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Папуткова Галина Александровна, Медведева Татьяна Юрьевна, Вотинцев Андрей Владимирович, Демидова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN EDUCATION

Based on a retrospective analysis, the problem of the formation of leading theoretical and methodological approaches to the organization of project activities is considered with the aim of their effective application in the modern education system. The stages of development of methodological ideas on the formation and development of project activities in education, their conditionality and conjugation with the general trends in the development of the theory of project activity management and the dominant educational strategies of a specific time period are highlighted. It is substantiated that at the stage of formalization of ideas for including project activities in educational processes (the first half of the 20th century), the pragmatic approach was of leading importance; the stage of development of project activities in education (the second half of the 20th century) updated the system-activity, technological, problem-based, personality-oriented, competency-based approaches; at the stage of expanding the possibilities of project activities in education (the beginning of the 21st century), the ideas of synergetic, environmental, and integral approaches received a pedagogical response. The conducted research contributes to the further development of the theory and methodology of modern project-based learning; its results will be of interest to teachers, higher education teachers, and students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-46-53 УДК 37

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

И.В. Головина, Г.А. Папуткова, Т.Ю. Медведева, А.В. Вотинцев, Н.Н. Демидова

Статья поступила в редакцию 28 марта 2024 г.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Модель организации

проектной деятельности будущего учителя в инновационной инфраструктуре педагогических вузов» (государственное задание № 073-00077-24-01 от 19.01.2024)

На основе ретроспективного анализа рассматривается проблема становления ведущих теоретико-методологические подходов к организации проектной деятельности с целью их эффективного применения в системе современного образования. Выделены этапы развития методологических идей по становлению и развитию проектной деятельности в образовании, их обусловленность и сопряженность с общими тенденциями развития теории управления проектной деятельностью и доминирующими образовательными стратегиями конкретного временного периода. Обосновано, что на этапе оформления идей включения проектной деятельности в процессы образования (первая половина XX века) ведущее значение имел прагматический подход; этап развития проектной деятельности в образовании (вторая половина XX века) актуализировал системно-деятельностный, технологический, проблемный, личностно ориентированный, компетентностный подходы; на этапе расширения возможностей проектной деятельности в образовании (начало XXI века) педагогический отклик получили идеи синергетического, средового, интегрального подходов. Проведенное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории и методики современного проектного обучения, его результаты будут интересны учителям, педагогам высшей школы, студентам педагогических вузов.

Ключевые слова: проектное обучение, теоретико-методологические подходы к организации проектной деятельности, этапы развития методологических идей к организации проектной деятельности в образовании.

THE FORMATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN EDUCATION

I.V. Golovina, G.A. Paputkova, T.Yu. Medvedeva, A.V. Votintsev, N.N. Demidova

Based on a retrospective analysis, the problem of the formation of leading theoretical and methodological approaches to the organization of project activities is considered with the aim of their effective application in the modern education system. The stages of development of methodological ideas on the formation and development of project activities in education, their conditionality and conjugation with the general trends in the development of the theory of project activity management and the dominant educational strategies of a specific time period are highlighted. It is substantiated that at the stage of formalization of ideas for including project activities in educational processes (the first half of the 20th century), the pragmatic approach was of leading importance; the stage of development of project activities in education (the second half of the 20th century) updated the system-activity, technological, problem-based, personality-oriented, competency-based approaches; at the stage of expanding the possibilities of project activities in education (the beginning of the 21st century), the ideas of synergetic, environmental, and integral approaches received a pedagogical response. The conducted research contributes to the further development of the theory and methodology of modern project-based learning; its results will be of interest to teachers, higher education teachers, and students of pedagogical universities.

Key words: project training, theoretical and methodological approaches to the organization of project activities, stages of development of methodological ideas for the organization of project activities in education.

Смена образовательных парадигм, реализация стратегических целей модернизации российского образования детерминирует поиск эффективных подходов к организации образовательной деятельности.

В данном контексте одним из ведущих процессов нового образования становится организация проектной деятельности не только как эффективного, координированного способа достижения продуктивного образовательного результата, но и как основного, всеохватывающего механизма становления проектной культуры - интегрального качества личности и проектной компетентности - критериального показателя деятельностного проявления культуры, обеспечивающей способность реализовать себя в современном мире, где проектные способы освоения действительности становятся приоритетными.

В связи с этим проблема организации проектной деятельности в образовании в контексте новых целевых ориентиров требует дальнейших теоретико-методологических и методических разработок.

В рамках данного исследования нами выделены этапы и проанализирована эволюция ведущих теоретико-методологических подходов к организации проектной деятельности с целью их эффективной проекции на современную ситуацию в образовании.

Анализ идей в области организации проектной деятельности в образовании позволил констатировать её обусловленность тенденциями развития общей теории управления проектной деятельностью, обозначить их сопряженность и комплементарность (таблица 1).

Название этапа

Управление проектной деятельностью

Проектная деятельность в образовании Ведущие методологические подходы

Этап оформления идей включения проектной деятельности в процессы образования

(первая половина XX века)

Формирование научного менеджмента управления проектами (А. Файоль, Ф. Тейлор). Календарное планирование с использованием горизонтальных диаграмм (Г. Гантт). Матричная организация управления проектами: адаптивные подходы к организации деятельности, ориентированные на конкретные задачи, временные рабочие группы (Л. Гуллик).

Практика применения экономико-математических методов анализа и моделирования в проектировании

Прагматический подход

В 1908 г. Д. Снедзен ввел понятие «домашний проект». В 1911 г. Бюро воспитания США узаконило термин «проект» в образовании. Дж. Дьюи - решение жизненных проблем. У. Килпатрик - метод проектов на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта обучающегося. Е. Пархерст Далтон-план - «свобода, самостоятельность, сотрудничество», «жом (школа) -задание - лаборатория).

П. Петерсен - концепция школы по принципу Йена-плана - содержание от интересов и индивидуальных способностей, индивидуальные и групповые проекты.

К. Уошберн - «Виннетка-план», обучение на реальной жизни.

С.Т. Шацкий, Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин - внедрение метода проектов в советскую школу (запрещено с 1931 года)

Этап развития проектной деятельности в образовании (вторая половина XX века)

Формирование научных концепций управления проектами. Рациональный метод описания проектов, «метод Уолкера-Келли», позже получил название «метод критического пути» (Джордж А. Келли).

В 1959 г. комитетом Андерсона

Системно-деятельностный подход

Проектная деятельность как целостный педагогический процесс (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов).

Технологический подход

Проектная деятельность как технология. (В.П. Беспалько, А.Л. Блохина, Е.С. Полат, С.М. Оберемек, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель)

Таблица 1 - Развитие методологических идей к организации проектной деятельности

в образовании

Название этапа Управление проектной деятельностью Проектная деятельность в образовании Ведущие методологические подходы

(NASA) предложен системный подход к проектной деятельности (по стадиям жизненного цикла). Внедрение систем сетевого планирования. GERT - вероятностный метод сетевого планирования. 70-е годы - учреждение Международной ассоциации управления проектами (IPMA) в Европе и Института управления проектами (PMI) в США. Актуализация информационных технологий в управление проектами Проблемный подход Проблемно-практический характер проектной деятельности (В.А. Жинжило, Е.А. Карпов, А.В. Левчук, Н.И. Прокофьева) Личностно ориентированный подход Проектная деятельность, как продуктивная форма субъект-субъектной организации учебного процесса (О.И. Генисаретский, A.A. Добряков, Б.Ф. Ломов, В.А. Моляко, H.H. Нечаев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий). Проект как способ социализации личности, освоения ценностно-смысловых доминант современного мира. Выявление психологических и психологофи-зиологических механизмов проектной деятельности (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Си-моненко, Ю.Л. Хотунцев, Н.В. Матяш) Компетентность^ подход Компетентность как результат проектной деятельности (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер)

Этап расширения возможностей проектной деятельности в образовании (начало XXI века) Системные модели управления макропроектами. Корпоративные системы управления проектами. Управление проектами в условиях неопределенности (Б. П. Титарен-ко, В.И. Воропаев, В.М. Аньшин, Г.Л. Ципес). Развитие новых компетенций в разработке и реализации проектов третьей волны (В.Н. Михеев). Теория активных систем в управлении проектами (Д.А. Новиков). Проектная деятельность в решении транспрофессиональных задач Синергетический подход Самоорганизация личности как динамической системы, соотнесенной с образами современного мира в категориях сложности, универсального единства, нелинейности, закономерности и случайности, сопряженности, прогно-стичности. Новые стратегии деятельности, строящиеся на принципах опережающего порядка, открытости по отношению к будущему. Формирование проектного способа взаимодействия при решении учебных и реальных проблем Средовый подход Связь познания с действием через действие в среде и через взаимодействие со средой (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева). Личностное развитие как деятельностная проекция среды (А.С. Запесоцкий). Идеи эффективного, мягкого управления через создание целенаправленно организованной среды (Э.Ф. Зеер, Ю.С. Мануйлов). «Информационно-коммуникативный слой» среды (Е.Н. Пасхин) Интегральный подход Интегрированная система представлений о мире (В.С. Степин, В.И. Моисеев, В.Г. Буданов, Б. Николеск). Междисциплинарный уровень познания. Междисциплинарные проекты

Этап оформления идей включения проектной деятельности в процессы образования (период конец XIX - первая половина XX века). Ряд исследователей аргументируют положение о том, что история проектной деятельности в образовании уходит корнями в XVI век. Опыт Римской Высшей школы искусств представляет «конкурс», предлагающий выдающимся студентам шанс применения имеющихся у них знаний представить в виде «progetti» (проектов). Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс прежде всего воплощает проектный метод в сферу экономики. В начале прошлого века происходит формирование первых концепций управления проектами, в основе которых лежат теории классической науки той эпохи, что нашло отражение в работах Г. Гантта, А. Фай-оля, М. Вебера, Ф. Тейлора [8, с. 212; 12].

Идеи прагматизма, рационализма также стали и основанием становления проектного обучения. Прагматический подход концентрировался на том, что в основе организации проектного обучения должна лежать «целесообразная деятельность» на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта обучающихся (У. Килпатрик). Центральный вектор определили адаптационные мотивы, направленные на идентификацию обучающегося в окружающем мире в процессе накопления и реконструкции индивидуального опыта, актуализации социального содержания в контексте «единства мыслей и согласованности действий» [5, с. 39-49]. Д. Дьюи и его последователи - У. Килпатрик, Е. Коллингс, выступая за практическую направленность образования, рассматривали образовательный проект как метод планирования деятельности, связанной с разрешением значимых для обучающихся ситуаций.

Инструменталистское «обучение практикой» имело прямое обращение к теоретическим разработкам теории управления проектами, что стало основанием выделения этапов проектной деятельности, форм и методов решения актуальных проблем. В 20-30 годы проектная деятельность активно внедрялась в практику на основе таких педагогических си-

стем, как Дальтон-план (Х. Паркхерст), Виннет-ка-план (К. Уошберн), Йена-план (П. Петерсен).

Параллельно с разработками американских педагогов методы проектного обучения разрабатывались в России под руководством С.Т. Шацкого с 1910 года, но получили широкое внедрение только при советской власти. Отметим, что взгляды советских педагогов были несколько отличны от зарубежных коллег, имели гуманистическую направленность в процессе самостоятельной творческой деятельности (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Е.Г. Каганов, В.В. Игнатьев и др.).

Внедрение групповых форм трудовой и общественно-полезной проектной деятельности способствовало решению задач, связанных с воспитанием нового гражданина молодой страны. Примечательно, что, посетив СССР в 1928 году по приглашению Народного комитета просвещения, Джон Дьюи позитивно оценил вытеснение буржуазного индивидуализма в общественной психологии своей педагогикой и признал, что идеи прогрессивной школы органичнее воплощаются в русской системе, чем в американской [10, с. 12-17].

Несмотря на сложившуюся дискуссию, были допущены серьезные методологические ошибки при утверждении комплексно-проектных программ Наркомпросом РСФСР в 1930 году [1], где рекомендовалось метод проектов сделать приоритетным, а классы заменять на бригады и звенья. Это привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников и запрету проектного метода в 1931 году.

Этап развития проектной деятельности в образовании (вторая половина XX века). В середине пятидесятых годов на смену «поэлементного взгляда на вопросы проектного менеджмента» приходит системный подход к управлению проектами на основе системных концепций A.A. Богданова, Л. Берталанфи и Ч. Барнарда формируются общие принципы решения проблем управления [14]. На основании теории систем выделяются доминанты жизненного цикла проектов, получают развитие методы сетевого планирования. Перспективы системного подхода отражают процессы

внедрения компьютерных систем в систему управления проектами.

На данном этапе происходит широкая конвергенция средств и методов проектного управления в различные сферы деятельности, что актуализирует вопросы становления проектного управления как сферы профессиональной деятельности, совершенствования организационной структуры управления проектами, выделения и формирования ключевых компетенций, функционально полно отражающих проектную специфику.

Кроме того, как отмечает Н.В. Матяш, возрождение проектного обучения во второй половине XX века связывалось с «идеями оптимизации учебно-воспитательного процесса, направленной на преодоление репродуктивного характера обучения и воспитания подрастающего поколения» [6, с. 12]. Проектная деятельность как вид учебной деятельности получила новое методологическое основание в контексте системно-деятельностного, лич-ностно ориентированного, проблемного, технологического, компетентностного подходов.

Становление системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) в образовании позволило «расширить зону видения» проектной деятельности как целостного педагогического процесса - совокупности структурированных и взаимосвязанных элементов, а интегрирование системного подхода с деятельностным в конце двадцатого столетия определило ее во всем единстве и многообразии отношений познавательного, коммуникативного, регулятивного характера. Системно-деятельностный подход актуализировал идеи изучения человека, где человек, личность выступает как активное творческое начало. Тем самым, подход определил сдвиг проектной деятельности в проекцию личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Зин-ченко и другие), отразив его сущностные связи с личностно ориентированным подходом.

Ядром личностно ориентированного подхода стало представление проектной деятельности как продуктивной формы субъект-субъектной организации образовательного процесса, усиления субъектности личности по-

средством включения его в различные активные виды проектной деятельности (О.И. Гени-саретский, A.A. Добряков, Б.Ф. Ломов, H.H. Нечаев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровиц-кий). Новые смыслы определили образовательный проект как способ социализации личности через освоение ценностно-смысловых доминант окружающего мира (А.В. Брушлин-ский, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий).

Развитие личностно ориентированного подхода детерминировало появление исследований, направленных на выявление психологических и психолого-физиологических механизмов проектной деятельности обучающихся (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симо-ненко, Ю.Л. Хотунцев, Н.В. Матяш). В исследованиях рассматривались вопросы выявления психологических особенностей обучения в рамках проектной деятельности, влияния проектной деятельности на становление личности на различных этапах возрастного развития [11, с. 134-144].

Проектная деятельность, декларирующая идеологию свободного воспитания в предшествующий период, на следующем этапе является интегрированным компонентом образовательной системы в соответствии с логикой осуществления педагогической технологии. Данная идея подтверждается рядом исследователей (В.П. Беспалько, А.Л. Блохина, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель), связывающих реализацию проектной деятельности в образовании с технологическим подходом. Обосновывается соответствие критериям технологичности, включающим системность, управляемость, направленность на результат, воспроизводимость, эффективность [7, с. 64-122]. В ряде случаев проектная деятельность связывается с применением информационных технологий, расширяющих возможности информационного поиска, оформления и представления продуктов проектной деятельности.

Методологическим основанием конструирования проблемно-ориентированного содержания проектной деятельности стал проблемный подход (И.Я. Лернер, А.М. Матюш-кин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин). Важно подчеркнуть, что в контексте проектного видения проблемное обучение не сводилось толь-

ко к постановке и решению учебных проблем, а включало в содержание проекта реальные проблемы, направленные в большей степени не на преодоление противоречий знаниевого характера, а на разрешение противоречий действительности, которые необходимо решать как жизненно важные [9, с. 116-117].

Консолидирующую роль на данном этапе сыграл компетентностный подход, раскрывший в себе специфику выделенных выше подходов в категории проектной компетентности как показателя готовности и способности обучающихся к осуществлению проектной деятельности [13, с. 9-10].

Этап расширения возможностей проектной деятельности в образовании (начало XXI века). Новый этап отражает актуальные процессы, связанные с преобразованием ценностно-познавательного фундамента жизнедеятельности человека. В теории управления проектами активно оформляются идеи постне-классической рациональности, отражающие тенденции сложности, интегративности, нелинейности, человекоразмерности (В.М. Анышн, В.Н. Бурков, А.А. Гусаков, С.П. Никаноров, Д.А. Новиков, Б.П. Титаренко и другие). Многомерные проектные решения в образовании обеспечивают интегративный, системно-синергетический, средовый подходы.

Большинство исследователей (В.Г. Буданов, В.И. Моисеев, В.С. Степин) подчеркивают, что дифференцированная предметная ориентация утрачивает доминирующий статус, новый вектор развития образования все больше определяют процессы интеграции. При этом интеграция характеризуется с точки зрения взаимоотношений процессов специализации и универсализации знаний [4, с. 2535]. Методологический концепт интегра-тивного подхода ориентирует на изучение междисциплинарных процессов и явлений, решение качественно новых проектных задач, многоаспектных по своей сути. Междисциплинарная интеграция рассматривается как важнейшее средство достижения единства проектного знания во всех формах и типах его выражения: содержательном, структурном, организационном, обще- и частно-методическом.

Системно-синергетический подход определяет интегральный подход как основную идею, выявляет те грани, которые обеспечены синергетической парадигмой. Педагогический отклик получают идеи проектной парадигмы холистической картины мира. Конструирование содержания и структуры междисциплинарных проектов лежит в области открытых человекоразмерных моделях познания, которые задают новое видение мира, понимание его универсального единства, раскрытие его системности, процессуально-сти, нелинейности, вероятности, ситуативно-сти и вместе с тем - возможности выбора альтернатив, управления, прогнозирования (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов).

Ведущим методологическим регулятором организации проектной деятельности выступает средовый подход. В методологии средо-вого подхода представлена идея эффективного мягкого управления проектной деятельностью в условиях целенаправленно организованной образовательной среды (Л.В. Байба-родова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин). Такая целенаправленно заданная среда выступает как проблемно-ориентированное поле конструирования «нового» знания и проектных способов освоения действительности [3, с. 13-16].

Подводя итог анализу развития и состояния теоретико-методологических подходов к организации проектной деятельности в контексте образования, следует подчеркнуть, что рассмотренные выше подходы, дополняя и обогащая друг друга на основе комплементарного взаимодействия, должны отразиться в теории и методике современного проектного обучения. Констатируя высокую степень разработанности методологических оснований к организации проектной деятельности обучающихся, отметим, что концептуальное осмысление роли интегративного, системно-синергетического, средового подходов находится в периоде становления.

Считаем, что перспективы нашего дальнейшего исследования лежат в плоскости осмысления и разработки представленных выше идей в контексте опережающей функции подготовки будущих педагогов как носи-

телей и трансляторов проектной культуры. Проектный потенциал педагогических вузов актуализирован программными документами, обеспечивающими встраивание проектной деятельности в систему формального и неформального образования студентов [2]. Объективным фактором расширения воз-

можностей проектной деятельности в вузе является формирование инновационной образовательной среды (педагогических кван-ториумов и технопарков) - интегративного условия включения обучающихся в различные виды проектной деятельности.

Список литературы

1. Законы о начальных и средних школах. 1930-1936 гг. [Электронный ресурс]. - URL: Шр://музейреформ.рф/по0е/13996 (дата обращения: 20.03.2024).

2. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a0196 1/?ysclid=lv0oykluq9304118841 (дата обращения: 20.03.2024).

3. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4. - С 12-17. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/290 (дата обращения: 11.03.2024).

4. Князева Е.Н. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. (Историческая ретроспектива; синергетика как новая парадигма; Диалог с И. Пригожиным; расширение антропного принципа; синергетика в контексте культуры; основные принципы синергетического мировидения). - М., 2018. - 254 с.

5. Мальцев Я.В. Прагматизм в образовании: философские основания и педагогическая практика [Электронный ресурс] // Философская мысль. - 2023. - № 7. - С. 38-50. - URL: https://nbpublish.com/ li-brary_read_article.php?id=40380 (дата обращения: 20.03.2024).

6. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и. системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

8. Петров М.Н. Эволюция и направления развития парадигмы управления проектами [Электронный ресурс] // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2017. - Том 7. - № 2А. - С. 210-221. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2017-2/19-petrov.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

9. Позднякова Ю.С., Подгорный Я.Б. Основы проектной деятельности в современном образовании [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. - 2021. - №24 (51). - С. 115-117. - URL: https://apni.ru/article/2601-osnovi-proektnoj-deyatelnosti-v-sovr-obraz (дата обращения: 15.03.2024).

10. Рогачева Е.Ю. Вклад Джона Дьюи в осмысление концепции нового учителя и его профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского педагогического университета. - 2019. -№1 (134). - С.12-17. - URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/134/12-17.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

11. Современные образовательные технологии в вузе: Учебное пособие для магистров и аспирантов / А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, Н.В. Фомин. - М.: Издательский центр «Педагогическое общество России», 2013. - 320 с.

12. Тебекин А.В. Эволюция методов управления проектами: мировой опыт и перспективы развития [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2017. - №24. - С. 3969-3994. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-upravleniya-proektami-mirovoy-opyt-i-perspektivy-razvitiya/viewer (дата обращения: 15.03.2024).

13. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 73 с.

14. Шагаева Г.Р. Проектная деятельность. Организация проектной деятельности в проектной экономике: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2023. - URL: https://izd-mn.com/PDF/17MNNPU23.pdf (дата обращения: 11.03.2024).

References

1. Zakony' o nachal'ny'x i srednix shkolax. 1930-1936 gg. [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://muzejreform.rf/node/13996 (data obrashheniya: 20.03.2024).

2. Pis'mo Minprosveshheniya Rossii ot 14.12.2021 № AZ-1100/08 «O napravlenii informacii» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinyx podxodov k ix strukture i soderzhaniyu («Yadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya») [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/?ysclid=lv0oykluq9304118841 (data obrashheniya: 20.03.2024).

3. Demidova N.N. Novy'j dizajn osnovny'x professional'ny'x obrazovatel'ny'x programm v kontekste kon-struirovaniya innovacionnoj nauchno-obrazovatel'noj sredy' vuza [E'lektronny'j resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2016. - №4. - S 12-17. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/290 (data obrashheniya: 11.03.2024).

4. Knyazeva E.N. Osnovaniya sinergetiki: Sinergeticheskoe mirovidenie. (Istoricheskaya retrospektiva; siner-getika kak novaya paradigma; Dialog s I. Prigozhiny'm; rasshirenie antropnogo principa; sinergetika v kontekste kul'tury'; osnovny'e principy' sinergeticheskogo mirovideniya). - M., 2018. - 254 s.

5. Mal'cev Ya.V. Pragmatizm v obrazovanii: filosofskie osnovaniya i pedagogicheskaya praktika [E'lektronny'j resurs] // Filosofskaya my'sl'. - 2023. - № 7. - S. 38-50. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40380 (data obrashheniya: 20.03.2024).

6. Matyash N.V. Innovacionny'e pedagogicheskie texnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya stu-dentov uchrezhdenij vy'sshego obrazovaniya. - 3-e izd., ster. - M.: Izdatelskij centr «Akademiya», 2014. - 160 s.

7. Novy'e pedagogicheskie i informacionny'e texnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i. sistemy' povy'sh. kvalif. ped. kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Buxarkina, M.V.Moiseeva, A.E. Petrov; Pod red. E.S. Polat. - M.: Izdatelskij centr «Akademiya», 2002. - 272 s.

8. Petrov M.N. E'volyuciya i napravleniya razvitiya paradigmy' upravleniya proektami [E'lektronny'j resurs] // E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. -2017. - Tom 7. - № 2A. - S. 210-221. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2017-2/19-petrov.pdf (data obrashheniya: 15.03.2024).

9. Pozdnyakova Yu.S., Podgorny'j Ya.B. Osnovy' proektnoj deyatel'nosti v sovremennom obrazovanii [E'lektronny'j resurs] // Aktual'ny'e issledovaniya. - 2021. - №24 (51). - S. 115-117. - URL: https://apni.ru/article/2601-osnovi-proektnoj-deyatelnosti-v-sovr-obraz (data obrashheniya: 15.03.2024).

10. Rogacheva E.Yu. Vklad Dzhona D'yui v osmy'slenie koncepcii novogo uchitelya i ego professional'noj pod-gotovki [E'lektronny'j resurs] // Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2019. - №1 (134). -S.12-17. - URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/134/12-17.pdf (data obrashheniya: 15.03.2024).

11. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e texnologii v vuze: Uchebnoe posobie dlya magistrov i aspirantov / A.V. Antyuxov, M.V. Retivy'x, N.V. Fomin. - M.: Izdatelskij centr «Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii», 2013. - 320 s.

12. Tebekin A.V. E'volyuciya metodov upravleniya proektami: mirovoj opy't i perspektivy' razvitiya [E'lektronny'j resurs] // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2017. - №24. - S. 3969-3994. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-upravleniya-proektami-mirovoy-opyt-i-perspektivy-razvitiya/viewer (data obrashheniya: 15.03.2024).

13. Subetto A.I. Ontologiya i e'pistemologiya kompetentnostnogo podxoda, klassifikaciya i kvalimetriya kom-petencij. - SPb.-M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 73 s.

14. Shagaeva G.R. Proektnaya deyatel'nost'. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti v proektnoj e'konomike: Uchebno-metodicheskoe posobie [E'lektronny'j resurs]. - M.: Mir nauki, 2023. - URL: https://izd-mn.com/PDF/17MNNPU23.pdf (data obrashheniya: 11.03.2024).

Для ссылки: Головина И.В., Папуткова Г.А., Медведева Т.Ю., Вотинцев А.В., Демидова Н.Н. Становление теоретико-методологических подходов к организации проектной деятельности в образовании // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №2 (31). -С. 46-53.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-46-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.