Научная статья на тему 'Становление советской цензуры (1917-1920-е гг. ). К 100-летию зарождения института цензуры'

Становление советской цензуры (1917-1920-е гг. ). К 100-летию зарождения института цензуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2376
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ЖУРНАЛИСТИКА / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ЦЕНЗУРА / СВОБОДА СЛОВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударев Сергей Станиславович

Исследуется вопрос свободы печати в советском обществе. Рассматривается история становления цензуры в Советской России. Показана деятельность Наркомпроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление советской цензуры (1917-1920-е гг. ). К 100-летию зарождения института цензуры»

УДК 994(47+57)"1917/1991" : 070(091)

С. С. ДУДАРЕВ

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ЦЕНЗУРЫ (1917-1920-е гг.). К 100-летию зарождения института цензуры

Исследуется вопрос свободы печати в советском обществе. Рассматривается история становления цензуры в Советской России. Показана деятельность Наркомпроса.

Ключевые слова: пресса, журналистика, Октябрьская революция, советская власть, цензура, свобода слова.

Проблема свободы слова одна из тех, которые называются вечными, она во все времена для общества остаётся наиболее актуальной, так как человек чаще не удовлетворён тем её уровнем, который ему предоставляется обществом, что имеет под собой объективные основания. В любом государстве не вся информация предаётся гласности, и в этом заинтересованы разные социальные группы, что подтверждается наличием так называемых тайн: государственной, военной, медицинской, партийной, коммерческой и т. д.

Свободу слова называют великим завоеванием демократии, позволяющим «выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей до мирового сообщества». О многоголосье, как признаке демократии, выражающим различные и даже противоположные идеи и мнения, говорит и Геннадий Кудий, руководитель отдела развития и поддержки периодической печати МПТР России (Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций). А свободу слова и самовыражения он называет источником жизненной силы любой демократии [1].

Бурлакова Р. И. в определение свободы печати включает три основных элемента:

- свобода печати - это право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств передачи информации;

- свобода печати - это запрещение цензуры;

- свобода печати - то право учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими [2].

Очень важна правильная расстановка акцентов в понимании этого сочетания слов. Усложняя

это дополнительной смысловой нагрузкой, можно сказать, что «свобода печати всегда связана с отсутствием цензуры, но отнюдь не означает просто её отсутствие», в то же время «цензура как государственный надзор за содержанием

© Дударев С. С., 2016

печатных изданий, радио- и телепередач, театральных постановок и других сообщений, получающих общественную огласку, не допустима в демократическом обществе» [3, с. 3].

Этой проблеме посвящено огромное число научных (теоретических и исторических) исследований и литературных произведений. Цензура -явление древнейшее, что зафиксировано в сотнях учёных трактатов, энциклопедиях и словарях.

У русской цензуры до 1917 г. сложились определённые традиции, были выработаны разнообразные её виды и формы, нацеленные на охрану основ государства, его институтов, ограничение свободы слова и доступа к различного рода информации, подавления инакомыслия и т. д. Как ни странно, советская цензура, которая долгое время официально якобы не существовала, вобрала в себя весь этот накопленный в прошлом опыт с его плюсами и, пожалуй, больше с минусами, хотя Большая советская энциклопедия (издание 1957 г.) утверждает: «Цензура в СССР носит совершенно иной характер, чем в буржуазных государствах. Она является органом социалистического государства, её деятельность направлена на охрану военной и государственной тайны в печати, а также на предотвращение публикации материалов, которые могут нанести ущерб интересам трудящихся». Советская историческая энциклопедия (более позднее издание -1974 г.) в своей справке о цензуре советскую вообще не вспоминает.

Сложный исторический период в жизни России первых двух десятилетий вобрал в себя Февральскую и Октябрьскую революции, трагедию Гражданской войны и военной интервенции, первый опыт строительства советской власти. Российское общество, взорванное революционными событиями, реагировало на происходившие в стране социальные и экономические изменения и во многом определяло состояние журналистики, разнообразие типов изданий. На протяжении 1917-1920 гг. на огромном пространстве бывшей Российской империи

существовали и вели бескомпромиссную борьбу два типа журналистики: белая и красная, в советской историографии - буржуазная и социалистическая, партийно-советская печать.

Сторонники белого движения, имея опытные журналистские кадры, денежные средства из разных источников, типографии, смогли наладить мощную сеть периодики. В 1919 г. у А. И. Деникина было более 100 газет и журналов [4].

Необходимо отдать должное главным организаторам белого движения. Хорошо понимая необходимость гласности, ведения пропаганды, они создавали разнообразные учреждения управления белой прессой и вообще пропагандой: на Севере - Северное бюро печати (Арбур -Архангельское бюро), имевшее отделения на местах и издававшее газету «За свободу России»; особые комиссии при отделе внутренних дел Временного правительства Северной области; отделение агитации и пропаганды при штабе Главнокомандующего войсками Северной области генерала Е.К. Миллера и др. И это лишь один из примеров пропагандистской работы белого движения.

Таким образом, белой журналистикой управляла и контролировала её целая сеть разных по характеру и объёму деятельности управленческих структур, установивших довольно жёсткий цензурный режим на подвластных территориях. Особенностью этого режима и его составной частью было активное участие европейских союзников по войне с Германией в его установлении. С самого начала революции шла острая борьба за влияние на массы с помощью печати. Она сопровождалась идеологической интервенцией.

Не жалуя царскую цензуру, Ленин решительно не признавал и буржуазную свободу печати:

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» [5].

9 марта 1917 г. Временное правительство ликвидирует основной центр царской цензуры -«Главный комитет по делам печати», вводит должность комиссара по делам печати. Представители журналистских и писательских объединений, а также представители соответствующих отраслей экономики (издатели, полиграфисты и промышленники) горячо приветствовали это решение. Между тем Временное правительство рассматривало данное решение как популистское и в июле предоставило военному министру право закрывать издания, призывающие к военному бунту и неповиновению на фронте. Началась борьба с инакомыслием. В итоге большевистские издания были закрыты и загнаны в подполье.

Русская революция 1917 года привела к коренным преобразованиям во всех сферах жизни

народов СССР и явилась главной предпосылкой невиданных темпов развития книгопечатания, сделав печатный станок основным «идеологическим оружием».

На первом же заседании правительства 9 ноября 1917 года был утверждён «Декрет о печати», который сыграл решающую роль в становлении советской журналистики. Так как сразу же в руки победившего пролетариата были переданы частные типографии, и более чем на семь десятилетий определилось отношение социалистического государства к прессе и журналистике как к отрасли, с помощью которой можно влиять на массовое сознание.

10 ноября 1917 года Декрет был опубликован в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства», «Известиях», «Правде». Закрытию подлежали «органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путём явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно-наказуемого характера».

В СССР провозглашалось «социально-политическое и идейное единство общества», а идеологический плюрализм отвергался в принципе: «ленинская партия непримиримо выступает против любых взглядов и действий, противоречащих коммунистической идеологии» [6].

Следующим важным шагом советской власти по устранению инакомыслия был Декрет о революционном трибунале печати, принятый Совнаркомом 28 января 1918 года. Он состоял из трёх лиц, избиравшихся Советом не более чем на 3 месяца. Характерной чертой трибунала была широкая гласность его работы. Весь ход его деятельности освещался в прессе.

Декрет определял целую систему наказаний, включая штрафы, лишение свободы, политических прав, национализацию типографий и полиграфического имущества лиц, привлечённых к суду. Большинство этих наказаний стало использоваться на практике. К примеру, газеты: «Петроградский голос», «Вечерние огни», «Новые ведомости» были оштрафованы на 5 тысяч рублей; «Новая газета», «Наш век», «Сведения о Латвии» - на 10 тысяч рублей. Трибуналами были закрыты газеты: «Новая жизнь», «Дело народа», «Луч», «Заря», «Знамя борьбы».

В общей сложности с октября 1917 года по июнь 1918 года были закрыты более 470 оппозиционных советской власти газет.

Между тем данное постановление входило в прямое противоречие с лозунгами о свободе слова и печати, с которыми выступали большевики. Однако авторы Декрета допустили

оговорку, в которой они давали возможность отмены цензуры, акцентировали внимание на её временном факторе: «Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону».

Цензура выставлялась как чрезвычайная мера на время борьбы с идеологическими противниками и упрочения властных позиций советского государства.

Это было воспринято неоднозначно. Очевидно, прямым вызовом в отношении новой власти прозвучали утверждения о том, что декларируемая большевиками «свобода», «диктатура пролетариата» обеспечивает возможности насильственного нарушения законов и попрание человеческих прав, «революционное правознание» победителей, т. е. их «самый неприкрытый произвол» [7].

Таким образом, «Декрет о печати» не был, как иногда представляют, обычным юридическим законом о печати. Он не ликвидировал буржуазную и мелкобуржуазную прессу, а преследовал призывы к открытому сопротивлению и неповиновению советской власти, ложь и клевету. Он имел и агитационный характер, о чем свидетельствует его лексика. В нём объяснялось, что буржуазный лозунг «свободы печати» всегда был «либеральной ширмой», которая фактически скрывала «свободу для имущих классов захватить в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс».

Особенно жёсткой цензуре со стороны правительства подвергались частные и кооперативные издательства. Планируя возможный переход к новой экономической политике, советская власть ставила задачу не полное уничтожение частной печати, а подчинение её государственному руководству, введение её в русло государственного капитализма.

Однако в целом политика властей для частных и кооперативных издательств имела больше негативные последствия. Если эти предприятия в 1919 году выпустили пятую часть всей книжной продукции Республики, что составляло 19,81%, то в 1920 году - лишь 5,87%.

В июне 1920 года Госиздат возглавил И.И. Скворцов-Степанов, позже председателем главной редакционной коллегии был назначен Н. Л. Мещеряков. После чего политика Госиздата в отношении частных фирм еще более ужесточилась.

Позднее, руководителями Госиздата был подготовлен отчёт для VIII Всероссийского съезда Советов, в котором они замечают, что Госиздат «не может предоставить типографские средства

и бумагу на перепечатку художественных произведений, которые и до революции имели ограниченное значение, на издание научных и философских работ, которые дышат буржуазной ограниченностью и к тому же по своему общему характеру найдут крайне малочисленных читателей». В отчёте также была высказана мысль о том, что частные предприятия платят авторам гонорары больше Госиздата, чем подрывают его экономическую базу и авторитет. Поэтому лучше было бы все частные фирмы закрыть. Этим ГИЗ избавился бы от конкурентов и содействовал сокращению развития инакомыслия. В марте 1920 года Госиздат запретил издавать сочинения Н. К. Михайловского как «несвоевременные» и рекомендовал «употребить бумагу на печатание литературы агитационного характера».

Цензурным преследованиям подвергались не только деятельность народников (кооперативное издательство «Колос»), но и эсеров, анархистов, меньшевиков. Уже в этот период цензура использовалась как средство партийной борьбы. Особенно контролировалось издательство Союза анархо-синдикалистов «Голос труда». Им запретили печатать 4-й и 5-й тома сочинений М. А. Бакунина, работы П. А. Кропоткина «Государство и его роль в истории», «Анархия». Позднее «Голос труда» обратился в Госиздат с просьбой отпустить бумагу на издание трёх книг П. А. Кропоткина. На что был получен отказ.

Произвол Госиздата и его цензурная политика вызвали волну протеста со стороны интеллигенции. Она захлестнула Всероссийский союз писателей, Союз Петроградских книжных издательств, московские кооперативные издательства, П. А. Кропоткина, М. Горького, постоянно отстаивавшего автономию издательств.

9 декабря 1920 года состоялась первая конференция московских кооперативных издательств, на которой политика Госиздата была подвергнута резкой критике. Конференция прямо заявила, что такая политика ведёт к ликвидации кооперативных издательств, и предлагала особым законодательным актом обеспечить кооперативным издательствам право на существование, сохранив их функции и технический аппарат, который хотел забрать Госиздат.

22 декабря 1920 году с открытым письмом к VIII Всероссийскому съезду Советов обратился М. Горький, который считал, что Госиздат работает плохо и без плана, печатает то, что не надо, происходит сокращение частного предпринимательства. На другой день, 23 декабря, в печати появилось открытое письмо к этому же съезду П. А. Кропоткина, вставшего на защиту кооперативных издательств и подчеркнувшего, что именно в них создаётся «единство между процессом труда и производством книги».

Монополизация издательской деятельности и цензуры в руках Государственного издательства

привела к его практически абсолютному диктату. Из-за чего более 90% писателей не могли заниматься своим делом, и что также способствовало уничтожению критической мысли. Недаром Госиздат называли «похоронным бюро» книг, где процветала казёнщина и политические счёты. Вот почему многие писатели предпочитали иметь дело с частными издательствами.

И в 1922 году Госиздат перестаёт быть учреждением цензуры. Регулированием деятельности частных и кооперативных издательств стал заниматься Наркомпрос.

В заключение можно отметить, что приход к власти в 1917 году рабочей коммунистической партии большевиков изменил многое в жизни и сознании человека, так как на протяжении всей истории Советского государства правящая верхушка пыталась контролировать и, можно сказать, управлять всеми сферами жизни людей.

Для сохранения своей власти советское правительство всегда старалось ограничить свободу слова. И одним из первых декретов СНК становится «Декрет о печати», направленный на подавление всякого инакомыслия. Он включал в себя целую систему наказаний, включая штрафы, лишение свободы, политических прав в сфере издательского дела. Также 23 декабря 1918 г. была введена военная цензура.

Наконец в 1919 году был создан Госиздат, который был одним из первых способов централизации цензуры в руках правящей партии. Вместе с обычными издательскими функциями Госиздату предоставлялось беспрецедентное право контроля и цензуры над всем издательским процессом. Особенно жёсткой цензуре подвергались частные и кооперативные издательства. Цензурным гонениям подвергались народники, эсеры, анархисты и меньшевики. Уже в этот период цензура использовалась как средство партийной борьбы.

Из-за перехода к новой экономической политике начинает «оживляться» оппозиционно настроенная пресса, но в ответ на это правительство усиливает политическую цензуру. И в июне 1922 года все цензурные функции переходят к специальному новому учреждению - Главному управлению по делам литературы и издательств.

Цензурно-репрессивный режим тех лет вёл к своеобразному отбору в журналистских кадрах: «отсеиванию» наиболее активных творческих людей, открывая простор карьеристам. Тотальный контроль партийной цензуры этого периода выразился в трансформации партийной и литературной критики в политический донос, их объединение с цензурой. Главлит развернул бурную деятельность по искоренению, недопущению, запрету.

Сам Сталин принимал активное участие в процессе цензурирования, особенно это касалось кино.

В течение длительного времени система цензуры и вообще её характер практически оставалась неизменной. Под воздействием научно-технического прогресса в 1950-1960-е годы в книгоиздании происходят значительные изменения, так как начинает движение научно-технический прогресс. Во второй половине 80-х годов объявляется «перестройка», во время которой происходит полная реорганизация цензуры.

Всё это позволяет сделать вывод, что советское общество, из-за получения выборной и дозированной информации, сильно отстало не только научно-техническом, но и культурном развитии, так как многие произведения выдающихся деятелей литературы были под строжайшим запретом, а авторы объявлялись «врагами народа».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комментарии к Конституции Российской Федерации / под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М. : Юридическая литература, 1994. - 177 с.

2. Бурлакова Р. И. Свобода печати и её границы в законодательстве России и зарубежных стран. - Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 2004. - 192 с.

3. Габитова В. С. Проблема свободы слова в региональной периодике (на примере газет г. Зеленодольска) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. №14. -2013. -№8(11).

4. Жирков Г. В. История цензуры в России Х1Х-ХХ вв.: учебное пособие. - М. : Аспект Пресс, 2001.

5. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература //Новая жизнь. - 1905. - №12 от 13 (26) ноября.

6. Конашев М. Б. // Цензура в России: история и современность. - Ч. 1. - М., 2001. — С. 103-107.

7. Покровский И. А. Перуново заклятье // Из глубины: Сборник статей о русской революции. - М., 1991. - С. 268.

Дударев Сергей Станиславович, аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», кафедра «Отечественная история».

Поступила 29.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.