Научная статья на тему 'Опыт внедрения инновационных акмеологических технологий в образовательной деятельности лицеев'

Опыт внедрения инновационных акмеологических технологий в образовательной деятельности лицеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева А. В.

В статье поднимаются вопросы акмеологического сопровождения, как педагогической технологии, которая предполагает осмысление и образное представление системы перспективных линий, целей и задач системной работы учебного заведения в определении «зоны успеха» каждого учащегося лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF INTRODUCTION INNOVATIVE ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF LYCÉES

In our article we give the characteristic of the technology of pedagogical tracking in the vocational education and we raise questions of the introduction of innovation pedagogical technologies in the educational activity of the professional school

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения инновационных акмеологических технологий в образовательной деятельности лицеев»

I ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

A.B. Соловьева

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЕВ

В условиях реформирования системы профессионального образования и внедрения в учебный процесс новых образовательных стандартов особое значение имеет переход к новой концепции образования, обусловленной его модернизацией и предполагающей развитие будущего специалиста не только как профессионала, но и как личности. Цель образования в новых условиях состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни и деятельности в условиях постоянно меняющегося общества и технического прогресса. Профессиональное становление — сложный, длительный процесс, ведущий к профессионализму и предполагающий совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке при овладении и длительном выполнении деятельности, обеспечивающей качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач.

Отличительной особенностью начальных профессиональных учебных заведений, в том числе и профессиональных лицеев, является то, что в них процесс самореализации ученика сочетается с его стремлением приобрести интересные и востребованные на рынке труда профессии и специальности. Стоит задача создать такую привлекательную многоступенчатую систему, в которой ученик хотел бы переходить с одной ступени обучения на другую. При этом условиями его перехода на другую, более высокую и престижную ступень, должны быть все возрастающие требования к его знаниям, умениям и навыкам.

Профессиональное становление будущего специалиста нуждается в психоло-го-педагогическом сопровождении - системе индивидуальной поддержки в личностном и профессиональном становлении, а также консультирования при формировании индивидуального профессионального опыта и овладения основами мастерства. Сопровождение решает три основные задачи: отслеживание особенностей психического развития учащихся; создание условий для полноценного развития каждого подростка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей; создание специальных условий для оказания помощи учащимся, испытывающим какие-либо трудности. Это позволяет педагогу наиболее эффективно подобрать методы и приемы педагогического и психологического взаимодействия с учащимся в целях развития компетентного, конкурентоспособного специалиста.

Идеология сопровождения подростка в образовательном процессе, методы и содержание работы, вытекающие из этой идеологии, чрезвычайно перспективны, современны и созвучны тем социально-философским, антропологическим идеям, которые активно разрабатываются в последние десятилетия у нас и за рубежом.

Главная цель сопровождения - создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству лицея, — создать условия для успешного обучения и развития учащихся в учебной среде. Педагогическое сопровождение - тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении подростка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разре-

шать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности педагога адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта подростка.

Одна из главных задач образования ~ создание условий для саморазвития личности и индивидуальности учащегося. Для этого надо обеспечить не только переход обучения и воспитания из сферы внешнего (заданные социумом нормы и стандарты) во внутренний план подростка, его внутренние условия самообразования и саморазвития, но и нахождение им индивидуальных целей и средств самоопределения и саморазвития. Чтобы обеспечить эти процессы, педагог должен поддержать в подростке внутренние процессы рефлексии и самоанализа, проявить для него значимость самоанализа в жизни, ресурс самоанализа для самоопределения, а также создать условия, актуализирующие ситуации разнообразного, открытого и осознанного выбора.

Осмысление своей жизни (конкретной жизненной ситуации), индивидуальное проектирование жизнедеятельности особенно актуально для подростков. Это связано с главными новообразованиями возраста: открытием своего внутреннего мира, потребности познать себя, появлением способности подростка к самоосмыслению, самоанализу и самоконтролю. Готовность к самоанализу позволяет актуализировать его жизненное самоопределение, наиболее полное выявление развитие и воплощение человеком своих личностных возможностей. Этот процесс протекает поэтапно.

1. Проявление «я хочу»: осознание потребностей, мотивов и желаний — «я хочу», «мне нужно», «я должен». Итог самоанализа на этом этапе - определение приоритетных «хочу» и выход на цель как осознанный мотив деятельности.

2. Определение цели: расчленение цели на конкретные задачи.

3. Планирование, обдумывание, структурирования будущих действий: определение «ступеней восхождения» к цели как этапов ее достижения. Планирование во многом зависит от эмоциональной окрашенности цели и будущего (является ли она для человека привлекательной, сам ли он «активный творец» или выступает в роли «пассивного исполнителя» чужих планов и целей) и определяется ею.

4. Проектирование: связано с поиском способов и средств самореализации для достижения цели и поставленных задач на каждом этапе.

5. На каждом этапе восхождения к цели определяется, что и как я «могу». Это — проектирование действий через осмысление арсенала средств, личностных ресурсов — способностей и возможностей, черт характера и т.д.

6. Вписывание цели в свой «внутренний мир»: осознание как результат (достижение цели) согласуется с моим представлением о себе, с моей ^-концепцией,

7. Деятельность и постоянная рефлексия: одновременно присутствует деятельность учащегося и его Я, активируется способность учащегося наблюдать свою деятельность со стороны и соотносить ее с представлениями о себе, своими желаниями, ценностями, опытом.

8. Итоговая рефлексия и самоанализ.

Обеспечить поддержку готовности и способности учащихся к самоанатизу — значит:

способствовать расширению их представлений о себе в ситуации, когда необходим ответ на вопросы «Кто Я?», «Что хочу?»; стимулировать постижение нового знания о себе и мире; предоставить возможность конструировать, порождать собственные знания, дополняя и перестраивая полученные извне представления; создать условия для осмысления потребностей и желаний, их систематизации и интеграции, выхода на осознанные цели и задачи;

осуществлять поддержку в осмыслении подросткам своих ценностных ориентации как основы личностной целостности;

создать условия для перевода образовательной ситуации в личностную, в пласт «само-».

Саморазвитие учащегося - процесс становления подростка как личности на основе внутренних механизмов самоопределения, самосознания и самоорганизации, которые способствуют его самостоятельному проявлению в качестве субъекта собственной деятельности и поведения.

Кульминационный момент развития на границе подросткового возраста — переход от действия по логике жизненной задачи к ориентации на себя (как основное условие решения подобной задачи). Общие вопросы профессионального самоопределения могут и должны стать для самих учащихся предметом освоения и специальным полем деятельности педагога, то есть стать предметом педагогической поддержки. Задача педагога - создать такие условия и такое образовательное пространство, которые предоставили бы подростку максимальные возможности для самореализации, проявления творческой активности. Поддержка учащегося в его профессиональном саморазвитии необходима для того, чтобы он мог успешно осваивать социально и профессионально значимые ценности, нормы, культуру поведения; чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний и свой внутренний мир, успешно общаясь, формируя умения в профессиональной деятельности. Оказывая педагогическую поддержку, педагог старается избавить учащегося от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути.

Большое значение в подготовке профессионала приобретает использование акмеологического подхода, предполагающего систематическую работу по достижению человеком профессионального мастерства.

Актуальность акмеологического подхода к разработке технологий профессионального обучения продиктована тем, что учащиеся недостаточно владеют основами социально-психологическими знаниями, не всегда способны оценить свои индивидные, личностные и индивидуальные качества и соотнести их с избранной профессиональной деятельностью.

По мнению A.A. Бодалева, акмеология совместно с педагогикой призвана решать очень непростую задачу: выяснить, какие жизненные обстоятельства и условия на каждой возрастной ступени необходимы и достаточны, чтобы развитие ребенка, подростка, юноши шло через выход на вершины, типичные для каждого возраста, а также, в какую оптимальную для него систему воспитательных средств должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития, достигнутой в одной возрастной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы, обязательно состоялся бы. Акмеологии в сотрудничестве с педагогикой необходимо выявление путей компенсации недостигнутого оптимума в развитии юноши на предыдущем отрезке им жизненного пути, за счет подключения особых воспитательных воздействий и инициирования совершенно определенной собственной активности учащегося, чтобы возникшее у него отклонение в развитии на предыдущем отрезке его жизненного пути снять, [3].

Определенную ценность для педагогики представляют и работы акмеологов, нацеленные на теоретическое обоснование и на создание, а также на практическое применение систем методов, которые обеспечивают более или менее значительные - по параметрам глубины, широты, длительности эффекта и др. - подвижки человека с более низкого уровня выполнения им профессиональных обязанностей на другой - более высокий, вплоть до превращения в творца, новатора, мастера.

Анализ работы с учащимися показывает, что процесс профессионального самоопределения, формирования мотивации к избранному виду деятельности и, соответственно, продвижения в обучении излишне затягивается, имеет трудности и противоречия. Все это значительно снижает эффективность профессиональной подготовки и вызывает потребность в инновационных технологиях.

Технология акмеологического сопровождения в профессиональном образовании - это система действий, выполнение которых обеспечивает понимание, принятие, поддержку, помощь, ориентацию на творчество, профилактику отклонений, сопереживание успехов и неудач, коррекцию поведения каждого учащегося на основе изучения его как субъекта деятельности.

Акмеологическое сопровождение как педагогическая технология предполагает осмысление и образное представление системы перспективных линий, целей и задач системной работы учебного заведения в определении «зоны успеха» каждого учащегося, детального продумывания вариантов путей, методов, средств, последовательности и способов взаимодействия всех участников акмеологического сопровождения.

Доминирующая позиция обучающих во всех разновидностях технологий акмеологического сопровождения - ориентирование на высокие результаты, достижения и профессиональную самореализацию в любой сфере деятельности, содействие уменьшению расхождения между двумя уровнями (актуального и потенциального) развития каждого субъекта деятельности.

Педагоги организуют сопровождение учащегося на весь период его обучения в профессиональном учебном заведении, какой бы индивидуальный маршрут он не избрал.

Для решения целевых задач педагогического сопровождения на организационном уровне хорошо зарекомендовала себя технология сопровождающих циклов.

В таблице мы обозначили основные этапы, через которые проходит педагог вместе со своим подопечным, осуществляя педагогическое сопровождение профессионального становления учащегося.

Современный зарубежный опыт показывает, что в ориентированном на рыночные отношения обществе цели профессионального образования должны выходить за рамки обучения профессиональной квалификации. Человек, получивший профессиональное образование, должен обладать мотивами, стимулирующими его активность во всех областях жизни. Общекультурные, естественнонаучные, технологические и экономические элементы должны быть так связаны в профессиональном образовании, чтобы они служили формированию личности индивидуума и его адаптации в социуме. При этом идея направленного формирования профессиональных интересов не может противостоять индивидуальным потребностям человека.

В современном начальном профессиональном образовании, в котором педагогический процесс все еще организуется в жестких рамках целесообразности, органичным качеством учебно-воспитательного процесса является авторитарность и директивность.

Недостатки современного воспитания учащихся, угнетающего в них исследовательский интерес, навязывающего регламентированный стереотипный образ мыслей и стиль поведения, приводят к тому, что у большинства выпускников слабо развито чувство уверенности в себе в самых необходимых сферах деятельности, в том числе и профессиональной, Существующая система обучения и воспитания практически исключает продуктивные методы, самостоятельность в основных видах учебы и жизнедеятельности. Это не дает возможности приобрести собственный опыт, навыки и умения применять полученные знания, заставляя ориентироваться на готовые образцы, не доверяя себе. Формирование же здоровой самоуверенности, прежде всего, требует доверия к своему собственному жизненному опыту, каким бы скромным он ни был, уважения своих реальных чувств и переживаний. Личностный смысл и положительная роль последних состоят в том, что в них содержатся сигналы о реальных взаимоотношениях личности с окружающим миром.

Формировать Я — это значит искать новые и более адекватные способы поведения, мышления, восприятия и оценки, постоянно проверять свои предположе-

Акмеология, № 4, 2008 Таблица

Этапы акмеологического сопровождения

I этап - «адаптационный»

Диагностическое направление Выявление уровня и причин возникновения социальной и учебной дезадаптации подростков. Определения уровня познавательной мотивации и познавательной активности учащихся. Определения уровня развития общеучебных навыков и умений, Выявление способностей, интересов учащихся

Коррекционное направление Коррекция психоэмоциональной сферы. Работа по созданию благоприятной атмосферы в учебном коллективе. Определение уровня усвоения учебного материала, подбор индивидуальных форм работы, создание ситуации успеха.

Психофасилитационное направление Создание условий для развития способности к самоанализу, потребности в самореализации. Защита прав и интересов подростка на всем пространстве его жизни

II этап - «педагогическая поддержка»

Определение проблем и помощь в их преодолении Оказание помощи учащемуся в овладении способами обнаружения и решения своих проблем. Создание условий для осознания подростком своих возможностей и роли других людей, влияющих на него, давая информацию, показывая различные варианты преодоления препятствий

Организация помощи в саморазвитии и самовоспитании Поощрение инициативы и создание условий для проявления самостоятельности. Способствовать расширению представлений о себе, оказать помощь в осмыслении подросткам своих ценностных ориентации. Поддержка в подростке внутренние процессы рефлексии и самоанализа, проявить для него значимость самоанализа в жизни, ресурс самоанализа для самоопределения, а также создать условия, актуализирующие ситуации разнообразного, открытого и осознанного выбора. Оказание помощи подростку в осознании перспектив саморазвития и собственной уникальности; стимулирование рефлексии, аналитического, конструктивно-критического отношения к миру.

¡11 этап - «педагогическое сопровождение»

Создание условий для развития у учащихся: аутопсихологической компетентности, то есть готовности и способности личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности в направлении прогрессивного личностно-профессионального развития; адекватной мотивации реализации себя в профессиональной области; профессиональной идентичности; наличие осознанной профессиональной позиции; способности качественно решать профессиональные задачи; способности творчески применять профессиональные знания и умения; способности прогнозировать результаты своих профессиональных воздействий; способности принимать ответственность за свои профессиональные действия; профессиональной рефлексии; способности получать удовольствие в процессе профессиональной деятельности; умения взаимодействовать в профессиональном сообществе; стремления к профессиональному росту я мастерству, потребность в профессиональном совершенствовании.

IV этап «профориентационный»

Оказание поддержки в планировании и проектировании своей бедующей профессиональной деятельности. Создание условий для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Определение индивидуального вектора развития в профессиональном карьерном росте. Создание условий для формирования устойчивой мотивации на достижение успеха и профессионального роста. Создание условий для максимально успешной социальной адаптации в условиях профессиональной конкуренции на рынке труда.

ния и суждения, не бояться задавать себе трудные вопросы. Развивающаяся, совершенствующаяся личность ищет в окружающем мире информацию, сигнализирующую о реальных последствиях своих собственных действий, в частности о том, какие реакции и чувства вызывают они у других людей.

Выводы из такой активной внутренней работы развивают способность сознательно делать выбор и принимать решение, предприимчиво вести себя в ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью, быть подлинным субъектом своих действий и поступков, стремиться отвечать за все содеянное. Готовность ответить окружающим и самому себе однозначно — да или нет — на те непростые вопросы, которые многократно ставятся самой жизнью, - важный признак сформированного и зрелого Я.

Успешность применения технологии акмеологического сопровождения обеспечивают создаваемые педагогами акмеологическая среда и соответствующие организационно-педагогические условия. Акмеологическое сопровождение как педагогическая технология может существенно повысить педагогический эффект в раскрытии способностей учащегося, развитии его инициативы, предприимчивости и самостоятел ьности.

Литература_

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Забота — поддержка — консультирование. Российский опыт. М., 1996. Вып. 6.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

3. Бодалев A.A. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии. 1995. №3.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарного образования к педагогике свободы. М., 2002.

5. Гусева А.С, Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. М., 2000.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

8. Крылова Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Народное образование, 2000. № 3. С. 91-97.

9. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредствам самоанализа // Классный руководитель, 2000. № 3. С. П 3—117.

© Соловьева A.B., 2008

И.Н. Булдакова

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития педагогической науки актуальна личност-но-ориентированная парадигма исследований, и в образовательной практике идеи гуманистической педагогики ждут своей реализации. Интерес учителей к методу проектов возрастает. Они видят в нем один из возможных путей творческого саморазвития учащихся, развития их познавательных возможностей и потребностей.

Сегодня перед общеобразовательной школой поставлена задача формирования творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Подтверждение этому находим в нормативных образовательных документах [3]. Для решения задачи созданы целевые программы творческого развития учащихся, написаны и изданы новые учебники по литературе. Как показал анализ педагогической практики, дидактическое обеспечение творческого развития учащихся практически полностью возложено на учителя. Особенно актуален поиск способов адаптации дидактического материала к индивидуальным особенностям учащихся с целью их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.