Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ИСКУССТВ / КОЛЛЕДЖ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / KABARDINO-BALKARIA / THREE-LEVEL MODEL OF EDUCATION / MUSIC SCHOOL / ART SCHOOL / COLLEGE / UNIVERSITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сижажева О.А.

Статья посвящена исследованию системы профессионального музыкального образования в одном из регионов России - Кабардино-Балкарской Республике. Прослежено становление и эволюционный путь системы музыкального образования в КБР с выявлением основных проблем и тенденций развития. Полученные результаты могут послужить материалом для проведения исследований в области культурологии, искусствоведения, музыковедения, социологии, истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN KABARDINO-BALKARIA: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The article is devoted to the study of the system of professional music education in one of the regions of Russia - Kabardino-Balkarian Republic. The formation and evolutionary way of the music education system in the CBR with the identification of the main problems and trends of development is traced. The results can serve as a material for research in the field of cultural studies, art history, musicology, sociology, history.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 78

О.А. СИЖАЖЕВА

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Сижажева Ольга Анатольевна, декан театрального факультета Северо-Кавказского государственного института искусств (Нальчик, ул. Ленина, 1), olga.sizhazheva@gmail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию системы профессионального музыкального образования в одном из регионов России - Кабардино-Балкарской Республике. Прослежено становление и эволюционный путь системы музыкального образования в КБР с выявлением основных проблем и тенденций развития. Полученные результаты могут послужить материалом для проведения исследований в области культурологии, искусствоведения, музыковедения, социологии, истории. Ключевые слова: музыкальное образование, Кабардино-Балкария, трехуровневая модель образования, музыкальная школа, школа искусств, колледж, вуз, профессиональное образование.

UDC 78

O.A. SIZHAZHEVA

FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN KABARDINO-BALKARIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

FOR DEVELOPMENT

Sizhazheva Olga Anatolyevna, Dean of the Faculty of Theater of the North Caucasus State Institute of Arts (1, Lenina st., Nalchik), olga.sizhazheva@gmail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the system of professional music education in one of the regions of Russia - Kabardino-Balkarian Republic. The formation and evolutionary way of the music education system in the CBR with the identification of the main problems and trends of development is traced. The results can serve as a material for research in the field of cultural studies, art history, musicology, sociology, history.

Keywords, music education, Kabardino-Balkaria, three-level model of education, music school, art school, college, university, professional education.

История музыкального образования Кабардино-Балкарии насчитывает много десятилетий. Процессы становления музыкального образования и музыкальной культуры не могли протекать в отрыве от социально-экономической и политической ситуации в стране. По факту первые целенаправленные и осознанные шаги к формированию и развитию культуры как страны, так и региона были сделаны в период социалистического строительства [1, 2, 3].

Музыкальное образование Кабардино-Балкарии является относительно молодым побегом общероссийской системы образования. Его особенность заключается в том, что оно впитало лучшие традиции этносов (в основном - кабардинцев и балкарцев), проживающих в республике, национальные духовные ценности, сохранение которых составляет первостепенную задачу политики государства в целом и каждой личности в частности.

Становлению профессионального музыкального образования в КБР предшествовал период зарождения и развития музыкальной культуры и искусства региона (20-е -середина 30-х гг. ХХ в.), характеризующийся бурной культурно-просветительной деятельностью, протекавшей в стране в целом в годы строительства советской власти [4, 5].

В становлении музыкального образования важную роль сыграли предпрофессио-нальные образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств), открытые и функционировавшие в КБР в разные годы. В них осуществлялась образовательная деятельность на фортепианном, оркестровом, народном (отделение народных инструментов), хореографическом, вокальном и др. отделениях.

Первая музыкальная школа была открыта в Нальчике в 1936 году. Будучи самой первой музыкальной школой Кабардино-Балкарии, была значительна ее роль в становлении профессионального музыкального образования в республике, а более широком плане - музыкального искусства и музыкальной культуры. Деятельность школы ориентирована не только на обучение детей музыкальным навыкам и умениям, но и на музыкально-эстетическое воспитание молодежи. Основными целями данного учебного заведения являются формирование разносторонне образованной личности, обнаружение, раскрытие и развитие способностей ребенка. При этом педагогами школы учитываются индивидуальные качества каждого обучающегося.

В настоящее время в школе функционирует фортепианное отделение, а также отделения струнных, духовых и народных инструментов (скрипка, флейта, виолончель, аккордеон, баян, гитара, кларнет, национальная гармоника). Кроме индивидуальных занятий, в школе ведется и коллективное творчество. В ней функционируют младший и старший хоры, на базе которых действует оперная студия; два класса (младший и старший) оркестра народных инструментов, а также ансамбли вокалистов и гитаристов. Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным предпрофесси-ональным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам в области музыки.

Нальчикская музыкальная школа № 1 стала не только первой, но и долгое время, а именно до середины 50-х годов, продолжала оставаться единственным музыкальным образовательным учреждением во всей республике.

Начиная с середины 50-х - начала 60-х годов в районных центрах и столице Кабардино-Балкарии стали открываться новые музыкальные школы. Так, с 1955 по 1963 гг. детские музыкальные школы и школы искусств были открыты в таких райцентрах республики, как Нарткала, Терек, Анзорей, Кашхатау, Залукокоаже, Баксан, Чегем, Тырныауз и т.д. В целом к 70-м годам в Кабардино-Балкарии работали 13 музыкальных школ.

Начиная с 1956 года - с момента открытия Нальчикского музыкального училища (НМУ) в республике функционировала двухуровневая модель музыкального образования «школа (ДМШ или ДШИ) - ССУЗ (музыкальное училище)».

Открытие НМУ (впоследствии КБУКИ - Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств, ныне - ККИ - Колледж культуры и искусств) было значимым событием в культурной жизни республики. Сама жизнь (и не только музыкальная и культурная, но и духовная, экономическая, социально-политическая и т.д.) подсказала необходимость создания специального учебного заведения для воспитания и обучения музыкантов, певцов, танцоров, многие из которых впоследствии стали бы руководителями художественной самодеятельности, народных музыкальных и танцевальных ансамблей, учителями пения в общеобразовательных школах.

К началу деятельности Нальчикского музыкального училища в нем функционировали четыре отделения: фортепианное, а также отделения народных инструментов, пения и хорового дирижирования (или дирижерско-хоровое отделение). Впоследствии были открыты: струнное, духовое, хореографическое, теоретическое, художественно-оформительское отделения, отделение социально-культурной деятельности (СКД) [6].

В настоящее время образовательная деятельность в данном учебном заведении осуществляется (теперь уже ККИ, функционирующее как структурное подразделение

Северо-Кавказского государственного института искусств) по 7 специальностям, некоторые из них включают несколько подспециальностей: инструментальное исполнительство (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, народные инструменты, национальные инструменты народов России), вокальное искусство, хоровое дирижирование, теория музыки, искусство танца (по видам), дизайн (по отраслям), библиотековедение.

Значимым событием в культурной жизни республики и становлении образовательной системы КБР стало открытие в 1960 году культурно-просветительного училища, обеспечившего возможность самостоятельной подготовки кадров культпросветработников: режиссеров, хореографов, руководителей музыкальных коллективов и т.д. Училище готовило специалистов на оркестрово-хореографическом, оркестрово-дирижерском, театрально-режиссерском, хоровом, танцевальном и других отделениях. Спустя лишь одно десятилетие после открытия - к 70-м годам - уже был заметен вклад данного учебного заведения в развитие культуры и особенно самодеятельного искусства республики. К указанному времени более 400 выпускников училища работали в заводских и сельских клубах, в домах и дворцах культуры, в профессиональных коллективах КБА ССР и за ее пределами. Кроме того, около трех десятков выпускников танцевального отделения училища заложили основу для создания балетного искусства в Кабардино-Балкарии. Так, например, за заслуги в развитии национального балета некоторым выпускникам училища (X. Архестову, Б. Карданову и Р. Хакуловой и некоторым другим) были присвоены почетные звания заслуженных артистов КБА ССР.

В 1990 году культпросветучилище было объединено с музыкальным училищем, на базе которого было создано училище культуры и искусств - современный колледж культуры и искусств, функционирующий как структурное подразделение СКГИИ.

Предпрофессиональные (музыкальные школы и школы искусств) и средние профессиональные музыкальные учебные заведения (колледж культуры и искусств) Кабардино-Балкарии к настоящему времени проделали и продолжают выполнять большую работу по подготовке национальных музыкальных кадров. С их значимой поддержки и в прямой взаимосвязи функционирует Северо-Кавказский государственный институт искусств (СКГИИ) - единственный вуз в СКФО, осуществляющий подготовку профессиональных творческих кадров, в том числе и музыкальных.

Современная эпоха, под которой принято подразумевать постсоветский период (с 90-х гг. ХХ в. - до 2019 г.), характеризуется гипердинамическими трансформациями в обществе. Этим трансформациям подвергаются все сферы жизни - политическая, экономическая, культурная и т.д. Всякого рода изменения в обществе влияют на эволюцию системы образования и, в частности, музыкального образования.

Каждая новая эпоха требует внедрения в учебный процесс новых методик преподавания, соответствующих окружающему музыкальному миру, существующей музыкальной культуре и музыкальной жизни той или иной страны, региона и т.д. Из этого следует, что музыкальное образование в Кабардино-Балкарии, как и в других регионах и современных музыкальных учебных заведениях, должно отличаться высоким качеством, универсальностью, комплексностью, современностью и нацеленностью на XXI век. Все эти критерии подтверждают необходимость и важность многоуровневой структуры музыкально-образовательной системы, развивающейся по модели «школа (ДМШ или ДШИ) - училище (колледж) - вуз».

В системе музыкального образования Кабардино-Балкарии указанная трехуровневая модель была реализована в 1990 году - с момента открытия единственного во всем СКФО профильного вуза искусства - Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ).

С самого начала своей деятельности СКГИИ является центром подготовки специалистов в сфере искусства и культуры и обеспечивает высококвалифицированными

кадрами не только регион, в котором функционирует, но и всю страну. При этом важнейшим приоритетом института является стремление к воспитанию творческой молодежи, умеющей свободно мыслить, принимать самостоятельные научные и мировоззренческие решения и действия, быть профессионалами в выбранной сфере деятельности. Главная стратегия института базируется на концептуально новом подходе, предусматривающем непрерывный процесс профессионального образования, интегрированную деятельность различных ведомств, заинтересованных в образовательной деятельности.

Институт реализует образовательные программы по «Инструментальному исполнительству», «Вокальному искусству», «Искусству народного пения», «Музыкально-театральному искусству», «Музыкальному искусству эстрады», «Дирижированию», «Композиции», «Музыкознанию и музыкально-прикладному искусству (этномузыкологии)», «Актерскому искусству», «Режиссуре кино и телевидения», «Режиссуре театрализованных представлений и праздников», «Народному художественному творчеству», «Хореографическому искусству», «Культурологии», «Социально-культурной деятельности (СКД)», «Литературному творчеству», «Продюсерству» - что составляет комплекс программ высшего образования.

В СКГИИ также реализуются программы среднего образования по «Инструментальному исполнительству», «Вокальному искусству», «Хоровому дирижированию», «Теории музыки», «Хореографическому искусству», «Искусству танца», «Дизайну», «Социально-культурной деятельности», «Народному художественному творчеству».

В институте реализуются программы послевузовского образования по направлению подготовки 24.00.01 - Теория и история культуры.

Программы дополнительного образования, функционирующие при СКГИИ включают подготовку к поступлению в высшее учебное заведение (в частности, в СКГИИ), переподготовку и повышение квалификации по основным образовательным программам, профессиональную переподготовку с присвоением дополнительной квалификации «Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель».

При институте действуют театральный и исполнительский факультеты по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Образовательный процесс осуществляется на десяти кафедрах.

При институте действуют ученый совет, студенческий совет, отдел аспирантуры и дополнительного профессионального образования, детская школа искусств и школа практики, музыкальный кадетский корпус и колледж культуры и искусств.

Образовательный процесс в СКГИИ сопровождается научной деятельностью, на которой базируется в общем плане образование в целом и подготовка будущих специалистов в частности. Исследовательская работа педагогов вуза является неотъемлемой частью преподавания, что положительно влияет на результаты их деятельности. Наряду с чтением курсов лекций они проводят систематическую научно-практическую работу со студентами по выбранной специальности обучения.

В целом особенность функционирования СКГИИ заключается в совмещении учебной, педагогической, научной и культурной (концертно-творческой) деятельности, что оказывает значительное положительное влияние на качество образования.

В современную эпоху благодаря деятельности СКГИИ музыкальное образование в КБР успешно развивается по непрерывной цепи - модели профессионального образования «ДШИ (предпрофессиональное образование) - колледж (среднее профессиональное образование) - вуз (высшее профессиональное образование)». Данная модель дополняется еще одной ступенью образования - послевузовским профессиональным образованием, реализуемым аспирантурой и ассистентурой-стажировкой, которая на протяжении долгого периода успешно функционирует при институте.

Значимым и уникальным событием в культурной жизни Кабардино-Балкарии и в развитии музыкального образования региона стало создание Музыкального кадетского корпуса (МКК) при СКГИИ, в котором реализуются образовательные программы среднего профессионального искусства, интегрированные с ОП основного общего и среднего общего образования по специальности 52.03.02 - Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

Таким образом, на современном этапе музыкальное образование в Кабардино-Балкарии развивается по разным ОП в области музыкального искусства. В ДШИ СКГИИ реализуются ОП по фортепиано, струнным инструментам, духовым и ударным инструментам, народным инструментам. В ККИ СКГИИ осуществляется образовательная деятельность по инструментальному исполнительству (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, народные инструменты, национальные инструменты народов России), вокальному искусству, хоровому дирижированию, теории музыки, искусству танца (по видам). Образовательный процесс в МКК СКГИИ осуществляется по интегрированным программам по инструментальному исполнительству: ударным и оркестровым инструментам (флейта, кларнет, саксофон, труба, валторна и др.). В СКГИИ реализуются образовательные программы по хореографическому искусству, музыкально-инструментальному искусству, искусству народного пения, дирижированию, хоровому дирижированию, искусству концертного исполнительства, вокальному искусству, музыкознанию и музыкально-прикладному искусству, теории музыки и т.д.

В заключение следует отметить, что автором статьи проанализирована не просто деятельность музыкальных учебных заведений Кабардино-Балкарии, но рассмотрена специфика функционирования трехуровневой системы профессионального образования, становление которой проходило в сложных социально-политических и экономических условиях развития региона и страны в целом. Подробному анализу подвержен каждый уровень данной системы путем исследования деятельности предпрофессиональных, средних профессиональных и высших профессиональных музыкальных учебных заведений Кабардино-Балкарии.

В ходе исследования выявлено, что функционирование системы «школа (ДМШ или ДШИ) - училище (колледж) - вуз» положительно влияет на общекультурное развитие Кабардино-Балкарии и одновременно способствует усовершенствованию системы образования рассматриваемого региона.

Литература

1. Саблиров М.З. История народного образования в документах // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. № 4. С. 176-185.

2. Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX в. Нальчик, 2001. 232 с.

3. Хавпачев Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1999. 224 с.

4. Хутуев Х.И. Из истории культурного строительства Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1972. 134 с.

5. Хутуев Х.И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984. 290 с.

6. Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств (к 40-летию со дня образования). Нальчик, 1997. 70 с.

References

1. Sablirov M.Z. The history of public éducation in documents // Literaturnaya Kabardino-Balkaria. 2001. № 4. P. 176-185.

2. Sablirov M.Z. Kultura narodov Kabardy i Balkarii v kontse XIX - nachale XX v. [The culture of the peoples of Kabarda and Balkaria in the late XIX - early XX centuries]. Nalchik, 2001. 232 p.

3. Khavpachev Kh.Kh. Professionalnaya muzyka Kabardino-Balkarii [Professional music of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, 1999. 224 p.

4. Hutuev Kh.I. Iz istorii kulturnogo stroitelstva Kabardino-Balkarii [From the history of cultural construction of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, 1972. 134 p.

5. Hutuev Kh.I. Stanovlenie i razvitie sotsialisticheskoy kultury sovetskoy Kabardino-Balkarii [The formation and development of the socialist culture of Soviet Kabardino-Balkaria. Nalchik, 1984. 290 p.

6. Kabardino-Balkarian College of Culture and Arts (to the 40th anniversary of the foundation). Nalchik, 1997. 70 p.

УДК 782

А.В. ШОРНИКОВА

ЧЕРТЫ ПЕРФОРМАНСА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВИДЕОТЕАТРЕ С. РАЙХА (К ВОПРОСУ СПЕЦИФИКИ ЛИБРЕТТО)

Шорникова Александра Владимировна, студентка Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, 23), dartalexandra@gmail.com

Аннотация. В статье, на основе музыкально-театральных сочинений С. Райха, исследуется малоизученный в современном музыкознании вопрос проявления черт перформативности на уровне литературной основы оперного сочинения. Анализируется принцип визуальной и вокальной подачи текста, выявляются специфические приемы, благодаря которым реализовано качество перформатив-ности в тексте либретто.

Ключевые слова: Стив Райх, видеоопера, перформанс, либретто. UDC 782

A.V. SHORNIKOVA

PERFORMANCE FEATURES IN THE REICH'S VIDEO-OPERAS (ON THE ISSUE OF THE SPECIFICITY OF LIBRETTO)

Shornikova Alexandra Vladimirovna, Student of the Rostov State Conservatory n.a. S.V. Rachmaninov (23, Budennovskiy ave., Rostov-on-Don), dartalexandra@gmail.com

Abstract. The article, based on the musical and theatrical works by S. Reich, explores the question of the manifestation of features of performance at the level of the literary basis of opera writing, which has been little studied in modern musicology. The principle of visual and vocal presentation of the text is analyzed, specific techniques are identified, due to which the quality of performance in the libretto text is realized.

Keywords: Steve Reich, video-opera, performance, libretto.

Документальный музыкальный видеотеатр Стива Райха и Берил Корот на протяжении последних лет вызывает неослабевающий интерес исследователей как за рубежом, так и в России. Однако в разнообразном по проблематике контенте работ никем не поставлен вопрос о том, что многим необычным своим чертам он обязан влиянию современных перформативных практик, выдвигающих перформанс как доминирующую форму представления современного искусства1.

1 Особенность этой формы выражена в следующем определении теоретика перформативности Рихарда Шехнера: «Перформанс - это нечто большее, чем понятие, сосредоточенное вокруг европоцент-ричной драмы. Перформанс включает в себя интеллектуальную, социальную, культурную, историческую и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.