Научная статья на тему 'Становление психологии в Забайкальском крае'

Становление психологии в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / HISTORY OF PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PRACTICAL AND APPLIED PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Елена Прокопьевна, Екинцев Владислав Иванович

В статье прослеживается история психологии в Забайкальском крае, основанием которой явилось становление психологического образования. Психологическое образование связано с развитием практической и прикладной психологии. В статье приводятся данные о работе психологических центров и направлениях прикладных исследований, данные об организаторах психологического образования в Забайкальском крае, первых психологах в регионе, а также научных школах, ученых, внесших существенный вклад в становле ние пси-хологии в Забайкальском крае; обобщены данные о развитии психологии в регионе в период 1990-2007 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федорова Елена Прокопьевна, Екинцев Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of psychology in Zabaykalsky krai

In this article you may see a history of psychology in Zabaykalsky krai, which based on formation of psychological education. It connected with evolution of practical and applied psychology. This article gives an example of psychological central's work and ways of applied research, organizers data about education in Zabaykalsky krai,first psychologists of region and schools of science, scientists which render a service in psychology in Zabaykalsky krai.

Текст научной работы на тему «Становление психологии в Забайкальском крае»

ББК Ю91(2Р54) Раздел 1. История становления

УДК 15(09) научной и практической психологии

Е. П. Федорова, В. И. Екинцев в Забайкальском крае

Становление психологии Становление психологии в Читинс-

в Забайкальском крае кой области начинается с 1990 г., когда

на базе Читинского государственного

В статье прослеживается история педагогического института им. Н.Г. Чер-

психологии в Забайкальском крае, ос- нышевского была начата подготовка сту-

нованием которой явилось становление дентов по направлению «педагогика и

психологического образования. Психо- психология», которое было организова-

логическое образование связано с разви- но заведующим кафедрой педагогики и

тием практической и прикладной пси- ‘ V 1 I I психологии, а впоследствии первым де-

хологии. В статье приводятся данные о каном социально-психологического фа-

работе психологических центров и на- культета Т.К. Клименко. На тот момент

правлениях прикладных исследований, в регионе ощущался острый дефицит

данные об организаторах психологичес- профессиональных кадров - психологов.

кого образования в Забайкальском крае, Было принято решение о направлении

первых психологах в регионе, а также в ведущие научные и образовательные

научных школах, ученых, внесших су- центры специалистов для получения

щественный вклад в становле ние пси- психологического образования в форме

хологии в Забайкальском крае; обоб- переподготовки - в Санкт-Петербурге и

щены данные о развитии психологии в Москве на спецфакультетах. С 1992 г. на-

регионе в период 1990-2007 гг. чалась подготовка психологов для психо-

Ключевые слова: история психологии, логической службы Читинской области

психология образования, практическая при непосредственном участии с НИИ

и прикладная психология. «Развитие образования народов Сибири

и Крайнего Севера» (г. Томск, директор

член корр. РАО, д. психол. наук, проф.

E. P. Fedorova, V. I. Ekintsev Г.В. Залевский), кафедры психологии

Томского государственного педагогичес-

Formation of psychology кого университета, которые осуществля-

in Zabaykalsky krai ли подготовку по специальности «соци-

J J альный психолог в системе образования»

In this article you may see a history of на базе высшего профессионального

У J J psychology in Zabaykalsky krai, which образования. Среди первых преподава-

based on formation of psychological educa- телей кафедры психологии и педагогики,

tion. It connected with evolution of practi- которые вели подготовку первых педаго-

cal and applied psychology. This article гов-психологов в ЧГПИ были: В. Бикеева,

г r г J bJ gives an example of psychological central's В.Я. Гребнев, А.В. Гольберт, В.И. Грабек-

work and ways of applied research, orga- лис, Е.В. Змановская, С.В. Казанцева, И.Н.

nizers data about education in Zabaykalsky Макарова, Н.М. Сараева, М.В. Семина,

krai,first psychologists of region and schools Е.П. Федорова, Е.И. Эрнандес-Кастро. Ак-

' I J О о of science, scientists which render a service тивное участие в подготовке специалис-

in psychology in Zabaykalsky krai. тов-психологов в ЧГПИ принимала канд.

г J о у у V Key words: history of psychology, psy- психол. наук, проф. Н.М. Сараева; пер-

У J г J oJ' Г J— chological education, practical and applied вый заведующий кафедрой психологии,

psychology. доц. В.Я Гребнев.

В разное время плодотворно работа-

Первый выпуск педагогов-психоло-

ли на факультете психологии канд. пед.

гов в ЧГПИ состоялся в 1995 г. а в 1996 г.

наук, доц. Н.М. Дьячкова, канд. психол.

был открыт социально-психологический

наук, доц. М.А. Соболева, канд. психол.

факультет (декан факультета Т.К. Кли-

наук, доц. Э.Л. Ванданова и др.

менко), который позволил впоследствии

расширить подготовку специалистов-

психологов. С 1995 г. в Читинском го-

сударственном педагогическом инсти-

туте осуществляется подготовка по спе-

циальности дошкольная педагогика и

психология, начинается подготовка по

направлению «психология» (бакалаври-

ат). С 1999 г. в Читинском институте по-

вышения квалификации ведется пере-

подготовка учителей по специальности

«педагогика и психология».

Большую роль в подготовке высоко-

квалифицированных специалистов для

региона и становления аспирантуры по

специальности 190001 Общая психология,

Н.М. Сараева

психология личности, история психологии

сыграла научная школа доктора психол

В 1990 г. был образован первый об-

наук, проф. В.Е. Клочко и доктора пси-

ластной психологический центр «Эдис»

хол. наук, проф. О.М. Кряснорядцевой,

(руководитель канд. психол. наук -

которые выступили инициаторами и

Н.В. Гузяева), в котором была открыта

первыми научными руководителями

первая в г. Чите и регионе линия теле-

межрегиональной Школы молодых

фона доверия (руководитель А.И. Ку-

ученых-психологов и педагогов, про-

ликов), а в 1992 г. при Читинском облас-

водимых в Читинской области в 2000-

тном институте повышения квалифи-

2002 гг. при непосредственной и де-

кации и переподготовки педагогичес-

ятельной поддержке председателя

ких кадров была создана лаборатория

Комитета образования, науки и мо-

прикладной и практической психоло-

лодежной политики Читинской об-

гии (руководитель Е.В. Змановская); де-

ласти Т.К. Клименко. В целом следует

ятельность лаборатории была направ-

отметить огромное влияние сибирс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лена на оказание научно-методичес-

ких научных психологических школ

кой, практической помощи участникам

и ученых-психологов Томского госу-

образовательного процесса - педагогам

дарственного университета, таких как

психологам. В числе первых регионов

системная психологическая антропо-

Сибири в 1992 г. в Читинской области

логия (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядце-

утверждено «Положение о психологи-

ва), общей теории ригидности (Г.В. За-

ческой службе в системе образования

левский), теории транскоммуникации

Читинской области» и подготовлена об-

(В.И. Кабрин), которые определили на-

ластная комплексная целевая програм-

правление научных исследований пси-

ма «Школьная психологическая служба

хологов Забайкальского края.

1995-2000 гг.» при участии специалиста

В разное время подготовка психо-

областного управления образования

логов осуществлялась в 4 вузах реги-

Читинской области Г.И. Зимирева.

она - Забайкальском государственном

гуманитарно-педагогическом универ-

гии. Созданы и успешно функциониру-

ситете им. Н.Г. Чернышевского («спе-

ют психологические центры: областной

циальная психология»; «бакалавр пси-

психологический Центр «Дар», центр

хологии»; «бакалавр педагогики: прак-

помощи семье и детям «Доверие», центр

тическая психология в образовании»

диагностики и консультирования «Се-

«педагогика и психология», «психоло-

мья», Центр психолого-медико-социаль-

гия»; заведующий кафедрой теоретичес-

ного сопровождения «ЛАД» Комитета

кой и экспериментальной психологии

образования администрации городско-

В.И. Екинцев, зав. кафедрой общей и

го округа «Город Чита», психотерапев-

практической психологии О.В. Ворона,

тический центр развития и коррекции

зав. кафедрой специальной психологии

личности «Кодар», психологический

Н.М. Дьячкова); Читинском государствен-

центр «Успех» и другие. Психологичес-

ном университете (с 2004 г. специальность

кие структуры (службы) функциониру-

«психология», заведующая кафедрой

ют и в ведомственных учреждениях -

психологии доктор пед. наук, профессор

Забайкальская железная дорога (фили-

К.Г. Эрдынеева); Читинском институте

ал ОАО РЖД), Управление исполнения

повышения квалификации работников

наказаний по Читинской области и дру-

образования (специальность «педагогика

гих. Большой вклад в развитие психоло-

и психология», зав кафедрой психологии

гического образования и психологичес-

Т.А. Пономаренко, зав. Центром приклад-

кой службы в системе образования вне-

ной и практической психологии Л.К. Пор-

сла доктор пед. наук Т.К. Клименко. По

тнова; Читинским институтом (филиал)

данным Комитета образования, науки и

Байкальского государственного универ-

молодежной политики Читинской об-

ситета экономики и права (специализация

ласти, в 2007 г. в общеобразовательных

< Психология управления персоналом» на

школах и детских садах работало 325 пе-

базе специальности «Экономика труда»

дагогов-психологов, в психологических

зав. кафедрой психологии и социологии

центрах органов образования - 41 спе-

Е.П. Федорова).

циалист, в реабилитационных учреж-

В последние годы в Забайкальском

дения около 40 педагогов-психологов

крае наблюдается активное развитие

в коррекционных учреждениях-около

практической и прикладной психоло-

10 специальных психологов.

Раздел 2. Биографические и профессион внесли свой вклад в становление пси

альные сведения о людях, которые 1хологии в Читинской области

Т.К. Клименко (11. 06. 1953 г.р., с. Быр-

Т.А. Терехова (15. 07. 1948 г.р.

ка Приаргунского района Читинской

Чита), доктор психологических наук

области), доктор педагогических наук,

профессор. С 1975 г. по 1999 г. работала

профессор, председатель диссертаци-

в Забайкальском институте железнодо-

онного совета по защите кандидатских

рожного транспорта от ассистента до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диссертаций по специальности 13.00.01

заместителя директора по учебной ра-

Общее образование, история педагогики и

боте. В 1991 г. защитила кандидатскую

образования. В 1986 г. окончила аспиран-

диссертацию, а в 2000 г. - докторскую

туру МПГУ им. В.И. Ленина и защитила

диссертацию по теме «Мотивацион-

кандидатскую диссертацию. Окончила

ная детерминация познавательной де-

цокторантуру Хабаровского государс-

ятельности личности» (специальность

твенного педагогического универси-

19.00.01 Общая психология, психология

тета и в 2000 г. защитила докторскую_____________личности, история психологии). С 2000 г

диссертацию «Становление личности

по 2002 г. работала заместителем ди-

будущего учителя в условиях иннова-

ректора по учебной работе Читинского

ционного образования», автор более 50

филиала Современного гуманитарного

научных работ, в том числе «Иннова-

университета. С 2002 г. и по настоящее

ционное образование как фактор ста-

время работает профессором кафедры

новления будущего учителя» (моно-

психологии и социологии Читинского

графия, 1999). По инициативе Т.К. Кли-

института Байкальского государствен-

менко с 2004 г. в Забайкальском государс-

ного университета экономики и права

твенном гуманитарно-педагогическом

Является автором более 120 научных

университете им. Н.Г. Чернышевского

публикаций, в том числе 3 монографий

(ЗабГГПУ) открыт диссертационный со-

и 6 учебных пособий. Основные труды

вет К 212.069.02 по защите кандидатских

(монографии): «Моделирование учеб-

диссертаций, председателем которого

ных дисциплин в вузе», 1999 г.; «Пси-

она является. За 10 лет работы аспиран-

хологический анализ познавательной

туры и 4 года работы диссертационно-

деятельности личности», 2003 г.; «Стра-

го совета 25 аспирантов и соискателей

тегии эффективного руководства: пси-

подготовлено под руководством докто-

хология возможного».

ра пед. наук Т.К. Клименко, организа-

С 2004 г. является членом

межреги

онального диссертационного совета

тора развития психологического обра-

зования и психологической службы в

(кандидатского) при Дальневосточном

Читинской области.

государственном университете путей

сообщения (г. Хабаровск). Под руководс-

твом проф. Т.А. Тереховой защищено

10 кандидатских диссертаций. Научные

интересы: психология труда (психоло-

гия профессионального выгорания

личностные детерминанты професси-

ональной деятельности специалиста

психология профессиональной карь-

еры), общая психология (психология

познавательной деятельности), эконо-

мическая психология (психологические

аспекты экономической социализации)

Т.А. Терехова

г

ЗабГГПУ (открытом в 2003 г.) действо-

вали по 2008 г. 4 кафедры: теоретичес-

кой и экспериментальной психологии

Раздел 3. Коллективы, которые

плодотворно работают в области

психологии в Забайкальском крае

3. 1. Факультет психологии

Забайкальского государственного

гуманитарно-педагогического

университета

B составе факультета психологии

Н.И. Bиноградова

общей и практической психологии

специальной психологии, психологии

(межфакультетская кафедра), на кото-

Н.И. Bиноградова (18.09. 1957 г.

рых работают более 70 преподавателей

г. Чита), доктор психологических наук.

обучающих более 1000 студентов на оч-

B 1991 г. защитила кандидатскую дис-

ном и заочном отделении. B настоящее

сертацию по педагогике в Bолгоградс-

время на факультете работают 3 кафед-

ком государственном педагогическом

ры: психологии образования, теорети-

институте им. Серафимовича. Закон-

ческой и прикладной психологии, спе-

чила докторантуру под руководством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циальной психологии.

Н^. Кузьминой при лаборатории «Ак-

На факультете психологии сформи-

меологии профессионального образо-

ровалось несколько направлений на-

вания» Ленинградского государствен-

учно-исследовательской деятельности:

ного университета им. А.С. Пушкина. B

этнопсихологии (канд. психол. наук

2006 г. защитила докторскую диссерта-

доц. Э.Л. Bанданова и др.); психологии

цию «Психологические закономернос-

профессионализма (докт. психол. наук

ти развития профессионализма учите-

проф. Н.И. Bиноградова); психологии

ля начальной школы» по специальнос-

коммуникации, юридической и истори-

ти 19.00.13 Психология развития, акмео-

ческой психологии (канд. психол. наук

логия; 19.00.07 Педагогическая психология.

проф. B.^ Екинцев); экологической

B настоящее время заведует кафедрой

психологии (канд. психол. наук, проф

психологии образования ЗабГГПУ

^M. Сараева и др.); семейной психоло-

им. Н.Г. Чернышевского. Автор 68 на-

гии (канд. пед. наук, доц. M.B. Семина);

учных работ. Основные труды - моно-

психологии аддиктивного поведения

графии: «Акмеологические механизмы

(канд. психол. наук, доц. О.Б. Симатова)

становления профессионализма учите-

и др. Проводятся исследования по эко-

ля начальной школы»; «Становление

логической психологии в лаборатории

профессионализма педагога: факторы,

«Системных исследований психики»

условия, закономерности»; «Акмеоло-

(рук. ^M. Сараева).

гия профессионально педагогического

B 2007 г. коллектив кафедры теорети-

образования» (2004-2006 гг.).

ческой и экспериментальной психоло-

гии (зав. кафедрой B.^ Екинцев) совмес-

тно с АНО «Забайкальское региональ-

ное агентство общественных коммуни-

каций» (рук. Е.П. Федорова) выполнил рия по изучению профессионально-лич-

грант Президента РФ для некоммер- ностных проблем педагога. Современное

ческих организаций «Профилактика содержание деятельности структуры ох-

зависимого (аддиктивного) поведения у ватывает широкий спектр вопросов: пси-

детей и подростков», в котором реали- холого-педагогическое сопровождение

зуется программа профилактики, раз- ЕГЭ и профильной школы, бесконфлик-

работанная О.Б. Симатовой; проводится тное поведение, обучение учителей пси-

исследование проблем коммуникации, хотерапевтическому взаимодействию,

девиантного поведения в молодежных одаренность и пр. Разработаны програм-

субкультурах, психологии туризма (под мы переподготовки для преподавателей

У У У 1 ' У 1 V < рук. В.И. Екинцева). Преподавателями психологии и специалистов по домашне-

кафедры специальной психологии реа- му обучению «Гувернер».

лизован грант Президента РФ (2008 г.) у у У г г

для некоммерческих организаций «До- 3.3. Центр прикладной

машний патронаж детей-инвалидов с и практической психологи

низкой способностью к реабилитации и Читинского института

их семей» (рук. Л.Г. Заборина). Сотруд- повышения квалификации

ники факультета психологии участво- работников образования

вали в выполнении грантов российских

научных фондов (РФФИ - И.В. Замаре- В 1992 г. была создана лаборатория

хина, А.В. Черданцева, И.В. Бондаренко, прикладной и практической психоло-

РГНФ - Н.М. Сараева и др.). гии (руководитель канд. психол. наук

Е.В. Змановская), которая в 1994 г. пре-

3.2. Кафедра психологии образована в центр прикладной и прак-

Читинского института тической психологии (в настоящее вре-

повышения квалификации мя руководитель к.пс.н. Л.К. Портно-

работников образования Г У т ^ г ва). Направления деятельности центра:

научное, методическое и прикладное.

Кафедра психологии и педагогики в У 7 п ^ 1 Научное направление предполагает

Читинском ИПК создана в 1990 г. Актив- у г г проведение научных исследований, те-

ным организатором кафедры выступила Г ^ У 7 оретическое обоснование и разработка

канд. пед. наук. В.И. Грабеклис, возглав- психодиагностических, психокоррекци-

лявшая ее до 1998 г. За период сущес- онных, развивающих программ, а также

твования кафедры в ее состав входили разработка и апробация современных

Н.В. Гузяева, канд. психол. наук; А.В. Ро- психолого-педагогических технологий.

гова, доктор. пед. наук; В.А .Сарапулов, Методическое направление реализуется

канд. пед. наук; Т.И. Ежевская, канд. пси- через следующее содержание: создание

хол. наук. Сотрудники кафедры решали 1 > 'У I банка данных о службе практической

задачу психологического сопровождения У г психологии в образовательных учреж-

личности учителя в образовательном г г дениях, оказание методической помо-

процессе, обучения его психологичес- щи педагогам-психологам через курсы

ким методам эффективного взаимодейс- повышения квалификации, проблем-

твия, развития фасилитативных умений ные семинары, стажировки и индиви-

' Г Г Г V*. Г V ^ ^ и навыков. С 1999 г. структура переиме- дуальные консультации. В центре отра-

ГУ У I I нована в кафедру психологии ЧИПКРО 'У У I I батывается экспериментальная модель

(зав. кафедрой канд. психол. наук, доц. профессионального сопровождения пе-

Т.И. Пономаренко). При кафедре откры- дагогов-психологов, по накопленным и

та научно-исследовательская лаборато- экспериментально обоснованным мате-

риалам, выявляющим уровень и разви- ЧИ БГуЭиП по проблемам организации

тие профессиональной компетентнос- учебного процесса и аспектам внутриву-

ти. Одним из приоритетных направле- У г ] Г* ] зовской работы под руководством канд.

ний деятельности центра является мето- г • ГУ ^ филос. наук, доц. А.Г. Янкова («Удовлет-

дическое обеспечение муниципальных воренность материальным стимулирова-

служб психолого-педагогического и ме- нием и оплатой труда преподавателей»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дико-социального сопровождения. «Совершенствование научно-исследова-

г J тельской работы в вузе», «Оценка студен-

3.4. Кафедра психологии там качества преподавания дисциплин»).

и социологии Читинского института Научные проблемы, над которыми рабо-

(филиала) Байкальского тают сотрудники кафедры в настоящее

государственного университета время: «Личностные детерминанты про-

экономики и права фессиональной деятельности специалис-

та», «Психологические аспекты экономи-

Кафедра была образована в Читин- ческой социализации» (доктор психол.

ском институте Байкальского государс- наук, проф. Т.А. Терехова), «Психология

твенного университета экономики и пра- профессиональной карьеры» (канд. пси-

ва в феврале 2005 г. (заведующая кафед- хол. наук, доц. Н.В. Гузяева), «Становление

рой к.пс.н, д. Е.П. Федорова). Основным «жизненного пространства» человека»

направлением работы кафедры является (канд. психол. наук, доц. Е.П. Федорова),

обеспечение профессионально-психоло- «Исследование социальных представле-

гического компонента в подготовке эко- ний в контексте современной социально-

номистов и менеджеров, подготовка по экономической и политической ситуации

специализации «Психология управле- в забайкальском крае» (канд. психол. наук,

ния персоналом» (на базе специальности Г V лг ■ У ' доц. Е.П. Федорова; канд. психол. наук,

«Экономика труда»). Другое направле- доц. Н.В. Гузяева; канд. психол. наук, доц.

I 7' / / '1 у г ние работы кафедры - научные исследо- В.И. Екинцев).

вания в области экономической психо-

логии и психологии труда, осуществлен- 3.5. Кафедра психологии Читинского

ные под руководством доктора психол. государственного университета

наук, проф. Т.А. Тереховой.

Кафедра работает при тесном взаимо- Кафедра психологии образована в

действии и сотрудничестве с кафедрой 2003 г. (зав. кафедрой доктор пед. наук,

социальной и экономической психо- проф. К.Г. Эрдынеева), входит в состав

логии Байкальского университета эко- социально-психологического факульте-

номики и права (зав. кафедрой, доктор та Института социально-политических

психол. наук, проф. А.Д. Карнышев). За систем; осуществляет подготовку специа-

небольшой период существования пре- ; У ' {^ У ^ листов по специальности «психология» с

подавателями кафедры подготовлено 2004 г.; обеспечивает преподавание психо-

более 30 научных публикаций, среди логических дисциплин, подготовку спе-

которых 3 монографии, 2 учебных посо- циалистов-психологов к системе допол-

бия. По инициативе кафедры образована нительного профессионального образо-

учебно-научная лаборатория социоло- вания. Коллектив кафедры сосредоточи-

1 ' г г гических и психологических исследова- вает свою научную деятельность на ана-

ний, в рамках которой проводятся при- лизе подходов в современной психологии

кладные социально-психологические ис- и использовании новейших психолого-

следования, а также социологические оп- педагогических технологий в подготовке

росы среди преподавателей и студентов специалистов-психологов, на разработке

психолого-педагогических основ и мето- С 2004 г. центр представляет собой еди-

дического обеспечения становления про- ную (городскую) службу психолого-ме-

фессионала в оптимальных условиях его дико-социального сопровождения учеб-

личностной реализации. Основные на- но-воспитательного процесса. В составе

правления научных исследований: «Со- центра осуществляет деятельность город-

циально-психологическое обеспечение ская психолого-медико-педагогическая

региональной политики», «Психология комиссия (ПМПК). Психологами центра

коренных народов Забайкалья», «Психо- проводятся тренинги личностного роста,

логия здоровья», «Психологический об- занятия по развитию коммуникативных

раз профессионала в культурах мира», навыков, группы коррекции детско-ро-

«Этнопсихологическая безопасность ре- дительских отношений, профилактике

гиона», «Психология и проблемы станов- эмоционального выгорания, занятия по

ления правопорядка», «Психологические подготовке детей к школе, с использова-

основы подготовки социальных работни- нием методов арт-терапии, сказкотера-

ков в Забайкалье». При кафедре действу- пи, песочной терапии, игровой терапии,

ет лаборатория «Здоровьесберегающие психодраммы и других. Программы охва-

технологии в высшей тттколе». тывают детей в возрасте от 3 лет, учащих-

ся школ, педагогов, родителей. В центре

3.6. Центр психолого-медико- осуществляют деятельность следующие

социального сопровождения «ЛАД» специалисты: педагоги-психологи; де-

Комитета образования администрации тские психологи, учителя-дефектологи,

городского округа «Город Чита» учителя-логопеды, профконсультанты,

(директор центра психолог У ’ Г Г У 1 ' психологи-диагносты, семейные психо-

Е.О. Казаченко). логи, психологи- консультанты.

Центр создан в 2003 г. в рамках реали- 3.7. Психотерапевтический центр

зации программы «Развитие образова- развития и коррекции

ния в городе Чите». Деятельность цент- личности «Кодар»

ра направлена на:

- оказание помощи детям и под- Центр «Кодар» образован в 1999 г.

росткам группы риска, диагностику, (директор психотерапевт А.И. Колчин).

адаптацию, реабилитацию, первичную В настоящее время коллектив ТТРИКЛ

^ г 7 г 3 помощь в решении проблем несовер- «Кодар» состоит из 5 психотерапев-

шеннолетних; усиление роли и статуса тов, получивших профессиональную

V ; ^ ^ г у психолога, социального педагога; учеб- 7 У г г J подготовку в ведущих психотерапевти-

но-методическое обеспечение деятель- ческих учреждениях России (таких как

ности педагогов классов выравнивания Санкт-Петербургский научно-иссле-

и компенсирующего обучения; на про- довательский психоневрологический

филактику алкоголизма, наркомании в институт им. В.М. Бехтерева, Восточно-

среде детей и подростков; У г ' Европейский институт психоанализа).

- решение проблем, связанных со Научный руководитель центра - доктор

своевременным выявлением, воспита- мед. наук, проф. Н.В. Говорин (зав. ка-

нием, обучением, социальной адапта- федрой психиатрии, наркологии и кли-

цией и интеграцией в обществе детей с нической психологии ЧГМА).

различными отклонениями в развитии, За годы работы в стенах центра было

приводящим к школьной дезадаптации проведено 154 различные группы. Среди

(проблемам в обучении и поведенчес- них: психодинамическая - 17, транспер-

ким расстройствам). сональная - 115, телесно-ориентирован-

ная - 16. Общее число пациентов, прошед- Раздел 4. Данные об инновациях,

ших групповую психотерапию, равняет- научных теориях, новых

ся 1400 человек. На базе «Кодара» в 2005 г. психологических идеях,

образован клуб бывших пациентов «Ин- новых организационных формах

теграция», участники которого принима- психологического сопровождения,

ют активное участие как в неформальной наличия аспирантуры

жизни центра, так и являются вспомога- и докторантуры и т.д., которые

тельным ресурсом для психотерапии в зародились и развиваются в регионе

рамках терапевтического сообщества. С

2004 г. работа ЦРИКЛ «Кодар» осущест- 4.1. В ЗабГГПу ведется подготовка в

вляется совместно с кафедройпсихиатрии, аспирантуре по специальностям: 19.00.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркологии и клинической психологии Общая психология, психология личности, ис-

ЧГМА. Силами сотрудников центра регу- тория психологии; 19.00.13 Психология раз-

г;^ ' ' г г — лярно проводятся учебные циклы: серти- вития, акмеология; 19.00.07 Педагогическая

фикационные, тематического и общего психология. В связи с удаленностью регио-

усовершенствования по психотерапии. С на от ведущих психологических центров

2006 г. проходят циклы профессиональ- и отсутствием традиций в подготовке ас-

ной переподготовки, продолжитель- пирантов по психологии использовалась

ностью 560 ч. Основные виды помощи: такая форма научно-педагогического

индивидуальная, групповая, семейная сопровождения аспирантов, как межре-

психотерапия, психологические и бизнес- гиональная школа молодых ученых, в ко-

тренинги. Методы, применяемые в рабо- торой принимали участие ведущие уче-

те: психоаналитическая психотерапия, ные в области психологии и педагогики:

индивидуальная и групповая личностно доктор психол. наук, проф. В.Е. Клочко;

ориентированная (реконструктивная) доктор психол. наук, проф. О.М. Крас-

психотерапия, телесно-ориентированная норядцева; доктор пед. наук, проф

психотерапия, трансперсональная психо- Г.Н.Прозументова;докторпед.наук,проф.

терапия, системная семейная психотера- Л.Н. Куликова; доктор пед. наук, проф.

пия, психодраматерапия. ' ' ' ' Г > 1 У ' Г I Н.В. Чекалева и др. Данная форма на-

учно-педагогического сопровождения

3.8. Психологический центр «Успех» ведущими специалистами аспиран-

тов позволила осуществлять успешную

Центр «Успех» создан в 2001 г. и специ- подготовку аспирантов по специаль-

ализируется на оказании комплексной ^ ' і ности 19.00.01 Общая психология, пси-

психолого-педагогической помощи де- хология личности, история психологии в

тям и подросткам, а также их родителям. ЗабГГПу. Теория психологических сис-

Проводятся индивидуальные и группо- тем В.Е. Клочко оказала ключевое влия-

вые консультации по вопросам детско- ние на становление научного и профес-

родительских и семейных отношений, синального мышления психологов-ис-

коррекционные и развивающие занятия следователей. В настоящий период фа-

с детьми разных возрастов. Реализуются культет психологии тесно сотрудничает с

такие развивающие программы для де- ТГу, ПИ РАО и др. научными центрами.

тей, как «Академия раннего развития», 4.2. В ЗабГГПу имеется длительный

«Скоро в школу». Центр «Успех» со- опыт проведения судебно-психологичес-

трудничает с центром содействия ран- ких экспертиз (Н.М. Сараева, В.Я. Гребнев,

нему развитию детей «Умный ребенок» В.И. Екинцев и др). Первые судебно-пси-

( Москва), Институтом практической пси- хологические экспертизы проводились

хологии «Иматон» (Санкт-Петербург). канд. психол. наук, доц. Н.М. Сараевой.

По инициативе В.И. Екинцева в 2002 г. В.Г. Зарубина (СПб.; Чита) осуществлен

в Читинской лаборатории судебных эк- проект «Социально-политические пред-

спертиз МЮ РФ была создана лаборато- почтения населения Читинской области

рия судебно-психологической экспер- (руководитель проекта канд. псих. наук,

тизы. В рамках экспертной психологи- доц. Е.П. Федорова), который положил

ческой практики для решения юриди- начало систематическому исследова-

ческих задач внедряются новые психо- нию социально-политических проблем

логические экспертизы (В.И. Екинцев): Читинской области. С 2004 г. профес-

комплексная психолого-религиоведчес- сиональным сообществом психологов и

кая экспертиза по уголовному делу в социологов по инициативе Е.П. Федо-

г ] отношении военнослужащего, оставив- ровой и А.Г. Янкова была создана авто-

шего воинскую службу по религиозным номная некоммерческая организация

мотивам; психологическая экспертиза «Забайкальское региональное агентство

жеста по фотографии, опубликованной общественных коммуникаций», которая

в газете в гражданском деле о возмеще- на протяжении пяти лет осуществляла

нии морального ущерба и др.; разраба- г У прикладные социально-психологичес-

тывается психологическая экспертиза в кие и маркетинговые исследования в

образовании (экспертиза инновацион- Забайкальском крае. Под руководством

ных программ и др). Е.П. Федоровой в период 2007-2009 гг.

4.3. В регионе имеется практика по- реализован ряд исследовательских про-

литического консультирования и пси- ектов, направленных на изучение со-

хологического сопровождения полити- циально-экономических аспектов де-

ческой рг-деятельности, осуществляе- ятельности крупных предприятий За-

мая группой психологов и психотера- байкальского края. В настоящее время в

певтов (Е.П. Федорова, А.А. Кривошеев, исследовательскую практику внедрено

А.С. Федотов, Н.В. Гузяева). С 1993 г. проведение комплексных программ,

проводится экспертно-консультатив- предполагающих применение количес-

ное сопровождение избирательных твенных и качественных методов в при-

кампаний по выборам в региональные кладном социально-психологическом

исполнительные и законодательные исследовании. Занимаясь реализаци-

органы власти, в числе которых из- ей прикладных исследований и соци-

бирательные кампании: по выборам альных проектов в регионе, в течение

мэра г. Читы (1993); депутатов Государс- 2007 г. АНО «Забайкальское региональ-

твенной думы (1999, 2003 гг.); выборов ное агентство общественных коммуни-

главы администрации (губернатора) каций» осуществило грантовый проект,

Читинской области (1996, 2000, 2004 гг.); ■У г Г / поддержанный Президентом РФ (грант

кампания по подготовке и проведению для некоммерческих организаций

референдума по объединению субъ- № 628-рп от 15 декабря 2006 г.) под на-

I Г 1 ' 'У ^ У ектов РФ - Читинской области и Агин- званием «Профилактика зависимо-

ского Бурятского автономного округа го поведения у детей и подростков»,

(2007 г.); выборы Президента РФ (2004, силами трудового коллектива психо-

2008 гг.). Политическое консультирова- логов-педагогов и социологов вузов

ние сопровождается мониторингом и г. Читы, научное сопровождение которо-

изучением общественного мнения на- 7 У г г го осуществлено кафедрой теоретичес-

селения Читинской области. С 1999 по кой и экспериментальной психологии

2004 гг. социологической группой «Дау- ЗабГГПУ. Агентство является партне-

рия - социо» под научным руководством ром факультета психологии Томского

Г ' ^ У ГУ ^ доктора социологических наук, проф. государственного университета, Инсти-

У ^' Г У Г '

тута Социального Маркетинга (г. Моск- ле с криминальной направленностью,

ва), Института сравнительных социаль- проводить исследования в области юри-

ных исследований (Цессии) (г. Москва), дической психологии.

исследовательской группы «ЦИРКОН» Одной из особенностей Забайкалья

(г. Москва), Института Социологии РАН является его многонациональность,

(Санкт-Петербургское отделение). трансграничное географическое поло-

4.4. В психотерапевтическом центре жение, что требует исследований в об-

развития и коррекции личности «Ко- ласти этнопсихологии, в особенности

цар» апробированы и проводятся реф- этнопсихологические особенности на-

лексивно-динамические группы - раз- родов, проживающих на территории

новидность личностно ориентирован- Забайкалья и на территории пригра-

ной (реконструктивной) групповой ничных государств (Китай, Монголия).

психотерапии (в методике проведения Бурное развитие приграничного со-

А.И. Колчина); трансперсональная пси- трудничества между Китаем и Россией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хотерапия, основанная на методике го- актуализирует необходимость исследо-

1 Е- е ке ик [ Р 1 С і С £ и а на н Е- анн «в X £ К , с ' 1с пи ап Е- С ь у г; " вания проблем межкультурной комму-

рованная психотерапия с элементами никации и межэтнического взаимодейс-

символдрамы. Сотрудниками ЦРИКЛ твия, психологии туризма.

«Кодар» в течение нескольких лет вы- Миграционная служба Забайкаль-

полняется ряд научных исследований, ского края констатирует увеличение

доказывающих эффективность прово- количества прибывающих граждан из

димой ими психотерапии. Китая и стран СНГ. Возрастает и число

организаций, привлекающих иностран-

Раздел 5. Сведения о региональной ную рабочую силу, 29 районов области

специфике, которая требует привлекают иностранных рабочих. Ос-

своего решения в исследовательской новная часть работающих - граждане

и практической психологической КНР (70%), стран СНГ (29%). В связи с

деятельности федеральной программой экономи-

ческого развития Дальнего Востока и

Современное положение детей и под- Сибири (куда вошел и Забайкальский

ростков в Забайкальском крае характе- край), планируется переселение сооте-

ризуется возникновением различных чественников из стран СНГ. В Забай-

форм саморазрушающего поведения. кальском крае планируется реализация

Показатель заболеваемости в г. Чите проектов в горно-добывающей отрасли

выше среднего по России: хроническим (на Юго-Востоке области); ожидается

алкоголизмом в 1,5 раза, алкогольны- приход крупных инвестиций в Читинс-

ми психозами в 3 раза, наркоманией в кую область, что повлечет за собой мас-

3 раза, токсикоманией в 1,5 раза. Пока- совое привлечение трудовых ресурсов, в

затель заболеваемости в г. Чите по ал- том числе из других регионов России. В

когольным психозам среди подростков ситуации острой востребованности тру-

15-17 лет в 5,5 раз превысил средний по довых ресурсов и увеличивающегося

России. В связи с этим необходимо со- притока внешних трудовых мигрантов

вершенствовать превенцию правонару- (в основном из КНР) актуализируется

шений и профилактику аддиктивного необходимость исследования миграци-

поведения среди несовершеннолетних, онной ситуации в Забайкальском крае,

осуществлять психологическую реаби- ее влияния на образ жизни населения

литацию зависимых, изучать психоло- Забайкальского края.

гию молодежных субкультур, в том чис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.