Научная статья на тему 'Становление среднего театрального образования в Татарстане'

Становление среднего театрального образования в Татарстане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ТЕХНИКУМ / СТУДИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИСКУССТВО / THEATER SCHOOL / STUDIO / EDUCATION / STUDENTS / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Валеев Р. Р.

Статья посвящена развитию театрального образования в Татарстане. В статье указаны основные этапы этого процесса, их особенности, освещены наиболее значимые проблемы как творческого, так и административного характера. Раскрывается роль театрального образования в культурном строительстве, показаны трудности и достижения, названы наиболее значимые имена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE AVERAGE THEATRICAL EDUCATIONS IN TATARSTAN

The article is devoted to the development of theater education in Tatarstan. The paper identifies the main stages of this process, their features, describes the most significant problems, both of creative and administrative nature. The role of theater education in the cultural construction is revealed, the difficulties and achievements, are shown, the most significant names are given.

Текст научной работы на тему «Становление среднего театрального образования в Татарстане»

УДК 377: 792

Р.Р.Валеев

СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ

Статья посвящена развитию театрального образования в Татарстане. В статье указаны основные этапы этого процесса, их особенности, освещены наиболее значимые проблемы как творческого, так и административного характера. Раскрывается роль театрального образования в культурном строительстве, показаны трудности и достижения, названы наиболее значимые имена.

Ключевые слова: театральное училище, техникум, студия, образование, студенты, искусство.

Valeev Ramil Ravilevich FORMATION OF THE AVERAGE THEATRICAL EDUCATIONS IN TATARSTAN

The article is devoted to the development of theater education in Tatarstan. The paper identifies the main stages of this process, their features, describes the most significant problems, both of creative and administrative nature. The role of theater education in the cultural construction is revealed, the difficulties and achievements, are shown, the most significant names are given.

Keywords: theater school, studio, education, students, art.

Как известно, 22 декабря 1906 года в Казани состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днем рождения татарского театра. Появление у татар сценического искусства было вызвано исторической потребностью духовной жизни татарского народа. Благотворное влияние на него оказали демократические традиции русской театральной школы. Первые татарские актеры не имели специального образования. Они были самородками, осваивавшими актерское мастерство на практике, в процессе самого творчества. Благодаря своему энтузиазму, трудолюбию, самоотверженности они уже в дореволюционный период достигли значительных успехов.

После Великой Октябрьской революции значение театрального искусства в жизни страны и народа во много раз возросло. При этом явственно ощущалась нехватка квалифицированных актерских и режиссерских кадров. Именно поэтому в начале 1919 году впервые в Астрахани открывается Первая татарская драматическая студия под руководством З.Султанова.

Студию открыли сроком на 3 месяца. В следующем году студию увеличили и открыли 6-месячной программой. Среди ее воспитанников: народная артистка СССР М.Даутова, заслуженный артист РСФСР и народный артист ТАССР Камал III, заслуженный артист ТАССР Г.Уральский.

Вскоре, в 1920 году, по решению мусульманской секции политотдела Заволжского военного округа в Самаре открывается студия татарской драмы и музыки. Для работы в ней были привлечены К.Тинчурин, Р.Ахмерова и З.Султанов. В студию были приняты 120 человек. Учеба началась 18 июня 1920 года.

Руководителями Студии назначаются З.Султанов и И.Рамиев, режиссерами - П.Талбузин и К.Тинчурин. Вели занятия профессора Левировская, Гондобин, Альбозин.

В студии уделяли внимание не только обучению технологии актерского ремесла, но и развитию общей культуры и высоких гражданских чувств учащихся. Поэтому наряду со специальными предметами, такими как «Творчество и работа актера и режиссера», «Практика актерского искусства», «Дикция и декламация», «Постановка дыхания и голоса» т.д., большое внимание уделялось общественным наукам. Изучали «Историю общественного движения», «Понятие социализма и коммунизма», «Конституцию Советской власти»1.

Несмотря на неспокойное военное время, материальные трудности и лишения, из 120 человек студию успешно закончили 78. Среди них - известный в будущем режиссер Х.Уразиков.

В 1920 году была образована Татарская АССР. День рождения республики был ознаменован закладкой фундамента здания татарского театра. Впервые национальный театр стал государственным, для него были созданы самые благоприятные условия. В помощь Татарскому государственному театру, на основании Постановления коллегии Татглавпрофобра от 26 сентября 1922 года, создается Татарский театральный техникум.

Заведовать Техникумом был назначен З.Султанов, которому и были поручены организационные работы при участии крупного режиссера русского театра З.Славяновой.

В первое время были трудности, не было собственного здания. Техникум разместили во дворе номеров «Волга» на Петропавловской улице (ныне здание факультета татарской филологии Педагогического университета на улице М.Джалиля). Здесь были и аудитории, и общежитие. Первым ди-

1 Перечень предметов, включенных в учебную программу Студия, проводится по удостоверению ХУразикова об окончании

пятимесячных курсов Мусульманской драмматической студии Заволжского военного округа.

ректором техникума стал популярный актер дореволюционного театра З.Баязидский. Кроме того, из состава учащихся был избран ученический комитет, председателем которого стал студент Х.Салимжанов. Директора часто менялись, за 5 лет на этом посту работали 5 человек.

Заки Баязидский работал в 1923-1924гг; в 1924году был назначен Хамид Султанов, в 1925году работал Юмай; с 1925года по 1928 год работал М.Магдеев, с1928 года начал работать М.Заитов.

Тогда приходилось все начинать заново: от учебных планов и программ, распорядка дня и правил поведения до разработки специальных учебных пособий по сценоведению и истории театров. Их составлял первый завуч техникума Б.Симолин.

Если в начале года здесь обучалось всего шестнадцать студентов, то в конце его - уже тридцать, и техникум переводят в помещение бывшей Мариинской женской гимназии (ныне улица Рахматуллина, 2, угловое здание напротив Петропавловского собора.)

Первый выпуск состоялся 1926 году. Техникум окончили такие замечательные актеры, как Х.Салимжанов, Г.Кайбицкая, драматург и режиссер Р.Ишмурат, Г.Булатова, Г.Нигъматуллина и ряд других. К.Бариев и К.Тумашева сразу же были приглашены преподавателями техникума. Летом 1927 года группа учащихся во главе с Г.Девишевым и И.Ингваром совершила большую гастрольную поездку.

В этом же 1927 году татарский театральный и художественный техникумы объединились и переехали в помещение на улице К.Маркса, получив название Казанский объединенный художественно - театральный техникум. Необходимо отметить, что целью слияния было сокращение и рационализация расходов по обеим техникумам и создание единого Техникума по некоторым отраслям учебы.

В 1930-1931 году Казанский объединенный художественно-театральный техникум объединился с Восточно-музыкальным техникумом и стал существовать как Татарский техникум искусств. При техникуме работало три отделения: театральное, музыкальное, художественное. Размещался техникум на улице Жуковского.

Театральное образование в Татарстане прервалось с началом Великой Отечественной войны. В то время молодые выпускники и студенты отправились на фронт. Летом 1941 года Техникум искусств закрылся.

В 1943 году, когда линия фронта постепенно отодвигалась на запад, вновь был поднят вопрос о подготовке кадров татарских артистов.

На основании решения Бюро Обкома ВКП (б) от 17.XII.43 г. и Постановлением Совета Народных комиссаров Татарской АССР от 1 марта 1944 года №217 «О мероприятиях по подготовке кадров театрального искусства Татарской АССР» открыто Татарское Театральное училище. Утвержден директор училища - заслуженный артист ТАССР Булатов С.С. с определением ему персональной ставки 1200 рублей2.

Несмотря на все принятые меры, набор студентов в Татарское Театральное училище затянулся. Занятия начались только 17 сентября 1945 года.

В начале 1945/ 46 учебного года училище имело 17 преподавателей, из них совместителей - 14, с высшим образованием - 11, со средним специальным образованием - 6. Среди преподавателей были и со званием и степенью, их было 6 человек. Педагоги по мастерству актера Ш.Сарымсаков и К.Тумашева закончили режиссерский факультет ГИТИСа. Сценическую речь вели Г.Шамуков, впоследствии народный артист СССР, и Л.Салиаскарова, грим - Касым Шамиль, танец - П.Якушев, сценическое движение - Пейсахов, татарскую литературу - профессор КГУ Х.Усманов.

В 1949 году Татарское театральное училище дало нашим театрам первое пополнение. Летом организовали гастрольную поездку по городам и рабочим поселкам СССР с компактным татарским населением.

Четыре года напряженной работы и серьезной учебы получили должное завершение. С 25 мая по 1 июля 1949 года показ пяти дипломных спектаклей постарались превратить в подлинно творческий отчет. Все дипломные спектакли собирали большое число зрителей, среди которых были руководители правительства, представители общественности, работники культуры и искусства, писатели, художники3 Несмотря на большие заслуги Татарского Государственного Театрального училища, 13 июня 1952 года на основании Постановления Совета Министров СССР оно было закрыто.

Благодаря большим усилиям Министерства культуры ТАССР и самого министра Булата Мин-нулловича Гиззатуллина, лишь через десять лет 12 мая 1962 года, по Постановлению Совета Министерств ТАССР, училище вновь открылось под названием Казанского театрального4.

Директором вновь открытого училища, под названием Казанское театральное училище, был назначен недавний выпускник Щепкинского театрального училища Д.Бадретдинов.

2НА Ф5795, оп.1,д №1 с.2 3НА 5795 оп.1,д№49,с.3

4 НА Ф.5795,оп.2,д.№1,с.5.

В 1962/63 учебном году, Казанское театральное училище не имело собственной учебно материальной базы. Занятия проходили в пяти разных местах: во втором здании педагогического института, театрах имени Г.Камала и Качалова, спортзала «Динамо» и помещении театрального общества. Скоро решением исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся №200 от 30 марта 1963 года, для размещения театрального училища были выделены дома №2а и 2/35 на улице Гоголя.

В основу системы профессионального обучения и воспитания актера в театральном училище были положены достижения театра, педагогический и творческий опыт К.С.Станиславского и И.Н. Данченко, а также их учеников и последователей5.

О росте авторитета училища и его выпускников также можно судить по содержанию статей в прессе, где можно найти положительные отзывы. В рецензии на спектакль Казанского ТЮЗа «Мужчина 17 лет», кандидат филологических наук Богданов отмечает, что «выпускники Казанского театрального училища А.Кокурин, Т.Мычилкина,Н.Казанцев - правдиво и интересно создают основные образы6. В статье «Героическая тема обязывает», посвященной репертуара Казанского ТЮЗа, автор В.Гудкова отмечает, что «выпускники Казанского театрального училища АКокурин и Т.Мычилкина - это актеры умеющие играть и думать на сцене»7

Жизнь показала, что театру, сложному, многомерному организму, трудно достичь успеха без талантливых профессионалов по всем направлениям театрального искусства. Поэтому в 1964 году в училище открылось отделение художников бутафоров. А в 1968 году, был первый выпуск художников бутафоров. Организатор и ведущий мастер отделения Т.Зуева.

Казанское театральное училище постепенно набирало силу, становилось многопрофильным учебным заведением, готовившим нужных театру специалистов. Доброжелательность и талант педагогов, умеющих найти ключ к каждой индивидуальности, помогают студенту раскрыть свои способности и полноценно развиваться. Основным педагогическим принципом училища становится любовь к студенту. А выпускники татарской группы, составляют костяк национальных театров, вырастая с годами в первоклассных мастеров.

5 НА Ф.5795, оп.2. дело №14, с.4

6 Советская Татария» 14 марта 1967 года.

7 Советская Татария» 14 марта 1967 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.