УДК 329.12 ББК 87
С.П. Золотарев, Т.Н. Золотарева
СТАНОВЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА
Проведен краткий анализ развития и становления либеральных партий и движений. Рассмотрены идеи исторически сложившихся ситуаций в странах Западной Европы и в Северной Америке, имеющие сопричастность с идеалами политического либерализма. Обозначены первоочередные задачи при управлении обществом, с позиции либеральных партий и движений пришедших к власти. Сделан вывод о том, что перечисленные в статье либеральные партии и движения строят свою политическую доктрину по вопросам, касающимся устройства общества и защиты прав гражданина.
S.P. Zolotarev, T.N. Zolotareva
FORMATION, NATURE AND BASIC PRINCIPLES OF MODERN LIBERALISM
The article gives a brief analysis of the development and growth of liberal parties and movements. The authors investigate ideas of historical situations in the countries of Western Europe and North America having connections with the ideals of political liberalism. The article highlights priorities for the management of the society from the perspective of liberal parties and movements which have the power. It is concluded that the liberal parties and movements listed in the article base their political doctrine on issues concerning the structure of society and the protection of citizen's rights.
Ключевые слова: либерализм, гуманизм, либертарианцы, неолибералы, культурный либерализм, социальные либералы.
Keywords: liberalism, humanism, libertarians, neo-liberals, cultural liberalism, social liberals.
Развитие либерализма, по общему мнению, обрело свою идентичность в «рамках» гуманизма, который в эпоху Ренессанса в период английской «Славной революции» (1688 г.) был противопоставлен идеологии власти католической церкви. В период этой революции так называемые «Виги» отстояли своё право выбирать короля и обрели для себя иные демократические свободы. После английской революции сложилось общественное мнение, согласно которому сформировался один из главных либеральных принципов, что верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Эпоха Просвещения значительно расширила либеральные движения в таких государствах, как Франция, Англия и колониальная Америка. На «пути» указанных либеральных преобразований стали абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Но в этой борьбе либеральные движения не только сформировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей, но и официально включили их в свое законодательство [1].
В конце семнадцатого столетия Джон Локк формирует идею стабильного общества, в состав которого должны входить только свободные личности. В своем труде «Два трактата о правлении» (1690 г.) он теоретизирует два принципа, которые впо-
следствии нашли свое отражение во всех будущих конституциях государств. Первый принцип обосновывал экономическую свободу как неотъемлемое право на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободой, в том числе и свободой совести. Второй принцип обосновывает естественные права, а именно: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. По мнению Д. Локка, создавая общество, граждане договариваются в рамках общественного договора, в соответствии с которым они свои властные полномочия передают в пользу правительства. После передачи гражданами своих прав государству правительство берет на себя обязательство всемерно охранять естественные права граждан. Эти взгляды Д. Локка на устройство общества удовлетворяли интересы английской буржуазии, потому что эти естественные права не распространялись на свободу совести католиков, а также крестьян и слуг.
На наш взгляд, это послужило одной из причин того, что Д. Локк не воспринимал демократию как нечто реальное. Несмотря на эти взгляды, некоторые положения из его учений были использованы идеологическими лидерами американской и французской революций. В развитых государствах либеральные идеи являются авангардными в современном мире.
К этим идеям можно отнести личную свободу, собственное достоинство, свободу слова, всеобщие права человека, свободное вероисповедание, неприкосновенность личной жизни, наличие частной собственности, реальное существование свободного рынка, принцип равенства, построение правового государства, открытость правительства, законодательное ограничение государственной власти, верховенство власти народа, право нации на самоопределение, демократическую государственную политику и т.д. В современном мире либерально-демократические и политические системы включили в свою правовую доктрину совершенно различные по своему уровню пути развития государства, в таких государствах, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай. В этих государствах принципы либерализма возведены в ранг первоочередных целей поступательного общественного развития, компенсируя разрыв между идеальностью и реальностью в устройстве гражданского общества.
Исходя из исторически сложившейся ситуации многие политические движения в странах Западной Европы и в Северной Америке проявляют солидарность с идеалами политического либерализма. Это влияет на возникновение достаточно ограниченной классификации либеральных идей. Правые либералы отстаивают идеи классического либерализма, но при этом не принимают некоторые идеи «социального» либерализма. С ними проявляют свою солидарность консерваторы, они принимают фундаментальные либеральные ценности западноевропейских государств. Однако в некоторых случаях консерваторы критикуют отдельные постулаты культурного либерализма, находя в них противоречие нормам морали. Более того в США к «либералам» относят социалистов и все политические движения «левого» толка. На территориях государств Западной Европы этот термин причисляется к либертарианцам, а левых либералов именуют социал-либералами.
Либертарианцы отстаивают позицию, согласно которой государство должно дистанцироваться от личной жизни каждого человека и не вмешиваться в его предпринимательскую деятельность. Исключением из этого правила является обязанность государства вмешиваться в личную жизнь человека, в случаях грубого нарушения им свободы и собственности другого человека или группы людей. Либертарианцы отстаивают позиции экономического и культурного либерализма, не принимая при этом идеи социального либерализма. Некоторые либертарианцы считают, что для реализа-
ции верховенства закона государство должно быть в экономической и военной сфере сильным, другие отвергают эту идею и отстаивают теорию, согласно которой соблюдение законности в обществе необходимо регулировать посредством общественных и частных организаций.
По вопросам внешней политики либертарианцы выступают против милитаризации государств. В рамках экономического либерализма развилось новое идеологическое течение, получившее название неолиберализм. Данное философское течение в научном мире воспринималось, прежде всего, как экономическая теория, не имеющая ничего общего с теорией политического либерализма.
Неолибералы постановкой главной задачи своей идеологии пытаются создать такую правовую базу, которая не будет позволять органам государственной власти доминировать над экономикой государства, а будет помогать обществу создавать механизм свободных рыночных отношений. Наряду с этим неолибералы в данном контексте видят роль государства в том случае, если со стороны другого государства или группы государств будет создан механизм, ограничивающий доступ к экспорту любого вида товаров, производимых на внутреннем рынке. Основополагающим принципом, на котором должна строиться экономическая политика государства, должна быть приватизация основных средств производства в государстве. В этом случае можно привести два примера из истории государств в этом направлении. Первый положительный, который был успешно проведен в Великобритании кабинетом Маргарет Тэтчер, и отрицательный в Российской Федерации, проведенный государственными деятелями Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом.
Положительным аспектом в борьбе за влияние в государстве между праволибе-ральными и леволиберальными партиями можно считать то, что они способствовали законодательному укреплению гражданских прав граждан и всемерной защите собственности предпринимателей. Наряду с этим, ошибкой социал-демократов стала пропаганда идеологии социализма, приведшая экономику государства к кризису. В настоящий период большинство Скандинавских государств пользуется особыми методами в экономике, согласно которым формирование цен происходит самопроизвольно, при эффективной работе частных банков. Эти меры привели к развитым рыночным отношениям и возможности свободной торговли между государствами. Тем самым совмещение либеральной и социальной политики позволило либеральным партиям, пришедшим к власти, добиться успехов в качественном уровне социальной защиты населения. Эти процессы происходят не только в экономике, но и в политической жизни государства.
Исходя из этого, в качестве первоочередных задач при управлении обществом либеральные партии и движения, пришедшие к власти, пытаются реализовать следующие направления деятельности государственных органов, а именно:
- построение правового государства;
- построение независимой судебной системы;
- ответственность правительства за принятые решения;
- защита прав граждан и предпринимателей;
- создание условий для свободной конкуренции.
На наш взгляд, простому избирателю нелегко понять, к каким направлениям относить программы либеральных партий правого толка, социал-либералов или либертарианцев, ведь название «либеральный» присутствует у всех названных политических движений.
В современных государствах существуют различные формы либерализма. Наиболее распространенным является политический либерализм, выражающийся в том, что общественные организации совместно с органами государственной власти обязаны предоставлять человеку реальную политическую власть без учета влияния на политические процессы так называемых «политических элит». Данная категория в политологии получила название «методологический индивидуализм».
Ключевым понятием «методологического индивидуализма» является концепция «общественного договора», подразумевающего норму, согласно которой все законы в государстве должны утверждаться во благо общества и каждого индивида в отдельности. В данном направлении либерализм предполагает, что государство должно всемерно обеспечивать верховенство законов, принятых во благо общества. В этом процессе политический либерализм отдает предпочтение доминирующему принципу всеобщего избирательного права. По мнению представителей данного направления, именно свободные выборы вне зависимости от пола, расы и других различий между членами общества являются важным рычагом в построении правового государства.
Другим направлением идеологии либерализма в обществе является экономический или классический либерализм. Эта форма либеральной идеологии выступает за приоритет индивидуальных прав человека на собственность и свободу контракта. Предпочтительной формой экономического либерализма является «свободное частное предприятие». Оно предполагает существование неотъемлемых принципов в регулировании экономических отношений в обществе, таких, как невмешательство государства в рыночные отношения, предоставление возможности по беспрепятственному движению капитала. Ценовая политика на рынке товаров должна складываться на основе свободного выбора индивидуальных предпринимателей, поощрения естественной конкурентности среди участников бизнеса в реализации продажи товаров, в предоставлении услуг и выполнении работ, отсутствии принуждения.
В ином аспекте либеральной идеологии существует направление, получившее в философии название «культурный либерализм». Оно отстаивает позицию, согласно которой в обществе главными составляющими должны быть такие права человека, как защита от вмешательства государства в личную жизнь, академическая, религиозная свобода [2].
Культурный либерализм «твердо» стоит на позиции, согласно которой научное сообщество, литература, искусство и досуг человека не должны попадать под сферу регулирования государства.
Близким по своей идеологической сущности является направление, получившее название «социальный либерализм» в социальной философии конца XIX века. Это направление в своих политических целях использовали различные политические партии. Представители социального либерализма утверждают, что доминанта позитивного права необходима в обществе как инструментарий в защите прав малообеспеченных граждан в экономической и социальной сфере. В большинстве случаев граждане, находящиеся по своему социальному статусу ниже среднего уровня экономического достатка общества, поступаются своими правами в угоду олигархам.
Несмотря на общность экономического и социального либерализма, эти направления имеют коренные противоречия. Экономические либералы полагают, что позитивные права несовместимы с негативными правами в обществе и поэтому они не могут существовать совместно. Они считают, что главной функцией государства являются вопросы обеспечения законности, безопасности и обороны страны. Эти функции должны соответствовать политически и экономически сильному государству.
В противоположность этой концепции, социальные либералы полагают, что основными задачами государства являются: обеспечение малоимущих граждан жилищем, бесплатной медицинской помощью, достойной пенсией, создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, всесторонняя помощь гражданам в случаях природных катаклизмов, снижение уровня преступности (особенно среди молодежи), выделение достаточных средств для поддержания науки и культуры.
Особое место среди многочисленных либеральных движений занимают либеральные течения третьего направления. В настоящий период они стоят на позиции, согласно которой основной задачей развитых государств является перевод материальных ресурсов и технологий на территорию развитых стран. Лидеры этих либеральных течений отстаивают принципы, заключающиеся в коллективном праве общества на мир, право наций на самоопределение, право государств на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческому достоянию. Эти права причисляются к демократическим правам, получившим название права «третьего поколения» и получившим свое закрепление в статье 28 Всеобщей декларации прав человека. При этом огромное внимание уделяется вопросам международной экологии и развитию гуманитарной помощи странам с низким уровнем развития экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что названные либеральные партии и движения строят свою политическую доктрину по следующим вопросам:
1. Между индивидом и государством должен быть создан правовой паритет.
2. Государство должно создать нормативную базу по защите прав и свобод человека и гражданина.
3. Всемерная защита права гражданина на индивидуальную предпринимательскую деятельность.
В данной статье были затронуты наиболее актуальные, на наш взгляд, вопросы деятельности либеральных партий и движений в современных государствах.
Список литературы
1. Арон Р. Эссе о свободах / Р. Арон // пер. с франц. Н. А. Руткевич. - М.: Праксис, 2005. - 416 с.
2. Бауман З. Свобода / З. Бауман. - М.: Новое издательство, 2006. - 130 с.
3. Валлерстайн И. После либерализма: пер. с англ. / под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
4. Головченко А.В. Либеральные партии в политическом спектре современной России (на примере политических партий СПС и «Яблоко»). - Автореф. дисс... канд. полит. наук. - Саратов, 2008. - 197 с.
5. Градовский А.Д. Трудные годы (1876 - 1880) / А.Д. Градовский. - Государственная публичная историческая библиотека России, 2007. - 440 с.
6. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах / А.А. Горелов. - М.: «Эксмо» 2009. - 256 с.
7. Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма / Т.И. Зайцева // Полис. - 2006. -№ 1. - С. 175-182.
8. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI века (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий) / В.Л. Иноземцев // Полис. - 2001. - № 6. - С.21-34.
9. Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России / Б.Г. Капустин. - М.: Едиториал УРСС, 2000. - 136 с.
10. Кутковец Т.И. Русская самобытность / Т.И. Кутковец. - М.: Институт социологического анализа, 2000. - 140 с.
11. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914) / В.В. Леонтович. -М.: Русский путь - Полиграфресурсы, 1995. - 444 с.
12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. - М.: УРСС, 1991. - 91 с.
13. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / К.Р. Поппер. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 528 с.
14. Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов / В. И. Приленский; Рос. акад. наук, Ин-т философии. Ч.1. - М.: ИФРАН, 1995. - 312 с.
15. Ролз Дж. Справедливость как честность [Электронный ресурс] // Логос. - № 52. -Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/52/03.pdf, свободный. - Имеется печатный аналог. - Проверено 01.09.2015. - 808 с.
16. Соргин В.В., Либерализм в России: перипетии и перспективы / В.В. Соргин. -М., 1997. - 283 с.
17. Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на пороге XXI века / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 262 с.
18. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. - М.: АСТ: АСТ-МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. - 576 с.
19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. - М.: АСТ: Ермак, 2005. - 588 с.
20. Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение / пер. с англ. Н. С. Брагиной. - М.: Поколение, 2007. - 288 с.
21. Чичерин Б. Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. - СПб.: Изд-во Рос. христиан. гуманитар. акад., 2005. - 822 с.