Научная статья на тему 'Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования'

Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашлач Виктор Михайлович

В статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей к развитию интеллектуальных способностей учащихся при обучении. Рассматривается возможный вариапт системы подготовки студентов физико-математических факультетов к развитию логической памяти учащихся на основе интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования»

РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ:

ГОУ ВПО «ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П.ЕРШОВА»

УДК 378.14

Кашлач Виктор Михайлович

Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, ректор Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, igpi@ishim.ru. Ишим

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Kashlach Victor Mikhaylovich

Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved teacher RF, rector of the Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute, igpi@ishim.ru. Ishim.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL MOBILITY OF TEACHER IN THE PROCESS OF THE VOCATIONAL EDUCATION

Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящих в высшей школе, являются необходимость ее обновления, сложное материально-экономическое состояние и стремление при этом войти в мировую образовательную систему.

Успех современного образования определяется прежде всего способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Государству, обществу необходим специалист, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Старый опыт в новых условиях может оказаться не только бесполезным, но даже вредным. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям и к ситуации в регионе в целом [6].

Как отмечает в своей работе П.Г. Щедровицкий, в сфере образования России накопилось три группы системных проблем: 1. Зауженная образовательная мобильность (нет образовательного пространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты не имеют возможности перемещаться по стране и погружаться в разные ситуации). 2. Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношение между лекциями и самоподготовкой должно быть иным, студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. 3. Кадры: лишь 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения. 4. Образование -это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия. 5. Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни отстает от идущих в обществе процессов и не может найти новые формы своего

функционирования. По признанию специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку ежегодно, по подсчетам американских ученых, специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний [1].

Побеждает тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов». Наступает время профессионалов. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России. В то же время сама система образования должна быть построена таким образом, чтобы способствовать осуществлению внешней и внутренней мобильности обучающихся в процессе их подготовки.

Мобильность - «отлаженность (шоЬШб - подвижный), подвижность, способность к быстрому передвижению, действию» [2]. В «Большом толковом психологическом словаре» категория «мобильность» соотносится с таким понятием, как «движение»: физическое движение или метафорическое движение. Широкое толкование данного понятия в различных лексикографических источниках способствует употреблению его с различными уточнениями (горизонтальная мобильность, социальная мобильность и т.д.).

Как известно, мобильность не является неотъемлемой частью профессионального образования. Однако данное образование выступает как средство обеспечения профессиональной мобильности. Одно из условий этого - получение необходимой квалификации. Поэтому, осуществляя профессиональную подготовку специалиста, при выстраивании модели выпускника нельзя обойтись без его мобильных характеристик. Многие ученые отмечают, что следует внести в модель специалиста педагогического профиля положение о его мобильности. С.Я. Батышев отмечает необходимость выдвижения в системе профподготовки специалистов педагогического профиля на первый план их профессиональной мобильности как способности самостоятельно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности. Кроме этого, необходимо в данной системе уделить особое внимание опережающей подготовке специалистов, поскольку уровень их профессионализма должен опережать процесс развития науки, техники и производства.

В области профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя, педагога накопилось большое количество вопросов. В чем проявляется мобильность учителя, педагога? Есть ли необходимость в подготовке будущих учителей, способных к профессиональной мобильности?

Учитель, по определению В.И. Даля, - это «наставник, преподаватель, профессор, обучатель», а педагог - это «человек, посвятивший себя это-

му предмету» (педагогике). Проблемы социального положения и престижа данной профессии исследовались учеными-социологами. В. А. Тумалев вводит такое понятие, как «учительская страта», которая представляет собой специфическую часть общества, профессионально реализующую наиболее значимые социальные и культурно-личностные общественные цели, ориентированные на процесс развития людских ресурсов и производительных сил. Для данной страты, по мнению ученого, характерны обязательные (присущие группе интеллигенции), специфические (отличающие учительство от других групп), сугубо специфические (отличающие подгруппы внутри страты) признаки. Обращают на себя внимание специфические признаки учительской страты, или, как их еще называет В.А. Тумалев, «дискриминирующие». Они включают в себя следующие признаки: «постоянное обновление и коррекцию знаний, педагогических технологий»; «высокую работоспособность в ситуации постоянного общения, интеллектуального и психического напряжения» (т.е. в нестабильной, постоянно меняющейся ситуации) [3].

В советский период отмечался рост численности учителей и высокая дифференциация учительских профессий. И сегодня мы можем наблюдать такие явления. Исходя из этого, необходимо вести подготовку учителя, способного к профессиональной мобильности внутри своей профессии. Этот вывод подтверждается и словами В.А. Ядова, который говорит о «профессиональной полифонии», или смешении многих профессий в одной более общей области, как, например, преподавание. Профессиональная полифония характеризуется размыванием одной области знаний во множестве специальностей (например, знания педагогики). Все это приводит, как считает ученый, к тому, что в обыденной жизни люди говорят уже не о профессии, а о работе, занятии, призвании. Мы можем, сделать вывод, что профессиональная мобильность учителя, осуществляемая им внутри своей профессиональной страты, должна входить в «идеологию» профессионализма учителя.

Меняющиеся социально-экономические условия природы нашего общества влекут за собой изменение подходов к развитию общества, в том числе и подходов к образованию. «...Цели образования также тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование и, обратно, - образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни» [4].

Образование развивается не в социальном вакууме, оно самым тесным образом связано со всеми сферами общественной жизни. Развитие государства, его политика и культура связаны с тем идеалом личности, который необходим обществу в каждый конкретный период.

Для достойного ответа на новый вызов и прорыв в будущее России необходима иная образовательная система, ориентированная на потребности общества знаний и на общественные ценности. Для этого необходима коррекция содержания образования, основанная на переходе от подготовки

человека, востребованного обществом, к подготовке человека, призванного создавать общество знаний. Необходимо изменить общий стиль обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Для этого уже сегодня нужны специалисты в области образования, способные эффективно действовать в меняющихся экономических, социальных, политических условиях; учителя, способные осваивать новое информационное поле, сохранять и приумножать достижения образования и культуры. Следовательно, в эпоху перемен на передний план выходит профессиональное образование учителей, направленное на упреждающее совершенствование преподавательского состава как школ, так и вузов [5].

Изменившаяся парадигма образования требует от учителя нового мышления, при котором могли бы быть созданы условия для развития индивидуальных способностей всех обучающихся, их самостоятельной познавательной активности по конструированию и углублению знаний. Мышление современного педагога должно быть творческим, способным чутко реагировать на изменения окружающей среды, готовым к решению возникающих проблемных ситуаций, вариативным и нестандартным, гибким и способным адаптироваться к новым условиям, толерантным к социальным факторам, устойчивым к психологическим раздражителям, валеологичес-ки и психически стрессоустойчивым. М.М. Кашапов делает вывод, что на данный момент востребован совершенно новый тип педагогического мышления, который бы соответствовал особым социально и личностно значимым задачам; стоящим перед современным педагогом.

Оформление новой педагогической парадигмы образования заставляет переосмыслить содержание тех компонентов деятельности педагога и его личности, которые повсеместно в общественном сознании объединяются в понятие «талантливого», «выдающегося» преподавателя. Педагогическая деятельность - это уникальное, ни с чем несравнимое явление, опирающееся на разнообразие знаний и требующее от преподавателя наличия специфических способностей, особого типа мышления и системы жизненных смыслов. В связи с этим следует определить, какие компоненты, составляющие в своей совокупности профессиональную модель учителя, могут обеспечить высокий результат его деятельности, опережающее развитие самой модели по отношению к окружающим педагога социальным процессам.

Современный учитель, играя значительную роль в формировании нового информационного типа общества, должен являться для окружающих примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, в развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Т.Е. Исаева в своем исследовании выделила следующие роли преподавателя в образовательном процессе: руководитель, наставник, образец, консультант, помощник, друг, информатор, социальный работник. Безусловно, можно добавить еще несколько ролей, но для нас интересен тот факт, что эти роли преподаватель может осуществлять в одном времен-

ном периоде в достаточно короткий срок, переходя от одной роли к другой. Именно наличие необходимости играть такое большое количество ролей, обусловленных основными функциями современного преподавателя, определяет развитие его профессиональной мобильности, реализуемой в поле вьпнеперечисленных ролей.

В данный период становления общества знаний необходима личность креативная, гибкая, пластичная, адаптивная. Педагогической системе, которая утверждается в новом обществе, соответствует и определенный тип педагога, способного к профессиональной мобильности. Именно такой педагог может подготовить поколение, которое станет опорой для нового общества - общества знаний.

Я.В. Дидковская рассматривает в своем исследовании с точки зрения социологии такой феномен, как «престиж профессии», и приходит к интересному выводу. Престиж профессии, по ее мнению, подвижен во времени, т.е. иерархия профессий в общественном сознании меняется, а это связано с изменениями потребностей рынка труда. Следовательно, престиж профессии, пользующейся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность факультетов и вузов, а значит, и дисциплин, выносимых на вступительные испытания. Выпускник школы ориентируется на повышенную подготовку по тем дисциплинам, которые обеспечат ему получение престижной специальности.

Поскольку престиж профессии является величиной переменной, то и дисциплины, обеспечивающие поступления, также меняются. Учитель должен быть готов к тому, что в ближайшие годы у учеников будет повышенный интерес к изучению его дисциплины. Опираясь на свою профессиональную мобильность, учитель должен обеспечить и удовлетворить эти потребности учеников.

Анализируя особенности деятельности учителя в современных условиях, можно сформулировать причины, обусловившие необходимость подготовки будущего учителя как специалиста, способного к профессиональной мобильности.

Современное образование сталкивается с различными проблемами. В связи с этим возможно выделить ряд предпосылок, которые обусловили необходимость подготовки профессионально мобильных специалистов сферы образования.

Первая группа предпосылок связана с процессом смены парадимы образования. Она направлена на формирование новой концепции образования, соответствующей потребностям личности и динамично развивающегося общества в условиях внедрения новых технологий обучения и воспитания.

Вторая группа предпосылок характеризуется процессом развития информационного общества, что связано с увеличением объема производимой информации, с увеличением информационного потребления, развитием новых информационных технологий и т.п.

Третья группа связана с интеграционными процессами в образовании, что характеризуется развитием системы непрерывного образования и высоким уровнем преемственности уровней образования, модернизацией учебных дисциплин и внедрением новых предметов, сформированных на основе интеграции, и т.д. И последняя группа связана с проблемами качества образования. Среди них следует выделить следующие: повышение требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожидний, возлагаемых на образование; расширение образовательных возможностей личности и др.

Опираясь на группы предпосылок, определяющих необходимость подготовки профессионально мобильных специалистов сферы образования, попытаемся выделить возможные основные виды профессиональной мобильности учителя. Прежде всего, это профессиональная мобильность в поле одной профессии - профессии учителя (учитель физики, учитель математики, учитель информатики - иногда одно и то же лицо в школе). Второй тип профессиональной мобильности - это мобильность в поле осуществления педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в нестандартных ситуациях и постоянно меняющихся условиях детерминирует необходимость приспособления и постоянной адаптации, смены типов поведения и ориентации в многообразии выполняемых ролей. Третий тип профессиональной мобильности - профессиональная мобильность в поле повышения профессионализма (постоянное обновление и модернизация знаний, умений; навыков, способность переучиваться и осваивать новые технологии). И четвертый тип мобильности - это профессиональная мобильность в поле устойчивого развития системы образования (участие в инновационных образовательных проектах, творческая активность).

Одной из ключевых задач современного профессионального образования является развитие способности будущих специалистов к осуществлению жизни и деятельности в нестабильных ситуациях, т.е. способности к мобильности вообще и профессиональной мобильности, в частности. Таким образом, современное профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалиста, способного к профессиональной мобильности, должно быть опережающим и ориентироваться на проектную деятельность как учебную активность студента.

Библиографический список

1. Щедровицкий, П.Г. Ситуация в области образования [Текст] / П.Г. Щедро-вицкий // Русский журнал. - 2000. - № 11.

2. Смирнов, С.А. Бытие в своде, или проблема культурной идентичности ситуации онтологического перехода [Текст] / С.А. Смирнов // Мир психологии. - 2004. - №3.-С. 240-255.

3. Тумалев, В.А. Учительство в ситуации социально-политических перемен: в 2-х ч. [Текст] / В.А. Тумалев - Спб.: СпбФЭУ, 1995. - Ч. 1. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.