Научная статья на тему 'Толерантно партисипативный подход как методико технологическая основа развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений'

Толерантно партисипативный подход как методико технологическая основа развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / РАЗВИТИЕ / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PRESCHOOL EDUCATION / COMMUNICATION / DEVELOPMENT / CONGRUENCE / EMPATHY / TOLERANCE PARTICIPATION / TOLERANCE-ANDPARTICIPATION APPROACH / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна

В статье анализируются актуальные вопросы основного содержания толерантно-партисипативного подхода к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений, раскрывается понятийно-терминологический аппарат данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance-and-Participation Approach as a Methodological-and-Technological Basis of Preschool Teachers' Communicative Competence Development

The article analyses the topical questions of the basic content of the tolerance-and-participation approach to the preschool teachers' communicative competence development; reveals the conceptual-and-terminological field of this problem.

Текст научной работы на тему «Толерантно партисипативный подход как методико технологическая основа развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений»

УДК 372 : 373 ББК 74.100 : 74.214

Васильева Виктория Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра специальной педагогики психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Vasilieva Viktoria Sergeevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Special Education, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Толерантно - партисипативный подход как методико - технологическая основа развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных

образовательных учреждений Tolerance-and-Participation Approach as a Methodological-and-Technological Basis of Preschool Teachers’ Communicative Competence Development

В статье анализируются актуальные вопросы основного содержания толерантно-партисипативного подхода к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений, раскрывается понятийно-терминологический аппарат данной проблемы.

The article analyses the topical questions of the basic content of the tolerance-and-participation approach to the preschool teachers’ communicative competence development; reveals the conceptual-and-terminological field of this problem.

Ключевые слова: дошкольное образование, коммуникация,

коммуникативная компетенция педагогов дошкольных образовательных учреждений, развитие, конгруэнтность, эмпатия, толерантность,

партисипативность, толерантно-партисипативный подход, повышение квалификации.

Key words: preschool education, communication, preschool teachers’ communicative competence, development, congruence, empathy, tolerance participation, tolerance-and- participation approach, advanced training.

Повышение квалификации педагогов дошкольного образования -сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования является профессиональная компетентность педагогов, которая рассматривается как профессиональная готовность педагога, его общая

способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление в период профессиональной подготовки (повышения квалификации).

Мы употребляем термины «компетенция» и «компетентность» не как синонимы, а как понятия, неразрывно связанные друг с другом, а именно: формирование компетенции понимается нами как формирование определенного круга знаний, умений, которыми следует владеть, а компетентность выступает как результат сформированности определенных знаний и умений, то, чем человек уже достаточно хорошо владеет.

Важным компонентом профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждения выделяется коммуникативная компетенция.

В психологии коммуникативная компетенция определяется как потенциальная способность получать, перерабатывать и воспроизводить информацию, содержащую смысл [1].

При всем многообразии подходов к сущности понятия «коммуникативной компетенции» как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях очевидна общая тенденция:

• коммуникативная компетенция рассматривается в качестве ключевого понятия для описания общения;

• коммуникативная компетенция предполагает наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, умением организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.

При этом коммуникативная компетенция часто соотносится с таким понятием как коммуникативное поведение.

В психолого-педагогических исследованиях делается акцент на следующих особенностях коммуникативного поведения:

• сотрудничество с собеседником, доверие ему;

• оптимистическое отношение к участникам общения;

• учет индивидуальных особенностей участников общения;

• интерес к собственной личности, к личности собеседника;

• уважение уникальности, самобытности личности;

• предоставление собеседнику необходимого пространства свободы для творчества, принятия самостоятельных решений.

Анализ и обобщение различных подходов и трактовок термина, «коммуникативная компетенция» позволили рассматривать его как способность индивида осуществлять коммуникацию, адекватную определенному типу ситуаций и ситуативных задач, базирующуюся:

• на лингвистических, социокультурных, предметных, психологопедагогических знаниях;

• на умениях соотносить языковые средства с нормами речевого поведения;

• на профессионально значимых личностных качествах, формирующихся в процессе профессиональной подготовки, обусловливающих успех профессионального развития.

Результаты нашего теоретико-экспериментального исследования показали, что безусловное принятие, безоценочность, конгруэнтность, эмпатия, понимание, включенность, заинтересованность - таковы слагаемые нового толерантно-партисипативного подхода как методико-технологической основы исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования.

Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие»,

«вовлеченность», а термин «толерантность» - «терпимость», «терпение», «пластичность», «благосклонность», «принятие».

В широком смысле «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность - особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов появления человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.»

Толерантность - одно из самых популярных понятий в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психолого-педагогические трактовки отсутствуют. Психолого-педагогическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.

Назовем основополагающие определения «толерантности»: «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности, раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из

полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»;

«стремление к согласию, бесконфликтость» являются важным условием повышения качества дошкольного образования.

Анализ ведущих научных исследований позволяет выделить дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят: естественная (натуральная), моральная и нравственная толерантность. При этом нравственная толерантность наиболее полно может рассматриваться основополагающим компонентом коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования, ибо построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. При этом важно отметить, что в противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, они постоянно живут в ситуации напряженного существования. Следовательно, реализация толерантно-партисипативного подхода к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений позволяет сформировать у них такие качества, которые позволят им, достойно выдерживать и принимать его как безусловную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на более полном осознании и принятии человеком реальности.

Анализ научных исследований, собственная деятельность, обобщение педагогического опыта в качестве преподавателя позволяет выделить основные функции толерантности:

• регулирующая - позволяет сдерживать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменяет ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы;

• психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе детей дошкольного возраста (атмосфера доверия,

уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную

самоидетификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям;

• воспитательная - обеспечивает передачу позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других;

• коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству, пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует, в первую очередь, подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры заключается в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является изучение понимания воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от проповедуемых ими. Принятие толерантных моральных установок может способствовать созданию для педагога комфортных условии существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение - показатель его интеллектуального уровня, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, манеру поведения

путем контактов с разнообразными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию. Терпимость педагога базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод ребенка. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г ., «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» []. А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в мире, но и единство в многообразии.

Партисипативный подход был впервые разработан Е. Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования применительно к подготовке будущего учителя в области управления дифференциацией образования [6].

По нашему мнению, термин «партисипативность» является наиболее точным и полным в семантическом плане. При этом мы рассматриваем эту категорию как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) педагогов и дошкольников для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности дошкольников.

На основании изложенного выше партисипативнность в исследовании коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений означает:

• мнение каждого дошкольника при решении той или иной коммуникативной ситуации;

• консультации, поиски согласия между ребенком и педагогом;

• целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех обучаемых;

• совместное принятие решений;

• совместное выявление проблем и соответствующих действий, возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися.

Обобщая вышеизложенное, назовем характерные черты, присущие толерантно-партисипативному подходу:

• принятие индивидуальных особенностей ребенка;

• учет мнения ребенка при разрешении значимых коммуникативных проблем;

• совместное принятие и исполнение решений педагогом и дошкольником;

• диалогическое взаимодействие педагога и дошкольника, основанное на принципах толерантности;

• достижение консенсуса при решении коммуникативной проблемы;

• добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

• коммуникативная компетенция участников образовательного процесса.

Учитывая своеобразие детей дошкольного возраста, ведущую роль

педагога в их воспитании и обучении, можно отметить, что толерантно-партисипативный подход в исследовании коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений рассматривается нами как изучение заинтересованности педагогов в понимании индивидуальности каждого воспитанника, их включенности во взаимодействие на основе принятия данности и целостности образовательной среды, принятие позиции ребенка дошкольного возраста, активное его вовлечение в процесс коммуникации с принятием и пониманием его ценности и индивидуальности.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность [Текст] / А.Г.Асмолов // Семья и школа. - 2001. - №11-12. - С.32-35.

2. Валитова Р. Р. К истории понятия толерантности / Р.Р. Валитова - М., МГУ, 1994.

- 194 с.

3. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования/А.А. Майер// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007.

- 1. - С. 8-15.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.:

Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

5. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.

6. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст]/ А.Б. Орлов// Вопросы психологии. - 1993. - №6. - С.68 - 73.

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. -М., МГУ, 1998. - 568 с.

Bibliography

1. Asmolov, A.G. We Are Doomed to Tolerance [Text] / A.G. Asmolov // Family and School. - 2001. - № 11-12. - P. 32-35.

2. Markova, A.K. Professionalism Psychology [Text] / A.K. Markova. - M.: “Znanie” International Arts Fund, 1996. - 312 p.

3. Mayer, A.A. Model of Preschool Teacher’s Professional Competence [Text] / A.A. Mayer // Preschool Institution Management. - 2007. - № 1. - P.8-15.

4. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approach to the Problem of a Future Teacher’s Training for Educational Differentiation Management: Monograph [Text] / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 101 p.

5. Orlov, A.B. Empathy and Congruence Phenomena [Text] / A.B. Orlov // Questions of Psychology. - № 6. - P. 68-73.

6. Professional Education Encyclopedia: In 3 V. - V.I. / Edit. by S.Ya. Batyshev. - M.: MSU, 1998. - 568 p.

7. Valitova, R.R. To the History of Tolerance Term [Text] / R.R. Valitova. - M., MSU, 1994. - 194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.