Научная статья на тему 'Становление системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе'

Становление системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна, Руденко Анжелика Николаевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты поэтапного становления системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе вуза. Предлагается версионная модель системы и фокусируется внимание на составляющих этапов моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе»

РАЗДЕЛ V

ФРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.013

Ахметова Мария Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, galia. akhmetova@gmail. сот, Чита

Руденко Анжелика Николаевна

Доцент кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного аграрного университета, [email protected], Благовещенск

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Akhmetova Maria Nikolaevna

Doctor of pedagogics, professor, professor of the Chair of Pedagogics, Zabaykalsky State Humaniterian Pedagogical University, [email protected], Chita

Rudenko Angilica Nikolaevna

Senior lecturer of the Chair of Foreign Languages, Far-Eastern State Agrarian University, [email protected], Blagoveshchensk

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ PERSONALITY GROWTH IN UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Одной из основных целей гуманистически ориентированного образовательного процесса является рост студента как личности.

Опираясь на анализ философской [1; 2; 3; 11; 12; 15 и др.] и психологической литературы, мы представили личность как сущностную характеристику человека, его высшее, глубочайшее определение, его «ядро», способ человеческого существования в мире, выражение его социальной и духов-но-нравственной сущности.

Процесс личностного роста понимается нами как восходящий, прогрессивный вектор развития личности, процесс самосовершенствования, происходящий через сознательное самоизменение и самодостраивание, целенаправленное самодвижение от представления образа Я-реалъного к образу Я-идеалъного. В этом процессе происходит генезис и наращивание характеристик личностных функций, актуализирующих феномен «быть личностью», результатом которого становится переход на более высокий уровень личностной зрелости. Этот уровень, в свою очередь, становится новой отправной точкой для дальнейшего самосовершенствования. В основе процесса лежит механизм саморазвития личности. Предпосылками,

определяющими возможность личностного роста, являются онтологически заложенные стремления человека, а именно: стремление к саморазвитию, стремление к самоактуализации, стремление к самосовершенствованию.

Исходя из того, что личностный рост студента в образовательном процессе является одной из приоритетных целей образования, он. несомненно, требует педагогической поддержки.

Педагогическую поддержку личностного роста студента мы определяем как систему и стратегию педагогической деятельности, особый способ взаимодействия преподавателя и студентов, содействующий актуализации личностного потенциала человека, включая помощь субъектам образовательного процесса в преодолении социальных, учебных и личностных трудностей и нацеленного на их личностный рост. Это «поле» решения проблем студента, где собственные интересы личности утверждаются с помощью преподавателя, обретается уверенность в условиях доброжелательности общения в студенческой группе и ситуациях успеха, где положительная ориентация окружающих удерживает от ошибок в выборе позиции и действий, стимулирует мотивацию на успех, где создаются ситуации, востребующие проявление и наращивание личностных функций, актуализирующих феномен «быть личностью».

Педагогическая поддержка личностного роста студентов:

- это технология, связующая в единый, целостный образовательный процесс две части образования (обучение и воспитание) в инновационном «поле», альтернативном в прошлом известному «разбросу» решения проблем поддерживающего образования;

- это феномен педагогической поддержки как части современного опережающего образования;

- это обновленное образовательное пространство поддержки студентов в самодвижении их личностного роста в подпространствах становления («зон творческого развития»);

- это синергетическое видение в образовательном пространстве пространства личного («ниши» студента), «где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать» (В. А. Караков-ский, Л. И. Новикова, И. Л.Селиванова), где берёт начало личностный рост индивида.

Выявить и обосновать составляющие этапов моделирования системы педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе - значит создать логически непротиворечивую структуру того, что предзадано и обращено в будущее (Н. Б. Крылова).

Соглашаясь с В. П. Океанским, мы считаем, что предпочтительней не так называемая «линейная» модель, создающая «режим тоннеля», где нет выбора, а знаковая, «планетарная», где можно выбирать и думать.

Таким образом, моделирование системы педагогической поддержки личностного роста студента представляется нам разноплановым образованием, включающим одновременно и элементы модели-теории, и экспе-

рименталъной модели, а также учебной и практической. Это и процесс мыслительной деятельности, и её результат.

Система педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе в своём становлении проходит три этапа. В основу определения последовательности этапов нами положен принцип преемственности и идея движения от педагогической поддержки —» к сопровождению —> к полной самостоятельности действий и выборов (рисунки 1-3).

Специфика первого этапа моделирования системы (рисунок 1) состоит в реализации идеи освоения студентом способа выбора действия, определения и строительства своей позиции в условиях «проживания» ценностных ориентаций, «высокой планки» притязаний преподавателя, «авансирования» как веры в успешный личностный рост с самых первых шагов студенческой жизни. Методологическим основанием является синергетическое видение в образовательном пространстве пространства личного. Ведущим фактором, определяющим успешность процесса педагогической поддержки личностного роста студента в образовании, на первом этапе становления системы выступает личностная ориентированность образовательного процесса.

Педагогическая поддержка как поде проблем человека

Смысловое ядро

X Ч

Собственные интересы Преодоление проблем:

личности ‘'помощь и защита”

\ Мы ориентируемся на личность. Мы \ уважаем и пеним её неповторимость \ (Ш. А. Амонашвнли)

Педагогическая поддержка реализуется в индивидуальном образоватедьном пространстве. (О.С. Газман)

IТедагогнческая поддержка планируется “от воспитанника' метод фас илитации.

(по К. Роджерсу)

Освоение способа выбора действия, 1 определение и строительство своей ПОЗИЦИИ!

Условие:

пси хологичсс кая

комфортность

образовательного

процесса; создание

ситуаций успеха

7 Условие;

сотрудничество в деятельности

Помочь обрести уверенность,

подкрепить положительное

в личности, удержать от ошибок

в выборе поведения. /

(Л.И. Новикова, В.А. Караковский) / и ошди 1ш ------------—-— ..... —-—•—-J 1 студентов в группе

‘"Высокая планка” притязаний преподавателя,

“авансирование” как вера в успешный личностный рост с самых первых шагов студенческой жизни

Специфика второго этапа (рисунок 2) определяется идеей личностного выбора как самоопределения, соотношения внешнего мира с самим собой, своими индивидуальными возможностями, что отрицает жёсткую управленческую функцию преподавателя и приводит к пониманию личностного роста как обретения самого себя, работы с самим собой, самопроектирова-ния. Своеобразие педагогической поддержки на втором этапе становления системы заключается в соотношении поддержки и сопровождения. Педагогическое сопровождение понимается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности студента в проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога.

Педагогическая поддержка личностного роста студента в образовании

- деятельность инновационная, где нет ещё проторенных дорог и простых решений, ведущих к достижению цели. То есть, необходим диалог в совместном движении к «живому знанию». Ведущим фактором на втором этапе становления системы педагогической поддержки выступает построение деятельности и общения на принципах диалога и сотрудничества.

Личностный выбор - это самоопределение, соотенесение треоований внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъективной - своими индивидуальными возможностями.

(О.С. Газмап)

Специфическая задача педагогической поддержки -помощь растущему

------------- человеку

в обретении себя,в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации. (О-С. Газман)

Человек есть существо, имеющее ''проект”. (С.Л. Рубинштейн)

Человек - это процесс. “Человек... открыт миру’ (Г.Ц. Модонов)

И

В деятельности педагогической поддержки

“нет построенных хороших дорог, которые нам помогли бы достичь цели”.(К. СийЬпег)

%

Педагогическая поддержка -деятельность инновационная: следует избегать быстрых и простых решений, нужен диалог.

Тьюторство

как взаимопомощь, умение “поделиться опытом’

Исходное положение: самообразование - это само стро ител ьство

Элементы тыспорской технологии:

Цель: построение проекга жизни, ценностное, экзистенциальное проектирование

сам студент ставит вопрос; сам студент ищет ответ; знание как событие жизни.

помощь и самопомощь в определении собственной позиции в жизни

Рефлексия как специфическое в условиях педагогической поддержки личностного роста студента в образовании

поддержка не означает управления: обучающийся сам сознательно выделяет себя из окружающего

личностным рост характеризуется глубиной связи с людьми, с ценностными отношениями

Происходит переход поддержки в сопровождение

Специфика третьего этапа (рисунок 3) заключается в идее построения проекта жизни, ценностного экзистенциального проектирования в самоуправляющемся процессе личностного роста, движении по индивидуальной траектории вне поддержки. Личностный рост понимается как «выращивание» субъекта в сотрудничестве и сотворчестве. Сотворческие отношения рассматриваются как самопроявление риторических законов, умело направляемых педагогом к достижению поставленных целей, не противоречащих жизненным установкам студента и его возможностям. Это принципиальная диалогичность, идущая как из внутреннего, так и из внешне реализуемого коммуникативного акта. Феномен сотворческих отношений - это то «место», где случается «базовая (основная) встреча» человека с человеком, личности с личностью, где возникает единство ориентаций и целей преподавателя и студентов, соавторство в живом знании. Процесс обучения и воспитания «открывается» для размышления и практики. Развивается системное мышление и экспериментаторство, что и определяет самостоятельность процесса образования.

Основным трендом в процессе педагогической поддержки на третьем этапе становления системы является движение к полной самостоятельности действий студентов, их персональных выборов позиций и отношений. Полная самостоятельность студентов в управлении собственным личностным ростом и движении по индивидуальной образовательной траектории вне поддержки и сопровождения рассматривается в качестве идеальной цели. Ведущим фактором на третьем этапе становления системы педагогической поддержки выступает субъектная позиция студента в реализации онтологически заложенных стремлений к саморазвитию, самоактуализации, самосовершенствованию.

Предметом педагогической поддержки является деятельность студента по управлению собственным личностным ростом. Опираясь на положения А. К. Осницкого [13] о саморегуляции, мы представили самоуправление процессом личностного роста как регулируемую и управляемую деятельность, механизм которой состоит в соотнесении возможностей студента с требованиями деятельности, в создании условий преодоления противоречий, существующих между ними.

Функциональная структура взаимодействия субъектов в альтернативном пространстве педагогической поддержки представлена в функциональной модели процесса педагогической поддержки личностного роста студента в образовании (рисунок 4).

Коррекция результатов в слу чае необходимости

Определение

цели:

деятельности

деятельность

студента

Оценка промежуточных и конечных результатов

Анализ и выделение значимых для достижений целей условии

Характер движения

1 этан - поддержка , *

2 этап - сопровождение

*

3 май - паяна* самостоятельность с галета

Самоконтроль и корректировка в процессе реализации программы личностного роста

Саморегули-

рующая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие уверенности в себе, ориентация на успех

Самостиму-

лирующяя

Самореализация деятельности к повелении. актуализация потенциальных возможностей

Твррчесхо-

преооразующая.

самореа/шую-

щза

Самооценка

промежуточ-

ных и

конечных

результатов деятельности

1

рефлексивно-

оценочная

Вооружение знаниями о сущности н механизме личностного роста,, способах реализации его программы

Информацион-но-оркентн руюшая

Создание ситуаций успеха, авансирование

Экспертная оценка промежуточных и конечных резуиьтатої с целью оказания помощи в формцро-вании адекватной самооценки и коррекции деятельности в случае необходимости

Представленная модель позволяет проследить структуру функций субъектов в пространстве педагогической поддержки, их взаимосвязь и характер её развития.

Основная цель системы педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе состоит в следующем: поддержать педагогическими средствами стремление студента к личностному росту путём создания условий для реализации онтологически заложенных стремлений к саморазвитию, самоактулизации и самосовершенствованию.

Моделирование осуществлялось на основе целевых установок личностного роста: успешное продвижение в «альтернативном пространстве» организации обучения и воспитания; личностный выбор как соотнесение требований внешнего мира с самим собой, индивидуальными возможностями; эффективность деловой и межличностной коммуникации; жизненное самоопределение - экзистенциальное, нравственное, творческое, профессиональное.

Целевые установки организации деятельности студентов обеспечивают условия для проявления и наращивания личностных функций, актуализирующих феномен «быть личностью». В качестве принципов моделирования выступали: принцип личностной ориентации; принцип диалога и сотрудничества; принцип субъектности. «Я»-реальное и «Я»-идеальное формировалось в «питающей» среде единства обучения, воспитания и педагогической поддержки, переходящей в сопровождение и самостоятельность действий и выборов.

Эффективность функционирования системы педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе на каждом этапе её становления обеспечивается созданием педагогических условий: введением разноуровневого обучения, которое предоставит студенту возможность выбора, создаст ситуации успеха, тем самым повышая мотивацию и психологическую комфортность образовательного процесса; организацией взаимодействия студентов в разноуровневой микрогруппе как совместной деятельности на основе принципов учения в сотрудничестве; поддержкой преподавателем позиции студента как субъекта рефлексивного управления собственным личностным ростом и сотворца процесса собственного образования.

В контексте нашего исследования разноуровневое обучение понимается как одна из моделей реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе, а именно, как дифференциация на микроуровне, то есть в рамках группы, с последующей интеграцией студентов, избравших разный уровень сложности выполнения задания, в составе малой группы сотрудничества.

Эти условия нашли отражение в модели системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе вуза (рисунок 5).

Целевые установки личностного роста:

► успешное продвижение в ''альтернативном пространстве” организации, обучения и воспитания:

■ личностный выбор как соотнесение требований внешнего мира с самим собой, индивидуальными возможностями;

• эффективность деловой и межличностной коммуникации;

• жизненное самоопределение - экзистенциальное, нравственное, творческое, профессиональное.

Ф индивидуальность.

Условия:

• пиедеинс разноуровневого обучения* которое обеспечит студезнггу возможность выбора..

создает ситуации успеха, тем. самый иошшзя мотн#ашш>

1 психологическую комфортность образовательного процесса

Условия:

* организация взаимодействия •студетчзв в разноуровневой микрйгрулпс как соямсспгой

ДеяТС.'!ЬНОСГИ на основе принципов

ученчя'« СС»адЛИ(Ч»С'Я!®

♦ поддержка преиодаиателем позиции студента ках субъекта

рсфа«ссив1!он5 упргтясних собственным яичяосжым роста« и «откорма процесса соГктяешгогообрададвии

Принцип

• личностной ориентации

Функциональная модель процесса педагогической поддержки (см рис. 4)

X 'Х

V Программа занятий клуба у \ “Познай себя** /

Ситуации “нараишвания” личностных функций, актуализирующих феномен ‘'быть личностью”

Принцип

• диалога и сотрудничества; • суоъектноети

Успешность личностного роста как индивидуальная и социальная составляющая

Переход цщщщ«шй.1ташйщ —► ^яттжшт’

в полную самостоятельность действий И выборов

Рисунк 5 - Модель системы педагогической поддержки личностного роста студентов в образовательном процессе вуза

Критериальные основания продуктивности педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе определяются целью, ради которой прилагаются педагогические усилия и выявленной нами сущностью процесса личностного роста в образовании, вектор которого направлен в сторону личностной зрелости. Анализ функциональной структуры зрелой личности и компонентов личностной зрелости помог выявить критерии продуктивности педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе. В качестве основных выступают: ответственность за свой выбор и результаты деятельности; самостоятельность; ценностно-мотивационная сфера, представленная отношением к учению; коммуникативная компетентность; рефлексивность.

Статистический анализ результатов экспериментальной работы, проведённой на базе Финансово-экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета, подтверждает результативность модели и зависимость темпов личностного роста студентов в образовательном процессе от создания и выполнения заданных педагогических условий.

Различия в показателях по выделенным критериям на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальных группах значимы на уровне р<0,05. В контрольных группах достоверных различий не обнаружено.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов [Текст] / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 230 - 316.

2. Бубер, М. Проблема человека. Два образа веры [Текст] /М. Бубер. - М.: Республика, 1995.-С. 157—231.

3. Быстрицкий, Е. К. Феномен личеюсти: мировоззрение, культура, бытие [Текст] / Е. К. Быстрицкий. -- К., 1991. - 200 с.

4. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып 2. - М., 1995. - С. 16-45.

5. Иванченко, Г. В. Человеческий потенциал: развитие личности в образовательной среде [Текст] / Г. В. Иванченко // Человеческий потенциал в России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М.: Институт человека РАН, 2002. С. 167-178.

6. Ковалёва, Т. М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий [Текст] / Т. М. Ковалёва // Новые ценности образования. - 2006. - № 3. - С. 9-14

7. Колин, К. К. О концепции системы опережающего образования [Текст] / К. К. Колин // Aima mater (Вестник высшей школы). - 1999. - № 4.

8. Крылова, Н. Б. Путь альтернатив - основа реальных инноваций [Текст] / Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 53-58.

9. Куликова, Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности [Текст] / Л. Н. Куликова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.

10. Кульневич, С. В. Педагогика личности: от концепции до технологий [Текст] / С. В. Кульневич. ~ Ростов н/Д: Учитель, 2001. - 160 с.

И. Мунье, Э. Персонализм [Текст] / Э. Мунье / Пер. с фр. и примеч. И. С. Вдовиной. - М.: Искусство, 1992. - 143 с.

12.Ницше, Ф. Шопенгауэр как воспитатель [Текст] / Ф.Ницше // Странник и его тень. - М.,1994. - 400 с.

13. Осницкий, А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1992. - № 1.

- С. 52-59.

14. Урсул, А. Д. На пути к опережающему образованию [Текст] / А. Д. Урсул // Энергия: экономика, техника, экология. - 2005. - № 8.

15. Шелер, М. Положение человека в Космосе [Текст] / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. — С. 33—95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.