Научная статья на тему 'Становление способности познавательной самодеятельности у студента в образовательном процессе вуза'

Становление способности познавательной самодеятельности у студента в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеенко Татьяна Николаевна

Представлены размышления по поводу развития способности к познавательной самодеятельности в процессе обучения. Процесс развития способности рассмотрен с точки зрения личностного развития человека. Дано толкование педагогической поддержки развития названной способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of university students capability and cognitive spontanions activity

In this article there are considered some problems of developing. Actuality of the subject being studied is that development of abilities is shown as a mental way of coming-to-be of the whole person. Particular attention is given to the question of pedagogical maintenance in developing this capability.

Текст научной работы на тему «Становление способности познавательной самодеятельности у студента в образовательном процессе вуза»

Т.Н. Корнеенко

СТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Представлены размышления по поводу развития способности к познавательной самодеятельности в процессе обучения. Процесс развития способности рассмотрен с точки зрения личностного развития человека. Дано толкование педагогической поддержки развития названной способности.

Становление способности - вопрос, затрагивающий изменения не только в психической сфере, но и во всем человеке, поэтому его нельзя рассматривать в рамках одной психологии. Следуя М.К. Мамардашвили, что никакой опыт (общения, познания), осуществляемый человеком в действительности, не может замыкаться в пределах психической деятельности, а скорее составляет целый ансамбль его интеллектуальной, психической, личностной, жизненной активности и даже экзистенциальных проявлений [1]. Поэтому, говоря непосредственно о личностном новообразовании - способности, мы учитываем, что она не может развиться усилием одного сознания или мозга [2]. Любая способность -результат развития духовных усилий человека, страданий, переживаний, встречи с неизвестным, наконец, это шаг Человека в другое, неизвестное. Именно в этом случае ранее не представляемое, но «здесь и теперь» ощущаемое и переживаемое будет способствовать личностному росту.

Отсюда развитие способности - это скорее становление способа выстраивания отношений личности с окружающим миром. Это не приемы и средства достижения желаемого на основе осознанных деятельностных усилий, а путь духовных сознательных усилий, постоянного самоопределения и творчества.

Соответственно, развитие способности как целостного личностного свойства не происходит в результате развития отдельных личностных функций: памяти, внимания, мышления, поскольку механическое сложение не говорит о развитии целого - личности. Так, Д. А. Леонтьев показывает в своих работах, что деятельность, вызывающая развитие, должна осмысляться человеком в контексте его бытия. Между тем личностное в человеке, прежде всего, связано с осмыслением социальных смыслов (А.К. Осницкий), экзистенциальных смыслов (В. А. Петровский), смыслов для Другого (С.Л. Рубинштейн).

Так, В.А. Петровский в качестве основы, показывающей степень личностного развития, рассматривает самоопределение человека. Именно качество самоопределения в деятельности позволяет судить о состоявшихся духовных усилиях человека, а значит о преломлении их в новое человеческое измерение, о появлении «неадаптивной активности», в результате которой личность способна взять на себя ответственность, подняться над заданностью, осмыслить и понять происходящее в масштабе мира, что способствует ее «самопо-рождению». Следовательно, степень самоопределения человека показывает меру развития его самодеятельности. Согласно этой логике оценка человеком своих ситуативных возможностей соответствует низшей ступени самоопределения; оценка себя как носителя опреде-

ленных познавательных возможностей или способностей - второй ступени самоопределения, а оценивание своих глубинных сущностных возможностей показывает высшую степень самоопределения. При этом каждая ступень самоопределения показывает разную степень востребованности духовных усилий, самосознания, а соответственно, и самопреобразования.

Л.Н. Куликова [3], размышляя над идеями В.С. Библера, предлагает следующие уровни самопреоб-разования: в «горизонте индивида», в «горизонте субъекта», в «горизонте личности», в «горизонте индивидуальности». Соответственно, качество самопреобразования индивида показывает и определяет степень осмысления человеком деятельности. Следуя тому, что главным результатом для человека в деятельности выступает закрепление ее в его поведении, в отношениях к миру (А.К. Осницкий), мы полагаем, что именно степень личностного осмысления или преобразования субъектности в процессе деятельности в субъективное (личностное) и будет показывать степень самостоятельности, а значит, и самодеятельности человека. Поэтому сущность самодеятельности будем рассматривать как саморазвивающуюся деятельность человека, в результате которой становится, преобразуется, развивается его личность.

Для развития самодеятельности личности как основы и средства ее саморазвития необходимо, чтобы сама личность обладала «способами самореализации» (В.В. Сериков). Поэтому для развития самодеятельности необходимо личностное свойство - способность.

Синергетический подход (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, В.В. Василькова) наиболее глубоко отражает сущность развития способности к самодеятельности. Он позволяет нам понять, что момент принятия решения, осуществления личностью выбора и является актом самопорождения человека и способом его личностного самодостраивания. Так, Е.Н. Князева отмечает: «... Самодостраивание дано нам как великий подарок природы. как возможность события. в результате которого все само достроится, образуется, напишется...» [5. С. 23]. Иными словами, в заданных заранее целях или действиях, в которых нет возможности для личностного выбора, усилия, поступления, не может в принципе развиваться самодеятельность.

Словом, внутренняя активность человека в актуализации «потребности самополагания», свободное принятие ответственности за исход действия и будет выступать механизмом, рождающим личностное. С этой точки зрения, в процессе развития самодеятельности поставленная личностью познавательная задача лежит не только в психической или интеллектуальной плоскости. Так, В. А. Петровский полагает, что в этом случае личностью решается не сиюминутная задача: рас-

считать, найти ответ на вопрос, а внутренняя задача «могу - не могу», задача самоиспытания, которая направлена как на «отражение адекватных возможностей субъекта», так и на «самоиспытание своей личности». Суть такой задачи лежит в том, что «. человек перестраивает образ самого себя, реализует деятельность по самопознанию, самоопределению» [1. С. 94].

Однако, согласно работам В. Франкла, эти деятельности не являются «конечным предназначением человека», а есть следствие осуществления, принятия личностного смысла. Так, основная проблема развития личности - это проблема узости смысла в выполняемой деятельности. Смысл обыкновенной самостоятельной познавательной деятельности студента лежит в «культивировании собственных возможностей», в получении «знаний» с целью их дальнейшего использования, тогда как смысл способности к познавательной самодеятельности не может замыкаться на одних «внешних целях», в силу того что эта способность духовная. Смысл ее намного шире, чем приобретение навыков, умений или реализация какой-либо «посторонней» (для меня как человека) цели: в самодеятельности востребуются, проявляются, созидаются новые отношения с миром, жизненные ощущения, возможности.

Следовательно, способность к познавательной деятельности - сложная способность, сопряженная как с психическими особенностями личности, так и с ее ценностями, отношениями. Процесс развития способности связан с постепенным усложнением познавательных взаимоотношений личности, в которых, все более «реализуя впечатление», переживая, человек (студент в образовательном процессе вуза) извлекает тот подлинный, скрытый смысл, который впоследствии становится основой его личностного.

Соответственно, особое место занимает педагогическая поддержка развитие способности к познавательной самодеятельности [6]. Так, самостоятельную деятельность учащегося требуется обеспечить приемами, средствами и методами. Она может протекать дистанционно, индивидуально, и помощь педагога заключается в указании литературы, четком ответе на вопрос и т. д. Это значит, что само протекание самостоятельной деятельности будет либо репродуктивно, либо продуктивно (когда на базе известных идей создается новое, путем комбинации исходных). Однако порывов творчества, со-творчества, моментов духовных усилий, актуализации самого себя здесь нет, как нет и истинного познания и общения.

Способность к познавательной самодеятельности раскрывается именно в живом опыте познания, общения, исследования. Согласно новейшим педагогическим исследованиям одним из условий развития живого опыта познания, общения, исследования у студента является диалог. В литературе выделяются его мотивационная, смыслотворческая, рефлексивная, экзистенциальная функции. Подробнее рассмотрим смыслотворческую функцию, т.к. именно в ней соотносятся и когнитивно-эмоциональные возможности учащегося, и личностные, которые в совокупности, в контексте жизненного события, позволяют ей (личности) извлекать собственный опыт. По мнению В.В. Серикова, построение образовательного процесса с опорой на актуализацию смыслотворческой работы учащихся по-

зволяет организовать ее как «последовательность органически разворачивающихся “диалогов”, касающихся тех вопросов бытия, на которые нет окончательного ответа, и поэтому составляющих единый, непрерывный, незавершенный диалог» [4. С. 121]. В процессе диалога студента и педагога, последний помогает «раскрыть в текстах свой контекст», помогает обосновать учащемуся ту жизненную ситуацию, в которой он (учащийся) оказался, развернуть ее в личностнозначимую плоскость, позволяет ему «увидеть колли-зийную ситуацию» [4. С. 76].

Словом, в процессе диалогичного общения у учащегося должен возникнуть истинный интерес, который впоследствии, в результате все той же педагогической поддержки, перерастает в самостоятельное исследование, размышления, а затем в процессе рефлексивного осмысления, духовной работы должен окристаллизо-ваться в личностных свойствах.

Поэтому педагогическая поддержка проявляется как будирование души учащегося, его экзистенцио-нальных проявлений. Соответственно, становятся важными вопросы человеческих отношений, человеческой и профессиональной готовности педагога именно к таким взаимоотношениям с ребенком, учащимся, студентом, т. к. именно тогда созидаются понимание, творчество и истинное знание, сопряженное с добром. Педагогическая поддержка (именно поддержка, а не обеспечение) выступает той основой, с помощью которой эти незрелые ростки потребностей, способностей личности превращаются в оформленные, светящиеся особым светом гранулы раскрытых возможностей, содержащих в себе новые и новые открытия. Педагогическая поддержка, отвечая на вопрос «кто?.», содержит в себе тот момент, что именно педагог невербальными и немеханическими методами поддерживает, актуализирует бесценный опыт души ребенка [7]. А значит, вопрос педагогической поддержки - это вопрос, решаемый не столько материальным, методическим обеспечением, сколько на уровне человеческих отношений, содержащих в себе все немеханические моменты актуализации бытия: со-творчества, со-страдания, со-участия.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.

1. Педагог выступает на занятии не информатором, не просто преподавателем, дающим или оценивающим знания, а прежде всего, Человеком, который в процессе общения со студентом актуализирует порывы творчества, сострадания, сопереживания.

2. В процессе познания, понимания, творчества рождается духовное самостоятельное личностное усилие, которое уже показывает степень самоопределения учащегося. Поэтому сам процесс познания сопряжен с личностным развитием и не может быть вне ценностного личностного отношения.

3. Процесс познания - процесс духовных личностных усилий. Однако именно в таком постоянно свершающемся и обновляющемся процессе духовнонравственных усилий не только определяется, но и развивается личность. В силу диалектической природы развития становление способности к познавательной самодеятельности служит как мерой, так и результатом развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1989. 468 с.

2. МамардашвилиМ.К. Эстетическое мышление. М., 1994. 324 с.

3. Куликова Л.Н. Саморазвитие: психолого-педагогические основы: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. 367 с.

4. СериковВ.В. Образование и личность. М., 2000. 143 с.

5. Сластенин В.А., Исаеф И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007.

576 с.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения // Собрание педагогических сочинений: В 6 т. Т. 3: Педагогика. М.: Педагогика, 1988. 507 с.

7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского. М.: Тривола, 1994. 167 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.