Научная статья на тему 'Социально-правовая компетентность будущего учителя: траектория развития'

Социально-правовая компетентность будущего учителя: траектория развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПРАВО / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / FUTURE TEACHER / SOCIO-LEGAL COMPETENCE / INTERDISCIPLINARITY / LAW / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чабдаров Ильяс Муратович

Статья посвящена актуальному вопросу развития социально-правовой компетентности будущего учителя. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Legal Competence of Future Teachers: Trajectory of Development

The article is devoted to the urgent problem of future teachers' socio-legal competence developing. It deals with theoretical and metrological basis of the research, its conceptual instruments, categories and key notions.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая компетентность будущего учителя: траектория развития»

УДК 378:34 ББК 74.480:67.0

Чабдаров Ильяс Муратович

соискатель г. Челябинск Chabdarov Ilyas Muratovich

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Социально-правовая компетентность будущего учителя: траектория развития Socio-Legal Competence of Future Teachers: Trajectory of Development

Статья посвящена актуальному вопросу развития социально-правовой компетентности будущего учителя. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия.

The article is devoted to the urgent problem of future teachers' socio-legal competence developing. It deals with theoretical and metrological basis of the research, its conceptual instruments, categories and key notions.

Ключевые слова: будущий учитель, социально-правовая компетентность, междисциплинарность, право, партисипативность.

Key words: future teacher, socio-legal competence, interdisciplinary, law, participation.

В современном обществе происходят глобальные социально-экономические, политические и культурные изменения, следствием которых является требование высоких темпов интеграции всех сфер деятельности общества и, следовательно, появления специалистов новой формации, компетентных, конкурентоспособных, стремящихся к постоянному саморазвитию, обладающих коммуникабельностью, высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Вышеизложенное позволяет уделить пристальное внимание социально-правовой компетентности будущих учителей. Такая же потребность активно формировалась и у них самих, ибо в школе находят отражение многие социальные, национальные и правовые проблемы, свойственные нашему обществу. Именно педагог по своему профессиональному статусу является носителем идей гражданского общества, социально-правовых знаний в школе, именно он регулирует приобретение учащимися социально-правового опыта, руководит процессом социализации молодого поколения в школьные годы. Самостоятельно решить эту проблему обучающийся не всегда может, поэтому воспитание

граждан правового государства, в первую очередь, связывается с личностью учителя, его правовыми знаниями, педагогическим мастерством, социально-правовой компетентностью.

Проблемное поле исследования составили такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «право», «социально-правовое образование», «социальная компетенция», «правовая компетенция», «профессиональная компетентность». Ведущим при этом является социально-правовая компетентность, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для организации эффективного социального взаимодействия в соответствии со стратегиями и тактиками правового поведения.

Задачи развития социально-правовой компетентности в школьном возрасте (базовый уровень образования) заключаются в поэтапном формировании основ ключевой социально-правовой компетентности, необходимой для решения соответствующих проблем, возникающих в любых видах будущей жизнедеятельности личности.

В рамках вузовского образования ключевая социально-правовая компетентность предполагает формирование ценностно-осознанного отношения к социально-правовой культуре человека, к выполнению своих социальных ролей в обществе. Будущий учитель должен освоить:

• знание основных вопросов содержания социально-правовых дисциплин, определенных стандартами высшего образования, достаточных для отражения социально-правовых процессов на уровне языка соответствующей области научных знаний, для понимания общего смысла социально-правовых событий и явлений, происходящих в современном мире; знание основных этических и основополагающих правовых норм общества и государства; знание основных видов научных и справочных социально-правовых источников и способов приобретения, освоения и критического анализа содержащейся в них информации;

• овладение умениями выявлять социально-правовые проблемы в своей жизнедеятельности; реально оценивать уровень своей социально-правовой

компетентности по их разрешению; самостоятельно разрешать социально-правовые проблемы, адекватные уровню своей компетентности, или, в случае, если ситуация превышает уровень компетентности личности, правильно планировать и осуществлять действия по их решению при помощи компетентных органов, приобретения дополнительной информации или самостоятельного овладения новыми способами социально-правовой деятельности;

• овладение опытом нормативного общения в социуме (в обществе, государстве, в учебных, трудовых коллективах, общественных организациях и т.д.) умениями регуляции своего поведения в обществе; владеть опытом (на уровне учебного моделирования) предотвращения конфликтов, опытом поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и других людей.

Социально-правовую компетентность будущего специалиста мы рассматриваем как необходимую и обязательную часть профессиональной подготовки уже потому, что педагогическая специальность относится к области профессий Человек - Человек. Учитель овладевает социально-правовой компетентностью не только для собственной личностной социальной адаптации в современном мире, но и для использования полученных знаний и опыта социально-правовой деятельности с целью профессионального педагогического воздействия на школьный социум.

Развитие социально-правовой компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности. Именно это необходимо будущим специалистам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни. Изучение основ социально-правовой компетентности в вузе способствует осмыслению будущими специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.

В рамках высшего педагогического образования социально-правовая компетентность будущего учителя предполагает:

• формирование ценностно-осознанного отношения к социально-правовой культуре человека, к выполнению своих социальных ролей в обществе; формирование нравственных ценностей у своих учеников;

• знание основных вопросов содержания социально -правовых и педагогических дисциплин определенных стандартами высшего педагогического образования, достаточных для отражения социально-правовых процессов на уровне языка соответствующей области научных знаний, для понимания общего смысла социально-правовых событий и явлений, происходящих в современном мире и школьном социуме; знание основных этических и основополагающих правовых норм общества и государства; знание основных видов научных и справочных социально-правовых источников, и способов приобретения, освоения и критического анализа содержащейся в них информации;

• овладение умениями выявлять социально-правовую составляющую педагогической проблемы в процессе профессиональной деятельности; реально оценивать уровень своей социально-правовой компетентности по её разрешению; самостоятельно разрешать социально-правовые проблемы в соответствии со своими личностными и профессиональными ценностями, знаниями и опытом педагогической деятельности, или, в случае, если ситуация превышает уровень компетентности личности, правильно планировать и осуществлять действия по их решению при помощи компетентных органов, приобретения дополнительной информации, или самостоятельного овладения новыми способами социально-правовой деятельности;

• овладение опытом нормативного общения в социуме (в обществе, государстве, в учебном и трудовом коллективах, общественных организациях и т.д.); умениями регуляции своего поведения и поведевия учеников в ситуациях, имеющих социально-правовой контекст; опытом (на уровне учебного моделирования) предотвращения конфликтов, опытом поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и других людей.

Таким образом, социально-правовая компетентность представляет собой характеристику личности, включающей законопослушную позицию (мотива-ционный компонент), знания (когнитивный компонент), социально-правовой опыт (деятельностно-рефлексивный компонент). Компетентность можно замерять с помощью выявленных показателей, на основе которых определяются

уровни сформированности социально-правовой компетентности будущего учителя в целом.

Итак, социально-правовую компетентность студента вуза мы определяем, как способность человека эффективно решать в рамках правового поля, проблемы взаимодействия с обществом, на основе актуализации знаний и опыта в этой области жизнедеятельности. Регулятором социально-правового действия выступает степень развития правосознания человека, уровень включения правовых норм в систему ценностей личности. Это способность решать педагогические задачи на основе актуализации социально-правовых знаний и опыта социально-правовых действий и выделять в них социально-правовую составляющую.

Социально-правовая компетентность является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста, и её развитие может быть успешно осуществлено, если в качестве методологического регулятива проектирования данного процесса выступит синтез подходов общенаучного (междисциплинарный), конкретно научного (правовой) и методико-технологического (партисипативный) уровней, базирующихся на концептуальных положениях философии, психологии, педагогики и права, что вносит в его разработку необходимую строгость постановки задач и их решения, служит методологической базой для обоснованного прогнозирования

Междисциплинарный подход является необходимым условием для реализации и развития социально-правовой компетентности будущих учителей, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается тенденция интеграции научных знаний, так как сегодня практически все важнейшие проблемы приобретают комплексный характер. Все чаще возникает потребность в специалистах, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. При подготовке таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умение видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. Кроме того, раскрытие внутренних связей между учебными дисциплинами имеет боль-

шое значение для правильной организации учебного процесса, изменяет его систему, логику и научную направленность. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает будущим специалистам возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике. Дидактическими преимуществами реализации междисциплинарных связей являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира.

Важно отметить, что помимо различных образовательных дисциплин, в междисциплинарных связях при развитии социально-правовой компетентности будущего учителя участвует также и внеучебная деятельность. Сюда стоит включить участие студента в различных общественных организациях, студенческом самоуправлении, научных студенческих обществах, клубах по интересам и творческих направлениях. Причастность различных наук и общественной деятельности различных уровней к разработке проблемы социально-правовой компетентности будущего учителя указывает на ее многогранность и всеобщ-ность[1].

На конкретно научном уровне нами избран правовой подход, который предполагает развитие глубоких разносторонних знаний о том, что такое право, право и личность, правовое государство; Конституция, правоотношения, правосознание, правомерное поведение, права человека, права ребенка. Мы исходим из трактовки термина «право» как системы норм, которые регулируют общественные отношения на основе справедливости, равенства и соблюдения интересов всех субъектов социума. Социально-правовая компетентность будущего учителя рассматривается нами в связи с необходимостью овладения личностью достаточным объемом знаний, нравственных ценностей и опыта эффективной социализации в обществе[?].

Кроме того, при применении правового подхода необходимым является знание содержания основных международных и внутригосударственных документов по правам человека и правам ребенка. Правовые знания определяют способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответст-

вии с требованиями законов, оценивать правомерность и противоправность поведения. Важным аспектом применения правового подхода является развитие правовой активности, которая проявляется в деятельности будущего учителя, совершаемой самостоятельно, по личному убеждению, в наличии опыта участия в социально-правовой деятельности социума.

Результаты исследований показали, что социальное и культурное творчество будущих специалистов, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого студента, коллективная ответственность за результаты и высокая эффективность их учебно-познавательной деятельности, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала - таковы слагаемые нового партисипативного подхода (Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.).

Партисипативный подход к развитию социально-правовой компетентности будущего учителя означает: голос каждого студента при решении той или иной коммуникативной ситуации; консультации, поиски согласия между будущим профессионалом и преподавателем; целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех обучаемых; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий; возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися[4].

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых[5].

Обобщая изложенное, партисипативный подход акцентирует внимание на выборе таких методов, принципов, форм, которые позволяют привлекать будущего учителя к принятию гипотетических решений в социально-правовой области на основе партисипативной стратегии подготовки будущих профессионалов.

Итак, методологическим регулятивом развития социально-правовой компетентности будущего учителя нами избран синтез трех подходов общенаучного (междисциплинарный), конкретно научного (правовой) и методико-технологического (партисипативный) уровней, применение которых в образовательном процессе педагогического вуза выявило положительную динамику в уровне развития у будущих учителей социально-правовой компетентности.

Библиографический список

1. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. - 236 с.

2. Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1995 - 176 с.

3. Мартеллер, А.К. О содержании подготовки будущего учителя к управлению формированием правоведческих умений // Актуальные проблемы управления качеством образования/ Сб. научных статей. - Вып. 6 - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С.100-105.

4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., - М.: МАНПО, 2006.-154 с.

5. Орлова, Т.В. Партсипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 196 с.

6. Синк, Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. /общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М. : Прогресс, 1989. - С. 112.

Bibliography

1. Gusinsky, E.N. Education Theory Modeling on the Basis of the Interdisciplinary System Approach [Text] / E.N. Gusinsky. - M.: School, 1994. - 236 p.

2. Klimova, T.E. Future Teachers' Preparation to Professional-and-Creative Self-Educational Work: Thesis ... Cand. of Pedagogics [Text] / T.E. Klimova. - Chelyabinsk, 1995 -176 p.

3. Marteller, A. K. About Future Teachers' Preparation to Jurisprudential Skills Forming // Topical Problems of Education Quality Control / Selected Scientific Works. - Issue 6. - Chelyabinsk, CSPU, 2001. - P. 100-105.

4. Nikitina, E.Yu. Pedagogic Management of Students' Communicative Education: Perspective Approaches [Text] / E.Yu.Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.

5. Orlova, T.V. Participative Methods in the System of Motivation-Target Activity of a Head Teacher: Thesis ... Cand. of Pedagogics [Text] / T.V. Orlova. - M., 1996 - 196 p.

6. Sink, D.S. Productivity Management: Planning, Measurement and Evaluation, Control and Improvement: Tr. from English / Gen. Edit. by V. I. Danilov-Danilyan. - M.: Progress, 1989. -P. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.