Научная статья на тему 'Становление социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста: траектория развития'

Становление социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста: траектория развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВО / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / PRE-SCHOOL CHILDREN / SOCIAL AND LEGAL BASIC / LAW / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чабдаров Ильяс Муратович

Статья посвящена актуальному вопросу становления социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чабдаров Ильяс Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generation of social and legal basics by pre-school children: trajectory of development

The article is devoted to the urgent problem of generating social and legal basics in pre-school children. It deals with the theoretical and methodological foundations of investigation. Its basic categories and notions.

Текст научной работы на тему «Становление социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста: траектория развития»

УДК 378:34 ББК 74.480:67.0

Чабдаров Ильяс Муратович

соискатель

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chabdarov Iliyas Muratovich Applicant for a Degree Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Становление социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста: траектория развития Pre-school Children’s Social-and-Legal Bases Forming: Development Trajectory

Статья посвящена актуальному вопросу становления социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия.

The article is devoted to the urgent problem of pre-school children’s social-and-legal bases generating. It deals with the theoretical and methodological foundations of the research, its basic categories and notions.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, социально-правовые основы, право, партисипативность.

Key words: pre-school children, social-and-legal bases, law, participation.

В современном обществе происходят глобальные социальноэкономические, политические и культурные изменения, следствием которых является требование высоких темпов интеграции всех сфер деятельности общества и, следовательно, появления специалистов новой формации, компетентных, конкурентоспособных, стремящихся к постоянному саморазвитию, обладающих коммуникабельностью, высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Но зачастую отсутствует преемственность в формировании тех или иных качеств на разных уровнях образовательного и воспитательного процессов. Вышеизложенное позволяет уделить пристальное внимание становлению социально-правовых основ детей старшего дошкольного возраста. Такая же потребность активно формировалась и у них самих, ибо в дальнейшем в школе находят отражение многие социальные, национальные и правовые проблемы, свойственные нашему обществу. Педагог по своему профессионально-

му статусу является носителем идей гражданского общества, социальноправовых знаний в школе, именно он регулирует приобретение дошкольниками социально-правового опыта, руководит процессом социализации молодого поколения в дошкольные годы. Самостоятельно решить эту проблему ребёнок дошкольного возраста не всегда может, поэтому воспитание граждан правового государства, в первую очередь, связывается с личностью учителя, его правовыми знаниями, педагогическим мастерством, социально-правовой компетентностью.

Проблемное поле исследования составили такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «право», «социально-правовое

образование», «социальные основы», «правовые основы», «старший

дошкольный возраст». Ведущим при этом является социально-правовая компетентность, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для организации эффективного социального взаимодействия в соответствии со стратегиями и тактиками правового поведения.

Задачи развития социально-правовых основ в дошкольном возрасте (базовый уровень образования) заключаются в поэтапном формировании основ ключевой социально-правовой компетентности, необходимой для решения соответствующих проблем, возникающих в любых видах будущей жизнедеятельности личности.

В дошкольном образовании ключевые социально-правовые основы предполагают ознакомление и дальнейшее первичное формирование ценностноосознанного отношения к социально-правовой культуре человека, к выполнению своих социальных ролей в обществе: овладение опытом нормативного общения в социуме (в обществе, государстве, в учебных, трудовых коллективах, общественных организациях и т.д.) умениями регуляции своего поведения в обществе; владеть опытом (на уровне учебного моделирования) предотвращения конфликтов, опытом поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и других людей.

Дети дошкольного возраста овладевают основами социально-правовой компетентностью для собственной личностной социальной адаптации в современном мире.

Становление и развитие социально-правовых основ старших дошкольников позитивно влияет на их дальнейший уровень социализации в условиях школы, творческую самореализацию, совершенствование их деятельности. Именно это необходимо будущим школьникам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни.

В рамках образования старших дошкольников, становление социальноправовых основ предполагает:

• формирование ценностно-осознанного отношения к социальноправовой культуре человека, к выполнению своих социальных ролей в обществе; формирование нравственных ценностей;

• знание основных этических и основополагающих правовых норм общества и государства;

• с помощью взрослых разрешать социально-правовые проблемы;

• овладение опытом регуляции своего поведения в ситуациях, имеющих социально-правовой контекст, опытом поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и других людей.

Таким образом, становление социально-правовых основ старших дошкольников представляет собой первоначальные навыки и получение начальной информации по социально-правовой компетентности, включающей законопослушную позицию (мотивационный компонент), знания (когнитивный компонент), социально-правовой опыт (деятельностно-рефлексивный компонент). Компетентность можно замерять с помощью выявленных показателей, на основе которых определяются уровни формирования основ социально-правовой компетентности будущего школьника.

Социально-правовые основы являются неотъемлемой составляющей подготовки будущего школьника, и её развитие может быть успешно осуществлено, если в качестве методологического регулятива проектирования данного

процесса выступит синтез подходов общенаучного (междисциплинарный), конкретно научного (правовой) и методико-технологического (партисипативный) уровней, базирующихся на концептуальных положениях философии, психологии, педагогики и права, что вносит в его разработку необходимую строгость постановки задач и их решения, служит методологической базой для обоснованного прогнозирования.

Междисциплинарный подход является необходимым условием для становления основ социально-правовой компетентности старших дошкольников, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается тенденция интеграции научных знаний, так как сегодня практически все важнейшие проблемы приобретают комплексный характер. Все чаще возникает потребность в специалистах, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. При подготовке таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умение видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. Кроме того, раскрытие внутренних связей между учебными дисциплинами имеет большое значение для правильной организации учебного процесса, изменяет его систему, логику и научную направленность. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает будущим специалистам возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике. Дидактическими преимуществами реализации междисциплинарных связей являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира.

На конкретно научном уровне нами избран правовой подход, который предполагает первичное знакомство с тем, что такое право, право и личность, правовое государство; Конституция, правоотношения, правосознание, правомерное поведение, права человека, права ребенка. Мы исходим из трактовки термина «право» как системы норм, которые регулируют общественные отношения на основе справедливости, равенства и соблюдения интересов всех субъектов социума.

Кроме того, при применении правового подхода необходимым является знание содержания основных международных и внутригосударственных документов по правам человека и правам ребенка. Правовые знания определяют способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями законов, оценивать правомерность и противоправность поведения.

Результаты исследований показали, что социальное и культурное творчество будущих специалистов, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого студента, коллективная ответственность за результаты и высокая эффективность их учебно-познавательной деятельности, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала - таковы слагаемые нового партисипативного подхода (Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И. А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.). В становлении социально-правовых основ старших дошкольников данный метод приобретает очень важное значение. Ведь возрастная специфика предполагает совместное, тесное решение тех или иных задач.

Партисипативный подход к становлению основ социально-правовой компетентности старших дошкольников означает: голос каждого ребёнка при решении той или иной ситуации; поиски согласия между дошкольником и педагогом; целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех обучаемых; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий; возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися[4].

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и старших дошкольников для выработки и реализации совместного решения, которое является субъект-субъектным.

Обобщая изложенное, партисипативный подход акцентирует внимание на выборе таких методов, принципов, форм, которые позволяют привлекать будущего школьника к принятию решений в социально-правовой области на основе партисипативной стратегии подготовки.

Подведем итоги:

• актуальность проблемы продиктована реалиями современного времени, потребностью в формировании специалистов новой формации, компетентных, конкурентоспособных, стремящихся к постоянному саморазвитию, обладающих коммуникабельностью, высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Недостаточная преемственность в формировании тех или иных качеств на разных уровнях образовательного и воспитательного процессов.

• проблемное поле исследования составили такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «право», «социально-правовое образование», «социальные основы», «правовые основы», «старший дошкольный возраст».

• методологическим регулятивом становления социально-правовых основ старших дошкольников нами избран синтез трех подходов общенаучного (междисциплинарный), конкретно научного (правовой) и методикотехнологического (партисипативный) уровней, применение которых в образовательном процессе дошкольного образования выявило положительную динамику в уровне развития у будущих школьников данных основ.

Библиографический список

1. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. - 236 с.

2. Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1995 - 176 с.

3. Мартеллер, А.К. О содержании подготовки будущего учителя к управлению формированием правоведческих умений // Актуальные проблемы управления качеством образования/ Сб. научных статей. - Вып. 6 - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С.100-105.

4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., - М.: МАНПО, 2006.-154 с.

5. Орлова, Т.В. Партсипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 196 с.

6. Синк, Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. /общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна. - М. : Прогресс, 1989. - С. 112.

Bibliography

1. Gusinsky, E.N. Education Theory Modeling on the Basis of Interdisciplinary System Approach / E.N. Gusinsky. - M.: School, 1994. - 236 p.

2. Klimova, T.E. Future Teacher’s Training for Professionally Creative Self-Educational Activity: Thesis ... Cand. of Ped. / T.E. Klimova. - Chelyabinsk, 1995 -176 p.

3. Marteller, A. K. About Content of Future Teacher’s Training for Jurisprudential Skills Forming Management / A.K. Marteller //Actual Problems of Education Quality Control: Selected Scientific Works. Iss. 6. - Chelyabinsk, ChSPU, 2001. - P. 100-105.

4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Students’ Communicative Education: Perspective Approaches / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.

5. Orlova, T.V. Participative Methods in the System of Motivation-and-Target Activity of a Head Teacher: Thesis ... Cand. of Ped. / T.V. Orlova- M., 1996 - 196 p.

6. Sink, D.S. Productivity Management: Planning, Measurement and Evaluation, Control and Improvement: Tr. from Engl. / Gen. Edit. by V.I. Danivov-Danilyan. - M.: Progress, 1989. -P. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.