Становление субъектного опыта детей дошкольного возраста в условиях развивающей среды ДОУ
Павлова Р. Н.,
заместитель директора по УВР МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 "Аленушка"» Верхневилюйский улус (район), Республики Саха (Якутия), Россия
Аннотация. Развивающая среда ДОУ это и предметная среда, и взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, и содержание дошкольного образования являются главным условием удовлетворения социальных потребностей ребенка. В статье представлен опыт создания развивающей среды как системы условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, где созданы деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации), пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию).
Важным является то, что в основу проектирования развивающей среды ДОУ положено понимание субъектного опыта ребенка как его личностного образования, обеспечивающего активность и целенаправленность личности в творческом взаимодействии с окружающим миром, способность к самореализации и саморефлексии.
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Развивающая среда направлена на поддержание формирующейся у ребенка системы деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности, где задачей педагога является поддержка детской деятельности в ее целостности и единстве. Все взрослые участники образовательных отношений должны взаимодействовать ради того, чтобы ребенок мог получить позитивный опыт реализации собственных замыслов и он оказался в ситуации социального принятия, которая будет стимулировать его личностный рост и самореализацию.
У ребенка в дошкольном возрасте субъектные проявления тесно связаны с мотивами, удовлетворяющими социальные потребности:
— Потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих удовлетворяющий субъекта социальный статус;
— Потребность в понимании (наличие интимно насыщенных, духовных межличностных отношений)
— Потребность в наличии жизненных целей и смыслов;
— Потребность в познании окружающего мира;
— Потребность в реализации творческого потенциала.
Переступив порог ДОУ, ребенок социальные потребности получает в развивающей среде ДОУ. Поэтому в основу проектирования развивающей среды ДОУ взяли понимание субъектного опыта как личностного образования, обеспечивающего активность и целенаправленность личности в творческом взаимодействии с окружающим миром, способность к самореализации и саморефлексии.
Спроектировали развивающую образовательную среду в ДОУ с соблюдением трех факторов:
• Социально-организованной деятельности;
• Предметно-пространственной среды;
• Эмоционально-обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей (духовное пространство ДОУ)
Интеграция всех трех факторов способствует эффективному процессу становления субъектного опыта ребенка в переходный период дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Каждый из совокупных компонентов развивающей образовательной среды обеспечивает формирование специфического опыта: опыта предметной деятельности; опыта общения с взрослыми и сверстниками; опыта освоения новых видов деятельности. И эти три фактора развивающей среды соответствуют ФГОС ДО, которая направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Модель развивающей среды в ДОУ представляет собой единство:
Развивающей среды: уклад жизни группы (модель дня, года), развивающей среде ДОУ: туьулгэлэр, участок, дизайн, мини - музей, виртуальный музей, мастерская Олонхо;
Расширения и вариативности образовательной среды: реализация дополнительных образовательных программ;
Введении ребёнка в мир культуры родного народа через интегрированные формы детской деятельности: спортивной, художественной, музыкальной, интеллектуальной, поисково - исследовательской, технической и другой направленности
Развития социально - партнерских отношений, сетевого взаимодействия, преемственности с другими организациями, социумом.
Реализация этих идей развивающей среды возможна при условии активности, интереса, педагогических знаний от родителей и профессионального и личностного развития педагогов. Мы взрослые должны и сами развиваться и взаимодействовать для поддержки детской деятельности в ее целостности и единстве и ради того, чтобы ребенок оказался в ситуации социального принятия, которая будет стимулировать его личностный рост и самореализацию.
Таким образом:
Во-первых, развивающая образовательная среда ДОУ выступает как особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, предоставляющее максимум возможных индивидуально-творческих траекторий для саморазвития всех включенных в нее участников образовательного процесса;
Во-вторых, развивающая образовательная среда ДОУ: предметная среда, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание дошкольного образования являются условием удовлетворения социальных потребностей, развития субъектной позиции не только ребенка, но и взрослых.
В-третьих, модель образовательного пространства ДОУ представляет собой единство:
■ технологических инноваций - современные компьютерные, телекоммуникационные технологии, робототехника, детские лаборатории
■ организационных инноваций - новые организационные структуры и институциональные формы
■ педагогических инноваций - новые методы и приемы дошкольного образования, педагогические технологии
■ экономических инноваций - новые экономические механизмы в сфере образования
Литература
Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопр. психологии. 1980. - №5. - С.60-70.
Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. Вып. № 6. - М.: Инноватор, 1996. - С. 39-44.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. М.: Гном-Пресс, 1999. - 144 с.
Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно - методическое пособие. 2 - е изд. 2012 - 176 с.
Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. - 463 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. -192 с.