ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
СТАНОВЛЕНИЕ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЖАНГИРОВ А.П.,
кандидат технических наук, доцент, Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы становления сервис-ориентированной экономики как определённой экономической закономерности.
Ключевые слова: сервис-ориентированная экономика; современные экономические тенденции; сфера услуг.
The article considers the problems of establishing a service-oriented economy as a certain economic
laws.
Keywords: service-oriented economy; today's economic trends; the service sector.
Коды классификатора JEL: L80, O14.
Сервис-ориентированная экономика — это философия и тенденция современного развития всей мировой экономики. По мере того как глобальная экономика становится все более сервис-ориентированной, «наука об услугах» оказывает все более сильное влияние на характер экономических инноваций. Не случайно управление услугами сегодня — это область активных исследований на стыке научных, управленческих и инженерных дисциплин [2].
Современная экономика приводится в движение оказанием услуг (в широком смысле этого слова), поэтому каждое первичное звено общественного производства должно функционировать по соответствующему алгоритму на базе соответствующей технологии, чтобы реализовать себя как основной элемент именно «сервис-ориентированной» экономики. Как справедливо отмечается в литературе, «трансформация отечественной экономики вызвана ускоренным развитием сервисного сектора, оказывающего непосредственное влияние на рост материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом» [1, c. 120].
Таким образом, сервис-ориентация производственных процессов становится существенной характеристикой любого предприятия. Экономический аспект такой «сервисности» заключается в том, что, хотя ценность любого продукта заключается в соответствии его своему назначению, сервисность создает дополнительную ценность данного продукта.
Ориентация на сервис меняет само предприятие, когда оно движется в сторону максимизации своего производственного, технического и социального потенциала в сфере обслуживания. Качественный скачок происходит тогда, когда компания от преимущественного производства (или доминирования товаров) переходит к доминированию услуг.
Сервис-ориентированные предприятия характеризуются тем, что производители делают упор на добавленную стоимость на товары и думают о том, как они смогут создавать товары, для которых потребуется создание специальных систем обслуживания. Более того, они принимают такую модель, в которой финансовое вознаграждение привязано к стоимости, созданной для клиента.
В экономической литературе общую характеристику бизнес-модели сервис-ориентированного предприятия можно проследить на примере завода-производителя реактивных двигателей. Прежде предприятия реактивных двигателей все свои усилия направляли на эффективное производство самих двигателей, сводя своё постпроизвод-ственное пространство только к отношениям их продажи авиакомпаниям. Следовательно, традиционная бизнес-модель сводилась лишь к производству продукта — больше, быстрее и дешевле, чем предыдущие модели или чем это могли сделать заводы-конкуренты. Это значит, что господствовало производство, тогда как постпроизводственная сфера ограничивалась достаточным минимумом.
Когда же предприятия переходят на модель сервис-бизнеса, они постепенно, но постоянно добавляют стадии обслуживания, связанные с производством продукции, что уменьшает совокупную стоимость затрат для клиента, а это оборачивается ростом спроса.
© А.П. Джангиров, 2011
В сервис-ориентированном производстве развиты, в первую очередь, службы услуг — аутсорсинг, специализированные механизмы лизинга, материально-техническая поддержка эксплуатации, профессиональное обучение. Это позволяет произвести революцию в стоимостных отношениях рынка — клиенты могут снять с себя бремя собственника, сведя затраты к стоимости владения и сосредоточить ресурсы на перемещении пассажиров и грузов. Это значит, что авиакомпания больше не нуждается в покупке или аренде реактивного двигателя, она просто покупает использование тяги. Это и есть продукция сервис-ориентированных авиапредприятий, что принципиально меняет теорию бизнес-модели.
Сфера услуг играет важную роль во всех современных экономиках. Действительно, было бы трудно для любой экономической деятельности осуществляться без таких услуг, как телекоммуникации, банковское дело или логистика. На долю торговых услуг приходится до 40-50% от ВВП в развивающихся странах, и около 80% — в экономике развитых стран. Так, например, еще в конце ХХ в. доля стоимости услуг в ВВП США достигала 75%, доля услуг в ВВП Англии — 67% [8].
Эффективный сектор услуг имеет решающее значение не только для развития торговли, но и для устойчивого экономического роста. Содействие торговле услугами через открытые рынки и принятие недискриминационного режима может привести к повышению уровня занятости населения, к более высоким доходам и более высокому уровню жизни.
В свою очередь, открытие определенных секторов национальной экономики для региональной и международной конкуренции предоставляет отечественным потребителям доступ к более широкому кругу услуг и большее удобство, - как на национальном рынке, так и за рубежом. Более свободная торговля также поощряет местных поставщиков быть более инновационными и эффективными в предоставлении конкурентоспособных услуг.
В теоретическом аспекте категориальная трактовка услуги не имеет исчерпывающего определения, поскольку неоднородны и противоречивы виды экономической деятельности, характеризуемые этим термином. В отечественной и зарубежной литературе представлено значительное количество определений (табл. 1) [7].
Таблица 1
Характеристики термина «услуга», используемые в литературе
Авторы Содержание
Аренков И., Блында С., Песоцкая Е. «Услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной, многочисленной и весьма разнообразной группы товаров»
Берри Л. «Физический продукт — это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга является поступком, исполнением или усилием»
Завьялов П. «Общее, что определяет различные виды деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительских стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы»
Котлер Ф. «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде»
Маркс К. «Услуги — широкая экономическая категория, они обладают самостоятельной экономической формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю, которые способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, могут обращаться в течение этого времени как пригодные для продажи товары»
Родников А. «Особый вид потребительной стоимости, удовлетворяющий производственные и личные потребности, услуги являются разновидностью продукции и одним из компонентов валового национального продукта»
Семенов В., Васильева О. «Специфический товар, представляющий собой последовательность процессов взаимодействия системы производителя системы потребителя в установлении фундаментальной пользы, существующий и имеющий потребительную стоимость только при неразрывной взаимосвязи этих систем»
Стаханов В., Стаханов Д. «Продукт труда, полезный эффект которого выступает в форме деятельности, направленной на вещь или человека»
Челенков А. «Согласованный процесс взаимодействия двух или более субъектов рынка, когда одни субъекты воздействуют на другие в целях создания, расширения или воспроизводства возможностей последних в получении фундаментальной пользы»
Уколов В. «Услуга есть не что иное, как полезное действие потребительной стоимости — товара или непосредственно труда»
Шеховцов Р. «Услуга — это нематериальное благо, которое проявляет себя в процессе интерактивного взаимодействия с одной стороны услугодателя, а с другой стороны услугополучателя, полезный эффект которого состоит в форме деятельности, направленной на вещь или человека»
Как видно из приведенных определений, характеристика понятия «услуга» носит неустоявшийся, дискуссионный характер, в обобщенном виде можно говорить об услуге как о полезной деятельности, имеющей внутреннюю потребитель-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
92
А.П. ДЖАНГИРОВ
ную стоимость, которая не является осязаемой, но может быть связана с товаром. Кроме того, «услуга как экономическая категория определяется ее спецификой, особенностями и формой проявления. Как и любой физический продукт, она имеет свою потребительную стоимость, тем самым определяя свой товарный характер, который выражается в способности удовлетворения потребностей покупателей вследствие ее приобретения, использования и потребления» [1, с. 121].
В литературе выделяются различные классификационные признаки услуг (табл. 2).
Таблица 2
Классификационные признаки и виды услуг [5]
Классификационный признак Сферы услуг
По типу услуг
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования
Распределительные Торговля, связь, транспорт
Деловые и профессиональные Банковские, страховые, финансовые, консалтинговые, маркетинговые, рекламные и др.
Потребительские Связанные с домашним хозяйством (бытовые, коммунальные,
Общественные ТВ, радио, образование, культура
По связи с товаром
Материальные Постпродажное сервисное обслуживание
Нематериальные Консалтинговые, маркетинговые, финансовые
По назначению
Социальные Производственные (предоставляемые организациям) Бытовые (предоставляемые гражданам)
Функциональные Материальные и социо-культурные
С учетом сферы реализации Производственные, общественные, профессиональные, распределительные
Основываясь на том, что труд в сфере услуг не материализуется в вещах, можно выделить четыре вида услуг (схема 1) [3].
Традиционно главную цель науки и техники усматривали в дальнейшем развитии производственного сектора. Однако сегодня необходимо осознать значимость технологических новшеств, специализированных на обслуживании отраслей промышленности. У этих отраслей промышленности есть много достоинств и для развивающейся экономики: они являются трудоемкими, экологически чистыми и совместимыми с целями устойчивого развития [9].
Схема 1. Основные элементы сферы услуг в современной экономике
Исследовательские программы также обычно выполняются как часть национальной концепции развития знаний для эффективного производства новой продукции или запуска новых производственных процессов. Сегодня в национальной инновационной системе развитой экономики университеты и правительственные лаборатории обычно производят новое знание, чтобы удовлетворить потребности преимущественно производственного сектора. Так, например, за рубежом функционируют научно-исследовательские консорциумы (НИК) — организационные формы сотрудничества промышленных фирм с научными и опытно-конструкторскими организациями, создаваемые с целью проведения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок [4]. В этом мы усматриваем истоки распространённого представления о том, что производительный актив всегда имеет производственную природу. Между тем, в секторе услуг это представление требует уточнения — сила этого сектора зависит от способности национальной инновационной системы генерировать и передавать знание людям, а не совершенствовать технологию производства машин, что является уже конечным этапом производственного роста.
Важность сферы услуг в границах глобальной экономики продолжает возрастать. Это предполагает, что инвестиции на развитие данной сферы должны быть, по меньшей мере, удвоенны. Только в таком случае можно создать развитую систему обслуживания. В отечественной структуре инвестиций в основной капитал доля инвестиций в сфере услуг выше, чем в производственной сфере (диаграмма 1).
Так, в 1995 г. на долю инвестиций в основной капитал в производстве приходилось 40,5% инвестиционных средств, а в сфере услуг — 59,5%, к 2009 г. это соотношение составило 41,1% и 58,9% соответственно (включая инвестиции на здравоохранение, образование, государственные услуги, социальное страхование, жилищнокоммунальные услуги) [6].
1995 2005 2009
Диаграмма 1. Соотношение инвестиций в основной капитал в производстве и сфере услуг
Однако, как видно из статистических данных, доля инвестиций в сферу услуг значительна лишь в отраслях транспорта и связи, а также в сфере операций с недвижимостью и арендой, тогда как низкими сохраняются показатели инвестирования в прочие виды услуг (здравоохранение, наука и образование, коммунальные услуги, государственное управление, гостиничный и ресторанный бизнес, социальное страхование и прочие услуги).
Ошибочность трактовки экономического содержания процессов, происходящих в сфере услуг, во многих случаях обусловлена тем, что сама эта сфера часто неправильно понимается в сугубо узком, прикладном аспекте, — как инфраструктурное, вспомогательное производство, размеры, тенденции и динамика которого программируется размерами, тенденциями и динамикой основного производства. Между тем, уже внутреннее развитие многих фирм показывает, что они обычно переходят от простой продажи предметов потребления к оказанию шлейфа сервисных услуг, что не столько дополняет основное производство, сколько расширяет его пространство. В результате число рабочих мест в сфере услуг превосходит число сельскохозяйственных и производственных рабочих мест во всем мире (в США, например, сектор обслуживания составляет не менее 80% от структуры занятости, формируя соответствующую структуру источников американского валового внутреннего продукта). В странах с так называемой «развитой экономикой» научно-исследовательские инвестиции и научные услуги обычно составляют только одну треть расходов на исследования и анализ, тогда как сам этот научно-исследовательский сектор дает около двух третей валового внутреннего продукта и столько же рабочих мест для трудовой занятости. В современных индустриализированных странах сектор услуг составляет приблизительно две трети всех рабочих мест.
Современные технологии — важная предпосылка для появления новых услуг. Но не только их обслуживание образует неотъемлемую часть использования новых продуктов — сами услуги постпродажного сервиса входят в фактический процесс предоставления соответствующих услуг и в процесс обслуживание таких продуктов, вовлекая в сферу услуг современные технологии производства. Рост объёмов ультрасовременных рынков, в пределах от логистики до мультимедиа, услуги для исследования и развития, деловые услуги и услуги здравоохранение, личные услуги и творческие занятия — всё это неразрывно связано с новациями в сфере обслуживания.
Более того, сфера обслуживания не может показывать менее высокий уровень качества в обслуживании новшеством, чем тот, который уже достигнут в основном производственном секторе. А этому способствует внедрение инвестиций в развитие новых типов услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреусова Е. Современные особенности модернизации российского рынка услуг // Россия в глобализирующейся мировой экономике. Ростов-н/Д, Издательство Ростовского университета, 2006.
2. КорнильевК. // http://www.russianservicebook.ru/review.html.
3. Котилко В., Санин И. Стратегия развития сферы услуг. М.: Сатурн-С, 2003. С. 43.
4. Лушкин С. Зарубежный опыт инновационной деятельности // Россия в глобализирующейся мировой экономике. Ростов-н/Д, Издательство Ростовского университета, 2006. С. 69.
5. Медведев В. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М., 1988; Сухоруков М. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. № 4 (42). 2004.
6. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. Раздел: Инвестиции. М., 2010. С. 675.
7. Семенов В., Васильева О. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга. 2001. С. 22.
8. Социальная статистика // Под ред. Е. Елисеевой. М.: Финансы и кредит, 1997. С. 31.
9. Holbrook J.A.D. & Hughes L.P. Characteristics Of Innovation In the Services Sector in British Columbia. Centre for Policy Research on Science and Technology. Simon Fraser University Vancouver, BC // http://www.redhucyt.oas.org/ricyt/interior/bib-lioteca/aholbrook.doc.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3