Научная статья на тему 'Кино и время'

Кино и время Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1041
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНО / УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорова Д. Е.

Появление учебника «История отечественного кино» очень своевременное явление в нынешней сложившейся ситуации, так как необходимость создания нового учебника посвященного российскому кино была очевидна уже давно. Авторам удалось сознать фундаментальный учебник, отличающийся четко продуманной структурой и методикой подачи материала, а также свободой от догматизма и идеологии (которые были присущи аналогичным изданиям советских времен).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кино и время»

Книжная полка КИНО И ВРЕМЯ Д.Е.Григорова

Рецензия на учебник для вузов: История отечественного кино/Отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс - Традиция, 2005. 528 с.

Российский кинематограф - существенная часть общекультурного процесса, неразрывно связанного с историей страны (История отечественного кино с. 518).

Появление учебника «История отечественного кино» - очень своевременное явление в нынешней сложившейся ситуации, так как необходимость создания нового учебника посвященного российскому кино была очевидна уже давно. Авторам удалось сознать фундаментальный учебник, отличающийся четко продуманной структурой и методикой подачи материала, а также свободой от догматизма и идеологии (которые были присущи аналогичным изданиям советских времен).

Книга охватывает весь период отечественного кинематографа - от первых демонстраций «живой фотографии» в дореволюционной России (Гл.1.) и вплоть до наших дней (Гл.Х1.), что дает возможность узнать о прошлом и настоящем российского кино во всем его разнообразии, со всеми его достижениями, противоречиями, достоинствами и недостатками, помогает ориентироваться в сложной кинематографической обстановке - в борьбе старого и нового, растущего и умирающего...

В учебнике достаточно отчетливо и полно представлен материал об этапах развития кинематографа, о характере творческого пути деятелей кино, жанровом и стилевом многообразии художественных фильмов (единственным исключением является кино для детей, которому уделено очень мало внимания).

Обращаясь к процессу становления и развития отечественного кино, нельзя не отметить, что на его формирование оказали влияние различные факторы: во-первых, мировой опыт, во-вторых, российская культурная традиция, придававшая на русской почве своеобразные национальные черты (например, большое число экранизаций русской литературной классики, чему посвящен отдельный параграф, который так и называется «литература и кино»).

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что социальные и культурные, политические, экономические явления, хотя и опосредованно -находят отражение в кино. Они неразрывно связаны с жанровой и образной системой фильмов, спецификой их содержания. Нередко создание той, или иной картины является откликом на наиболее острые проблемы времени.

Перемены в жизни приводят к изменению содержания экранного повествования, а с этим связана проблема взаимодействия между новаторским и традиционным в кинематографе. Помимо преемственности предыдущего опыта возникает столкновение старого и нового, а иногда и разрыв связей. Вот, что пишет И.Я.Шилова о кино перестройки и постсоветского периода: «Это действительно был особый период развития отечественного кино, который проходил под знаком резкой конфронтации с предшествующей более чем 60-летней историей советского кинематографа. Эти революционные умонастроения выливались не только в резкую критику всего советского кино, но и в определение новой позиции по отношению к современности. Рождался своего рода перевертыш: все прежде утверждаемое, включенное в ценностный реестр, соответствующее зрительским ожиданиям, в кооперативном кино подвергалось сомнению, разрушалось, осмеивалось» [с.462]. Середина 80-х начало 90-х ознаменовали собой период кинематографа, в котором отвергались и ломались общечеловеческие ценности. Появилось новое миропонимание, а вместе с ним снятие запрета на то, что еще совсем недавно не могло быть показано на экране. Обыденным становится изображение искаженных человеческих судеб, сцен насилия и т. д. Все чаще героями фильмов становились наркоманы, бомжи, люди упавшие на дно жизни, но не вызывающие сострадания. Жанровое кино «лишь в редчайших случаях стремится сохранить внутренние связи с традицией ..., предъявить героев, способных стать для зрителей поддержкой и опорой.» [с. 468].

А вот ряд проблем, актуальных на сегодняшний день: 1) вопрос о неотрегулированности российского кинопроката; 2) проблема отсутствия достоверной, подробной информации (включающей и объективную, профессиональную критику) о готовых к выпуску фильмов; 3) очевидность того, что отечественных кинофильмов, отвечающих потребностям современных зрителей крайне недостаточно, о чем свидетельствует засилье зарубежного кино. У нас до сих пор нет «борьбы за зрителя», как нет и стремления привлечь зрительскую аудиторию в кинотеатры. За предшествующее десятилетие выросло поколение, встречавшееся с фильмом только на экране телевизора. Для этого поколения поход в кинотеатр, становится подлинным открытием, побуждающим уже не отказывать себе в приобщении к такому типу зрелища [с.514].

К концу ХХ века - с перенесением кинофильма на другие носители (не только на телеэкраны, но и на видео, DVD, компьютерные диски) -становится очевидной острота проблемы выживания отечественного кино. В ответ на этот вопрос времени появляются картины, вызывающие широкий зрительский резонанс. Но речь пока идет не о логике движения кинопроцесса, а лишь о зарождении понимания такой логики.. [с. 517].

Современная переменчивая и противоречивая социокультурная ситуация, в которой находится общество, накладывает отпечаток на систему взглядов и ценностей, следовательно, и на культуру. И с помощью искусства кино, которое продолжает сегодня оставаться популярным, эта система

становится жизнеутверждающей. Вот только далеко не всегда демонстрируемые в фильмах явления можно назвать ценностными. Если ранее в кино зритель находил нормы, в том числе и моральные, то что же он находит сегодня? Чем сейчас для зрителя является современное кино? Куда ведут пути его развития? Эти вопросы вскользь затрагиваются авторами представленного учебника, но, на мой взгляд, к сожалению, не находят должного освящения и ответа.

Тем не менее, мы понимаем - хотя медленно и постепенно, к нам приходит осознание того, что в центре любого искусства должны стоять художественные, эстетические и нравственные факторы. Тем более следует учитывать, что кино в отличие от более старых искусств, которые уходят корнями еще в античные времена, берет начало в 1895 году. Киноискусство в своем развитии еще не повторило весь путь, пройденный литературой, театром, музыкой, изобразительным искусством. Это дает основание полагать, что в третьем тысячелетии российское кино будет интенсивно развиваться, совершенствоваться, и достигнет высоких результатов.

Книжная полка

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Д.Е.Григорова

Рецензия на учебное пособие для вузов: Челышева ИВ. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

«Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию» [с.4]. В этой связи, наиболее значимым становится изучение такой дисциплины, как «Медиаобразование». Особенно для будущих педагогов, т.к. именно от компетентности учителя во многом зависит становление личности ребенка. А в сложившейся социакультурной ситуации [«ХХ век вошел в историю как век «информационного взрыва», век возникновения новой мировой информационной структуры. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации..., что не представляет себе жизни без прессы, телевидения, радио, кино и компьютерной сети» (с.4)], компетентный педагог, на наш взгляд, должен быть осведомлен в области медиакультуры и медиаобразования.

Как известно, изучение любой науки невозможно без знания ее истории и теории. В данном учебном пособии рассмотрены теоретические основы, подходы, концепции и ключевые модели отечественного медиаобразования (Гл.1). «Базовой философско-методологической основой медиаобразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.