Научная статья на тему 'Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования'

Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варганова И. В.

This article deals with the issues of students' subjective position. The author has revealed both the contents and the structure of the subjective position, as well as the logic and evaluation criteria for its formation. The leading factors forming the subjective position in the process of vocational training have been also singled out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a student's subjective position in the process of vocational training

This article deals with the issues of students' subjective position. The author has revealed both the contents and the structure of the subjective position, as well as the logic and evaluation criteria for its formation. The leading factors forming the subjective position in the process of vocational training have been also singled out.

Текст научной работы на тему «Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования»

Педагогика и психология профессионального образования

ном пятом курсе, в ходе которой студенты, продолжая обучение, одновременно работают по своей специальности в образовательных учреждениях столицы. С учетом перехода на подготовку бакалавров эта практика (в виде педагогической интернатуры) требует законодательного закрепления и соответствующего экономического обеспечения.

Продолжая разговор о профессиональном стандарте, можно предположить, что учителем основной школы должен стать выпускник магистратуры или бакалавриата - предметник, подготовленный в педагогическом университете; на педагогическом факультете классического университета или другом факультете классического университета (физическом, математическом, историческом и так далее). При Этом выпускники-бакалавры непедагогических факультетов классического университета должны пройти психолого-педагогическую подготовку в магистратуре или годичной интернатуре,

К работе в старшей школе, наряду с выпускниками магистратуры педагогических университетов, должны быть привлечены магистры из других университетов, в том числе классических, прошедшие годичную

подготовку в педагогической интернатуре.

Массовая подготовка бакалавров и магистров начнется в российских вузах с 2010 года, после принятия федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. А сегодня на территории Российской Федерации работает более 60 тыс. школ, две трети из которых - сельские школы. В этой связи особого внимания заслуживает проблема переподготовки педагогических кадров, которая должна стать обязательной для каждого учителя один раз в пять лет и содержать педагогическую и психологическую составляющие. При этом учитель должен иметь возможность самостоятельного выбора места прохождения переподготовки - педагогический или классический университет, институт повышения квалификации или академический институт. Информация о прохождении переподготовки должна стать одним из основных критериев при аттестации педагогических кадров, а самой аттестации следует придать общественно-государственный характер, привлечь к ее проведению профессиональные ассоциации, педагогическую общественность, представителей объединений работодателей.

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Варганова, проректор по воспитательной работе Снежинской государственной физико-технической академии (СГФТАД г, Снежинск Челябинской области

В философии под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, противостоящий внешнему

миру как объекту познания. Субъект не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производ-

Казанский педагогический журнал

ным от его «природы», а носитель активности. С момента обоснования Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, все более приоритетным становится его самосовершенствование, возрастание его субъектности в образовательном процессе все чаще признается основным результатом. Современная педагогика рассматривает субъектные свойства, определяющие меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворче-ства, как ядро культуры человека[1].

Анализ литературы по вопросу, касающемуся субъектности, показал, что в психологии, философии, педагогике различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же как субъекта внутреннего, психического мира. Человек КЭ.К субъект жизнедеятельности ~ это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, своих способов действия. В то же время человек, как субъект, представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, состояний, свойств; содержанием субъектного способа бытия является социальная жизнь человека. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организацию, направленность деятель носги. механизмы ее регуляции и способы осуществления.

Говоря о позиции субъекта, мы, прежде всего, имеем в виду мировоззренческие установки и нравственные качества человека, определяющие его

1212006

мотивационное ядро и в конечном счете мировоззренческую, профессиональную и познавательную направленность. Поиск смысла жизни как позиции определяет существование субъекта, его поведение и деятельность.

Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция - это способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Сегодня предприятия России предъявляют высокие требования к своим сотрудникам, к качеству подготовки специалистов, что диктуется новыми рыночными условиями. В этой связи одним из наиболее актуальных является вопрос подхода к системе оценки профессиональных качеств будущего специалиста промышленности, его компетентности. Молодой специалист XXI века - это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно, профессионально подготовленный к работе по избранной специальности. Эти сотрудники должны знать нё только технологию производства, но и уметь управлять коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение вла-

Педагогика и психология профессионального образования

деть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе образования и воспитания. Начальное становление личности современного инженера заключается в том, что потребности студента в приобретении профессии и получении диплома о высшем образовании должны совпадать с его психофизическими возможностями в получении знаний и способностями использовать их в будущей деятельности. Именно совокупность этих факторов может гарантировать эффективность в подготовке специалиста. Следовательно, задача состоит в более углубленном анализе и выявлении тех специфических особенностей, которыми должен обладать специалист. Студент должен обладать умением сомневаться, логически мыслить, иметь развитое абстрактное и образное мышление, а вся система высшего образования - способствовать выработке качеств, открывающих возможности студенту стать личностью, а впоследствии высококвалифицированным специалистом.

Таким образом, в нашем представлении субъектная позиция будущего инженера - это свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем, и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность является интегратором профессиональных спо-

собностей человека и обеспечивает возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества. В данном контексте нами рассматривается субъектная позиция в деятельности студента в двух аспектах: 1) овладение профессионально-ориентированной деятельностью и ее преобразование; 2) изменение (преобразование) самой личности. В определении субъектной позиции нам представляется важным отметить наличие стремления, внутренних ресурсов, способов, позволяющих личности успешно разрешать возникающие при этом противоречия, использовать их для своего профессионально-личностного развития.

Анализ сущностных характеристик субъектной позиции и ее Значения в индивидуально-личностном становлении будущего инженера позволяет в качестве основных выделить функции самопонимания - гуманитарная; самореализации, самоутверждения-идентификации; саморазвития и самооценки ~ социально-адаптивная.

Анализ функций помогает выявить не только содержание, но и структуру субъектной позиции студента.

Эмоционально-смысловая составляющая, обеспечивающая функции самопонимания и саморазвития, является основанием субъектности позиции. Деятельно-ценностная составляющая, «отвечающая» за функции самооценки и саморазвития, раскрывает механизм Становления и развития субъектной позиции студента. А поведенчески-нормативная составляющая, благодаря которой происходит самореализация и самоутверждение студента в учебной и учебно-производственной деятель-

Казанский педагогический журнал

пост, раскрывает интенции процесса становления позиции, ее результативный аспект.

Выделенные функции субъектной полиции как цели профессионального воспитания студентов технического вуза позволяют определиться в понимании ее содержания и внутренней структуры. Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты, выявленные нами в структуре субъектности: когнитивно-ценностный, интегративный, мотива-ционно-потребностный.

Когнитивно-ценностный компонент выполняет миссию содействия формированию личностно-значимой системы ценностных ориентации, характеризует качество мировосприятия и мироотношения профессионала-инженера. В системе компонентов играет ведущую роль. Интегративный компонент обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, так и индивида, характеризует направленность специалиста на отношение к профессиональной идентификации объективному процессу. Назначение мотивационно-потребностного компонента состоит в формировании нравственного критерия субъектности с целью оптимизации профессиональной и социальной адаптации будущего инженера.

Теоретическое осмысление особенностей; становления субъектной позиции, критериев оценки ее сформиро-ванности позволило выявить логику становления исследуемого качества. На основании исследовательской процедуры Г.И. Школьника [2] были выявлены три стадии субъектной позиции: информационная, интерактивная, мировоззренческая. В ходе

Ю

1212006

аналитической работы возникла необходимость выделения особой стадии, предшествующей трем вышеназванным и качественно отличающейся от них - индифферентно-деструктивной.

Для выявления факторов и условий становления субъектной позиции в инженерной деятельности использовалась система трех групп диагностических методик, направленных:

- на выявление ведущих компонентов субъектной позиции;

- на выявление уровней сформиро-ванности субъектной позиции;

- на выявление оптимальных дидактических условий, стимулирующих становление субъектной позиции у студентов в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин.

Теоретическое и эмпирическое обобщение проблематики данного исследования позволило разработать модель процесса становления субъектной позиции специалиста и выделить в ней главные структурные компоненты. Сущность динамической модели состоит в установлении взаимосвязей между целями становления каждого из компонентов модели в конкретный момент времени и фиксации определенной последовательности новообразований и изменений в них. Такая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения.

С позиции целостного подхода к педагогическому процессу мы рассматриваем движение процесса становления субъектной позиции в структуре профессиональной позиции инженера как преобразование ее функциональных состояний, переход от одного функционального состояния к другому,

Педагогика и психология профессионального образования

Структура разработанной модели включает цель, ориентированную на становление субъектной позиции студентов технического вуза, содержание, представленное когнитивно-ценностным, интегративным, мотивационно-потребностным компонентами, формами и методами становления субъектной позиции. Данное становление осуществляется в процессе вхождения студентов в сферу профессионального инженерного общения. В модели выделяются следующие составляющие: эмоционально-смысловые отношения, деятельно-ценностные отношения, поведенчески-нормативные отношения. Ведущими факторами становления субъектной позиции в процессе подготовки будущего специалиста являются:

- противоречие между стремлением к самоактуализации и несфор-мированностью рефлексивных оценок, самооценки;

- осознанность профессионального выбора;

- принятие и присвоение обще-Человеческих ценностей;

- поиски смысла обретения самосуществования в профессии;

- стремление к творческой реализации в профессионально ориентированной деятельности; творческое мышление;

- знания о сущности и содержании профессиональной деятельности ни-

уКбНбрЭ.,

- активность как диалектическое единство инициативности и ответственности;

- самостоятельность в постановке целей, в организации деятельности, проверке ее результатов; рефлексия, самоуправл ение.

Определяющим критерием процесса становления субъектной позиции является ценностно-смысловое отношение к профессиональной инженерной деятельности.

Адаптированная нами в образовательном процессе Снежинской государственной физико-технической академии данная модель характеризуется основными параметрами: стадийностью, креативностью, центрирующей все компоненты, формируемой готовностью, целостностью, динамичностью и уровневостью, где описывается деятельность студентов на четырех уровнях: индифферентно-деструктив-ной, информационной субъектности, интерактивной субъектности, мировоззренческой субъектности, каждый из которых взаимодействует как с предыдущим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо результатом.

Результаты проведенного теоретического анализа привели нас к необходимости выделения комплекса педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели который включает в себя:

а) ориентацию содержания образования с учетом профессиональной направленности, предшествующего и настоящего субъектного опыта и актуальных познавательных потребностей студентов;

б) использование системы ведущих средств на каждом этапе от диалога с элементами дискуссии, преобладающего на первом этапе, через дискуссию, имитационные упражнения -на втором, на третьем этапе ~ тренин-говые коммуникативные упражнения, этюды, бенефисы, профессионально

Казанский педагогический журнал

педагогические ситуации, на четвертом - деловые игры.

Большое количество педагогических средств сделало необходимым выбор той оптимальной системы средств, которая базировалась бы на Системе принципов:

- открытой ПОЗИЦИИ;, которая означает готовность всех участников процесса к восприятию равнозначности участников межсубъектного взаимодействия;

- системного плюрализма, который создает предпосылки для постижения целостного предмета познания в его многомерности;

- со-трансформации, которая содействует реализации партнерского, взаимопреобразующего общения.

Таким образом, субъектная позиция является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выпол-

122006

нения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Поскольку всякая позиция реализуется в соответствующей деятельности, то, определи в в качестве цели профессионального образования становление субъектной позиции студента, мы получаем возможность направить образовательный процесс на подготовку человека-творца, активного участника социального прогресса, профессионала-гражданина.

Литература:

1. Борытько Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография // Н.М. Борытько,- ВолгограД( 2001 - С. 214.

2. Школьник Г. И. Процесс формирования коммунистических убеждений у школьника: учеб. пособие к спецкурсу // Г.И. Школьник,- М., 1982,- С. 80.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

О.Н. Казакова, НАНОО «Институт бизнеса и политики Оренбургский филиал

Педагогическое сопровождение понимается в современной педагогике как специальным образом организованный комплекс взаимодействий субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию основных функций образования как источника, хранителя и транслятора культурного наследия человечества. В зависимости от уровня и вида образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное, повышение квалификации, переобучение и т.п.)

данный комплекс будет иметь разное наполнение [3;5].

Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Под адаптацией студентов понимается «процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.