Научная статья на тему 'Становление структуры профессионального мировоззрения сотрудника полиции в вузе МВД России'

Становление структуры профессионального мировоззрения сотрудника полиции в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
583
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТРУКТУРА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / PROFESSIONAL IDEOLOGY / STRUCTURE / A POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ласточкина О. А.

В статье рассматривается проблема структуры профессионального мировоззрения сотрудника полиции, формирование которого осуществляется в образовательном процессе ведомственных вузов МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ласточкина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL OUTLOOK OF A POLICE OFFICER IN THE UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA

The paper considers the problem of the structure of the professional Outlook of a police officer, the formation of which is carried out in the educational process of higher educational institutions of the MIA of Russia

Текст научной работы на тему «Становление структуры профессионального мировоззрения сотрудника полиции в вузе МВД России»

УДК 159.9

СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

О.А. Ласточкина

В статье рассматривается проблема структуры профессионального мировоззрения сотрудника полиции, формирование которого осуществляется в образовательном процессе ведомственных вузов МВД России

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, структура, сотрудник полиции

Анализ структуры мировоззрения и его типов может осуществляться по носителям, по глубине отражения объективного мира (уровням), по предмету отражения

(содержательный аспект).

Рассматривая носителей мировоззрения, следует четко определить, что внеличностного, внесубъектного, абстрактного мировоззрения не существует. Можно говорить о

мировоззрении личности или определенной общности людей (группы, социального слоя, народа, общества в целом и т. п.). Применительно к сотрудникам полиции (подготовку которых осуществляют вузы МВД России), исходя из личностной природы феномена, выделяем индивидуальное мировоззрение в качестве доминирующего

(личность, индивид), а также групповое (например, учебная группа, курс, факультет), мировоззрение социального слоя (сотрудники полиции).

В гносеологическом аспекте, т.е. с точки зрения уровней отражения действительности, мировоззрение может быть обыденным, теоретическим, а чаще имеет смешанный вариант из самого различного взаимодействия этих двух уровней. Прочность

мировоззренческих позиций личности сотрудника полиции во многом зависит от того, насколько социальные знания подтверждены опытом и закреплены в чувствах, эмоциях. Именно на это указывает Б.И. Каверин, подчеркивая, что через обыденнопсихологический уровень мировоззрения реализуется «верхний уровень», т.е.

теоретический уровень научного мировоззрения: идеалы, нормы, принципы, ценности [1, с. 204].

Праксиологический подход отводит немалую роль в структуре мировоззрения направленности обыденно-психологического уровня мировоззрения, его ориентации, определяет, какие элементы доминируют в нем,

Ласточкина Ольга Анатольевна - ВИ МВД России, преподаватель-методист, e-mail: last@box.vsi.ru

и от этого во многом зависит единство всего мировоззрения обучаемого в вузе МВД, характер его проявления и действенность. Главными элементами обыденно-

психологического уровня мировоззрения должны стать такие социально-значимые качества, как ответственность, инициативность, чувство нового и другие, проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках сотрудников полиции. Поэтому в «Кодексе

профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» указывается на необходимость «постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволять личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий» [2].

Теоретический уровень мировоззрения характеризуется по сравнению с обыденным большей устойчивостью, логической

стройностью, глубиной и систематичностью отражения объективной реальности.

Теоретическое мировоззрение по типу может быть донаучным, ненаучным,

непоследовательно научным и последовательно научным. Профессиональное мировоззрение сотрудников полиции, подготовку которых

осуществляют вузы МВД, не может быть не научным и является разновидностью научного, так как любая профессия в своей основе опирается на научные знания, методы и формы познания.

Вряд ли стоит утверждать, что сегодня доминирует последовательно научный тип

мировоззрения в российском обществе. Демократизация всех сфер жизни общества, политический плюрализм, критика и самокритика позволяют выявить широкий спектр мировоззрений как в обществе в целом, так и в его отдельных структурах, в том числе и в системе МВД России. Учитывая многообразие существующих типов

мировоззрения и их конкретных носителей, можно говорить о сложном спектре

мировоззрений, на крайних полюсах которого находится обыденное, несистематизированное, основанное даже на вере (иллюзорноидеалистическое, религиозное) или

коллективных мнениях мировоззрение и концептуально-систематизированное, цельное, научно обоснованное мировоззрение.

Рассматривая типы мировоззрения, выявим их содержательный срез через совокупность философского, правового, социально-политического, нравственного,

эстетического, естественнонаучного аспектов на научно-теоретическом и обыденнопсихологическом уровнях. Можно утверждать, что именно по содержательному срезу

преимущественно определяются типы

мировоззрения: философский, правовой,

политический, естественнонаучный и т.п., которые в свою очередь, лежат в основе профессиональных типов, например,

профессиональное мировоззрение юриста, в том числе, сотрудника полиции.

Основываясь на таком подходе, мировоззрение будущего сотрудника полиции, формируемое в вузе МВД, можно определить как феномен, выражающий единство научных мировоззренческих знаний, взглядов

убеждений, принципов, ценностей, отношений и действий, которые в зависимости от содержания составляют основу и наполняют тот или иной аспект мировоззрения: философский, правовой, социальнополитический, этический, эстетический, естественнонаучный. Определяющим в

профессиональном мировоззрении сотрудника полиции будет профессионально-правовой аспект, если говорить о подготовке юристов-специалистов в ведомственных вузах МВД.

В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея формирования его профессионального мировоззрения. С опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к будущим профессиональным ситуациям - такова парадигма современного типа обучения, что и отражено в работах Е.П. Белозерцева [3], В.А. Сластенина [4], Е.Н. Шиянова [5] и др. Однако, образование до сих пор носит дисциплинарно ориентированный характер и специализированную

обособленность, чаще всего имеет характер своеобразной «дрессировки», нацелено до сих пор на передачу готовых знаний, утверждает К.В. Бондарчук [6]. К сожалению, в вузах не

достаточно внимания уделяется формированию у обучаемых умения критически, творчески мыслить, ставить проблемы, переключаться, совмещая разные профессиональные сферы деятельности, находить оптимальные решения, то есть всего того, что и характеризует мировоззрение как феномен.

Не рассматривая детально все компоненты структуры мировоззрения, что утвердилось и довольно широко отражено в научной литературе, отметим, что они так или иначе соотносятся с ценностной направленностью мировоззрения, что для сотрудников полиции приобретает особое значение. Праксиологический подход не умаляет значения аксиологического

компонента, а скорее наоборот усиливает его, так как ценность феномена в конечном счете определяется ценностным измерением практических действий, поступков. Ценностная ориентация мировоззрения будущего сотрудника полиции опосредована всей совокупностью отношений, в которые он вступает в ходе обучения и воспитания в вузе МВД России. В учебно-воспитательном процессе, служебной и неслужебной сферах сложилась определенная шкала позитивных ценностей, но это еще не значит, что она свободна от негативных проявлений и не нуждается в корректировке. Наличие, например, таких явлений, как

беспринципность, эгоистичность, круговая порука и т. п. в среде сотрудников полиции, ярко высвечивает девиацию ценностных ориентаций и потребительских установок у определенной части сотрудников МВД России, на устранение которых, в том числе, и направлена коренная реформа всей системы. У части сотрудников появились апатия к социальным проблемам, утрата чувства патриотизма, общенациональной гордости, некритическое восприятие окружающей действительности, отсутствие ценностных ориентаций. Эти явления не только подрывают авторитет системы МВД, но и в целом наносят огромный ущерб экономической,

политической, духовной сфере жизни общества. И не случайно в «Кодексе профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» подчеркивается, что часть сотрудников правоохранительных органов подвержена профессионально-нравственной деформации, которая выражается в правовом нигилизме, равнодушии, беспринципности,

индивидуализме, эгоизме в служебной деятельности.

В приказах МВД России последних лет выдвигается требование восстановить у сотрудников правоохранительных органов основополагающие мировоззренческие

ценности (гражданственность,

государственность, патриотизм и др.), преодолеть профессионально-нравственную деформацию, выражающуюся в таких негативных качествах и характеристиках личности как протекционизм,

беспринципность, индивидуализм, эгоизм, вседозволенность и др. В годы экономической, политической и духовной нестабильности и неразберихи в стране вопросам формирования мировоззренческих ценностей у сотрудников правоохранительных органов не уделялось должного внимания и как следствие мы сегодня имеем не только мелкие правонарушения, но и взяточничество, коррупцию, злоупотребления служебным положением и другие преступления, совершаемые отдельными сотрудниками правоохранительных органов.

Исходя из вышеизложенного, подчеркнем, что в соответствии с потребностями общества, системы

правоохранительных органов сегодня как никогда необходимо формировать

профессиональное мировоззрение сотрудника полиции в вузах МВД России, в структуре которого выделим четыре основных компонента.

Во-первых, - это познавательный

(когнитивный) компонент, который базируется на обобщенных знаниях (научных,

профессиональных, повседневных и т.д.), составляющих конкретно-научную картину мира в целом, а применительно к сотрудникам полиции - профессиональную картину правовой реальности.

Во-вторых, - это социологический

компонент, в содержательном аспекте включающий самый широкий спектр взглядов и убеждений, имеющих всегда социальноправовую направленность и измерение для

сотрудника полиции, что и характеризует их как мировоззренческие.

В-третьих, - это ценностно-

нормативный (аксиологический) компонент, выражающий оценку и знаний и взглядов и убеждений, их значение для сотрудника полиции как профессионала и человека. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки личностью явлений выступают социальные нормы: правовые, нравственные, религиозные и т.п., регулирующие жизнь и деятельность общества. В нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом, что имеет особое значение для сотрудников правоохранительных органов.

В-четвертых, - это практический

(деятельностный) компонент, выражающийся в отношениях, поступках и действиях человека в соответствии с усвоенными знаниями, сформированными убеждениями, принятыми ценностями. Для сотрудника полиции данный компонент мировоззрения реализуется в активной жизненной позиции, в качественном выполнении профессиональных задач. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный, созерцательный характер.

Эмоционально-волевая сфера

пронизывает все элементы структуры мировоззрения, поэтому, не целесообразно выделять ее в отдельный компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоциональноволевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззрения.

Структуру профессионального

мировоззрения сотрудника полиции,

формируемую в образовательном процессе вуза МВД, можно представить (см. рисунок).

Структура профессионального мировоззрения сотрудника полиции

Таким образом, раскрыть структуру, содержание мировоззрения сотрудника полиции (как профессионального типа), значит определить приоритетность формирования в мировоззренчески ориентированном

образовательном процессе вузов МВД России смысложизненных формирований (научные мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, ценности, нормы, отношения, действия, поступки); а также развития компонентов (когнитивного, социологического, аксиологического, деятельностного) и основных содержательных аспектов (правовой - доминирующий, философский -

основополагающий, социально-политический, нравственный, эстетический,

естественнонаучный), существующих на обыденно-психологическом и научнотеоретическом уровнях и определяющих место личности в мире, отношение к этому миру и к самому себе и выражающих его практическую направленность на правоохранительную деятельность.

Литература

1. Каверин Б.И. Методологические проблемы связи общественного сознания и мировоззрения воинов: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Б.И. Каверин. — М.: ВПА, 1989. — 38 с.

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138. — М.: ДКО МВД России, 2008. — 58 с.

3. Белозерцев Е.П. Образование: историко-

культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридич. центр Пресс», 2004. — 704 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная

деятельность / В.А. Сласленин, Л.С. Подымова. — М.: Магистр, 1997. — 221 с.

5. Шиянов Е.Н. Гуманистические принципы построения и функционирования педагогической системы пед. вуза / Е.Н. Шиянов // Педагогические системы в школе и вузе: технология и управление: тезисы докл. научн. конф. 25—28 мая 1993г. — Волгоград: Волг. ГУ, 1993. — Ч. 1. — С. 21—36.

6. Бондарчук Е.В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе: дис. . канд. пед. наук / Е.В. Бондарчук. — Калининград, 2006. — 184

с.

Воронежский институт МВД России

THE FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL OUTLOOK OF A POLICE OFFICER IN THE UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA

O.A. Lastochkina

The paper considers the problem of the structure of the professional Outlook of a police officer, the formation of which is carried out in the educational process of higher educational institutions of the MIA of Russia Key words: professional ideology, structure, a police officer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.