Научная статья на тему 'История театрального образования в Саратовском Поволжье в первой трети ХХ столетия'

История театрального образования в Саратовском Поволжье в первой трети ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
542
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE F. ENGELS PROLETARIAN THEATER / THE N.A. RIMSKY-KORSAKOV SOVIET OPERA HOUSE / ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ф. ЭНГЕЛЬСА / СОВЕТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА / ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА / КУРСЫ ИНСТРУКТОРОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА СЛОНОВА / ОПРЕДЕЛЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / HIGHER STATE FINE ARTS WORKSHOPS / DRAMA INSTRUCTORS TRAINING / THE SLONOV DRAMA SCHOOL / SPECIFIC ART PROGRAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дьяконов А. В.

В статье рассматривается история развития театрального образования, создание своеобразной театральной школы в первой трети ХХ в. в Саратовском Поволжье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THEATRICAL EDUCATION IN SARATOV VOLGA REGION during the first thirty years of the 20th century

The article deals with the history of theatrical education, forming a unique drama school during the first thirty years in Saratov Volga region

Текст научной работы на тему «История театрального образования в Саратовском Поволжье в первой трети ХХ столетия»

удк 94(470.4) а.В. Дьяконов

ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВСКОМ ПОВОЛЖЬЕ в первой трети XX столетия

В статье рассматривается история развития театрального образования, создание своеобразной театральной школы в первой трети ХХ в. в Саратовском Поволжье.

Ключевые слова: драматическая студия, пролетарский театр имени Ф. Энгельса, Советский оперный театр имени Н.А. Римского-Корсакова, Высшие Государственные Мастерские Театрального искусства, курсы инструкторов театрального дела, театральная школа Слонова, определенная творческая программа.

A.V. Dyakonov

THE HISTORY OF THEATRICAL EDUCATION IN SARATOV VOLGA REGION during the first thirty years of the 20th century

The article deals with the history of theatrical education, forming a unique drama school during the first thirty years in Saratov Volga region.

The key words: The F Engels proletarian theater, the N.A. Rimsky-Korsakov Soviet Opera House, Higher State Fine Arts Workshops, drama instructors training, the Slonov drama school, specific art program.

Саратовская театральная школа заслуженно признана одной из ведущих в нашей стране. Ее воспитанники плодотворно трудятся в большинстве театров России, ближнего и дальнего зарубежья. Однако история и принципы этой школы обстоятельно не исследованы.

Основы профессионального становления актеров закладывались здесь в крепостных и домашних театрах меломанов Куракиных, Голицыных, Столыпиных, Бахметевых, Панчулидзевых, где приглашенными и доморощенными преподавателями велись уроки танцев, пения, сценического действия. Замечательная практика взращивания молодых актеров, передачи им накоп -ленного сценического опыта складывалась в Х1Х в. в артистических товариществах и антрепризах П.М. Медведева, А.Е. Воронкова, М.М. Бородая, Н.И. Собольщи-кова-Самарина, Н. В. Унковского, однако первые профессиональные театральные учебные заведения появились в Саратове только в начале ХХ столетия.

В сезон 1915 - 1916 гг. при Саратовском Городском театре создается первая в Поволжье драматическая студия с тремя группами: подготовительной, декламационной и драматической с преподаванием постановки голоса, фехтования, пластики и танца, грима, многоголосной декламации, истории театра, истории драмы и «прохождения ролей». В ней преподавали известные театральные деятели М.И. Велизарий, М.И. Жвирб-лис, И.А. Слонов, А.И. Канин, М.В. Говоров, А.В. Купер, Н.М. Архангельский. Курс обучения в студии был трехгодичный. Студийцы второго и третьего года обучения выступали в спектаклях, показываемых в театрах и клубах [2, с. 4 - 6].

Бурный рост театрального искусства в первые годы советской власти привел к появлению новых театральных коллективов. Кроме двух ранее действовавших драматических театров, в 1918 - 1919 гг. в Саратове создаются пролетарский театр имени Ф. Энгельса, Советский оперный театр имени Н.А. Римского-Корсакова, и «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян

школьный театр имени Ленина», «Театр лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки» [3, с. 44]. Позже в городе открываются театры «Голубятня», «Комедия», «ТЭП» (Театр эксцентрических представлений), «Арена ПОЭХМА» (театр поэтов, художников, музыкантов, актеров), «Потешный театр» и много различных любительских театральных коллективов. Всем им нужны были артисты, постановщики, администраторы, и число театральных учебных заведений в области значительно возрастает. Создаются студии при детском и драматическом театрах, при местных организациях Пролеткульта, Рабиса и губернском отделе народного образования. Народный артист СССР Б.А. Бабочкин признавался впоследствии: «В 1919 году я впервые поступил в театральную студию в Саратове. Нужно сказать, что то время, кроме всего прочего, характеризовалось невероятным увлечением искусством. В таком городе, как Саратов, одновременно существовали три театральные студии, не считая разных самодеятельных кружков и коллективов, которым вообще не было числа. На приемные экзамены в студию записались тысячи желающих. Лучшие артисты и режиссеры очень хорошего саратовского Городского театра учили нас драматическому искусству» [1, с. 29].

В 1920 г. в Саратове по инициативе ряда театральных и общественных деятелей создаются Высшие Государственные Мастерские Театрального Искусства (ВГМТИ). Один из инициаторов организации и руководитель ВГМТИ А.М. Роом рассказывал, как непросто удалось в провинциальном городе создать высшее краевое учебное заведение, ставившее своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов -«мастеров театрального искусства». Небольшая группа деятелей театра разработала схему и план организации будущих мастерских театрального искусства и представила на утверждение внешкольного отдела губернского отдела народного образования. Затем план, учебная программа и смета были рассмотрены и при-

няты в республиканском подотделе театрального образования в Москве. Сформированный художественный совет приступил к подготовительной работе по созданию ВГМТИ. С большим трудом было приспособлено под мастерские помещение - бывшие военные казармы.

7 сентября начался прием заявлений, число которых в ближайшие недели достигло тысячи. 14 сентября начались приемные экзамены, длившиеся две недели , в результате которых было отобрано 112 будущих студентов. 4 октября начался учебный год. Среди изучаемых дисциплин были история театра и драматургии, декламация, постановка голоса, композиция текста и действия, пантомима, ритмическая гимнастика, фехтование и т.д. К преподаванию в ВГМТИ были привлечены лучшие квалифицированные педагоги Саратова: профессора классического университета Н.К. Пик-санов и Б.М. Соколов читали курсы истории русского театра и народного художественного творчества, выпускник Московской консерватории И.В. Липаев - историю зарубежного театра и музыки, литераторы и театральные критики Н.М. Архангельский и А.Д. Скалдин - историю драматургии и изобразительного искусства, поэты М.А. Зенкевич и ГА. Левин - курсы современной литературы. Изначально был заявлен солидный основательный подход к подготовке будущих артистов. В первом семестре занимались в основном теорией, в следующем - актерским мастерством, сценическим движением, дикцией, постановкой голоса.

В январе 1921 г при мастерских открываются подготовительное отделение и краткосрочные курсы, кабинет истории театра и театрального искусства, студии, мастерские сценических постановок, макетная, бутафорская, костюмерная, сценотехники. Мастерские сценических постановок действовали по модной тогда студийной методике, осваивая теоретические курсы и одновременно готовя со студентами сцены и целые спектакли. Мастерами были опытные артисты М. Велиза-рий, С. Неделин, П.Д. Муромцев и молодые режиссеры и педагоги А. Роом, Л. Дашковский, Н. Смирнов.

В октябре 1921 г. в мастерских ВГМТИ выпущен первый спектакль «Ревность Рамбулье» по Ж.-Б. Мольеру В рецензиях на него отмечался необычный, творческий подход, объединявший театральную форму с приемами циркового и кукольного искусства. 1 декабря того же года состоялся премьерный показ спектакля «Летающий доктор», в котором оригинально соединились пролог первого актера, слуги просцениума, действие арапчат и заключительный парад действующих лиц. В этом чувствовались дошедшие и до провинции веяния театральных идей В. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова и другие новации. Подводя итог первым опытам ВГМТИ, Н.М. Архангельский писал: «Пусть зигзагами, ощупью, путем, не всегда удачного подражания, но все же мастерские делают попытки оторваться от опостылевшего у нас шаблона - рвутся в сторону забытой театральности» [7, с. 12 - 13].

В марте 1921 г. ВГМТИ перешли в ведение Главного управления профессионального образования Нарком-проса республики. Главпрофобр Наркомпроса, в ведении которого находились мастерские, придавал их работе важное значение и неоднократно ставил вопрос о расширении и активизации их деятельности. Так, в письме от 2 мая 1921 г Саргубпрофобру предлагалось:

1) изучить вопрос об организации в г. Саратове второго театрального техникума, драматической студии Рабис, если она не пожелает влиться в мастерские;

2) открыть городские профтехнические курсы для повышения квалификации инструкторов-организаторов художественных кружков;

3) созвать губернское совещание заведующих учебными заведениями по театральному образованию «для решения вопроса о возможности поставить дело театрального образования на должную высоту» и «обсуждения плана организации техникумов в уездных городах и сети уездных школ» [8, с. 355].

Работа саратовских мастерских театрального искусства была одобрена в решении Всероссийского съезда по вопросам художественно-профессионального образования, состоявшегося в декабре 1921 г. в Москве. В статье, опубликованной по поводу годовщины курсов, читаем: «На днях праздновали свою годовщину Высшие Театральные Мастерские. Это была преоригиналь-ная годовщина. Ее первая дата относится к тому моменту как организаторы школы подошли к разрушенному, обезображенному внутри зданию. И вот эти нелепые фантазеры и энтузиасты театрального искусства вцепились в здание зубами и сделали воистину чудеса. Набрали туда горестно сумасбродной пролетарской молодежи, проэкзаменовали ее в грязных руинах здания под вой осеннего ветра и хлест дождя (ведь стекол-то не было в окнах) и принялись за дело. А в результате фантазеры и молодые сумасброды сделали из Авгиевых конюшен мастерские - дворец. Там и театральный кабинет - библиотека, там гимнастический зал, превосходно оборудованные классы, сияющий белизною театральный зал и т.д., куда ни обернись, всюду уют, рабочая простота и своеобразное изящество» [9, с. 8].

В 1922 г мастерским театрального искусства передается здание бывшего театра Очкина, и после «фундаментального ремонта» принимается решение по воссозданию в нем детского театра. Еще в октябре в губернской прессе появляются объявления: «Опытный театр ВГМТИ открывается в помещении бывшего театра имени Ленина. В репертуаре театра - детские пьесы»; «В настоящее время в ВГМТИ идет серьезная под -готовка репертуара к открытию опытного театра. Интенсивная работа идет в мастерских героического и романтического театра Ю.А. Смирнова. Также работает и мастерская С.Е. Неделина...»; «В мастерской А. М. Роома пойдет детективная мелодрама в гротескном преломлении. В постановках будут заняты как непосредственно мастерские, так и техникум». И 31 декабря спектаклем «Несмеяна» Ю. Бенедикта вновь открывается бесплатный детский театр в Саратове. Постановку этой пьесы с «включением ряда сцен, интермедий, танцев и плясок» осуществил студент выпускного курса Л. Дашковский. В постановочную группу входили режиссер А. Роом, художник Н. Суворов и музыкант А. Митюшин. «То, что дано первой постановкой, указывает на безусловно верный подход к задачам детского театра, - подмечал рецензент. - Подход этот заключается в том, чтобы по возможности сблизить сценические подмостки с зрительным залом, заставить детей активно переживать происходящее на сцене» [4, с. 3].

Представления в детском театре давались три раза в неделю, билеты распределялись по детским домам, школам, детским учреждениям. Артистами, музыкан-

тами, танцорами, административным и обслуживающим персоналом в театре были сами учащиеся мастерских и зачастую совмещали эти роли.

Вслед за детским при государственных мастерских открывается Показательный театр, где силами тех же учащихся и их наставников предполагалось ставить спектакли, «являющиеся опытом разрешения современных театральных идей». Постановка их осуществлялась в творческих мастерских М.М. Велизарий, А.М. Роома, Н.А. Смирнова, С.Е. Неделина и молодых талантливых режиссеров - постановщиков П. Удалова, В. Гольцева, Л. Дашковского.

Наряду с показательными театрами при ВГМТИ были созданы курсы инструкторов театрального дела и летний театр домов отдыха, ставивший 2 - 3 выездных спектакля в неделю. В августе 1922 г. студенты старшей группы совершили гастрольную поездку по городам Нижнего Поволжья, показывая спектакли по русской и зарубежной классике. В октябре 1922 г. мастерские провели новый набор, приняв 140 учащихся [3. Ед.хр. 166, с. 3 - 4].

Постановлением Главпрофобра от 29 мая 1923 г. на базе саратовских государственных мастерских театрального искусства был открыт театральный техникум [5, с. 287]. Одновременно в техникумы реорганизованы саратовская консерватория и высшие государственные художественно- промышленные мастерские - такова была современная тенденция «усредненной» подготовки специалистов.

Театральному техникуму расположенному на Ком-мунарной площади в бывшем здании детского театра им. Ленина, были переданы вся материальная база и оборудование, утвержден основной состав преподавателей: Н.М. Архангельский, ГП. Кобзарь, ГА. Левин, А.М. Роом, Н.А. Смирнов, Ю.П. Чернышева. Выпускному курсу ВГМТИ предоставлялась возможность получить высшее образование, а остальным учащимся - продолжить учебу по программе техникума. Был осуществлен новый набор. Всего в техникуме начали заниматься 104 учащихся. После 1-го семестра 53 учащихся были зачислены в число действительных студентов, а 22 человека оставлены стажерами. Совет техникума, как записано в докладе о деятельности учебного заведения, «самым серьезным образом относится к подготовке актера и его участию в общественной жизни и профессиональному движению» [6, с. 323].

Все воспитанники помимо получения теоретических знаний и необходимых практических навыков должны были проходить производственную практику в городском театре и участвовать в выпускаемых спектаклях. Существуя в трудных условиях, на самоокупаемости, театральный техникум, наряду с подготовкой актеров театра и кино, открыл киноотделение и специальное клубное инструкторское отделение, готовившее кадры для клубных учреждений области. Как считали тогда руководящие органы, «новый актер, воспитанный в условиях советской общественности, больше нужен рабочим клубам, страдающим от недостатка хорошо подготовленных спецов, чем старому театру академического типа...». Тем не менее театральный техникум уже в 1925 г. составил и передал драматическому театру им. Н. Г Чернышевского группу учащихся, которая

«оказалась настолько нужной театру, что с января всю эту группу ввели в постоянный актерский штат». Среди ее участников были Д. Степурина, В. Бородина, Л. Колесникова, А. Васильев, В. Битюцкий, П. Сорокин, А. Дуч-ман, ставшие впоследствии народными и заслуженными артистами республики, известными театральными деятелями [3, с. 113].

В 1928 г. театральный техникум преобразован в саратовское театральное училище, которому в 1933 г. присваивается имя корифея саратовской сцены Ивана Артемьевича Слонова. Выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный деятель И.А. Слонов более 30 лет самозабвенно трудился в саратовских учреждениях и учебных заведениях искусства. За это время им сыграны сотни ролей, поставлены десятки спектаклей и под -готовлены сотни актеров театра и кино. Под руководством И.А. Слонова в практику саратовского драмтеат-ра вошли система подготовки и повышения квалификации артистов, молодежные спектакли, стажировки режиссеров, практикантов и педагогов, сельские гастроли и творческие отчеты ведущих артистов. Постепенно в Саратове создавалась театральная школа Слонова с определенной творческой программой и эстетикой. Рядом с ним преподавали крупнейшие мастера саратовской сцены П.А. Карганов, ГК. Несмелов, К.К. Тверской, ГМ. Терехов, З.Н. Зорич, А.Н. Стрижова и др.

В училище, кроме драматического, имелось хореографическое отделение, свой небольшой учебный театр , общежитие для студентов. В 1936 г. из 22 выпускников училища 6 человек направлены в драмтеатр им. К. Маркса, 1 - в ТЮЗ, 7 - в балетную труппу театра оперы и балета имени Н.Г Чернышевского и 8 - в колхозно-совхозные театры области. Среди первых выпускников Саратовского театрального училища были Б. Андреев, Г Сальников, Д. Степурина, В. Чернышев, Р Ва-шурина, Е. Колоградский Р Ершова и другие будущие выдающиеся артисты. В том же году IV курс выезжал с драмтеатром на гастроли в Москву где выпускники стали участниками творческого отчета в Кремле, а Б. Андреев был приглашен сниматься в кино, став позже народным артистом СССР

С началом Великой Отечественной войны театральное училище прекратило занятия, но при драмтеатре имени К. Маркса периодически действовала студия, готовившая кадры артистов для себя и других театров. Выпускниками этой студии в разные годы были народные и заслуженные артисты России Л. Шутова, Л. Гришина, Ю. Сагьянц, И. Мысовская, В. Аукштыкальнис и другие известные актеры.

На третьем году войны заново возрождается саратовский ТЮЗ, бессменным руководителем которого более полувека был народный артист СССР Ю.П. Киселев. В сентябре 1944 г при театре открывается студия, призванная готовить молодую актерскую смену К преподаванию в ней привлекаются профессора и преподаватели университета, педагогического института и консерватории, практические занятия проводят лучшие режиссеры и актеры театров города.

В 1960 г. Театральное училище им. И .А. Слонова было вновь восстановлено, и на основе его в 1983 г. создан театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Начинал-

ся новый значительный этап в развитии театрального образования в Саратове.

Таким образом, в начале ХХ в. в Саратове зарождалась своеобразная система театрального образования, включающая студии при театрах, училища с драматическим, музыкальным, хореографическим отделениями и Высшие государственные мастерские театрального искусства. В них на основе передовых современных методик и высокого актерского мастерства постепенно создавалась театральная школа И.А. Слонова с определенной творческой программой и эстетикой, осуществлявшая профессиональную подготовку творческих кадров не только для своего региона, но и для многих культурных центров России. Многие воспитанники саратовской театральной школы впоследствии стали известными театральными деятелями, заслуженными и народными артистами страны.

1. Бабочкин Б.А. Без скидок на возраст. М.: Мол. гвардия, 1986.

2. Вестник театра. Саратов. 1917. № 5.

3. ГАСО. Ф. 494. Оп. 1. Ед.хр. 4.

4. ГАСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1071.

5. Известия Саратовского Совета. 1920. 3 сент.

6. Культурное строительство в Саратовском Поволжье. Документы и материалы. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1985. Ч. I. 1917 - 1928 гг

7. Культурное строительство в Саратовском Поволжье. Документы и материалы. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988. Ч. II. 1928 - 1945 гг.

8. Н.А. «Летающий доктор» // Саррабис. 1921. № 4.

9. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917 - 1921. Л.,1968.

10. Художественный Саратов. 1922. № 2.

УДК 940 5 Т. В. Евдокимова

ГЕНРИХ БРЮНИНГ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВЯЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ВЕЙМАРСКОЙ ГЕРМАНИИ: «НЕПОЛИТИЧНЫЙ ПОЛИТИК»

В отечественной историографии канцлерство Генриха Брюнинга рассматривалось как этап для прихода нацистов к власти в Германии. Причины его отставки трактовались, главным образом, с точки зрения объективных факторов влияния. В статье предлагается анализ субъективного фактора отставки Брюнинга. Рассматриваются особенности проявления его характера как человека и политика на трех уровнях взаимоотношений - с членами правительственного кабинета, президентом и массами.

Ключевые слова: политическая элита Веймарской Германии, нацизм, политика.

Т. V. Yevdokimowa

HEINRICH BRUNING AS A REPRESENTATIVE OF RULING POLITICAL ESTABLISHMENT OF WEIMAR GERMANY: «APOLITICAL POLITICIAN»

In our social studies the ruling of Chancellor Heinrich Bruning is viewed as a preceding period before Nazi come to power in Germany. According to a number of researchers, his resignation was, mainly, reasoned by objective factors. The given article makes an emphasis on subjective factors of his resignation. Among them are: peculiarities of his personality and his political interrelations with the members of his Cabinet, President and the masses.

The key words: political establishment of Weimar German, Nazi dictatorship, politics.

Среди рейхсканцлеров Веймарской Германии Генрих Брюнинг (1885 - 1970 гг) занимает особое место. Его канцлерство (март 1930 г. - май 1932 г.) положило начало деятельности «президеальных кабинетов», существование которых завершилось приходом А. Гитлера к власти. В отечественной историографии Генрих Брюнинг ассоциировался с образом рейхсканцлера, который, являясь «проводником интересов финансового капитала», позволил прийти Гитлеру к власти (Л.И. Гин-цберг, М.Е. Ерин). Германские исследователи не однозначны в своих суждениях. Одни считают Брюнинга «примером самопожертвования, бескорыстности и дисциплины»; государственным деятелем, при котором, если бы он остался у власти еще несколько месяцев, то «не было бы ни диктатуры Гитлера, ни Второй мировой вой-

ны...» (Э. Лоэ, В. Конце, Р Морсей). Другие называют Брюнинга «ликвидатором республики»; политиком, который «подготовил путь Гитлеру к власти» и канцлерство которого являлось «стержнем нацизма» (К.Д. Бра-хер, А. Розенберг, Ф. Штерн). Современные германские исследователи стремятся подойти шире к оценке личности и деятельности Г. Брюнинга, выйдя за рамки традиционного восприятия личности Брюнинга и его канцлерства. Делается акцент на том, что «если Брюнинг не добился успеха в борьбе против Гитлера, то это не преуменьшает его заслуг в решении банковского кризиса, вопроса о репарациях и проблем вооружения» [5, в. 630].

Несмотря на различные точки зрения, историки едины в одном: «Увольнение Брюнинга (с поста канцлера - Т.Е.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.