Научная статья на тему 'Становление российского медиаобразования: исторические этапы и теоретические основы'

Становление российского медиаобразования: исторические этапы и теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорова Д. Е.

Актуальными и наиболее продуктивными, по мнению автора, являются медиаобразовательные модели, разработанные Ю.Н.Усовым, А.В.Федоровым, А.В.Шариковым, А.В.Спичкиным, Л.С.Зазнобиной. Каждая из моделей включает в себя те или иные медиаобразовательные теории, выбор которых обусловлен целями и задачами конкретной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление российского медиаобразования: исторические этапы и теоретические основы»

становится жизнеутверждающей. Вот только далеко не всегда демонстрируемые в фильмах явления можно назвать ценностными. Если ранее в кино зритель находил нормы, в том числе и моральные, то что же он находит сегодня? Чем сейчас для зрителя является современное кино? Куда ведут пути его развития? Эти вопросы вскользь затрагиваются авторами представленного учебника, но, на мой взгляд, к сожалению, не находят должного освящения и ответа.

Тем не менее, мы понимаем - хотя медленно и постепенно, к нам приходит осознание того, что в центре любого искусства должны стоять художественные, эстетические и нравственные факторы. Тем более следует учитывать, что кино в отличие от более старых искусств, которые уходят корнями еще в античные времена, берет начало в 1895 году. Киноискусство в своем развитии еще не повторило весь путь, пройденный литературой, театром, музыкой, изобразительным искусством. Это дает основание полагать, что в третьем тысячелетии российское кино будет интенсивно развиваться, совершенствоваться, и достигнет высоких результатов.

Книжная полка

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Д.Е.Григорова

Рецензия на учебное пособие для вузов: Челышева ИВ. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

«Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию» [с.4]. В этой связи, наиболее значимым становится изучение такой дисциплины, как «Медиаобразование». Особенно для будущих педагогов, т.к. именно от компетентности учителя во многом зависит становление личности ребенка. А в сложившейся социакультурной ситуации [«ХХ век вошел в историю как век «информационного взрыва», век возникновения новой мировой информационной структуры. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации..., что не представляет себе жизни без прессы, телевидения, радио, кино и компьютерной сети» (с.4)], компетентный педагог, на наш взгляд, должен быть осведомлен в области медиакультуры и медиаобразования.

Как известно, изучение любой науки невозможно без знания ее истории и теории. В данном учебном пособии рассмотрены теоретические основы, подходы, концепции и ключевые модели отечественного медиаобразования (Гл.1). «Базовой философско-методологической основой медиаобразования

является теория «диалога культур» М.М.Бахтина-В.С.Библера. Согласно данной философской концепции, культуры индивидуумов, личностей, социальных групп, народов, исторических эпох, стран и т.д. вступают между собой в диалогическое общение, непрерывно взаимодействуют, при этом взаимно обогащаются и взаимодополняют друг друга. Кроме того, культура нововременного мышления, согласно теории «диалога культур» - это культура «втягивания» всех прошлых, настоящих и будущих культур в единую цивилизационную лестницу. Философия «диалога» рассматривает специфику художественного эстетического отношения, понимания себя и «другого» через произведения культуры» [с.7]. Медиаобразование, в свою очередь, неотъемлемо от понимания и восприятия произведений искусства и места культуры в жизни человека [с.9]. Оно направлено на развитие умения анализировать, интерпретировать, оценивать медиатекст и правильно использовать его. В медиапедагогике выделено несколько теорий медиаобразования: «инъекционная», «практическая», «идеологическая», «развития критического мышления», как источника «удовлетворения потребностей», «семиотическая», «культурологическая», «эстетическая», «этическая», «социокультурная» и др. Каждая теория отличается рядом специфических черт и особенностей, имеет свои достоинства и недостатки. Этим в большей степени и обусловлен тот факт, что данные теории «редко встречаются в практике медиаобразования в «чистом виде», зачастую они синтезируются, составляя теоретическую основу той или другой концепции»

[с.21].

Актуальными и наиболее продуктивными, по мнению автора, являются медиаобразовательные модели, разработанные Ю.Н.Усовым, А.В.Федоровым, А.В.Шариковым, А.В.Спичкиным, Л.С.Зазнобиной. Каждая из моделей включает в себя те или иные медиаобразовательные теории, выбор которых обусловлен целями и задачами конкретной модели.

Во второй, третьей и четвертой главах учебного пособия рассмотрены основные этапы развития медиаобразования в России. Исторический процесс становления российского медиаобразования представлен от генезиса до его состояния на современном этапе. И.В.Челышева указывает на проблемы с которыми пришлось столкнуться медиаобразованию в каждый из периодов развития, а также касается особенностей социальной и культурной обстановки этих периодов. В рамках эволюции медиаобразования поэтапно дан краткий экскурс развития российского кинематографа, прессы, радиовещания и телевидения.

Анализируя содержание учебного пособия можно сделать вывод о том, что оно отличается тематической обширностью и многоаспектностью, но, тем не менее, автору удалось структурировать учебный материал, представив его в четкой логической последовательности, стилистически доступным языком, что облегчает восприятие и понимание текста.

Особого внимания заслуживает структура построения глав учебного пособия. Ценным является и то, что в начале каждой главы обозначены цели, а также ключевые слова, которые в значительной степени ориентируют

читателя. Необычна, на наш взгляд, но очень удачна постановка вопросов в начале, а не в конце главы, это дает определенную целевую установку при прочтении текста и направляет внимание на наиболее важные аспекты.

Интересны рекомендуемые задания, большинство из которых отличается творческим характером. Например, предлагается написать статью в газету (журнал) от имени школьников разных поколений [с.46]. Или разработать презентационное представление киноклуба (факультатива, школьного кинотеатра) [с.70] и т. д. Предлагая такого рода задания, автор оказывает реальную помощь преподавателям при проведении занятий по медиаобразованию.

Нельзя не сказать о том, что рассматриваемое учебное пособие является не просто учебником по теории и истории медиаобразования, а книгой, где в историческом контексте затрагивается вопрос о месте и роли масс-медиа, поднимаются проблемы влияния средств массовой коммуникации и их восприятия, а также указывается необходимость развития медиаграмотности/медиакомпетентности.

Особое место в данном пособии занимают актуальные вопросы, касающиеся современных российских медиа и нынешнего этапа развития медиаобразования, что, думается, привлекает наибольшее внимание читательской аудитории. В связи с этим чтение и усвоение учебного материала имеет не только целостную познавательную направленность, но и практическую значимость.

Книжная полка

КАКОВ ОН - ЖУРНАЛИСТ ХХ1 ВЕКА? И КАК ЕГО ОБУЧАТЬ?

Д.Е.Григорова

Рецензия на сборник статей: Преподаем журналистику: взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006. 152 с.

В сборнике, изданном под редакцией профессора С.Г.Корконосенко, рассмотрены вопросы о выработке концепции образования для журналистов, опирающейся как на уже накопленный опыт, так и включающей новые образовательные аспекты, отвечающие современным условиям и требованиям медиаиндустрии. Отмечу, что затронута не только проблема системы образования в целом, но и проблема модели преподавательской деятельности, отношений между преподавателями и студентами, а также личности самого журналиста.

Итак, как должно строиться образование? И каким же все-таки должен быть современный журналист?

Рассмотрением личностного фактора журналиста и открывается данный сборник. Статья С.Г.Корконосенко, так и называется «Личностный фактор в журналистском образовании». Целевые установки образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.