Научная статья на тему 'Современные теории российского высшего музыкального образования в концепции создания монгольской государственной консерватории'

Современные теории российского высшего музыкального образования в концепции создания монгольской государственной консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монгольская государственная консерватория / концепция / музыкальное образование / российские педагоги / Mongolian state conservatory / concept / music education / Russian teachers.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цэрэнжигмед Шаравцэрэн

В статье представлена Концепция создания Монгольской государственной консерватории, включающая цели, основные и дополнительные задачи, схему взаимодействия с органами управления и социальными партнерами, модель и схему обучения, систему управления, финансовые основы и этапы организации консерватории. Определены исторические и теоретические предпосылки развития музыкального образования Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THEORIES OF THE RUSSIAN HIGHER MUSIC EDUCATION IN THE CONCEPT OF CREATION OF THE MONGOLIAN STATE CONSERVATORY

The Concept of creation of the Mongolian state conservatory including the purposes, the main and additional objectives, the scheme of interaction with governing bodies and social partners, model and the scheme of training, a control system, financial bases and stages of the organization of conservatory is presented in article. Historical and theoretical prerequisites of development of music education of Mongolia are defined.

Текст научной работы на тему «Современные теории российского высшего музыкального образования в концепции создания монгольской государственной консерватории»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:78(517.3)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

© Цэрэнжигмед Шаравцэрэн

заместитель директора по учебной части,

Монгольская государственная консерватория (г. Улан-Батор)

E-mail: sharavtsereng@hotmail.com

В статье представлена Концепция создания Монгольской государственной консерватории, включающая цели, основные и дополнительные задачи, схему взаимодействия с органами управления и социальными партнерами, модель и схему обучения, систему управления, финансовые основы и этапы организации консерватории. Определены исторические и теоретические предпосылки развития музыкального образования Монголии.

Ключевые слова: Монгольская государственная консерватория, концепция, музыкальное образование, российские педагоги.

24 июля 2017 г. состоялось крупное и значимое событие в истории музыкального образования в Монголии — приказом министра образования, науки, культуры и спорта на базе Музыкально-хореографического колледжа им. С. Гончиг-сумлаа создана Монгольская государственная консерватория.

Музыкально-хореографический колледж им. С. Гончигсумлаа (1937-2017 гг.) являлся единственным в стране образовательным учреждением по подготовке профессиональных кадров для организаций культуры и искусств. За 80 лет в стенах колледжа подготовлено свыше 8000 специалистов по 40 профессиям.

Огромную помощь и поддержку на протяжении всей истории колледжа оказывали российские музыканты-педагоги. В частности, в 1972-1983 гг. неоценимый вклад в развитие теории музыки, классической музыки и балета внесли Ф. Евтодиенко, Ф. Корсакович, А. Ишкениль, А. Моисеев, Г. Айрапетян, Х. Ха-ханян, Э. Вернигора, А. Миронов.

И на современном этапе преобразований коллектив колледжа обратился за помощью к российским коллегам. В период с 14 по 18 июня 2017 г. состоялся визит Быстрова Д. В., проректора по учебной и воспитательной работе Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Денис Викторо-

Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество

2017. Вып. 4

вич посетил учебные занятия и концерты учащихся и выпускников колледжа, ознакомился с материально-технической базой и документацией учебного заведения. Состоялись встречи с заведующими кафедрами, профессорско-преподавательским составом, учащимися средних классов и студентами бакалавриата и др. Оценивая потенциал Музыкально-хореографического колледжа для преобразования в консерваторию, Д. В. Быстров отметил, что «установлена готовность преподавательского состава, руководства страны к реформированию системы музыкального образования Монголии, развития потенциала не только богатой самобытной культуры народного творчества, но и реализацию программ академического музыкального образования на самом высоком профессиональном уровне».

Проведенные практические мероприятия (открытые уроки, концертная программа) позволили установить не только высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, имеющего в своей основе выпускников ведущих российских (советских) высших учебных заведений сферы искусства, но и увидеть результаты их педагогического труда. Учащиеся и выпускники колледжа продемонстрировали высокий профессиональный уровень исполнения, заинтересованность в профессиональном развитии и совершенствовании мастерства.

Концепция создания Монгольской государственной консерватории включает цели, основные и дополнительные задачи, схему взаимодействия с органами управления и социальными партнерами, модель и схему обучения, систему управления, финансовые основы и этапы организации консерватории.

Цель создания Монгольской государственной консерватории — подготовка профессиональных специалистов высшего уровня, которые определяют развития и тенденции искусства Монголии.

Миссия Монгольской государственной консерватории: стать передовой консерваторией в Центральной Азии.

Основные задачи:

- преобразовать структуру МХК для создания на его базе Монгольской государственной консерватории;

- обеспечить систему научно-образовательной деятельности и непрерывного повышения квалификации, профессиональной переподготовки преподавателей;

- разработать и обновить образовательные программы среднего и высшего профессионального музыкального образования в Монголии на основе международных образовательных стандартов,

- разработать эффективную технологию совершенствования творческих способностей и умений обучающихся и подготовки их к международным конкурсам;

- создание научно-исследовательского центра музыкального и танцевального искусства Монголии.

Ш. Цэрэнжигмед. Современные теории российского высшего музыкального образования в концепции создания монгольской государственной консерватории

Несомненно, ключевым компонентом концепции является модель подготовки профессиональных музыкантов, представленная образовательными программами.

Стержнем концепции, на наш взгляд, должны быть современные теории российского высшего музыкального образования, разработанные Г. М. Цыпиным [11], Э. Б. Абдуллиным [1], Р. И. Лозовской [8], Н. И. Ануфриевой [2], Т. П. Бро-вой [3], Е. Н. Федорович [10] и др.

Перечислим наиболее общие положения теории музыкального образования, которые учтены в Концепции создания Монгольской государственной консерватории.

Во-первых, музыкальное образование в современном толковании рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Во-вторых, особенностью музыкального образования является одновременное существование и развитие двух его основных ветвей: общего и профессионального. При этом профессиональное образование образует корневую систему музыкального образования, т. к. все музыканты, в том числе и работающие в системе общего музыкального образования, являются музыкантами-профессионалами.

В-третьих, целью профессионального музыкального образования является подготовка музыкантов-профессионалов. С учетом динамично меняющихся социально-политических и культурно-экономических условий современные подходы в высшем музыкальном образовании ориентируют на профессиональную подготовку музыкантов широкого профиля [7]; формирование профессиональной мобильности музыкантов, расширение профилей практической подготовки студентов-музыкантов [4]; освоение будущими музыкантами максимально широкого спектра компетентностно-квалификационных комплексов, гарантирующих конкурентоспособность, мобильность, перспективность [9]; использование музыкально-компьютерных технологий [5] и т. д. Достаточно активно поднимается вопрос специфики формирования универсальных и профессиональных компетенций музыкантов-педагогов [6], использования инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию компетентностно-ориентирован-ного обучения в высшем музыкально-профессиональном образовании.

Думается, опираясь на эти и другие положения современной теории российского высшего музыкального образования, коллектив Монгольской государственной консерватории может совершенствовать подготовку кадров в области музыкального образования, повысить профессиональный уровень преподавателей и улучшить образовательную среду — в целом повысить статус музыкального образования Монголии.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник. М.: Изд-во МГПУ; Прометей, 2013. 431 с.

Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество

2017. Вып. 4

2. Ануфриева Н. И. Инновационные процессы в музыкальном образовании: социокультурный аспект: учебное пособие. М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. 188 с.

3. Брова Т. П. Теория музыкального образования: теоретические основы личностно ориентированного музыкального образования: учебное пособие. Вологда: Изд-во ВГПУ, 2009. 111 с.

4. Бутова И. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 105-111.

5. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С.47-51.

6. Зеленкова Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 149-154

7. Круглова М. Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: психология и образование. 2016. № 8(26). С. 8.

8. Лозовская Р. И. Теория музыкального образования: учебное пособие. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 99 с.

9. Мансурова А. П. Концептуальные положения модульно-дифференцированной подготовки музыканта-педагога в вузе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. №3 (11). С.11-24.

10. Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX — XX века): учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 200 с.

11. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. 318 с.

MODERN THEORIES OF THE RUSSIAN HIGHER MUSIC EDUCATION IN THE CONCEPT OF CREATION OF THE MONGOLIAN STATE CONSERVATORY

Tserenzhigmed S.

deputy director for a teaching department,

Musical and choreographic college of Mongolia (Ulaanbaatar)

E-mail: sharavtsereng@hotmail.com

The Concept of creation of the Mongolian state conservatory including the purposes, the main and additional objectives, the scheme of interaction with governing bodies and social partners, model and the scheme of training, a control system, financial bases and stages of the organization of conservatory is presented in article. Historical and theoretical prerequisites of development of music education of Mongolia are defined. Keywords: Mongolian state conservatory, concept, music education, Russian teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.