УДК 323.111:303.62(470.344) ББК С73(2Рос.Чув)64
Е.К. МИНЕЕВА, Л.Н. ТОХТИЕВА
СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА СТРАНЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: ЧУВАШСКИЙ КРАЙ*
Ключевые слова: Чувашский край, школьное образование, национальная школа, регион, просвещение.
Система образования неоднократно привлекала и привлекает исследователей своей теоретической, научной актуальностью и практической значимостью. Организация и реформирование образовательной среды продолжаются и в настоящее время. Научной новизной по-прежнему отличается изучение вопросов становления и развития школьного образования на региональном уровне, особенно в национальных окраинах страны. Советская власть с первых дней своего существования начала создавать новую школу, базировавшуюся на принципиально иной идеологической основе. Каким образом происходил данный процесс, насколько эффективными были меры, предпринимавшиеся большевиками в целях приобщения населения к просвещению и учебной деятельности, - вопросы, на которые дают ответы авторы статьи. Цель работы - раскрыть особенности формирования школьного образования в первые годы советской власти на примере одного из национальных регионов страны - Чувашского края. Перед новой школой стояли большие трудности, касавшиеся организации образовательного процесса, малочисленности или отсутствия педагогических кадров, отношения населения к учебным занятиям и трудовой школе. В национальном Чувашском крае проблем-ность обучения детей многократно усиливалась за счет необходимости открытия национальных школ, преподавания предметов на чувашском языке. На основе архивных источников и специальной исследовательской литературы в статье раскрывается политика новой власти по преодолению трудностей и преград на пути просвещения, анализируется программа мер по формированию школьного образования на местах. Главными принципами при раскрытии темы стали объективность и историзм, изучаемый объект раскрывается на основе исторического развития, сравнительно-сопоставительного анализа, методологии исторического исследования в целом.
В условиях модернизации российской системы образования обращение к истории становления школы в первые годы советской власти является весьма актуальным, особенно на территории национальных регионов страны. Несмотря на значительное количество опубликованных исследований по вопросам образования [2-4, 6-9], остается немало аспектов данной проблемы, требующих дальнейшего и более тщательного изучения.
Накануне революций 1917 г. школьное образование в Чувашском крае (территория современной Чувашии) находилось на низкой ступени развития. Почти 91% чувашей были неграмотными [5. С. 104] (общероссийский показатель - 58%). В регионе насчитывалось 637 школ [2. Д. 382. Л. 54], в которых обучались 45 150 учащихся, вели учебный процесс 1243 учителя [15. С. 147]. Царское правительство расходовало на нужды образования незначительные средства. Так, на обучение одного жителя страны приходилось всего лишь 66 коп. [6. С. 184]. Занятия во всех школах повышенного типа велись только на русском языке. Отсутствовали учебные заведения, в которых была бы организована подготовка национальных кадров, за исключением Симбирской учи-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Ульяновской области в рамках научного проекта № 18-49-730005 р_а.
тельской семинарии. Чуваши не имели ни книг, ни газет на родном языке (кроме газеты «Хыпар», издаваемой с 1906 г.). Таким образом, к 1917 г. в области народного просвещения назрела необходимость модернизации, реформ.
Советская власть с первых дней своего существования начала создавать новую систему образования. Уже 20 октября 1917 г. в «Обращении к населению» народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский подчеркнул, что первоочередная цель Советов - в кратчайшие сроки добиться всеобщей грамотности путем организации сети школ, основанных на социалистических началах, введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения.
Решение образовательных задач было возложено на Народный комиссариат просвещения РСФСР (наркомат просвещения, наркомпрос), созданный 26 октября 1917 г. Вскоре был подписан декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению (18 июня 1918 г.), которая осуществляла общее руководство учебными заведениями, разрабатывала план организации народного образования, его главные принципы, основы школьного устройства, а также составляла общегосударственную смету на просветительские нужды [12. С. 70-71].
Важными документами, регулировавшими организацию школьного образования в первые годы советской власти, являлись: «Положение и Основные принципы Единой трудовой школы» (ноябрь 1918 г.), декреты и постановления Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР о равноправии языков (31 декабря 1918 г.), об отделении школы от церкви (20 января 1919 г.), о ликвидации неграмотности среди взрослого населения (26 декабря 1919 г.). В постановлении о школе национальных меньшинств (31 октября 1918 г.) отмечалось, что все национальности, населявшие РСФСР, должны получать право организации обучения на родном языке на обеих ступенях единой школы и в высших учебных заведениях. В каждом населенном пункте национальных районов России, имевшем не менее 25 детей школьного возраста, теперь разрешалось открывать школы за счет правительства [6. С. 183].
Вопросами образования среди нерусских народов в первые годы советской власти, наряду с наркомпросом, занимался Народный комиссариат по делам национальностей (наркомнац). В июне 1918 г. при Чувашском отделе наркомнаца было создано специальное подразделение, своеобразное «министерство просвещения для своих наций и народностей». Его главной задачей стала координация деятельности органов просвещения по обучению чувашского населения. Подотдел культуры и просвещения должен был способствовать открытию новых учебных заведений, готовить для национальных школ педагогов из местного населения, создавать комиссии для составления учебных пособий, литературы, периодических изданий на чувашском языке.
Под руководством комиссариатов по чувашским делам, образованных в Казани и Симбирске, в начале 1918 г. начали создаваться уездные и волостные отделы народного образования. Так, в мае 1918 г. съезд Советов Чебоксарского уезда постановил принять «все названные учреждения в свое ведение» и учредить отдел народного просвещения [2. Д. 382. Л. 26]. В течение 1917-1918 гг. школы всех ведомств перешли в полное ведение местных советов. Создавались новые школы и в далеких чувашских деревнях. Если в 1913-1917 гг. рост начальных учебных заведений составил 38%, то в 19181920 гг. - уже 55% [11. С. 113]. Увеличение их количества происходило главным образом за счет сельских начальных школ, преимущественно с чуваш-
ским контингентом учащихся. Однако этот процесс происходил медленнее, чем предполагалось, что объясняется, прежде всего, отсутствием необходимых финансовых средств: на ремонт школьных зданий, письменные принадлежности, учебные пособия. Зачастую работа школ приостанавливалась из-за отсутствия дров [1. Д. 420. Л. 11]. Сказывались общая низкая культура народа, неподготовленность и нехватка учительских кадров, объединение малокомплектных школ, слабое осознание местным населением необходимости обучения детей грамоте.
С созданием в 1920 г. Чувашской автономной области (ЧАО) развитие дела народного образования начинает приобретать поступательный, системный характер. Был организован областной отдел народного образования (отдел), который ведал делами учебных заведений, культурно-просветительных и внешкольных учреждений. Важными задачами отдела являлись создание светской школы, введение совместного обучения детей обоего пола, отмена национальных ограничений и введение обучения на родном языке, привлечение учительства на сторону советской власти и подготовка новых учительских кадров [13. С. 26-59].
Школьное учительство по-разному относилось к новой власти. Часть педагогов настороженно, иногда неодобрительно встречали мероприятия по отделению школы от церкви, отмену уроков закона божьего. Несмотря на это, вскоре, «если не целиком, то в большинстве своем оно (учительство. - Лет) перешло на сторону новой власти, отказавшись от саботажа и начав работу...» [1. Д. 20. Л. 54].
Отношение трудового населения к советской школе можно назвать выжидательным: жители Чувашии не принимали активного участия в создании школы, но и не противодействовало данному процессу. Известны факты, когда население проявляло живой интерес к школьному делу, особенно в хозяйственных вопросах (доставка дров, столов и стульев и др.), заботилось о беспрерывном ведении занятий [1. Д. 20. Л. 16], участвовало в строительстве новых школьных зданий. Представители населения входили в состав школьного совета, «все чаще обращались в органы власти за оказанием той или иной помощи для своей школы» [1. Д. 8. Л. 51а]. Например, члены совета Больше-Тугаевской школы I ступени Чурачкинской волости Цивильского уезда обратились в отдел образования с просьбой принять меры по достройке здания школы [1. Д. 8. Л. 51а]. «Школа постепенно завоевывает симпатии населения» -так отмечается в архивных документах того времени [1. Д. 520. Л. 3].
Росла и активность учащихся. Так, в школах II ступени появилось самоуправление детей. Создавались ученические организации, ячейки РКСМ, культурно-просветительные, сценические и другие кружки. Например, в г. Ци-вильск при школе I ступени действовали кружки игр и самопомощи, при школе II ступени - любителей физического развития [1. Д. 520. Л. 15]. Для учащихся старших классов средних учебных заведений г. Ядрин в 1918 г. был организован кружок самообразования [14. С. 56]. Учащиеся издавали литературные журналы, стенные газеты, участвовали в проведении политических праздников, общественной работе. В 150 чувашских школах I ступени Ядринского уезда преподавались рисование, пение, лепка. Практиковались сбор коллекций, экскурсии. Обращалось внимание на политическую грамоту, гигиену учеников. В первых классах, как правило, занятия проводились на родном языке. При одной из школ была организована образцовая мастерская, оборудован-
ная станками и инструментами. В одной школе II ступени действовало коллективное полеводческое хозяйство с применением машин и сельскохозяйственных орудий [16. С. 117].
В целом в изучаемый период наблюдается рост школ II ступени. По численности учащихся они были небольшими. Кроме обычных предметов здесь изучались родной язык и история своего народа. Так, в Тайсинской школе II ступени функционировало три, в Шуматовской - два класса. В обоих учебных заведениях обучалось около ста человек, из них половина - девочек. Учителя, как правило, имели высшее образование. Следовательно, школы II ступени имели большое значение, так как предоставляли детям возможность продолжать и, соответственно, повышать свое образование.
Исследователь А.Ф. Эфиров отмечает, что в лучшем состоянии школьное дело среди нерусских народов существовало у чувашей. Педагоги края «скорее усвоили принципы советской школы и стали строить свою работу по-новому» [16. С. 118]. При этом на пути становления и развития просвещения в национальном регионе было немало трудностей: «крайне плачевное положение со школьными помещениями» [1. Д. 19. Л. 12], которые не ремонтировались за время Первой мировой и Гражданской войн. Школьные заборы и изгороди, ограничивавшие территорию, разваливались. Инвентарь и мебель пришли в ветхость, а учебные пособия являлись негодными для современной системы образования [1. Д. 19. Л. 41].
По состоянию на 1 июня 1920 г., по данным отдела образования ЧАО, из 751 здания собственными являлись только 334. Причем многие из них являлись тесными, темными, не приспособленными для учебного процесса, «...где вместе со школой одновременно ютилась хозяйственная семья и нередко располагалось помещение для школьного работника» [1. Д. 19. Л. 12]. Недостаточным в школе был объем воздуха и дневного освещения. Так, в одном из документов читаем: «для чтения учащийся должен подходить к окну, ибо из-за темноты не в состоянии читать на месте» [1. Д. 19. Л. 10 (обл.)]. В зимнее время температура в помещении не превышала 8 градусов тепла, так как не всегда выполнялась положенная норма дров в размере % сажени в месяц на одну печь. Вследствие этого дети мерзли, хворали, учебные заведения неоднократно закрывались. В течение зимы 1920 г. чебоксарские школы неоднократно прекращали свою работу из-за отсутствия дров. Особенно в этом отношении пострадали учащиеся Козьмодемьянского уезда [1. Д. 19. Л. 42].
Еще хуже обстояло дело со снабжением учащихся книгами и учебными пособиями. Кроме того, отсутствовали музыкальные инструменты. Большую нужду школы испытывали в одежде, белье, кухонном инвентаре. Оборудование учебных заведений мебелью, снабжение школьными принадлежностями были явно недостаточными. Архивные данные свидетельствуют о том, что встречались школы, в которых совершенно отсутствовали столы и парты, а учащиеся сидели «на скамьях из досок, положенных на обрубки дерева», отмечаются и школы, где не было «ни одного учебного пособия для наглядного обучения» [1. Д. 19. Л. 12-13].
Советская школа предполагала новое содержание учебно-воспитательной работы. Так, теперь отменялась «балльная система оценки познания и поведения» [10. Д. 192. Л. 10]. Перевод учащихся из класса в класс и выдача свидетельства производились на основании их успехов и отзывов педагогического совета [10. Д. 192. Л. 10 (обл.)]. Однако получению качественного образования,
всему образовательному процессу в целом мешало отсутствие в течение долгого времени учебных планов, проработанных и приспособленных к местным условиям программ, методических материалов. Только в 1919 г. наркомпрос опубликовал программные документы, а в 1920 г. учебные планы для начальной школы, которые, к сожалению, далеко не всегда поступали на места. Поэтому в школах использовались прежние методы работы и индивидуальное восприятие учебного процесса. Так, например, учитель Больше-Сундырской начальной школы М.И. Багров в процессе уроков «проводил опрос по ранее пройденному материалу, ставил отметки у себя в журнале, задавал на дом работу. Серьезное внимание уделял изучению родного и русского языка, организовывал разговорные упражнения» [14. С. 70].
В результате слабой организованности образовательного процесса уровень преподавания не во всех школах находился на должной высоте. Одной из главных причин низкого качества преподавания являлось «не только полное отсутствие специалистов, но даже недостаток просто образованных людей» [1. Д. 19. Л. 13]. Известны факты, когда работники школ II ступени стремились перейти в школы низшей ступени ввиду трудностей в работе с точки зрения их профессионализма. Кроме того, существовали сложности при переходе учителя из русских в чувашские школы, чтобы вести преподавание на родном языке. Архивные документы показывают, что отдел образования не успевал своевременно откликаться на нужды учителей и трудности, с которыми они постоянно сталкивались.
Время выдвигало необходимость более качественной подготовки педагогического состава. Вместе с тем требовалась переподготовка или замена учителей прежнего режима, не знавших национального языка и имевших крайне низкую квалификацию. С 1 марта 1918 г., в соответствии с декретом наркомпроса, были организованы перевыборы всех лиц, занимавших педагогические и административно-педагогические должности. Кандидаты проходили собеседование в органах власти. Однако кадровый вопрос оказался чрезвычайно трудным: «большое количество опытных учителей (около 20%) было мобилизировано (на фронт. -Авт.), другая часть отказалась от должностей и пошла доучиваться. Приходилось подыскивать кандидатов как на старые освободившиеся комплекты, так и вновь открываемые» [3. Д. 1. Л. 9 (обл.)].
Дефицит учителей оставался главным фактором, тормозившим развитие новой школы. В Чувашии, как и в целом по стране, наблюдался большой недостаток педагогических работников. В 1919 г. в крае не хватало 489 учителей [14. С. 110]. Только в одном Ядринском уезде в 1920 г. требовалось 208 педагогов [14. С. 110]. Встречались факты закрытия школ, приостановления учебных занятий «ввиду полного отсутствия школьных работников» [1. Д. 4. Л. 255]. По данным отдела народного образования, в Чебоксарском уезде была востребованность в 400 новых работниках [1. Д. 20. Л. 57]. В Ци-вильском уезде насчитывалось до 188 свободных вакансий [1. Д. 146. Л. 56]. В отчете заведующего отмечается, что «если бы отдел вздумал предъявлять к кандидатам строгие требования, то не только нельзя было бы открывать новые школы, но даже многие старые могли бы закрыться из-за отсутствия квалифицированных учителей» [16. С. 110].
Стоит заметить, что состав педагогических кадров как по социальному составу, так и по профессиональной подготовке был очень разнообразным. По данным А.Ф. Эфирова, из 973 учителей, преподававших в Чувашии, 139
происходили из духовного звания [16. С. 109]. Только 10% работников Ци-вильского уезда окончили учительские семинарии, школы, курсы, а 30% не имели никакой специальной подготовки для работы в школе [1. Д. 19. Л. 17].
Для разрешения столь острого для советской власти вопроса предпринимались самые различные меры. Одним из направлений стало создание в школах II ступени педагогических классов. Так, например, при чебоксарской школе II ступени № 2 был учрежден особый педагогический класс для лиц, желавших посвятить себя педагогической деятельности. Окончившие его и получавшие стипендию обязывались прослужить один год в качестве учителей в одной из школ региона. Педагогический класс рассматривался не как специальное учебное заведение, а как «одна из групп единой трудовой школы, в основу которой был положен педагогический труд» [16. С. 111].
Кроме того, в автономии действовали следующие учреждения для подготовки учителей: стационарные учебные заведения (3-годичные педагогические курсы) и 6-месячные курсы для лиц, имевших образование 2-классных училищ. Прошедшие 6-месячное обучение распределялись по школам уезда в качестве практикантов. По окончании практики курсанты по 2 месяца работали на курсах. Кроме того, открывались краткосрочные курсы для лиц со средней общеобразовательной подготовкой и 3-месячные курсы для подготовки учителей школ II ступени. Также проводились специальные занятия по обучению чувашского языка, по физическому воспитанию и подготовке учителей для обучения подростков. Организовались педагогические кружки, собрания, конференции, курсы-съезды, учительские объединения, называвшиеся самокурсами.
Например, в январе 1921 г. состоялись месячные самокурсы в 25 населенных пунктах Чувашской автономии. Они проходили по общей программе, с некоторыми изменениями и дополнениями в соответствии с местными условиями и национальными особенностями. Школьные работники выступали с докладами общеобразовательного характера, разбирали вопросы по созданию трудовой школы, сельскохозяйственному труду. Разрабатывались специальные инструкции об обязанностях членов школьных коллективов. Опытные педагоги знакомили молодых учителей с методами ведения занятий в школах. Кроме того, организовывались выставки ученических работ. Устраивались спектакли, концерты для населения. Самокурсы регулярно проводись в каникулярное время, участие в них для школьных работников являлось обязательным. Важно и то, что здесь обсуждались не только педагогические, но и политические вопросы. Следовательно, самокурсы активно использовались в целях агитации и пропаганды среди населения, т.е. имели и идеологическую окраску.
«Вначале к самокурсам учительство приступало с ужасом и с неохотой», позже появилось убеждение, что они «необходимы и гораздо важнее курсов» [1. Д. 19. Л. 13]. Участие педагогов в работе профессиональных объединений способствовало развитию их «самодеятельности и активности». Самокурсы, безусловно, «принесли пользу и были крайне необходимы для политического воспитания, практической подготовки работников просвещения к проведению в жизнь принципов единой трудовой школы» [1. Д. 20. Л. 165], - отмечалось в отчете Цивильского уездного отдела по народному образованию (февраль 1921 г.). Переподготовка учителей через систему различных курсов, и, прежде всего, самокурсов в первые годы советской власти была наиболее эффективной.
Таким образом, становление школьной системы в Чувашии в первые годы советской власти проходило в рамках процессов, протекавших по РСФСР
в целом, которые, однако, на уровне автономии имели свои особенности. В национальном Чувашском крае наблюдался количественный рост учебных заведений различных типов. Образование в них было светским, доступным, бесплатным и всеобщим. В качестве основных принципов и требований в области получения образования в них предусматривалось равноправие женщин и мужчин, преподавание велось на родном языке. Кроме того, предполагалось соединение обучения с общественно полезным трудом, большое внимание уделялось связям с массовыми организациями и общественностью.
Так, если в 1913 г. в Чувашии всего насчитывалось 462 школы, то в мае 1920 г. - 893 школы I и II ступеней, в которых обучалось 75 тыс. учащихся [9. С. 87]. Начальное образование (у чувашей - школа 6-летка) являлось наиболее доступным для широких слоев населения, здесь наблюдался численный рост учащихся, в том числе и девочек. Успехи стали возможны благодаря увеличению финансирования народного образования, росту авторитета учителя, изменению отношения населения к получению образования.
При этом в автономии отсутствовали общие подходы в планировании и организации учебных занятий. Трудности, связанные со слабой подготовленностью большинства педагогических работников, значительной нехваткой школьных зданий, мебели, учебной литературы, прежде всего на родном языке, письменных принадлежностей, преодолевались за счет энтузиазма и «преданности делу просвещения». Несмотря на многочисленные трудности переломного времени, новой государственной власти удалось приступить к созданию единой трудовой школы, в том числе и в национальных регионах страны.
Литература
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 123. Оп. 1.
2. ГИА ЧР. Ф. 147. Оп. 1.
3. ГИА ЧР. Ф. 151. Оп. 1.
4. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах. Чебоксары: Чувашия, 1998. 360 с.
5. Ершова О.В. К вопросу о становлении новой школьной системы в Чувашии (1918 - начало 1920-х гг.) // Волжская земля: история, экономика, культура. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. С. 79-88.
6. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края в XIX -XX вв. М.: РИЦ «Альфа», 2003. 536 с.
7. Минеева Е.К. Наркомнац РСФСР и становление автономии чувашского народа (1918 -1925). Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2007. 182 с.
8. Минеева Е.К., Морозов В.А., Янцева А.С. Пути преодоления детской беспризорности в советской России в 1920-1930-е годы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 2-2 (74). С. 97-101.
9. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской автономий в 20-30-е годы XX века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 47 с.
10. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. Р-271. Оп. 1.
11. Орлов В.В. Развитие народного образования и науки Чувашской АССР // Чувашской АССР - 70 лет. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. 160 с.
12. Положение об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1972. 407 с.
13. Сергеев Т.С. Социалистическая культура Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984.
160 с.
14. Степанов Н.С. Очерк истории чувашской советской школы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 232 с.
15. Страницы истории Чувашии. Чебоксары: ЧГПУ, 2001. 300 с.
16. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М.: Учпедгиз, 1948.
280 с.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ТОХТИЕВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института труда и социально-трудовых отношений, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия, Рязань ([email protected]).
E. MINEEVA, L. TOKHTIEVA
THE FORMATION OF SCHOOL EDUCATION IN THE NATIONAL REGION OF THE COUNTRY IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER: CHUVASH REGION
Key words: Chuvash region, school education, national school, region, education.
The education system has repeatedly attracted and attracts researchers with its theoretical, scientific relevance and practical significance. The organization and reform of the educational environment continues at the present time. Scientific novelty is still characterized by the study of the formation and development of school education at the regional level, especially in the national outskirts of the country. From the first days of its existence, the Soviet government began to create a new school based on a fundamentally different ideological basis. How this process took place, how effective were the measures taken by the Bolsheviks in order to introduce the population to education and educational activities-the questions to which the authors of the article give answers. The work purpose -to reveal features of formation of school education in the first years of Soviet power-for example, one of the national regions - the Chuvash region. The new school faced great difficulties concerning the organization of the educational process, the small number or lack of teaching staff, the attitude of the population to educational activities and labor school. In the national Chuvash region, the problem of teaching children was repeatedly strengthened by the need to open national schools, teach subjects in the Chuvash language. On the basis of archival sources and special research literature, the article reveals the policy of the new government to overcome difficulties and obstacles in the way of education, analyzes the program of measures for the formation of school education in the field. The main principles in the disclosure of the topic were objectivity and historicism, the studied object is revealed on the basis of historical development, comparative analysis, methodology of historical research in General.
References
1. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 123. Opis' 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 123. Anagraph 1].
2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 147. Opis' 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 123. Anagraph 1].
3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 151. Opis' 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 123. Anagraph 1].
4. Egorov D.E. Istoriya chuvashskoi shkoly i pedagogiki v sobytiyakh i litsakh [The history of the Chuvash school and pedagogy in events and persons]. Cheboksary, Chuvashia Publ., 1998, 360 p.
5. Ershova O.V. K voprosu o stanovlenii novoi shkol'noi sistemy v Chuva-shii (1918 - nachalo 20-kh gg.) [To the question of the formation of a new school system in Chuvashia (1918 - 1920s)] Volzhskaya zemlya: istoriya, ekonomika, kul'tura [Volga land: history, economics, culture]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2005, pp. 79-88.
6. Efimov L.A. Shkoly Chuvashskogo kraya v XIX-XX vv. [Schools of the Chuvash region in the 19th - 20th centuries]. Moscow, Alpha Publ., 2003, 536 p.
7. Mineeva E.K. Narkomnats RSFSR i stanovlenie avtonomii chuvashskogo naroda (1918-1925) [People's Commissariat of the RSFSR and the establishment of autonomy of the Chuvash people (1918-1925)]. Cheboksary, Publisher L.A. Naumova, 2007, 182 p.
8. Mineeva E.K., Morozov V.A., Yantseva A.S. Puti preodoleniya detskoi besprizornosti v sovet-skoi Rossii v 1920-1930-e gody [Ways to overcome children's homelessness in Soviet Russia in the 1920s and 1930s]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Y. Yakovleva, 2012, no. 2-2(74), pp. 97-101.
9. Mineeva E.K. Stanovlenie Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi avtonomii v 20-30-e gody XX veka: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [The formation of the Mari, Mordovian and Chuvash autonomies
in the 20-30s of the 20th century: Abstract of Doct. Diss.]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2008, 47 p.
10. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. Fond 271. Opis' 1 [National Archives of the Republic of Tatarstan. Archives 271. Anagraph 1].
11. Orlov V.V. Razvitie narodnogo obrazovaniya i nauki Chuvashskoi ASSR [The development of public education and science of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic]. In: Chuvashskoi ASSR - 70 let [Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic - 70 years]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1990, 160 p.
12. Polozhenie ob organizatsii dela narodnogo obrazovaniya v Rossiiskoi Sotsialisticheskoi Sovetskoi Respublike [The regulation on the organization of public education in the Russian Socialist Soviet Republic]. In: Khrestomatiya po istorii sovetskoi shkoly i pedagogiki [Readings on the history of the Soviet school and pedagogy]. Moscow, Education Publ., 1972, 407 p.
13. Sergeev T.S. Sotsialisticheskaya kul'tura Chuvashii [Socialist culture of Chuvashia]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1984, 160 p.
14. Stepanov N.S. Ocherk istorii chuvashskoi sovetskoi shkoly [Essay on the history of the Chuvash Soviet school]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1959, 232 p.
15. Stranitsy istorii Chuvashii [Pages of the history of Chuvashia]. Cheboksary, Chuvash Pedagogical University Publ., 2001, 300 p.
16. Efirov A.F. Nerusskie shkoly Povolzh'ya, Priural'ya i Sibiri [Non-Russian schools of the Volga, Ural and Siberia]. Moscow, 1948, 280 p.
MINEEVA ELENA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
TOKHTIEVA LARISA - Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher at the Research Institute of Labor and Social and Labor Relations, Ryazan State University named after S.A. Yesenina, Russia, Ryazan ([email protected]).
Формат цитирования: Минеева Е.К., Тохтиева Л.Н. Становление школьного образования на территории национального региона страны в первые годы советской власти: Чувашский край // Вестник Чувашского университета. - 2019. -№ 4. - С. 115-123.