Научная статья на тему 'Субъектная позиция студента в образовательном пространстве высшего учебного заведения'

Субъектная позиция студента в образовательном пространстве высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванцова Наталья Александровна

Становление субъектной позиции студента связан с учебно-познавательной деятельностью учащегося, где важнейшее место занимает преподаватель. Продуктом его преобразовательной деятельности должен быть субъект, индивидуальность, личность, профессионал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS SUBJECT POSITION IN THE AREA OF HIGH EDUCATION

The formation of the student's subject position is connected with an educational, cognitive activity. The teacher is the main part of it. Subject, individuality, personality and professional must become the product of his/her transforming activity.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция студента в образовательном пространстве высшего учебного заведения»

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ H.A. Иванцова

Становление субъектной позиции студента связан с учебно-познавательной деятельностью учащегося, где важнейшее место занимает преподаватель. Продуктом его преобразовательной деятельности должен быть субъект, индивидуальность, личность, профессионал.

THE STUDENTS SUBJECT POSITION IN THE AREA OF HIGH EDUCATION

N.A. Ivantsova

The formation of the student's subject position is connected with an educational, cognitive activity. The teacher is the main part of it. Subject, individuality, personality and professional must become the product ofhis/her transforming activity.

Окончив школу, юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь, им приходится делать свой выбор - кем быть. Преодолевая все трудности и противоречия при выборе профессии, молодой человек строит жизненные планы на будущее. В этот период происходит становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способность принимать решения, становление мировоззренческих ориентации, определение перспектив и целей жизни. «Задаваясь вопросом о смысле жизни,- пишет И.С.Кон, — юноша думает одновременно и о направлениях общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?» [1, с.320-323]. Индивидуализация, таким образом, является одним из этапов в становлении индивида как субъекта своей собственной жизнедеятельности. В связи с этим необходимо указать на рефлексию, которая определяется как способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другим, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности. Индивидуализация в этом случае не что иное, как реализация человека как личности, причем самобытной, не похожей на остальные.

В процессе обучения студента в высшем учебном заведении для становления личности как индивида и субъекта деятельности необходимо постоянное приобретение профессионально значимых знаний, умений и навыков, непрерывное развитие личностных, мировоззренческих качеств. Для этого обязательным условием в обучении будет наличие субъектной позиции, что обусловливает становление его как личности, так как существует внутренняя связь между личностным и субъектным.

В работе «Личности и условия ее развития и здоровья» В.М. Бехтерев следующим образом определяет личность: «Личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями - индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям». В этом определении большое внимание уделяется именно самостным (субъектным) процессам: без самодеятельности нет личности. Бехтерев подчеркивает самоопределяющуюся активность личности (меру активности), называя личность «психическим индивидом» (носителем психики) и отмечая ее объединяющий характер, т.е. выделяет черты, которые современными исследователями относятся к критериям субъектности, «...кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мнениями, действиями и поступками человека» [2, с. 15-16].

Так, В.А.Петровский считает, что, «во-первых, быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром (это включает, по мнению В.А. Петровского, физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением). Во-вторых, быть личностью - это быть субъектом предметной деятельности (в которой, по мнению В.А. Петровского, человек выступает как деятель). В-третьих, быть личностью - значит быть субъектом общения (где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон)». И. наконец, в-четвертых, по мнению В.А. Петровского, быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные категории [3, с.8-12].

НА. Иваицова. Субъектная позиция студента в образовательном пространстве высшего учебного заведения

Субъектную позицию студента можно определить как личностное и профессиональное саморазвитие. Эту позицию можно представить как системное отношение внутренних и психических элементов, которые позволили гармонично осуществлять взаимодействие с внешней и внутрштичност-ной средой. Важное условие развития личности: соответствие, согласованность, совпадение внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, внутренними условиями.

Традиционная система образования, ориентированная на выработку у ученика знаний, умений и навыков, нацелена на развитие объектной позиции учащегося, не соответствует той реальности, с которой имеет дело современный человек. Таким образом, возникает проблема трансформации объектной позиции студента в субъектную.

Весь комплекс средств преобразования объектной позиции в субъектную связан с учебно-познавательной деятельностью учащегося, где важнейшее место занимает преподаватель. Педагог может стать фактором либо разрушения личности студента (если подойдет к ней с позиции манипулирования или подавления, осуществляя личностно тормозящую стратегию), либо роста ее самопонимания, самоуважения, саморазвития (при реализации личностно развивающей стратегии). Целенаправленное противодействие развитию, которое некоторые преподаватели осуществляют по отношению к студентам, используя личностно тормозящую стратегию, оказывает различное, часто непредвиденное влияние на результаты обучения и на процессы личностного развития обучающихся. В основе гуманистической парадигмы лежит отказ от стремления подавлять другого человека, от автори-тарно-репрессивных форм осуществления педагогической власти. Ее девиз: «Познание - сила»; преподаватель и студент - две конкретные индивидуальности^ развитие отношений и общения которых происходит на личностном уровне. Они получают возможность постоянно взаимообогащаться, используя диалог, сотрудничество и сотворчество. Каждый студент вовлекается в процесс познания и нахождения истины, его успехи основываются на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений, а не относительно других и не относительно заданных нормативов [4]. При этом преподаватель и студент являются субъектами взаимодействия, где первый - это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнеру, информативная, содержательная личность. Другой субъект - студент, в общении с которым требуются демократический стиль общения, искренний, дружеский тон, импровизационная манера, личная заинтересованность.

Характерной особенностью становления субъектной позиции студента в вузе является постоянное возникновение трудностей, связанных с решением противоречий - с несоответствием возможностей студента и требований, предъявляемых к нему в данный момент. Однако именно постоянное разрешение этих противоречий является движущей силой в личностно-профессионапьном развитии студента.

Модель педагогической поддержки процесса становления субъектной позиции студента вуза включает следующие этапы: первый этап - диагностический. Диагностика субъектных свойств личности студентов. На данном этапе проводится диагностика направленности личности; субъектного контроля, личностного, культурно-психологического потенциала личности, творческого потенциала личности, уровня внутренней творческой среды личности. Второй этап - совместный со студентами поиск причин возникновения трудностей. Целью данного этапа является оказание поддержки в принятии студентом ответственности за возникновение и решение собственных жизненных и образовательных проблем. Третий этап - договорный. Отношения строятся на принципах диалога, сотрудничества, доверия. Цель данного этапа - обсуждение целей и задач курса обучения; приемлемой системы оценки и самооценки достижений студентов, повышение эффективности межличностного общения. Четвертый этап - деятель ностный, суть которого состоит в развитии и поддержке личностных качеств, профессиональных умений студентов на основе их участия в различных видах коммуникаций, смыс-лопоисковой и смыслотворческой деятельности, реализации творческого потенциала в профессионально-направленной внеаудиторной работе. Пятый этап - рефлективный, суть которого состоит в поддержке и развитии рефлективных процессов, осмысления причин успехов и неудач самостановления и саморазвития личности, я-концепции, самопонимания своих творческих возможностей, собственных проблем и личностных характеристик в прошлом, настоящем и будущем.

Таким образом, важнейшим условием становления субъектной позиции студента (или преобразования объектной позиции в субъектную) в образовательном процессе вуза, является тесное взаимодействие педагога и студента. Важнейшая задача преподавателя состоит в том, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого студента, чтобы помочь ему решить собственные и образовательные проблемы, создать условия для становления студента как личности, субъекта учебной деятельно-

сти. Для этого необходимо преодолевать сложившиеся стереотипы и видеть альтернативные пути решения.

Литература

1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и общество. — 2004 . — т.

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА ВЗРОСЛОСТИ

В.В. Лукшина

В статье представлены результаты теоретического анализа копшг-стратегий в фрустрационных и стрессовых ситуациях. Результаты теоретического анализа позволили автору статьи применить их для выявления методов исследования копинг-стратегхт и определить индивидуальные особенности выбора копинг-стратегии и техник защиты студентами в фрустрационных ситуациях и ситуациях стресса в период нормативного кризиса взрослости.

PERSONAL COPING-STRATEGIES IN THE PERIOD OF GROWN-UP CRISIS

V.V. Lukshina

The theoretical analysis results of coping processes and coping-strategies in frustrating and stress situations are presented in the article. Their application to experimental investigations of coping-strategies by students in frustrating and stress situations allowed the author of the article to discover individual traits of students^ coping-strategies in the period of grown-up crisis.

В реальной жизни при взаимодействии с окружающими людьми, при реализации собственных целей каждый человек с большей или меньшей частотой оказывается в конфликтной ситуации. Конфликт в жизни любого человека неизбежен. Как иронически и остроумно заметил один из американских конфликтологов, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». В психологии конфликтное взаимодействие объясняется столкновением противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно.

Несмотря на то, что лишь от 10 до 20 % подростков и юношей характерны явные кризисные явления в период перехода от детства к взрослости [I ], почти все из них в той или иной форме и степени переживают внутриличностные и межличностные конфликты. Индивидам этого возрастного периода характерна высокая чувствительность и эмоциональная реакция на внешние воздействия, особенно если они с позиций индивида кажутся несправедливыми. В связи с этим актуальным является исследование проблемы преодоления кризисных ситуаций личностью в период нормативного кризиса взрослости в современных условиях российской действительности.

Если человек не готов немедленно разрешить и преодолеть конфликтную ситуацию, она может привести к фрустрации, стрессу. В связи с этим, с позиций выявления индивидуально-психологических условий адаптации человека к преодолению фрустрирующих ситуаций, необходимо знать механизмы развития состояния фрустрации, стресса человека, а также выявить механизм управления поведением человека в такой ситуации.

Фрустрации — это специфические психические, эмоциональные состояния человека, возникающие при столкновении с непреодолимыми (или воспринимаемыми как непреодолимые) препятствиями на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация может проявляться в форме агрессии, озлобленности, направленных на других (агрессивная фрустрация) либо на себя в виде обвинения в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить некоторые характерные черты личности, такие как агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних, «комплекс неполноценности», «выученная беспомощность», безразличие, пассивность - у других. Конфликт как внутреннее психическое состояние, характеризующееся осгрой напряженностью, приводит часто к стрессу, что требует адаптации к ситуации путем изменения либо внешних, либо внутренних условий или одновременным изменением действия всех фрустрирующих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.