Научная статья на тему 'Становление субъектности студентов в образовательном пространстве факультета искусств'

Становление субъектности студентов в образовательном пространстве факультета искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СМЫСЛ / СПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECT / MEANING / ABILITY / CREATIVE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимбаева Инга Эрленовна

В статье обсуждается проблема становления субъектности студентов в образовательном пространстве; раскрываются вопросы смыслообразования в процессе обучения и формирование субъектной позиции относительно учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of personality of the students in the education space. Raises issues finding of meaning in the process of learning and the formation of subjective stance on training activities.

Текст научной работы на тему «Становление субъектности студентов в образовательном пространстве факультета искусств»

УДК 378.015.31

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ

И.Э. Рахимбаева

Педагогический институт

Саратовского государственного университета

E-mail: rachimbaeva_inga@mail.ru

В статье обсуждается проблема становления субъектности студентов в образовательном пространстве; раскрываются вопросы смыслообразования в процессе обучения и формирование субъектной позиции относительно учебной деятельности. Ключевые слова: субъект, смысл, способность, творческая позиция.

Formation of Student's Subjectivity in the Educational Space of Faculty of Arts

I.E. Rachimbaeva

The article discusses the problem of personality of the students in the education space. Raises issues finding of meaning in the process of learning and the formation of subjective stance on training activities. Key words: subject, meaning, ability, creative position.

Модернизация образования ставит на первый план вопросы качества подготовки специалиста, которая сегодня не может определяться, как это было ранее, только знаниями, умениями и навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее, поэтому в категорию качества образования целесообразно включать помимо профессиональных знаний, умений и навыков также характер и уровень образования в целом, культуру, навыки профессиональной деятельности, личностные характеристики и многое другое. Это актуализирует проблему развития субъектности студента факультета искусств, которая понимается как особое личностное качество, характеризующее выбор вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив.

Категория субъекта, как известно, одна из центральных в психологии и педагогике. Опираясь на исследования А.В. Брушлинско-го, С.Л. Рубинштейна и других ученых, можно сказать, что субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности,

формирующийся и воссоздающийся в деятельности1. Это определение влечет за собой рассмотрение понятия «субъектность» в контексте психолого-педагогической науки.

Анализируя литературу по этой проблеме, можно выделить следующие характеристики субъектности, которые необходимо учитывать при управлении качеством образования:

это - совокупность деятельностей и свойств, необходимых для продуктивного выполнения этих видов деятельности: она отличается не только продуктивностью, но и преобразующим характером (Б.Г. Ананьев);

она является одной из характеристик деятельности, раскрывающей ее внутренний план; высшей формой субъектности выступает личностный смысл (А.Г. Асмолов);

реализуется на основе концепций над-ситуативной активности и персонализации человека, понимается как первопричинность человека по отношению к его деяниям и помыслам и определяется как базисное основание новой парадигмы образования, для которого характерно культивирование уникального опыта человека2 (В .А. Петровский);

определяется как свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, способность производить изменения в окружающей действительности, выражающаяся в устойчивой позиции личности (А.М. Тре-щев);

это утверждение самопроцессов саморазвития, самоопределения, самореализации и др., в результате чего человек выстраивает свое субъектное пространство (Н.М. Бо-рытко).

© Рахимбаева ИЗ., 2011

И.З. Рахимбаева. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве

Таким образом, наиболее важными характеристиками субъектности являются совокупность различных видов деятельности, личностный смысл, уникальный опыт, субъектная позиция, утверждение самопроцессов. Рассмотрим значение каждой характеристики в образовательном пространстве факультета искусств.

Совокупность различных видов деятельности при эффективном управлении должна обеспечить удовлетворение потребностей студентов в приобретении всего многообразия знаний, умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Мы имеем в виду индивидуальные возможности, к которым относим музыкальные способности и уровень предшествующего музыкального образования. Музыкальные способности представляют собой индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение и сочинение музыки, а также обучаемость в этой области. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». Музыкальные способности изучаются давно, но исследователи, педагоги-музыканты, психологи не пришли к единому мнению относительно их природы и содержания.

Экзамен музыкальности абитуриентов, поступающих на факультет искусств и художественного образования Педагогического института Саратовского государственного университета, касающийся исходных уровней способностей и владения музыкальной деятельностью, включает слуховой анализ, чтение нот с листа, пение с элементами дирижирования, исполнение программы на музыкальном инструменте. Результаты определения уровня развития музыкальных способностей абитуриентов за последние пять лет свидетельствуют, что у некоторых из них (67%) музыкальные способности развиты не в достаточной степени. У одних абитуриентов (32%) был хорошо развит тембровый и динамический слух, ладовое чувство и музыкально-исполнительские способности, но менее (12%) — чувство ритма и музыкально-творческая деятельность и недостаточно -музыкально-слуховые представления (21%).

У других поступающих (73%) оказались хорошо развиты чувство ритма, динамический и тембровый слух, а музыкально-исполнительские и музыкально-творческие способности, ладовое чувство имеют достаточный уровень только у 23%. Кроме того, у них сравнительно хорошо развиты музыкально-слуховые представления.

Не следует забывать, что среди абитуриентов факультета искусств находятся люди с разным уровнем базового музыкального образования: 47% закончили городские музыкальные школы, 25% — сельские музыкальные школы, 15% — выпускники средних специальных музыкальных учреждений (училищ искусств, музыкальных училищ, культпросветучилищ, педучилищ с музыкальной специализацией), 10% имеют незаконченное музыкальное начальное образование, 3% не имеют начального музыкального образования. В связи с этим организация учебно-воспитательного процесса на факультете искусств направлена на удовлетворение потребности субъектов в получении всего многообразия знаний, умений и навыков, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

Вторая характеристика требует создания условий для становления личностного смысла образовательной деятельности на художественно-творческом факультете. Следует остановиться на кратком рассмотрении теории смысла, заложенной Л.С. Выготским, который установил, что сознание имеет смысловое строение3. Продолжив разработку данной проблемы, его ученик А.Н. Леонтьев определил личностный смысл в структуре сознания как индивидуализированное значение, «значение для меня». В связи с разработкой концепции психологического строения деятельности он рассматривает личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия. При этом он определяет личностный смысл как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность4. А.Н. Леонтьев и его последователи, сформулировав концепцию смысловых образований, выделили в ней следующие компоненты: мотивы, побуждающие человека к деятельности, его реа-

Психология

81

лизуемое деятельностное отношение к действительности, приобретшее для него ценность.

Анализ работ по проблеме личностного смысла показал:

смысл является ориентиром, определяющим движение человека, в нашем случае это движение в получении художественного образования;

формирование личностного смысла целесообразно осуществлять в межпредметной интегрированной системе;

возможно применение различных технологий формирования смысла, результатом использования которых явится насыщение образовательного пространства факультета личностными смыслами и активное формирование личностно-смысловой сферы студента.

Таким образом, личностный смысл -значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Смыслообразующая система предоставляет возможность студенту реально проявить себя деятельностным субъектом образовательного процесса, самостоятельно дополнить знания, приобрести новый опыт как результат эффективного управления качеством образования.

Следующая характеристика - надситуа-тивная активность, которая позволяет культивировать уникальный опыт человека, в нашем случае - опыт художественно-творческой деятельности. Согласно исследованиям данной дефиниции «опыт» отражает одновременно и то, что впервые приобретается личностью, так и то, что человек уже имеет и развивает в дальнейшем (Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, А.В. Хуторской и др.). Опыт как своеобразный продукт образования (обучения) субъектов рассматривается в тесной связи с деятельностью, из которой он возникает, причем этот опыт должен быть обязательно субъектным.

Субъектный опыт определяется как такой, который позволяет студенту ставить себе задачи, выбирая их из числа тех, что предлагаются ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения. Субъектный художественно-творческий опыт

- это специфический компонент содержания образования, который, в отличие от традиционного, самостоятельно добывается и осмысливается студентом и представляет собой опыт жизнедеятельности, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, искусства и себя в искусстве, в общении, в различных видах художественно-творческой деятельности. При этом происходит нарастание потенциала активности субъекта, его инициативности, самостоятельности, ответственности в выборе, принятии и реализации решений, креативности, способности и готовности к сотрудничеству, профессиональной компетентности. Субъект в этой ситуации перестраивает прежние представления, генерирует новые знания, выходя за рамки прежнего субъектного художественно-творческого опыта, и тем самым расширяет границы самоизменений.

Еще одна характеристика - субъектная позиция, которая выражается в активности, сознательности, способности к целеполага-нию и рефлексии. Она двояко понимается: во-первых, как положение человека в социальной структуре, которое рассматривается в контексте понятий «роль» и «статус» (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов и др.); во-вторых, как система взглядов, установок, ценностей, мотивов, через которые выражаются отношения индивида к различным сторонам деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев и др.). В педагогических исследованиях позиция человека определяется как качество личности и цель воспитания (В .А. Армавичюте, Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская и др.).

Анализ материалов о позиции как отношении личности приводит к выводам о том, что деятельность личности направляется ее отношением к действительности - такое отношение и называется позицией личности. Она представляет собой сложный сплав когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; взаимосвязь позиции лично -сти и социальной проявляется в ситуациях непосредственного взаимодействия людей, выявляя в поведении особенности отношения к целям деятельности. Всё это становится возможным только в процессе творческих исканий и практической реализации. Творче-

82

Научный отдел

И.З. Рахпмбаева. Становление субъектностп студентов в образовательном пространстве

ская профессиональная позиция обусловливает особый стиль деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, она основана на сложном синтезе всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности. Особое место в ней занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Мы считаем, что для творческой профессиональной позиции выпускника факультета искусств обязательна интеллектуальная творческая инициатива (направленность на выход за рамки данных задач и требований); широта и яркость ассоциативных связей (отдаленность ассоциаций, неожиданность использования сравнительных характеристик и связей при работе над произведением искусства, обобщение явлений, не имеющих очевидных точек соприкосновения); беглость и оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам мышления).

Творческая составляющая профессиональной позиции состоит в том, что студент пытается избежать общепринятых и очевидных решений, кроме того, она сопровождается эмоциональным настроем, а ее результаты не могут быть предсказаны во всей полноте. При этом позиция как индивидуально -неповторимое внутреннее качество обладает субъектностью, уникальностью, единичностью выраженности и проявления, поэтому возможно фиксирование только общей направленности ее развития.

В ходе экспериментальной работы по выявлению эффективности управления качеством образования на основе развития субъ-ектности студентов факультета искусств нами был разработан и проведен авторский тест, который включал задания по изучению отношения студентов к будущей профессиональной деятельности (взгляды, ценности и мотивы). Обработка его результатов показала, насколько приоритетным представляется им ценностное отношение к своей будущей профессии среди других личностных образований. На вопрос «Считаете ли Вы формиро-

вание ценностного отношения необходимым условием для успешной самореализации в профессии?» практически все студенты ответили утвердительно. Более того, 83% опрошенных убеждены в том, что именно это является определяющим при последующем трудоустройстве на работу. Это, несомненно, свидетельствует об осознании будущими педагогами важности данной проблемы. При ответе на вопрос «Обращали ли Вы внимание на развитие в себе эмпатии, творческой активности как важнейших качеств, необходимых в жизни и в профессии?» 51% респондентов отметили, что делают это постоянно; у 28% из числа опрашиваемых рефлексия эмпатийности является недостаточной и лишь у 21% она редка.

И, наконец, последней характеристикой является утверждение самопроцессов, основными из которых, по мнению В.И. Андреева, О. С. Газмана, И. С. Якиманской и др., являются: самопознание, саморазвитие, самоопределение (определение себя в социуме, культуре, профессиональной деятельности и т.д.), самосовершенствование, самореализация (реализация себя в различных видах деятельности), самоуправление. Самопроцессы — это многоуровневое интегративное системное образование, связанное с профессионально-личностным самоопределением студента и являющееся целенаправленным самосовершенствованием личности, которое осуществляется ею как восхождение к такому уровню сформированности своих духовно-нравственных, социальных и профессионально-деятель-ностных качеств, который обеспечит более высокие возможности её самореализации как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Примечания

1 Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. ; Воронеж, 1996; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

2 Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. № 3. С.87—96.

3 Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психологические исследования. М., 1996.

4 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 1.

Пспхолотя

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.