УДК 323.2
DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-3-573-580
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ
EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF LIBERALISM IN RUSSIA
С.П. Золотарев, Т.Н. Золотарева S.P. Zolotarev, T.N. Zolotareva
Ставропольский государственный аграрный университет, Россия, 355000, Ставрополь, переулок Зоотехнический, 12
Stavropol state agrarian University, 12, Zootechnical lane, Stavropol, 355000, Russia
Северокавказский федеральный университет, Россия, 355000, Ставрополь, ул. Пушкина, 1
North Caucasus Federal University, 1, Pushkin str., Stavropol, 355000, Russia
E-mail: zolotarev26@ yandex.ru [email protected]
Аннотация
В статье предложен новый подход в рассмотрении зарождения и дальнейшее развитие либеральных идей в российском обществе. Либеральные отношения составляют условия, возникшие в российском обществе на рубеже XVIII и XIX вв. Рассмотрена особенность формирования и сущностная основа либеральной идеологии, в отличие от западного либерализма как новой философской идеи. Проведен анализ философского либерализма и либеральной философии в творчестве английского философа И. Бентама. Проблему либеральной философии он рассматривал в контексте философско-этической базы, которая основана на концепциях политического и экономического либерализма. Данную парадигму философ доказывал тем, что государство составляют эгоистичные индивиды, целью которых является личный успех и экономические блага. Отражены взгляды современных российских философов на источники развития русской либеральной идеологии. Сделаны выводы об особенностях в становлении и развитии гражданского общества на основе либеральной идеологии. Дана авторская интерпретация позиции русских философов и интеллигенции, которые пытались принять западную либеральную идеологию и адаптировать ее в традиционную и неподготовленную «русскую почву» для последующей ее трансформации в общество и государство. Западный либерализм основывался на разработанной философами доктринальной либеральной идеологии, которая принималась обществом и государством, как мировоззренческая противоположность существующим институтам власти.
Abstract
The article proposes a new approach to the consideration of the origin and further development of liberal ideas in Russian society. Liberal attitude are the conditions that arose in the Russian society at the turn of XVIII and XIX century. The feature of formation and the essential basis of liberal ideology, in contrast to Western liberalism as a new philosophical idea, is considered. The analysis of philosophical liberalism and liberal philosophy in the works of the English philosopher I. Bentham. The problem of liberal philosophy, he considered in the context of philosophical and ethical framework, which is based on the concepts of political and economic liberalism. The philosopher proved this paradigm by the fact that the state consists of selfish individuals whose goal is personal success and economic benefits. The views of modern Russian philosophers on the sources of Russian liberal ideology development are reflected. Conclusions about the features in the formation and development of civil society on the basis of liberal ideology. The author's interpretation of the position of Russian philosophers and intellectuals who tried to adopt the
Western liberal ideology, and adapt it to the traditional and unprepared "Russian soil", for its subsequent transformation into society and state. Western liberalism was based on the doctrinal liberal ideology developed by philosophers, which was accepted by society and the state as a ideological contrast to the existing institutions of power.
Ключевые слова: либерализм, реформация, общество, государство, свобода, право, философский либерализм, права личности, субъективное право.
Keywords: liberalism, reformation, society, state, freedom, law, philosophical liberalism, individual rights, subjective right.
Либерализм как философская доктрина возник как антипод теократической формы правления в государстве. Основной целью либеральной идеологии является утверждение свободы во всех сферах общественной жизни человеческого сообщества, прежде всего -в политической, экономической, социальной и культурной. Реализация свободы личности не должна быть ограничена религиозными, национальными, культурными и иными особенностями, установленными в обществе. Впервые основные принципы либерализма были изложены во французской Декларации прав человека и гражданина 1791 года.
Этот нормативный документ, несмотря на его лаконичность, предельно понятно изложил основные права человека, которые составили основу либеральной идеологии, а именно: свобода каждого человека в государстве, право на собственность, личную и общественную безопасность, право на сопротивление насилию от любых субъектов в обществе, в том числе и государственных органов.
Россия не осталась на «задворках» истории от тех революционных процессов, которые происходили на рубеже XVIII и XIX веков в европейских государствах. Возникновение либерализма в России происходило на основе различных исторических процессов, возникших в политической, экономической и культурной жизни общества. Взяв за основу западную идею либеральных отношений, русская интеллигенция внесла свою неповторимую специфику русской идеи либерализма. Постоянный интерес историков и философов к рассмотрению главных этапов в развитии либерализма в России и его «включенность» в общественную и политическую жизнь еще раз доказывает непосредственное влияние идеологии либерализма на формирование философского мышления среди политической, творческой и культурной части российского общества, которые заложили основу современной политической философской мысли.
Формирование философского либерализма в Европе.
Либерализм является наиболее сложным философским направлением, так как он охватывает теоретическую, практическую и политическую практику общественной жизни. Актуальность либеральной идеи проявляется в ее гибкой и постоянно изменяющейся системе, которая быстро реагирует на изменения, происходящие в общественной и политической жизни государства посредством принятия новых форм в адаптации к образовавшимся формам существующей реальности. Несмотря на свое разнообразие, либерализм имеет свойственные только ему концепции, теории, принципы, идеи, которые идентифицируют его как единственный тип общественно-политической мысли.
Особенный тип либерального мировоззрения возник в эпоху Ренессанса. Основателями идей либерализма по праву считаются представители европейской философской мысли такие как, Дж. Локк, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон и многие другие философы данной эпохи. Они указывали на зависимость познания от личности познающего, прогресс государства в различных его сферах жизнедеятельности, который напрямую зависим от уровня интеллекта общества в целом и конкретного гражданина.
О необходимости реформации прав и свобод человека в книге «Страсть западного мышления» профессор философии и психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований Ричард Тарнас писал: «Из религиозной реформации, столь чуждой ка-
кому бы то ни было либерализму, в итоге вышел либерализм плюралистического толка, характеризующий Новое время»[Тарнас Ричард, 1995].
XIX век в европейских государствах, был отмечен появлением множества либеральных идей, нашедших свое выражение в трудах знаменитых философов и ученых И. Бентама, Д. Милля, Т. Грина, Л. Хобхауза и других авторов. Наибольший вклад в развитие общественно-политической мысли внесли представители эпохи Просвещения, французские физиократы, представители немецкой классической философии, марксисты, представители английской манчестерской школы. Французская декларация прав человека и гражданина 1791 года систематизировала и нормативно закрепила основные идеи и установки классического либерализма. Сформированные принципы либерализма в дальнейшем нашли свое отражение в законах англосаксонской и континентально-европейской системы права.
Некоторые философы определили и обосновали такие категории как «философский либерализм» и «либеральная философия». По мнению русского публициста В. Водовозо-ва, «... философским либерализмом в древности запечатлены учения многих школ, значительно отступавших от начал господствующей религии». Далее он утверждал «... развитие абсолютизма направило либерализм в сторону чисто и явно политическую, хотя рядом с этим, ввиду тесных связей абсолютизма различными церквами, в том числе и протестантскими, значение либерализма в философии не только не прекратилось, но даже усилилось» [Смирнов, 1963, 311].
В связи с этим, возникает вопрос: «насколько правомерно можно рассуждать о философском либерализме в рамках классической модели либерализма?». Частично ответ на этот вопрос содержится в позиции Б. Констана о свободе «в религии, в философии, в литературе, в промышленности, в политике», тем более, что К. Маркс Б. Констана называл «либеральным философствующим французом» [Сейдеметова, 2011, 190].
Проблемой философского либерализма и либеральной философии в своем творчестве занимался выдающийся представитель английского классического либерализма И. Бентам. Он полагал, что основу индивидуальной философско-этической базы составляет политический и экономический либерализм. Свою теорию он подтверждал тем, что общество состоит из конкретных эгоистичных личностей, стремящихся к личному успеху и обогащению. Кроме того, внутренняя гармония личности стремится к сотрудничеству с другими личностями в обществе на основе взаимовыгодных экономических и политических отношений. Личностный интерес каждого формирует единое общества, а главной задачей государства является создание таких условий, при которых благо индивида станет благом всего общества взаимозависимых граждан. Этический принцип И. Бентама заключается в том, что успех конкретного человека напрямую зависит от способности государства охранять собственность граждан от любых посягательств извне. Доказательством того, что категории «философский либерализм» и «либеральная философия» существуют не только в теоритических трактатах выдающихся философов, но и представляют собой одну из методологий, нашедших свое отражение в философии классического английского либерализма, ярким представителем которого является Д.С. Миль, внесший значительный вклад своим творчеством в мировую культуру.
Воздействие западного либерализма на зарождение русской либеральной идеи.
Вопрос о причинах и путях развития либерализма в России берет свое начало в трудах русских философов с середины XVIII века. Эта проблема остается актуальной и по настоящий период времени. Представители «западников» В.И. Приленский, И.Ф. Худушина, В.В. Леонтович отстаивают идею о зарождении русского либерализма в Европе. Они считают, что благодаря российским императорам идеи либерализма нашли свою благодатную почву в мировоззрении большей части русской интеллигенции. По этому поводу В.И. Приленский писал: «. причина этого заключается в том, что своих собственных корней в России либерализм тогда не имел. Даже в среде самых прогрессивно мыслящих людей того времени идеи свободы имели совершенно неопределенный, расплывчатый и абстрактный характер. Они еще не достигли той степени конкретности, ко-
гда уже можно было бы говорить о понимании значения личных свобод в политическом развитии общества и, тем более, вставала во всей определенности проблема строго узаконенных прав личности» [Приленский, 1995, 250].
В.В. Леонтович так же делал акцент на то, что «Либерализм - это творение западноевропейской культуры и греко-римского мира ... корни либерализма в России ... отсутствовали, идеологически и практически либерализм, в общем, был склонен к тому, чтобы получать и перенимать от других извне» [Леонтович, 1995].
Это позволяет сделать вывод о том, что русские философы, интеллигенция вначале самостоятельно, затем в кругу своих соратников, принимая западную либеральную идеологию, делали попытки адаптировать их в традиционную и неподготовленную «русскую почву» для последующей ее модификации в общество и государство. Западный либерализм основывался на разработанной философами доктринальной либеральной идеологии, которая принималась обществом и государством как мировоззренческая противоположность существующим институтам власти.
В России эта проблема носила иной характер, так как либерализм проходил свою адаптацию «. не в открытой конфронтации с социально-экономической системой феодализма, а в его рамках» [Шелохаев, 1995, 26].
Существует иная точка зрения по данной проблеме, философы - славянофилы считают, что русский либерализм возник на собственных исторических «корнях», несмотря на большое влияние западной либеральной идеологии, например Анджей Валицкий писал: «Дореволюционная Россия внесла свой вклад в развитие либерализма и либеральной философии права» [Валицкий, 2012].
Несмотря на различный подход в интерпретации основ в зарождении русской идеи либерализма с позиции славянофилов и западников имеют некоторое тождество, а именно:
1. Либеральная идеология выступает как демократическая система, определяющая права и свободы человека, подтвержденная теорией «естественного права»;
2. Либерализм создает условия для формирования общественного демократического режима;
3. Либеральная система всегда противостоит бюрократии на уровне государственной власти.
Существуют и непреодолимые различия в понимании идей либерализма «западного» и «русского» толка. Во-первых, на развитие «западного» и «русского» либерализма влияет различие в прохождении исторического этапа построения государства. Во-вторых, либеральная идея рассматривается с различных точек зрения представителями философии. В-третьих, российские философы-либералы свои взгляды основывали на элементах чувственности, а на западе философ руководствовался рациональной концепцией нашедшей свое отражение в политике государства. В-четвертых, русский либерализм в большинстве своей теории имеет религиозный характер, в то время как западный либерал выступает с позиции атеизма.
Современные философы, исследующие источники развития русской либеральной идеологии расходятся во мнении и предлагают различную периодизацию и типологию. Например, Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская указывают на то, что «либерализм пришел в Россию в виде просвещенного абсолютизма» [Новикова, 1997, 328], пройдя при этом три стадии:
- Первый этап берет начало в XVIII веке и связан с творчеством А.Н. Радищева, в трудах которого либерализм приобрел грани «достаточно последовательного социально-политического учения» [Новикова, Сиземская, 1997, 9]. Источник данного течения имел «общие корни с революционно-демократической идеологией».
- Второй этап получил свое развитие в середине XIX века, обретя название классического, благодаря теоретическому обоснованию в трудах К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.
- Третий этап начинает развиваться с 90-х годов XIX века и достигает своего наивысшего развития в начале XX века.
Существует иная точка зрения по источникам формирования идеи русского либерализма, ее представители считают, что временем появления русского либерализма как философского направления необходимо считать середину XIX века. Один из представителей русского либерализма В.В. Леонтович писал: «При господстве абсолютистского, централизованного, бюрократического, полицейского государства, по определению не совместимого ни с либеральной идеей суверенитета нации, ни с политической свободой, адекватные политические принципы либерализма до середины XIX века не могли получить в России распространения». Он считал, что обретенные западные либеральные идеи в России «до середины 50-х годов XIX века представляли прививки к нелиберальным деревьям». Большое отставание в формировании либеральной идеологии в России отразилось на том, что «настоящий русский либерализм рождается сразу по преимуществу в постклассической форме» [Леонтович, 1996, 451].
Формирование русской идеи либерализма в России.
По мнению многих русских философов современности, либерализм как идеология берет свое начало с XVIII века, благодаря проводимым реформам в российском государстве императорами Петром I и Екатериной II. В понимании Петра I западный либерализм должен был отражаться на российской почве в виде экономических, культурных и социальных преобразованиях. Петр I начал процесс «модернизации», который приобрел негативный характер во всех сферах общественно-политической жизни российского общества. Это произошло по нескольким причинам, а именно:
1. Общество было не готово принять научно-технический прогресс, который проходил в европейских государствах.
2. Преобразованиям, происходившим в просвещении, науке, технике мешало крепостное право и абсолютизм во всех сферах жизни общества.
Эти условия послужили зарождению либерального движения в России и первыми представителями русского либерализма по праву считаются «просветители», которые образовали общественно-политическое течение в XVIII веке. Большим подспорьем в просветительской деятельности являлись научные связи императрицы Екатерины II с французскими мыслителями М.-Ф. Вольтером, Д. Дидро, Ш. Монтескье, труды которых переводились на русский язык. Историки утверждают, что именно связь с представителями французского просвещения послужила составлению закона в форме «Наказа Комиссии по сочинению Нового Уложения» (1767 г.). Л.И. Новикова утверждает, что либерализм в России обрел форму просвещенного либерализма благодаря Екатерине II, которая поддерживала принципы французского либерализма и по этому поводу писала: «Свобода - душа всего на свете, без тебя все мертво. Хочу повиноваться законам, но не рабам; хочу общей цели - сделать счастливыми (подданных), но вовсе не своенравия, не чудачества, не жестокости, которые несовместимы с ней» [Императрица Екатерина II, 1907, 7]. В этом и смысл идей, прописанных в «Наказе Комиссии по сочинению Нового Уложения», послуживший отправной точкой для экспертов, вошедших в комиссию по уложению законов.
Предыдущие императоры государства Российского так же издавали законы, которые в той или иной степени отражали права подданных его императорского Высочества, содействуя их свободе. Примером этому может служить Указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», согласно которому дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время. Указ в последствии был подтвержден «Жалованной грамотой дворянству» в 1785 г. Тем не менее данные законы не отражали сущность либеральных принципов в обществе. Либеральные реформы Екатерины II в основе были сформированы на принципах западно-европейского либерализма, в том числе на идеях Ш. Монтескье.
Свои либеральные идеи Екатерина II пыталась проводить на основе религиозной терпимости, гуманнизации уголовного права, укрепить в экономических отношениях право частной собственности, упрочить свободу дворян на государственном уровне и создать
условия для ограниченного вмешательства государственных органов в дела городов и собственность купцов и дворян.
По мнению Л.И. Новикова, Екатерина II действовала на основе принципа либерализма в преломлении к русскому обществу - «не запрещать и не принуждать». Большинство либеральных идей, воплощенных императрицей в Российской империи, «бурно» обсуждалось в обществе, средствах массовой информации, в общественных кружках. Систематизация этих идей была определена в произведениях великого русского писателя А.Н. Радищева и прежде всего в его знаменитом труде «Путешествие из Петербурга в Москву». В этом произведении русский либерализм был представлен как систематизированное социально-политическое течение.
Идея раскрепощения крестьян, несмотря на попытку либерализации общества при Екатерине II, была невозможна по ряду причин. Если освободить крестьянина и сделать его свободным, то он может получить любой статус в обществе, в том числе и дворянский титул, но даже дворянин был не свободен в силу необходимости состоять на государственной службе. Тем самым крестьянин из одного рабства попадал в другое, хотя и на ином экономическом и социальном уровне. Это обуславливалось тем, что вся правовая и экономическая система управления государством была основана на принципе всеобщей подчиненности государственным органам власти всех слоев российского общества того времени.
Однако Екатерина II пожаловала дворянскому сословию статус свободного гражданина по аналогии с гражданскими правами, которыми обладали многие граждане европейских государств. Этот «дар» стал фундаментом для создания гражданского общества в России. Философов, исследующих историю развития либерализма в России, интересует вопрос: «Почему у Екатерины II и А.Н. Радищева были различные подходы по либерализации российского общества?» Этот вопрос возник еще и потому, что по некоторым вопросам либерализма существовал определённый консенсус между взглядами А.Н. Радищева и Екатериной II, а именно:
1. Нет большой разницы во взглядах по вопросам религиозной терпимости и гуманизации системы правосудия того времени.
2. Закрепление принципа частной собственности, в том числе и у крестьян.
3. Тождественное понимание критериев категории «свобода» (у А.Н. Радищева: «Велик, велик ты, дух свободы, зиждителен, как сам есть Бог». У Екатерины II: «свобода -душа всего»).
Главным противоречием во взглядах на идеи либерализма у Екатерины и А.Н. Радищева был вопрос об отношении к сложившемуся порядку в российском обществе. Свои взгляды А.Н. Радищев высказывает в литературной форме, он указывает на «проект будущего», который не имеет практического продолжения. Как писал А.С. Пушкин -вся философия просветительского радищевского движения отразилась в кривом зеркале российского общества.
В подтверждении этого существует исторический факт о неприемлемости утопической идеи А.Н. Радищева Екатериной II. Ознакомившись с произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», на полях книги она написала: «Если мы будем менять все то, что создано и устроено в мире вследствие долгого опыта и согласно требованиям всего прошлого, а не по слепому произволу, это поведет только к ухудшению. Потому что «лучшее» - враг существующего «хорошего», и потому что лучшее придерживается того, что известно, чем открывать пути всему неизвестному». На основании этого ее законодательная политика в государстве состояла в следующем - «... наибольшая опасность всегда связана с изданием новых законов» [Императрица Екатерины II, 1907, 7].
Таким образом, отношение к либерализму Екатерины II и А.Н. Радищева нашли свое отражение с двух сторон, с точки зрения радикализма: новые законы - это способ создания лучшего порядка; с точки зрения либерализма - новые законы призваны усовершенствовать существующие законы в государстве. Радикализм и либерализм антагонистичны в своем
понимании категории «свобода». Радикальному мышлению свойственен определенный оптимизм, в то время как либерализм основан на свободе личности от произвола государства.
XIX век в России был ознаменован рядом проектов конституционного устройства существующего государственного строя. Активная часть интеллигенции того времени, представителями которой являлись М.М. Сперанский, Н.Н. Новосельцев, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель и другие, в своих воззрениях указывали на необходимость создания конституционной монархии в Российском государстве. Кроме того, император Александр I на волне реформаторских настроений среди дворянства и интеллигенции так же разработал собственный проект либеральной конституции, но испугавшись возможности потери своей власти, отказался от реформаторского преобразования общества.
Вся история развития русской либеральной идеи основана на принципе гражданской свободы. В основе русского либерализма исторически отражено стремление передовой части русского общества утвердить права и свободы личности в государстве. Русский либерализм по некоторым позициям всегда «склонен» к идеям западноевропейской либеральной идеологии. Трудность адаптации западноевропейского либерализма заключается в его нежизнеспособности на «русской почве», несистемности и отрыве от менталитета российского народа. Но существуют общие связи между российским и западным либерализмом, например, в русском либерализме нашли свое отражение категории «правовая личность» и «субъективное право». Однако в российском обществе сложились свои особенности в становлении гражданского общества: неприемлемость некоторых либеральных идей населением, наличие монархических настроений в обществе и доминанта консервативной идеологии в умах значительной части интеллигенции.
Основными чертами либеральной традиции в России конца XVIII и первой половине XIX веков, по праву называемой эпохой просветительского либерализма, являются:
1. Создание предпосылки для формирования естественно-правового подхода в решении проблем общества и государства;
2. Попытка адаптировать западно-европейские идеи либерализма на русскую почву;
3. Обоснование либеральной и правовой терминологии в российском государстве (конституция, парламент, свобода, права личности и т. д.);
4. Теоретическое обоснование конституционных идей, таких как «парламентаризм», «свобода личности», «свобода частной собственности», «равенство сословий» и т. д.
5. Теоретизация идей естественного права;
6. Формирование профессорско-преподавательского состава первых вузов России и первых юристов - законодателей (создавших первые кодифицированные законы «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи»);
7. Создание культурного сословия общества на идеях либерализма.
Список литературы References
1. Алесина А., Джавацци Ф. 2014. Либерализм - это левая идея. М., Юнайтед Пресс, 176.
Alesina A., Dzhavaczci F. 2014. Liberalizm - e4o levaya ideya. M., Yunajted Press, 176. (in
Russian)
2. Баратов П. 2010. «И с Москвой золотоглавой Вышеград заговорил...». Из опыта чешского либерализма. 1870-1880-е годы. М., Аиро XX, 240.
Baratov P. 2010. «I s Moskvoj zolotoglavoj Vy'shegrad zagovoril...». Iz opyta cheshskogo libe-ralizma. 1870-1880-e gody\ M., Airo XX, 240. (in Russian)
3. Валицкий А. 1991. Нравственность и право в теориях русских либералов второй половины XIX - начала XX веков. Вопросы философии. 8: 25-39.
Valitskij А. 1991. Nravstvennost' i pravo v teoriyakh russkikh liberalov vtoroj polo-viny XIX -nachala XX vekov. Voprosy filosofii. 8: 25-39. (in Russian)
4. Валицкий А. 2012. Философия права русского либерализма. М., Мысль, 567.
Valiczkij A. 2012. Filosofiya prava russkogo liberalizma. M., My'sF, 567. (in Russian)
5. Габидулина Н.Г. 2000. Социальная философия русского либерализма первой половины XIX в. М., Архангельск, Международный институт управления, 158.
Gabidulina N.G. 2000. Sotsial'naya filosofiya russkogo liberalizma pervoj poloviny XIX v. M., Arkhangelsk, Mezhdunarodnyj institut upravleniya, 158. (in Russian)
6. Глушкова С.И. 2001. Проблема правового идеала в русском либерализме. М., Екатеринбург, Изд-во гуманитарного университета, 466.
Glushkova S.I. 2001. Problema pravovogo ideala v russkom liberalizme. M., Ekaterinburg, Izd-vo gumanitarnogo universiteta, 466. (in Russian)
7. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., Издание А.С. Суворова 1907. 772.
Zapiski imperatricy Ekateriny' Vtoroj. SPb., Izdanie A.S. Suvorova 1907. 772. (in Russian)
8. Китаев В.А. 2004. Либеральная мысль в России (1860-1880) / В.А. Китаев. М.: Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 380.
Kitaev V.A. 2004. Liberal'naya mysl' v Rossii (1860-1880) / V.A. Kitaev. M.: Sara-tov, Izd-vo Saratovskogo un-ta, 380. (in Russian)
9. Леонтович В.В. 1995. История либерализма в России (1762-1914). М., Русский путь, 444.
Leontovich V.V. 1995. Istoriya liberalizma v Rossii (1762-1914). M., Rus-skij put', 444. (in Russian)
10. Леонтович В.В. 1996. История либерализма в России. Отв. ред. В.Ф. Пустарнаков. М., РАН, институт философии, 451.
Leontovich V.V. 1996. Istoriya liberalizma v Rossii. Otv. red. V.F. Pu-starnakov. M., RAN, institut filosofii, 451. (in Russian)
11. Людвиг фон Мизес. 2014. Либерализм. М., Социум, 294.
Lyudvig fon Mizes. 2014. Liberalizm. M., Socium, 294. (in Russian)
12. Мещерский В. 2010. За великую Россию. Против либерализма. М., Институт русской цивилизации, 624.
Meshherskij V. 2010. Za velikuyu Rossiyu. Protiv liberalizma. M., Institut russkoj civilizacii, 624. (in Russian)
13. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. 1997. Русская философия истории: Курс лекций. М., ИЧП «Издательство Магистр». 328.
Novikova L.I., Sizemskaya I.N. 1997. Russkaya filosofiya istorii: Kurs lekcij. M., IChP «Izdatefstvo Magistr». 328. (in Russian)
14. Приленский В.И. 1995. Полемика с Вл. Соловьевым. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., ИФ РАН, 1995. 312.
Prilenskij V.I. 1995. Polemika s Vl. Solov'evy'm. Opy't issledovaniya mirovozzreniya rannix russkix liberalov. M., IF RAN, 1995. 312. (in Russian)
15. Радищев А.Н. 2001. Исследования и комментарии. Сб. науч. тр. Тверь, Твер. гос. ун-т:
66-78.
Radishhev A.N. 2001. Issledovaniya i kommentarii. Sb. nauch. tr. Tver', Tver. gos. un-t: 66-78. (in Russian)
16. Самуэль Г. 2010. Либерализм. Опыт изложения принципов и программы современного либерализма. М., Либроком, 490.
Samuel' G. 2010. Liberalizm. Opy't izlozheniya principov i programmy' so-vremennogo liberalizma. M., Librokom, 490.
17. Сейдеметова Р.Е. 2011. Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна: историко-правовой анализ: Дисс. канд. юрид. Наук. Саратов, 190.
Sejdemetova R.E. 2011. Gosudarstvenno-pravovy'e idei I. Bentama, B. Kon-stana, L. fon Shtej-na: istoriko-pravovoj analiz: Diss. kand. yurid. Nauk. Saratov, 190. (in Russian)
18. Смирнов В.З. 1963. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., Гос. учеб. пед. изд-во, 312.
Smirnov V.Z. 1963. Ocherki po istorii progressivnoj russkoj pedagogiki XIX veka. M., Gos. ucheb. ped. izd-vo, 312. (in Russian)
19. Тарнас Р. 1995. История западного мышления («Страсти западного ума»). Перевод Т А. Азаркович. Richard Tarnas. Passion of Western Mind (1991). М., КРОН-ПРЕСС.
Tarnas R. 1995. Istoriya zapadnogo myshleniya («Strasti zapadnogo uma»). Perevod T.A. Azar-kovich. Richard Tarnas. Passion of Western Mind (1991). M., KRON-PRESS. (in Russian)
20. Шелохаев В.В. 1998. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема. Вопросы истории. 4: 26-41.
21. Sheloxaev V.V. 1998. Russkij liberalizm kak istoriograficheskaya i isto-riosofskaya problema. Voprosy' istorii. 4: 26-41. (in Russian)