Научная статья на тему 'Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса'

Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL CRISES / CRISIS EXPERIENCES / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курусь Ирина Александровна

В статье представлена проблема кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов на начальном этапе обучения в вузе. В эмпирическом исследовании показаны положительные корреляции кризисов и кризисных переживаний с копинг-стратегиями «бегство-избегание», «конфронтация», «принятие ответственности». Поскольку данные стратегии относятся к неадаптивным или относительно адаптивным и предполагают уход от решения проблемы в фантазирование, эмоциональное отреагирование, самообвинение, то студенты, использующие данные стратегии, попадают в группу риска, для которой характерно наличие дезадаптивных форм поведения. Автор выдвигает идею о необходимости разработки программы по обучению студентов навыкам использования адаптивных копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of Crisis, Crisis Experiences and Coping Strategies of First-Year Students

The article presents the problem of crises, crisis experiences and the coping strategies of students at the initial stage of training in high school. The empirical study shows that the positive correlation crises and crisis experiences with coping strategies «escape-avoidance», «confrontation», «acceptance of responsibility». Because the strategy is non-adaptive or relatively adaptive and suggest avoiding solutions to problems in imagination, emotional acting out, slovenina, students using these strategies fall into the risk group, which is characterized by the presence of non-adaptive forms of behaviour. The author puts forward an idea about necessity of development of program to train students in the skills of using adaptive coping strategies.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.96+378

Курусь Ирина Александровна

Аспирант кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, irina_kurus@rambler.ru, Новосибирск

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИЗИСОВ, КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА

Аннотация. В статье представлена проблема кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов на начальном этапе обучения в вузе. В эмпирическом исследовании показаны положительные корреляции кризисов и кризисных переживаний с копинг-стратеги-ями «бегство-избегание», «конфронтация», «принятие ответственности». Поскольку данные стратегии относятся к неадаптивным или относительно адаптивным и предполагают уход от решения проблемы в фантазирование, эмоциональное отреагирование, самообвинение, то студенты, использующие данные стратегии, попадают в группу риска, для которой характерно наличие дезадаптивных форм поведения. Автор выдвигает идею о необходимости разработки программы по обучению студентов навыкам использования адаптивных копинг-стратегий.

Ключевые слова: психологические кризисы, кризисные переживания, копинг-стратегии.

Проблема кризисных состояний личности является одной из ведущих в современной науке. Психологический кризис определяют как «состояние индивида, возникающее вследствие ощущения внутреннего тупика, который нарушает привычное течение жизни и вызывает интенсивные негативные переживания, достигающие предельных возможностей человека» [2, а 11]. Предметом рассмотрения исследователей выступают кризисные периоды 30, 40, 50 лет, и лишь немногие авторы уделяют внимание кризисам, приходящимся на период обучения в вузе. В период студенчества решается целый ряд важных задач: адаптация к новой системе образования, становление будущего специалиста, принятие или отвержение выбранной профессии. Исследователи подчеркивают, что именно в это время активизируются многие психические отклонения и заболевания под воздействием высоких нагрузок, стрессов в учебной деятельности [15].

Особую актуальность исследование кризисных переживаний у студентов приобретает в связи с наложением ряда кризисов: кризисов идентичности и перехода к взрослости с биографическими кризисами. Т. Л. Крюкова отмечает, что ситуация экзаменационной сессии для студентов является мощным стрессовым фактором, поскольку ограничивает возможность непосредственного влияния на стрессор [5], что в свою очередь, по-нашему мнению, может усиливать имеющиеся кризисные переживания.

Копинг-стратегии позволяют субъекту

справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных личностным особенностям и ситуации путем изменения или приспособления к ней [6].

В научной литературе широко представлены копинг-стратегии, предпочитаемые лицами молодого возраста. В работе Р. А. Амасьянц, Д. Н. Ефремовой показано, что лица до 30 лет склонны использовать эмоционально ориентированные копинг-стратегии [1]. У большинства здоровых людей преобладают активные проблемно-фокусированные стратегии: планомерное решение проблемы, поиск социальной поддержки. В ситуациях, не поддающихся изменению, включаются эмоционально-фокусированные стратегии: самоконтроль, принятие ответственности. Женщины в трудных ситуациях склонны больше обращаться за помощью к социальному окружению [7]. Т. Л. Крюковой описывались предпочитаемые копинг-стратегии среди российской молодежи, такие как: социальная поддержка, профессиональная помощь, общественные действия, беспокойство, игнорирование и уход от проблемы [5]. В ситуациях совла-дания с экзаменационным стрессом студентами используются преимущественно проблемно и эмоционально фокусированные копинг-стратегии [5].

Исследователи отмечают, что для студентов, столкнувшихся с трудностями в процессе адаптации к учебному заведению, характерны менее эффективные копинг-

стратегии. В ситуации стресса студенты чаще используют эмоциональные копинг-стратегии [7]. Согласно данным Т. Ю. Морозовой, занимавшейся анализом динамики копинг-стратегий в период кризиса 17 лет, в когнитивной сфере испытуемые 17-18 лет используют преимущественно адаптивные копинг-стратегии, в эмоциональной сфере как адаптивные, так и неадаптивные, в поведенческой сфере - относительно адаптивные варианты [8].

Проанализировав научные источники по проблеме копинг-стратегий, мы пришли к выводу, что в возрасте 17-18 лет, наряду с адаптивными стратегиями, часто используются и неадаптивные копинг-стратегии, которые затрудняют поиск конструктивного выхода из стрессовой ситуации.

Одной из наиболее трудных проблем является разработка программ психологического сопровождения лиц, находящихся в кризисе, основанных как на самостоятельном преодолении кризисных состояний, так и при помощи психолога. Нашей задачей в настоящем исследовании является поиск «мишеней», которые могут быть ориентирами при построении программы психологического сопровождения студентов, испытывающих кризисные переживания. По данным Т. М. Титаренко, потребность в психологической помощи определяют не только индивидуальные отношения клиента к кризисной ситуации, но и представления о возможности совладания с ней [11]. Как отмечают исследователи, неспособность к применению совладающего поведения может привести к неблагоприятным последствиям для психологического здоровья человека [5]. Поэтому для профилактики возможных нарушений, часто сопровождающих кризисное состояние, важно оценивать развитость навыков применения совладающего поведения у студентов и предпочитаемые ими копинг-стратегии. Изучение взаимосвязи кризисных переживаний и ресурсов для их преодоления в период обучения в вузе позволит также проанализировать предпосылки к возникновению затруднений в процессе учебы.

Исследовательская часть. Мы предположили, что имеется взаимосвязь определенных типов кризисов и кризисных переживаний с копинг-стратегиями. В связи с тем что кризис вызывает сильные негатив-

ные переживания и ощущение внутреннего тупика, то при кризисных переживаниях у студентов младших курсов в силу преобладания эмоционально ориентированных форм совладания, на что указывает ряд научных публикаций [6-8], могут быть выявлены неадаптивные или относительно адаптивные копинг-стратегии. При этом чем выше выраженность кризисов или кризисных переживаний, тем больше используются неадаптивные или относительно адаптивные копинг-стратегии.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 99 студентов 1-х курсов Новосибирского государственного медицинского университета: 59 девушек и 40 юношей, средний возраст: 18,4±1,1 лет.

В качестве методик исследования нами была использованы следующие:

1) анкета кризисных переживаний для студентов В. Р. Манукян, позволяющая выделить 4 типа кризисов и 24 кризисных переживания;

2) опросник «Стратегии совладающего поведения» в адаптации Л. И. Вассермана и др., позволяющий выделить 8 копинг-стра-тегий.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью метода описательной статистики, для выявления взаимосвязи между переменными использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. При обработке данных с помощью описательной статистики нами были получены следующие результаты, представленные на рис. и в табл. 1.

Анализ данных, представленных на рис., указывает на то, что для студентов первого курса актуальной является ситуация конфликта наиболее важных потребностей (общепсихологический признак кризиса). Применительно к началу обучения в вузе ситуация конфликта выражается в желании показывать высокие результаты в учебной деятельности и в то же время реализовать потребности в общении, внеучебном досуге. Одной из важных проблем в этот период является приспособление к новой системе обучения с большими, по сравнению со школой, нагрузками. Следовательно, студенту необходимо правильно рассчитать свое

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

внеучебное время, чтобы вовремя выполнять учебные задания, н^читься расставлять приоритеты среди своих потребностей.

Одним из ведущих также является кризис ядеятичности, являющийся нормативным для данного возраста.

6 5,5 5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Общепсихологический Кризис идентичности признак кризиса

Биографические

Кризис вхождения во взрослость

Рис. Усредненные значенияпотипамкризисовустудентов1-гокурса(¥ = 99чел.),вбаллах

В табл. 1 представлены результаты ана- раженных копинг-стратегий на начальном лиза частоты встречаемости наиболее вы- этапе обучения в вузе.

Таблица 1

Частота встречаемости стратегий совладания со стрессом у студентов 1-го курса (К = 99 чел.), %

Название копинг-стратегии Частота встречаемости, %

Конфронтация 30,3

Дистанцирование 25,3

Самоконтроль 9,1

Поиск социальной поддержки 15,2

Принятие ответственности 26,3

Бегство-избегание 34,4

Планирование решения проблемы 18,2

Положительная переоценка 27,3

Среди наиболее выраженных копинг-стратегий в группе студентов наиболее часто используются: «конфронтация», «бегство-избегание». Стратегию «конфронтация» при выраженном использовании, как указывают авторы методики, часто описывают как неадаптивную, однако, при умеренном ее использовании она позволяет справляться с возникающими трудностями. Стратегия «бегство-избегание» предполагает уход от проблемы путем фантазирования, отрицания и т. д. При выраженном ее предпочтении

может возникнуть уход в аддиктивные формы поведения. Следует отметить, что реже всего в группе студентов используются такие копинг-стратегии, как: «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «планирование решения проблемы». Данные стратегии предполагают обращение за внешними ресурсами для преодоления проблем, рациональное обдумывание ситуаций, учет прошлого опыта, избегание импульсивных поступков. Большинство исследователей относят их к адаптивным стратегиям совла-

дающего поведения. Таким образом, можно отметить, что в студенческой выборке преобладают неадаптивные или относительно-адаптивные варианты копинг-стратегий.

При проведении корреляционного анализа нами были получены следующие плеяды. Биографический кризис связан со стратегиями «бегство-избегание» (r = 0,42, при p < 0,01), «принятие ответственности» (r = 0,37, при p < 0,01), «конфронтация» (r = 0,27, при p < 0,01). Биографический кризис, согласно автору методики диагностики кризисных переживаний В. Р. Манукян, проявляется в переживаниях непродуктивности своего жизненного пути и в виде ощущений нереализованности, бесперспективности и опустошенности. Анализ данной взаимосвязи позволяет предполагать, что чем выше такие переживания, тем больше студенты используют указанные выше копинг-страте-гии для их преодоления.

Согласно авторам адаптации методики для диагностики копинг-стратегий, выраженное использование стратегий бегства-избегания и конфронтации не всегда дает решение проблемы, а чаще всего проявляется либо в уходе от нее, либо в чрезмерном эмоциональном реагировании. Полученная корреляция со стратегией «принятие ответственности» при первом рассмотрении отражает благоприятную тенденцию в преодолении переживаний у студентов. Однако, как отмечают авторы методики, несмотря на то, что студенты принимают на себя ответственность, они могут неправильно ее реализовы-вать и, следовательно, она может принять невротическую окраску. Полученные нами данные согласуются с другими исследованиями. Е. Р. Исаева отмечала, что в ситуациях, не поддающихся изменению, включается эмоционально-фокусированная стратегия «принятие сверхответственности» [3].

С ситуацией конфликта потребностей и целей (общепсихологическим признаком кризиса) связана стратегия «принятие ответственности» (r = 0,29, при p < 0,01). На начальном этапе обучения в вузе, когда происходит период адаптации к новой форме обучения, этот тип кризиса проявляется практически у всех студентов. Студент должен научиться сочетать противоположные тенденции и выбирать приоритетные для себя задачи на данный момент. Первокурс-

ник, как мы предполагаем, борется с желанием удовлетворить потребности в общении, в поддержке близких, в то же время ему необходимо посещать занятия и выполнять учебные задания, т. е. для первокурсника приспособление является большим стрессом. Данная взаимосвязь (стратегии «принятия ответственности» с биографическими кризисами), с одной стороны, отражает благоприятную тенденцию для личности, с другой стороны, чрезмерное принятие ответственности за возникающие конфликты интересов может, как мы предполагаем, привести и к разрушительным тенденциям для личности.

Кризис идентичности имеет взаимосвязь со стратегиями «бегство-избегание» (г = 0,46, при p < 0,01) и «принятие ответственности» (г = 0,30, при p < 0,01). В исследованиях К. Luyckx показано, что процессы совладающего поведения связаны с идентичностью личностью и взаимно влияют друг на друга в течение долгого времени [12]. Можно предположить, что уход от решения проблем идентичности, чрезмерная ответственность за возникающие проблемы могут привести к формированию искаженной идентичности в диффузном виде, что является неблагоприятным фактором для проявления социальной активности и психологического здоровья человека.

Кризис вхождения во взрослость связан со стратегиями «бегство-избегание» (г = 0,37, при p < 0,01), «принятие ответственности» (г = 0,30, при p < 0,01), «конфронтации» (г = 0,29, при p < 0,01). Примечательно, что данный кризис, так же как и общепсихологический признак кризиса связан с данными копинг-стратегиями, т. е. личность для преодоления проблематики предпочитает либо принимать ответственность, либо избегать ее или конфронтировать с ней.

Анкета кризисных переживаний позволяет также выделить и качественно проанализировать индивидуальные переживания у конкретной личности. В настоящем исследовании мы не ставили перед собой задачу посмотреть индивидуальный профиль переживаний у каждого студента. Мы обобщено провели анализ количества взаимосвязей отдельных кризисных переживаний с копинг-стратегиями и получили следующие данные, представленные в табл. 2.

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 2

Количество корреляций копинг-стратегий с кризисными переживаниями

Название копинг-стратегии Количество корреляций

Конфронтация 4

Самоконтроль 1

Принятие ответственности 8

Бегство-избегание 14

Примечание: представленные корреляции получены с помощью критерия Спирмена при p < 0,01.

Наибольшее количество корреляций отмечается с копинг-стратегией «бегство-избегание», и с ней связаны 14 из 24 переживаний, относящиеся к биографическим кризисам, кризисам идентичности и вхождения во взрослость. Эта стратегия является в исследованной группе испытуемых наиболее предпочитаемой (частота встречаемости - 34,4 % (см. табл. 1)). Она же обнаруживает наибольшее количество связей с кризисными переживаниями, что позволяет предполагать, что студенты, у которых она проявляется, попадают в группу риска, для которой могут быть характерны неадаптивные способы разрешения кризисных ситуаций и уход в аддиктивные формы поведения.

Вывод. Студенты склонны к использованию стратегий бегства-избегания, конфрон-

тации и принятия ответственности для того, чтобы справиться с возникающими переживаниями. Учитывая то, что и принятие ответственности часто осуществляется ими в неадекватных формах [3], все эти копинг-стратегии можно отнести к вариантам неадаптивного и относительно-адаптивного совладающего поведения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В связи с этим встает вопрос о необходимости обучения студентов более конструктивному реагированию на кризисные воздействия, которыми так богата студенческая жизнь. В дальнейшем мы планируем разработать и апробировать программу по формированию у студентов навыков использования адаптивных копинг-стратегий в разнообразных ситуациях, провоцирующих возникновение кризисных переживаний.

Библиографический список

1. Амасьянц Р. А., Ефремова Д. Н. Психологические особенности совладающего поведения личности при деструктивных эмоциональных состояниях. - М.: Изд-во СГУ, 2014. - 239 с.

2. Бочаров В. В., Карпова Э. Б., Чулкова В. А., Ялов А. М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. -№ 1. - С. 9-16.

3. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. - 135 с.

4. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультур-ные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 2. - С. 5-16.

5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ, 2010. - 294 с.

6. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совлада-

ющего поведения // Психологический журнал. -2008. - Т. 29, № 2. - С. 88-95.

7. Ледовская Т. В., Резчикова О. А. Динамика защитно-совладающего поведения студентов на разных курсах обучения // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 194-200.

8. Морозова Т. Ю. Динамика копинг-страте-гий в период кризиса 17 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 5 (133). - С. 207-214.

9. Политова С. П. Кризисная ситуация как источник развития личности // Ученые записки Казанского государственного университета. -2012. - Т. 150, № 3. - С. 41-49.

10. Петунс О. В. Анализ исследований защит-но-совладающего поведения личности в психологической науке. - М.: СГИ, 2006. - 38 с.

11. Титаренко Т. М. Нужна ли психологическая помощь в критических жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. -1999. - № 1. - С. 103-112.

12. Харитонова Е. А., Манукян В. Р. Переживание нормативного кризиса и защитно-совпадающее поведение у женщин в период средней взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ - 2014. - Т. 2. - С. 283-290.

13. Хазова С. А., Останина Н. В. Возрастная специфика совладающего поведения подростков // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 1. - С. 180-185.

14. Ebata A. T., Moos R. H. Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology. -

1991. - No. 12, Issue 1. - Р. 33-54.

15. Luyckx K., Klimstra T. A., Duriez B., Schwartz S. J., Vanhalst J. Identity Processes and Coping Strategies in College Students: Short-Term Longitudinal Dynamics and the Role of Personality // Journal of Youth and Adolescence. - 2012. -Vol. 41, Issue 9. - Р. 1226-1239.

16. Mohr C., Braun S., ChmetzF., Kluckner V. J., Lott P., Schrag Y., Stassen H. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress // Personality and Individual Differences. - 2014. -Vol. 60. - Р. 29-29.

Поступила в редакцию 11.09.2016

Kurus' Irina Alexandrovna

Postgraduate student of Department of Psychology of Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University, irina_kurus@rambler.ru, Novosibirsk

CORRELATION OF CRISIS, CRISIS EXPERIENCES AND COPING STRATEGIES OF FIRST-YEAR STUDENTS

Abstract. The article presents the problem of crises, crisis experiences and the coping strategies of students at the initial stage of training in high school. The empirical study shows that the positive correlation crises and crisis experiences with coping strategies «escape-avoidance», «confrontation», «acceptance of responsibility». Because the strategy is non-adaptive or relatively adaptive and suggest avoiding solutions to problems in imagination, emotional acting out, slovenina, students using these strategies fall into the risk group, which is characterized by the presence of non-adaptive forms of behaviour. The author puts forward an idea about necessity of development of program to train students in the skills of using adaptive coping strategies.

Keywords: psychological crises, crisis experiences, coping strategies.

References

1. Amas'janc, R. A., Efremova, D. N., 2014. Psixologicheskie osobennosti sovladayushhego po-vedeniya lichnosti pri destruktivnyx e'mocional'nyx sostoyaniyax [Psychological features of coping behavior of the personality at destructive emotional states]. Moscow: SSU Publ., 239 p. (in Russ.).

2. Bocharov, V. V, Karpova, Je. B., Chulkova, V A., Jalov, A. M., 2010. E'kstremal'nye i krizisnye situ-acii s pozicii klinicheskoj psixologii [Extreme and crisis situations from the perspective of clinical psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universite-ta. Seriya 12: Psixologiya. Sociologiya. Pedagogi-ka [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy], 1, pp. 9-16 (in Russ.).

3. Isaeva, E. R., 2009. Koping-povedenie i psix-ologicheskaya zashhita lichnosti v usloviyax zdor-ov'ya i bolezni [Coping behavior and psychological protection of the individual in terms of health and disease]. Saint Petersburg: SPbSMU Publ., 135 p. (in Russ.).

4. Krjukova, T. L., 2005. Vozrastnye i kro-sskul'turnye razlichiya v strategiyax sovladay-ushhego povedeniya [Age and cross-cultural differences in strategies of coping behavior]. Psixolog-icheskij zhurnal [Psychological journal], T. 26, No 2, pp. 5-16 (in Russ.).

5. Krjukova, T. L., 2010. Psixologiya sovladay-ushhego povedeniya v raznye periody zhizni [The psychology of coping behavior in different periods of life]. Kostroma: KSU Publ., 294 p. (in Russ.).

6. Krjukova, T. L., 2008. Chelovek kak sub"ekt sovladayushhego povedeniya [Man as a subject of coping behavior]. Psixologicheskij zhurnal [Psychological journal], T. 29, No 2, pp. 88-95 (in Russ.).

7. Ledovskaja, T. V., Rezchikova, O. A., 2015. Dinamika zashhitno-sovladayushhego povedeniya studentov na raznyx kursax obucheniya [Dynamics of protective and coping behavior of students in different courses of study]. Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 4, pp. 194-200 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

8. Morozova, T. Ju., 2014. Dinamika kop-ing-strategij v period krizisa 17 let [Dynamics of coping strategies in times of crisis 17 years]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanitarian Sciences], 5 (133), pp. 207-214 (in Russ.).

9. Politova, S. P., 2012. Krizisnaya situaciya kak istochnik razvitiya lichnosti [Crisis as a source of personality development]. Uchenye zapiski Ka-zanskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Kazan state University], T. 150, No 3, pp. 41-49 (in Russ.).

10. Petuns, O.V., 2006. Analiz issledovanij zash-hitno-sovladayushhego povedeniya lichnosti v psix-ologicheskoj nauke [Analysis of studies of protective and coping behavior in psychological science]. Moscow: SSI Publ., 38 p. (in Russ.).

11. Titarenko, T. M., 1999. Nuzhna li psixo-logicheskaya pomoshh' v kriticheskix zhiznennyx situaciyax [Do you need psychological assistance in critical situations]. Zhurnal prakticheskogo psix-ologa [Journal of the practical psychologist], 1, pp. 103-112 (in Russ.).

12. Haritonova, E. A., Manukjan, V. R., 2014. Perezhivanie normativnogo krizisa i zashhitno-sov-ladayushhee povedenie u zhenshhin v period srednej

vzroslosti [The experience of a regulatory crisis and protective and coping behavior in women during middle adulthood]. Nauchnye issledovaniya vy-pusknikov fakul'teta psixologii SPbGU [Research graduates of the faculty of psychology SPbSU], 2, pp. 283-290 (in Russ.).

13. Hazova, S. A., Ostanina, N. V., 2014. Voz-rastnaya specifika sovladayushhego povedeniya po-drostkov [Age specifics of coping behavior in adolescents]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 1, pp.180-185 (in Russ., abstr. in Eng.).

14. Ebata, A. T., Moos, R. H., 1991. Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents. Journal of Applied Developmental Psychology, No. 12, Issue 1, pp. 33-54.

15. Luyckx, K., Klimstra, T. A., Duriez, B., Schwartz, S. J., Vanhalst, J., 2012. Identity Processes and Coping Strategies in College Students: Short-Term Longitudinal Dynamics and the Role of Personality. Journal of Youth and Adolescence, Vol. 41, Issue 9, pp. 1226-1239.

16. Mohr, C., Braun, S., Chmetz, F., Kluck-ner, V. J., Lott, P., Schrag, Y., Stassen, H., 2014. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress. Personality and Individual Differences, Vol. 60, pp. 29-29.

Submitted 11.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.