УДК 378.016:78 (517.3)
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-65-70
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Церенжигмедийн Шаравцерен
вице-директор, Монгольская государственная консерватория Монголия, 14192, г. Улан-Батор, ул. Пекина, 25 E-mail: [email protected]
© Рулиене Любовь Нимажаповна
доктор педагогических наук, доцент, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
В статье обоснована актуальность ретроспективного анализа практики подготовки профессионалов в области музыкального искусства в контексте гуманитарных проблем человечества. Обозначены хронологические рамки комплексного изучения истории профессионального музыкального образования в Монголии (1937-2017). Выдвинуто гипотетическое утверждение о том, что становление профессионального музыкального образования в Монголии основано на органичном сочетании традиций и педагогических инноваций, позволяющих актуализировать содержание и формы музыкально-образовательного процесса и прогнозировать его дальнейшее развитие. Обозначены теоретико-методологические основы исследования, определены методы исследования (сравнительно-исторический и историко-ретроспективный), источнико-вая база исследования. Научная новизна исследования определяется особенностями становления профессионального музыкального образования в Монголии, вводом в научный оборот новых архивных документов и статистических материалов. Предполагается, что полученные теоретические и прикладные результаты позволят совершенствовать процесс реформирования профессионального музыкального образования в Монголии.
Ключевые слова: духовная культура; Монголия; педагогическая наука; ретроспективный анализ; профессиональное музыкальное образование; этапы становления.
В динамично меняющихся общественных, политических, экономических, национально-этнических отношениях мирового сообщества важную роль играет культура как сфера духовного воспроизводства человечества, фактор обеспечения национальной и международной безопасности [3], площадка диалога и взаимодействия в условиях глобализации [7], базис устойчивости общества [5].
Особое место в духовной культуре народа занимает музыкальная культура как наиболее выразительный и разнообразный вид художественной культуры, отражающий богатство внутреннего мира человека. Исследование музыкальной культуры дает возможность изучения эмоциональной динамики народа, национального колорита и «духа времени» эпохи [2].
Интерес ученых к музыкальной культуре в последнее время постоянно растет. Например, поисковая система научной электронной библиотеки «Киберленинка»
показывает более 27 тыс. статей по ключевому слову «музыкальное образование», в том числе более 9 тыс. в разделе «Народное образование. Педагогика».
Особое внимание исследователей обращено к эволюции музыкального образования и воспитания (около 6 тыс. статей). На наш взгляд, это связано с тем, что современная педагогическая практика, отвечая на вызовы информационного общества, ищет источники решения гуманитарных проблем человечества, которые направлены на поиск методов живого эмоционального воздействия на личность, технологий сохранения человеческого в человеке. Очевидно, что живая музыка способна победить в конкуренции с гаджетами в жизненном пространстве современной молодежи и детей.
То, каким путем будет развиваться профессиональное музыкальное образование, во многом определяет будущее духовной культуры народов и развитие современной цивилизации. Поэтому одной из актуальных проблем педагогической науки является ретроспективный анализ теории и практики подготовки профессионалов в области музыкального искусства: композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижеров хора и оркестра) и педагогов-музыкантов.
Актуальность данного направления научных поисков отражают работы, посвященные историко-теоретическому и педагогическому аспектам музыкального образования в России (Николаева Е. Н., 2000; Ковалева В. М., 2002; Останин П. П., 2003; Марчишина Т. В., 2004) и т. д.
Становление профессионального музыкального образования в Монголии связано с музыкально-хореографическим колледжем им. С. Гончигсумлаа, который являлся единственным в стране образовательным учреждением по подготовке профессиональных кадров для организаций культуры и искусств. За 80 лет в стенах колледжа подготовлено свыше 8000 специалистов по 40 профессиям.
Огромную помощь и поддержку на протяжении всей истории колледжа оказывали российские музыканты-педагоги. В частности, в 1972-1983 гг. неоценимый вклад в развитие теории музыки, классической музыки и балета внесли Ф. Евтодиенко, Ф. Корсакович, А. Ишкениль, А. Моисеев, Г. Айрапетян, Х. Хаханян, Э. Вернигора, А. Миронов.
Сегодня Монголия стоит перед выбором пути совершенствования системы образования: продолжение «российской линии», перестройка по западному образцу или поиск собственного варианта развития. С этим связан интерес монгольских исследователей, так, Б. Бадамжавын изучил периодизацию музыкальной культуры Монголии (2000 г.); Э. Гантумур рассмотрел музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах Монголии (2012 г.); Г. Шаует специально исследовала фортепианную музыку Монголии второй половины XX в. (2011 г.).
Вместе с тем историко-педагогический аспект развития музыкального образования не был до сих пор исследован учеными-педагогами, а имеющиеся публикации, посвященные организации дополнительного образования [1; 6 и др.] не позволяют представить целостную картину историко-педагогического развития музыкального образования в Монголии, проследить динамику формирования учреждений профессионального музыкального образования, формы их деятельности, кадровое и методическое обеспечение. Обнаруживается противоречие
между объективной потребностью в осмыслении процесса становления и развития профессионального музыкального образования в Монголии и отсутствием специальных исследований, позволяющих комплексно представить данный процесс в его исторической ретроспективе.
Хронологические рамки исследования определяются со времени создания художественной школы при Государственном центральном театре Монголии (1937 г.) до создания Монгольской государственной консерватории (2017 г.). Данный хронологический отрезок охватывает две исторические фазы: период Монгольской Народной Республики (с 1921 г.) и период постсоветской, демократической Монголии (с 1990 г.). В этот период были созданы историко-культурологичес-кие, социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения и становления музыкального образования в Монголии, подкрепленные нормативно-законодательными документами.
Для преодоления обнаружившегося противоречия необходимо осуществить историко-педагогический анализ архивных, документальных и научных источников и на этой основе выявить специфику процесса становления и основные тенденции развития профессионального музыкального образования в Монголии. Исследование будет направлено на решение следующих исследовательских задач: изучить социально-культурные предпосылки зарождения профессионального музыкального образования в Монголии; выявить роль советских/российских музыкантов-педагогов в становлении профессионального музыкального образования в Монголии; проанализировать состояние профессионального музыкального образования в Монголии в 1972-1992 гг.; изучить педагогическое наследие С. Гончигсулмаа — выдающегося монгольского музыканта-педагога; охарактеризовать Государственный музыкально-хореографический колледж им. С. Гон-чигсумлаа как центр профессионального музыкального образования в Монголии; разработать программу создания Монгольского университета музыки на базе Государственного музыкально-хореографического колледжа им. С. Гончигсум-лаа; определить особенности реализации программ академического музыкального образования в Монгольской государственной консерватории.
В качестве гипотезы исследования выдвигаем следующие предположения: 1) становление профессионального музыкального образования в Монголии основано на органичном сочетании традиций и педагогических инноваций, позволяющих актуализировать содержание и формы музыкально-образовательного процесса и прогнозировать его дальнейшее развитие; 2) становление профессионального музыкального образования в Монголии охватывает три этапа: 1-й этап — общее музыкальное образование в структуре Художественной школы и Музыкально-драматической школы (1937-1972 гг.); 2-й этап — среднее профессиональное образование на базе Музыкального колледжа, Музыкально-хореографической школы, Музыкально-хореографического колледжа (19722002 гг.); 3-й этап — реализация образовательных программ бакалавриата в Музыкально-хореографическом колледже и создание Монгольской государственной консерватории (2002-2017 гг.).
Теоретико-методологические основы исследования включают культурологический подход в искусстве (А. И. Арнольдов, Л. П. Буева, Л. С. Вагинова, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян, А. Г. Спиркин и др.), культурологиче-
ский подход в педагогике (Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова и др.), методологию педагогики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин и др.), концепцию музыкально-исторического процесса (Б. В. Асафьев); цивилизационный (Г. Б. Корнетов) и парадигмальный (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов) подходы к изучению истории педагогики; результаты отечественных историко-педагогических исследований в области музыкального образования О. А. Апраксиной, Т. Н. Батуринской, С. И. Дорошенко, Л. В. Кикнадзе, Д. Л. Локшина, С. Н. Морозовой, М. Г. Плоховой, Т. Л. Якубовской и др.; основные концептуальные положения, раскрывающие содержание и организацию методологической подготовки учителя музыки в вузе, получившие обоснование в исследованиях Э. Б. Абдуллина, Т. А. Колышевой, Б. М. Целковникова и др.
Значимыми для обоснования концептуальных положений диссертаций представляются идеи, раскрывающие сущность творчества, роль и место искусства в жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Медушевский, Б. С. Мейлах, А. А. Ме-лик-Пашаев, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Я. А. Пономарев, Г. М. Цыпин и др.); комплексный и полихудожественный подход к музыкальному образованию (Д. Б. Кабалевский, Е. В. Ремнева, В. А. Сухомлинский, Т. В. Фуртаева, В. Н. Шацкая, Г. П. Шевченко, Б. П. Юсов и др.).
В исследовании будут использованы сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы исследования, направленные на изучение, анализ и теоретическое обобщение архивных материалов. Диахронный метод позволит выделить периодизацию становления музыкального образования в Монголии. Конструктивно-генетический метод будет способствовать репрезентации исторического опыта на современном этапе развития профессионального музыкального образования в Монголии.
Источниковую базу исследования составляют материалы государственного центрального архива Монголии, архива Монгольской народной партии, архива Союза монгольских работников искусства, архива Музыкально-хореографического колледжа; монографии, статьи и диссертационные исследования в области истории педагогики, общей педагогики, культурологи и искусствоведения, теории и методики музыкального образования; нормативно -правовые и программно-методические документы; статистические сборники по вопросам образования и культуры; стенограммы интервью с педагогами колледжа; материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые будет предпринята попытка исследования становления профессионального музыкального образования в Монголии; предложена и охарактеризована периодизация зарождения и становления профессионального музыкального образования в Монголии; введены в научный оборот новые архивные документы и статистические материалы, ранее невостребованные историко-педагогическими исследованиями.
В рамках исследования будут обоснованы классификации форм, видов и средств профессионального музыкального образования (на примере Монголии), уточнен понятийно-терминологический аппарат профессионального музыкального образования; изучены взаимосвязи развития музыкального образования в Монголии с мировыми (в т. ч. российскими) педагогическими и музыкально-
образовательными тенденциями; осуществлен ретроспективный анализ истории музыкального образования в Монголии в период с 1972 по 1992 г.
Полученные теоретические и прикладные результаты позволят совершенствовать процесс реформирования профессионального музыкального образования в Монголии. Материалы исследования будут использованы в учебных пособиях по истории музыкального образования в педагогических вузах и в системе повышения квалификации педагогов Монголии и России.
Литература
1. Гантумур Э. К вопросу приобщения младших школьников к народной музыкальной культуре на уроках музыки // МНКО. 2011. № 2. С. 53-55.
2. Долгушина М. Ю. Феноменология музыкальной культуры // Аналитика культурологии. 2012. № 22. С. 146-151.
3. Колин К. К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестник ЧГАКИ. 2010. № 1(21). С. 2745.
4. Миронюк А. Н. Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области: 1930-2002 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мурман. гос. пед. ун-т. Мурманск, 2007. 151 с.
5. Петрова И. А. Культура как базис устойчивости общества // МНКО. 2014. № 3(46). С. 355-357.
6. Попова Л. Д. Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 5(52). С.12-18.
7. Черникова В. Е. Диалог культур как способ социокультурного взаимодействия в условиях глобализации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 4. С. 279-287.
8. Шаует Г. Фортепианная музыка Монголии второй половины XX века: композитор, инструмент, жанр: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 [Рос. ин-т истории искусств]. СПб., 2011. 176 с.
FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN MONGOLIA: STATEMENT OF THE PROBLEM OF RESEARCH
Tserenzhigmediyn Sharavtseren
Vice-director, Mongolian State Conservatory
25 Beijing St., Sukhe-Bator district, Ulaanbaatar 14192, Mongolia
E-mail: [email protected]
Lyubov N. Ruliene
Dr. Sci. (Education), Prof.,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
In the article the relevance of the retrospective analysis of practice of training of professionals in the field of musical art in the context of humanitarian problems of mankind is substantiated. Chronological frameworks are designated for a complex study of history of professional music education in Mongolia (1937-2017). A hypothetical statement is put
forward that formation of professional music education in Mongolia is based on organic combination of traditions and pedagogical innovations, which actualize content and forms of musical and educational process and predict its further development. The theoretical and methodological bases of the research (culturological approach in art, culturological approach in pedagogy, methodology of pedagogy in music education, concept of musical and historical process, civilizational and paradigmatic approaches to study the history of pedagogy), are designated, the research methods (comparative-historical and historical-retrospective), the sources base of the research are defined. The scientific novelty of the research is defined by the features of formation of professional music education in Mongolia, the input of new archival documents in a scientific turn and statistical materials. It is supposed that the obtained theoretical and applied results will allow to improve the process of reforming the professional music education in Mongolia. Keywords: spiritual culture; Mongolia; pedagogical science; retrospective analysis; professional music education; formation stages.