Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Виктория Вячеславовна, Ромм Татьяна Александровна

Усиление внимания государства и общества к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса на всех уровнях образования актуализирует проблему готовности будущих педагогов к реализации воспитательных задач. Для определения перспектив указанной деятельности значимое место имеют положения современной теории воспитания, являющейся методологическим основанием рассмотрения роли, и места педагога и его субъектности в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Для того, чтобы достигнуть высокой степени готовности к профессиональной деятельности, необходимо обладать определенным личностным, интеллектуальным и деятельностным потенциалом, а значит, личностно-профессиональные изменения - неотъемлемый атрибут развития профессионально значимых свойств личности, которые должны быть включены в логику организации процесса профессионального образования в учебной и внеучебной составляющих. Успешность воспитательной деятельности начинающего педагога в будущем во многом зависит от активности студента в профессиональном саморазвитии в период его обучения в образовательной организации высшего образования. Готовность педагогов к воспитательной деятельности во многом обусловливается формированием профессиональной субъектной активности личности. Профессиональная субъектная активность рассматривается как активность личности, развивающая и реализующая ее субъектность в пространстве профессиональной деятельности. Основные характеристики субъектности: уникальность, активность, самостоятельность, ответственность, авторство собственной жизни и собственной истории, ценностные отношения, способность овладевать собственным поведением и порождать собственное поведение. Для формирования данных характеристик необходимо создание специальных условий в педагогическом вузе: организация горизонтального и вертикального субъектно-субъектного взаимодействия; развитие системы наставничества; развитие жизнедеятельности института как профессиональной воспитательной организации, создающей пространство накопления индивидуального профессионального стиля и операционального репертуара решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SUBJECTIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF UPBRINGING

The increased attention of the state and society to education as an integral part of the educational process at all levels of education actualizes the problem of the readiness of future teachers to implement educational tasks. To determine the prospects of this activity, the provisions of the modern theory of education have a significant place, which is the methodological basis for considering the role and place of the teacher and his subjectivity in the process of preparing for educational activities. In order to achieve a high degree of readiness for professional activity, it is necessary to have a certain personal, intellectual and activity potential, which means that personal and professional changes are an integral attribute of the development of professionally significant personality traits that should be included in the logic of the organization of the process of professional education in the academic and extracurricular components. The success of the educational activity of a novice teacher in the future largely depends on the student's activity in professional self-development during the period of study at the university. The readiness of teachers for educational activities is largely determined by the formation of professional subjective activity of the individual. Professional subjective activity is considered as the activity of a personality that develops and implements its subjectivity in the space of professional activity. Its main characteristics are uniqueness, activity, independence, responsibility, authorship of one's own life and one's own history, value relations, the ability to master one's own behavior and generate one's own behavior. For their formation, it is necessary to create special conditions in a pedagogical university: the organization of horizontal and vertical subject-subject interaction; development of the mentoring system; development of the institute's life activity as a professional educational organization that creates a space for the accumulation of individual professional style and operational repertoire for solving professional tasks.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ»

Научная статья УДК 378.147.88

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-2-15-139-151 ЕБ№ ТЕРЯСТ

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

Виктория Вячеславовна Абрамова1, Татьяна Александровна Ромм2Н 1 Аспирант кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

2Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

1упМ.аЬгашоуа@уаМех.ги, https://orcid.org/0000-0003-1593-0326 21гошт@шаД.тЕ|, https://orcid.org/0000-0001-5566-0418

Аннотация. Усиление внимания государства и общества к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса на всех уровнях образования актуализирует проблему готовности будущих педагогов к реализации воспитательных задач. Для определения перспектив указанной деятельности значимое место имеют положения современной теории воспитания, являющейся методологическим основанием рассмотрения роли, и места педагога и его субъектности в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Для того, чтобы достигнуть высокой степени готовности к профессиональной деятельности, необходимо обладать определенным личностным, интеллектуальным и деятельностным потенциалом, а значит, личностно-профессиональные изменения - неотъемлемый атрибут развития профессионально значимых свойств личности, которые должны быть включены в логику организации процесса профессионального образования в учебной и внеучебной составляющих.

Успешность воспитательной деятельности начинающего педагога в будущем во многом зависит от активности студента в профессиональном саморазвитии в период его обучения в образовательной организации высшего образования. Готовность педагогов к воспитательной деятельности во многом обусловливается формированием профессиональной субъектной активности личности.

Профессиональная субъектная активность рассматривается как активность личности, развивающая и реализующая ее субъектность в простран-

© Абрамова В. В., Ромм Т. А., 2022

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

139

стве профессиональной деятельности. Основные характеристики субъект-ности: уникальность, активность, самостоятельность, ответственность, авторство собственной жизни и собственной истории, ценностные отношения, способность овладевать собственным поведением и порождать собственное поведение. Для формирования данных характеристик необходимо создание специальных условий в педагогическом вузе: организация горизонтального и вертикального субъектно-субъектного взаимодействия; развитие системы наставничества; развитие жизнедеятельности института как профессиональной воспитательной организации, создающей пространство накопления индивидуального профессионального стиля и операционального репертуара решения профессиональных задач.

Ключевые слова: воспитание; профессиональная субъектная активность; субъектность; профессиональная подготовка; будущие педагоги

Исследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ, в рамках государственного задания № 073-03-2022-037

Для цитирования: Абрамова В. В., Ромм Т. А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 139-151.

http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151. https://elibrary.ru/teqrcj.

Original article

Formation of professional subjective activity of future teachers in the field of upbringing

Victoriya V. Abramova1, Tatiyana A. Romm2H

:Post-graduate student, department of pedagogy and psychology, institute of history, humanitarian and social education, Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk 2Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of pedagogy and psychology of the institute of history, humanitarian and social education, Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk

1virtal.abramova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1593-0326 2tromm@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-5566-0418

Abstract. The increased attention of the state and society to education as an integral part of the educational process at all levels of education actualizes the problem of the readiness of future teachers to implement educational tasks. To determine the prospects of this activity, the provisions of the modern theory of education have a significant place, which is the methodological basis for considering the role and place of the teacher and his subjectivity in the process of preparing for educational activities. In order to achieve a high degree of readiness

140

В. В. Абрамова, Т. А. Ромм

for professional activity, it is necessary to have a certain personal, intellectual and activity potential, which means that personal and professional changes are an integral attribute of the development of professionally significant personality traits that should be included in the logic of the organization of the process of professional education in the academic and extracurricular components.

The success of the educational activity of a novice teacher in the future largely depends on the student's activity in professional self-development during the period of study at the university. The readiness of teachers for educational activities is largely determined by the formation of professional subjective activity of the individual.

Professional subjective activity is considered as the activity of a personality that develops and implements its subjectivity in the space of professional activity. Its main characteristics are uniqueness, activity, independence, responsibility, authorship of one's own life and one's own history, value relations, the ability to master one's own behavior and generate one's own behavior. For their formation, it is necessary to create special conditions in a pedagogical university: the organization of horizontal and vertical subject-subject interaction; development of the mentoring system; development of the institute's life activity as a professional educational organization that creates a space for the accumulation of individual professional style and operational repertoire for solving professional tasks.

Keywords: education; professional subjectivity; subjectivity; professional training; future teachers

The study was carried out within the framework of the project "Development of scientific and methodological support for the training of class supervisors and curators of student groups in the implementation of the educational program", which is implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation, within the framework of state task № 073-03-2022-037

For citation: Abramova V. V., Romm T. A. Formation of professional subjective activity of future teachers in the field of upbringing. Social and political researches. 2022;2(15):139-151. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151. https://elibrary.ru/teqrcj.

Введение

Современное развитие профессиональных качеств педагогов тесно связано с развитием их воспитательной компетентности. Это продолжает традицию отечественной педагогики, в которой особое внимание уделяется ценностно-

смысловым основам образования личности, роли педагога как воспитателя, его позиции в духовно-нравственных координатах. Ожидания общества также подтверждают данную установку. Многочисленные исследования запросов родителей как наиболее заинтере-

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

141

сованной группы в совершенствовании образовательной практики позволяют зафиксировать на первых позициях следующие важные качества педагога: умение стать значимым для ребенка, готовность к коммуникации с отдельным ребенком и детским сообществом и т. д. [Ромм, 2010]. В исследовании Аналитического центра Национальное агентство финансовых исследований (2020 г.), посвященного профессионализму современного педагога, среди качеств которых не хватает современному педагогу, 15 % опрошенных назвали терпение и вежливость, 11 % — общительность [Мастер своего дела ... , 2020]. Именно данные психолого-педагогические характеристики составляют ядро так называемых надпрофессиональных компетенций, на достижение которых должна быть направлена система профессионального педагогического образования. Современное обращение к проблеме развития подготовки к воспитательной деятельности педагога связано с усилением внимания к воспитательным сюжетам в образовании [Примерная программа ... , 2020], что актуализирует проблему готовности будущих педагогов к реализации воспитательных задач.

Одним из ярких и успешных примеров опыта подготовки специалистов для сферы воспитания служит история историко-педагогических факультетов, созданных в ряде вузов СССР, и ее современная трансформация в Ново-

сибирском, Воронежском государственных педагогических университетах, в Костромском государственном университете [Киселев, 2007; Федеральная инновационная площадка ... , 2022]. В основе эффективной системы подготовки будущих педагогов к деятельности в сфере социального воспитания лежали принципы систематической, непрерывной практической профессиональной направленности всего образовательного процесса, творческой эмоционально и профессионально насыщенной воспитывающей среды, гуманистически ориентированной корпоративной культуры («духа факультета»), которые в совокупности создавали ценностно-смысловое поле жизнедеятельности людей (студентов, преподавателей), находившихся в данной среде.

К сожалению, исследовательские данные последних лет подтверждают, скорее, «кризис позитивной повестки» относительно реального состояния системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. С одной стороны, воспитательные задачи современной образовательной реальности требуют разработки теоретических, методических основ организации школьной жизнедеятельности. С другой -подготовка педагогов к продуктивному решению задач в сфере воспитания остается не вполне системной, затрудняя становление у будущих педагогов целостного профессионального подхода [Александро-

142

В. В. Абрамова, Т. А. Ромм

ва, 2020; Елькина, 2020]. Объективные причины подобной ситуации связаны с сохраняющейся рассогласованностью представлений о сущности воспитания и деятельности педагога как воспитателя в профессиональном сообществе; сокращением содержания теории и методики воспитания в образовательных программах вузовской подготовки; отсутствием системной деятельности образовательной организации высшего образования, направленной на формирование устойчивого профессионального отношения к воспитательной составляющей деятельности педагога.

В традиционном ключе при решении данной задачи в основном обсуждаются вопросы нормативного характера: увеличение часов на те или иные дисциплины, разработка организационно-правовых основ их реализации, приведение в соответствие с государственным или общественным заказом содержания тех или иных модулей образовательной программы, дискуссии о наборе компетенций и сути данных компетенций - всего того, что описывают стандартные требования к образовательной программе в части подготовки к воспитательной деятельности (организационно-педагогические условия и предполагаемые результаты) в нормативном аспекте.

Помимо признанных положений теории и методики профессионального образования, определяющих основы содержания подготовки пе-

дагогов к эффективному решению профессиональных задач в сфере воспитания, для определения перспектив указанной деятельности значимое место сохраняют актуальные идеи современной теории воспитания, являющейся методологическим основанием рассмотрения роли и места педагога и его подготовки к воспитательной деятельности [Селиванова, 2018]. Однако развитие педагогики последних лет сопровождалось привлечением к педагогическому анализу широкого контекста идей современного гуманитарного знания: герменевтики, феноменологии [Воропаев, 2012; Степанов, 2016]. Это актуализирует внимание исследователей к осмыслению внутренних психологических ресурсов личности для обеспечения внешних обстоятельств, способных оказать влияние на ее развитие. Несомненно, это способствует разработке вопросов профессионально-личностного развития педагогов [Фришман, 2021], обоснования личностно-

профессиональной позиции педагога как воспитателя [Григорьева, 2016; Шакурова, 2021], обсуждения психолого-педагогической составляющей в формировании воспитательной компетентности будущих педагогов [Щелина, 2021] и, в целом, усиления субъектности как значимой составляющей образовательных процессов.

Термин «субъективное», широко используемый в психологических теориях, означает уникальность

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

143

человека, присущую и психике, и познанию: «человек находится внутри бытия, а не только внешне его сознанию. В этом отношении бытие обступает нас со всех сторон» [Рубинштейн, 2002, с. 262]. В работах С. Л. Рубинштейна акцент явно прослеживается в том, что попытка рассматривать процессы, связанные с человеком в границах жесткой альтернативы: либо все изнутри, либо все извне, - непродуктивна. Становление человеческой субъектности не может быть сведено к доминанте природного или общественного. Социальные и биологические факторы, в первую очередь, некий «исходный материал», из которых в процессе собственной активности человек строит нечто третье, способствующее становлению собственной субъект-ности. С этим согласуется представление М. М. Бахтина о субъектности личности в ее отношениях «внутри бытия, а не только внешне его сознанию [Бахтин, 2000, с. 86]. «Онтология жизненного мира» (Ф. Е. Василюк) преодолевает отчуждение бытия от человека. «Живое существо изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности. Этот мир, оставаясь объективным и материальным, не есть, однако, физический мир <...> это - жизненный мир» [Василюк, 1984, с. 86]. Если же рассматривать мир вне связи с субъектом, он лишается своей психологической характеристики и предстает как «безжизненный» мир. Человек находится внут-

ри бытия, он причастен к разным слоям, уровням, ракурсам бытия, но по-разному понимает смысл этой причастности. Человеческая субъектность есть родовая специфика человека, форма практического освоения мира. Она объективируется за счет освоения и присвоения тех социально нормативных практик, задаваемых обществом, в которых человек реализует свои возможности и предпочтения.

Особое значение для субъектно-сти личности, по мнению К. А. Абульхановой, В. Н. Мясище-ва, играют те отношения, которые складываются в жизнедеятельности личности, в процессах ее деятельности и общения. «Только понятая через совокупность этих разных отношений к миру, личность может рассматриваться в своем отношении к деятельности. Анализ этого отношения возможен только на основе предварительного различения активности личности и ее деятельности» [Абульханова-Славская, 2001, с. 322]. Формирование отношения личности к деятельности происходит в процессе включения личности в деятельность, которая актуализирует жизненные ценности, субъективные потребности, иными словами, весь комплекс субъективных проявлений, от которых зависит успешность ее общественного существования.

Данные теоретико-

методологические положения особенно важны для определения основ совершенствования профессиональной подготовки будущих пе-

144

В. В. Абрамова, Т. А. Ромм

дагогов. Для того чтобы достигнуть высокой степени готовности к профессиональной деятельности, необходимо, во-первых, обладать определенным личностным, интеллектуальным и деятельностным потенциалом или, иными словами, базовыми стартовыми возможностями субъектно-ориентированного развития: личностные и специальные способности, базовые теоретические знания, сформированная мотивация достижений, направленность на саморазвитие, адекватность самооценки и др. Во-вторых, значимым условием для формирования профессиональной готовности (особенно в сфере воспитания) является обращение к индивидуальному опыту человека, в том числе в сфере воспитания, который может иметь различную эмоциональную основу: он может совпадать или нет с теми социокультурными установками, которые присутствуют в общественной и государственной норме.

Профессиональная субъектная

активность будущих педагогов: условия формирования

Личностно-профессиональные изменения - неотъемлемый атрибут развития профессионально значимых свойств личности, которые должны быть включены в логику организации процесса профессионального образования в учебной и внеучебной составляющих. Нацеленность на высокие профессиональные достижения, сопровождаемые ростом саморазвития, совершенствования всех сторон профес-

сиональной деятельности - суть процесса формирования субъектно-ориентированных свойств личности, которое обеспечивает личностно-профессиональный рост. Следуя логике резонанса внешних регуляторов профессионально-личностного развития и внутренних субъектно-личностных регуляторов, происходит пересмотр ценностей, самокоррекция, гармонизация внешнего и внутреннего. В этом -один из важнейших личностно-психологических механизмов развития профессиональной субъектной активности личности. Так, Н. Я. Большунова определяет данный механизм как «ответчивость» личности социокультурным основаниям с помощью социокультурной рефлексии [Большунова, 2005]. На данной психологической базе возможно построение системы формирования профессиональной субъектной активности будущих педагогов, обеспечивающей готовность педагогов к воспитательной деятельности.

Профессиональная субъектная активность личности может быть определена как активность личности, развивающая и реализующая ее субъ-ектность в пространстве профессиональной деятельности. Ее основные характеристики: уникальность, активность, самостоятельность, ответственность, авторство собственной жизни и собственной истории, ценностные отношения, способность овладевать собственным поведением и порождать собственное поведение [Абрамова, 2021].

145

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

Пилотный анализ данных, полученных в ходе бесед, опросов и анкетирования студентов различных курсов педагогического вуза, позволил выделить специфические критерии для оценки успешности развития указанной активности:

- овладение предметным теоретическим материалом по изучаемым учебным дисциплинам;

- овладение практическими знаниями и умениями, подтверждаемыми возможностью их успешного применения в практической деятельности;

- наличие устойчивого интереса к учебным занятиям и мотивации к познавательной деятельности;

- самостоятельность и ответственность при осуществлении выбора своих активностей;

- позитивный эмоционально-психологический климат в учебной группе;

- активность в общественной жизни образовательной организации высшего образования.

Существенным для реализации педагогом воспитательных функций является наличие у него чувства общности, способность создавать пространство совместной жизнедеятельности в коллективе. Для формирования данного чувства в образовательной организации высшего образования важно создавать пространство разнообразных социальных и профессиональных практик, в которых развивается агент-ность - активная самостоятель-

ность, способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор. Степень данной свободы определяется, в частности, принадлежностью человека к определенной социальной группе. Этому способствует организация жизнедеятельности в образовательной организации высшего образования, достижение «корпоративности», ощущения «элитности» в принадлежности к профессии, к образовательной организации высшего образования у студентов и преподавателей. В данном контексте усиливается значимость всего обыденного, опыта отношения с миром и к миру на принципах общности всех и со всеми. Такую «обыденную повседневность» может создавать системная воспитательная работа в образовательной организации высшего образования, обеспечивающая мощный мотивационный эффект, способная повлиять на формирование готовности, собственно, к воспитательной деятельности. Работа с мотивацией тесно связана со стимулированием интереса, созданием пространства для разнообразной активности, насыщением ее профессиональными смыслами. Идея о том, что, проживая в образовательной организации высшего образования те ситуации, которые тебе потом предстоит реализовывать в другой роли в общеобразовательной организации, привлекательна, но требует квалифицированного

146

В. В. Абрамова, Т. А. Ромм

сопровождения. А это требует пересмотра роли и места в воспитательной деятельности и ее носителей в образовательной организации высшего образования, в противном случае велик риск сведения всего к набору отчетных мероприятий.

Профессиональная подготовка педагогов в Новосибирском государственном педагогическом университете строится на основе усиления воспитательной составляющей учебной и внеучебной деятельности студентов. Стратегическим ориентиром для ее построения выступает развитие профессиональной субъектной активности. При этом интеграция организационно-педагогических условий выступает в качестве функции внешнего регулятора целостного образовательного процесса, а нарастающие личностно-психологические проявления субъектной активности - внутреннего. Их взаимосвязь и взаимообусловленность,

по-разному выстраиваемые на разных этапах, выступают как основополагающие требования для успешного становления, развития и совершенствования феномена субъектной активности.

Обеспечить достижение поставленных целей возможно при поддержке и развитии следующих условий.

В первую очередь, это организация горизонтального («студент-студент») и вертикального («студент-преподаватель») субъектно-субъектного (диалогового) взаимо-

действия, составляющего основу для формирования пространства профессиональной совместности и профессионального общения, в ходе которого не только реализуются общие цели и задачи, но происходит накопление и присвоение профессионально значимых ценностей.

Во-вторых, важным условием становится развитие системы наставничества (тьюторства) как формы организации освоения и закрепления профессионально значимого опыта в ходе решения задач профессиональных и социальных практик будущих педагогов при сопровождении более опытных, значимых «Других».

В-третьих, развитие жизнедеятельности педагогического университета как профессиональной воспитательной организации, в которой путем развития различных видов работы удовлетворяются индивидуальные и коллективные потребности с учетом требований и потребностей вузовской и профессиональной среды. К наиболее значимым с точки зрения развития профессиональной субъектной активности видам такой работы в образовательной организации высшего образования могут стать: а) исследовательская деятельность, которая формирует способность видеть проблемы в современном образовании, искать варианты решения; б) олимпиадное (конкурсное) движение, участие в котором способствует накоплению индивидуального профессионального стиля; в) не-

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

147

прерывная педагогическая практика, создающая возможности для накопления операционального репертуара решения профессиональных задач (раннее включение в практику позволяет не только адаптировать студентов к профессиональной деятельности, но и обогащать личност-но-значимыми смыслами, знаниями в процесс профессионального становления будущих педагогов).

Заключение

Задачи профессиональной деятельности образовательной организации высшего образования по подготовке будущего педагога к успешной современной воспитательной

деятельности связаны с обновлением программ и модулей профессионального образования, их совершенствование должно осуществляться на основе сохранения имеющегося теоретически обоснованного и апробированного ресурса теории и практики воспитания, обеспечивающего доказательность и эффективность предпринимаемых усилий. Успешность воспитательной деятельности начинающего педагога в будущем во многом зависит от активности студента в профессиональном саморазвитии в период обучения в образовательной организации высшего образования.

Библиографический список

1. Абрамова В. В. Профессиональная субъектная активность студента педагогического вуза / В. В. Абрамова, Т. А. Ромм // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 40-47.

2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. 304 с.

3. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14-21.

4. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. Санкт-Петербург : Азбука, 2000. 323 с.

5. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление: монография. Новосибирск : НГПУ, 2005. 324 с.

6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

7. Воропаев М. В. Феноменологические мотивы в теории воспитательных систем // Вопросы воспитания. 2012. № 1. С. 34-40.

8. Григорьева А. И. Современный педагог как воспитатель: приоритеты повышения квалификации // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С. 47-53.

9. Демакова И. Д. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании / И. Д. Демакова, И. Ю. Шустова // Педагогическое искусство. Научно-практический журнал. 2017. № 2. С. 100-108.

10. Елькина О. Ю. Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности / О. Ю. Елькина,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

148

В. В. Абрамова, Т. А. Ромм

Л. Я. Лозован, А. В. Мартынова // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 82-89.

11. Киселев Н. Н. Новосибирский истпед: связь времен / Н. Н. Киселев, Е. В. Киселева, Т. А. Ромм // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социальная работа. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 5. С. 11-18.

12. Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный педагог. иКЬ: https://nafi.ru/ana1ytics/шaster-svoego-de1a-kakiшi-kachestvaшi-do1zhen-ob1adat-sovreшennyy-uchite1/. (Дата обращения: 23.05.2022).

13. Примерная программа воспитания. Москва, 2020. иЯЬ: http://forш.instrao.ru/. (Дата обращения: 10.03.2022).

14. Ромм Т. А. Совершенствование и развитие профессиональной педагогической школы : сборник материалов по итогам проведенного исследования / Т. А. Ромм, Е. В. Богданова, О. М. Хлытина. Новосибирск : Изд. НГПУ, 2010. 128 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 960 с.

16. Селиванова Н. Л. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13, № 2. С. 45-52.

17. Сластёнин В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 21-22 февраля 2007 г. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2007. С. 5-14.

18. Степанов П. В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1(28). С. 20-30.

19. Федеральная инновационная площадка на базе ФГБОУВО «Костромской государственный университет» Система подготовки кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях. иКЬ: https://ksu.edu.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-uprav1eniya/instituty/institut-pedagogiki-i-psikho1ogii/federa1-naya-innovatsionnaya-ploshchadka.html. (Дата обращения: 10.03.2022).

20. Фришман И. И. Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. № 4 (13). С. 121-132.

21. Шакурова М. В. Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 3. С. 362-374.

22. Щелина Т. Т. О системном подходе к воспитанию студентов в контексте их личностно-профессионального развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. Москва : Психологический институт РАО, 2021. С. 77-81.

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

149

Reference list

1. Abramova V. V. Professional'naja sub#ektnaja aktivnost' studenta pedagogicheskogo vuza = Professional subject activity of a student of a pedagogical university / V. V. Abramova, T. A. Romm // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 5. S. 40-47. ' '

2. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Vremja lichnosti i vremja zhizni = Time of personality and time of life / K. A. Abul'hanova-Slavskaja, T. N. Berezina. Sankt-Peterburg : Aletejja, 2001. 304 c.

3. Aleksandrova E. A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov = Scientific and methodological support of teachers // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 6 (117). S. 14-21.

4. Bahtin M. M. Avtor i geroj: k filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk = Author and hero: to the philosophical foundations of the humanities. Sankt-Peterburg : Azbuka, 2000. 323 s.

5. Bol'shunova N. Ja. Sub#ektnost' kak sociokul'turnoe javlenie = Subjectivity as a sociocultural phenomenon : monografija. Novosibirsk : NGPU, 2005. 324 s.

6. Vasiljuk F. E. Psihologija perezhivanija = Psychology of experience. Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 200 s.

7. Voropaev M. V. Fenomenologicheskie motivy v teorii vospitatel'nyh sistem = Phenomenological motives in the theory of educational systems // Voprosy vospitanija. 2012. № 1. S. 34-40.

8. Grigor'eva A. I. Sovremennyj pedagog kak vospitatel': prioritety povyshenija kvalifikacii = Modern pedagogue as a teacher: priorities for advanced training // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2016. № 1. S. 47-53.

9. Demakova I. D. Pedagog kak vospitatel': znachimye harakteristiki vospitatel'noj dejatel'nosti, princip so-bytijnosti v vospitanii = Pedagogue as a teacher: significant characteristics of educational activity, the principle of co-existence in education / I. D. Demakova, I. Ju. Shustova // Pedagogicheskoe iskusstvo. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 100-108. '

10. El'kina O. Ju. Issledovanie otnoshenija studentov pedagogicheskih profilej k budushhej professional'noj dejatel'nosti = Research on the attitude of students of pedagogical profiles to future professional activities / O. Ju. El'kina, L. Ja. Lozovan, A. V. Martynova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 5. S. 82-89.

11. Kiselev N. N. Novosibirskij istped: svjaz' vremen = Novosibirsk istped: the connection of times / N. N. Kiselev, E. V. Kiseleva, T. A. Romm // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Juvenologija. Social'naja rabota. Sociokinetika. 2007. T. 13, № 5. C. 11-18.

12. Master svoego dela: kakimi kachestvami dolzhen obladat' sovremennyj pedagog = Master of his craft: what qualities a modern teacher should have URL: https://nafi.ru/analytics/master-svoego-dela-kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-sovremennyy-uchitel/. (Data obrashhenija: 23.05.2022).

13. Primernaja programma vospitanija = Approximate parenting program. Moskva, 2020. URL: http://form.instrao.ru/. (Data obrashhenija: 10.03.2022).

14. Romm T. A. Sovershenstvovanie i razvitie professional'noj pedagogicheskoj shkoly = Improvement and development of the professional pedagogical school: sbornik

150

B. B. AöpaMoea, T. A. POMM

materialov po itogam provedennogo issledovanija / T. A. Romm, E. V. Bogdanova, O. M. Hlytina. Novosibirsk : Izd. NGPU, 2010. 128 s.

15. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii = Fundamentals of general psychology Sankt-Peterburg : Piter, 2002. 960 s.

16. Selivanova N. L. Podgotovka budushhego pedagoga kak vospitatelja: teoreticheskoe obespechenie = Preparing the future pedagogue as a teacher: theoretical support / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov // Obrazovanie i samorazvitie. 2018. T. 13, № 2. S. 45-52.

17. Slastjonin V. A. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie i stanovlenie sub#ektnogo potenciala lichnosti uchitelja = Psychological and pedagogical education and the formation of the subject potential of the teacher's personality // Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii : materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 21-22 fevralja 2007 g. Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2007. S. 5-14.

18. Stepanov P. V. Specifika teorii vospitanija kak gumanitarnogo znanija = Specifics of the theory of education as humanitarian knowledge // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2016. № 1(28). S. 20-30.

19. Federal'naja innovacionnaja ploshhadka na baze FGBOUVO «Kostromskoj gosudarstvennyj universitet» Sistema podgotovki kadrov dlja organizacii vospitatel'noj dejatel'nosti v obrazovatel'nyh organizacijah = Federal innovation platform on the basis of the Federal State Budgetary Institution "Kostroma State University" Training system for organizing educational activities in educational organizations. URL: https://ksu.edu.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-pedagogiki-i-psikhologii/federal-naya-innovatsionnaya-ploshchadka.html. (Data obrashhenija: 10.03.2022).

20. Frishman I. I. Osobennosti processa professional'no-lichnostnogo razvitija pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija = Features of the process of professional and personal development of teachers of further education // Social'no-politicheskie issledovanija. 2021. № 4 (13). S. 121-132.

21. Shakurova M. V. Osobennosti formirovanija v vuze professional'noj sub#ektnosti budushhego uchitelja kak vospitatelja = Features of the formation in the university of professional subjectivity of the future teacher as a pedagogue // Obrazovanie i samorazvitie. 2021. T. 16, № 3. S. 362-374.

22. Shhelina T. T. O sistemnom podhode k vospitaniju studentov v kontekste ih lichnostno-professional'nogo razvitija v vuze = On the systematic approach to the education of students in the context of their personal and professional development at the university // Novaja psihologija professional'nogo truda pedagoga: ot nestabil'noj real'nosti k ustojchivomu razvitiju. Moskva : Psihologicheskij institut RAO, 2021. S. 77-81. ' ' '

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 03.05.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted on 10.03.2022; approved after reviewing 03.05.2022; accepted for publication on 12.05.2022

Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.