Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход как условие музыкально-творческой самореализации учащихся'

Личностно-ориентированный подход как условие музыкально-творческой самореализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход как условие музыкально-творческой самореализации учащихся»

дения в управлении влекут за собой изменения в деятельности педагогического коллектива, придавая этой деятельности инновационный характер. В итоге взаимодействие администрации и педагогического коллектива обеспечивает интенсивность развития инновационного процесса, создавая тем самым условия для интенсивного развития и качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому в качестве следующего критерия эффективности инноваций в управлении можно взять быстрый темп перехода развития школы с одного качественного уровня на другой.

Обеспечение достижения прогнозируемых результатов не означает полного отказа от использования традиционных форм и методов управления, позитивное значение которых заключается в получении определенной информации о функционировании образовательного учреждения по конкретным направлениям. Речь идет лишь о том, что традиционные формы и методы управления не дают исчерпывающей информации о разносторонней деятельности образовательного учреждения. Необходимо использовать новые формы и методы. Таким образом, считаем нужным выделить критерий оптимального сочетания тра-

диционных форм и методов управления с инновационными.

Общеизвестно влияние характера и содержания управления на развитие образовательного учреждения. В зависимости от цели и задач, решаемых педагогическим коллективом, управленческих решений, принимаемых на основе содержания управленческой информации, осуществляется развитие образовательного учреждения. Внедрение инноваций в управление, требующих использования новых форм и методов, обеспечивающих получение разнообразной и более достоверной информации, оказывает позитивное влияние на организацию и результаты образовательного процесса. В связи с этим считаем правомерным выделение критерия детерминированности особенностей развития образовательного процесса спецификой и содержанием инноваций в управлении.

По-видимому, можно выделить и другие критерии эффективности реализации инноваций в управлении.

В то же время мы считаем возможным в соответствии с названными критериями определить и оценить в достаточной мере эффективность нововведений в управлении.

УДК 37.036.5

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАШИХСЯ

C.B. Кузьмина,

кафедра теории и истории музыкального образования, ПИ СГУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

Проблема формирования и развития творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходя за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность, актуальна. Исходя из потребностей современного развития общества, обозначают обращение педагогической науки к гуманистическим идеалам, когда основами образования становятся развитие, сотрудничество, самоопределение и т.д. При этом личность учащегося рассматривается как субъект собственного развития и самореализации. Следовательно, одной из важнейших задач современного образования является воспитание у детей потребности в творческой самореализации.

В связи с этим приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях для развития самостоятельной и свободной личности является поиск путей и подходов по обеспечению творческой самореализации обучаемого через его участие в разнообразной музыкальной деятельности.

В рамках обозначенной проблемы нами выявлены различные подходы для успешной музыкально-творческой самореализации учащихся: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, синергетический и личностный, среди которых ключевым является личностно-ориентированный подход к музыкальному образованию и воспитанию нового поколения, когда учитываются склонности, возможности и потребности обучаемого.

Личностно-ориентированный подход является основополагающим в организации процесса музыкально-творческой самореализации ребенка, так как при данном подходе происходят развитие и саморазвитие личности учащегося исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Исследование проблемы личностно-ориентирован-ного подхода содержится в трудах виднейших представителей современной педагогики и психологии, таких как Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, П.Л. Гальперин, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский и др. Так, В.И. Андреев в своих исследованиях отмечает, что суть обучения при личностно-ориентированном подходе состоит в том, что личность учащегося, его неповторимая индивидуальность, составляет главную и приоритетную ценность для педагога.

Согласно теории личностно-ориентированного образования самореализация относится к потребностям личного существования, бытия человека, в числе которых выделяют также свободный выбор человеком себя, своего мировоззрения, действий, поступков, самостоятельность, саморазвитие, самоопределение, творчество и др. Целями личностно-ориентированного образования являются не формирование и воспитание, а поиск, поддержание, развитие человека в человеке и закладывание в нем механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой и цивилизацией. При этом особая роль для поддержки индивидуальности отводится организации ситуаций успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личного вклада в решение общих задач.

В системе личностно-ориентированного образования, сочетающей в себе когнитивный, аксиологический, деятельностно-творческий и личностный подходы, учащийся выступает как субъект не только учения, но и жизни. Для обретения себя ребенку нужно выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения науч-ных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного я и научиться управлять им.

Когнитивный подход - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, изучающий структуру и протекание познавательных процессов человека. Внимание в рамках когнитивной психологии уделено обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса - от способов предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. Когнитивный подход в педагогических исследованиях М.А. Данилова, Б.П. Есипова, М.А. Скатки-на и других предполагает изучение познавательных процессов обучаемых. Этот подход согласовывается с преодолением односторонних, воспроизводящих, объяснительно -иллюстрированных методик и ориентирует педагогов на развитие познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.

Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. С позиций данного похода (работы И.Б. Котовой, А.В. Петровского, Е. Н. Шиянова) рассматривается гуманистическая направленность образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью (по Е.В. Бондаревской).

Аксиологический аспект человеческого сознания включает в себя ценности, связанные с утверждением роли личности ученика в своем труде, удовлетворяющие потребности в общении, ориентирующие на саморазвитие и др. Аксиологический подход предполагает введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ори-ентаций. Этот подход, по определению Е.А. Крюковой, может быть обозначен как ценностно-ориентировочный подход в образовании. Ценностный подход обеспечивает совершенно новый тип педагогического процесса, который специально ориентирован на развитие личности и характеризуется субъективной позицией обучающихся, целостным восприятием учебных предметов, нацеленных на поиск смыслов в любом учебном материале, выполнением личностных функций -избирательной, смыслотворческой, рефлексивной, ав -тономной и других (по В.В. Серикову).

Аксиологическим этот подход является лишь по це -левым характеристикам (таким как введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личност-но-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов). Помимо общих ценностей (таких как образование, труд, творчество, свобода и др.), присутствуют личностные ценности как принадлежащие только личности, носителю внутреннего субъективного мира. Общие ценности становятся личностными при включении деятельности сознания, превращаются в личностные смыслы. Деятельность, обеспечивающая смысло-образование, имеет особое психическое содержание -это «метадеятельность», которая присутствует в любой деятельности. Ее предметом является смыслообразо-вание, а педагогической функцией - развитие собственно личностных свойств индивида (по Е.А. Крюковой).

Е.В. Бондаревская назвала такой подход, который обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее потребностей (образовательных, духовных, культурных), культурологическим. Культурологический подход обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способности к самоизменению и культурному саморазвитию. По отношению к ученику он выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смысл жизни; осуществляет развитие ученика как человека куль -туры и целостной личности; поддерживает индивидуальность и творческую самобытность ученика. Ценностями гуманистической педагогической культуры выступают не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки , а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика; не объем знаний и количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика. Задача педагога состоит в том, чтобы ввести учащихся в культурную среду, питаю -щую личность и формирующую ее мировоззренческую основу посредством развития смыслотворчества, выработки собственных оценок и отношений к культурно-историческому опыту человечества, осознанного при-

нятия духовных и культурных ценностей и конструирования собственных моделей их актуализации.

В нашем исследовании основой рассмотрения организации процесса музыкально-творческой самореализации учащихся является личностный подход, понимаемый как фундаментальный принцип человеческой науки и практики, методологический инструмент. Ориентация на учащегося как субъекта, внутреннюю детерминацию его поведения, его внутренний мир - таков основной ценностный ориентир данного подхода.

При реализации личностного подхода к музыкальному обучению детей происходит применение индивидуальных средств обучения, форм и методов работы на занятиях, у преподавателя появляется реальная возможность раскрыть сущность и структуру индивидуальности процесса творчества ребенка, а также механизм его самостановления. Целями данного подхода являются обеспечение оптимального развития личностных и профессионально важных качеств будущих музыкантов за счет учета индивидуальных особенностей каждого учащегося, а также обеспечение повышения результативности музыкальной подготовки учащихся через освоение внутренних механизмов самореализации и специфики творческого процесса; познание сути и характера музыкально-творческой деятельности будущих музыкантов под воздействием системы целенаправленно организованных педагогических мер; стимулирование творческой активности учащихся в личностном и музыкально-эстетическом самосовершенствовании.

Личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к содержанию обучения и его методической организации. Возникает необходимость поставить обучаемого в центр учебно-воспитательного процесса, сделав его активным участником полилога «учитель - учащиеся», помочь ему организовать коммуникативное взаимодействие с другими детьми в коллективе.

В контексте вышеуказанных организационно-педагогических требований использование метода проекта является логическим решением проблемы музыкально-творческой самореализации учащихся в процессе овладения учебным материалом. Применение проектной деятельности на музыкальных занятиях обеспечивает активную позицию каждого участника педагогического процесса в системе субъект-субъектных отношений, опору на интересы учащегося, использование ранее усвоенного материала, возможно большую самостоятельность учащихся, творческую направленность всего учебно-воспитательного процесса, практическую осуществимость проекта, связь с культурными потребностями общества и профориентационную направленность. В рамках психолого-физиологических требований личностно-ориентированного образования применение метода проекта предполагает ориентацию на уровень подготовки учащихся, их индивидуальные и физиологические возможности.

Таким образом, использование метода проекта в условиях личностно-ориентированного подхода к осуществлению процесса музыкально-творческой самореализации учащихся усиливает внимание педагогов к личности учащегося, его интересам, развивает его способности, ориентирует учебный процесс на возрастные особенности ребенка, реализует идеи деятельностно-го подхода и вариативности в образовании.

Поскольку личностно-ориентированный подход предполагает признание индивидуальности каждой отдельной личности, ее уникальной и нравственной свободы, права на уважение и выбор, представим для этого соответствующие условия проектной деятельности учащихся в процессе их музыкально-творческой самореализации в условиях дополнительного образования: каждый ребенок может создать свой творческий продукт; демонстрация собственных продуктов музыкального творчества происходит при помощи педагога (индивидуальное ли это рассмотрение результатов работы учащегося или коллективное, анализ и сопоставление с другими продуктами творческой деятельности, что служит стимулом для дальнейшего самосовершенствования автором своей работы).

Проектная деятельность учащихся также осуществляется на основе синергетического подхода, характеристикой которого является самоорганизация - процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования и содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования.

Синергетический подход позволяет нам увидеть, что в проектной деятельности должны происходить постоянное саморазвитие субъекта образовательной деятельности, его творческая самореализация. С позиции данного подхода возможно природосообразное сочетание факторов организации проектной деятельности учащихся в продуктивном обучении, учитывающее, во-первых, человеческий фактор, а во-вторых, особенности и характер конкретной деятельности.

В своей практической деятельности в учреждениях дополнительного образования нами широко используются представленные выше подходы, позволяющие применять в процессе музыкально-творческой самореализации учащихся различные проекты: в соответствии со временем выполнения и объема работы над проектом возникают мини-проекты (такие как реферат, простое музыкально-творческое задание - на одно или два занятия, неделю, четверть), годовые проекты; при разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты. Конечно, предпочтение оказывается тем проектам, которые могут «почковаться», расти дальше.

Приведем примеры творческих проектов, ставящих каждого учащегося в позицию творца и реализующих востребованность детского творчества.

Например, у учащихся подросткового возраста стремление к самостоятельности и самоутверждению влияет на их музыкальные интересы, поэтому проведение занятия в форме дискуссии на тему «Нужна ли нам классическая музыка?» вызывает споры. Стремление защитить свой проект, свою точку зрения создает проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии, никого не оставляющей равнодушным. Применение проблемно-поискового метода способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, нацеливая их на размышление, а не на пассивное «потребление» музыкальных ценностей, содействует развитию умения выражать собственные взгляды на проблемы музыкального искусства, привлекая имеющийся жизненный и музыкальный опыт.

Также можно предложить учащимся принять участие в следующем проекте: дать предварительно разученному вокально-хоровому произведению собственную исполнительскую трактовку, а затем провести музыкальный конкурс «Лучший исполнитель», в процессе которого будет осуществляться оценка каждого конкретного проекта. Использование такого музыкально-игрового момента стимулирует интерес учащихся к творческой деятельности. Таким образом, в процессе исполнения вокально-хоровых произведений на уроках музыки педагог развивает музыкальные и творческие способности учащихся.

Перечислим некоторые задания-формулировки различных музыкально-творческих проектов:

• сочинить характерный мотив марша, колыбельной (польки, вальса);

• сложить музыкальным языком пословицу, поговорку, загадку или былину (такое задание необходимо при освоении деть ми фольклора );

• выполнить литературное оформление прослушанной музыки (например, фрагмента симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля») в форме поэтического текста или прозы.

Максимальному осуществлению музыкально-творческой самореализации учащихся в рамках применения личностно-ориентированного подхода содействует проведение музыкальных занятий с использованием метода моделирования художественно-творческого процесса, когда учащиеся ставятся в позицию творца -композитора, поэта, художника, создающего произведения искусства (или аранжировки к известным произведениям): любые песни; танец и художественные движения; поэтический текст, прозу; музыкальные спектак-

ли, театральные действа (объединяющие в себе музыку, танец, пение, речь и игру актеров).

В качестве примера можно привести более долговременные коллективные творческие проекты сочинения музыкальных сказок, когда учащиеся вместе с педагогом выбирают сюжет, сочиняют музыку и текст, пластические движения, сопровождающие сольные и коллективные номера, придумывают костюмы и декорации. Оценка проекта осуществляется зрителями.

Наиболее эффективной становится работа в группах над разноуровневым по сложности материалом на заданный проект или творческую задачу с самостоятельным распределением функций участников коллектива (один ищет или сочиняет поэтический текст, другой придумывает сценарий к празднику, капустнику или даже либретто к музыкальной сказке, третий находит особый ритмический рисунок, четвертый создает эскизы декораций и костюмов к музыкальному спектаклю и т.д.). Состав групп и функции учащихся могут далее меняться, но лучше, чтобы это было осуществлено самостоятельно.

Таким образом, широкое использование метода проекта в условиях личностно-ориентированного образования и воспитания как важнейшего стимула раскрытия творческого потенциала ребенка является эффективным средством музыкально-творческой самореализации учащихся, способных самостоятельно приобретать знания и применять их в новой ситуации. Личност-но-ориентированный подход и применение соответствующих педагогических методов помогают обучаемому приобрести навыки и умения, необходимые для получения и реализации знаний, побуждают к творческой активности учащихся в личностном и музыкально-эстетическом самосовершенствовании.

УДК 37.036.5

РЕАЛИЗАЦИЯ

АИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАШИХСЯ

Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Становится принципиаль -но важной такая организация обучения, при которой ученик является субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями. Для педагогического коллектива любой современной школы, если действительно он хочет способствовать развитию каждой отдельной личности, необходимо вводить новую систему отношений и организовывать совместную деятельность с учащимися, что возможно лишь при реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе их обучения. Поэтому в качестве важнейшего педагогического условия выступает реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения.

Личностно-ориентированный подход имеет ряд отличительных черт, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности учителя и учащихся, особый тип взаимодействия и взаимоотношений меж-

<►-

М.Ф. Макарова,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, замдиректора по научно-штодической работе, МОУ «Лицей № 37», г. Саратов

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.