Научная статья на тему 'Медиаобразовательная деятельность в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах'

Медиаобразовательная деятельность в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / КИНОТЕАТРЫ / ЗРИТЕЛИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сосновская З. М.

В статье представлены результаты изучения медиаобразовательной деятельности в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах. Мы отмечаем, что она опиралась на идейное, эстетическое, художественное воспитание зрителей, предполагала вариативность форм. Особое место отводилось работе со зрителями в кинотеатрах таких городов как Минск, Брест, Гродно, Витебск и др. Рассмотрена работа со зрителями в двух минских кинотеатрах «Зорька» и «Партизан». Автор делает вывод о разнообразии использованных форм медиаобразовательных занятий в кинотеатре «Партизан»: проведение многочисленных кинофестивалей, кинопанорам; беседы за «круглым столом», лекции, демонстрации тематических фильмов. Другими популярными формами медиаобразования в Минске были выставки; использование радио в качестве помощника медиапедагога; систематическая работа двух кинолекториев для старшеклассников и для родителей. Для организации кинопропаганды в кинотеатре «Партизан» был создан клуб любителей киноискусства «Десятая муза». Белорусские медиапедагоги стремились творчески, а не формально организовать свою работу со зрителем. Так, в кинотеатре «Зорька» был организован кинолекторий; проводились Дни кино. В качестве форм медиаобразовательной деятельности использовались диспуты, встречи с известными людьми республики. Важно отметить, что медиапедагогами предпринимались попытки изучить свою аудиторию: анкетирование зрителей, проводившееся Клубом любителей кино при кинотеатре, дало возможность сделать выводы о демографическом, социальном составе зрителей, частоте посещений ими кинотеатров, принципах выбора фильмов для просмотра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательная деятельность в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах»

История медиаобразования Media Literacy Education History

Медиаобразовательная деятельность в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах

З.М. Сосновская,

Донской государственный технический университет кафедра спортивных дисциплин ст. преподаватель Ростов-на-Дону, ул. Гагарина 1, 344010, [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты изучения медиаобразовательной деятельности в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах. Мы отмечаем, что она опиралась на идейное, эстетическое, художественное воспитание зрителей, предполагала вариативность форм. Особое место отводилось работе со зрителями в кинотеатрах таких городов как Минск, Брест, Гродно, Витебск и др. Рассмотрена работа со зрителями в двух минских кинотеатрах «Зорька» и «Партизан». Автор делает вывод о разнообразии использованных форм медиаобразовательных занятий в кинотеатре «Партизан»: проведение многочисленных кинофестивалей, кинопанорам; беседы за «круглым столом», лекции, демонстрации тематических фильмов. Другими популярными формами медиаобразования в Минске были выставки; использование радио в качестве помощника медиапедагога; систематическая работа двух кинолекториев — для старшеклассников и для родителей. Для организации кинопропаганды в кинотеатре «Партизан» был создан клуб любителей киноискусства «Десятая муза». Белорусские медиапедагоги стремились творчески, а не формально организовать свою работу со зрителем. Так, в кинотеатре «Зорька» был организован кинолекторий; проводились Дни кино. В качестве форм медиаобразовательной деятельности использовались диспуты, встречи с известными людьми республики. Важно отметить, что медиапедагогами предпринимались попытки изучить свою аудиторию: анкетирование зрителей, проводившееся Клубом любителей кино при кинотеатре, дало возможность сделать выводы о демографическом, социальном составе зрителей, частоте посещений ими кинотеатров, принципах выбора фильмов для просмотра.

Ключевые слова: формы медиаобразования, кинотеатры, зрители, эстетическое, патриотическое, художественное воспитание, дети, молодежь.

Media education in Minsk cinemas in 1960-1980 years

Z.M. Sosnovskaya, Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia Gagarin square 1, 344010 Senior lecturer of the faculty of physical culture zsosnovskaya@yandex. ru

Abstract. This article presents the results of a study of media education activities in Minsk cinemas in 1960s-1980s. These activities relied on the ideological and aesthetic education of the audience, suggested a variety of forms. The author reviewed the work with the audience two of the Minsk cinema: "Zorka" and "Partizan". The conclusion: these cinemas used the variety of forms of media education - the festivals, film-panoramas; round tables, various exhibitions; radio as a media assistant; systematic work of two cinema events for high school students and for parents. Film education in the cinema "Partizan" was founded on the movie club. The cinema "Zorka" organized cinema events; days of cinema, debates. It is important to note that media educators attempted to explore audience: a survey of viewers conducted by the film club at the cinema, made it possible to draw

conclusions about the demographic, social composition of the audience, the frequency of visits to cinemas, the principles of selection of films for viewing.

Keywords: forms, media education, cinema, audience, aesthetic, patriotic, art education, youth.

Введение

Изучая историю развития медиаобразования в Беларуси в ХХ - XXI веках, нам представляется необходимым не только осветить деятельность известных медиапедагогов, но и рассмотреть формы и методы их работы с аудиторией. Отметим, что наряду с медиаобразованием студентов - будущих учителей в вузах, характерной чертой медиаобразования в Беларуси стало его широкое распространение в кинотеатрах.

В статье мы рассмотрим формы медиаобразовательной деятельности в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах. Для нее характерно идейное, военно-патриотическое, эстетическое, художественное воспитание зрителей, что предопределяло вариативность используемых средств и методов. Работа в кинотеатрах со зрителями была одним из распространенных направлений медиаобразования, влючавшим не только разнообразные формы работы с аудиторией, но и ее изучение. Это предоставляло возможность сделать выводы о социальном, гендерном, демографическом составе посетителей кинотеатров, потребностях и мотивах в выборе фильмов для просмотра.

Изучение данной темы представляется нам актуальным, поскольку опыт белорусских медиапедагогов был творческим по сути, а их подходы к организации медиаобразования не были формальны, а несли в себе личностно-ориентированный компонент. Он выражался, в том числе, в постоянном поиске инновационных форм и способов работы с аудиторией.

Материалы и методы исследования

Имена белорусских исследователей киноискусства Е.Л. Бондаревой, М.Р. Жбанкова, А.А. Карпиловой, О.Ф. Нечай, Л.П. Саенковой, Т.М Тюриной известны как в России, так и в странах СНГ. Их вклад в развитие медиаобразования в СССР достаточно велик (например, для многих медиапедагогов настольной книгой на многие годы стало написанное О.Ф. Нечай [Нечай, 1989] учебное пособие по основам киноискусства для студентов педагогических вузов).

Ведущими теоретическими концепциями для белорусских медиапедагогов выступали идеологическая, культурологическая, эстетическая, практическая теории медиаобразования. К задачам медиаобразовательной деятельности они относили: патриотическое воспитание; эстетическое воспитание школьников и молодежи средствами масс-медиа (в первую очередь на материале кино и телевидения); освоение социокультурного поля медиакультуры.

Исследование проводилось с использованием следующих методов:

- метод сбора историко-педагогических данных;

- метод ретроспективного анализа;

- метод компаративного анализа;

- методы обработки полученных данных (сопоставление, обобщение).

Дискуссия

Содержание медиаобразовательной работы было одной из важных проблем, которая решалась медиапедагогами БССР. В основе их представлений о темах, необходимых для освещения в рамках медиаобразовательной деятельности, лежало, безусловно, личностное понимание цели и задач. Так, известный медиапедагог О.Ф. Нечай считала, что важно проводить медиаобразовательную работу со студентами педагогических вузов, поскольку она направлена на достижение двойной цели: 1) гармоничного развитие личности

студента с помощью и на материале медиатекстов, в первую очередь, конечно кинематографа, телевидения; 2) подготовки педагогических кадров в процессе будущей профессиональной деятельности, которые будут способны проводить медиаобразование как форме интеграции в учебные дисциплины, так и в работе кружков, факультативов и пр.

А.А. Карпилова в основу медиаобразования заложила темы, связанные с ролью музыки в кино. Например, проблемы зарубежного кино освещались ею в ряде лекций и циклов. В 1984 - 1985 годах А.А. Карпиловой был прочитан ряд лекций цикла «Музыка в кино» на базе кинотеатра «Смена» в Минске. В рамках курса таких лекций медиапедагог связала проблемы киномузыки с жанрово-стилевыми решениями картин. В числе кинофильмов она обращалась как к отечественным, так и к зарубежным лентам. Проблемы киномюзикла А.А. Карпилова раскрыла на материале «Вестсайдской истории» (США), жанр музыкально-биографического фильма - на примере фильма «Пиаф» (Франция), роль музыкальное сопровождения в авторских фильмах — на примере «Амаркорда» (Италия). Такой музыкальный анализ фильмов как отечественных, так и талантливых зарубежных режиссеров, по мнению А.А. Карпиловой, принес пользу слушателям и зрителям, среди которые было много любителей музыки и кинематографа.

По утверждению О.Ф. Нечай, систематическая работа, проводимая на протяжении многих лет в кинотеатрах Минска по воспитанию зрительского вкуса, находила многообразное отражение. Помимо практической деятельности со зрительской аудиторией, медиаобразовательная работа велась на страницах республиканской молодежной газеты «Знамя юности». Так, статьи киноведа Т.М. Тюриной (острые полемичные, дискуссионные), вызывали широкий зрительский и читательский отклики. Автор не только касалась проблем зарубежного кино на наших экранах, но связывала их с проблемами кинопроката, с контактами, складывающимся между фильмами и зрителями,

Например, большой резонанс вызвала статья Т.М Тюриной «Разные фильмы», посвященная проблемам проката зарубежных лент. В ней, в частности, говорилось: «Летние афиши кинотеатров всегда являют собой любопытное столкновение весьма противоречивых и неожиданных интересов, жестокой необходимости и непредсказуемых колебаний на кинопрокатном небо склоне. Что делать? Не так просто вычислить капризный вкус разноликой толпы, которую именуют «кинозритель», часто забывая, что он далеко не один и что вкусы у него бывают ох какие разные. И тем не менее за него решают, на что он пойдет, а на что нет. Часто этот прогноз оправдывается. А бывает — нет, потому что есть разный зритель и разные фильмы» [Тюрина, 1982, с. 3].

И действительно, «разный зритель» активно откликнулся на эту публикацию: как любители «чистого развлечения», так и любители подлинного, высокохудожественного киноискусства. Среди тех, кто ищет в кино высокой духовной пищи, был, в частности, минский хирург А.Т., озаглавивший свое письмо в редакцию так: «Остановите «Чудовище»!». Приведем выдержку из его публикации в газете «Знамя юности»: «В один голос и кинокритики, и зрители заговорили о том, что сложилось тревожное положение, когда экраны кинотеатров буквально захлестнула волна низкопробной продукции западного кинематографа. «Кто есть кто», «Чудовище», «Укол зонтиком», «Битва за Рим», «Ураган»... Почему так происходит? Почему в этом море «тонут» отличные фильмы? Получена всего одна копия «Осенней сонаты» Бергмана (город, замечу, с населением более миллиона), а, например, «Урагана» — четыре...» [Остановите..., 1982, с. 4].

Известным известным медиапедагогом была доктор филологических наук, профессор Е.Л. Бондарева, которая многие годы преподавала курсы по истории кинематографа и основам киноискусства на факультете журналистики Белорусского государственного университета. Отметим, что благодаря ее усилиям и медиапедагогической деятельности в республике ею были подготовлены кадры не только

профессиональных деятелей кино, киноведов, но и журналистов, пишущих по вопросам кинематографа, а также широкий круг журналистов, ориентирующихся (и ориентирующих своих читателей) в мире киноискусства. В числе ее учеников — кинокритик кандидат филологических наук Л.П. Саенкова, автор полемических статей, посвященных проблемам искусства и коммерции. Ее диссертация, защищенная в 1990 году, отражала проблемы опыта системно-целостного анализа в кинокритике. Статьи Л.П. Саенковой представляют собой пример уважительного, доброжелательного и вместе с тем требовательного разговора с читателем.

Результаты исследования

Анализируя медиаобразовательную деятельность в БССР в 1960-1980-е годы, мы обнаружили, что она опиралась на идейное и эстетическое воспитание зрителей, предполагала вариативность форм. Особое место отводилось работе со зрителями в кинотеатрах таких городов как Минск, Брест, Гродно, Витебск и др.

В качестве примера рассмотрим работу со зрителями в 1980-х годах прошлого века в двух минских кинотеатрах — «Зорьке» и «Партизане». Их сопоставление позволяет сравнить самые разнообразные формы медиаобразования в большом и небольшом кинотеатрах.

Кинотеатр «Партизан» был одним из самых больших в Минске и республике (в рассматриваемый нами период). Однако О.Ф. Нечай обращала внимание, что в нем не было специального помещения для работы со зрителями: медиаобразовательные занятия проводились в фойе или в зрительном зале. При этом, безусловно, отмечались определенные неудобства: так, в фойе наблюдалось рассеивание внимания аудитории, а в огромном зрительном зале медиапедагогам трудно было удерживать внимание большого количества людей. Это требовало от них особой подготовки, умения сжато, энергично, целенаправленно излагать материал. Но, с другой стороны, использование зрительного зала в кинотеатре «Партизан» позволяло охватить большое число людей.

Анализ медиаобразовательной деятельности в БССР позволяет говорить о том, что большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию зрителей. Одной из форм такой работы мы выделили проведение многочисленных кинофестивалей. Так, во время кинофестиваля «Победители» (февраль 1967 года) перед собравшимися выступили с воспоминаниями партизаны и воины. Их приветствовали юные следопыты Минского Дворца пионеров. В фойе была устроена тематическая выставка. Особый настрой создавала музыка — эстрадный оркестр играл перед началом сеанса песни из кинофильмов о Советской Армии.

Проходил здесь и идеологический кинопраздник «Красная гвоздика», представлявший собой систематизированную организацию целого ряда мероприятий. В фойе устраивалась фотовыставка, посвященная страницам истории СССР. Зал и фойе украшались цветами красной гвоздики, участникам вечера вручались поздравительные открытки. А в заключение демонстрировался новый историко-революционный фильм.

Практиковалась в кинотеатре и такая форма медиаобразования зрителей как беседа за «круглым столом», во время которой перед ними выступали лекторы, демонстрировались тематические фильмы. В фойе часто выступал симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии, что продолжало традиции московского кинотеатра «Художественный».

Другой популярной формой медиаобразования на базе кинотеатра «Партизан» были систематически организуемые различные выставки: выставка-реклама фильма, выставка фотографий — кадров из белорусских фильмов и т.д.

Одной из интересных форм работы со зрителями можно считать использование радио в качестве помощника медиапедагога. Так, перед началом сеанса зрители в зале

могли услышать краткие рассказы о создателях фильма, о творческом стиле режиссера, о картинах, которые скоро выйдут на экран. Для такой информации использовался микрофон пульта управления в зрительном зале и радиоузел, откуда транслировалась в зал записанная на магнитофонную ленту беседа.

Активизации аудитории способствовал созданный при кинотеатре «Партизан» Совет зрителей, который включал представителей культмассовых секторов завкомов заводов Советского района, киностудии «Беларусьфильм», Бюро пропаганды киноискусства, Музея кинематографии, редакций газет, Академии наук БССР, общества «Дружба», радиокомитета, типографии «Красный печатник», райкома комсомола Советского района. Совет возглавлял режиссер киностудии Ю.Н. Дубровин.

При выявлении целевой аудитории кинотеатра, по мнению О.Ф. Нечай, медиапедагоги опирались, прежде всего, на такие возрастные группы как школьники и молодежь. При проведении молодежных вечеров гостями кинотеатра часто были деятели кинематографии, композиторы, поэты, писатели и др. В такие дни молодежь собиралась за два часа перед сеансом в фойе, где проходили музыкальные выступления, аттракционы и т.д. Их ждали встречи с интересными людьми, иногда — танцы. И в заключение — в зрительном зале — просмотр фильма.

В кинотеатре «Партизан» в 1960-1980-х годах систематически работали два кинолектория: для старшеклассников и для родителей. По темам лекций подбирались как документальные, так и художественные фильмы. Например, во время проведения кинолектория «Делать жизнь с кого?» в зале перед сеансом выступали киноведы, режиссеры, редакторы студии «Беларусьфильм». Были прочитаны лекции на темы: «Их жизнь — подвиг», «Славлю человека нового мира», «Мастера советской культуры» и др.

Интересно проходили занятия кинолектория для родителей. Хорошее сочетание проблемных лекций с фильмами, образно раскрывавших насущные, острые проблемы воспитания, позволяли активно формировать педагогические навыки у родителей, учить их формам и методам воспитания детей. Вот, например, тематика ряда лекций: «Трудовое воспитание детей в семье» (фильмы «Мама, папа, бабушка», «Как воспитывать эгоиста»), «Союз семьи и школы» (фильмы «Чья это двойка?», «Задумайтесь об этом», «Верните мне сына»). В конце учебного года, как правило, проходили родительские конференции и просмотр нового фильма.

О.Ф. Нечай отмечала, что «работа с детским зрителем не ограничивается только мероприятиями, проводимыми в самом «Партизане». В близлежащих школах и на станции юных натуралистов работают кинотеатры-спутники. Дети всегда смотрят с большой радостью такие, например, фильмы, как «Волшебная лампа Алладина», «Миклухо-Маклай», «Слепой музыкант», «Город мастеров», «Девочка ищет отца» и др. Стало традицией проведение в кинотеатре сборов дружин, где проходит торжественный прием в пионеры. Пионеры и школьники, сидя в зале, приветствуют своих товарищей, подымающихся на сцену для участия в церемонии. Пионеров поздравляют ветераны Великого Октября, Отечественной войны. Такие торжества надолго запоминаются детям» [Нечай, 1979, с. 68].

Отметим в качестве формы медиаобразования проведение в кинотеатре «Партизан» кинопанорам. Как отмечает О.Ф. Нечай, «после того, как были испробованы различные варианты, решено было, что целесообразнее лектору не выходить на сцену в перерывах между демонстрируемыми фрагментами, а комментировать их с пульта управления, через микрофон, оставаясь как бы «за кадром». При этом в кинопоказ включаются 5-6 фрагментов, объединенных тематически. Затем демонстрируется фильм, который скоро должен выйти на экран» [Нечай, 1979, с. 70].

К новой форме кинопропаганды в кинотеатре «Партизане» мы отнесли создание клуба любителей киноискусства «Десятая муза». Его занятия проводились один раз в

месяц. Цель — ознакомить зрителей с образным языком кино, научить глубже понимать специфику работы в кино людей всех кинопрофессий: сценариста, режиссера, оператора, художника, композитора, актера и др.

На каждом занятии слушатели встречались с деятелями кино, киноведами, смотрели фрагменты из кинофильмов по теме занятия и в заключение осуществлялся просмотр художественного фильма.

Белорусские медиапедагоги стремились творчески, а не формально организовать свою работу со зрителем. Они постоянно находились в активном поиске новые способов и форм воздействия на зрителей. К перспективным направлениям медиаобразовательной работы на базе кинотеатра «Партизан» О.Ф. Нечай относила проведение занятий с показом «трудных» фильмов, требующих особой эстетической подготовки и зрительской активности.

Рассмотрим далее опыт проведения медиаобразовательной деятельности в кинотеатре «Зорька». Как отмечается в работах О.Ф. Нечай, «в кинотеатрах типа «Зорьки» удобнее проводить беседы со зрителями, лектору легче выступать, чем перед тысячной аудиторией. Практика показывает, что удобнее всего выступать перед сеансом не с лекцией, а с коротким вступительным словом. Если в кинотеатре есть традиции таких бесед, лекций, если они ведутся с творческим огоньком, интересно, зрителей увлекают такие мероприятия, то время их проведения может удлиняться» [Нечай, 1979, с. 71].

Совместно с райкомом комсомола в «Зорьке» был организован кинолекторий «Наш друг современник». Его основной задачей было воспитание зрителей в духе нравственных принципов в соответствии с идеологией Советского Союза.

Особый интерес для зрителей представляли Дни кино, проводившиеся в «Зорьке» в течение ряда лет. В эти дни проводился тематический показ фильмов, перед которым со вступительным словом выступал киновед, рассказывавший об особенностях художественной стилистики картины, творческом почерке ее создателей. О.Ф. Нечай отмечает, что «во время этих показов нельзя было достать билет в «Зорьку», например, на прекрасные фильмы «Тени забытых предков» (режиссер С. Параджанов), «Голый остров» (режиссер К. Синдо), «Земляничная поляна» (режиссер И. Бергман), которые перед этим не пользовались успехом в общем прокате» [Нечай, 1979, с. 75].

В качестве форм медиаобразовательной деятельности использовались диспуты, встречи с известными людьми республики. В течение нескольких десятилетий в кинотеатре «Зорька» выпускалась радиогазета. Перед началом сеансов в фойе кинотеатра транслировались записанные на пленку передачи — рассказ о фильмах, которые вскоре выйдут на экран, информация о новостях отечественного и зарубежного кино. Большое место в пропаганде фильмов, привлечении зрителей в кинотеатр занимали регулярно выпускаемые рекламные листки. Они включали фотоснимки, текст о новых фильмах, знакомили с исполнителями главных ролей. Ежегодно проводились различные циклы кинолекций, выпуск радиогазет и стенных газет «Для вас, любители кино» и т.д.

Медиаобразовательная работа в кинотеатре была широко известна минчанам, о ней неоднократно писалось в газетах «Звязда», «Знамя юности», «Литература 1 мастацтва», «Советская Белоруссия» и др. Приведем в пример отзыва в газете «Л1тература 1 мастацтва»: «Обычный день кинотеатра. Будничный и праздничный. Потому что в нем царит особая атмосфера. Вряд ли найдется в Минске человек, который не знал бы кинотеатра «Зорька». Возможно, подумаете вы, яркая реклама придает ему особую популярность. Нет, не в этом дело. У работников кинотеатра «Зорька» свой, если можно так сказать, почерк в обслуживании кинозрителей» [Варанцоу, 1962, с. 4].

Важно отметить, что в кинотеатре «Зорька» стремились не только проводить медиаобразовательные занятия со зрителями, но и предпринимали попытки изучить «свою» аудиторию. Анкетирование зрителей, проводившееся Клубом любителей кино при

кинотеатре и его дирекцией в течение ряда лет, дало возможность сделать определенные выводы о демографическом и социальном составе зрителей, о частоте посещений ими кинотеатров и принципах выбора фильмов для просмотра.

Так, на вопрос анкеты: «Как часто вы посещаете наш кинотеатр?» — подавляющее большинство ответило: «два раза в неделю», «раз в неделю», «очень часто», а некоторые даже — «3 раза в неделю». Такое частое посещение кинотеатра показывает активный интерес зрителей к киноискусству, но вместе с тем указывало медиапедагогам на нетребовательность в отборе фильмов, что в практике социологических исследований называется «всеядностью».

Зрители в возрасте от 16 до 20 лет — наиболее частые посетители кинотеатра, его «потребители» и целевая аудитория. Типичные для этой возрастной группы записи в анкетах следующие: «Хожу в свободное от занятий время», «хожу очень часто», «смотрю каждый новый фильм», «посещаем кинотеатр часто, так как институт рядом, и сеансы подходят» и т.д. То есть, исходя из результатов анкетирования, получалось, что для большинства молодежи поход в кино был часто случаен, отношение к фильму было чисто потребительским — только как к развлечению. От картины они привыкли брать интригу, историю, яркое зрелище, образцы моды и пр.

Отметим, что, к сожалению, анкеты (разработанные в кинотеатре «Зорька»), были составлены недостаточно подробно, не давали полной возможности ответить на вопрос об эстетическом уровне зрителей в зависимости от их профессии и образования. Однако определенные сведения они медиапедагогам предоставляли. Так, «всеядность» зрителя, некритический отбор фильмов для просмотра были связаны с недостаточно высоким культурным уровнем человека. Особенно любимы у таких посетителей кинотеатра были индийские, арабские фильмы, где сочетались ярко этнографическое зрелище и сентиментальная мелодрама.

Например, 22-летний монтажник-высотник отмечал, что мечтает увидеть картины «Человек-амфибия», «Граф Монте- Кристо», «Бродяга» и «Александр Матросов». А 18-летний токарь называл целое созвездие подобных развлекательных фильмов: «Семь невест для семи братьев», «Великолепная семерка», «Парижские тайны», «За двумя зайцами»... и рядом вдруг возникал «Гамлет». Таким образом, зрительская аудитория демонстрировала пример «всеядности», отсутствия критического отношения к художественно слабым фильмам, что отмечалось медиапедагогами.

Во многих зрительских ответах среди любимых фильмов назывались одновременно шедевры кино, киноклассика и произведения пошлые, откровенно коммерческие. Например, можно привести в пример ответы студентов, которые наряду с «Балладой о солдате» ставили в один ряд «Подвиги Геракла». Итак, у зрителей наблюдалось неумение отличить подлинное искусство от низкопробной кинопродукции.

С возрастом, особенно после 30 лет, частота посещаемости кинотеатров резко падала, а выбор фильма становится более целенаправленным. Но отмеченное падение частоты посещаемости кинотеатра после определенного возраста не дает вполне ясной картины уровня эстетической культуры зрителей. С одной стороны, люди могут меньше отдавать времени отдыху, развлечению, посещению кинотеатра, так как с возрастом у них становится меньше свободного времени вследствие занятости семьей, детьми и т.д. С другой стороны, более низкая цифра посещаемости кино могла скрывать как людей с развитым эстетическим вкусом, которые смотрели только хорошие фильмы, так и людей недостаточно эстетически грамотных, которые ходили в кино довольно редко, на случайные фильмы.

Вместе с тем, анкеты, заполненные молодыми зрителями кинотеатра «Зорька», свидетельствовали, по мнению О.Ф. Нечай, о тяге молодежи к настоящему, большому искусству, о желании знать историю, героическое прошлое своего народа, познакомиться

с кинематографом Запада. О.Ф. Нечай отмечала широкий круг тем, которыми интересовалась аудитория: от фильмов, показывающих быт и нравы стран, фауну и флору, фильмов о художниках и писателях, искусстве и географии до кинокартин о хоккее, футболе, спорте, о новейших достижениях в области техники.

Как показали результаты анкетирования зрителей кинотеатра «Зорька», в целом список фильмов свидетельствовал о довольно высоком развитии общей массы посетителей, указывая, вместе с тем и на недостаточную эстетическую грамотность определенной части аудитории. Таким образом, итоги социологического исследования подвели медиапедагогов к выводу «о необходимости использовать в работе со зрителями многообразные формы идейно-эстетического воспитания, учить зрителей разбираться в языке кино, его выразительных средствах. По результатам заочной конференции «Зорьки» ежегодно подводились итоги, фильмы, названные в анкетах, вновь по заявкам зрителей выпускались на экран в тематических показах. Двусторонняя связь со зрителями позволяла лучше учитывать запросы и пожелания посетителей «Зорьки» и в то же время изыскивать способы воспитания вкуса у зрителей, недостаточно эстетически развитых» [Нечай, 1987, с. 104].

О.Ф. Нечай отмечала: «Все более остро ощущается необходимость двухсторонних контактов, взаимодействия кинотеатра и зрителя в области кинопропаганды. Очевидно, скоро со всей остротой встанет на повестку дня вопрос о проведении по специальной программе изучения зрителей не только какого-либо одного кинотеатра, но и зрителей города, республики» [Нечай, 1987, с. 106].

Итак, анкетирование зрителей кинотеатра «Зорька дало возможность сделать социологические выводы. Данное анкетирование можно рассматривать как первую пробу изучения интересов аудитория, уровня зрительской культуры.

Выводы

В статье мы представили результаты изучения медиаобразовательной деятельности в кинотеатрах Минска в 1960-1980-х годах. Мы отмечаем, что она опиралась на идейное, эстетическое, художественное воспитание зрителей, предполагала вариативность методов и средств работы. То есть, можно говорить, что белорусскими медиапедагогами использовались самые разнообразные формы взаимодействия со зрителем.

Анализ медиаобразования в рассматриваемый период позволяет говорить о том, что огромное внимание уделялось военно-патриотическому эстетическому, художественному воспитанию зрителей. Например, в минских кинотеатрах мы выявили следующие формы работы с аудиторией:

• кинофестивали;

• кинопанорамы;

• дни кино;

• диспуты,

• встречи зрителей с известными людьми республики;

• беседы за «круглым столом»;

• кинолектории (например, для старшеклассников и родителей);

• тематическая демонстрация фильмов;

• тематические выставки (выставка-реклама фильма или выставка фотографий);

• использование радио в качестве помощника медиапедагога (например, радиогазета);

• работа клуба любителей киноискусства «Десятая муза»;

Важно отметить, что в кинотеатре «Зорька» стремились не только проводить медиаобразовательные занятия со зрителями, но и предпринимали попытки изучить «свою» аудиторию. Анкетирование зрителей, проводившееся Клубом любителей кино при

кинотеатре и его дирекцией в течение ряда лет, дало возможность сделать определенные выводы о социальном,демографическом составе зрителей, частоте посещений ими кинотеатров, принципах выбора фильмов для просмотра.

Итак, мы можем утверждать, что белорусские медиапедагоги стремились творчески, а не формально организовать свою работу со зрителем. Они постоянно находились в активном поиске новые способов и форм воздействия на зрителей. К перспективным направлениям медиаобразовательной работы на базе кинотеатра О.Ф. Нечай относила проведение занятий с показом «трудных» фильмов, требующих особой эстетической подготовки и зрительской активности.

Опыт кинотеатров «Зорька» и «Партизан» был передовым в БССР, поскольку в них медиапедагоги стремились использоватьвсе разнообразие форм и методов идейной, эстетической, культурной и политической работы со зрителями.

Литература

Варанцоу Ю.В. Звычайны дзень шнатэатра // Лггаратура i мастацтва. 1962. 25 дек. С. 4.

Нечай О.Ф. Большой мир малого экрана. Минск, 1979. 112 с.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

Нечай О.Ф. Экран обличает. Минск: Наука и техника, 1987. 175 с.

Остановите чудовище! // Знамя юности. 1982. 17 сент. С. 4.

Тюрина Т.М. Разные фильмы // Знамя юности. 1982. 20 авг. С. 3.

References

Nechay, O.F. Big world of small creen. Minsk, 1979, 112 p.

Nechay, O.F. Fundamentals of cinema. Moscow: Prosveshenie, 1989, 288 p.

Nechay, O.F. Screen exposes. Minsk: Nauka i tekhnika, 1987, 175 p.

Stop the beast! ZnamyaYunosti. 1982. Sept., 17, p. 4.

Tyurina, T.M. Different movies. ZnamyaYunosti. 1982. Aug., 20, p. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Varancov, Y.V. A typical day at the cinema. Literatura IMastatstva. 1962. 25, Dec., p. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.