Научная статья на тему 'Мировоззрение: сущность, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждений МВД России'

Мировоззрение: сущность, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
859
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / НОСИТЕЛИ / УРОВНИ / СРЕЗЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / CONTENT / WORLDVIEW STRUCTURE / WORLDVIEW BEARERS / LEVELS / SECTIONS / PHILOSOPHIC WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Остапенко Владимир Савельевич

В статье рассматривается проблема содержания, структуры научного мировоззрения, его роли и значения в формировании личности будущих сотрудников правоохранительных органов в ходе учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Остапенко Владимир Савельевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worldview: Essence, Content, Role in Shaping Students Personality in Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

The article deals with the problem of the worldview content, structure, role and significance in developing personal features of prospective law-enforcement agencies officers in the course of study at educational institutions under the Russian Ministry of Internal Affair.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение: сущность, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждений МВД России»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

В. С. Остапенко (Воронежский институт МВД России)

В статье рассматривается проблема содержания, структуры научного мировоззрения, его роли и значения в формировании личности будущих сотрудников правоохранительных органов в ходе учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

Ключевые слова: содержание, структура мировоззрения; носители, уровни, срезы мировоззрения; философское мировоззрение.

В настоящее время важнейшей и актуальнейшей задачей образовательных учреждений МВД России является целенаправленное формирование у будущих сотрудников правоохранительных органов научного мировоззрения, адекватно отражающего объективные тенденции общественного развития, требования социальной практики к человеку, его мышлению и сознанию.

Анализ научной литературы по проблеме выявил несколько основных подходов к изучению мировоззрения: социологический, гносеологический, онтологический, аксиологический и др. Ведущие ученые в той или иной степени затрагивают указанные аспекты в зависимости от цели исследования, но общего взгляда на роль и место каждого из них в целостной концепции мировоззрения пока нет. Наиболее плодотворным нам кажется комплексный подход, при котором мировоззрение исследуется не с какой-нибудь одной точки зрения, а многопланово, в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности. При этом необходимым является уяснение сущности, системообразующих элементов в структуре мировоззрения, что позволило бы представлять его как единое целое. Данная задача отражена в работах В. С. Буянова, Б. И. Каверина,

A. В. Сонина, В. Ф. Черноволенко,

B. А. Щербинина и др.

В соответствии с комплексным подходом любое мировоззрение призвано

дать ответ на основные смысложизненные вопросы: что такое мир, в котором живет и действует человек; ради чего следует жить; как следует жить? Можно говорить о достигнутом к настоящему времени общепризнанном представлении о мировоззрении как особого рода идеальном образовании, как результате сложного синтеза знаний, убеждений, идеалов, ценностей человека, как особой форме отражения объективно существующих интересов и целей общества в целом или отдельных людей. Опираясь на синтез знаний, преломленный через призму интересов и целей, мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и всего общества.

Мы придерживаемся общей позиции, согласно которой анализ структуры мировоззрения осуществляется по носителям, глубине отражения объективного мира (уровням) и по предмету отражения. Выделяются также мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации, профессионально значимые личностные качества, которые можно определить как структурные срезы мировоззрения.

В гносеологическом аспекте, т. е. с точки зрения уровней отражения действительности, мировоззрение может быть обыденным либо теоретическим, но чаще наблюдается смешанный вариант при самом различном взаимодействии этих двух уровней.

© Остапенко В. С., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Главными элементами обыденного уровня мировоззрения выступают такие социально значимые морально-психологические качества, как ответственность, инициативность, чувство нового и др., проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках.

Теоретический уровень мировоззрения по сравнению с обыденным характеризуется большей устойчивостью, логической стройностью, глубиной и систематичностью отражения объективной реальности. Отражение действительности происходит не во всем ее многообразии, а в главном, существенном. Будучи продуктом сознательного творчества теоретиков, теоретическое мировоззрение строится в соответствии с определенными принципами; оно выражает коренные интересы тех или иных социальных групп, обосновывает конкретные цели деятельности и по типу может быть донаучным, ненаучным, непоследовательно научным и последовательно научным.

Рассматривая сущность и структуру научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России, выявим предметно-содержательный аспект мировоззрения через совокупность политического, правового, экономического, нравственного, экологического, эстетического, естественно-научного и других элементов на теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом уровнях и укажем срезы (структурные звенья) развития этих элементов: мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, принципы, профессионально значимые личностные качества, идеалы, ценностные ориентации. Научное мировоззрение курсантов представляет собой диалектическое единство научных мировоззренческих знаний, убеждений и т. д., которые в зависимости от содержания составляют основу и наполняют тот или иной аспект (элемент) мировоззрения.

Особое место в структуре мировоззрения принадлежит философии. Сейчас

преодолен подход, сводивший мировоззрение только к философским взглядам. Философия является теоретической формой мировоззрения, теорией, в рамках которой не только раскрывается мировоззренческая проблематика, но и объясняются сам процесс возникновения мировоззренческих форм, их сущность, структура, функции и т. п. Можно говорить о философском мировоззрении как о теоретическом мировоззрении, обоснованном посредством общенаучных, наиболее общих категорий [3, с. 139]. Все структурные элементы мировоззрения соотносятся с его ценностной направленностью, что для курсантов образовательных учреждений МВД России имеет особое значение. К сожалению, в прошлом проявилась некоторая недооценка ценностных аспектов научного мировоззрения, когда его трактовали в значительной степени «сциентистски», направляя основные усилия на раскрытие общих закономерностей развития. При этом упускались из виду «важнейшие активные, целеуказывающие, жизнерегулирующие элементы мировоззрения: ценности, оценки, нормы и идеалы» [1, с. 27].

Мировоззренческие ценности подвергаются мировоззренческим оценкам, которые выступают в качестве результата их осмысления тем или иным носителем мировоззрения. Из мировоззренческих оценок вытекают смысложизненные правила, предписания, определяющие общую стратегию поведения личности. Такие жизнеориентирующие регу-лятивы обычно называются нормами. Мировоззренческие нормы как бы указывают меру определенной ценности. В другом случае норма может выступать как целеуказание. Ценностная направленность мировоззрения также выражается и в идеалах как системе ценностей, в рамках которой осуществляются осознание и выражение человеком потребностей. В научном мировоззрении курсантов ценностные элементы не противопоставлены друг другу, а составляют органичную целостность и характеризу-

111!111Й1И1!Ш № 2,

ют его практическую направленность в правоприменительной сфере. Поэтому в последних документах МВД России особый упор делается на восстановление у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма) и развитие профессионально значимых качеств: верности присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности, нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности) [2; 4]. Термин «восстановление» употреблен не случайно: в 1990-е гг., когда ослабли государственные институты, усилились «разброд и шатания» во всех сферах общества, в том числе в умах людей, многие фундаментальные мировоззренческие ценности были утрачены.

Итак, в содержательном плане научное мировоззрение — это цельное духовное образование в совокупности основных аспектов, или элементов (политического, правового, экономического, нравственного и др.), базирующихся на на-

учных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе, адекватно отражающих реальности современного этапа общественного развития и выражающих его практическую направленность на решение проблем, стоящих перед личностью, в частности курсанта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравец, А. С. Мировоззрение: социальная обусловленность, сущность, структура / А. С. Кравец // Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. — Воронеж, 1996.

2. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01.02.07. № 120.

3. Ойзерман, Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. — М. : Наука, 1982. — 301 с.

4. Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007—2009 годы : приказ МВД России от 09.07.07. № 1/5446.

Поступила 19.03.09.

ТРУД И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)

Автор раскрывает важность труда в воспитании и исправлении осужденных, его социально-экономическую значимость, влияние труда на формирование личностных качеств отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Ключевыге слова: труд; осужденный; исправительное учреждение; воспитание; формирование; правопорядок; дисциплина; исправительная педагогика.

Согласно Конституции Российской ляют саморазвитие любого обществен-

Федерации труд свободен [1, ч. 1, ст. 37]. ного строя. Именно трудом создаются

Каждый имеет право свободно распоря- материальные и культурные ценности, за

жаться своими способностями к труду, счет производительного труда содержат-

выбирать род деятельности и профес- ся государство, наука, культура, образо-

сию. Следовательно, производительный вание и медицина; благодаря обще-

труд человека и его результаты состав- ственно полезному труду формируется и

© Хаитжанов А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.